Социальное неблагополучие жизни в рассказах Л.Н. Андреева о детях

В 1907 г. появилась пьеса «Царь Голод», которая должна была открыть задуманный, но нереализованный социально-философский цикл пьес о жизни человечества («Война», «Революция», «Бог, человек и дьявол»).

В «Прологе» к «Царю Голоду» утверждалась историческая повторяемость: человек, преображающий землю своим трудом, остается несытым и бесправным. Царь Голод не раз поднимал людей на бунт, и он же заставлял их смириться. В пьесе в абстрагированной форме был показан один из бунтов в капиталистическом мире. Однако отрыв от реальной действительности исказил изображаемое: рабочие выступали как примитивная масса, незнакомая с классовой борьбой. К тому же анархический бунт рабочих не был явственно противопоставлен действиям черни, поджигающей библиотеки и картинные галереи. Все это значительно снизило социальный пафос пьесы, ее антибуржуазный характер. Одна из картин («Суд над голодными») была опубликована в социал-демократической газете (Гудок.-1908.-23 марта).

Театральная цензура запретила «Царь Голод».

«Жизнь человека» и «Царь Голод» показали, что в литературу пришел драматург-новатор. «Жизни человека» была присуждена премия им. А. Грибоедова.

Богоборческая направленность творчества Л.Н. Андреева с особенной силой проявилась в трагедии «Анатэма» (закончена в 1908 г.).

В ней поставлен вопрос о трагической ограниченности разума в познании тайн мироздания, о силе и значении любви к ближнему, о понятии бессмертия человека. Новый Мефистофель, Анатэма хочет проникнуть за железные врата, символизирующие предел миро-постигаемости; ему надо узнать, что таит в себе Вечность и что лежит в ее основе. Анатэма дает понять, что одни ищут ответа в материалистическом учении, другие в религии. Сам Анатэма в исканиях истины терпит поражение. Он так и не узнал, кто является вершителем человеческих судеб. Терпит он поражение и при проверке силы любви к ближнему. «Жизнь человека», «Анатэма» и последующие за ними «Черные маски» (1908) и «Океан» (1910, также запрещенный цензурой) обозначили возникновение в русской драматургии философско-символической драмы. Вместе с тем Л.Н. Андреев не отказался и от драмы реалистической. Две из них из студенческой жизни – «Дни нашей жизни» (1908) и «Гаудеамус»(1909) пользовались большим успехом на провинциальных сценах. Писатель создал также ряд сатирических пьес, из которых наиболее известны «Любовь к ближнему» (1908) и «Прекрасные сабинянки»(1912).

В 1906-1909 гг. Л.Н. Андреев — прозаик продолжал в своем творчестве обсуждать животрепещущие социальные вопросы. Пессимизм его в связи с общей политической обстановкой в стране и со смертью жены усилился. Однако коренные основы его гуманизма остались неизменными. Об этом свидетельствует рассказ «Елеазар» (1906), противостоящий своей социальной направленностью модернистской литературе, воспевающей смерть.

10 стр., 4614 слов

Смысл жизни и назначение человека

... -технической революции, биотехнологических исследований генома человека. Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате сравнения ... или иной человек смысл своей жизни, зависит его поведение, отношение к ближним и дальним, к семье, коллективу. В современную эпоху дискуссии о смысле существования человека и ...

В 1907 г. Л.Н. Андреев опубликовал рассказы «Иуда Искариот» и «Тьма», явившиеся в какой-то мере откликом на распространившиеся в русском обществе после подавления революции 1905 г. явления ренегатства и предательства. В первом рассказе Л.Н. Андреев создал сложный психологический образ предателя. Став учеником проповедника добра, Иуда испытывает к нему любовь-ненависть. Он убежден в господстве зла и вместе с тем ему хочется, чтобы правым оказался не он, а Христос. Писатель расширяет в своем рассказе представление о пределах предательства. Помимо Иуды в предательстве были обвинены и трусливые ученики и народная масса, не выступившая в защиту Иисуса. Рассказ еще раз обнаружил парадоксальность мышления автора.

Обостренный интерес Л.Н. Андреева к проблеме совести и нравственного долга вновь проявился в романе «Сашка Жегулев» (1911), посвященном стихийному протесту романтически настроенной молодежи и «потревоженной России» против подавления революции. Юный атаман «лесных братьев», совершающих набеги на помещичьи усадьбы, обрекал себя на гибель во имя попранной социальной справедливости.

1910 гг., обозначившие третий период творчества писателя, стали годами его духовного кризиса. Он отказывается от острой социальной проблематики и вновь активно работает в области драматургии.

Взгляды его на театр изменяются. Л.Н. Андреев выступает как теоретик нового театра («Письма о театре», 1912-1913), утверждая, что время острых интриг и коллизий прошло, теперь на первый план выдвигается внутренний мир человека. Свои представления о новой драме Л.Н. Андреев наиболее отчетливо выразил в «Собачьем вальсе» (1915) и «Реквиеме» (1916), использующем манеру условного театра. Отход от социальной проблематики и панпсихическое экспериментаторство значительно снизили популярность Л.Н. Андреева. Из его творчества почти совсем исчезает человек-протестант. В числе немногих исключений — сатирическая пьеса «Конь в сенате» (1915) и рассказ «Полет», который Л.Н. Андреев считал выражением своего творческого кредо. Ни одно из новых произведений Л.Н. Андреева не становится литературным событием. И тем не менее за его творчеством пристально следят. В 1916 г. И. Бунин записал в дневнике: «Все-таки это единственный из современных писателей, к кому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю» (Орловская правда.- 1973.- 6 мая).5

Значительную роль в падении популярности сыграла позиция Л.Н. Андреева в годы первой империалистической войны. Писатель выступил в ее защиту, призывая к объединению всех общественных сил. Ему казалось, что победа над Германией создаст благоприятные условия для послевоенных революционных выступлений, сейчас же необходимо единство. Печальную страницу в творческой биографии Л.Н. Андреева представляло сотрудничество в буржуазной газете «Русская воля». Здесь он выступал как прозаик, публицист и редактор литературного и критического отделов. Но вскоре в повести «Иго войны» (1916) он показал рядового человека, начавшего понимать, какие беды несет война народу. Это был гуманистический протест Л.Н. Андреева против мировой войны, но протест этот не обладал уже силой эмоционального воздействия «Красного смеха». В последние годы жизни Л.Н. Андреев работал над романом «Дневник Сатаны». Герой рассказа «Мысль» только мечтал о всеразрушающем оружии. В «Дневнике Сатаны» говорилось о его возникновении.

16 стр., 7808 слов

Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье

... - формирование здорового образа жизни у ребенка. Предмет исследования - формирование здорового образа жизни у ребенка в семье. Цель исследования: раскрыть теоретические основы и выявить пути и способы воспитания здорового образа жизни в семье. Цель определила задачи исследования: 1.Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье как объект исследования в ...

Октябрьская революция не была принята Л.Н. Андреевым, вместе с тем его не покидали трагические раздумья о том, за кем будет историческая правда. Писатель тяжело переживал свой отрыв от родины. Как и И.Е. Репин, Андреев жил с семьей на своей даче в Финляндии, и после получения ею самостоятельности (1917 г.) оказался в эмиграции. Текст письма к Л.А. Алексеевскому доказывал, что Л.Андреев, никогда не терял веру в «ум, талант и совесть» русского народа, которые дадут ему возможность «воздвигнуть» вместо старого прогнившего дома «новое величественное здание» России.6

9 декабря Л. Андреев скончался от болезни сердца в деревне Иейвала близ Мустамяки (Финляндия) и был временно захоронен в местной церкви.

В 1956 году прах Л.Андреева перевезен в Ленинград и захоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

1.2. Образы детей в произведениях Леонида Андреева

Леонид Андреев — художник, которого трудно назвать детским писателем, так как произведений, адресованных непосредственно юным читателям, у него нет. Первые рассказы были написаны Андреевым в духе традиций критического реализма: «Жили-были», «Молчание», «Кусака», «Весной». В основе сюжета оказывалось какое-то небольшое событие, случай, нечто, что способствует пониманию гуманного начала в одних и бесчеловечного в других. Но какой бы ни была действительность, Андреев испытывал страстное стремление к возвышенному и светлому, искал их и в жизни, и в человеческой душе.

В рассказах Андреева всегда добро одерживает моральную победу над злом и несправедливостью. Носителями нравственного начала предстают существа страдающие, бедные, но честные, праведные. Условием их человечности является непричастность к социальному механизму ни в качестве командующего, ни в качестве исполнителя. Социальное неблагополучие жизни с особой силой представлено в рассказах о детях. В наследии Л. Н. Андреева образы детей встречаются довольно часто в ранних реалистических рассказах, в основном созданных на материале жизненных впечатлений от родного города Орла: «В Сабурове», «Валя», «Петька на даче», «Гостинец», «Кусака», «Алеша-дурачок», «Ангелочек», «В подвале», «Книга», «Праздник», «Молодежь». Среди названных произведений можно выделить те, в которых образы детей находятся в центре сюжета (все действие концентрируется вокруг них), и те, в которых дети-персонажи оказываются на периферии событий, выполняя вспомогательную функцию.

Андреев считает жестоким тот мир, где приходится существовать его хрупким, с нежными сердцами героям рассказов. По сути, эти дети лишены самого светлого — детства. Л.Андреев показывает, как жизнь опустошает людей, превращая их в скучающих рабов обыденности. Это чаще всего бедный люд и те, кого принято считать «отбросами общества».

18 стр., 8606 слов

» Особенности развития монологической речи детей старшего ...

... приемы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов из опыта. Описать особенности работы по обучение детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов из опыта. Выявить уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать план по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста ...

Образ ребенка как носителя «естественного» начала весом в рассказах Андреева. Рассказы Андреева о детях показывают их тяжелую судьбу, их страдания, невозможность что-либо изменить в своей жизни, в них слышится тоска по украденному детству ».

Но детьми назвать их сложно: с малых лет они работают наравне со взрослыми, страдают от отсутствия родительского тепла и издевательств своих хозяев.

В рассказе «Петька на даче» Андреев повествует о десятилетнем мальчике, который прислуживает в парикмахерской. У него украдено детство. «И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он всё подавал её, всё подавал». Просветление временно наступает, когда мать берёт его на дачу. Но ещё тягостнее возвращение к хозяину. «Рассказ отличается точностью, выразительностью деталей, умением психологически тонко показать детскую душу». Писатель говорит о том, как важно для ребёнка детство: возможность беззаботно резвиться, бегать по лужам и не думать о том, что злой хозяин будет кричать: «Мальчик, воды!». И в то же время для Петьки это невозможно: он вынужден работать за гроши, чтобы выжить в этом чудовищном мире.

В рассказе «Ангелочек» намечается дальнейшее углубление психологизма в изображении героев. Гимназист Сашка тоскует о счастье, о прекрасном. Огромную радость он испытал, когда ему подарили ёлочную игрушку — воскового ангелочка. Но ангелочек — только мгновение, озарение, иллюзия, он растаял у тёплой печки, надежда на прекрасное погибает, исчезает чудное видение. Так произошло и в Сашкиной жизни: всего несколько счастливых мгновений подарил ему ангелочек, а потом счастье ушло, оставив о себе лишь печальные воспоминания.

«Для Сашки в ангелочке сосредоточилась не только и не столько иллюзия счастья, сколько «бунт», несогласие «с нормой» жизни. В рассказе «Петька на даче» Петька, как и взрослые, воспринимает в качестве нормы жизни прозябание в парикмахерской. Дача для него — та же иллюзия, только временный разрыв кольца. Но, как и для Сашки ангелочек, она — не только мгновение, озарение, случай; она — реальность, естественность, желанное, противоречащее норме и закону». И в Сашке и в Петьке, и в других детях есть энергия чувства, ненависть, протест, жизнь.

Пронзительной жалостью наполнена последняя сцена рассказа «Баргамот и Гараська»: рыдающий взахлеб Гараська, к которому впервые в жизни обратились по отчеству, с уважением…

В реалистических рассказах Л. Андреева уже появляются два мира — мир действительности и мир добра и света, куда стремятся попасть герои. Обыкновенный человек, оказавшийся в орбите «мирового зла», подчиняется антигуманным законам общества, сливается с враждебным для него миром, теряет «естественность», обретает качества, делающие его частицей «мирового зла». С горьким состраданием пишет Л. Андреев о двенадцатилетнем Мише, который, по иронии судьбы, служа в типографии, не умел читать («Книга», 1901).

Беспросветная жизнь бедняков, с одной стороны, и лицемерие «культурного общества», с другой, подчеркнуты выразительной деталью: Миша, надрываясь от непосильного груза, разносил тюки книги, которая называлась «В защиту обездоленных». Многозначительно в рассказе и замечание о том, что в типографии старых наборщиков не было, молодые же кашляли и выплевывали темную слюну.

4 стр., 1558 слов

Диалектика души героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

... тем романа - эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" стала диалектика души героев, прошедших через Отечественную войну, героев, которые "падали", но вновь "вставали" и продолжали путь. "Все лучшие минуты его жизни в одно и то же время вспомнились ему. И ...

В названиях рассказов автор нечасто использовал имена героев — можно назвать лишь несколько сочинений: «Валя», «Алеша-дурачок», «Петька на даче». Например, произведение, в центре которого находится психология юного Сашки, существа страдающего и одинокого в собственной семье, озлобленного на весь мир, названо «Ангелочек». Проблемы взаимоотношения юных гимназистов исследуются в рассказе «Молодежь», а переживания подростка Николая Качерина, трепетно ждущего приезда друга накануне Пасхи, изображены в рассказе «Праздник».

Среди перечисленных произведений образы девочек встречаются лишь в двух: «Кусака» и «В Сабурове»; в рассказе «В подвале» есть образ младенца, однако автор не указывает его половую принадлежность, так как для героев произведения, обитателей мрачного подвала, важен сам факт появления среди них ребенка, существа хрупкого, непорочного, нуждающегося в защите.

Всего несколько счастливых дней выпало на долю измученного работой парикмахерского мальчика («Петька на даче», 1899).

Не знает светлого детства и гимназист Сашка. Восковой ангелочек, принесенный с елки в богатом доме, рождает у мальчика мечту об иной, счастливой жизни. Но ангелочек тает и вместе с ним исчезает мечта («Ангелочек», 1899).

Подобные произведения создали Андрееву репутацию первоклассного писателя. Их, по свидетельству Горького, «очень хвалил» Л. Толстой. «Вообще у этого писателя,- говорил Толстой, — в его первых вещах много очень хорошего»7. В. Боровский писал, что в ряде рассказов Л.Андреева заметно желание «вскрыть» чувства добрые «под грубой оболочкой опустившегося человека»8.

В изображении простых людей, обитателей городских трущоб заметна неподдельная симпатия писателя к ним, глубокая задушевность, нередко скорбь, ибо судьбы его героев, как правило, драматичны.

Параграф 2. Социальное неблагополучие жизни в рассказах

Л.Н. Андреева о детях

2.1. Человек с непокорной душой — главный герой рассказа Л. Андреева «Ангелочек»

Герой рассказа Л. Андреева «Ангелочек» — человек с непокорной душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка делает это теми способами, которые приходят ему в голову: бьет товарищей, грубит, рвет учебники. Всеми силами он пытается привлечь к себе внимание и заставить с собой считаться.

На фоне описания жизни Сашки Андреев показывает сложные отношения в семье его родителей. Супруги, вместо того чтобы поддерживать друг друга, вымещают друг на друге досаду. Женившись на Феоктисте Петровне, Иван Савич стал пить и опустился. А ведь когда-то он учительствовал, его ценили и уважали. Об этом свидетельствует тот факт, что богачи Свечниковы продолжают поддерживать его деньгами, хотя он у них больше не работает.