Социальная работа в Германии

социальный страхование пенсионер

Социальная работа как вид практической деятельности отличается от других видов деятельности спецификой своего объекта. В узком смысле социальная работа — это деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции, реабилитации. В более широком смысле социальная работа может быть определена как вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

В целом социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, цель которой — удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (и прежде всего социально уязвимых) слоев населения.

Социальная работа — принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако только в прошлом веке социальная работа была признана самостоятельной профессией, требующей специальной подготовки.

Первые школы по подготовке социальных работников появились в странах Западной Европы и США в конце XIX — начале ХХ веков. И сегодня уже никто не представляет себе мир без социальных работников. Опыт, накопленный в сфере социальной работы, существующей за рубежом уже более ста лет, разнообразен и многолик.

Выход из кризиса, а также позитивное социально-экономическое развитие невозможны без эффективной социальной работы. Она направлена на интеграцию общества, индивидов и групп, оказание помощи малообеспеченным гражданам, социальную защиту населения с целью обеспечения высокого качества жизни.

Объектом изучения, Предметом работы, Целью данной работы

Поставленная цель определила решение следующих задач:

1) изучить историю социальной работы в Германии;

2) рассмотреть систему социального обеспечения Германии;

3) определить социальные проблемы пенсионеров в Германии;

4) рассмотреть различия социального обеспечения пенсионеров в Германии и России.

Глава 1. История социальной работы и формирование социальной системы в Германии

1.1 История социальной работы в Германии

Временной отрезок, в рамках которого построено данное исследование, является, несомненно, отдельным этапом развития социальной работы в Германии, но естественным образом, вытекающим из её более чем столетней эволюции. Поэтому для того, чтобы разобраться в современных тенденциях социальной работы необходимо осуществить небольшой экскурс в историю…

4 стр., 1905 слов

Формы социальной — культурной деятельности

... континууме -- прошлом, настоящем и будущем. Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 2.1 Понятие формы социально- культурной деятельности Форма социально-культурной деятельности (СКД) - внутренняя структура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и ...

Вопрос о том, каким временем датировать начало социальной работы в Германии весьма спорен. Но многие немецкие исследователи сходятся во мнении, что это время — начало XIX в.

Что же было в нём особенного? В качестве исходной ситуации можно выделить: начинающуюся индустриализацию, вычленение капиталистических производственных отношений, ускоренный естественный рост населения, освобождение крестьянства, свободу предпринимательства, пауперизм и массовую нищету. Необходимо отметить, что социальная работа в это время развивается и как государственная, и как частная инициатива. Под государственной инициативой в данном случае понимается появляющаяся законодательная база в области социальной политики. Одним из первых и наиболее важных законов является «закон об охране труда» (1845 г.), по которому впервые государство предоставляло определённые гарантии населению, участвующему в производстве, обязывая работодателя помогать своим работающим и служащим.

Во второй половине XIX в. эти процессы становятся во много раз интенсивнее. В качестве социально-политических преобразований непосредственно повлиявших на развитие социальной работы в это время, немецкие специалисты выделяют социальное законодательство Бисмарка. Сюда относятся: больничное страхование 1883 г., страхование от несчастного случая 1884 г., страхование на случай инвалидности и по старости 1889 г. Хотя оно и было направлено на снятие определенной социальной напряжённости, которая охватила Германию конца XIX в., социальное законодательство Бисмарка явилось первым значительным шагом государства в этой области. [4]

Большую роль в развитии социальной работы играла и частная инициатива. Уже с 20-х гг. XIX в. ученик и последователь Песталоцци, Уеллер открывает по типу воспитательных учреждений для бедных «Дома спасения». Они были своего рода приютами для нуждающихся, в которых те жили и трудились. Другому последователю Песталоцци Фрёбелю удалось в 1840 г. открыть первый детский сад для бедных семей, не имеющих возможности сидеть с детьми. По типу домов спасения в 1849 г. были открыты «Братские дома», которые выполняли в общем-то те же функции. С целью взаимодействия и взаимопомощи было создано «товарищество потребителей и производителей», также решавшее определённые социальные проблемы в сфере производства и распределения товаров (1848 г.).

А так же на предприятиях как инициатива администрации и самих рабочих создаются вспомогательные и больничные кассы, в которых в случае определённых обстоятельств служащий или рабочий мог получить денежную поддержку. По сути, немецкое общество XIX в. искало альтернативу государственной социальной политики, создавая союзы, благотворительные объединения. Основы социальной работы, следовательно, складываются под влиянием как общества, так и государства, которые несомненно также влияли и друг на друга. Примером этого может служить основание в 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности «Германского благотворительного союза», переименованного в 1919 г. в «Германский союз государственного и частного попечительства».

4 стр., 1636 слов

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

... и социально-педагогической служб в образовательном процессе. Таким образом, роль социального педагога в современной школе велика, а значит тема работы «Школьный социальный педагог как субъект социальной работы в образовательной сфере» актуальна и своевременна. Сегодня ...

Ярким примером развития в обществе идей социальной работы является основание в 1892 г. в Берлине «союза по защите детей от жестокого обращения и эксплуатации». Этот союз выступал в то время против непосильного детского труда, за надлежащий уход за детьми. Настаивал на продолжительном времени учёбы в школе.

Несомненно, на рубеж XIX и XX вв. приходится большое количество знаменательных событий в сфере социальной деятельности. Но кроме этого данный период можно считать началом профессионализации социальной работы. По сути, происходит осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры и как следствие открытие первых социальных школ уже в 1900 г. В 1905 г. появилась первая христианская социальная школа. В течение последующих 4-х лет начали свою работу ещё тринадцать других социальных школ, где девушки из обеспеченных семей получали профессию попечительницы благотворительного учреждения. Всё это привело к увеличению числа постоянных социальных работников. Ещё один интересный факт заключается в том, что это время немецкие специалисты называют «открытием детства и молодости», временем реформной педагогики, т. к. в этот период были впервые приняты «Постановление о защите молодёжи» (1911 г.) и постановление «об охране детей» (1903 г.).

В отдельный этап в немецкой литературе по социальной работе выделяется период Вайтиорской республики (1918-1933 гг.).

Сыграла в этом свою роль и Мировая война, во время которой эстафета заботы о её жертвах в Германии перешла от благотворительности независимых организаций к государству. После же войны всё социальное обеспечение было объединено в благотворительное ведомство. А в середине 20-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного и социального обеспечения, существующие и по сей день.

Кризисное экономическое развитие, инфляция, политическая нестабильность приводят к обнищанию населения, массовой безработице и к тому, что благосостояние становится государственной целью. Об этом свидетельствуют и те мероприятия в сфере социальной политики, которые предпринимает новое правительство. Тяжёлое экономическое положение, вызванное поражением в войне привело к массовой безработице, оставив многие семьи без средств к существованию. В ответ на это правительство прежде всего в 1918 г. признало право на пособие по безработице. Для ослабления социальной напряжённости был введён и 8-ми часовой рабочий день. В 1920 г. правительство идёт на ещё бульшие уступки, удовлетворив желание рабочих участвовать в управлении производством «закон о производственном совете» (1920 г.).

Этот шаг был вызван многочисленными забастовками и стачками рабочих. А в 1927 г. в предверии мирового экономического кризиса был издан закон о страховании на случай безработицы. Тем самым правительство хотело, чтобы сами рабочие и служащие позаботились о своих гарантиях на будущее, регулярно отчисляя небольшие суммы в страховые фонды.

Более того, интенсивно в это время развивается профессионализация социальной работы. В немецкой литературе авторы выделяют следующие моменты: во-первых, это государственные указания по образованию 1918 г. Во-вторых, периодизация работы, начало дифференцированной работы. Что касается разработки методики социальной работы, то первые итоги были сделаны здесь на основе изучения опыта работы в США. Речь идёт о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения. Расширенная концепция этого метода включила в себя прежде всего вопрос о причинах нужды.[4]

21 стр., 10114 слов

Особенности организации социального страхования в зарубежных странах

... им предоставляет государство. Объект исследования - социальное Предмет исследования - организация социального страхования в зарубежных Цель работы - изучить основы развития социального страхования, проанализировать рынок и выявить перспективы его развития. Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная ...

Позаимствованный из США метод базируется на принципах уважения человеческой личности, активности и сознательного участия клиентов в преодолении своих трудностей, знание социальным работником своих собственных сильных и слабых сторон, ответственности отдельных лиц перед обществом. В 1926 г. Алиса Солотион опубликовала в Германии труд по социальной работе «Социальный диагноз», идей которого были подчерпнуты из одноимённой книги М. Ричмонда, вышедшей в США в 1917 г.

С приходом к власти национал-социалистов демократическое развитие страны было приостановлено. Но здесь можно говорить об определённой политике по отношению к безработным. На январь 1933 г. таковых в Германии насчитывалось свыше 6 млн. человек, т. е. 40% всех желающих работать. Меры по «уничтожению» безработицы предпринимаются за счёт вооружения, дорожного строительства и многого другого. И уже к 1934 г. численность безработных снижается до 2,7 млн., а к 1939 г. до 0,12 млн. Но, по мнению авторов статьи о социальной работе в Германии в учебнике «Основы социальной работы», сама благотворительность была подменена «чистотой расы», а социальная работа была сведена к жестокому контролю над населением и стала одним из политических орудий нацистов.

С окончанием II Мировой войны начинается новый этап в развитии социальной работы. 1949 г. стал отправной точкой этого развития. А именно: началось возрождение демократических основ жизни и вместе с этим демократических норм социальной жизни. Интенсивно использовался опыт социальной работы США. Патронажный метод получает своё дальнейшее развитие. Особенно в середине 50-х годов, когда социальные работники перешли от взаимодействия с отдельными клиентами к работе с группами лиц. Тут, по мнению авторов «Основ социальной работы» (учебник для вузов), видимо оказали своё влияние получившие развитие в США эгопсихология — работа с семьями и рассмотрение человека в целом, а не его заболевания или сложившейся на данный момент ситуации.

В 1961 г. принимается Федеральный закон о социальной помощи, в котором было закреплено право каждого на социальную помощь, а также был усилен принцип субсидарности. Когда государство не само непосредственно оказывает помощь, а субсидирует частных носителей, тем самым поощряя социальную инициативу и самопомощь самих граждан. Расширяется набор государственных видов социальной помощи, идёт дальнейшее развитие методики социальной работы. 70-е годы приносят ещё более серьёзные изменения. Во-первых, это, конечно же, реформа социального образования и создание профильных институтов и университетов. 70-е годы стали годами переосмысления социальной работы. Учёные пришли к выводу о недостаточности использования классических методов социальной работы, а также о малом использовании терапевтических средств в тех случаях, когда речь шла об охвате и решении проблемы в целом. В научном мире ФРГ проходят дискуссии о пользе системных подходов в социальной работе. На их базе были обработаны основные модели и выработаны принципы современного развития социальной работы на национальном уровне в Федеративной Республике Германии.

На начало 90-х годов социальной работой в ФРГ занималось более 600 служб и организаций, годовой оборот этих учреждений составлял 50 млрд. немецких марок, здесь работали более 700 тыс. штатных сотрудников, и 1,5 млн. человек привлекались к работе в качестве добровольцев. Сюда же надо отнести 410 тыс. учреждений самопомощи, которые финансировались частично из бюджета упомянутых учреждений, а частично из других источников. На социальные цели в 1994 г. выделялось на человека около 13 тыс. немецких марок в год (для сравнения в 1960 г. на эти цели шло около 1200 немецких марок).

13 стр., 6103 слов

Социальное страхование в России

... социального страхования. В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. По старости. ... Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего ...

1.2 Система социального обеспечения Германии

Базовыми характеристиками системы социального обеспечения Германии являются:[3]

  • определяющая роль принадлежит институту обязательного социального страхования, на долю которого приходится более 70% всех финансовых ресурсов, а в круге застрахованных находятся все наемные работники и большинство самозанятых;
  • размер обязательных страховых взносов, пособий и пенсий (в системе обязательного страхования) ориентирован на замещение заработной платы в высоких к ней соотношениях (60-75%);
  • институты дополнительного добровольного страхования (на уровне предприятия и индивидуального страхования) играют вспомогательную роль, их значение наиболее весомо для высокодоходных групп населения;
  • страховая защита с помощью обязательного пенсионного страхования включает в свой круг не только выплаты пенсий по старости, по инвалидности и по потере кормильца, но также и услуги по реабилитации.

Применяемая модель социального страхования характеризуется демократичностью управления, прозрачностью финансовых потоков, некоммерческим характером страховых организаций, находящихся под государственным правовым и финансовым контролем.

В системе обязательного социального страхования (пенсионного и страхования от несчастных случаев на производстве) функционируют высокоразвитые медицинские и реабилитационные центры, услуги которых предоставляются всем нуждающимся в них застрахованным.

В 1957 году в ФРГ была осуществлена масштабная пенсионная реформа, в результате которой размер законодательно установленной пенсии составил не менее 60% средней заработной платы (очищенной от налогов).

Пенсия стала выполнять в полной мере функцию замещения заработной платы.

Пенсионная реформа 1972 года ввела законодательно оформленное пенсионное страхование для всех граждан (включая самозанятых) и установила гибкую границу пенсионного возраста, позволяющую работнику досрочно выйти на пенсию по состоянию здоровья. Было также признано право на минимальную пенсию и сформулированы правила назначения работодателями дополнительных пенсий. В итоге сформировалась современная система социальной защиты, состоящая из четырех частей.

1. Обязательное пенсионное страхование рабочих и служащих, ряда категорий самозанятых лиц (ремесленники, надомники и др.), лиц свободных профессий, фермеров, членов их семей и др. Обязательное пенсионное страхование охватывает 78 процентов населения в возрасте от 15 до 65 лет. Выплаты в этой системе составляют примерно 63 процента всех услуг, предоставляемых системой социального обеспечения пожилым людям.

В 1992 году обязательное пенсионное страхование приспособили к сформировавшимся к началу XXI века устойчивым тенденциям, связанным с изменением демографических и экономических условий. Учтено было и предстоявшее увеличение расходов на развитие восточных земель. Принцип эквивалентности (при котором размер социальных выплат зависел от суммы взносов) был сохранен, а повышение пенсии происходило на основе «динамизированной формулы пенсии»: ежегодно в первом квартале правительство своим специальным постановлением (после одобрения Бундесратом) устанавливает «актуализированный размер пенсии».

5 стр., 2031 слов

Трудовая пенсия по старости

... пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами. Во-первых, она назначается пожизненно. Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной ... постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с ...

2. Помимо пенсий, выплачиваемых в системе обязательного пенсионного страхования, многие работодатели добровольно выплачивают еще и пенсии по старости от предприятий — в соответствии с Законом об улучшении производственного обеспечения по старости (1975г.), трудовым и налоговым правом и уставами предприятий. Договорами о таких пенсиях охвачена почти половина всех работников Германии.

3. Частное пенсионное обеспечение на добровольной основе включает в себя покупку недвижимости, ценных бумаг, долгосрочные сберегательные вклады, страхование жизни или заключение индивидуальных договоров о пенсионном страховании.

Состояние обязательного пенсионного страхования зависит прежде всего от поступления доходов. По прогнозам ОЭСР, германское общество будет стареть быстрее, чем в других странах Европы: к 2030 году доля населения в возрасте старше 65 лет повысится в Германии примерно на 13,5 процентных пункта (в среднем по Европе — на 9,6).

Доля же молодых граждан сокращается: если в начале 70-х моложе 20 лет было примерно 30 процентов населения, то сейчас — только 20 процентов; к 2030 году она может упасть до 15 процентов, а к 2050-му сократится и общая численность населения. Это грозит затяжным кризисом всей системы обязательного пенсионного страхования, единственный выход из которого — структурная реформа.

4. Четвертым вариантом пенсионной системы страны является институт социальных пенсий и ежемесячных пособий, предоставляемых на основе проверки нуждаемости.[3]

Таким образом, определяющее значение в пенсионной системе Германии играет установленное законом обязательное пенсионное страхование. Застрахованный работник, получавший заработную плату, равную средней заработной плате по стране, при наличии 45 лет страхового стажа будет получать пенсию в размере 2000 евро. Это равняется примерно 70% «чистой» средней зарплаты работников (после вычетов).

Средний же размер дополнительной пенсии, предоставляемой предприятием, составляет 500-600 евро (т.е. четвертую часть от страховой).

Страховой тариф по обязательному пенсионному страхованию равняется 19,2% от установленного размера заработной платы, облагаемой страховыми взносами. При этом, работники и работодатели уплачивают половину этого взноса (паритетная раскладка финансового бремени).

При определенных условиях для повышения размера пенсии могут быть также засчитаны и некоторые периоды времени, в течение которых застрахованные лица не уплачивали страховые взносы (например, периоды воспитания детей до возраста трех лет, периоды обучения в университете, периоды безработицы и ряд других).

13 стр., 6395 слов

Социальное страхование в России

... социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России. Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в ... получателей. Пенсия - это гарантированная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае ...

Эти и другие так называемые «мероприятия по социальному выравниванию» дополняют принцип зависимости размера пенсии от размера зарплаты и факта уплаты страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования.

В добровольном корпоративном и индивидуальном пенсионном страховании подобные механизмы не предусмотрены.

В обязательном пенсионном страховании Германии примерно треть общего объема пенсионных выплат обеспечивается за счет «мероприятий по социальному выравниванию», которые покрываются за счет дотаций государства. Финансирование обязательного пенсионного страхования основано на текущих страховых взносах и предусматривает наличие страховых резервов.

В 2004 году приняты законы, предусматривающие частичную трансформацию пенсионной системы и повышение в ней роли капитализированной части пенсионных накоплений с помощью следующих мер:[3]

  • достижение долгосрочной стабилизации общих ставок страховых пенсионных взносов путем снижения размеров первого уровня (распределительного) путем разумного уменьшения пенсии

(в период 2011-2030 годов) — общее снижение на 6%;

  • развитие системы частного пенсионного страхования на добровольной основе;
  • укрепление финансовой базы для размещения капитализированной части пенсионных накоплений (2-го и 3-го уровней) путем внедрения новых проверенных систем сбережений и страховых продуктов и введение общей индивидуальной информации о застрахованных лицах;
  • внедрение системы базового социального обеспечения, основанной на проверке госорганами нуждаемости граждан в материальном обеспечении, в дополнение к другим видам дохода в старости (в случае возраста 65+ лет или постоянной инвалидности);
  • преобразование пенсионного обеспечения по случаю утраты кормильца.

Государство вводит также программу стимулирования сбережений. Рабочие и служащие со средними доходами или ниже средних, а также получатели социальных выплат получат специальную надбавку на дополнительное обеспечение в старости (одинокие — 300 марок в год, супруги — 600 и по 360 марок на каждого ребенка; при этом сохраняются действующие стимулы к приобретению собственности наемными работниками, а также к накоплению сбережений на строительство жилья).

У лиц с высокими доходами из налоговой базы будут исключаться суммы, идущие на дополнительное самообеспечение в старости.

Реформаторы рассчитывают, что из чувства солидарности со своими детьми и внуками нынешние пенсионеры согласятся с временным замедлением роста их пенсий, а молодежь поймет, что выплаты, предусмотренные законом об обязательном страховании, не гарантируют ей сохранения жизненного стандарта при выходе на пенсию, и ответственно отнесется к дополнительному самообеспечению в старости по предложенной реформаторами схеме.

Цель социальной реформы, по мнению ее автора Ристера, заключается в том, чтобы не допустить обеднения граждан в старости и в случае утраты трудоспособности. При начислении пенсий по утрате профессиональной способности или трудоспособности, а также в случае вынужденных перерывов в уплате взносов на обязательное страхование, возникающих до первого поступления на работу, в случае болезни или безработицы, федеральное правительство будет стремиться учитывать положение на рынке труда. Реформа направлена и на улучшение пенсионного страхования женщин, зарплата которых часто бывает ниже среднего уровня из-за прерывания трудового стажа в связи с воспитанием детей. В зависимости от того, сколько времени они на это затратили, предусмотрено повышение шкалы оценок.

Считается, что реформа позволит найти оптимальное сочетание долевого отчисления с дополнительным самообеспечением в старости, при котором в выигрыше окажутся все: и пенсионеры, которые смогут в будущем получать различные услуги, позволяющие хорошо жить на склоне жизни, и наемные работники, которым не придется нести более тяжкое бремя, нежели хорошо обеспеченным людям, чье частное пенсионное обеспечение поддерживает государство.

Глава 2. Современное социальное обеспечение пенсионеров в Германии

2.1 Социальные проблемы пенсионеров

Чтобы безбедно существовать в старости, немецким пенсионерам приходится заботиться о своих пенсионных сбережениях всю сознательную жизнь. Что-то им обеспечат государство и работодатель, но если хочется действительно достойной пенсии, придется думать самому.

Пенсионная система Германии по праву считается одной из самых эффективных в Европе. Признают ее таковой и сами немцы. Хотя это не мешает им бесконечно критиковать несправедливость и несовершенство принципа перераспределения, главенствующего в системе пенсионного страхования. Государство озаботилось поддержанием своих граждан в старости еще в конце XIX века. Сегодня немецкая пенсионная система напоминает пирог, слои которого формируются всеми заинтересованными сторонами: это государство, работодатели, финансовые институты и, безусловно, сами немецкие граждане.

Пенсионное обеспечение (или страхование) в Германии представлено в трех видах: государственное, корпоративное и частное. Государственное страхование обязательно для тех людей, чей ежемесячный доход до вычета налогов не превышает €3.900. При этом ставка отчислений от ежемесячной зарплаты довольно высока — 19,5% — и вносится пополам работодателем и самим работником. Пенсии выплачиваются в зависимости от стажа и тарифной профессиональной сетки. Эта часть пенсионной системы устроена достаточно традиционно: работающее население с помощью отчислений в пенсионный фонд финансирует нынешних пенсионеров. В основе лежит так называемый договор солидарности между поколениями, или, иными словами, принцип перераспределения. На практике это означает, что внесенные деньги не накапливаются, а сразу же используются для осуществления текущих выплат. Условие работоспособности такой системы — превышение сборов над выплатами на величину «конъюнктурного» резерва, составляющего сегодня одну месячную выплату.

В крупных немецких компаниях, таких, например, как Mercedes, Airbus или Siemens, сотрудник может рассчитывать и на дополнительную корпоративную пенсию. До недавнего времени она формировалась исключительно за счет добровольных отчислений работодателей. Компании либо самостоятельно создавали накопительный фонд для своих сотрудников, либо заключали договор с банком. Размер этой пенсии зависел от прибыли работодателя, стажа работника и от места, занимаемого им в тарифной сетке. К примеру, высококвалифицированный специалист мог рассчитывать на корпоративную прибавку к пенсии порядка €600 в месяц, рядовой рабочий — €100-200. Правда, для получения корпоративной пенсии нужно проработать на компанию определенное количество времени. Еще совсем недавно этот срок составлял минимум 10 лет.[7]

В 2002 году у сотрудников появилась возможность самостоятельно дополнительно финансировать свою пенсию путем отчислений процента от зарплаты, отпускных или премии. Тогда же стаж «лояльности» сократили до пяти лет, а минимальный возраст, при котором работник может сменить работу, но сохранить право на пенсию. И хотя корпоративная пенсия осталась для работодателей делом сугубо добровольным, порядок индексирования пенсий, а также выплаты при досрочном увольнении или смене работы теперь четко оговорены в законе. Дополнительно разрешили создавать корпоративную систему пенсий мелким и средним компаниям. Чтобы стимулировать этот процесс, пенсионные обязательства перед своими сотрудниками — в случае банкротства компании — теперь будут погашаться в первую очередь.

Немцы, зарабатывающие больше €3.900 в месяц, могут отказаться от услуг государства и обратиться к частному страхованию, что они, кстати, активно и делают. На это имеют право также лица, не работающие по найму, а потому обладающие большей экономической свободой, например предприниматели, фермеры и люди творческих профессий. Популярность частного страхования в Германии постоянно растет, в нем участвуют все социальные группы вплоть до безработных. А все дело в том, что немцы доверяют банкам и им нравится независимость от социальных программ правительства (ни того, ни другого у нас сегодня, к сожалению, нет и в помине).

Сумма отчислений здесь дело исключительно самого плательщика. Договор пенсионного страхования заключается напрямую с банком. Выплаты могут производиться как со дня достижения пенсионного возраста пожизненно, так и на протяжении оговоренного договором периода. Часть выплат можно завещать членам семьи. При частном страховании все денежные вложения возвращаются с процентами, а величина отчислений на протяжении трудовой деятельности по частному страхованию обеспечивает сегодня пенсионеру вполне безбедное существование.

Есть и еще один способ частным образом накопить на достойную старость — страхование жизни. Суть его заключается в том, что работающий (или работодатель) осуществляет в течение определенного промежутка времени (от 12 лет) отчисления, которые по истечении срока действия страховки выплачиваются застрахованному лицу вместе с процентами, а после смерти страховая сумма может быть получена наследниками. В ряде случаев данная страховка для работодателя обязательна, в целом же она считается отличным способом стимулирования работника. Такую страховку можно получить и единовременно по выходу на пенсию. Правда, если страховка кому-либо завещана, то размер регулярных выплат будет меньше, чем по незавещанной. Поэтому многие немцы сегодня заключают две страховки: частного пенсионного страхования и классического страхования жизни. Второе особенно важно, если страхователь является единственным кормильцем семьи.

В Германии существует и одна необычная для нас разновидность социального страхования — так называемое фондовое страхование. Внесенные страхователем средства при этом инвестируются в фонды или акции с целью получения максимальной прибыли.

Однако слишком хороший уровень жизни немцев сыграл злую шутку с отлаженной пенсионной системой Германии — она стала давать сбои. На сегодня средняя продолжительность жизни у мужчин выросла до 75 лет, а у женщин до 80-ти лет. На данный момент четверть населения Германии, а это около 19,5 млн человек, — пенсионеры. И если сегодня на сотню работающих граждан приходится 44 пенсионера, то к 2030 году их количество возрастет до 71 человека. Добавляет проблем и снижение рождаемости. Кроме того, объективно сокращается общий трудовой стаж работника. Производства усложняются, а это требует более длительного периода овладения профессией. Ну и, напоследок, свой вклад в кризис пенсионной системы вносит высокая безработица в стране, поскольку отчисления в государственный пенсионный фонд осуществляют только работающие лица.

В результате с каждым годом в Германии выплаты пенсионерам возрастают, а взносы уменьшаются. Уже сегодня, для того чтобы удерживать государственную пенсию на прежнем уровне, правительство дотирует государственный пенсионный фонд. А это десятки миллиардов евро в год.

Согласно опубликованному в 2004 году отчету Объединения фондов пенсионного страхования Германии, государственная пенсия восточных немцев оказалась выше, чем западных. Для последних это стало неприятным открытием, побудившим пересмотреть для себя формы пенсионного страхования. Восточный пенсионер получает от государства в среднем €1.031, пенсионерка — €655. Западные — €978 и €479 соответственно. Лишь 7% женщин Восточной Германии в то время получали мини-пенсию около €300, а в Западной Германии число их оказалось в пять раз больше — 37%. Причины? В бывшей ГДР, в отличие от ФРГ, процент безработных был значительно ниже, а общий трудовой стаж больше.[7]

Сегодня в Германии пожилым немцам не хватает денег, чтобы обеспечить надлежащий уход за собой. Они вынуждены переселяться в соседние страны Восточной Европы, такие как Словакия, Польша и Чехия, где лечение и уход в домах престарелых намного дешевле.

Иногда пенсионеров туда отправляют взрослые дети, которые также не в состоянии оплачивать счета родителей в своей стране.

Население Германии стремительно стареет. И вместе со старостью все больше пожилых немцев испытывает страх оказаться на склоне лет за чертой бедности. По прогнозам Международного валютного фонда, уже в недалеком будущем число немецких пенсионеров, нуждающихся в государственной помощи для покрытия затрат на лечение и уход, может достичь пяти миллионов. По оценкам специалистов МВФ, правительство Германии будет просто не в состоянии оказать финансовую помощь всем пожилым жителям страны, которые в ней нуждаются.

Охота к перемене мест в столь пожилом возрасте объясняется просто. Если в Германии месяц в доме престарелых обходится в три тысячи евро, то в странах Восточной Европы такой же по уровню сервиса уход обойдется в одну тысячу. То есть в три раза дешевле. Вот и приходится пожилым отправляться в вынужденную иммиграцию. Уже сейчас в домах престарелых в соседних странах Восточной Европы заметен наплыв пенсионеров из Германии.

Германия всегда считалась образцовой страной в плане социальной поддержки пожилых людей. И для большинства немцев пенсионного возраста перспектива оказаться за порогом бедности на закате жизни оказалась полной неожиданностью. Организации, защищающие права пожилых людей, требуют от правительства придать эмиграции по старости организованный характер или рассмотреть альтернативные формы ухода за пожилыми людьми в Германии, которые будут доступны каждому пенсионеру.

Пока Германия хоть и с трудом, но справляется с обеспечением своих пенсионеров. Однако ответственные немцы решили не ждать с реформой. Еще правительство Герхарда Шредера запустило систему очередной реформы, рассчитанной на 30 лет. Немцы намерены наряду с сохранением государственного пенсионного обеспечения увеличить роль собственной заботы людей о своей будущей старости.

Возможно, в ходе реформы государству придется пойти и на такую непопулярную меру, как увеличение срока выхода на пенсию с 65 до 67 лет. Весьма вероятно, что придется увеличить и размеры обязательных отчислений в пенсионную кассу с нынешних 19,5 до 22% зарплаты сотрудников. И при этом совсем не гарантировано, что государство сможет полностью отказаться от дотации своим пенсионным кассам, а пенсионеры сохранят нынешний уровень соотношения пенсии и своих трудовых доходов.

2.2 Различия социального обеспечения пенсионеров в Германии и России

Подавляющее большинство пенсионеров в возрасте от 65 до 85 лет жизнерадостны и активны. В среднем, они чувствуют себя на 10 лет моложе.

Почти половина опрошенных ангажируется на общественных началах в каком-нибудь клубе по интересам, объединении, благотворительной организации и т.п. На это пенсионеры затрачивают 1,5 млрд. часов в год, что приблизительно соответствует 870 000 полноценным рабочим часам.

Проведенный социальный опрос в 2012 году германской газетой показал на сколько пенсионеры довольны жизнью (см. рис. 1).

Каждый второй пенсионер в возрасте от 65 до 85 лет еще водит автомобиль. При этом в возрастной категории от 80 до 85 лет за рулем каждый четвертый. Одним из косвенных признаков позитивного отношения к жизни исследователи считают использование немецкими пенсионерками губной помады. Помадой мажется каждая вторая фрау в возрасте от 65 до 74 лет, а 30 лет назад — только каждая четвертая. После 75 лет губы красят 24% пенсионерок.

Рис. 1.

На графике: вопрос: «Насколько Вы в настоящее время, в целом, довольны своей жизнью?» на континиуме из 10 позиций, от «вообще недоволен» до «полностью доволен», 28% опрошенных выбрали 8-ю позицию, 16% — 9-ю, 13% — 10-ю.[6]

Рис. 2.

На графике: Доля пенсионеров имеющих автомобиль и управляющих им самостоятельно. Все население Германии распределено на 14 возрастных категорий. Голубые столбики фиксируют ситуацию по состоянию на 1985 год, а красная кривая — по состоянию на 2012 год. Так, к примеру, в возрастной категории от 65 до 69 лет в 1985 году автомобиль водили только 30% пенсионеров, а в 2012 году — 67%.[6]

Живут немецкие пенсионеры обычно в арендуемом жилье, причем нередко по 20—30 лет подряд (здесь не принято покупать квартиры, так как права арендаторов очень хорошо защищены), а переезд в более скромную квартиру может обойтись дороже, чем дальнейшая аренда прежней. Но иногда переезжают и в «пенсионные дома» — кондоминиумы с круглосуточным дежурством врачей, кафетерием и т.д. Реже немцы переезжают в дома престарелых — только те, кто за работой не успел обзавестись семьей и по возрасту неспособен за собой полноценно ухаживать.

Немецкие пенсионеры любят путешествовать. Заранее намечают страну, куда хотят поехать и целый год учат язык той страны. Ходят на курсы бальных танцев и в различные клубы по интересам, занимаются спортом, коллекционированием, рукоделием, фотографией, играют в шахматы и много пьют пива. Живут в своё удовольствие. Работать до изнеможения на овощных грядках — удел российских пенсионеров.

К сожалению, как можно отметить, российским пенсионерам становится жить все труднее

Московские власти решили сгладить различия в уровне жизни между столицей и регионами. Инструмент выбран неоригинальный: понизить материальный уровень самой незащищённой социальной группы горожан — московских пенсионеров.

Москва — богатейший город России. Здесь всегда делались самые большие деньги. Щедрый Лужков в 2007 году решил поделиться столичными доходами с пенсионерами и ввёл городские надбавки. В результате сегодня надбавки к пенсиям в Москве на 70% выше, чем в регионах. Социальный стандарт московского пенсионера утверждён на уровне 12 000 рублей.

Московские власти планируют путём замедления индексации надбавок для пенсионеров довести пенсии в столице до федерального стандарта — прожиточного минимума пенсионера, который сегодня в Москве составляет 7 137 рублей.

С 2013 года такой стандарт уже вводится для неработающих пенсионеров, которые прописаны в Москве менее 10 лет (соответствующий закон был принят в Мосгордуме в начале октября 2012 г.).

Постепенно выплаты всем московским пенсионерам будут приведены к прожиточному минимуму.[5]

В условиях дефицита бюджета правительство Москвы ищет способы урезать социальные расходы. Пенсионеры для этого подходят как нельзя лучше. Нищенские пенсии в России выглядят особо нищенскими на фоне московских. Скоро они таковыми выглядеть не будут. Власть сказала, хватит старикам прожиточного минимума — значит, хватит. Москвичам придётся распрощаться со своим привилегированным положением, а пенсионеры в регионах могут похоронить всякие надежды на повышение своего материального уровня.

Степень экономической устойчивости положения пожилых по-прежнему недостаточна. Особенно это становится заметным в сложной жизненной ситуации, когда нужны крупные затраты. Выдержать их тем легче, чем больше общие ресурсы семьи и легче сэкономить, перераспределить и т.п. А у пенсионеров с их малочисленностью семьи (1,3 чел.) общесемейные доходы ниже, чем у остального населения (2,9 чел. в семье), тогда как риски в связи с возрастом выше (болезнь, потребность в постороннем уходе, похороны и пр.).

Общий доход семьи чистых пенсионеров составлял в 2010 г. 21,6 тыс. руб. в месяц при соответствующем показателе у остального населения 44,2 тыс. руб. [5] Как видим, различие более чем вдвое.

В итоге низкая по сравнению с развитой страной как Германия, да и с частично с рядом развивающихся стран продолжительность жизни пожилых и высокая смертность, влияющая на демографический кризис в нашей стране. И до сих пор, даже с учетом значительного повышения пенсионной обеспеченности, во многом приспособившись к новым реалиям, пенсионеры чувствуют себя ущемленными по сравнению с остальными группами населения, что видно из их самооценки собственных финансовых возможностей «на празднике жизни». К примеру, у самых бедных — чистых семей пенсионеров с доходами до 5 тыс. руб. в месяц — в 2010 г. у 28% не хватало денег даже на продукты, у 54% — на покупку промтоваров, оплату жилья.

Стоит также отметить, что большинство российских пенсионеров не просто пенсионеры, а еще и ветераны войны, труда, инвалиды, блокадники… Они имеют право на так называемый соцпакет стоимостью 615 рублей, который вроде как включает лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение, проезд на пригородном железнодорожном и даже на междугородном транспорте к месту лечения и обратно… При этом льготники могут отказаться от соцпакета и взять деньгами. Что они, несмотря на более чем скромную сумму, и делают. Так, по данным Пенсионного фонда, в 2008 году от соцпакета отказалось около 63 процентов пенсионеров Петербурга.

Чтобы получить льготную путевку в санаторий, приходится ждать не один год, а что касается лекарственного обеспечения, то в список бесплатных препаратов не входят самые нужные лекарства, — объясняют свой отказ от соцпакета пенсионеры.

Впрочем, помимо соцпакета большинство льготников получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), которая в зависимости от льготной категории составляет от 116 до 2165 рублей. Кроме того, для льготников существуют 50-процентные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Есть и другие не слишком значительные поблажки.

А что же в Германии? Лишь 2 процента немецких пенсионеров вынуждены запрашивать у государства дополнительное вспомоществование — допустим, на доплату за место в доме престарелых. Остальным и так вполне хватает на безбедную жизнь, и льготы им вовсе не нужны. Да и собственно льгот (во всяком случае, в привычном российском смысле этого) в Германии на федеральном уровне фактически нет.

Никаких особых льгот — просто 100 процентов доплаты на конкретные нужды, которые сам пенсионер профинансировать не способен. Разумеется, прежде чем предоставить эту доплату, здешние фискальные ведомства тщательно проверят, нет ли у пожилого немца зажиточных родственников, которые по закону обязаны заботиться о своем неимущем предке. Если таковые находятся, то их тотчас призывают к кассе под страхом выплаты штрафов. И это, пожалуй, справедливо — общество обязано полностью обеспечивать тех, кто годами работал на его процветание. Однако оно не может разорять госбюджет ради «забывчивых детишек», равнодушных к собственным отцам и дедам.

Причин благоденствия пожилых людей в Германии несколько. Вот лишь две из них.

Во-первых, тут с детства воспитывают деятельное (!) уважение к старости. Даже главный принцип, на котором базируется немецкая система начисления пенсий, именуется «Договором поколений»: каждый из 25 работающих немцев, обеспечивающих сегодня достойное существование 10 пенсионеров, помнит, что в будущем он сам окажется на содержании новых поколений молодых людей.

Во-вторых, свыше 20 миллионов пенсионеров, объединенных во всевозможные общественные движения, кружки и клубы, представляют собой грозную электоральную силу. Силу, которая на очередных выборах в бундестаг голосует не столько сердцем, сколько разумом, кошельком и банковским счетом. И, при желании, сметет любое правительство, позабывшее, что «старики — наше все». Поэтому все политические партии Германии едины в одном: пенсии надо повышать, сокращать их — смерти подобно.

На основании проведенного анализа пенсионной системы в России и Германии, составим единую таблицу показателей пенсионного обеспечения в этих станах.

Таблица 1. Показатели пенсионного обеспечения в Германии и России

Показатели

Россия

Германия

1

Пенсионное обеспечение

государственное и негосударственное

представлено в трех видах: государственное, корпоративное и частное.

2

Ставка отчислений от ежемесячной зарплаты

22% от годового заработка работника. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%.

19,5% — вносится пополам работодателем и самим работником.

3

Устройство пенсионной системы

традиционное: работающее население с помощью отчислений в пенсионный фонд финансирует нынешних пенсионеров

традиционное: работающее население с помощью отчислений в пенсионный фонд финансирует нынешних пенсионеров

4

Дополнительное финансирование пенсии

Отчисление от зарплаты в негосударственные социальные фонды страхования

отчисление процента от зарплаты, отпускных или премии в социальные фонды

5

Частное социальное страхование пенсий

присутствует

присутствует

Возраст выхода на пенсию для мужчин

— 60 лет, для женщин — 55 лет.

общий для мужчин и женщин 65 лет (в период с 2012 до 2030 гг. пенсионный возраст будет увеличен до 67 лет).

6

Размер пенсии

12 тыс. руб. с надбавками пенсия московского пенсионера.

5 тыс. руб. пенсия в регионах России

От 700 долларов.

Средняя пенсия 1400 долларов.

7

Образ жизни на пенсии

Воспитание внуков, возможность выезда на отдых в города России по соц.путевкам, отдых на даче.

клубы по интересам, объединении, благотворительные организации и т.п., отдых за границей

Немецкая пенсионная система построена просто, логично и без встроенного обмана граждан со стороны государства. Представленная система мотивирует немцев не скупиться на пенсионные взносы и осуществлять выплаты из собственной зарплаты. Это позволяет решить и другую указанную выше задачу: пенсионные взносы (по крайней мере, их часть) не попадают на себестоимость продукции.

В России же все пенсионные накопления съедает инфляция и это очевидным образом понимают все. Сама российская система мотивирует обратные процессы: сокрытие реальных зарплат и минимизация пенсионных отчислений. О солидарности поколений и речи не идет.

Заключение

Подведем итоги проделанной работы. Определяющее значение в пенсионной системе Германии играет установленное законом обязательное пенсионное страхование. В Германии приняты социальные законы, предусматривающие частичную трансформацию пенсионной системы и повышение в ней роли капитализированной части пенсионных накоплений с помощью следующих мер: достижение долгосрочной стабилизации общих ставок страховых пенсионных взносов; развитие системы частного пенсионного страхования на добровольной основе; укрепление финансовой базы для размещения капитализированной части пенсионных накоплений; внедрение системы базового социального обеспечения. Государство ввело также программу стимулирования сбережений.

Цель социальной реформы в Германии, заключается в том, чтобы не допустить обеднения граждан в старости и в случае утраты трудоспособности. При начислении пенсий по утрате профессиональной способности или трудоспособности, а также в случае вынужденных перерывов в уплате взносов на обязательное страхование, возникающих до первого поступления на работу, в случае болезни или безработицы, федеральное правительство будет стремиться учитывать положение на рынке труда. Реформа направлена и на улучшение пенсионного страхования женщин, зарплата которых часто бывает ниже среднего уровня из-за прерывания трудового стажа в связи с воспитанием детей.

Считается, что социальная работа, проведенная государством позволит найти оптимальное сочетание долевого отчисления с дополнительным самообеспечением в старости, при котором в выигрыше окажутся все: и пенсионеры, которые смогут в будущем получать различные услуги, позволяющие хорошо жить на склоне жизни, и наемные работники, которым не придется нести более тяжкое бремя, нежели хорошо обеспеченным людям, чье частное пенсионное обеспечение поддерживает государство.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-rabota-v-germanii/

1. Государственное и административное устройство Германии. Сборник международных терминов из области права и управления. Пер. с нем. Федеральная академия государственного управления. Бонн, 2008. — 60-73 с.

2. Григорьева И.А. Модели человека в теории социальной работы. СПб., 2009. — 342 с.

3. Дубинский В. Социальная работа в Германии: учебное пособие. — 2-е изд. — М. — 2012. — 342 с.

4. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика: Германский путь. Пер. с нем. М.: «Дело-ЛТД», 2004. — 340 с.

5. Всем пенсионерам по минимуму http://comstol.info/2012/11/moskovskie-novosti/5068#ixzz2Ef4KMPVP — 4 ноября 2012

6. Статистика о жизни генерации немецких пенсионеров 65+

http://byrins.livejournal.com/91654.html . — 28.11.2012

7. Жизнь пенсионеров в России и за рубежом http://forexaw.com. — 23.11.2012

8. Пенсия в Германии: кто не заработал, государство не виновато . — 25.08.2012.

9. Пенсионная система в Германии. — — 14.10.2012

10. Пенсионеры в России и на Западе: две большие разницы. — 23.09.2012