Правовое регулирование социальных сетей в Интернете

В эпоху интернетизации общества огромную популярность приобрели многочисленные социальные сети, привлекающие пользователей, возможностью быстрого и легкого знакомства, общения, получения информации о человеке. Социальные сети стали новой реалией нашего времени и практически невозможно найти человека, не зарегистрированного ни в одной. Как минимум все мы являемся активными пользователями электронной почты, большинство имеют «контакт» или твиттер. Однако при такой знаменитости среди интернет-пользователей удивительным является факт слабого правового регулирования этой общественной сферы.

В своей работе я в первую очередь изучила социальную сеть как явление интернет – пространства, толкование ее как термина, типы и виды социальных сетей, попробовала разобраться в причинах ее популярности. Также была прослежена история возникновения сети и предсказаны перспективы ее дальнейшего развития.

Вторая глава посвящена непосредственно правовым аспектам социальных сетей. Так как социальная сеть является довольно сложным объектом правового регулирования, в данной работе я проанализировала ее с двух позиций:

  1. Как источник хранения персональных данных с точки зрения оптимальности их защиты.
  2. Как платформа для распространения запрещенных законом сведений и способов ограждения себя от такой информации.

В дальнейшем планирую более глубокое изучение данного вопроса.

В ходе написания работы, я использовала нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и др. Мною также были использованы статьи и материалы сайтов social – networking.ru, Wikipedia.org, lenta.ru и других.

Перед написанием работы я просмотрела видеоматериалы РИФ+КИБ 2011.

Глава I Социальная сеть: становление феномена.

  1. Понятие «социальная сеть»

Термин социальная сеть был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшую в сборник «Человеческие отношения». Он развил и дополнил изобретенный в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. На этом подходе основана социометрия — психологический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. К 70-м годам окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.1

22 стр., 10793 слов

Социальная значимость курсовой работы

... досуговой ситуации в Пермском крае. В заключении работы сделаны выводы по вопросам сущности и социальной значимости досуга. В приложениях представлены результаты оценки россиянами ... включенное наблюдение за людьми - участниками культурно- досуговых программ). Практическая значимость исследования, Структура курсовой работы Во введении автор определяет актуальность, цель и задачи исследования. В ...

Понимание социальных сетей в Интернете мало чем отличается от вышеописанного социально-психологического понятия. Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт , контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.

Связь осуществляется посредством

Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. В таких сетях обычно используется фолксономия .

Говоря о социальных сервисах, нельзя ни коснуться понятия «контент». На ранних этапах существования интернета подразумевалось, что контент – это полезное содержание, которым авторы наполняют свои сайты. Большая же часть пользователей интернета противопоставлялась создателям и владельцам сайтов. То есть существовали активные пользователи, которые создают контент, и пассивные пользователи – потребители. Вторых, разумеется, было большинство. Но технологии не стоят на месте. То, что пятнадцать лет назад могло быть высмеяно как дикая фантазия, на данный момент стало действительностью.

Социальные сети, а также бесплатные сервисы блогов, позволили рядовому пользователю, не знакомому с web-программированием и web-технологиями, создавать интернет контент, посредством общения в социальных сетях и на интернет-форумах, путём создания интернет-дневников.

Непосредственно социальные сервисы оказались нужны не только для поиска собеседника (социальных контактов), но и для появления сообществ людей, заинтересованных в общей цели – поиске контента. Стоит отметить, что если раньше основной массив данных (контент) состоял из текстового наполнения сайтов, то теперь существуют множество возможностей для размещения в сети аудио – и видеозаписей, графического и других видов контента. В результате все эти процессы привели к появлению «коллективных гипертекстов». Это особый вид контента, который создаётся группой пользователей определённого сервиса. Данный сервис, в свою очередь, позволяет пользователям бесплатно размещать коллективный контент на «своей территории». Речь идёт о сайтах, построенных на системе Wiki.3

16 стр., 7550 слов

Социальные сети в работе СМИ

... в сети в качестве средств массовой информации. Объектом исследования в работе выступает развитие СМИ с применением социальных сетей. Предмет исследования - форма и содержание социальных сетей в работе на современном этапе развития. Источниковой базой при написании курсовой работы ... Именно на стыке телекоммуникационных сетей, компьютерных технологий и контента СМИ достигается наиболее совершенная на ...

Фактически социальные сети появились с формированием социума как такового, а вот идея о том, что взаимодействие людей можно образно представить в виде сети (в узлах которой находятся индивидуумы, а связывающие их линии могут интерпретироваться как отображение взаимодействия в парах), возникла существенно позже, но, конечно, задолго до создания Интернета. Еще в 1902 году известный социолог Ч.Кули писал: «Человека можно представить как точку пересечения любого количества линий, которые обозначают социальные группы, при этом число линий соответствует числу групп, к которым принадлежит данный индивид».

В ходе развития аппарата анализа социальных сетей появились такие термины, как анализ социальных сетей (Social Network Analysis, SNA), теория социальных сетей и т.п.

Построение и анализ социальных сетей применяются в самых разных областях. Многие предприниматели, например, отмечают, что при построении нового бизнеса большую роль играет именно их социальная сеть, состоящая из родственников, друзей, соседей, покупателей, продавцов, кредиторов и т.п. Аналитики стали изучать разные аспекты развития бизнеса на базе использования SNA. Анализ социальных сетей дает интересные данные при изучении коллективного поведения. В основе различных общественных организаций и движений, как правило, лежат определенные социальные связи, причем для совместных действий в группе необходим набор связей критической массы. Анализ социальных сетей используется при изучении эмиграции и т.п.

Когда появились компьютеры, их начали применять для отображения и количественного анализа социальных сетей. Когда же Интернет связал компьютеры и люди начали общаться в Сети, появились компьютерные социальные сети. Можно сказать, что все веб-пространство — это социальная сеть, которая может быть описана огромным графом, вершины которого — это отдельные страницы, а гиперссылки — дуги графа, связывающие вершины. Более того, структура социальной сети (люди, их знакомства) и структура веб-сети имеют много общего именно за счет наличия и в той, и в другой сети социального компонента. Обе сети крайне неоднородны. Действительно, социальная значимость людей различна, соответственно различна и потребность окружения в выстраивании контактов с конкретной личностью. В известной мере социальная значимость людей определяется двумя параметрами: их знаниями и их положением (связями).

Аналогично сайты можно разделить на две категории: «авторитеты» (содержат много полезной информации по некоторой теме) и «концентраторы» (имеют множество связей — ссылок на интересные сайты).

Как показали исследования специалистов из IBM, AltaVista и Compaq, структура веб-пространства неоднородна: в нем можно выделить так называемое ядро, состоящее из «концентраторов» и «авторитетов», и периферийные сайты, обладающие небольшим «весом» в сетевом сообществе. В течение жизни сайт либо набирает вес и входит в ядро, либо умирает.

Характер связей в социальной сети и в веб-сети может быть крайне неравномерным. На рис. 1 представлена схема Всемирной паутины с точки зрения поисковых систем, приведенная в книге известного специалиста в области ИТ Ласло Барабаши (Albert-Laszlo Barabasi) Linked: The New Science of Networks (Связанные: Новые научные исследования сетей).

6 стр., 2769 слов

Искусственный интеллект и нейронные сети

... может решаться нейронными сетями. Использование нейронных сетей обеспечивает следующие полезные свойства систем. Нелинейность: Искусственные нейроны могут быть линейными и нелинейными. Нейронные сети, построенные из ... компьютере. Предметом рассмотрения реферата является важный класс нейронных сетей, осуществляющих вычисления с помощью процесса обучения . Основные понятия Нейронная сеть - это ...

Рис. 1

Как видно из рис. 1, в центральной области расположены известные, связанные между собой документы. В левой части есть документы, которые безответно ссылаются на документы из центральной части. В правой части рисунка находятся документы, на которые ссылаются документы из центральной области, но сами эти документы ни на кого не ссылаются. Кроме того, есть несколько «островов», документы которых связаны только между собой и никак не соединены с информационными «материками».

В Интернете социальная сеть — это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. Теоретически в качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме. Социальная сеть также образуется читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов. Многие профессиональные сообщества превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы. Социальные сети в их современном виде имеют целый ряд дополнительных возможностей, по сравнению с существовавшими ранее инструментами общения пользователей.

Главной особенностью сервисов нового поколения являются именно инструменты поиска нужных контактов и установления связей между людьми. При помощи инструментов социальной сети каждый ее пользователь может создать свой виртуальный портрет — сформировать профайл, в котором указать подробно данные о себе, свой опыт работы, увлечения, интересы и цели. Наличие профайла уже позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, единоверцев, коллег, людей, общение с которыми необходимо по работе и учебе.

Современная социальная сеть обычно предлагает следующий набор стандартных сервисов: хранение личной карточки с контактными данными, онлайновая адресная книга, онлайновый органайзер, который доступен с любого компьютера, хранилище мультимедийных данных пользователя, возможность ограничивать общение с нежелательными персонами и т.д. То есть человек получает как бы собственное «место жительства» в Интернете, причем даже близко не похожее на персональные сайты, столь распространившиеся на заре интернета.4

Многие сервисы Интернета, позволяющие людям устанавливать связи по Сети, автоматически формируют социальные сети. На определенном этапе провайдеры поняли, что необходимо создать сервис, главной целью которого будет накопление социального капитала, то есть личных деловых связей в виде социальной сети. В результате появился интернет-сервис по построению социальных сетей. Подобные сервисы называют также социально-сетевыми услугами (от англ . social networking service), то есть услугами по образованию и поддержанию социальных кругов и сетей, работающих посредством Интернета. Поддержание социальных сетей достигается путем автоматизации распространения объявлений по установленным связям между людьми. Часто поддержка социальных сетей включается в разнообразные виды услуг, где требуется заведение учетных записей, что позволяет накапливать личные данные о пользователях. Особенно это относится к услугам, поддерживающим личное общение между пользователями. Условно ресурсы по построению социальных сетей можно разделить на сообщества общего характера и профессиональные бизнес-сообщества.

14 стр., 6692 слов

Социальная ответственность бизнеса на примере компании «Starbucks»

... тем, многие вопросы о социальной ответственности бизнеса остаются открытыми для обсуждения и решения и на сегодняшний день. Цель дипломной работы - изучение социальной ответственности бизнеса компании "Starbucks" Для реализации ... выигрывает от улучшения корпоративного имиджа и развития отношений с местным сообществом. Второй подход, является прямой противоположностью теории М. Фридмана, и называется ...

Таким образом, о социальных сетях можно говорить в разных аспектах: как о социальном явлении (людям присуще установление социальных связей), как о универсальном инструменте социологического анализа, основанном на теории графов, и наконец, как об интернет-услуге или интернет-сервисе по построению социальной сети во Всемирной паутине для получения социального капитала.5