Психологические аспекты переживания развода родителей детьми

Около половины браков в стране заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети. Влияние развода родителей на психологическое состояние детей их дальнейшую жизнь трудно переоценить. С первых дней рождения и далее ребёнок чувствует привязанность к родителям, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей пытается строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации.

В момент развода, лишившись защиты, ребенок остается один на один с чувством разделения любви между двумя родителями. Дети любят обоих родителей, им необходимы и мать, и отец, поэтому они не желают поддерживать ни одну из сторон. Далее, пытаясь переосмыслить свою дальнейшую жизнь, ребенок в силу небольшого жизненного опыта не способен четко сформировать свои жизненные приоритеты вследствие длительных переживаний. Дальнейшее развитие внутреннего конфликта может привести к различным психологическим травмам и фобиям. Поэтому, разрушение семьи не может не влиять на психологическое состояние ребенка при формировании характера и направлений развития [2].

Актуальность исследования данной проблемы обусловлены тем, что развод становится все более обычным явлением в нашем обществе. И, хотя он несколько утратил свою былую шоковую репутацию, он все же обычно ассоциируется с целым букетом разного рода горестей и бед. Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он, так или иначе, затрагивает. Для большинства детей развод является серьезной травмой, исследования свидетельствуют, что в конечном итоге он не обязательно приводит их к длительному эмоциональному стрессу или ущербу. В большинстве случаев сам фон, на котором происходит развод, влияет на то, как ребенок приходит в себя после этого болезненного и крайне тяжелого события. Развод родителей ребенок воспринимает как личную трагедию, ведь ребенок характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у ребенка со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей, новый уровень самосознания.

Изучением переживаний развода родителей детьми занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. Но до сих пор актуальным остается и вопрос о влиянии развода родителей на развитие ребенка. В силу неразработанности и отсутствия широкой теоретической базы по этому вопросу представляет интерес для изучения выбранная нами тема исследования.

8 стр., 3656 слов

Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению

... скрыть). В беседах с родителями детей с синдромом Ушера, мамы быстрее раскрывались и начинали говорить о своих чувствах относительно изменяющегося состояния ребенка с синдромом Ушера. Отцы о чувствах старались ... из-за диагностированного у ребенка двойного нарушения зрения и слуха супруги не смогли справиться с настигшим их горем — серьезно пострадали их отношения. Развод, постоянные поиски ...

Объект исследования: семья, находящаяся в стадии развода.

Предмет исследования: диагностическая технология, направленная на выявление проблем организации воспитания ребенка в ситуации развода.

Цель исследования: на основании опыта раннее проведенных исследований формулировка и раскрытие основных психологических особенностей переживания детьми ситуации развода родителей. Необходимо четко выявить возможные последствия разрушительного влияния трагических событий развода для ребенка. Попытаться проанализировать возможные психологические последствия и сформировать комплекс мер направленных на предупреждение возникновения депрессии, фобий и различного рода неврозов.

1. Психологические аспекты переживания развода родителей детьми

Изначально, психологическая сущность семейного конфликта который может закончиться разводом имеет различные причины. Как известно, на протяжении жизни люди значительно изменяются, происходят возрастные изменения, меняется опыт, приобретаемый во внесемейном общении. В результате всех этих изменений годами упроченные формы взаимодействия людей в семье могут не поспевать за изменениями человека, и при определенных условиях это противоречие может заостриться до открыто конфликтных форм.

Вторым видом конфликтов могут служить те, которые возникают при необходимости перестроить привычные отношения под влиянием изменившихся условий жизни. Для многих семей сама необходимость что-то изменить становится помехой единства семьи. В некоторых случаях причиной открытого конфликта может стать накопившееся ощущение неблагополучия, которое становится предметом осознания одного из супругов. Естественно, что в этих конфликтах дети занимают определенное место. Часто ребенка втягивают в конфликт и бессознательно используют как орудие в борьбе за изменение стиля отношений либо как рычаг сохранения привычной неизменности.

Психологи часто встречаются с семейными конфликтами, в основе которых лежат именно отношения с детьми. Ребенок становится центром конфликта. Все такие конфликты независимо от возраста и индивидуальности ребенка объединяет одно: невозможность для родителей отказаться от привычных, зафиксированных стереотипов во взаимодействии с ребенком, перестроить систему оценок его поведения, изменить стиль воспитания в семье. Чаще всего особенную остроту такие конфликты приобретают в семьях подростков, когда необходимость выхода ребенка за пределы семейного круга вызывает острое сопротивление со стороны одного из родителей, а другой занимает позицию нейтралитета или поддержки ребенка.

Развод родителей отражается на спектре отношений в семье. Разрушается целостность внутреннего мира ребенка-подростка, основанная на возможности ощущения интимность человеческой любви, предоставленную матерью, и формирования отношения к человеческому обществу, представляемую отцом [ 11]. Для детей и подростков самая острая реакция на расставание родителей проявляется в течение первых 6 месяцев или года после развода. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний, являющихся следствием невроза. Период времени после развода родителей негативно связан с субъективным восприятием подростками собственного ближайшего и отдаленного будущего.

5 стр., 2297 слов

Особенности общения врача педиатра с родителями ребенка

... раздельно говорить с родителями, особенно если ребенок болен, ибо это может повредить семейным отношениям, вплоть до взаимных упреков, развода. •Никогда не путайте пол ребенка. Родители усматривают ... и психологических особенностях родителей, психосоциальных возможностях семьи. Практическими советами в этом плане могут быть: •Стремление установить психологический контакт с родителями и завоевать ...

2. Ребенок в момент развода родителей

Не все семьи способны выдержать испытание «на прочность». Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы распадаются. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который приносил бы удовлетворение обоим партнерам. Часто выход в такой ситуации один — развод [9].

Развод, как считают психологи, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и, особенно, детей. Ситуация развода, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Что бы ребенок легче перенес ситуацию развода нужно его морально к этому подготовить.

Если возможно, надо поставить ребенка в известность о предстоящем разводе до того, как развод действительно произойдет. Это даст ему возможность обдумать горькую новость, частично преодолеть первоначальный шок и переговорить с каждым из родителей о том, что это означает для него. Нужно предоставить детям не одну возможность выяснить ситуацию с обоими родителями: задать им вопросы и поговорить о своих чувствах. Детям нужно дать время «переварить» создавшееся положение, приспособиться к нему. Не думайте, что одного разговора по душам будет достаточно, чтобы разрешить все проблемы. Ребенку порой бывает трудно выразить свои мысли и чувства словами. В таких случаях рекомендуется побуждать его к этому через занятия рукоделием, игру в кукольный театр или рассказывание историй. Такие занятия предоставляют родителям уникальную возможность проникнуть в сокровенные мысли и чувства своих детей.

Объясняя причины развода ребенку, следите за тем, чтобы язык был понятен и доходчив. Исследования свидетельствуют, что очень многим детям причины развода не объяснялись вообще, или объяснение давалось на языке, недоступном для их понимания [5].

В эмоциональном отношении дети, получившие объяснение о грядущем разводе на понятном им языке, переживают ситуацию гораздо легче. Дети, пребывающие в неведении относительно развода, зачастую вынуждены предпринимать отчаянные попытки найти ключ к пониманию сложившейся ситуации.

Чрезвычайно важно также, чтобы объяснения, которые нужно дать детям, соответствовали их возрасту. Не следует, например, перегружать восьмилетнюю девочку подробностями о похождениях ее папочки.

Следует помнить о том, что по мере взросления детям потребуется иной уровень информации. Например, достигнув 12 лет, бывшая десятилетняя девочка будет знать больше о характере взаимоотношений между взрослыми, захочет узнать и сможет понять больше о перипетиях вашего развода. Важно помнить, что развод — это процесс в жизни семьи, а не какой-то отдельный эпизод.

12 стр., 5896 слов

Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми

... подчинится. В результате, у детей остаются лишь воспоминания об истериках родителей, а не о проведенных счастливых детских годах в совместных играх и беседах. Уважение и все другие высшие проявления у человека проявляются ...

Беседуя с ребенком о разводе, непременно нужно подчеркнуть, что партнеры по браку могут разойтись, но расстаться с детьми родители не могут. Дать детям четко понять и усвоить, что вы всегда останетесь их родителем и будете о них заботиться. Если вы уходите из семьи, но сохраняете за собой право навещать своего ребенка, вы должны постараться убедить ребенка, что, хотя вы не будете жить вместе, вы все равно его любите, что вы остаетесь его матерью (отцом), и что он всегда будет частью вашей жизни. Однако не давайте таких заверений и обещаний, если не намерены выполнять их в полной мере. Нарушение такого обещания способно разбить детское сердце.

Если родитель бросил своего ребенка вообще или не хочет встречаться и поддерживать с ним отношения, он должен объяснить ребенку, что причина такого решения кроется не в ребенке. Постараться укрепить в ребенке чувство собственного достоинства и убедить его, что он нужен и дорог.

И, вообще, ставя ребенка в известность о предстоящем разрыве или разводе, объяснить ему, что он совершенно ни при чем. Что он не сделал ничего, чтобы это произошло, не мог ничего сделать, чтобы предотвратить развод, и не может воссоединить разводящихся родителей. Развод — это решение, которое принимают взрослые, а не дети. Важно подчеркнуть также окончательность и бесповоротность развода. Дети частенько лелеют надежду, что после длительного разрыва родители в конце концов соединятся вновь. Лучше не подогревать такого рода фантазий.

В разговоре с ребенком о разводе скажите ему, что процесс этот весьма болезненный и трудный, но что вы его сможете преодолеть. Слишком часто родители говорят детям: «После развода будет лучше» — тогда как на самом деле требуется довольно много времени, чтобы это ожидаемое улучшение наконец наступило. В таком случае, видя, что после развода дела фактически ухудшаются, дети испытывают растерянность и становятся недоверчивыми.

И, наконец, убедиться в том, что ребенок понимает то, что вы ему объясняете. Повторение ребенком ваших слов, что «мама и папа разводятся», не означает, что он понимает суть и смысл развода. Время от времени дети испытывают необходимость возвращаться к этой теме. Они могут задавать разные вопросы или спрашивать одно и то же бесчисленное количество раз. Они не хотят быть надоедами, они просто беспомощно барахтаются в попытках справиться с драматическим переворотом в их жизни, и им требуется время, чтобы все обдумать. Детям необходимо получить требующуюся информацию и неоднократные заверения в помощи, чтобы выйти из создавшегося положения [12].

3. Типичные психологические проблемы детей в ситуации развода родителей

Известно, что развод родителей в жизни ребенка — это важнейшее негативное событие, травмирующее переживание, ведущее к потрясению и страху, неуверенности в будущем, к которым добавляется ощущение собственной вины в происходящем. Отрицательное влияние развода родителей на детей сказывается в течение длительного времени, вплоть до первых лет их взрослой жизни. Многое зависит от того, как протекает этот процесс. Хуже всего, когда ребенок в ситуации развода родителей оказывается вовлечен в конфликт, если его пытаются заставить принять одну из сторон. Если же процесс проходит мирно, он может даже повлиять положительно и на взрослых, и на малышей, снизив степень конфликтности в семье. Распад семьи, приносящий супругам облегчение, положительно скажется и на младшем поколении. Обычно дети после развода родителей испытывают сильное стремление к автономии. Они слишком рано отдаляются от дома, хотя при этом и становятся более ответственными и решительными [10].

8 стр., 3882 слов

Психологическое влияние развода родителей на детей дошкольного возраста

... проблеме развода супругов и его влияния на ребенка-дошкольника; 2. Рассмотреть как влияет развод родителей на детей дошкольного возраста; 3.Обобщить и систематизировать рекомендации по воспитанию детей, находящихся в ситуации развода родителей. Объектом исследования являются дети дошкольного возраста, родители которых находятся в ситуации развода ...

Особенности непосредственных реакций ребенка на развод родителей специфичны для каждого возраста [6].

Младенцы могут реагировать на тревогу и депрессию ухаживающего родителя и возможную смену привычного образа жизни (переезд, изменения в распорядке дня, замена няни) снижением аппетита, тревогой, соматическими симптомами.

Дети младшего возраста (до 3 лет), как правило, не понимают, почему один из родителей стал проживать отдельно. В ситуации развода для них характерно регрессивное поведение с возрастанием зависимости, склонности к слезам и капризам, ухудшений речи, эпизодов ночного недержания мочи и т.п. Дети могут проявлять отгороженность, у них могут быть вспышки немотивированной агрессии.

Дошкольники, как правило, еще не понимают, что означает развод, но осознают, что один из родителей стал меньше участвовать в их жизни. Переживания детей этого возраста в ситуации развода родителей часто сопряжены с чувствами тревоги, беспомощности, одиночества, горя и утраты. Наиболее характерным для них является чувство вины, когда дошкольники считают себя виноватыми в разводе родителей из-за того, что они были «недостаточно хорошими» или «плохо себя вели». Для детей этого возраста характерны фантазии о примирении родителей. В ситуации развода для дошкольников также характерны регрессивное поведение, возросшая агрессивность по отношению к опекающему родителю и к сверстникам, по­вышенная капризность и эмоциональная лабильность [4].

Дети младшего школьного возраста уже понимают, что такое развод и что родители больше не будут жить вместе, потому что не любят друг друга. Разрушение семьи как системы они воспринимают как утрату безопасного окружения, а естественная возрастная незрелость защитных механизмов не позволяет эффективно противостоять этим разрушениям. В этом возрасте у детей наиболее сильно чувство утраты, тревога, одиночество, чувство беспомощности, обида на ушедшего из семьи родителя. Они пытаются понять причину происшедшего и часто надеются на восстановление семьи. Потеря одного родителя делает для ребенка возможным утрату и другого родителя тоже, с чем связаны характерные для этого возраста страхи и усиливающаяся зависимость. В ситуации развода родителей у младших школьников, в сравнении с детьми других возрастов, более часто встречаются нарушения сна, невротические симптомы (страхи, потеря аппетита, повышение частоты мочеиспускания, диарея, боли).

У них могут ухудшаться уровень социального функционирования, школьная успеваемость, взаимоотношения со сверстниками.

Период от 9 до 12 лет был назван Л. Франке «возрастом злости».[2] В этом возрасте дети склонны к максимализму, у них обостренное чувство справедливости и свои представления о том, что правильно и неправильно. Их представления о добре и зле лишены гибкости. Если родитель, от которого ребенок усвоил эти представления, сам не следует им, подросток чувствует злость, которая и определяет его отношение к разводу. В отличие от более младших детей, которые борются со своими агрессивными чувствами к родителям, они ищут их и предоставляют им полную свободу. Кризис лояльности в этом возрасте часто приводит к отвержению одного из родителей и созданию альянса с другим. Выбирая между «добром» и «злом», дети часто демонстрируют такую враждебность к отдельно проживающему родителю, что их общение становится очень затруднительным. Когда один из родителей поддерживает ребенка в его отвержении другого родителя и старается привлечь его на свою сторону, это часто приводит к обратной реакции в более старшем возрасте, когда подросток начинает обвинять опекающего родителя в препятствиях общению с ранее отвергаемым родителем.

14 стр., 6994 слов

Последствия развода для психики детей

... реакции на развод родителей и помощь взрослых; проанализировать долгосрочное влияние развода на психическое развитие ребёнка; обозначить роль отца в жизни ребёнка после развода, а также в жизни детей рождённых вне брака; рассмотреть исследование влияния ситуации развода на детей. развод психика дети ...

В ситуации развода родителей подростки могут чувствовать злость и утрату иллюзий. Для них характерны переживания покинутости и тревога за будущее. Они могут беспокоиться о финансовой стабильности, о своей будущей семье. В ситуации развода у них часто отмечается депрессивная симптоматика, возрастание агрессивности, изменение поведения в ту или другую сторону (слишком хорошее или слишком плохое).

Они могут пытаться извлечь выгоду из ситуации и контролировать семью. Для детей этого возраста в ситуации развода родителей характерна более ранняя эмансипация, которая определяется чувством, что они «быстро должны стать взрослыми». Для них характерны попытки вычеркнуть одного или обоих родителей из своей жизни.

Так или иначе, развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он затрагивает. Люди реагируют на него обилием разнообразных эмоций, и, хотя для большинства детей развод является серьезной травмой, исследования свидетельствуют, что в конечном итоге он не обязательно приводит их к длительному эмоциональному стрессу или ущербу. В большинстве случаев сам фон, на котором происходит развод, влияет на то, как ребенок приходит в себя после этого болезненного и крайне тяжелого события [7].

В течение первого года после развода или расставания родителей, большинство детей проявляют различные признаки стресса. Злость, уныние и растерянность — основные эмоции, которые они обычно испытывают в этот период.

Дети могут злиться на обоих родителей за то, что они не сохранили семью. Они могут злиться на самих себя за то, что их непослушание привело к разрыву между папой и мамой или за то, что они не предприняли ничего для того, чтобы родители не расстались. Ребенку бывает трудно преодолеть или выразить эту злость. Он может опасаться, что если проявит эту злость в отношении родителя, покинувшего семью, то может быть окончательно отвергнут и лишен возможности посещать этого родителя. Он также может думать, что если будет слишком усердствовать в выражении своей злости по отношению к родителю, с которым он остался, то также может быть отвергнут этим родителем. Он может опасаться интенсивности, накала своей злости, бояться, что если даже частица этой злости выплеснется наружу, это чувство может стать неуправляемым. Иногда детская злость может выплеснуться на школьных друзей и учителей или проявиться в деструктивном, вызывающем поведении.

Последующие несколько лет после развода дети в разведенных семьях, независимо от уровня конфликта, проявляют антисоциальное и импульсивное поведение, агрессию, неуступчивость, зависимость, раздражительность. При разводе родителей ребенку часто приходиться приспосабливаться к другому типу отношений с ними, особенно с тем из них, кто не является опекуном. Часто родители, которые периодически общается с ребенком, считают, что имеют законное право вмешиваться в занятия своих детей и устанавливать для них правила, даже если находиться далеко. Дети, однако, чувствуют что, если родителя нет, он не имеет права вносить ограничения в их жизнь.

7 стр., 3157 слов

Оказание психологической помощи детям в случае развода родителей

... и матери в традиционном смысле этих ролей. Основными направлениями психологической помощи для детей младшего школьного возраста в ситуации развода родителей включают в себя различные методы, среди которых следующие. Играть терапия - метод психотерапии ...

При разводе родителей поведение мальчиков отличается от поведения девочек.

Мальчики более восприимчивы к стрессу, у них ухудшается способность сосредоточиться, появляются конфликты со сверстниками, они проявляют агрессивность к любимым домашним животным или отказываются от занятий, которые раньше доставляли им удовольствие. У мальчиков из разведенных семей на фоне сниженного уровня стрессоустойчивости проявляется также стремление к осторожности, предупреждению развития негативных ситуаций и склонность к длительному глубокому внутреннему переживанию неприятных ситуаций.

Девочки приспосабливаются быстрее, подавляют свои чувства, делают вид, что они все понимают. Но часто подавленные эмоции позднее прорываются, уже во взрослом состоянии, показывая, что обиды не забыты. Девочки в ситуациях фрустрации уделяют чрезмерное внимание удовлетворению ситуативно возникающих потребностей, не склонны прибегать к помощи окружающих в попытках разрешить сложные ситуации. Они характеризуются преобладанием активных видов агрессии, состоянием постоянного возбуждения, эмоциональной неустойчивости, с преобладанием пониженного настроения. Отличительной характеристикой девочек является негативное внутреннее напряжение, эмоциональные переживания в ситуациях учебной деятельности: тревога, страх при оценке их способностей, возможностей, проверке знаний и т.д. Чем на более ранний возраст приходился развод, тем негативнее оценивают собственное ближайшее и отдаленное будущее, как мальчики, так и девочки из разведенных семей. Взаимоотношения ребенка живущего с матерью и отцом также существенно различаются [1].

Характер отношений между одинокой матерью и ее ребенком сказывается на формировании неблагоприятных личностных и эмоционально-поведенческих особенностей. Значимыми параметрами отношений «мать-сын», негативно отражающимися на развитии эмоциональной сферы мальчиков является дисгармонично-непоследовательное отношение матери к сыновьям, а у девочек — амбивалентность воспитания, проявляющаяся в снижении внимания одинокой матери к воспитательному процессу дочерей. Дисгармоничное отношение матери к сыновьям в разведенной семье провоцирует у них развитие в большей степени чувства вины. Амбивалентность воспитания, проявляющаяся в нетребовательности и снижении внимания одинокой матери к дочерям вызывает чувство обиды, вины, замкнутость [3].

Матери часто пытаются найти в своем сыне то, чего не удалось отыскать в партнере. Нередко такие матери, надеясь, что сыновья станут для них надеждой и опорой, переносят на них всю свою нереализованную любовь. Стремясь подольше удержать мальчика возле себя, мать убеждает себя и ребенка в том, что он не может быть самостоятельным. Такой внушаемый и зависимый от матери ребенок, скорее всего, вырастет мнительным и тревожным. С другой стороны, такой мальчик сможет научиться пользоваться этим «особым положением». Нередко бывает и так, что такой мальчик будет сопротивляться этой «сильной любви» и начнет доказывать свою «мужественность»: грубостью, агрессивностью, асоциальным поведением, брошенной учебой, что приводит зачастую к не менее печальным последствиям [4].

Дезадаптивное отношение матери к подростку в ситуации после развода обусловлено влиянием следующих психологических факторов: отчуждение, детские проблемы, нереализованные возможности, ревность к супругу, взаимное непонимание; такие психологические факторы, как: отвергание матери, материнская отчужденность, обвинение матери.

3 стр., 1040 слов

Влияние развода родителей на психическое состояние детей

... лет. Эти различия объясняются и обстановкой в семье до развода родителей, и жизненным опытом ребенка после него. Женщины, чьи родители развелись, чаще становятся матерями-одиночками или рожают детей, проживая в гражданском ... в области финансов, предшествующие разводу оказывают значительное влияние на ребенка и на уровень его доходов в будущем, но сам по себе развод может увеличить риски, которые ...

Печаль, подавленное состояние — практически постоянный спутник развода. Это состояние естественно при такой беде, и детям так же, как и взрослым, приходится проходить этот мучительный этап, связанный с расколом семьи. Печаль может сочетаться с ощущением своей неадекватности и низкой самооценкой. Ребенок может думать, что он — никчемное, скверное существо и ничего не способен сделать путного.

Порой детская печаль или подавленность может принять форму пассивной самоизоляции. Ребенок может хандрить, утратить всякий интерес к школе, друзьям или к тому, что прежде доставляло ему радость, удовольствие. Иногда эти настроения принимают форму неистовой сверх активности, как будто он торопится убежать от грустных мыслей.

Ребенок может стать плаксивым, плакать по поводу вещей, которые прежде его абсолютно не расстраивали. Он может снова испытывать страхи и фобии, например, боязнь темноты, которую он уже преодолел, или приобрести новые страхи. Он может снова начать страдать энурезом. Он может потребовать дополнительного внимания к себе и воспринимать почти как нетерпимые ежедневные вынужденные разлуки, связанные с посещением школы, и т.д. Могут появиться различные физические симптомы, такие, как боли в животе, или возникнуть проблемы, связанные с усидчивостью и способностью сосредоточиваться во время уроков [7].

В бракоразводной круговерти и неразберихе ребенок обычно чувствует себя заброшенным и забытым. Часто самим родителям бывает трудно совладать со своими собственными, захлестывающими их чувствами, и у них остается мало эмоциональной энергии, которой они могли бы с ним поделиться. Это очень пугает ребенка, который может предпринять отчаянные усилия для того, чтобы получить больше внимания к себе.

Нередко ребенок испытывает смешанные, противоречивые чувства. Он может надеяться, что уход родителя из дома положит конец внутрисемейной неурядице, и в то же время отчаянно желать, чтобы этот родитель остался. Ему трудно заглянуть в будущее и понять и принять необратимость развода. Маленьким детям непросто представить, что будет на следующей неделе, не говоря уже о следующем месяце или годе. Ребенок может растеряться и не понять, что послужило причиной развода и какими будут его новые отношения с родителями. Он может чувствовать себя как бы раздираемым надвое родителями, быть то обозленным и дерзким, то упрашивающим и умоляющим, не зная наверняка, кто же все-таки виноват, если есть виноватые вообще.

Его может мучить вопрос: как рассказать обо всем своим друзьям, учителям и другим близким людям и говорить ли кому-нибудь об этом вообще. По большому счету он скорее всего будет чувствовать себя ужасно беспомощным. Это, возможно, самое мучительное и ошеломляющее событие в его жизни, и он здесь абсолютно ничего не может поделать [5].

Быть брошенным, никому не нужным — это, пожалуй, самый большой страх, который испытывает ребенок, переживающий развод своих родителей. Этот страх брошенности характерен даже для детей из нормальных, полных семей. Это — результат изначальной беспомощности ребенка и его зависимости от родителей. При разводе все детские представления о заброшенности могут показаться сбывшимися наяву. Нужно успокоить ребенка, заверить, что его не бросят. Это заверение следует повторять неоднократно. Каждодневные ординарные ситуации, такие как оставление ребенка, под присмотром приходящей няни, могут спровоцировать у него опасение, что родитель никогда не вернется. Иногда ребенка можно успокоить, сказав ему, куда вы собираетесь пойти и оставив номер телефона, по которому он может позвонить [4].

3 стр., 1402 слов

Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка

... – их неадекватная полоролевая социализация [10, с.251]. Прежний мир ребёнка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, и перед ним встаёт трудная задача: нужно выживать, приспосабливаться к ... трудностей в случае ухода из семьи отца. Дети в возрасте 3-6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. Дети в возрасте 7-8 лет чаще переживают ...

Детям иногда кажется, что развод произошел по их вине. Ребенок может думать, что его непослушание вынудило папу уйти из дома, или что мама и папа разошлись потому, что очень много спорили о его плохом поведении. Вера в то, что все это послужило причиной печального события, отражает детское ощущение собственной важности. Когда мы еще маленькие, мы считаем, что мы — пуп земли, и все, что происходит в мире, совершается при нашем участии. Повзрослев, большинство из нас вынуждено расстаться с этим «эгоцентричным» взглядом и довольствоваться местом, которое мы действительно занимаем в реальной жизни.

В некоторых семьях страх ребенка, считающего себя причиной развода, значительно усугубляется, если один из родителей в той или иной форме перекладывает на этого ребенка или своих детей вообще всю вину за этот развод. Сказать своему малышу, что он виноват в вашем разводе, значит взвалить на него непосильное бремя. Этого делать нельзя.

Среди маленьких детей встречается также феномен, который психологи называют «магическим мышлением». В его основе лежит вера в то, что мысли и чувства могут реализоваться. Например, ребенок, обидевшийся на родителя за взбучку, может верить, что его злые мысли были причиной того, что родитель-обидчик споткнулся на лестнице, заболел или ушел из семьи [4].

Чувство или вера «ребенка» в то, что его действия или поведение вообще привели к разрыву между родителями часто уживаются со столь же обычным представлением, что он все-таки может что-то сделать, чтобы родители были снова вместе. Многие дети прибегают к различным практическим ухищрениям для воссоединения семьи. Малышка может думать, например, что если она будет очень хорошей девочкой, ее папа вернется домой, или, напротив, если она проявит себя скверным ребенком, родителям придется встретиться, чтобы обсудить ее поведение. Ребенок может думать, что если он заболеет, папа будет вынужден снова прийти домой [1].

Почти всегда дети упорно цепляются за фантастическую надежду, что их мама и папа в конце концов снова воссоединятся после окончательного развода. Дети беспокоятся не только за свое собственное благополучие, но и за благополучие своих родителей. Они могут переживать за своего «бедного папочку», который живет теперь один-одинешенек в своей квартире и которому теперь приходится самому себя обслуживать. Они могут переживать и за мамочку, которая теперь выглядит такой грустной и усталой. Их могут тревожить и финансовые проблемы. Дети часто фантазируют по поводу ушедшего родителя или родительницы. Они могут нарисовать в своем воображении идеализированный образ родителя, которого редко видят, что в действительности неизбежно оборачивается для них сокрушительным разочарованием.

Иногда бывает, что чем слабее и беззащитнее родитель, тем больше его идеализирует ребенок. Это объясняется тем, что было бы невыносимо тяжело признать, как жалок и далек от совершенства был, например, отец на самом деле; вместо этого создается его фантастический образ в воображении. С другой стороны, довольно легко признавать недостатки «сильного» родителя, так как ребенок знает, что даже при некоторых его недостатках он достоин любви и уважения и что на него можно положиться.

Такого рода опасения и фантазии характерны для многих детей, но было бы не лишним спросить своего ребенка о его опасениях и тревогах по поводу развода.

Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются устроить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Например, в семье мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа и отца. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все повторяется. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими. Именно в детстве формируется либо доверчивое отношение к людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира. Исследования свидетельствуют, что чувства, сформировавшиеся в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей жизни, придавая его отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность [11].

4. Методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей

Страхи, о которых говорилось в пункте 1.2, могут проявляться в разнообразных симптомах. Родители, и прежде всего тот из них, с кем живет ребенок (чаще всего это мать), должны в это время проявлять необыкновенно много внимания и терпения по отношению к этим симптомам, которые в это время еще не являются «невротическими», пока что это реактивное приспособление к изменившейся жизненной ситуации, так называемые реакции переживаний, и они, если приспособление удастся, и страхи будут преодолены, удалятся сами собой.

Ребенку следует объяснить, что произошло. И сделать это нужно в доступной для его понимания форме. При этом обязательно соблюсти как минимум три правила: никого не обвинять, заверить, что ушедший из семьи родитель любит его, показать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть.

Постараться не менять место жительства, потому что ребенок теперь сильнее, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.

При вынужденной перемене места жительства нельзя одновременно забирать ребенка из его детского сада или школы: ведь он и так чувствует себя покинутым одним из родителей — отрыв от друзей и просто знакомых, привычных лиц может только усилить это ощущение.

Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, в противном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость от оставшегося с ним взрослого.

Постараться как можно проще разрешать возможные разногласия с прародителями (собственными отцом и матерью) по поводу воспитания ребенка. Возможно, они предложат свою помощь, и одинокому родителю придется принимать ее гораздо чаще, чем хотелось бы. Каждый конфликт с ними будет вредить ребенку, будет рождать и поддерживать в нем неуверенность, а самого родителя выводить из себя.

Если ребенок не маленький, нужно создать ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими лицами того же пола, что и отсутствующий теперь в семье родитель: это могут быть родственники, друзья семьи, хорошие знакомые.

По возможности следует обеспечить ребенку наблюдение психолога.

И все же самое главное, что может сделать одинокий родитель, — это по возможности обрести собственную семью, заменить недостающего родителя [12].

Для правильного психического развития ребенку необходимы любовь и уважение окружающих его людей, а его воспитание должно быть последовательным. В неполной семье значение названных факторов многократно выше, потому что дефекты общения и воспитания, по сути, оказываются невосполнимыми.

Родителям неполной семьи предстоит придерживаться следующих рекомендаций по воспитанию:

  • не заниматься воспитанием в плохом настроении;
  • понять, чего вы хотите от ребенка, и объяснить это ему;
  • узнать, что он об этом думает;
  • предоставить ребенку самостоятельность. Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг. Не подменять воспитание опекой;
  • не подсказывать готовое решение — подсказывать, если необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребенком правильные и ложные шаги к цели;
  • непременно хвалить ребенка за успех;
  • научить ребенка самому оценивать свои достижения и гордиться ими;
  • если ребенок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребенок смог осознать услышанное;
  • оценив проступок, следует поддержать ребенка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что все у него будет в порядке;
  • с ребенком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим;
  • в случае возникновения трудностей в воспитании, а лучше — для их профилактики — следует обратиться за помощью к психологу [8].

Опыт оказания психологической помощи семьям разведенных родителей свидетельствует о том, что, как правило, попытки одинокого родителя быть одновременно матерью и отцом для своего ребенка оказываются неудачными. Практически невозможно одинаково адекватно, достоверно и постоянно воспроизводить столь различающиеся по своей сути образцы поведения лиц разного пола. Человек все равно остается только мужчиной или женщиной, матерью или отцом. Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности, самодостаточности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает (или не успевает приобрести вовсе) психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу, у ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.

Психологи отмечают, что проблема психосексуальной идентичности особенно острой оказывается в неполных семьях с искажением психосексуальных ролей, когда, например, властная мама выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая в себе силу, власть, право принимать окончательные решения и отвечать за эти решения, право наказывать и пр. Дети в таких семьях в силу действия бессознательного механизма идентификации вынужденно отождествляются с ролями и образцами поведения лиц противоположного пола — в будущем они испытывают явные затруднения в общении с людьми противоположного пола, в поисках интимного партнера, в выборе профессии, в общении с собственными детьми и т.д.

Психолог научит детей тому, как справиться со своими эмоциями и распознавать то, что они сами могут контролировать. Также ,они научатся преодолевать стрессовые ситуации путем релаксации и позитивного мышления. Родители часто начинают что-то делать из-за чувства вины или пытаются показать, что они лучше другого. Эта противоречивость и враждебность подрывает их взаимоотношения с детьми. Здесь детям нет места, и они не могут ничего с этим поделать.

Такой расклад вещей негативно сказывается на них и приводит к еще большим проблемам.

Всегда стоит беречь чувства ребенка, но важно дать достаточную информацию для того, чтобы он не фантазировал, ведь иные фантазии будут куда болезненнее, чем правда. Нужно помнить, что дети склонны чувствовать себя ответственными за все трагедии, происходящие в семье. С их точки зрения, причина развода вполне очевидна: родители ссорятся или расходятся из-за их плохого поведения.

Чтобы снизить для ребенка травматический накал, необходимы искренность и ясность в объяснении сложившейся ситуации. При этом в разъяснениях, которые надо дать, важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего. Самое правильное — дать ребенку простое и доступное его пониманию объяснение.

Таким образом, сама ситуация развода и возникающие в связи с ней новые проблемы воспитания требуют особенного внимания родителей прежде всего к самим себе, к честной и самокритичной оценке собственных побуждений. Кроме того, родителям следует договориться о совместных действиях по воспитанию ребенка после развода, создать все необходимые условия для полноценного воспитания.

Некоторые мамы ошибаются, когда думают, что отсутствие отца совершенно устраняет из воспитания отцовскую роль как таковую. Необходимо всем одиноким матерям честно и самокритично признать, что отсутствие отца не может так или иначе не воздействовать на воспитание, не может специфически не окрашивать взаимоотношения с ребенком [1].

Как известно, в полной семье традиционно мать выполняет функцию эмоционального фона семьи, создает теплую семейную атмосферу, выполняет задачу близости, доверительности, понимания, а отец в большей мере представляет функцию нормативного контроля, создает систему оценок, осуществляет регуляцию поведения. В семье, где единственный воспитатель — мать, ей необходимо осуществлять обе эти функции. Одинокой матери необходимо быть особенно внимательной к выбору средств воздействия. Надо помнить, что следует быть чрезвычайно внимательной к нравоучениям, угрозам и наказаниям, поскольку мать является единственным источником социального научения ребенка. Здесь следует стремиться к взаимному сближению, чтобы негативные оценки не превысили количество похвалы и одобрения.

На поле семейной битвы ребенок почти всегда оказывается в самом опасном положении. А когда развод уже произошел, то дети становятся объектом для манипуляций между бывшими супругами. Как же вести себя родителям, чтобы выяснение отношений и взаимные обиды и упреки (а они после развода могут продолжаться еще очень долго) не отразились на ребенке [6]?

  • Ни в коем случае не используйте ребенка для получения своей выгоды (не шантажируйте бывшего супруга запретом на встречи с ребенком, если он не выполняет какие-то ваши личные требования).

  • Общаясь с ребенком, не напоминайте ему о том, что вы для него сделали и чем пожертвовали.
  • Не возлагайте на ребенка вину за ваши неудачи и за сам развод.

— Будьте честны с ребенком. Даже если очень больно признать собственные ошибки и несовершенства в супружеской жизни, лучше поговорить с ребенком по душам, он поймет вас и будет еще больше доверять. И если ребенок станет задавать вопросы о причине вашего развода, говорите только правду(конечно, адаптировав информацию к возрасту ребенка).

  • Давайте ребенку достаточно возможностей общаться с отцом и его семьей (бабушкой, дедушкой и т.д.).

    Помните: они для него такие же родные люди, как и вы.

  • Если у ребенка есть какой-то недостаток в характере или поведении, ни в коем случае не говорите ему фразы наподобие «ты весь в отца» и т.п.

Чтобы психологическая помощь ребенку в разводящейся (разведенной) семье была действенной, необходимо одновременно предоставить возможность психологической консультативной помощи и его родителям.

семья родители развод невроз

Заключение

Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы:

1. психика ребенка сильно страдает в момент развода родителей. Ребенку необходимо объяснить, что он не является причиной развода, что он не будет брошенным и обделенным, и что оба родителя его любят. Родители стараясь разъяснить все это ребенку должны быть терпеливы и ласковы. Ведь ребенок, которому все объяснили, переживет развод родителей и его последствия намного легче, чем ребенок, которому ничего не объяснили. Дети будут помнить первый разговор об изменениях в семье еще долгое время. Что именно расскажут им мама и папа, и повлияет на то, как ребенок будет чувствовать себя после разрыва родителей — тревожно или относительно спокойно. Следует поговорить с детьми за несколько дней до окончательного разъезда, в противном случае исчезновение одного из родителей без объяснения причин может напугать ребенка.

2. психологические проблемы детей в ситуации развода. Переживая, у детей возникают проблемы с родителями, друзьями и учителями. И все же дети разведенных родителей в состоянии преодолеть тягостные последствия развода. Лучше всего им помогает быстрое налаживание размеренной повседневной жизни, стабилизация новой жизненной ситуации. Родителям трудно добиться этого, учитывая одолевающие их чувства боли, ярости, разочарования. Однако ради детей они все-таки должны предпринять соответствующие усилия. Пусть они и не являются больше супругами, но родителями они останутся на всю жизнь. Надо все время помнить, что отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте [12].

Для того чтобы взрослые могли справиться с кризисом, им надо увидеть в разводе возможность изменить жизнь к лучшему. Ребенку следует обеспечить регулярный контакт с обоими родителями. Не надо вытеснять бывшего партнера из жизни ребенка, очернять его, объявлять развод запретной темой. Тогда новая форма семьи (самостоятельное воспитание, один родитель или оба — с новыми отношениями), в которой окажутся дети, станет играть второстепенную роль.

3. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей).

Ситуация усложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему, когда его запрещается любить, вообще о нем говорить и даже думать.

Распад семьи всегда болезненно переживается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контролировать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стесняясь говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности подростка, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых.

По мнению многих авторов приведенных в работе, утрата ребенком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной или наркотической зависимости, невысокого чувства собственного достоинства и заниженной оценки собственных способностей, негативного отношения к родителям и повышенной необходимости обращения за консультацией к психиатру . Отмечается, что отсутствие в семье отца или матери влияет на развитие мужского и женского начала у детей. Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Влияние отсутствия отца на подростка уменьшается по мере его взросления. На девочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Девочка, воспитываемая одним отцом, может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность.

В целом дети из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей, что подтверждается на примере исследований различных авторов. Дети отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большей степени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-за несоответствия своему идеалу. Депрессия может перерастать в необъяснимую агрессию, причину которой на более поздних стадиях жизни выявить практически невозможно.

Однако, возможность предотвращения развития психологических особенностей (отклонений) подростков после развода определяется совместной работой родителей и социальных педагогов. Поведение родителей должно быть направлено на предотвращение возможных последствий развода с устранением страха и тревоги. Методику прикладной психотерапии необходимо внедрять в учебные и воспитательные заведения на всех этапах образования. Учитывая внимание общества и чувствуя остроту проблемы, без принятия для себя критических выводов, подросток сможет справиться с возникшими психологическими временными отклонениями.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskie-problemyi-detey-v-situatsii-razvoda-roditeley/

1. Акивис Д.С. Отцовская любовь/ Д.С. Акивис — М.: Профиздат, 2008.

2.Анзорг Л.С. Дети и семейный конфликт : Учебное пособие / Л.С. Анзорг — М.: Просвещение 2007. .

3. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. — СПб., 2002.

4.Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. — СПб., 2002.

5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб.пособие / О.А Карабанова .- М.; Гардарики, 2004.

6. Нартова- Бочавер С.К. Дети в карусели развода М.: Москва, 2006.

7.Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности/ Валлерштейн Дж.В./ Келли Дж.А. — 2009.

8.Райгородский Д. Я. «Практическая психодиагностика. Методики и тесты.»Уч.пособие Самара: «БАХРАХ», 2001.

9. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г./А.Г.Харчев.-М.:ЦСП,2003.

10. Шнейдер Л.Б. «Основы семейной психологии: Учеб.пособие. Л.Б. Шнейдер — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

11. Шнейдер Л.Б. «Психология семейных отношений» Изд-во Эксмо-Пресс

12. Эйдемиллер Э. Г., Юстищкий В. В.Семейная психотерапия, 2008.