«Развитие методической компетентности воспитателей учреждений дошкольного образования» –

Преобразования, происходящие в современном образовании Республики Беларусь, предъявляют новые требования к качеству дошкольного образования и компетентности воспитателей дошкольного образования. Педагогика сотрудничества, направленная на развитие личности, способной к самоопределению и самореализации, успешно реализуется педагогами с развитым fкреативным потенциалом.

Совершенствование всех сторон деятельности учреждения дошкольного образования возможно лишь при условии понимания ведущих направлений fпрофессионального роста специалистов. Профессиональное развитие педагога учреждения дошкольного образования – это длительный процесс, целью которого является формирование специалиста как мастера своего дела, компетентного профессионала.

Воспитание разносторонне развитой личности ребенка, признание ее

У ценности и необходимости для современного общества невозможно без

П высокопрофессиональной sличности самого воспитателя.

БГ

Выращивание и становление такого профессионала – мастера происходит в трех направлениях: курсовая подготовка, работа в межкурсовой

Й период (методическая работа), самообразование. Все эти направления значимы для повышения квалификации педагогов, если реализуются

РИ

комплексно и в системе. Особое значение придаётся sразвитию профессионализма педагогов в процессе самообразования и организации

ТО

методической работы в дошкольном учреждении, так как в отличие от курсовой подготовки они осуществляются систематически, основываясь на

ЗИ

запросах и потребностях педагогов.

Большое значение имеет планирование и организация методической

О

работы в дошкольном учреждении по обеспечению условий для

П

непрерывного профессионального развития педагогов. Методическая работа

РЕ

призвана обеспечить профессиональную адаптацию, становление, sразвитие и саморазвитие каждого педагога на основе его личностных особенностей, педагогических способностей, возможностей, знаний и умений, успехов и затруднений [2].

Систематическая работа, организованная с педагогами по повышению методической компетентности, поможет вывести их на более высокий уровень. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя как в условиях дошкольного учреждения, так в целом образовательной sсистеме Республики Беларусь.

В тарифно-квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных критериев является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, содействующих совершенствованию образовательного процесса. От профессионализма педагога, его интеллекта и нравственных ценностей, зависит качество sобразования.

4 стр., 1759 слов

Особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного ...

... в отличие от образования как процесса передачи знаний, с общением объясняется именно тем, что ценности нельзя передавать так, как передаются знания. Поэтому профессиональная работа педагога дошкольного учреждения требует особой ...

Деятельность педагога-профессионала – это деятельность, которая отличается своей новизной, оригинальностью, неповторимостью, уникальностью, активностью, высоким уровнем развития творческих способностей. Стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использование возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами активизирует стремление педагога к новым sзнаниям, к повышению квалификации.

Процесс развития учреждения дошкольного образования предполагает переход от руководства к управлению, созданию концепции развития образовательного учреждения, освоению научных основ управления.

Взаимодействуя с наукой, практики включаются в реальную исследовательскую работу, совершенствуют навыки аналитической и

У прогностической деятельности. Именно совместная работа с учеными

П позволяет переходить педагогам к грамотному анализу и осмыслению

БГ практики, научно обоснованному sэксперименту, творческому поиску.

Изучению проблем профессионального развития педагога в процессе повышения квалификации посвящены фундаментальные и прикладные

Й исследования многих авторов. В психолого-педагогической литературе

РИ

обсуждаются различные аспекты sдеятельности учреждения дошкольного образования. Становление системы дошкольного образования и научное

ТО

обоснование развития сети дошкольных учреждений разного вида представлены в fработах Т.С. Буториной, З.И. Васильевой, Л.М. Волобуевой,

ЗИ

С.Ф. Егорова, С.В. Лыкова и др. [6].

Организация педагогического процесса и содержание образовательной деятельности учреждения дошкольного

О

образования рассматриваются К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, Т.В. Волосовец,

П

Н.В. Микляевой и Ю.В. Микляевой, Е.А. Панько, Л.В. Поздняк и др. [5, 17, 20, 24]. Освещению проблем профессионального развития педагогов в

РЕ

процессе профессиональной деятельности посвящены исследования Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной и др. [8, 12, 18].

Важность повышения профессионализма педагогических работников, формирования их методологической и методической компетенции подтверждают труды известных ученых: О.С. Анисимова, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, Л.В. Байбородовой, В.П. Беспалько, С.Г. Вершловского, А.П. Владиславлева, Б.С. Гершунского, Г.П. Зинченко, О.Е. Лебедева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, П.И. Пидкасистого, Ю.П. Поваренкова, И.П. Подласого, Е.И. Рогова, М.И. Рожкова, В.А. Сластенина, Е.В. Титовой, В.Б. Успенского, Г.И. Хозяинова и др.

Особенности развития профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации педагогических работников стали предметом изучения у таких авторов, как И.В. Букреева, В.Б. Гаграй, Д.Ф. Ильясов, М.Г. Ермолаева, М.М. Поташник, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков и др. [21, 23]. В определении сущности и содержания компетенций специалиста интерес представляют научные разработки А.В. Хуторского, В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, М.В. Кирилиной, И.А. Колесниковой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, В.В. Серикова, Ордон Уршуля и др. [16,18].

7 стр., 3450 слов

Профессиональная компетентность педагога как средство управления ...

... Рассмотреть различные подходы к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выявить способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. 1. Проблема профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования в научной литературе 1.1 Понятие ...

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель по развитию методической компетентности воспитателей дошкольного образования.

Задачи исследования

1. Раскрыть сущность понятия «методическая компетентность воспитателя дошкольного образования», структуру, взаимосвязь и содержательные характеристики ее компонентов.

2. Определить закономерности, принципы, этапы и методы формирования методической компетентности воспитателей дошкольного образования.

У

3. Определить уровни, критерии и показатели сформированности

П методической компетентности воспитателей дошкольного образования.

БГ

4. Разработать модель по развитию методической компетентности воспитателей дошкольного образования.

Экспериментально проверить эффективность разработанной

Й

5. модели по развитию методической компетентности воспитателей

РИ

дошкольного образования.

Объект исследования – методическая компетентность воспитателей

ТО

дошкольного образования.

Предмет исследования – формы методической работы по развитию

ЗИ

методической компетентности воспитателей дошкольного образования.

Методы: анализ педагогической, психологической, методической

О

литературы, сравнение, прогнозирование, анкетирование, наблюдение,

П

педагогический эксперимент (констатирующий)

База исследования: ГУО «Привольненский ясли-сад» Минского

РЕ

района.

В исследовании участвовали воспитатели дошкольного образования ГУО «Привольненский ясли-сад».

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Сущность понятия «методическая компетентность

воспитателей дошкольного образования», его структура

Современная социокультурная обстановка поставила воспитателя дошкольного образования перед необходимостью по-новому осознать своё место и роль в окружающем мире, предъявить к себе самому новые требования. Ведь качественно других результатов может достичь тот педагог, который по-иному мыслит и действует, видит свою деятельность в широком sнаучном и культурном контексте. «Размышления о характере профессиональной деятельности педагога напрямую связаны с

У размышлениями о характере самой деятельности, качествах sличности

П педагога, которые значительным образом определяют искомые результаты.

БГ Главное сегодня – научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной

Й деятельности. Всё это требует умения работать по законам творчества,

РИ

используя собственный потенциал и достижения педагогической fнауки» [3, с. 63]. Ведь для того чтобы выстоять перед постоянными переменами,

ТО

современному педагогу необходимо видеть долгосрочную перспективу, на ее основе определять главные направления собственной деятельности. Поэтому решение проблем методической компетентности воспитателя учреждения

18 стр., 8613 слов

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования ...

... программ обучения работников дошкольной сферы и организации исследовательской деятельности; центральными и местными исполнительными органами в области образования при осуществлении государственного ... внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. 3.22 Ключевая компетентность – совокупность или универсальная система знаний, умений, навыков, ...

ЗИ

дошкольного образования, педагогического мастерства, творчества, педагогической и управленческой культуры являются сегодня актуальными и

О

приоритетными.

П

Исходя из этого, перед методической службой дошкольного

РЕ

учреждения стоит задача помочь педагогам углубить различные аспекты профессиональной подготовки через систему непрерывного повышения квалификации в соответствии с нормативными документами. Положительные результаты даёт тесное сотрудничество с ГУО «Академия последипломного образования», ГУО «Минский государственный областной институт развития образования», ГУО «Минский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки учреждения образования», Институтом повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Повышение качества дошкольного образования обеспечивается:

  • созданием организационно-правового и методического сопровождения образования педагогов в дошкольном учреждении, реализующих учебную программу дошкольного образования;
  • созданием условий для укрепления психологического и физического здоровья как воспитанников, так и педагогов;
  • динамикой развития кадрового потенциала учреждения, его профессиональной компетентности.

Педагогическая профессия является одновременно fпреобразующей и управляющей. Поэтому чтобы управлять развитием личности, необходимо быть компетентным. Понятие «профессиональная компетентность» выражает единство dтеоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует профессионализм педагога.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных sтребований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.

У

В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными

П программами высших и средних специальных заведений. Психолого

БГ педагогическая подготовленность включает в fсебя знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов

Й возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей

РИ

дошкольного возраста.

Психолого-педагогические и специальные знания — необходимое, но

ТО

не достаточное условие gметодической компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические знания, являются лишь предпосылкой

ЗИ

интеллектуальных и практических умений и навыков.

Педагогическое умение – это совокупность последовательно

О

развертывающихся действий, часть из которых может быть

П

автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности ребенка.

17 стр., 8470 слов

Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

... для развития системы дошкольного образования. Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании. Задачи: 1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему. 2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании. Глава 1. ДОУ КАК ОТКРЫТАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ...

РЕ

Такая трактовка сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих воспитателей, единство теоретической и jпрактической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных sдействий.

Изучение процесса совершенствования методической компетентности воспитателей дошкольного образования потребовало уточнения ключевых понятий исследования: «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность», «методическая компетентность».

Вопросы профессиональной компетентности в последнее время стали предметом пристального внимания психологической и педагогической науки. Но в большинстве случаев jисследователи ограничиваются изучением набора профессионально значимых качеств, процесса их формирования и способов оценки. Остается не вполне выясненным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую приравнивают понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе и применительно к деятельности воспитателя.

«Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных sусловиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство» [7, с. 28].

У

Проблема профессиональной компетентности активно изучается

П отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется для

БГ выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой

Й деятельности [4, с. 44]. В педагогике lданную категорию рассматривают либо

РИ

как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста»

ТО

(Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова).

Если попробовать определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она

ЗИ

находится между исполнительностью и совершенством [12, с. 32].

А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность

О

взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов

П

деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной fпродуктивной деятельности

РЕ

по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [27].

Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, jбыть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

В.Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает овладение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и sнавыками.

20 стр., 9549 слов

«Методы (формы) исследовательской деятельности дошкольников» ...

... дошкольного образования, одними из которых являются: -формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Познавательное развитие дошкольников, ... работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, ... с объектом исследования» Формирование исследовательских умений дошкольников ...

Анализ различных точек зрения, позволяет определить профессиональную компетентность воспитателя учреждений дошкольного образования как – многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагогики и методики дошкольного образования, детской, возрастной, педагогической и социальной психологии и способов эффективного их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также sинтегрированные показатели его культуры.

В качестве одной из главных составляющих профессиональной компетентности называют способность автономно fприобретать новые знания и умения, а также применять их на практике [9, с. 38].

Как составляющая профессиональной компетентности методическая компетентность выделяется в работах В.А. Адольфа, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной. Н.В. Кузьмина считает, что одной из важнейших характеристик педагогических работников является профессиональная

У компетентность и рассматривает ее как «свойство личности», выделяя пять

П элементов (видов) компетентности: специальная, методическая, социально

БГ психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая [15, с. 89 – 90, 94].

Рассматривая методическую компетентность как составляющую

Й профессиональной компетентности, авторы по-разному подходят к

РИ

определению сущности данного понятия (таблица 1.1).

ТО

Таблица 1.1. – Трактовка понятия «методическая компетентность» различными авторами

ЗИ

Автор Определение понятия

1 2

О

Н.В. Кузьмина один из основных элементов профессиональной компетентности [15, с. 89 – 90,педагога, который включает в себя компетентность в области

П

94] способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся

РЕ

Т.А. Загривная интегральная характеристика деловых, личностных и моральных [11] качеств педагога, которые отражают системный уровень

функционирования методических знаний, умений, опыта, мотивации,

способностей и готовности к творческой самореализации в

методической и педагогической деятельности в целом В.А. Адольф [1] развернутую систему знаний по вопросам конкретного построения

преподавания той или иной дисциплины В.С. Шаган [28] интегральная профессионально-личностная характеристика педагога,

которая выражена в его готовности выполнять все необходимые

функции и достигать высоких результатов в педагогической

деятельности, реализуясь в ней личностно и профессионально Н.Ф. Радионова специальная компетентности, которая реализует базовые и ключевые и А.П. компетентности применительно к специфике профессиональной Тряпицына [22] педагогической деятельности А.В. Киселев интегративное качество личности педагога, которое проявляется в его [13] социально-педагогических потребностях, которые выражаются в

10 стр., 4949 слов

Специфика организации методической работы воспитателя ДОО на ...

... цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как методические объединения педагогов дошкольного образования, научно-методический и педагогический совет, мониторинговой службы, а также активного включения педагогов в работу по самообразованию. На дошкольное ...

способности эффективно влиять на тех, кто обучается, но основе Окончание таблицы 1.1.

1 2

владения совокупностью психолого-педагогических и предметных

знаний, умений, навыков и развитием профессиональных качеств

Анализ материалов таблицы позволяет сделать вывод о том, что основу методической компетентности специалиста, применительно к нашему исследованию – воспитателя дошкольного образования, составляют определенные знания, умения и опыт. По нашему мнению, основополагающим в определении сущности понятия «методическая компетентность» является мнение Т.А. Загривной и В.С.Шагана, определивших данное понятие как интегральную характеристику качеств педагога, позволяющих реализовать себя в деятельности и мотивированных к определенной деятельности.

По мнению В.А. Адольфа, компетентностным следует называть такого

У педагога, который хорошо владеет методикой преподавания и четко

П определил свое отношение к различным методическим системам и обладает

БГ своим индивидуальным стилем деятельности в методике [1, с. 119]. Наряду с познавательной составляющей, ученый выделяет деятельностный и личностный компоненты методической компетентности. Согласно данной

Й позиции, методическая компетентность воспитателя дошкольного

РИ

образования является составной частью профессиональной компетентности и представляет собой интегративно-функциональное личностное образование,

ТО

выраженное в педагогической и методической подготовленности педагога, отражающей качественный уровень знаний и умений практической

ЗИ

методической деятельности на основе приобретенных мотивационноценностных ориентаций и позитивного методического опыта.

О

Для выявления ключевых признаков понятия «методическая компетентность» важным является и тот факт, что исследователи по-разному

П

определяют содержание данного понятия:

РЕ

  • как набор профессиональных знаний и определенных умений, позволяющих педагогу успешно осуществлять профессиональную деятельность (О.В. Лебедева, И.Е. Малова, Т.Б. Руденко);
  • как интегративную личностно-профессиональную характеристику педагога, проявляющуюся в его профессиональной деятельности (О.Н.

Инга).

Для определения сущности понятия «методическая компетентность» воспитателя дошкольного образования, значимыми являются также психолого-педагогические исследования, в которых профессиональная компетентность рассматривается как интегративное профессиональноличностное образование (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).

Так, в работах А.К. Марковой определяется следующий состав компетентности: знания, умения, позиция, личностные особенности [16, с. 34 – 35]. По мнению Л.М. Митиной, педагогическая компетентность выражает то общее, что присуще исторически конкретному носителю профессии, делающее его сопричастным педагогическому сообществу и определенной педагогической культуре. Понятие педагогической компетентности рассматривается автором как «гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершениствования, самореализации» [18, с. 75].

Таким образом, можно выделить следующие ключевые признаки методической компетентности воспитателя дошкольного образования:

11 стр., 5374 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях введения ...

... различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено ...

  • важнейшая составляющая профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования – основа его педагогической деятельности, специальная компетентность, которая реализует базовые и ключевые компетентности применительно к специфике профессиональной деятельности;
  • характеристика действующего специалиста;
  • проявляется в его профессиональной методической деятельности;

У

  • результат методической подготовки и методического опыта

П руководителя;

БГ

  • ценностное образование, профессионально-личностная характеристика воспитателя дошкольного образования, его.

Й

В нашем исследовании мы будем придерживаться следующей

РИ

трактовки понятия методическая компетентность воспитателя дошкольного образования – интегративно-функционального образование, включающее в себя профессиональные (объективно необходимые), психолого ТО

педагогические, предметные и методические знания и умения, примененные в различных видах деятельности (организационной, педагогической,

ЗИ

методической, исследовательской и др.).

Она характеризует воспитателя дошкольного образования, который обладает всеми свойствами,

О

необходимыми для самореализации в работе со всеми участниками

П

образовательного процесса (сотрудниками учреждения дошкольного

РЕ

образования, воспитанниками и их родителями): мотивационно-ценностными ориентациями; установками, требуемыми от него профессией; личностными особенностями, обеспечивающими овладение профессиональными знаниями и умениями, отличающимися мобильностью и адекватностью к изменяющимся внешним условиям [26].

Методическая компетентность воспитателя дошкольного образования проявляется в основных видах деятельности. В ее содержание входит повседневная работа по организации педагогического процесса. Методическая деятельность так же предполагает работу по систематизации и углублению научно-теоретических, организационно-методических, психолого-педагогических аспектов организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, необходимых для решения приоритетных задач воспитания и обучения дошкольников.

Таким образом, в структуре методической компетности воспитателя дошкольного образования выделяются когнитивный, деятельностный и ценностный компоненты (таблица 1.2).

Таблица 1.2. – Сущность структурных компонентов методической компетентности воспитателя дошкольного образования Компонет Сущностная характеристика Когнитивный

  • знания о современных технологиях и научно-методических

средствах и возможностях их применения в различных предметных

областях и специфичных для дошкольников видах деятельности;

  • знание современных педагогических технологий реализации

образовательной программы учреждения дошкольного образования Деятельностный

  • умение организовать работу воспитанников, при необходимости

коллег;

  • владение методами прогнозирования и оценки развития

педагогических процессов в УДО;

У

  • способность к аналитической, исследовательской работе в области

П

2 стр., 682 слов

Актуальность разработки ФГОС дошкольного образования

... с детьми. Компетентность в своей деятельности, умение быстро адаптироваться в новых условиях это и есть залог успешного решения поставленных перед ними задач. Учитывая выделение дошкольного образования в ... свою профессиональную подготовку и компетентность в сфере воспитания и обучения. Ну и разумеется, в совокупности с этим, в дошкольном образовании в настоящее время воспитатель должен содержать в ...

педагогики Ценностный профессионально-ценностные ориентации, уровень развития

БГ

мотивации к применению знаний и умений в практической

методической деятельности, направленность на самообразование в

Й

области современных технологий, профессионально и личностно

значимые качества педагога

РИ

Взаимосвязь данных компонентов отражает целостный характер

ТО

исследуемого процесса. Структурно методическую компетентность воспитателя дошкольного образования можно представить следующим

ЗИ

образом (рисунок 1.1)

О

Педагогическая Методическая Способности

П

направленность культура дидактические

РЕ

деятельности организационные

аналитические

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные качества Профессиональные

Ценностный компонент

знания Профессиональные Когнитивный компонент умения

Деятельностный компонент

Рисунок 1.1 – Структура методической компетентности воспитателя

дошкольного образования

Интегрированным показателем эффективности труда воспитателя дошкольного образования может выступать методическая культура, понимаемая нами как высшая форма активности и творческой самостоятельности, как предпосылка возникновения новых методических идей и путей их решения.

Для воспитателя дошкольного образования методическая культура выступает как субъективный аспект профессиональной деятельности, как способность преломлять сложившийся опыт методической науки в своей деятельности, искать меру между своими потребностями, опытом, знаниями, с одной стороны, состоянием и развитием образовательного процесса в конкретном случае – с другой.

Несомненно, что социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования меняет требования и к методической компетентности воспитателей учреждений дошкольного образования. Это требует не просто повышения квалификации воспитателя – в классическом

У понимании прироста у него профессиональных знаний, умений и навыков, но

П изменения профессионального мышления как показателя его

БГ профессиональной компетентности.

В заключение отметим, что у конкретного педагога характеристики методической компетентности складываются неравномерно в течение

Й профессиональной деятельности. Видеть эту динамику — значит оценить

РИ

воспитателя дошкольного образования, сделать прогноз его профессионального роста. При оценке методической компетентности важно

ТО

учитывать как степень приближения воспитателя дошкольного образования к требованиям профессии, так и уникальность, неповторимость каждого

ЗИ

преподавателя как профессионала.

Таким образом, методическая компетентность воспитателя учреждений

О

дошкольного образования – это интегративно-функциональное образование,

П

включающее в себя профессиональные (объективно необходимые), психолого-педагогические, предметные и методические знания и умения,

РЕ

примененные в различных видах деятельности (организационной, педагогической, методической, исследовательской и др.).

В структуре методической компетентности воспитателя дошкольного образования выделяются когнитивный, деятельностный и ценностный компоненты.

1.2 Закономерности, принципы, этапы и методы формирования

методической компетентности воспитателей дошкольного образования

В XX1 веке востребован педагог, который умеет работать, жить и развиваться. Он будет конкурентоспособен при постоянном включении в образовательный процесс, т. е. осуществляя непрерывное повышение квалификации, которое имеет своей ключевой целью поступательное развитие личности на основе совершенствования его профессиональной деятельности.

В связи с этим, перед руководителем стоит ряд задач по формированию методической компетентности воспитателей дошкольного образования:

  • сформировать потребность в непрерывном самообразовании, совершенствовании своих профессиональных качеств;
  • стимулировать профессиональную активность педагогов, желание проявлять инициативу в деятельности;
  • совершенствовать знания в области дошкольной педагогики и психологии;
  • формировать умения и навыки анализировать образовательный процесс в целом и проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Можно выделить следующие закономерности формирования методической компетентности воспитателей дошкольного образования:

1. Методическая компетентность формируется в процессе целенаправленного обучения.

У

2. Методическая компетентность формируется постепенно,

П поэтапно, на протяжении всей профессиональной деятельности и опирается

БГ на самообразовательную деятельность работника.

3. Уровень методической компетентности воспитателя

Й дошкольного образования зависит от опыта, мотивации, ценностных ориентаций педагога.

РИ

Методическая работа по повышению профессионального уровня воспитателей дошкольного образования предполагает наличие

ТО

взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов:

1. Диагностический этап – создание благоприятных условий для

ЗИ

повышения квалификации педагогов дошкольного учреждения посредством учёта потребностей личности. В связи с этим на данном этапе необходимо

О

осуществлять диагностику возможностей и запросов педагогов.

П

Тестовая методика позволяет достаточно достоверно определить

РЕ

передовой педагогический опыт воспитателей дошкольного образования, принимая во внимание при этом как сильные стороны в его профессиональной деятельности, так и (что особенно важно) испытываемые им затруднения и причины этих трудностей.

Результаты анализа тестов и анкет позволяют определить пути устранения выявленных недостатков, возможности использования передового педагогического опыта и других источников для совершенствования методической компетентности воспитателей дошкольного образования. Знание индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки позволяют определить пути и средства оказания ему необходимой помощи, привлечь его к оказанию помощи другим.

Результаты анализа тестов и анкет, дополненные и уточненные в беседах с педагогами, применяются в качестве основы для планирования всей деятельности по развитию методической компетентности.

2. Процессуальный этап – организация lдеятельности всех субъектов учреждения дошкольного образования с целью повышения квалификации воспитателей.

3. Результативный этап – оценка и самооценка результатов сформированности профессионального уровня педагога.

Реализация перечисленных этапов осуществляет организационнопедагогическое обеспечение процесса повышения профессионального уровня педагогов дошкольного учреждения, начиная с этапа целеполагания до оценки достигнутых результатов.

Обновлённое содержание методической работы учреждения дошкольного образования должно не лишь только отвечать запросам личности воспитателя в саморазвитии, но и принимать во внимание обновление цели и задач дошкольного учреждения [14].

Вся работа должна быть ориентирована на совершенствование деятельности воспитателя, его профессиональный рост, педагогическое мастерство.

У

Методическая работа по развитию профессиональной компетентности

П воспитателей дошкольного образования базируется на следующих

БГ принципах:

принцип деятельности заключается в становлении и развитии методической компетенции воспитателей дошкольного образования в

Й процессе gсубъект-субъектного взаимодействия с применением активных

РИ

методов обучения;

принцип психологической комфортности предполагает снятие

ТО

стрессообразующих факторов, создание в дошкольном учреждении доброжелательнойhатмосферы;

ЗИ

принцип вариативности предполагает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к

О

систематическому перебору вариантов и выбору необходимого и

П

педагогически оправданного варианта;

принцип креативности – это максимальная ориентация

РЕ

воспитателей дошкольного образования на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.

Организация непрерывного повышения квалификации как фактор развития образовательного пространства проходит через все имеющиеся возможности дошкольного учреждения по повышению методической компетентности педагогов:

1. Курсовая подготовка педагогов.

2. Повышение квалификации в межкурсовой период:

  • участие в методических объединениях различного уровня;
  • участие в педагогических проектах;
  • участие в экспериментальной и инновационной деятельности;
  • защита передового педагогического опыта при аттестации на высшую квалификационную категорию.

3. Самообразование.

Важным звеном в системе повышения квалификации педагогических кадров выступает методическая работа, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, содействует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.

Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми.

Методическая работа с коллективом разнообразна и включает в себя:

  • анкетирование;
  • консультации разных форм: индивидуальные, групповые, фронтальные;
  • семинары;
  • практикумы;
  • круглые столы: проблемные, тематические и др.;
  • открытые просмотры, взаимопосещения;

У

смотры-конкурсы;

П

мастер-классы;

БГ

методические объединения;

  • работа в творческих группах и др.

Так в процессе осуществления различных форм методической работы с

Й педагогическими кадрами представляется возможным применять следующие

РИ

методы:

  • организации коммуникации (оперативное включение педагогов во

ТО

взаимодействие);

  • методы обмена деятельностями (деятельность как ведущее средство и

ЗИ

условие развития участников педагогического процесса);

  • мыследеятельности (организация и стимулирование индивидуальной

О

мыслительной деятельности в процессе создания продукта);

П

  • смыслотворчества (новое содержание с позиции собственной

РЕ

индивидуальности);

  • методы рефлексивной деятельности, которые применяются с целью фиксации педагогами состояния собственного развития.

В современных условиях одному человеку непросто ознакомиться со всеми новинками и инновациями, что появляются в педагогической и психологической науке и практике. В связи с этим, следует акцентировать внимание на коллегиальной работе, которая может быть организована следующим образом. Один воспитатель постоянно анализирует материалы одного периодического издания по организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, второй – материалы другого, третий – работы по психологии дошкольников в сети Интернет и др. Далее на семинарах каждый из них готовит выступления по наиболее существенным и интересным вопросам, рекомендует ознакомиться с тем или иным материалом. Такая работа становится результатом коллективного труда.

Работа с педагогами по развитию методичской компетентности обеспечивает стабильную работу sпедагогического коллектива, качественное усвоение воспитанниками программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса УДО.

Таким образом, формирование методической компетентности воспитателей дошкольных учреждений – это непрерывный поэтапный процесс целенаправленного обучения, зависящий от опыта, мотивации, ценностных ориентаций педагога, состоящий из определения образовательных траекторий, методического обеспечения повышения квалификации воспитателей, организации профессионального обучения и оценки эффективности деятельности.

1.3 Уровни, критерии и показатели сформированности

методической компетентности воспитателей дошкольного образования

У

П

Рассматривая повышение квалификации как непрерывный процесс

БГ личностно-профессионального становления, а, квалификацию как динамическую характеристику развития профессиональной компетентности следует остановиться на понятии «уровень квалификации», который может

Й фиксировать актуальный уровень профессионального развития педагога и

РИ

задавать ориентиры для организации целенаправленного процесса поэтапного развития методической компетентности воспитателей

ТО

дошкольного образования в современных социокультурных условиях.

Квалификация педагога характеризует наличие и уровень развития

ЗИ

способностей субъекта для реализации задач профессиональной деятельности. Данные способности призваны обеспечивать реализацию

О

ведущих функций сферы деятельности.

П

Современный педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

РЕ

  • образовательной;
  • учебно–методической;
  • социально–педагогической.

Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание учебной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; коммуникативная культура педагога. Данные критерии подкрепляются следующими показателями умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами УДО, умение строить общение, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета [25].

На основе исследований Е.Н. Ноздриной можно выделить в структуре методичсекой компетентности воспитателей дошкольного образования три взаимосвязанных уровня: высокий, средний, низкий [19].

У

Высокий уровень: для воспитателя учреждения дошкольного

П образования характерно стремление к исследовательской деятельности; ярко

БГ выраженное чувство нового. Он стремится к креативному преобразованию собственного и чужого опыта на основе актуальных потребностей воспитанников. Доминирующими внутренними мотивами педагога

Й становятся личностный, профессиональный рост, возможность

РИ

экспериментирования, самовыражения, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.

ТО

Средний уровень: для воспитателя учреждения дошкольного образования характерна позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к

ЗИ

деятельности, владении программным материалом и методиками обучения, способность к объективному анализу имеющихся теории и практики.

О

Присуща потребность в признании и самоутверждении, однако стремление к

П

демонстрации своих достижений не проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных делах. Реализуя потребность быть

РЕ

признанным, стремится к повышению своей квалификации, охотно участвует в конкурсах. Может адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.

Низкий уровень: для воспитателя учреждения дошкольного образования характерно нежелание идти в ногу со временем, осваивать новшества, внедрять их в образовательный процесс. Основополагающей в данном случае является потребность в принадлежности. Педагогу важно ощущать себя частью коллектива, однако он не стремится быть его активным членом. Увереннее чувствует себя в деятельности, не требующей открытого проявления своего мнения. Перед выбором использования готового решения против создания своего оригинального продукта предпочитает первое. Практически всегда ищет одобрения своим действиям; болезненно воспринимает критику коллег и руководителя.

На основе анализа полученных данных можно выделить следующие уровни, критерии и показатели сформированности методической компетентности воспитателей учреждений дошкольного образования:

Таблица 1.3. – Уровни, критерии и показатели сформированности методической компетентности воспитателей учреждений дошкольного образования

Критерий Показатель Уровень 1 2 3

Знает цель, задачи, содержание, принципы, Низкий

формы, методы и средства обучения и воспитания

дошкольников

Умеет формировать у воспитанников знания, Средний Осуществление умения и навыки в соответствии с

У целостного образовательной программой педагогического

П процесса

БГ

Творчески преобразовывает собственный и Высокий

чужой опыт на основе актуальных потребностей

воспитанников, в соответствии с образовательной

Й

программой

РИ

Знает требования и принципы создания Низкий

развивающей среды в разных возрастных группах

ТО

Создание развивающей Умеет создавать развивающую среду, Средний среды соответствующую современным требованиям и

ЗИ

принципам ее построения

Создает и преобразовывает развивающую среду в Высокий

О

соответствии с актуальными потребностями

П

воспитанников

Знает учебную программу и методику развития Низкий

РЕ

Планирование разных видов деятельности детей образовательной Умеет планировать образовательную работу на Средний работы основе учебной программы и методики развития

разных видов деятельности детей

Планирует образовательную работу на основе Высокий

творческого переосмысления содержания

учебной программы в соответствии с

индивидуальными особенностями воспитанников

Проектирование Знает технологии исследования, педагогического Низкий педагогической мониторинга процесса воспитания и обучения деятельности на основе детей анализа достигнутых Умеет проектировать собственную Средний результатов педагогическую деятельность на основе анализа

достигнутых результатов Окончание таблицы 1.3. 1 2 3

Осуществляет целостный педагогический Высокий

процесс на основе анализа достигнутых

результатов

Знает вопросы педагогики и детской психологии, Низкий

требования к отбору материала, оформлению и

проведению просветительной работы с

родителями Консультативная Умеет вести грамотную просветительную работу Средний помощь родителям с родителями в соответствии с запросом и

основными направлениями работы дошкольного

учреждения

Осуществляет квалифицированную Высокий

просветительную работу с родителями на основе

собственной инициативы, опираясь на

актуальные вопросы и проблемы

У

Знает особенности функционирования языка и Низкий

П

речи и использует их для решения

БГ

профессиональных задач

Умеет строить общение, руководствуясь Средний

принципами и правилами профессиональной

Й Коммуникативная этики и этикета, управляет коммуникативной культура

РИ

ситуацией в плане ее позитивного развития

В процессе коммуникации создает Высокий

благоприятную психологическую атмосферу во

ТО

взаимоотношениях между всеми субъектами

образовательного процесса, гибко реагирует на

спонтанно возникающие нестандартные ситуации

ЗИ

Таким образом, выделяют следующие критерии сформированности

О

методической компетентности воспитателей дошкольного образования:

П

осуществление целостного педагогического процесса, создание развивающей

РЕ

среды, планирование образовательной работы, проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов, консультативная помощь родителям, коммуникативная культура. Для каждого из критериев существуют показатели, которые дифференцируются в зависимости от уровня сформированности методической компетентности воспитателей дошкольного образования.

ГЛАВА 2

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПО РАЗВИТИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Модель организации деятельности по развитию методической

компетентности воспитателей дошкольного образования

Основой методической работы в дошкольном учреждении выступают информационно-аналитическое обеспечение и прогнозирование на sоснове запросов и потребностей воспитателей учреждений дошкольного образования. Большое значение имеет диагностика их профессиональной деятельности, которая может помочь оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить

У профессиональные запросы и потребности, что помогает определить

П направление работы и выбрать соответствующие формы её проведения.

Успех учреждения дошкольного образования во многом находится в

БГ зависимости от качества методической работы сsкадрами. Методическая работа – важный аспект повышения квалификации воспитателей учреждений

Й дошкольного образования, обеспечивающий непрерывность образования,

РИ

взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки. Через методическую работу совершенствуются профессиональные качества

ТО

педагогов, развивается их творческий потенциал, что в конечном результате ведёт к повышению эффективности и качества педагогического процесса.

ЗИ

Методическая работа занимает особое место в системе управления нашего дошкольного учреждения, так как, прежде всего, содействует

О

активизации личности воспитателя учреждения дошкольного образования, развитию его творческой деятельности. Все её формы ориентированы на

П

повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа

РЕ

носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с воспитанниками в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Ключевым является оказание реальной, действенной и своевременной помощи воспитателям учреждений дошкольного образования.

Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению новогоsсодержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.

Организация и координация деятельности по обеспечению профессионального роста кадров в межкурсовой период реализуется на основе изучения и анализа образовательной деятельности учреждения, выявления запросов воспитателей и оказания реальной методической помощи в самообразовании, обобщении и распространении передового педагогического опыта, повышении квалификации на базовых, целевых и авторских курсах.

Работа с обобщением передового педагогического опыта — одно из ведущих направлений деятельности методической службы учреждения дошкольного образования, обеспечивающее создание гибкой, целенаправленной, действенной системы повышения квалификации педагогических кадров и направленное на интенсивное развитие и высокое качество fобразования.

Работа с обобщением передового педагогического опыта в ГУО «Привольненский ясли-сад» строится на разных взаимосвязанных уровнях:

на уровне воспитателя учреждения дошкольного образования. Она связана с самообразованием, самоанализом, самооценкой педагогом собственного опыта работы. Работа по самообразованию предполагает:

Данная работа отражается в выступлениях воспитателя на заседаниях методических объединений, педагогического совета и семинарах, при подготовке творческих отчетов и, что самое главное, при составлении описания собственного опыта.

У

Таким образом, самообразование направлено на углубление

П профессиональных и методических знаний и умений, совершенствование

БГ уровня подготовки педагогов дошкольного учреждения;

Й поддержке и дальнейшему развитию его творчества, распространению его

РИ

профессионального опыта среди коллег, повышению качества образования. Результаты этой работы находят свое отражение в целостном описании

ТО

опыта педагогов, в основе которого в первую очередь, лежит описание технологии данного опыта, который может быть представлен в районный

ЗИ

либо областной учебно-методический кабинет.

Работа по обобщению передового педагогического опыта воспитателя

О

учреждения дошкольного образования ведется в следующих направлениях.

П

1. Поиск. Любой воспитатель, даже молодой специалист, владеет целым рядом приёмов, методов и способов организации деятельности

РЕ

воспитанников, которые он «привнёс» и заимствовал в период обучения в высшем учебном заведении и из своей практики обучающегося в школе. Вот эту «изюминку» необходимо отыскать и дать возможность прорасти и созреть.

2. Выращивание (формирование).

Этому способствует целенаправленная и активная работа под руководством наставника, заместителя заведующего по основной деятельности, руководителя методического объединения по апробации и использованию результативных приёмов, способов обучения, методик и технологий. Особое внимание следует обратить на описание опыта и создание в учреждении банка данных с учетом ведущей направленности, представляющее возможность использования в педагогической практике другими педагогами на уровне учреждения, района и области.

3. Обобщение. Совместная деятельность воспитателя и его куратора по описанию собственной деятельности по определённому алгоритму.

4. Распространение. Знакомство педагогической общественности с представленной системой работы педагога. Представление результатов внедрения передового педагогического опыта при участии педагогических работников в различных творческих конкурсах, педагогических мастерских, семинарах и других мероприятиях.

Методическая работа с педагогами по развитию методической компетентности способствует стабильному функционированию педагогического коллектива, направленному на полноценное, разностороннее развитие воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, практики и анализе трудностей педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных

У результатов образования, воспитания и развития детей [10, с. 21].

П

Качество дошкольного образования напрямую зависит от уровня

БГ квалификации воспитателей, их профессиональной и методической компетентности. Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Круг

Й проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от

РИ

него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать

ТО

личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную деятельность, обеспечивая успешность и

ЗИ

конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня

О

востребован не просто воспитатель, а педагог — исследователь, педагог П

новатор.

Целенаправленная и систематическая деятельность по повышению

РЕ

методической компетентности воспитателей учреждений дошкольного образования может вывести их на более высокий уровень профессионального развития. В связи с этим, особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения воспитателей в творческий поиск и творческое преобразование действительности.

Поэтому выбранная мною работа по теме: «Развитие методической компетентности воспитателей учреждений дошкольного образования» – является актуальной.

Цель опытно-экспериментальной работы – разработать модель по развитию методической компетентности воспитателей учреждения дошкольного образования.

За основу разрабатываемой модели я взяла этапы повышения профессионального уровня педагогов дошкольного учреждения, а именно диагностический, процессуальный и результативный.

Диагностический Процессуальный Результативный

этап этап этап

Анкетиро- Беседа Учреждения Самование образования образование

Наблюдение Организационно- Учреждения Разработка за деятельностью методическая доп. индивид.

педагога деятельность УО образования программы

взрослых самообразо

У

консультации вания

П

Программы

БГ

повышения Представление

семинары квалификации результатов

самообразования

Й

Программы

РИ

круглые столы обучающих

курсов

ТО

Освоение

мастер-классы Программы воспитанниками

ЗИ

переподготовки учебной

программы

О

школа молодого дошкольного

П

педагога Вебинары образования

РЕ

работа в Обобщение опыта:

творческой группе — участие в

конкурсах пед.

гостевой обмен мастерства;

опытом -выступления на

методических

районные объединениях

методические -публикации в

объединения СМИ

Рисунок 2.1. – Модель по развитию методической компетентности воспитателей

дошкольного образования

В учреждении ГУО «Привольненский ясли-сад» ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Важно учитывать, что выстраивание методической работы следует планировать в трех плоскостях.

1. По отношению к конкретному воспитателю, где главной задачей является формирование индивидуальной, высокоэффективной педагогической деятельности. В связи с этим, методическая работа в дошкольном учреждении должна быть направлена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности.

2. По отношению к педагогическому коллективу методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогической культуры, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ образовательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

3. Методическая работа в учреждении дошкольного образования

У строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что

П предполагает творческое осмысление достижений науки и передовой

БГ практики.

В связи с этим, выстроить эффективную методическую работу можно на основе анализа достигнутых результатов учреждения дошкольного

Й образования: результатов образовательного процесса, уровня

РИ

педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, индивидуальных интересов,

ТО

потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя должен быть приоритетным поиск и выбор оптимального варианта методической работы.

ЗИ

При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

О

Таким образом, разработанная мною модель по развитию методической

П

компетентности воспитателей учреждений дошкольного образования включает в себя три взаимосвязанных этапа: диагностический,

РЕ

процессуальный и результативный. Каждый из этапов характеризуется наличием различных форм методической работы с педагогическими кадрами.

2.2 Апробация разработанной модели организации деятельности

по развитию методической компетентности воспитателей дошкольного образования на базе ГУО «Привольненский ясли-сад»

Экспериментальная апробация разработанной модели организации деятельности по развитию методической компетентности воспитателей учреждений дошкольного образования проходила на базе ГУО «Привольненский ясли-сад». В исследовании приняло участи 13 педагогов данного учреждения.

Методическая работа по развитию методической компетентности воспитателей учреждения дошкольного образования начиналась с выяснения их возможностей и запросов.

С целью получения объективной информации, об уровне методической компетентности воспитателей ГУО «Привольненский ясли-сад», я использовала шкалу методической компетентности, (Приложение А).

Источниками информации так же были выбраны целенаправленное наблюдение за деятельностью педагогов, метод анкетирования (Приложение Б, В, Г).

Качественная характеристика полученных результатов показывает, что у большинства воспитателей средний уровень методической компетентности (9 чел – 70 %).

Данные педагоги владеют учебным материалом и методиками, способны осуществлять анализ теории и практики воспитания и обучения, однако редко принимают самостоятельное участие в публичных мероприятиях, требующих демонстрации личного опыта.

У

Высокий уровень методической компетентности выявлен у 15 %

П воспитателей (2 чел).

Их отличает стремление к исследовательской

БГ деятельности, ярко выраженное чувство нового. Они стремятся к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей.

Низкий уровень методической компетентности выявлен у 15 %

Й воспитателей (2 чел.).

Основными трудностями данных сотрудников

РИ

является отсутствие личностной мотивации к профессиональному росту, нежелание осваивать новшества. Они не проявляют инициативу, не

ТО

стремятся участвовать в выступлениях перед коллективом.

ЗИ

70

О

П

РЕ

40

20

15 15

0

высокий уровень средний уровень низкий уровень

Рисунок 2.2. – Результаты исследования уровня развития методической

компетентности воспитателей на начало 2016-2017 учебного года

Исходя из данных результатов, в соответствии с разработанной моделью, я запланировала методическую работу по повышению методической компетентности воспитателей.

При организации методической поддержки я использую в работе разнообразные формы, методы и приемы работы.

Формы работы:

  • Групповая
  • Подгрупповая
  • Индивидуальная

Таблица 2.1. – Распределение форм и методов методической работы по повышению методической компетентности воспитателей Формы работы Методы и приемы Групповая (для всего  Выставка методической литературы «Основные педагогического направления в работе педагогов УДО»

У коллектива)  Консультация «О слагаемых профессиональной

П

компетентности педагога»

БГ

 Круглый стол «Пути повышения методической

компетентности педагога»

 Методический вернисаж «Моя педагогическая

Й

копилка»

РИ

 Педагогический ринг «Портрет современного

педагога УДО»

 Педагогические советы

ТО

 Гостевой обмен опытом, коллективные просмотры

педагогической деятельности

ЗИ

 Смотры-конкурсы. Подгрупповая  Консультация «Конкурсы профессионального

мастерства как средство повышения методической

О

компетентности»

П

 Консультация «Подготовка к аттестации с целью

РЕ

присвоения квалификационной категории»

 Участие в районных методических объединениях для

разных категорий

 Работа творческих групп. Индивидуальные  Индивидуальные консультации педагогов по запросу

 Создание портфолио

 Работа по обобщению передового педагогического

опыта

Чтобы данная методическая помощь оказалась эффективной, мною был проанализирован уровень квалификации воспитателей. Таблица 2.2. – Анализ уровня квалификации воспитателей

ГУО «Привольненский ясли-сад» сентябрь 2016г.

Высшая Первая Вторая Отсутствие категории категория категория категория (чел) (чел) (чел) (чел)

0 2 5 6

На основе полученных данных была проведена дифференциация всего педагогического состава на группы. Таким образом, в ГУО «Привольненский ясли-сад» было выделено 3 группы воспитателей и определены приоритетные формы работы.

Таблица 2.3. – Распределение форм методической работы по группам

У Дифференциация групп Формы методической работы

П Педагоги-мастера Педагогическая мастерская, мастер-класс,

БГ

отчеты, презентации Педагоги успешные, подающие надежды Конкурс профессионального мастерства,

творческие группы

Й Молодые педагоги и педагоги не желающие Наставничество, консультации, семинары РИ

по каким-либо причинам заниматься практикумы и т.д. самообразованием и ростом личного мастерства

ТО

В течение реализации методической модели по повышению

ЗИ

методической компетентности воспитателей мною были подготовлены и проведены мероприятия по формированию готовности педагогов к

О

инновационной деятельности, созданию условий, необходимых для

П

теоретического и практического осмысления опыта других учреждений дошкольного образования нашего района. Проведены консультации и

РЕ

презентации: «О слагаемых профессиональной компетентности педагога», «Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения методической компетентности», «Подготовка к аттестации с целью присвоения квалификационной категории» и другие. Педагоги были вовлечены в активные формы работы, а именно круглый стол «Пути повышения профессиональной компетентности педагога», педагогический ринг «Портрет современного воспитателя» и др.

Полезны в использовании формы гостевого обмена опытом и методический вернисаж «Моя педагогическая копилка». Не секрет, что не всегда педагоги имеют широкое представление о том, что интересного использует педагог другой группы. С этой целью воспитатели готовят презентации своих групп, организовывают экскурсии. Как итог мероприятия, проведение круглого стола, за которым участники могут обсудить возникающие проблемы, размышляя и не стесняясь высказать свое мнение, даже если оно идет вразрез с мнением окружающих. Готовясь к обсуждению, педагоги знакомятся с разнообразной методической литературой, готовят памятки, оформляют выставку дидактических пособий, что является важным средством развития творческой активности.

Такой подход учит педагогов выделять новое в работе, анализировать имеющийся опыт, осознанно подходить к выбору методического материала.

Для организации образовательного процесса в современных условиях воспитатели ГУО «Привольненский ясли-сад» были обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы дошкольного образования.

В методическом кабинете ГУО «Привольненский ясли-сад» постоянно действуют методические выставки:

  • «Идет аттестация!»
  • «К праздничным датам»
  • «Подготовка к педсовету».

У

В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие

П мастерство педагогов:

БГ

материал семинаров-практикумов;

  • план-график повышения квалификации педагогов;
  • план аттестации педагогических кадров;

Й

передовой педагогический опыт.

РИ

Обязательным для педагогов учреждения является прохождение базовых курсов повышения квалификации. Творчески работающие педагоги

ТО

проходят целевые и проблемные курсы, как на областных и республиканских базах, так и непосредственно в Минском районе в учреждениях дошкольного

ЗИ

образования, на выездных региональных курсах и семинарах (Приложение Д).

О

После возвращения с курсовой подготовки каждый педагог в разных

П

формах методической работы: «Вооружись новинками», «Примите к сведению», «Учимся снова» знакомил коллектив с новинками науки и

РЕ

практики, рефератом или проектом.

Данные мини-отчеты:

  • обуславливают понимание важности пополнения педагогических знаний;
  • побуждают других педагогов своевременно получить курсовую подготовку;
  • оказывают информационную, консультативную помощь;
  • обогащают опыт работы;
  • помогают организовать взаимообучение.

Методическое сопровождение образовательного процесса в учреждении дошкольного образования обеспечивается не только посредством курсовой подготовки, но и в межкурсовой период.

Необходимо отметить, что педагогический коллектив на протяжении учебного года принимает активное участие в районных методических объединениях, семинарах. На данных мероприятиях представлен опыт воспитателя дошкольного образования Яськовой С.Е. «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством театрализованных игр», воспитателя дошкольного образования Кореловой Н.В. «Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи в современных социокультурных условиях», где педагоги провели ряд мастер-классов, открытых мероприятий.

Много внимания уделяется молодым специалистам и начинающим педагогам. На протяжении учебного года была организована система наставничества и индивидуального сопровождения.

Одним из факторов повышения методической компетенции воспитателей учреждений дошкольного образования является самообразование. Полезным шагом в повышении уровня самообразования в нашем дошкольном учреждении стало составление портфолио, позволяющее каждому воспитателю грамотно оценить свою деятельность.

У

В ГУО «Привольненский ясли-сад» сформирован банк данных по

П обобщению передового педагогического опыта. Это результат творческих

БГ поисков педагогов учреждения, в котором сливаются воедино творческое, новаторские и в тоже время традиционные начала. Каждый педагог учреждения дошкольного образования, так или иначе (как минимум при

Й аттестации) сталкивается с необходимостью описать свой опыт. Все работы

РИ

отличаются научной обоснованностью, перспективностью, возможностью повторения и творческого использования (Приложение Е).

ТО

По результатам повторного исследования в конце 2016-2017 учебного года качественная характеристика полученных результатов показывает, что у

ЗИ

большинства педагогов средний уровень методической компетентности (7 чел -54%).

Высокий уровень методической компетентности выявлен у 38 %

О

педагогов (5 чел).

Низкий уровень методической компетентности выявлен у 8

П

% педагогов (1 чел., воспитатель-неспециалист).

РЕ 60 50

40 38 20

10 8

У

высокий уровень средний уровень низкий уровень

П

БГ

Рисунок 2.3. – Результаты исследования уровня развития методической

компетентности воспитателей на конец 2016-2017 учебного года

Й

Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития

РИ

компетентности воспитателей, полученных на начало и на конец учебного года показывает положительную динамику профессионального развития

ТО

педагогов.

В результате реализации модели методической работы по развитию

ЗИ

методической компетентности воспитателей учреждения дошкольного образования увеличилось число педагогов, с уровнем развития методической

О

компетентности, соответствующий высокому показателю (на 3 человека – 23%).

При этом педагоги, уровень методической компетентности которых

П

характеризовался как средний или низкий, стали проявлять творческую

РЕ

активность и более охотно демонстрировать свои достижения педагогической практики коллегам, посредством участия в коллективных мероприятиях проекта, в конкурсах профессионального мастерства и т.д.

Качественные изменения в профессионально-личностной позиции педагога по отношению к собственной профессиональной компетентности и саморазвитию отражаются и в результатах сравнительного анализа проявлений активной позиции по отношению к профессиональному развитию. Таблица 2.4. – Анализ уровня квалификации воспитателей ГУО «Привольненский ясли-сад» июнь 2017г. Высшая Первая Вторая Отсутствие категории категория категория категория (чел) (чел) (чел) (чел)

1 5 3 4

В перспективе я планирую продолжить работу с воспитателями по развитию методической компетентности с учетом современных требований к педагогическим кадрам, создать в учреждении педагогическое сообщество «Творческая группа профессионального развития педагога», в которую войдут опытные воспитатели, имеющие достаточный уровень профессиональных знаний, умений, навыков и способных к творческому

У подходу к созданию условий для разностороннего развития воспитанников.

П Данная группа будет координировать работу педагогического коллектива по

БГ обобщению, распространению педагогического опыта среди коллег на уровне дошкольной организации, на районном и областном уровнях, а так же

Й числе посредством сети Интернет.

РИ

Таким образом, в процессе систематической методической работы была разработана, апробирована и показала свою результативность модель по повышению методической компетентности воспитателей дошкольного

ТО

образования, результатами которой являются следующие показатели: 46 % педагогических работников повысили свой квалификационный уровень.

ЗИ

Педагоги выросли профессионально, у них ярко выражен интерес к инновациям, они возглавляют работу творческих групп, обобщают свой опыт

О

на районных методических объединениях. Педагоги участвуют в районных

П

конкурсах, распространяют и обобщают свой передовой опыт.

РЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования нами сделаны следующие основные выводы:

1. Методическая компетентность воспитателя дошкольного образования – это интегративно-функциональное образование, включающее в себя профессиональные (объективно необходимые), психологопедагогические, предметные и методические знания и умения, примененные в различных видах деятельности (организационной, педагогической, методической, исследовательской и др.).

В структуре методической компетентности воспитателя дошкольного образования выделяются когнитивный, деятельностный и ценностный компоненты.

2. Формирование методической компетентности воспитателей дошкольного образования – это непрерывный поэтапный процесс целенаправленного обучения, зависящий от опыта, мотивации, ценностных ориентаций педагога, состоящий из определения образовательных

У траекторий, методического обеспечения повышения квалификации

П воспитателей, организации профессионального обучения и оценки

БГ эффективности деятельности.

Методическая работа по повышению профессионального уровня педагогов дошкольного образования предполагает наличие взаимосвязанных

Й и взаимообусловленных этапов: диагностического, процессуального и

РИ

результативного.

3. Выделяют следующие критерии сформированности

ТО

методической компетентности воспитателей дошкольного образования: осуществление целостного педагогического процесса, создание развивающей

ЗИ

среды, планирование образовательной работы, проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов,

О

консультативная помощь родителям, коммуникативная культура. Для

П

каждого из критериев существуют показатели, которые дифференцируются в зависимости от уровня сформированности методической компетентности

РЕ

воспитателей дошкольного образования.

4. Разработанная модель организации деятельности по развитию методической компетентности воспитателей дошкольного образования включает в себя три взаимосвязанных этапа: диагностический, процессуальный и результативный. Каждый из этапов характеризуется наличием различных форм методической работы с педагогическими кадрами.

5. В процессе систематической методической работы была разработана, апробирована и показала свою результативность модель по повышению методической компетентности воспитателей дошкольного образования, результатами которой являются следующие показатели: 46 % педагогических работников повысили свой квалификационный уровень. Педагоги выросли профессионально, у них ярко выражен интерес к инновациям, они возглавляют работу творческих групп, обобщают свой опыт на районных методических объединениях. Педагоги участвуют в районных конкурсах, распространяют и обобщают свой передовой опыт.

У

П

БГ

Й

РИ

ТО

ЗИ

О

П

РЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/razvitie-metodicheskoy-kompetentnosti-vospitatelya-belarus/

1. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф. – Красноярск : М-во общ. и проф. образования РФ, 1999. – 309 с.

2. Асаева, И. H. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И. H. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 36–42.

3. Асаева, И. Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации / И. Н. Асаева // Образование и наука. – 2008. – № 5. – С. 60–67.

4. Булахова, З. Н. Методическая деятельность в сфере образования / З. Н. Булахова, Ю. Н. Шестаков. – Минск : Зорны верасок, 2011. – 151 с.

5. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование,

У формы и методы / К. Ю. Белая. – М. : Сфера, 2010. – 93 с.

П

6. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для

БГ студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. Ф. Егорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

Й

7. Волобуева, Л. М. Активные методы обучения в методической

РИ

работе ДОУ / Л. М. Волобуева // Управление ДОУ. – 2006. – № 6. – С. 70–78.

8. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. М. Волобуева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 102с.

ТО

9. Василенко, Н. О. Формы организации методической работы в учреждении дошкольного образования / О. Н. Василенко, Л. Н. Котенева. –

ЗИ

Мозырь : Белый Ветер, 2011. – 91 с.

10. Дружилов, С. А. Профессиональная компетентность и

О

профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов //

П

Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах :

РЕ

СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. – 2005.– С. 26–44.

11. Загривная, Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 [Электронный ресурс] / Т.А. Загривная. – СПб, 2006. – 13 с. – Режим доступа: . – Дата доступа: 23.08.2017.

12. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2004. –№ 3. – С. 27–32.

13. Киселев, А. В. Социально-педагогические условия формирования методической компетентности у начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 [Электронный ресурс] / А. В. Киселев. – Москва, 2010. – 24 с. – Режим доступа: . – Дата доступа: 23.08.2017.

14. Котко, А. Н. Технологии методической деятельности в дошкольном учреждении / А. Н. Котко. – Минск : Зорны Верасень. – 2007. – 167с.

15. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. – М. : Высш. шк., 1990. – 117 с.

16. Маркова, А. К. Психология профессионализма. / А. К. Маркова – М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.

17. Микляева, Н. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Айрис Пресс. – 2008. – 102 с.

18. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М. : Флинта : Моск. психолого-соц. ин-т, 1998. – 200 с.

19. Ноздрина, Е. И. Профессиональная поддержка педагогических кадров / Е. И. Ноздрина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 6. – С. 4 – 11.

У

20. Основы профессионального самосовершенствование педагога

П дошкольного учреждения / под ред. Е. А. Панько. – Минск :

БГ Университетское, 2002. – 208 с.

21. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: пособие для учителей и руководителей школы /

Й М. М. Поташник. – Москва ; Центр пед. образования : Пед. о-во России,

РИ

2009. – 445с.

22. Радионова, Н. Ф. Компетентностный подход в педагогическом

ТО

образовании / [Электронный ресурс] / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Вестник Омского государственного педагогического университета:

ЗИ

электронный научный журнал. – Режим доступа: www.omsk.edu. – Дата доступа: 23.08.2017.

О

23. Тонконогая, Е. П. Основные направления в развитии образования

П

взрослых на современном этапе / Е. П. Тонконогая // Человек и образование. – 2010 – № 1. – С. 25–27.

РЕ

24. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие для пед. вузов / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2000. – 432 с.

25. Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов / О. А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя – 2010. – № 3. – С. 4–9.

26. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64; № 5. – С. 57–61.

27. Хуторской, А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А. В. Хуторской. – М. : Сфера, 2002. – 86 с.

28. Шаган, В. С. Педагогическое сопровождение процесса развития методической компетентности преподавателя колледжа : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 [Электронный ресурс] / В. С. Шаган. – Ижевск, 2010. – 24 с. – Режим доступа: . – Дата доступа: 23.08.2017.

У

П

БГ

Й

РИ

ТО

ЗИ

О

П

РЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ