Специфика работы социального педагога в детском доме

Проблема сиротства в нашей стране приобретает в современных условиях качественно иное содержание. Теперь все чаще сиротой становится ребенок при живых родителях — это дети, от которых отказываются сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные. Выделяют следующие причины сиротства: алкоголизм и наркомания родителей, увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, увеличение количества недееспособных родителей, увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся).

Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса — невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Все вышесказанное подчеркивает актуальность обращения к данной теме.

Разработанность темы исследования отражается в трудах многих отечественных авторов и ученых, таких как А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской, Л.М. Шипицыной по проблемам детей находящихся в учреждениях интернатного типа, а так же в трудах по детской психотерапии Л. С. Выготского , Л.Я. Олеференко и Т.Н. Поддубной.

Анализ данной проблемы позволяет выделить противоречие между увеличением числа детей-сирот и недостаточным изучением особенностей работы социального педагога в детском доме.

Темой курсовой работы, которая обозначила проблемы и цели, является «Специфика работы социального педагога в детском доме».

Цель курсовой работы — проанализировать специфику работы социального педагога в детском доме.

Объект исследования — социальный педагог.

Предмет исследования — специфика работы социального педагога в детском доме.

Гипотеза: деятельность социального педагога в детском доме имеет свою специфику, которая определяется: типом детского дома, индивидуальными особенностями детей, находящихся на воспитании в данном детском доме, региональными особенностями, личными характеристиками социального педагога.

11 стр., 5116 слов

Индивидуальная работа с детьми в детском саду

... на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с ...

Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить особенности образовательной системы сиротских учреждений и дать психолого-педагогическую характеристику детям — сиротам;
  • определить методы работы социального педагога с детьми-сиротами интернатного типа;
  • раскрыть сущность программ коррекционно-развивающих работ социального педагога с детьми в условиях детского дома.

Методологической основой является системный подход к изучению особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, экспериментальное исследование.

Экспериментальная база исследования: детский дом г.Стерлитамак.

Новизна исследования заключается в следующем:

  • определены средства социально-педагогической деятельности, использование которых способствует повышению уровня социальной адаптации воспитанников детского дома: целеполагание в деятельности социального педагога;
  • проблематизация профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и самопринятия воспитанников;
  • программирование деятельности социального педагога и воспитанника;
  • планирование дальнейших самостоятельных действий выпускника-воспитанника детского дома;
  • выявлены критерии социальной адаптации воспитанников детского дома на этапе подготовке к самостоятельной жизни: сформированность у воспитанников профессиональных намерений, коммуникативных умений, здорового образа жизни и самопринятия.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: в рамках структурно-функциональной модели социально-педагогической деятельности социального педагога в условиях детского дома проведено исследование на уровень развития воспитанников и их подготовленность к социализации в обществе. Программа исследования может использоваться в групповой работе с детьми-сиротами подросткового и юношеского возраста (на этапе подготовки к самостоятельной жизни) в детских домах.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические основы деятельности социального педагога в детском доме

1.1 Характеристика образовательной системы детских домов

Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды.

Детские дома — воспитательные учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин. Детские дома обеспечивают детям условия для воспитания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни. В Российской Федерации сеть детских домов включает: Детские дома для детей дошкольного (3-7 лет), школьного (7-18 лет) возраста и смешанные, а также семейные детские дома. Воспитательная работа строится на общих психолого-педагогических основах, индивидуальном и личностном подходе к каждому воспитаннику. Дети включаются в творческую, спортивную и трудовую деятельность. Стиль воспитания в детском доме определяют педагоги-воспитатели. Выпускники детского дома могут возвратиться к родителям, продолжить обучение в профессиональных образовательных учреждениях, начать трудовую деятельность.

8 стр., 3720 слов

Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей ...

... ДОУ. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка из 26 источников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1.1 Анализ ...

Воспитанники детских домов — это, прежде всего, дети, которые в силу разных причин остались без попечения родителей [Алмазов,2004, с.177].

Социальная ситуация развития воспитанника интернатного учреждения определяется особыми условиями жизни, которые характеризуются как общественное воспитание.

Ученые и практики выделяют недостатки общественного воспитания, негативно влияющие на психическое развитие детей: неправильная организация общения взрослых с детьми; недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей; воспитание и обучение детей по программам, не компенсирующим дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; недифференцированный подход к детям в процессе воспитания и обучения; бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды; малое количество и однообразие предметов, которыми они оперируют; постоянное нахождение детей в условиях коллектива (отсутствие личного пространства, уединения, самостоятельности в выборе).

Основное следствие общественного воспитания — неудовлетворенность повышенной потребности детей во внимании доброжелательности взрослого [Гуменник,2008, с.177].

Интернатным учреждениям присущи и другие недостатки: организация жизни далекая от семейной; закрытость, изолированность и отстраненность от реальной жизни; присутствие феномена «общественной собственности»; жизнь на государственном обеспечении; утрата родственных и дружеских связей.

Таким образом, интернатные условия воспитания с очевидностью не могут обеспечить должное качество жизни воспитанников по ряду параметров, и происходит это за счет особенностей организации жизни и недостаточности условий для нормального развития ребенка [Василькова,2006, с.178].

Во всех этих позициях несовершеннолетний воспитанник, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность.

Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отмечается постоянное увеличение численности воспитанников в образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Мудрик,2000, с.44].

Практические и научные исследования, проведенные учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Весьма остро перед выпускниками детского дома встает проблема включения в социум. Сегодня они поставлены перед фактом радикальных перемен новой социальной среды, к которой вынуждены приспосабливаться. Выпускники детских домов испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть их пополняет ряды правонарушителей. На сегодня вопрос обучения, воспитания и развития детей в условиях детского дома мало изучен и является одной из актуальных и социально значимых проблем педагогической науки и практики.

18 стр., 8534 слов

Социальная жизнь

... производства и производственных отношений... Духовная природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество ... и способностей, в виде влечений…» [1] Такой подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал биологическую природу человека как нечто исходное, хотя ...

Научные разработки направлены на поиск наилучших средств и способов помощи детям-сиротам. Анализ работ ученых, практика оказания социальной, психолого-педагогической помощи детям, по разным причинам лишившихся материнской, семейной заботы, в России и зарубежом показывают, что общество переосмысливает результаты деятельности детских домов.[Поддубная, 2008,с.109]

В современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая социально-педагогическая концепция деятельности этих учреждений, содействующая развитию социальной компетенции личности, ее самоопределению в обществе. Вместе с тем в немногочисленных современных публикациях по вопросам подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к их жизненному и профессиональному самоопределению, преодолению трудностей социализации остаются практически вне сферы научных интересов организация и содержание деятельности детских домов, выявление условий, необходимых для ее осуществления.

На современном этапе развития общества содержание деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной социально-педагогической проблемой.

На современном этапе значительно увеличился объем функциональных обязанностей воспитателя: к таким традиционным видам деятельности, как воспитывающая, развивающая, культурно-просветительская, добавились диагностическая, коммуникативная, коррекционно-развивающая и др. реализация этих функций требует не только дополнительных затрат времени и сил, но и знаний. В стране на федеральном уровне нет ни одной лаборатории, которая вплотную занималась бы проблемами сиротства. Возможно, сегодня следует создать научный центр по исследованию проблем воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Титова,2008, с.61].

Существует несколько взаимосвязанных проблем, которые не решаются традиционно применяемыми педагогическими технологиями. Основные из них:

  • крайне слабое психологическое и социально — педагогическое сопровождение воспитательного процесса в детских домах;
  • дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них;

— существующая педагогическая система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.

Последствие отставания педагогических технологий работы с детьми — социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение, и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации:

49 стр., 24425 слов

Социализация детей-сирот в условиях детского дома

... социализация детей сирот – это сложный процесс, который затрагивает все стороны деятельности воспитанников. Это и способствовало выбору темы нашего исследования «Социализация детей – сирот в условиях детского дома» Цель исследования : выявление условий, содержания, результатов социализации детей ...

  • по способности к приобретению профессии и трудоустройству;
  • по способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни;
  • по способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

Для преодоления намеченных проблем требуется осознанный системный подход к воспитанию самостоятельности. Персоналу учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо уметь мотивировать воспитанников — будущих выпускников к развитию социальной компетентности, формировать у них навыки, необходимые для независимого проживания, развивать способность видеть жизненную перспективу и умение принимать ответственные решения. Необходимо научить их ставить цели и отвечать за их реализацию, давать больше самостоятельности, порой поясняя, какой результат может последовать за каждым шагом, порой предоставляя полную самостоятельность. [Селевко,2002, с.9].

Работа в детском доме должна быть направлена на формирование:

  • позитивного отношения к людям;
  • потребности в труде как образе жизни;
  • способности делать выбор, умения принимать решения и нести за них ответственность (активная жизненная позиция);
  • способности жить в социальном пространстве (ориентироваться в законах, знать права и способы их реализации, быть готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей как гражданина).

Выпускнику, оказавшемуся на пороге самостоятельности жизни, необходима помощь и поддержка того окружения, в котором он находится в период адаптации к самостоятельной жизни. Профессионально построенное общение и работа с подростками могут стать основой его успешной адаптации. Для построения эффективной работы специалисту нужно понимать характерологические и личностные особенности выпускников сиротских учреждений, испытывающих значительные трудности при формировании жизненного плана, от наличия которого зависит успешность жизнеустройства и социальной адаптации [Воротилкина,2007, с.90].

Организация обучения воспитанников в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно — обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги — психологи.

Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

13 стр., 6094 слов

Современное состояние и перспективы развития социального обслуживания населения

... деятельности. Во второй главе проведен анализ современных процессов развития социального обслуживания населения в РФ. В третьей главе рассмотрены тенденции перспективы развития социального обслуживания в стране. Курсовая работа состоит из введения, трех ...

Традиционная система педагогического руководства в формировании жизненных планов воспитанников нуждается в переосмыслении с позиций личностно-ориентированного подхода, что должно создать в детском доме условия для полноценного психического развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самом детском доме, подготовку к созданию семьи, продолжению образования, профессии [Мустаева,2003, с.254].

Таким образом, педагогический процесс в современном детском доме в кратчайшие сроки должен быть дополнен достаточным психологическим обеспечением и сопровождением воспитанников, которое позволит существенно повысить уровень развития их личности и возможности в последующей социальной адаптации.

1.2 Особенности работы социального педагога в детском доме

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними[Галагузова,2006, с.118].

Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитания и т.д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом[Басов,2007, с.201].

Формирование личности детей-сирот происходит в состоянии депривации, представляющей собой потерю одного из, безусловно, желаемых условий формирования личности — семьи. В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы, обуславливающих, в конечном итоге, социальную и психическую деятельность человека. Спектр обнаруживаемых социальных, психологических, физиологических, педагогических проблем адаптации детей-сирот чрезвычайно велик.

Преодоление депривации и негативного влияния детского дома педагогическими методами, а также с помощью приемной семьи может быть эффективным при условии решения соответствующих материальных, экономических, психологических, морально-нравственных, социокультур-ных проблем[Андреева,2000, с.111].

В связи с тем, что индивидуальная социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и подростками неразрывно связана с оказанием социальной, педагогической, психологической поддержки самим детям, то спектр методик этой работы достаточно широк.

21 стр., 10500 слов

«Развитие методической компетентности воспитателей учреждений ...

... развитию методической компетентности воспитателей РИ дошкольного образования. Объект исследования – методическая компетентность воспитателей ТО дошкольного образования. Предмет исследования – формы методической работы по развитию ЗИ методической компетентности воспитателей ... sсистеме Республики Беларусь. В тарифно- ... методической работы в дошкольном учреждении, так как в отличие от курсовой ...

Классифицировать основные методы, используемые социальным педагогом, социальным работником можно по схеме:

Социально-педагогическая деятельность в детском доме подразделяется на следующие виды:

1. Социально-педагогическая диагностика и консультирование.

Цель — отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений. Содержание деятельности:

  • изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;
  • выявление воспитанников социальной группы риска;
  • изучение интересов, способностей и склонностей детей;
  • составление индивидуальных карт развития;
  • диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;
  • диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками;
  • диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;
  • диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми навыками[Василькова,2004, с.81].

2. Социально-профилактическая работа.

Цель — предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Содержание деятельности:

  • разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей;
  • создание благоприятного психологического микроклимата;
  • оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами, сверстниками;
  • работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению;
  • психолого-педагогические консилиумы по выработке мер комплексной помощи детям;
  • программа профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания и т.д.);
  • программа профилактики межличностных конфликтов.

3. Социальное воспитание. Коррекционно-развивающая работа.

Цель — активное воздействие на процесс социализации личности. Содержание деятельности:

  • программа развития житейских умений и навыков;
  • программа профессиональной ориентации;
  • программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни;
  • программа развития коммуникативных навыков и культуры общения;
  • программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аутизм и т.д.);
  • программы психотерапии (психологическая гимнастика, программы кризисной интервенции в критических ситуациях) [Басов,2007, с.138].

В связи с этим, деятельность социального педагога в детском доме включает следующие аспекты.

Определение социального статуса ребенка проводится путем изучения документов, беседы, тестирования. Социальный педагог выделяет проблемы, которые предстоит ему решить: собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка; наблюдает за его успеваемостью; оказывает помощь в обучении воспитанника и т.д.

Составление индивидуальной программы развития воспитанника — следующая задача социального педагога, которая предусматривает формирование будущего выпускника в соответствии с нормой, учитывая его проблемы.

Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но раскрытия тенденций развития, как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются: в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности [Крокинская, 2002, с.206].

Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов других специалистов детского дома.

Медицинская реабилитация предполагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий.

Психологическая реабилитация связана с занятиями по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме.

Педагогическая реабилитация предусматривает дополнительные занятия по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий.

Социальная адаптация означает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация проводится через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами:

  • профессионального самоопределения выпускников;
  • освоения ими различных социальных ролей человека в обществе;
  • ознакомления со структурой и функциями семьи;
  • формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома [Мардахаев, 2006, с.144].

Представительство интересов ребенка в правозащитных и административных органах — важная функция, которую выполняет социальный педагог в детском доме. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением дальнейшего обучения.

Социализация детей, воспитывающихся в условиях детского дома, осуществляется во взаимодействии образовательной и воспитательной работы. Стержнем интеграции в общество и адаптации детей-сирот является формирование у них чувства любви и дружбы, а на основе этих чувств — готовности к взаимопомощи. Главной задачей детских домов является социализация детей-сирот, подготовка детей к семейной жизни, которая проводится так, чтобы у детей вырабатывались знания и навыки оказания первой помощи и ведения домашнего хозяйства.

Важно готовить детей к семейной жизни, подготовка к которой протекает на сложном моральном и нравственном фоне, так как они ревнуют к детям, которые имеют родителей или родственников, а также к детям, выбранных на усыновление или опеку.

Очевидно, что главным фактором, который определяет особенности психического развития детей-сирот, трудности их воспитания и обучения, выступает отсутствие благоприятного влияния семьи. В процессе трудовой и воспитательной работы социальный педагог контролирует и должен обеспечить:

  • организацию самообслуживания детей, трудовую деятельность детей на приусадебном участке, хозяйстве, в теплице и т.д.;
  • формирование и развитие культуры поведения в детском доме, общественных местах;
  • формирование и развитие гражданских качеств, которые необходимы для детей в общество;
  • организацию групповой, коллективной, индивидуальной деятельности детей-сирот;
  • формирование и развитие у детей-сирот позитивного отношения к правилам и нормам социального взаимодействия, моральную, нравственную и правовую грамотность;
  • формирование и развитие навыков межличностных отношений и общения в коллективной деятельности;
  • знакомство детей-сирот с семейными традициями, генеалогическим древом, системой родственных связей и др.;
  • умение детей-сирот пользоваться инфраструктурами города, района, пос?лка;
  • проведение профессиональной ориентации воспитанников;
  • контакты с детьми детского дома [Олиференко,2002, с.95].

К навыкам социальной компетенции наиболее важными считаются:

  • осознание себя с точки зрения будущего семьянина;
  • навыки учебной деятельности;
  • навыки самоконтроля, психологической защиты, рефлексии;
  • навыки самообслуживания;
  • навыки продуктивного, конструктивного общения;
  • навыки ориентации в различных инфраструктурах;
  • профориентация, профессиональное самоопределение;
  • правовое и моральное самосознание.

Социальный педагог в профессиональной деятельности, в практической работе часто применяет методы, которые используются в психологии, педагогике и социальной работе.

Все методы реализуются через совокупность различных отдельных приемов. Наиболее широко в деятельности социального педагога применяются такие методы, как упражнение и убеждение. Метод убеждения помогает трансформации принятых в обществе норм в мотивы поведения и деятельности детей-сирот, что способствует формированию у них убеждений. Убеждение — это доказательство и разъяснение необходимости или правильности определенного поведения ребенка. В процессе убеждения социальные педагоги воздействуют на волю, сознание, чувства детей-сирот. Убеждение является формой регуляции отношения детей-сирот и социума[Румянцев,2002,с.72].

Убеждение реализовывается через такие методы, как положительный пример, лекция, рассказ, беседа, диспут. Лекция и рассказ — являются монологическими формами метода, которые ведутся от лица социального педагога, то есть от одного лица. И метод лекции, и метод рассказа, используются для того, чтобы разъяснить сиротам определенные морально-нравственные понятия. Рассказы используются при работе с маленькими детками, они непродолжительны во времени, основаны на красочных, ярких, фактах, примерах. В лекциях, как правило, раскрыты более сложные морально-нравственные понятия (дружба, патриотизм, долг, гуманизм, добро, зло, товарищество и др.).

Лекции применяются для детей более старшего возраста. Лекции более продолжительны по времени, в лекции рассказы используются как приемы.

Для юношей и подростков, как правило, используется диспут -метод, который способствует формированию у них суждений.

Диспутом является специально организованное социальным педагогом представление в ходе, которого происходит специально созданное столкновение мнений по какой-либо проблеме. Ролью социального педагога во время проведения диспута является руководство диспутом: социальный педагог оперативно направляет ход диспута, обобщает и анализирует высказывания детей-сирот, подводит итоги.

Важным в профессиональной деятельности социального работника является учет морального и нравственного идеала, которому следуют дети-сироты. Сила воспитательного подражания и примера основывается на том, что дети-сироты будут подражать, основывается на способности детей-сирот копировать те поступки и действия, которые с точки зрения детей кажутся значимыми и соответствуют взглядам.

Избранный детьми идеал поступка становится движущей силой в его развитии . Помочь детям -сиротам выбрать этот идеал — пример — очень сложная задача для социального работника, но решение этой задачи способствует ускорению нравственного и духовного развития сирот.

В развитии нравственных привычек и умений важную роль играет метод упражнения. Метод упражнений необходимдля того, чтобы сформировать у сирот морально-нравственное поведение[Сидорова,2004, с.102].

Среди методов работы социального педагога с детьми особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся методы наказания и поощрения.

Методы наказания и поощрения направлены к одной цели — сформировать определенные моральные и нравственные качества характера и поведения детей-сирот.

К основным формам воспитательной работы в детских домах относятся игры, дела и мероприятия.

Мероприятиями являются события, ситуации в коллективе, занятия, которые организуются социальными педагогами для детей-сирот с целью непосредственного воспитательного влияния на них.

Дела — важные события, общая работа, организуемые и осуществляемые членами детского коллектива на радость и пользу кому-либо и самим себе игры[Левко,2003, с.107].

К представлениям в воспитательной работе социального педагога являются: митинг, дискуссия, КВН, линейка, концерт, спектакль, фронтальная беседа, лекция, диспут, просмотр видео-, кино-, телефильма.

Подготовкой к представлению является организованная совместная деятельность по реализации и разработке замысла какого-либо спектакля, концерта и другого мероприятия.

2. Эмпирическое исследование работы социального педагога в детском доме г.Стерлитамак

2.1 Цель и методы исследования

С целью исследования социальной работы как эффективного средства формирования социальной компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было проведено экспериментальное исследование.

Задачи экспериментального исследования:

1. Разработать план исследования. Подобрать методику для изучения динамики развития социальной компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и изменений, происходящих с детьми в результате социальной работы на проявление социальной компетентности или отсутствие такового.

2. Провести диагностику социальной компетентности у детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, подвергавшихся воздействию социальной работы, до и после воздействия.

3. Провести сравнительный анализ полученных результатов, сделать выводы. социальный педагог сирота личность

Гипотеза исследования: Социальная работа является эффективным средством развития социальной компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве независимой переменной в эксперименте бралось наличие или отсутствие воздействия посредством социальной работы с целью развития социальной компетентности у детей, проживающих в условиях детского дома.

Зависимыми переменными выступили в нашей работе параметры развития социальной компетентности (уверенность в себе, интерес к социальной жизни, самостоятельность, организованность), определяемые тестовыми методиками.

Эксперимент проводился в детском доме г. Стерлитамак с детьми подросткового возраста в течение трех месяцев в рамках образовательного процесса.Для проведения экспериментальной работы была определена контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ).

Всего участвовало в КГ и ЭГ 24 подростка. Программа развития социальной компетентности включала следующие аспекты исследовательской деятельности: диагностика начального уровня социальной компетентности, развитие социальной компетентности в экспериментальной группе (ЭГ), выполнение творческих заданий, рефлексию детей подросткового возраста, диагностику завершающего этапа эксперимента.

Первоначально была проведена диагностика 24 подростков обеих групп (ЭГ-12 человек и КГ-12 человек) посредством использования теста А.М. Прихажан на социальную компетентность.

Подросткам ЭГ было предложено пройти групповую социальную работу для развития социальной компетентности. КГ составили подростки, не участвующие в групповой социальной работе по развития социальной компетентности. Они также прошли итоговую диагностику с помощью выше названной тестовой методики. Вся программа по развитию социальной компетентности подростков, в условиях детского дома, была построена в три этапа и равномерно распределена по времени:

Первый этап — психологическое просвещение (проведено 3 занятия по 2 часа каждое) -6 час

Второй этап — тренинговые занятия в течение двух месяцев с частотой проведения 1 раз в две недели по 4 часа в день (16 час)

Третий этап-два тренинговых занятия методом погружения в течение двух дней с частотой проведения 1 раз в две недели 6 часов в день (12 час).

На выполнение четырех самостоятельных творческих домашних заданий отводилось по 1 часу (4 часа).

Общее количество часов Программы развития социальной компетентности составило-38 час.

Формирующим пространством в организации работы по развитию социальной компетентности воспитанников детского дома выступала воспитательно-образовательная среда детского дома, так как подросток находится в нем круглосуточно.

В период формирующего эксперимента содержание социальной работы по развитию социальной компетентности подростков детского дома включало следующее:

1)любовь к своей стране, к своей истории, к своим обычаям, к своему языку, при необходимости стать на ее защиту;

2)формирование трудолюбия, отношения к труду, формирование потребности в созидательной трудовой деятельности, формирование понимания пользы трудовой деятельности для себя и общества;

3)формирование коллективизма, отношения к обществу, умения согласовывать собственные желания с желаниями других, умения координировать собственные усилия с усилиями других;

4)формирование отношения к себе: уважать себя и других, осознание общественного долга, правдивость и честность, нравственная скромность;

5)формирование человеколюбия и гуманности.

В условиях детского дома для развития социальной компетентности подростков используется программа по патриотическому воспитанию, уважения к себе и окружающим. Социальная среда детского дома создает условия для формирования базовых национальных ценностей, определения понятия патриотизма как любви к своей России, своей малой родине, к своему народу, служение Отечеству. Социальная среда детского дома в рамках развития социальной компетентности подростков направлена на:

  • создание условий для формирования социально-активного гражданина, духовно-богатого;
  • снижение уровня вредных привычек и правонарушений подростков средствами развития социальной компетентности;
  • разработку механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
  • реализацию системы программных мероприятий развития социальной компетентности и оценка их эффективности;
  • изучение подростками истории Отечества и своей малой родины.

Социальная среда детского дома включает следующие направления работы: Школьный музей, Моя малая родина, Защитники Отечества, Победа, Здоровье, Салют, Юные таланты.

Деятельность в детском доме по развитию социальной компетентности подростков основывается на главном принципе: развитие активности воспитанника-подростка, которая направлена на изменение самого себя.

Результатом деятельности детского дома должна стать выработка у подростков «нравственного иммунитета», сформированность в совокупности организованности, самостоятельности, интереса к социальной жизни, уверенности в себе, которые направлены на эффективную резистентность или психологическую невосприимчивость. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие ментального, духовного и эмоционального характера.

Сложность проведения социальной работы заключалась в том, что подростки находились в естественных условиях образовательного процесса, а, следовательно, занятия были дополнительной временной нагрузкой к еженедельной семестровой учебной нагрузке для участников формирующего эксперимента, что, естественно, удлиняло учебные дни детей.

В связи с этим мы вынуждены были соблюдать достаточно большой временной разрыв между отдельными занятия, заполняя эти перерывы творческими домашними заданиями, чтобы сохранить максимально положительное эмоциональное состояние, полученное участниками в ходе эксперимента

Это дало возможность не ослабить мотивацию участников социальной работы. Групповые занятия проходили в отдельном, хорошо освещенном, изолированном от мешающих внешних факторов помещении, оборудованном мебелью и техническими средствами обучения, использовались компьютерные технологии.

Экспериментальное исследование эффективности социальной работы по развитию у подростков социальной компетентности предполагало два замера у экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ):

1. Перед проведением групповой социальной работы по развитию социальной компетентности.

2. После проведения групповой социальной работы по развитию социальной компетентности.

Замеры проводились в ЭГ и КГ в одно и то же время. С разницей лишь в том, что с КГ групповая социальная работа не проводилась. С целью оценки социальной компетентности был использован тест социальной компетентности А.М. Прихожани методика «Закончи предложения» на выявление отношения к нравственным нормам.

Приведем их описание и характеристику.

1.Развитие социальной компетентности является одной из основных стратегий социального контроля в условиях современного общества. В эксперименте важно проанализировать, как участие в опытно-поисковой работе детей влияет на развитие их социальной компетентности. Шкала была разработана А.М. Прихожан, опираясь на теорию социальной компетентности Е. Дола. Методика направлена на изучение уровня социальной компетентности детей подросткового возраста (11-16 лет).

Методика позволяет определить как общий уровень социальной компетентности испытуемого в соответствии с возрастом, так и его социальную компетентность в отдельных областях (организованность, самостоятельность, уверенность, развитие общения, интерес к социальной жизни и др.)

2. Методика «Закончи предложение».

Целью методики является выявление у испытуемых отношения к нравственным нормам. Метод незаконченных предложений является вербальным проективным тестом. Главным преимуществом данного метода является: возможности получения более подробной информации об отношениях к нравственным нормам, возможности получить неординарные мнения. Испытуемому предлагается закончить предложения(приложение 3).

2.2. Результаты исследования

Экспериментальная работа заключалась в исследовании уровня развития социальной компетентности детей в условиях детского дома до и после работы с ними. Результаты психодиагностики по тесту социальной компетентности А.М. Прихожан на констатирующем этапе.

Специальный интерес представляет анализ того, насколько адекватно дети детского дома переживают и осознают в критические моменты особенности своей личности и своих состояний. По методике социальной компетентности А.М. Прихожан у детей подросткового возраста на констатирующем этапе изучили: уверенность в себе, самостоятельность, отношение к своим обязанностям, организованность, развитие общения, интерес к социальной жизни.

Первичные результаты диагностики представлены в приложении 1.

Рассмотрим результаты эксперимента, с учетом того, что в экспериментальной группе в качестве психологического воздействия проводились занятия на развитие социальной компетентности, а в контрольной группе такое воздействие отсутствовало.

Проведем сравнительный анализ в группах испытуемых (ЭГ и КГ) по тесту А.М. Прихожан. Т.е. выявим выраженность различий в ЭГ и КГ. Сравнивая результаты КГ и ЭГ по тесту А.М. Прихажан (таблица 2.1) можно констатировать, что явных различий между двумя группами на первом замере не наблюдается ни по одному показателю.

Из представленных в таблице 1 результатов видно, что явных различий в социальной компетентности между детьми ЭГ и КГ не были обнаружены ни в одной из шкал теста А.М. Прихожан. Согласно результатам тестирования было выявлено, что дети в условиях детского дома не вполне осознанно, осмысленно выстраивают стратегию собственных действий, деятельности, взаимодействия с окружающими их людьми, организациями и т.п. Большинство из них не понимают важность конструктивного взаимодействия с окружающими и руководствуются только сиюминутной выгодой. Дети затрудняются понять существующие правила, не могут в достаточной степени оценить их целесообразность, не осознают, что это крайне необходимо.

Таблица 2.1 — Социальная компетентность детей КГ и ЭГ на констатирующем этапе (1 замер), в Хср

Показатели социальной компетентности

Подростки, в Хср.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Самостоятельность

11,13

12

Уверенность в себе

11,17

11,3

Отношение к своим обязанностям

12

11,9

Развитие общения

8,23

8,2

Организованность

12,1

12,3

Интерес к социальной жизни

15,1

14,9

На констатирующем этапе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проявляют выраженные симптомы социальной некомпетентности (дезадаптации), которые выражаются в неспособности владеть социально приемлемыми способами общения со сверстниками и взрослыми, а уровень овладения главными видами деятельности (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) у подростков детского дома ниже возрастной нормы. В связи с этим, подростки в условиях детского дома оказываются вытесненными из социальной действительности, социального окружения, так как, социальное окружение стремится к сегрегации тех детей, кто представляет отклонение от принятой социальной нормы. Следовательно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, характеризуются низким интересом к социальной жизни, отсутствием увлечений, навыков владения современными технологиями. Они менее организованны и более неуверенны в себе. Дети до работы по социализации и интеграции в общество характеризуются пограничным состоянием дезадаптации. Поведение этих детей чаще всего характеризуется или уходом от проблем или склонностью к подчинению.

Результаты психодиагностики по методике «Закончи предложение» на отношение к нравственным нормам на констатирующем этапе.

Проведем сравнительный анализ в группах испытуемых (ЭГ и КГ) по тесту «Закончи предложение». Т.е. выявим выраженность изменений произошедших в ЭГ и КГ.

Таблица 2.2 — Отношение к нравственным нормам детей КГ и ЭГна констатирующем этапе (1 замер), в Хср

Отношение к нравственным нормам

Экспериментальная группа

2,5

Контрольная группа

2,4

Сравнивая результаты КГ и ЭГ на 1 замере по тесту отношения к нравственным нормам «Закончи предложение» можно констатировать, что существенных различий уровня развития отношения к нравственным нормам между подростками ЭГ и КГ не выявлено.

Следовательно, у участников КГ и ЭГ на констатирующем этапе, согласно имеющимся показателям по методике «Закончи предложение», нравственные ориентиры существуют, эмоциональные реакции и оценки поступков адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

На формирующем этапе была организована социальная работа с детьми по формированию социальной компетентности. На основе полученных результатов, на формирующем этапе была систематизирована социальная работа по формированию социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

Цель формирующего этапа исследования: выявить эффективность формирования социальной компетентности для социализации детей, в условиях детского дома.

Цель нашей работы — формирование социальной компетентности, включающая развитие самостоятельности, уверенности в себе, общения, организованности, интереса к социальной жизни, морально-нравственного сознания.

При планировании социальной работы учитывались различные условия формирования социальной компетентности:

1. Помочь воспитанникам видеть себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других.

2. Отработать с воспитанниками цивилизованные и продуктивные формы проявления детской и подростковой агрессивности, сформировать культуру общения и эмоциональной экспрессии.

3. Помочь воспитанникам приобрести амостоятельность и независимость. Для этого нужно произвести коррекцию отношений членов семьи.

4. Развить способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов других, способности к критическому восприятию достоинств и недостатков своих и членов семьи, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Формирование социальной компетентности детей, мы решили проводить в отдельном кабинете и на улице во дворе детского дома.

Организуя данную работу с детьми, мы поставили определенные задачи:

1. Развитие социальной сензетивности;

2. Формирование установки на партнерство;

3. Снятие мышечных зажимов; релаксации;

4. Освоение адекватных способов самовыражения; преодоление внутренних барьеров.

Для реализации данных задач необходимы были специальные условия. В детском доме есть комната, которой мы воспользовались для работы. Поначалу, дети вели себя робко, неуверенность, зажато, стеснялись. На первом занятии были проведены игры и управления по формированию позитивной Я-концепции. Во время занятия мы дали возможность ребятам узнать о себе новую информацию; сформировать позитивное отношение к себе.

На второй встречи с подростками была проведена работа по формированию чувства собственного достоинства. На данном занятии ребятам прививались навыки преодоления смущения, барьеров в общении. Дали им возможность вступить в диалог со сверстником, ознакомили подростков с новой информацией.

На третьей встрече мы формировали устойчивую адекватную самооценку. Подросткам дали возможность узнать о себе новую информацию, сформировали у них позитивное отношение к себе, ознакомили ребят с новой информацией.На четвертом занятии вырабатывали навык подавления собственных отрицательных эмоций. Объяснили воспитанникам, что такое эмоции и какие бывают отрицательные эмоции; ознакомили ребят с новой информацией; выработали навык подавления отрицательных эмоций, в частности, гнева.Рассмотрим динамику изменений в ЭГ и КГ по показателям теста социальной компетентности А.М. Прихожан.Из таблицы 2.3 и диаграммы (Рис.1) видно и можно констатировать следующую динамику изменений по показателям теста А.М. Прихожан на срезе 2-х замеров в результате психодиагностики, проведенной в ЭГ:

  • если в первой серии замеров в среднем уровни шкал социальной компетентности превышают 8-ми баллов(8 б и более—низкий уровень), то во второй серии мы наблюдаем, значительное повышение по всем заявленным шкалам (средние значения меньше 8 баллов -средний уровень);
  • на 1 замере у подростков по всем субшкалам коэффициенты социальной компетентности, не соответствуют их возрасту.

Таблица 2.3 — Результаты сравнительного анализа средних показателей в ЭГ по тесту социальной компетентности А.М. Прихожан, в Хср

Показатели социальной компетентности

Экспериментальная группа, в Хср.

1 срез

2 срез

Самостоятельность

11,13

8,9

Уверенность в себе

11,17

8,2

Отношение к своим обязанностям

12

8,9

Развитие общения

8,23

7,2

Организованность

12,1

7,5

Интерес к социальной жизни

15,1

8,8

Рисунок 1 — Диаграмма. Сравнение уровней развития социальной компетентности в ЭГ до и после проведения социальной работы

На качественном уровне это выражается в улучшении социальной компетентности (высоким считается 8 баллов и ниже).

Другими словами, показатели ЭГ остались в рамках средней категории, но если до воздействия значения граничили с нижним уровнем этой категории, то после проведения социальной работы, показатели ЭГ стали граничить с высокой категорией социальной компетентности. Это означает, что участники социальной работы стали характеризоваться развитием способностей работать с информацией, умениями разрешать проблемы, самостоятельности, умениямиидти на сотрудничество, толерантности, умениями себя контролировать и способностями к принятию нового.

Как видно из таблицы 2.3, направленность всех изменений в группе ЭГ имеет строго возрастающий характер, то есть средний показатель в каждой шкале во втором замере всегда выше, чем в первом, что говорит о комплексности и эффективности воздействия социальной работы по формированию социальной компетентности подростков в условиях детского дома.

Как видно из таблицы 2.4 и рис.2 значимых различий в КГ не обнаруживается.

Таблица 2.4 — Результаты сравнительного анализа средних показателей в КГ по тесту социальной компетентности А.М. Прихожан, в Хср

Показатели социальной компетентности

Контрольная группа, в Хср.

1 срез

2 срез

Самостоятельность

12

11

Уверенность в себе

11,3

10,9

Отношение к своим обязанностям

11,9

11,2

Развитие общения

8,2

7,9

Организованность

12,3

12,1

Интерес к социальной жизни

14,9

14,5

Рисунок 2 — Диаграмма. Сравнение уровней развития социальной компетентности в КГ до и после проведения социальной работы

На срезе 2-х замеров в результате психодиагностики, проведенной в КГ: если в первой серии замеров в среднем уровни показателей социальной компетентности достигает от 11 баллов (11 б и больше низкий), то во второй серии мы наблюдаем, что фактически улучшения социальной компетентности не произошло по парциальным показателям методики.