Актуальность разработки ФГОС дошкольного образования

автор: Варфоломеева Елена Викторовна

воспитатель МБДОУ№ 14 «Радуга»

Эссе на тему: «Актуальность разработки ФГОС дошкольного образования»

Жизнь неумолимо и стремительно движется вперед, внося, хотим мы того или нет, свои коррективы и в аспекты развития общества, и в межличностные отношения, и в различные сферы и системы деятельности людей.

Не остаётся в стороне и система Российского образования, претерпевая, в ногу со временем, существенные изменения. Любые реформы и нововведения в ней, как и в любой области, не могут пройти безболезненно как для педагогов, так и для детей. В итоге именно на плечи педагогов ложится задача реализации на практике основных новых веяний. И успех введения в практику этих инноваций в первую очередь будет зависеть от профессионализма педагогов, от их умения перестроиться самим и перестроить свою работу с детьми.

Компетентность в своей деятельности, умение быстро адаптироваться в новых условиях это и есть залог успешного решения поставленных перед ними задач.

Учитывая выделение дошкольного образования в самостоятельный уровень общего образования и принятие на основе федерального закона «Об образовании в РФ» федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования налицо изменения, которые произошли в этой системе.

Здесь впервые, по существу, даны ориентиры на то, что такое работа с ребенком в дошкольном детстве, какие требования к ней предъявляются, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество.

Немаловажным аспектом ФГОС является наряду с получением определенных знаний детьми направленность на их психологическую поддержку, работу по созданию позитивной социализации, индивидуализации ребенка. Наверное, это и отличает ФГОС дошкольного образования от других стандартов системы образования.

В нём кардинально отличаются и форма контроля, и оценка того, чего удалось достичь ребенку, от тех, которые используются на более старших ступенях образования.

Оставляя немного в стороне какой-либо конечный результат, которого необходимо добиться, большее внимание уделяется личностным результатам ребенка, открытию его способностей, выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, преодолеть проблемы.

22 стр., 10694 слов

Дипломная работа фгос дошкольного образования

... дошкольной образовательной организации, которая разработана согласно нормативным документам таким, как Федеральный закон об образовании, ФГОС ДО, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы. ... школе, с мотивируют ребенка на самостоятельное изучение физических упражнений и всей культурно-спортивной деятельности. Изучая научную литературу нами отмечено, ...

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

Основные принципы, которые определяет стандарт, это взаимодействие детей с культурой и окружающим миром, их общение и сотрудничество со взрослыми, приобщение к семейным традициям, к жизни общества и государства, социальным и культурным нормам, формирование интересов ребёнка и его действий через познание различных видов деятельности.

Реализация стандарта повышает эффективность дошкольного образования по многим показателям: это и придание результатам образования социально и личностно значимого характера, и более гибкое и прочное усвоение знаний детьми, возможность их самостоятельного изучения материала, существенное повышение мотивации и интереса к учению, и многим другим.

Концепция ФГОС ДО огромное внимание уделяет взаимодействию педагогов с родителями, с семьёй, определяя их главными союзниками в воспитательном и учебном процессе. Ведь именно родители с детьми проводят большую часть времени, и возможностей влиять на формирование у них личностных качеств гораздо больше. Педагоги, в свою очередь, дадут нужное направление, учитывая свою профессиональную подготовку и компетентность в сфере воспитания и обучения.

Ну и разумеется, в совокупности с этим, в дошкольном образовании в настоящее время воспитатель должен содержать в себе качества исследователя, психолога, социолога. И развиваться эти качества могут только в условиях творчески организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении и если педагог активно занимается работой по введению инноваций, новых методик и неустанно ищет в себе новые возможности и способности.

Новый стандарт направлен на развитие у каждого ребенка индивидуальных способностей, на объединение процессов развития, обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе нравственных, духовных, социальных и культурных ценностей. Задача воспитателя преподнести программный материал так, чтобы жизнь в детском саду для ребенка стала красивой игрой, где он, её участник, ищет, открывает, исследует и не замечает, что его чему-то учат. Такая задача не из лёгких, поэтому воспитатель постоянно должен самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию.

И рождается некая уверенность, что все эти гармонично сливающиеся воедино и дополняющие друг друга факторы и концепция ФГОС ДО позволит поддерживать систему дошкольного образования на достойной ступени образования РФ.

14 стр., 6646 слов

«Формирование нравственно-волевых качеств у детей младшего ...

... соответствии с требованиями ФГОС НОО. 4. Изучить роль внеурочной деятельности в формировании нравственно-волевых качеств у учащихся начальных классов. 5. Подобрать диагностические методики на выявление уровня сформированности нравственно-волевых качеств у младших школьников. Теоретико-методологическая ...