Дипломная работа фгос дошкольного образования

Становятся актуальными задачи в обеспечении государственных гарантий, доступности и равных возможностей для получения полноценного дошкольного образования, повышения их государственной и общественной поддержки, предоставления всем гражданам современного качества образования, при этом повышается престиж профессии педагога и профессиональной компетентности воспитателей,

Актуальной на сегодняшний день проблемой представляется обеспечение на должном уровне физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как оно служит одним из основных факторов становления активной позиции в жизни, способом совершенствования человеческих ресурсов для выполнения социальных обязанностей перед государством.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен в жизни каждого человека. В этот период начинают закладываться основы здоровья, развиваться жизненные навыки, формируются нравственные качества и черты характера. Будущее ребенка, эффективность последующего обучения зависят от того, как он развивается в эти годы.

Большой теоретический и практический вклад в изучение физического воспитания детей дошкольного возраста внесли E.И. Вaвилoвa [24], Ю.Ф. Змановский [29], Н.Н. Кожухова [31], Т.И. Осокина [41]и т.д.

Анализ методической литературы и педагогической практики показал, что существует противоречие между необходимостью совершенствования физического воспитания дошкольников и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов содержательного обеспечения в условиях дошкольной организации. Выявленному противоречию уже решается на федеральном уровне в виде ФГОС ДОО [10].

Следовательно, необходимо правильно организовать процесс физического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОО, что послужит основным фундаментом общего развития дошкольников.

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

методы исследования:

  • изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
  • анкетирование, опрос, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент (контрольный, формирующий и констатирующий этапы исследования);

— метод количественной и качественной оценки полученных результатов.

Методологическая основа исследования, Теоретической основой исследования, Опытно-экспериментальная база исследования:, Структура выпускной квалификационной работы:

Глава 1. Теоретические основы организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации

16 стр., 7588 слов

Самооценка детей дошкольного возраста

... на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования - самооценка старшего дошкольника. Предметом исследования являются методы формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Цель исследования: обосновать возможности методов в формировании самооценки старшего дошкольника. Гипотеза исследования: в основу исследования легло предположение о ...

1.1. Сущность деятельности дошкольных образовательных организаций в физическом воспитании дошкольников

Физическому воспитанию в дошкольный период в общей системе Российского образования отводится особе место. В дошкольный период, путем четкого и систематического педагогического воздействия происходит формирование здорового организма ребенка, формируется общая выносливость и работоспособность, особенно увеличивается и развивается важнейшие системы детского организма и их функции, закладывается основа для всестороннего развития эмоциональных, физических и духовных способностей.

Очень важно, чтобы правильно развивать физические особенности детей – это является одной из главных задач дошкольной организации, которая знакомит ребенка с тем, как необходимо выполнять то или иное движение, которое в свою очередь влияет на работу всего организма.

Ряд авторов (А.В. Кенеман [15], Д.В. Хухлаева [15], Ю.И. Евсеев [13], А.И. Фомина [19]) подчеркивают, что задачи физического воспитания необходимо достигать в едином комплексе и рассматривать ее взаимосвязь с умственными, нравственными, эстетическими и трудовыми качествами ребенка.

Как отмечает М.П. Асташина, к отличительным моментам особенности физического воспитания можно отнести то, что он является процессом, который обеспечивает целенаправленное формирование двигательных навыков и развитие необходимых качеств, в «совокупности которых уменьшается физическая дееспособность любого человека» [20, с. 65].

Основываясь на изученных аспектах можно отметить, что физическое воспитание является эффективной формой социального и личностного воздействия на биологическое состояние человека по своей природе и на развитие организма в целом.

Многие ученые предметом своих исследований ставили вопросы внедрения особенностей физического воспитания в период дошкольного детства. Большой вклад в теорию и практику физического воспитания детей дошкольного возраста был внесен И.С. Барчуковым [11], E.И. Вaвилoвой [24], Ю.М. Наливкиной [38].

В этой связи, в системе физического воспитания дошкольников выполняется реализация единой цели, которая предполагает систематическую подготовку ребенка к дальнейшей жизни, овладению трудовыми действиями, накоплению двигательных навыков, которые помогут ему в следующий период взросления.

Приобретенные физические навыки помогут освоить учебную программу на уроке «Физическая культура» в школе, с мотивируют ребенка на самостоятельное изучение физических упражнений и всей культурно-спортивной деятельности.

Изучая научную литературу нами отмечено, что такие понятия как «физическое развитие», «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание» являются тождественными. Первое описывает объективный процессом совершенствования организма человека, второе представляет собой активное воздействие на данный процесс, а третье представляется целенаправленным процессом приобщения к ценностям культуры.

Понятие «физическое воспитание» первым описал А.П. Протасов, но оно было не совсем полное. Более близкое по описанию дала М.С. Горбатова.

По ее мнению, физическое воспитание — это процесс, который протекает по общим законам деятельности, которое обеспечивает в четкой последовательности формирование и совершенствование двигательных умений и навыков совместно с оптимизацией «развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность» [28, с. 23].

5 стр., 2456 слов

Воспитание воли ребёнка

... конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли. Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. ... непосредственные желания и чувства. В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник еще не способен ...

По мнению Кенеман А.В., физическое воспитание является системным педагогическим процессом, который направлен на «формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства» [33, с. 122].

С помощью физического воспитания можно передать дошкольнику все имеющиеся общечеловеческие универсальные и национально-культурных ценностей. В процессе усвоения культуры физической направленности происходит усвоение ее основ, которые в период дошкольного детства развиваются и совершенствуется.

Основываясь на отмеченных понятиях было выявлено, что физическое воспитания является основой всестороннего развития ребенка, особенно в дошкольный период, поскольку благодаря организации занятий, как в группе, так и совместно с семьей, улучшается деятельность всех физиологических функций и повышается устойчивость дошкольников к вирусным заболеваниям.

Основной целью работы по физическому воспитанию в ДОО является развитие здорового и защищенного от воздействия окружающей среды ребенка, формирование жизнестойкой, физически совершенной, гармоничной личности. Как утверждает В.Н. Шебеко физическое воспитание основывается на возрастных, «анатомо-физиологических и психологических особенностях и решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи» [36, с. 88].

Описанные задачи позволяют сформировать у дошкольников рациональных, экономных, осознанных движений, происходит накопление двигательного опыта и перенесение его в жизнь вне дошкольной организации.

Физическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации определяет Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации, которая разработана согласно нормативным документам таким, как Федеральный закон об образовании, ФГОС ДО, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы содержат требования к организации физического воспитания, согласно которым оно должно направляться на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей организм ребенка, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Также прописаны формы и условия физического воспитания согласно возрастным особенностям детей.

Еще одну задачу физического воспитания отмечает Т.А. Тарасова, в которую входит ежедневная охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание детского организма, которое «относится к общей оздоровительной задаче» [17, с. 98]. Высокий уровень состояния здоровья определяется нормальной способностью выполнять деятельность и слаженная работа всех органов и систем организма.

Осокина Т.И. пишет, что в ходе физического воспитания детей дошкольного возраста решаются образовательные задачи:

  • формируются основные жизненно важные двигательные умения и навыки,
  • прививаются навыки правильной осанки, навыки гигиены,
  • осваиваются знания о физическом воспитании [41, с. 87].

По мнению Э.Я. Степаненковой, в тесной взаимосвязи находятся оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Физическое воспитание детей дошкольного возраста, как процесс должно выстраиваться таким образом, чтобы параллельно решались все указанные задачи. Только в таком случае дошкольники создадут для себя базу, необходимую для «последующего физического и духовного всестороннего развития» [43, с. 90].

13 стр., 6152 слов

Теория и методика физического воспитания и развития детей младшего ...

... физической организации ребенка и его умственным потребностям, так как она в одно и то же время приятна и полезна». П.Ф. Лесгафт, считая игры весьма выгодной формой физической работы, ... сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время ...

Значительный вклад в развитие теории и накоплению опыта по физическому воспитанию совершили Н.A. Метлова, Д.В. Хухлаева, Л.И. Михайлова. Вместе с другими авторами ими разрабатывались программы, пособия и рекомендации по физическому воспитанию дошкольников в разные периоды детства, учебные пособия для училищ, колледжей и сборники упражнений, игр и занятий для дошкольных учреждений.

Работа Д.В. Хухлаевой была одна из самых современных первых попыток изучения двигательных возможностей и навыков у детей дошкольного возраста. Ей указывается, что для успешной работы необходимо грамотное соотношение «методических приёмов обучения в процессе работы с дошкольниками и требований социальной политики в данном направлении» [15, с. 98].

Если рассматривать каждый период издания работ по данной проблеме, то отмечается согласованность требований социального заказа, общественной жизни и системой конкретных действий по формированию физического воспитания у детей. На сегодняшний день любой человек скажет, что быстрый темп жизни и создание современных технологий и технических средств влияют на активизацию процесса воспитания, они позволяют лучше запомнить информацию, точнее ее воспроизвести и стимулируют ориентацию и реакцию на конкретные действия.

На основе этого отмечается необходимость организации в дошкольном учреждении правильного физического воспитания, которое за основу возьмет укрепления здоровья и всестороннего развития с самого раннего возраста. По данной причине проблемы в области теории физического воспитания детей являются очень многообразными и значительными.

Многими педагогами (Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.) охватываются важнейшие аспекты, связанные с закономерностями психо-физиологического развития дошкольников, начиная с первых движений при рождении и заканчивая потенциальными возможностями и созданием педагогических условий, которые будут обеспечивать их развитие, «комплексный подход к разработке содержания и методов всего воспитательно–образовательного процесса на всех возрастных этапах» [31, с. 98].

К формам организации физкультурной деятельности дошкольников в ДОО относят:

  • физкультурные занятия;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность в режимных моментах всего дня (гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливание и физические упражнения);
  • активный отдых (досуг на свежем воздухе, спортивные праздники, дни и недели здоровья, походы на природу);
  • самостоятельная двигательная, активная деятельность;
  • работа с родителями и всей семьей.

Как утверждает В.Н. Шебеко в дошкольный период очень важно активизировать самостоятельную двигательную деятельность. Воспитатель должен наблюдать как она воспроизводится и тем самым включается в воспитательный процесс. Как пишет автор, «содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями определяются самими детьми, под чутким вниманием воспитателя» [46, с. 54].

15 стр., 7245 слов

Выпускная работа : «Досуговая деятельность детей дошкольного ...

... дошкольников, в совместных досугах; 1. Особенности организации досуга детей дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность ... образования ребенка. В детских дошкольных учреждениях предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ... коллективных творческих работ («Семейные ...

Разрабатывая программу работы необходимо в нее включать самостоятельное выполнение заданий, которые основываются на индивидуальных особенностях ребенка. Для того, чтобы эффективно решить поставленные задачи необходимо осуществить индивидуальный подход к детям во взаимосвязанной работе ДОО и семьи.

Для эффективного достижения цели работы и задач физического воспитания необходимо совместить все имеющиеся средства и формы воздействия на данный процесс. Их использование проходит в течении всего дня, что позволяет создать необходимый двигательный режим.

По результатам изученного материала можно резюмировать, что серьезный вклад ученых, отраженный в рекомендациях, программах, исследованиях указывает на понятие физическое воспитание. Под ним понимается процесс, протекающий по общим законам деятельности, который помогает обеспечивать четкое формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, оптимизировать физические качества, совокупность которых определяет физическую способность дошкольников.

Несмотря на значительное внимание специалистов к физическому воспитанию дошкольников, аспекты, связанные с организацией специальных условий в дошкольных учреждениях, остаются малоизученным. На основе этого отмечается необходимость организации в дошкольном учреждении правильного физического воспитания, которое за основу возьмет укрепления здоровья и всестороннего развития с самого раннего возраста. По данной причине проблемы в области теории физического воспитания детей являются очень многообразными и значительными.

1.2. Нормативно-правовые основы организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Современное дошкольное образование, за все время его существования, постоянно сталкивается с различными трудностями, но при этом сохраняет все накопленные традиции. Процесс педагогического воздействия на дошкольника включает в себя все направления работы: окружающий мир, физкультура, художественное и эстетическое направление и т.д.).

Система построена такие образом, что в ней предусмотрена система мер, которые направлены на сохранение и укрепление детского организма, соблюдаются все принципы в комплексе, контролируется работа по перцептивным программам и многое другое.

Системная и целенаправленная организация работы требует от воспитателей создание предметно-развивающей среды, пространства для работы с дошкольниками. Для правильной организации развивающей среды необходимо следователь нормативным, правовым документам, а также требованиям, программам и стандартам в образовании.

Одним из наиболее важных международно-правовых документов обязательного характера, который посвящен широкому спектру прав ребенка, выступает Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка» [2].

В ст.3 п.3 Конвенции определяется забота о детях и их защита, ответственность нормам, которые установлены компетентными органами в сфере безопасности и здравоохранения и в плане численности и пригодности их персонала, в том числе компетентного надзора.

Главным законодательным актом по дошкольному образованию выступает Конституция РФ [3].

Ст. 43 Конституции РФ закрепляет две значительные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения указанного вида образования в образовательных учреждениях [3].

10 стр., 4973 слов

Воспитание физических качеств дошкольников

... воспитания физических качеств и формирования двигательных действий у детей 3-6 лет 1.1 Воспитание физических качеств в дошкольном возрасте как процесс и результат занятий физическими упражнениями В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. Воспитание физических качеств ...

В ней сказано, что у каждого гражданина существует право на охрану здоровья. Государство финансирует федеральные программы по охране «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры».

Федеральный закон «Об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст. 10 устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления реализуют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний, ведению медицинской диагностики и лечебно-оздоровительной работы [9].

На сегодняшний день существует много различных нормативных документов, с помощью которых регулируется образовательный и воспитательный процесс

Основным или профильным документом является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013г [8].

На основе данного закона все образовательные организации регулируют свою деятельность, формируют свою правовую и организационную основу выполняемых действий. В нем прописаны все главные принципы образовательной политики РФ, а также правовые основы всех участников.

Ст.51 данного закона описывает, что оздоровительным учреждением создаются условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Другим основным документом является Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором указывается направления действий ОО на каждом этапе развития ребенка (детский сад, 3 тапа в общеобразовательной школе) (далее — ФГОС) [10].

В 2014г. произошло обновление данного стандарта ДОО, в котором прописывалась новая идеология воспитания дошкольников. В документе указывается, что система образования не просто должна дать знания и навыки, а позиционирует социализацию детей в обществе, необходимость его индивидуального развития, коммуникабельности, творческих способностей и навыков сотрудничества, при этом научить работать с современными инновационными средствами передачи информации.

ФГОС ДО, пункт 2.6: «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

1) двигательной, которая связана с выполнением упражнений по развитию гибкости и координации;

2) деятельностный, которая помогает развить опорно-двигательную систему организма — равновесие, координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук, а также правильному, не причиняющему ущерба организму, выполнению главных видов движений (таких как ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование основных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

3) само регуляционной, помогающая сформировать целенаправленности в двигательной сфере;

4) базовая, позволяющая становлению ценностей о здоровом образе жизни, овладение нормами и правилами (система питания, двигательный режим, закаливание, полезные привычки) [10].

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в образовательной области «физическое развитие», согласно ФГОС является: развитие ребенка крупной и мелкой моторики; когда она становится подвижным, выносливым, владеет основными движениями, контролирует свои движения и управляет ими; ребенок может проявлять волевые усилия, следует социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены.

13 стр., 6028 слов

Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного ...

... словарную работу, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи [38]. Дети старшего дошкольного возраста могут научиться составлять повествовательные рассказы только путем систематического обучения, посредством постоянных упражнений [38]. 1.2 Психофизиологические особенности обучения детей старшего дошкольного ...

Другой документ, который регламентирует деятельность ДОО — это «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». Данный документ утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 [5].

Он направлен на регулирование организационного процесса в образовательной организации и связывается со всеми общеобразовательными программами, в том числе и с педагогическим процессом работы с детьми с ограниченными физическими возможностями.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26, г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарные эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» содержит ряд требований к организации физического воспитания воспитанников. В указанном нормативном документе написано, что физическое воспитание детей должно направляться на то, чтобы улучшать здоровье и физического развития, расширять функциональные возможности детского организма, формировать двигательные навыки и качества [7].

В режиме дня дошкольного образовательного учреждения рекомендовано применение следующих форм двигательной деятельности: утренняя гимнастика, физическая культура, проводимая как в помещении, так и на воздухе, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, плавание и другие.

Объем двигательной активности воспитанников возраста 5-7 лет необходимо предусматривать по 6-8 часов в неделю в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности. В работе необходимо учитывать психо-физиологические особенности ребенка на каждом этапе развития, время года и режим работы организаций. Для эффективной организации ДОО применяется специальное оборудование, инвентарь, который используется как в группе, так и на игровых, прогулочных площадках.

В гл. 11 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» [7] указываются основные правила организации образовательного процесса.

В п. 11.5. (СанПиН 2.4.1.3049-13) указывается, что необходимо ежедневно проводить прогулки с дошкольниками, учитывая погодные условия (в пределах 3-4 часов).

«Когда температура воздуха ниже минус 15 °С и скорость ветра составляет более 7 м/с, прогулки рекомендуется делать менее продолжительными» [7].

В п. 11.6 даются рекомендации, как и где проводить прогулки, обычно они проводятся 2 раза в день (утро и вечер).

В первой половине дня прогулка осуществляется до обеда, вторая – после дневного сна (тихого часа) или перед уходом домой. Согласно п. 11.8 с детьми с 3 до 7 лет проводится самостоятельная деятельность в виде игр, обучению личной гигиене, элементарным образовательным действиям на протяжении всего дня не менее 3-4 часов.

8 стр., 3923 слов

«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению ...

... реферата. Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации ... мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Посещение детского сада имеет свои ... фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, ...

Указанные нормативные документы и положения СанПиНа связываются единой организацией образовательной работы с дошкольниками, которые необходимо соблюдать и учитывать в режимных моментах ДОО во всех возрастных группах.

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562, г.Москва [6] в ДОУ обеспечивается воспитание, обучение и развитие.

В обязательном порядке в ДОУ за дошкольниками с момента прибытия в раннем возрасте до 7 лет осуществляется педагогом присмотр, уход и их оздоровление. В соответствии с ним, содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении зависит от основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается им самостоятельно. Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется, отвечая федеральному государственному образовательному стандарту к структуре и объему основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ее условиям реализации, в том числе результатам освоения [6].

Педагогикой предлагается для дошкольной практики более 40 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей.

Как показывают результаты исследования Т.В. Волосовец, самыми востребованными в дошкольных образовательных учреждениях регионов выступают программы:

  • «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) [4],
  • «Детство» (авторский коллектив РГПУ им.

А.И.Герцена) [1],

  • «Кроха» (Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова),
  • «Из детства — в отрочество» (ред.

Т.Н.Доронова),

  • «Радуга» (Т.Н.Доронова),

В содержание общеобразовательной программы ДОО входит работа по развитию личности ребенка, повышению его мотивации и развитию способностей в различных видах деятельности. Работа составлена таким образом, что она охватывает значимые для детей образовательные области «(социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие)» [22, с. 76].

Во все времена одним из важнейших направлений дошкольных организаций было вовлечение детей в физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для реализации и организации данного направления разрабатываются различного рода программы по физическому воспитанию дошкольников, сейчас они тоже очень распространены и имеют различные формы реализации. Одним из общих принципов, которые объединяются программы, является принцип сотрудничества и предусмотрено внедрение в практику ДОУ личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. Хотя программы имеют между собой отличия по структуре и содержанию, общим для них выступает базирование раздела «Физическое воспитание».

На основе вышесказанного можно резюмировать, что современный образовательный процесс в ДОО не сводится только к образовательному процессу, а затрагивает все особенности развития ребенка. Основными документами являются: ФГОС ДОО, образовательная программа, СанПиН, закон об образовании, локальный и нормативные акты по организации и планированию деятельности ДОО, режим дня. Последний представляет собой план включения различных форм работы с дошкольниками в течении всего дня.

8 стр., 3776 слов

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

... Такая социальная организация носит название системы. Система физического воспитания представляет собой упорядоченную относительно цели деятельности совокупность элементов физической культуры. Как и в любой другой социальной системе, в физическом воспитании можно выделить: 1) определенный состав и структурную организацию образующих ...

Указанные документы должен знать каждый работник ДОО для того, чтобы реализовать все поставленные государством образовательные задачи, они являются основой и гарантией качества предоставляемых услуг, как для ребенка, так и для семьи в целом.

1.3. Подходы по организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Невозможно переоценить то, насколько важна в дошкольном учреждении оптимизация физического воспитания. В дошкольном возрасте закладываются основы всего дальнейшего образования. На сегодняшний день разработано немало методик физического воспитания детей, которые основаны на различных методологических подходах. При этом для них требуется изменение организации как занятий по физической культуре, так и всего учебно-воспитательного процесса в детском саду.

В условиях недостаточной материально-технической обеспеченности большей части детских садов города и области, недостатка квалифицированных кадров и характера финансирования дошкольного образования (В.К. Пельменев), сейчас проведение оптимизации физического воспитания детей дошкольного возраста, главным образом возможно в рамках существующих организационно-методических условий обучения.

Здоровье детей Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики в области образования. Особой значимостью в рамках реализации программы «Образование и здоровье» обладает внедрение самых эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Н.А. Виноградова указывает на то, что растущему организму особенно необходима мышечная деятельность, и из-за ее недостатка может развиться целый ряд заболеваний [12].

В работах Е.П. Ильина [14], В.Т. Кудрявцевой [16] говорится о том, что дозированные физические нагрузки оказывают общетонизирующее воздействие на растущий организм, что стимулирует деятельность жизненно важных систем и улучшает показатели физической подготовленности.

Работы Н.А. Метлова сыграли особую роль в развитии физического воспитания дошкольников. Автор написал более, чем 130 работ, посвященных физическому воспитанию. Одной их наиболее важных его публикаций является «Утренняя гимнастика в детском саду» [34, с. 87].

Так же среди специалистов в сфере физического воспитания детей дошкольного возраста стоит отметить выдающегося педагога А.В. Кенеман [15, с. 65]. Она разработала научную основу и сделала существенно глубже методические подходы к физическому воспитанию. В ее трудах большое место было отведено обучению двигательным действиям.

Большой вклад в теорию и практику физического воспитания был внесен Д. В. Хухлаевой [33].

В ее работах изучены процессы формирования двигательных навыков у детей, автор разработала методы и приемы обучения метанию, создала программы и методические пособия.

Так же в разработке методики физического воспитания ребёнка серьезную роль сыграли методические работы М. Ф. Литвиновой, Т. Ф. Саулиной и др. По их мнению, на здоровье ребёнка дошкольного возраста воздействует множество факторов, одним из них является уровень двигательной активности. Для понимания всей значимости создания необходимых условий, важно иметь общее понимание, каким образом движения влияют на детский организм и на его развитие.

По мере того, как развиваются технологии, появился компьютер, а в детском саду и дома возросла учебно-воспитательная нагрузка, многие дошкольники имеют недостаточную двигательную активность, из-за чего появляется гипокинезия, вызывающая в организме дошкольника немало серьезных изменений. Увеличить двигательную активность можно, например, посредством повышения интереса дошкольников к физкультурным и спортивным занятиям.

По словам Ю.Ф. Змановского, интерес к занятиям по физической культуре должен формироваться и развиваться у детей дошкольного возраста, основываясь на их «психолого-педагогическом и анатомо-физиологическим развитии» [29, с. 73].

Применение определенных педагогических условий и точно подобранных формы работы дают определенные возможности к улучшению отношения детей к занятиям физической культурой и повышению самостоятельной двигательной активности. Формами организации физического воспитания является воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основанный на двигательной активности [45, с. 132].

Разнообразные формы двигательной деятельности позволяют создать самый подходящий двигательный режим, который требуется для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.

Ранее уже описывались организационные формы активности, которые осуществляются в ДОО.

По мнению Е.П. Ильина к ним относятся: «занятия физической культурой, оздоровительная работа, самостоятельная деятельность и задания, которые дети выполняют дома с семьей» [26, с. 98]. В общем комплексе они обладают специфическими возможностями и эффективно влияют на организм дошкольника.

Ситуация, которая сложилась в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, обусловила острую необходимость усовершенствовать ее, чтобы негативные тенденции были сокращены или полностью нейтрализованы.

Процесс организации физического воспитания с дошкольниками является достаточно сложным процессом, несмотря на то, что педагог в начале организует показательные упражнения, на которых дети должны просто повторять движения. Необходимо отметить, что привычка выполнять действия заданным способом успешно буде создавать предпосылки только в том случае, если данные упражнения повторяются в течении двигательного режима ребенка.

Наряду с традиционными формами, двигательный режим относят к нетрадиционным формам и средствам инновационных педагогических технологий (гимнастика, подвижные игры, включение элементов из спортивных направлений).

Одним из перспективных направлений в совершенствовании физического воспитания дошкольников является спортизация.

В ее основу, по мнению И.С. Барчукова, входит концепция конверсии избранных элементов и технологий спортивной тренировки, которая направлена на «совершенствование содержания и форм организации физического воспитания в ДОО» [13, с. 98].

По мнению автора, работая по концепции тренировочного процесса происходит управление развитием физического потенциала человека, имеющей научное обоснование.

Следовательно, в процессе разработок и внедрения программ, средств, технологий обновляется содержания физкультурно-оздоровительной работы ДОО, при этом не все инновации можно отнести к эффективным и дающие положительные результаты.

Рассмотрим основные направления инновационной деятельности ДОО в области физического воспитания в дошкольный период:

1) Систематизация медицинских, оздоровительных технологий. К ним относят традиционные и инновационные формы воздействия, но к последним относятся скептически, так как не всегда имеется хорошая доказательная база применения.

2) Обоснование дифференцированных двигательных режимов с разными функциональными возможностями, состояние здоровья и ограниченные возможности. В данном направлении инновационные техники применяются при соблюдении условия «индивидуальной оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка» [24, с. 98].

3) Физкультурно-игровая среда выступает в качестве главного условия организации формирования физической культуры и культуры здоровья дошкольников.

4) Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов [42].

Для того, чтобы эффективно внедрить различные виды инновационных технологий педагогические работники должны учитывать различные положения. Сама система развития и совершенствование физического воспитания дошкольников помогает объективизировать действия и физические свойства.

По мере внедрения комплексной методики и дальнейшего педагогического контроля происходит формирование основных двигательных навыков детей на базе имеющихся физических данных, которые количественно характеризуют возрастные особенности и их конфигурацию.

Применение физических упражнений для оптимизации условий воздействия на ребенка являются одним из средств инновационной педагогической направленности и служит базой физического воспитания дошкольников. Важно подчеркнуть, что одним из самых оптимальных направлений по совершенствованию изучаемой проблемы, выступает учет половых (гендерных) особенностей детей в ходе разработки программно-нормативных документов.

Как пишет Т.А. Тарасова в ДОУ наиболее распространенными в работе являются «здоровьесберегающие технологии».

Они распределены по направлениям:

  • Сохранение и стимулирование здоровья.
  • Обучения здоровому образу жизни дошкольников.
  • Коррекционные технологии.
  • Сохранение и стимулирование состояния здоровья: «релаксация, подвижные и спортивные игры, стречинг, динамические паузы, и гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, динамическая, корригирующая, ортопедическая)» [44, с.

87].

По мнению В.А. Шишкиной, в основу внедрения технологии обучения здоровому образу жизни входят такие виды организации деятельности как «коммуникативные игры, физкультурные занятия, игро-терапия, точечный самомассаж» [47, с. 26].

В основу коррекционных технологий входят «арт-терапия, цветотерапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, психогимнастика, фонетическая ритмика» [47, 27]. Как указывает данный автор «точкой отсчета» организации работы является комплексная оценка развития каждого дошкольника (наблюдение, тестирование).

Указанное выше стимулирует формирование основ здорового организма, приобщает к здоровому образу жизни, закладывает основы правильного двигательного воспитания, высокой работоспособности, развивает предпосылки выносливости, скоростно-силовых качеств, совершенствуются ведущие физиологические системы.

Таким образом, рассмотренные основы организации показывают, что ребенку в дошкольном возрасте необходимо проявлять свою двигательную активность, а педагогу повышать детский интерес к различным видам физического воспитания.

Указанные формы работы увеличивают физические показатели, поднимают эмоциональный настрой детей на физическую деятельность, поднимают настроение и развивают самостоятельность.

Как показывает положительный опыт организации физического воспитания в ДОО и проведения занятий с дошкольниками, все из указанных задач решаются через введение инноваций, интегрированных форм работы, увлекательных физических упражнений. Использование здоровьесберегающих технологий в работе дошкольных учреждений поможет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, создаст у педагогов и родителей ценностные ориентации, которые направлены на то, чтобы сохранять и укреплять здоровье детей.

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1. Методы исследования

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Ромашка» №4 р.п. Ардатов Нижегородской области. В исследовании были применены следующие методы:

1) Теоретические методы (сентябрь-ноябрь 2019г.): изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

В начале работы была изучена и проанализирована литература по проблеме исследования. Теоретический анализ и методологические аспекты по рассматриваемой проблеме позволили более чётко определить актуальность темы, уточнить цель, задачи исследования, выбрать адекватные методы исследования, разрабатывалась научная идея исследования.

Изучалась сущность деятельности дошкольных образовательных организаций в физическом воспитании дошкольников, рассмотрены нормативно-правовые основы организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, проведен анализ применения научно-практических подходов и форм организации физического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации.

2) Диагностические методы (декабрь 2019г. – февраль 2020г.): анкетирование, опрос, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент (контрольный, формирующий и констатирующий этапы исследования).

Проведена оценка физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста и проведен опрос воспитателей для выявления проблем и дальнейшего планирования работы по физическому воспитанию дошкольников.

1) Для оценки физической подготовленности детей использованы контрольные упражнения (бег на 10 метров, упражнение на ловкость (обегание предметов), упражнение на равновесие (стояние на одной ноге), прыжки в длину с места и упражнение на силу (метание вдаль)).

2) Для изучения проблем в ДОО и дальнейшего планирования работы по физическому воспитанию дошкольников был проведен опрос (авторская анкета).

3) Методы количественной и качественной оценки полученных результатов (март-май 2020г).

Проводился анализ, обобщение, полученных результатов исследования, разрабатывалась и проводилась программа «Сила спорта!» по организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО, проводились повторные диагностические исследования.

Программа рассчитана на 4 месяца и состоит из 3 этапов (подготовительный, основной и завершающий).

Основная идея программы сохранение и укрепление здоровья, развитие основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости и обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.

2.2. Организация исследования

Целью исследования стало изучение эффективности проекта «Сила спорта», который направлен на организацию условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО.

Исследование проводилось в МБДОУ «Ромашка» №4 р.п. Ардатов Нижегородской области с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в количестве 40 человек, а также воспитателями (12 человек).

Организация исследования проходила в 3 этапа:

1 этап. Изучалась и анализировалась литература по избранной проблеме исследования, подбирались участники программы, средства и методы организации учебно-тренировочного, спортивно-оздоровительного процесса.

На подготовительном этапе была изучена научная, тематическая, методическая литература и материалы из периодических изданий и сети Интернет. На основе подобранного материала подобраны мероприятия в формате культурно-образовательных мероприятий: «Двигательная сказка», «Лесные путешественники», «Солнце, воздух и вода», «Остров Здоровье», «Веселые старты», «Олимпийские надежды».

На данной основе подбирались упражнения, оздоровительные занятия, соревнования, акции для общего проведения мероприятий и компоновалась программа «Сила спорта!» по организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО.

В ходе изучения научной и методической литературы нами отобраны различный диагностический инструментарий с участниками процесса, который направлен на изучение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

2 этап. Для разработки и реализации программы «Сила спорта!» по организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО проводилось педагогическое исследование на изучение уровня и оценке физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, и проведению опроса педагогического состава организации для выявления проблем и дальнейшего планирования работы по физическому воспитанию дошкольников.

1) Для оценки физической подготовленности дошкольников использованы следующие контрольные упражнения:

  • бег на 10 метров,
  • упражнение на ловкость (обегание предметов),
  • упражнение на равновесие (стояние на одной ноге),
  • прыжки в длину с места и упражнение на силу (метание вдаль).

В работе использованы нормативы, предлагаемые «От Рождения до школы» под ред. М.А. Васильевой, программы «Детство», а также учебного пособия Алябьевой Н.В. «Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника».

Уровень физической подготовленности и физиометрических показателей оценивается как средний, если показатели соответствуют нормативам, указанным в таблицах. При более высоких показателях уровень оценивается как высокий, а при более низких – как низкий уровень развития того или иного качества.

2) Для изучения проблем в ДОО и дальнейшего планирования работы по физическому воспитанию дошкольников был проведен опрос (авторская анкета).

3 этап. Проводился анализ, обобщение, полученных результатов исследования и оформление работы.

На основе подобранного материала разработана программа «Сила спорта!». Целью программы стало сохранение и укрепление здоровья детей, построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников педагогического процесса, обеспечивающей оптимальные условия для физического воспитания и их развития.

Программа рассчитана на 4 месяца и состоит из 3 этапов (подготовительный, основной и завершающий).

В нем приняли участие 52 человека, из них 40 человек детей старшего дошкольного возраста, 12 человек воспитателей. Программа является комплексной, в ее основе лежат еженедельные интегрированные музыкальные и физкультурные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

На подготовительном этапе (1 месяц – октябрь 2019г.) планировался и разрабатывался комплекс мероприятий: «Двигательная сказка», «Лесные путешественники», «Солнце, воздух и вода», «Остров Здоровье», «Веселые старты», «Олимпийские надежды».

Содержание программы «Сила спорта» включает оздоровительные, творческие, досуговые мероприятия, приоритетным направлением является воспитание представлений о здоровом образе жизни и положительного отношения к спорту. В программе присутствую как теоретические, так и практические мероприятия, занятия. В центре всех мероприятий ребенок, его интересы, здоровье и безопасность.

На основном этапе (2 месяца – ноябрь – декабрь 2019г.) проведена организация программы через различные виды и формы работы в ДОО «Ромашка». Разрабатывался и внедрялся в образовательный процесс учебно-методического сопровождения следующие воспитательные мероприятия и физкультурно-оздоровительные акций.

1 месяц: проводилась физкультурно-оздоровительной работа, направленная на развитие личностных ресурсов дошкольников, формирование позитивных форм поведения, развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.

2 месяц: проводилась спортивно-массовая работа, которая направлена на формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни.

На завершающем этапе (1 месяц – январь 2020г.) были проведены спортивно-массовые мероприятия, соревнования с детьми дошкольного возраста. По итогам всей программы были подведены итоги, проанализированы педагогические усилия ДОО.

Результатом реализации программы по физическому воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность интереса к занятиям физической культуре и совместным физическим занятиям по укреплению здоровья детей, сформированность потребностей в разных видах двигательной активности и развитию физической подготовленности.

Глава 3. Разработка и практическая реализация программы по организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (на примере МБДОУ «Ромашка» №4 р.п.. Ардатов)

3.1. Разработка программы «Сила спорта!» по организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО (на примере МБДОУ «Ромашка»)

В начале разработки программы была актуализирована проблема, которая заключается в решении задач физического воспитания дошкольников при использовании современных и традиционных методов его формирования. Они помогут активизировать и усовершенствовать функциональные системы детского организма, повысят его работоспособность, выносливость и защитят от неблагоприятных внешних факторов.

Отталкиваясь от этого была разработана программа «Сила спорта!», которая направлена на организацию условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО.

Реализация цели и идеи программы связана с решением следующих задач:

  • развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами;
  • формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Программа направлена на:

1) реализацию принципа «доступности» при обязательном учете возрастных особенностей детей;

2) соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализация принципа систематичности и последовательности;

3) усиление оздоровительного эффекта, который достигается с помощью активного использования освоенных детьми знаний, способов и физических упражнений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельном выполнении физических упражнений.

В ходе реализации программы работа по формированию физической подготовленности дошкольников интегрирована со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Конечным результатом является сформированность интегративных качеств ребенка:

1) Физические качества. Дошкольник хорошо физически развит, умеет использовать основные культурно-гигиенические навыки, проявляет потребность в движении, самостоятельно выполняют физические упражнения и знает элементарные правила ЗОЖ.

2) Общие показатели физического развития (сдача нормативов согласно возрасту).

3) Сформированность основных физических качеств и потребности в двигательной активности. В его действиях выполняются и проявляются двигательные умения и навыки, двигательно-экспрессивные способности и навыки, навыки здорового образа жизни.

Структура программы «Сила спорта!» по организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО представлена на рисунке 1.

 организация исследования 1  организация исследования 2

Программа «Сила спорта»

Программа сила спорта  1

Цель — сохранение и укрепление здоровья, развитие основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости и обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.

Программа сила спорта  2

Задачи программы

  • развитие физических качеств.
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей
  • овладение основными двигательными режимами
  • формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Задачи программы 1 Задачи программы 2

Задачи программы 3 Задачи программы 4Задачи программы 5

Обучение двигательным умениям и навыкам

Развитие физических качеств

Сохранение и укрепление здоровья

Задачи программы 6 Задачи программы 7

Задачи программы 8 Задачи программы 9

Практические формы проведения занятий

Теоретические формы проведения занятий

Рис. 1. Структура программы «Сила спорта!» по организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО

Отличие данной программы от существующих является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за свое здоровье и поведение.

Данная программа имеет вариативный характер взаимодействия. Каждый этап воздействия на дошкольников может дополнятся в ходе работы, например, включатся любимые музыкальные песни детей в процесс игровой деятельности или стандартные упражнения заменить на интересный комплекс аэробных действий.

В структуру программы включены различные виды деятельности дошкольников. Совместно с дыхательными и двигательными заданиями, дети выполняли гимнастические этюды, импровизированные сценки, танцевальные движения с песенным исполнением. Синтезируя и обобщая направления деятельности, дошкольники мотивировались и приобщались к здоровому образу жизни, развивалась физическая подготовка организма.

Таким образом, разработанная программа является комплексной, а в ее основу сходят еженедельные интегрированные спортивные, музыкальные и физкультурные занятия, создается единая совместная деятельность педагога и ребенка, которая сплачивает и создает партнерские отношения.

Направления в работе программы:

1) Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.

  • Совершенствование физических качеств в различных формах двигательной деятельности.
  • Формирование правильной осанки и умения осознанно выполнять движения.
  • Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
  • Совершенствование двигательных умений и навыков.
  • Закрепить умения быстро ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры, преодолевать препятствия.
  • Совершенствование умений прыгать (в длину, в высоту с разбега), правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
  • Принять участие в спортивных играх и упражнениях, с играми, с элементами соревнования, играми-эстафетами.

2) Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

  • Развить самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений.
  • Воспитать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
  • Сформировать умения самостоятельно знакомится с подвижными играми, проявлять инициативу.
  • Приучить помогать взрослым готовить инвентарь и площадку для физических упражнений.
  • Помочь провести 1 раз в месяц физкультурные кратковременные досуги; 2 раза в год — физкультурные праздники.

Во время досугов и праздников, коллективных играх, развлечениях, соревнованиях всегда привлекались к активному участию дошкольники.

Организация двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста представлена в приложении 2.

В течение всего периода реализации программы чередовали разные виды досуга физической направленности: сюжетные, интегрированные, игры-эстафеты, двигательный калейдоскоп и т.д. Они проводились в разных местах пребывания дошкольников: на открытом воздухе, в помещении. Все зависело от времени года и погоды на улице.

В сюжет включались занимательные персонажи из знакомых сказок и детских рассказов, а в конце игровых мероприятий организовывались поощрения: медальки, сладости, наклейки и т.д.

На прогулке большая часть отводилась проведению физических упражнений. Для этого были специально отведены дни и проводились как физкультурные и специальные занятия, в некоторых случаях включались в режимные моменты различные игры, игровые упражнения, где основой служил бег.

Активно включались упражнения с использованием инвентаря: скакалки, мячи; дети привлекались к катанию на качелях, каруселях; включались игры со спортивными элементами: городки, футбол, теннис и др.).

Включались строительные игры и организовывалась работа на клумбах и мини-огороде. Для активизации двигательной деятельности воспитывались навыки самоорганизации, проводилось обучение элементам техники спортивных упражнений и игр с элементами спорта.

По итогам работы можно отметить, что организованные мероприятия и соревнования помогли развить двигательные навыки и представления детей, сформировать интерес к физической культуре, укрепить общее состояние здоровья детей, сформировать потребности в активизации двигательной активности в режимных моментах и развить физическую подготовленность.

3.2. Оценка эффективности практической реализации программы

Для оценки эффективности реализации программы «Сила спорта» проведены контрольных упражнений для определения уровня физического развития детей в сентябре 2019 года были выбраны упражнения на быстроту (бег на 10 метров), на ловкость (обегание предметов), на равновесие (стояние на одной ноге), прыжки в длину с места и упражнение на силу (метание вдаль).

В педагогическом исследовании и диагностики приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста. Детей брали из 2 групп: №35 т №36.

Исследование проводилось 2 раза, до и после проведения программы, а результаты были сравнены и проанализированы в соответствии с «Рекомендациями по организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста» [18].

В ходе исследования были получены следующие результаты, которые отображены на рисунке 2.

 оценка эффективности практической реализации программы 1

Рис. 2. Результаты физического воспитания детей старшего дошкольного возраста до проведения программы

Таким образом, в 35 группе выявлено 30% (6 чел.), которые выполнили все задания, следовательно они готовы по уровню физического развития данного возраста.

50% (10 чел.) условно выполнили, у них были отмечены ошибки в выполнении заданий, показатели выполнения находятся на среднем уровне и у 20% (4 чел.) возникли трудности и показатели выполнения были ниже критерия к данному возрасту, следовательно, они не готовы по уровню физического развития.

В группе №35 выявлены достаточно низкие результаты, но в этой группе 7 человек посещали ДОО достаточно редко по причине заболевания. В данный период дети были ослаблены, а в домашних условиях родители не занимались физическим развитием, а основной комплекс игр носил спокойный, малоподвижный образ.

Для изучения проблем в ДОО и дальнейшего планирования работы по физическому воспитанию дошкольников был проведен опрос (авторская анкета).

В опросе приняло участие 12 человек педагогического состава дошкольной образовательной организации.

Анализ ответов воспитателей по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников показало, что при ответе на вопрос: «Какие условия Вы создаёте для поддержки детской инициативы в двигательной деятельности в течение дня?» — 7 воспитателей (58%) ответили, что создают ситуации для организации самостоятельной двигательной деятельности, выкладывают пособия в центр ФИЗО, поощряют подвижные игры детей и т.д.

5 воспитателей (42%) путают способы поддержки детской инициативы в двигательной деятельности с формами организации совместной двигательной деятельности детей и взрослых.

При ответе на вопрос: «Какие формы, методы используете для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей?» воспитатели указали такие способы: игровые ситуации, этюды, социально-эмоциональные, коммуникативные игры, утреннее приветствие, уголок уединения, ситуации успеха.

Также некоторые воспитатели выделили такие необходимые условия обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей как не авторитарный стиль общения, ориентировка на индивидуальные особенности детей.

Педагоги приобщают детей к здоровому образу жизни, используя следующие способы: физкультурные занятия, досуги, беседы о ЗОЖ, чтение литературы по проблеме, экспериментирование, спортивные игры, самомассаж, викторины и т.д.

С родителями воспитатели организуют следующие формы по вопросу физвоспитания: родительские собрания, информация в уголок родителей, выставки, анкетирование, индивидуальные беседы, спортивные праздники, консультации, дни здоровья.

В своей работе воспитатели используют следующие здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, сказкотерапию, гимнастику после сна, гимнастику для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, упражнения на релаксацию, самомассаж и т.д.

А хотели бы еще использовать: туристические походы, плавание в бассейне, изотерапию, песочную терапию и др. Основные причины, которые мешают использовать те или иные технологии в работе, это – не созданы условия, лень, большая подготовка к некоторым мероприятиям, мало опыта, в ДОУ нет психолога.

Называют следующие принципы организации здоровьесберегающей деятельности: систематичность, последовательность, непрерывность, «не навреди», чередование нагрузки и отдыха, доступность и т.д.

50% педагогов включают в своё самообразование вопросы физического воспитания и организации здоровьесберегающей деятельности. Педагоги хотели бы узнать об использовании здоровьесберегающих технологий в раннем возрасте, о коррекционных технологиях, об организации коммуникативных игр, ритмики. 58% воспитателей ответили, что им все интересно.

У 92% воспитателей налажено взаимодействие с инструктором по ФИЗО, 1 педагог испытывает затруднения при взаимодействии.

Таким образом, на основе выше сказанного были сделаны выводы, что все воспитатели знают принципы организации здоровьесберегающей деятельности, используют те или иные формы организации физкультурной деятельности, но хотели бы включать и дополнительные технологии и формы взаимодействия. Все воспитатели проявляют интерес к данной деятельности. Некоторые педагоги затрудняются назвать способы поддержки детской двигательной инициативы, необходимо им дать рекомендации.

На основе данного исследования была разработана и проедена программа «Сила спорта!». После ее проведения и организации условий формирования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста была проведена повторная диагностика физической подготовленности детей.

В качестве контрольных упражнений были выбраны те же упражнения, что и в начале педагогической работы.

Динамика полученных результатов представлена на рисунке 3 и 4.

 оценка эффективности практической реализации программы 2

Рис. 3. Динамика результатов физического воспитания детей до и после проведения методики работы с детьми в 35 группе

Таким образом, показатели готовности по уровню физического развития детей гораздо выросли. 50% (10 чел.) выполнили все упражнения , они давались им легко, у детей не возникало затруднений, они физически были подготовлены, у некоторых были завышены результаты в сравнении с нормативами их возраста.

У 50% (10 чел.) возникали затруднения, но по показателям они выполнили их условно. Общий показатель физического развития у детей находится в норма, но возникали ситуации, когда тетям не хватало ловкости или они отвлекались и заигрывали с другими детьми, тем самым не концентрировалось на выполнении задания.

Детей, которые не смогли бы выполнить упражнения, не выявлено.

Следовательно, разработанная и проведенная программа дала положительный результат.

 оценка эффективности практической реализации программы 3

Рис. 4. Динамика результатов физического воспитания детей до и после проведения методики работы с детьми 36 группы

Таким образом, показатели готовности по уровню физического развития детей гораздо выросли. 60% (12 чел.) выполнили все упражнения и у 40% (8 чел.) возникали затруднения, но по показателям они выполнили их условно. Детей, которые не смогли бы выполнить упражнения, не выявлено. Следовательно, разработанная и проведенная программа «Сила спорта!» дала положительный результат.

В среднем результаты в группах улучшились: бег до 0.6 секунд, ловкость до 1,5 секунд, равновесие до 10 секунд, прыжки в длину с места до 30 см. и метание вдаль до 60 см.

Было отмечено, что в группе №36 выявляются улучшения детей в физическом развитии, что явилось результатом систематической работы в ходе программы.

Изучение данных о динамике заболеваемости из ДОО показало, что в начале работы заболеваемость детей составляла 12% в изучаемых группах и 26% в среднем по детскому саду. Заболеваемость детей в конце программы снизилась до 9-10%, а в среднем по детскому саду осталась на прежнем уровне.

Следовательно, разработанная программа дает положительный результат, у дошкольников сформировался интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками, укрепилось здоровье детей, сформированность у детей потребности в разных видах двигательной активности и развитию физической подготовленности.

Выводы

1. Анализ специальной литературы по вопросу организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации показал, что учитывая наиболее существенную значимость двигательной активности для развития растущего организма дошкольников, необходимо повысить интерес детей к различным видам спорта, увеличить показатели его развития, поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях и побудить к самостоятельной двигательной деятельности в течении всего дня.

Как показывает положительный опыт организации физического воспитания в ДОО и проведения занятий с дошкольниками, все из указанных задач решаются через введение инноваций, интегрированных форм работы, увлекательных физических упражнений. Использование здоровьесберегающих технологий в работе дошкольных учреждений поможет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, создаст у педагогов и родителей ценностные ориентации, которые направлены на то, чтобы сохранять и укреплять здоровье детей.

2. Программа «Сила спорта!» по организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО ориентирована на развитие скоростных, силовых качеств, гибкости, выносливости, координации, накоплению и обогащению двигательного опыта детей, овладению следующими действиями при беге, ходьбе, прыжках, метании и формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В ходе реализации программы работа по формированию физической подготовленности дошкольников была проведена интеграция со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Ожидаемыми результатами освоения программы являются сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных).

Данная программа отличается программы от существующих тем, что она стимулирует физическое развитие, а также самостоятельность и ответственность за собственное здоровье и поведение.

3. Оценка эффективности реализации программы, построенной на основе организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДОО на базе МБДОУ «Ромашка» №4 р.п. Ардатов Нижегородской области показала, что повысились показатели физической готовности по уровню физического развития детей, многие выполнили все упражнения. Изучение данных о динамике заболеваемости показало, что в конце программы она снизилась до 9-10%.

Программа дает положительный результат, она помогла развить двигательные навыки и представления детей, сформировать интерес к физической культуре, укрепить общее состояние здоровья детей, сформировать потребности в активизации двигательной активности в режимных моментах и развить физическую подготовленность.

Заключение

В ходе работы были изучены теоретические основы организации физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Под физическим воспитанием понимается процесс, протекающий по общим законам деятельности, который помогает обеспечивать четкое формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, оптимизировать физические качества, совокупность которых определяет физическую способность дошкольников.

Несмотря на значительное внимание специалистов к физическому воспитанию дошкольников, аспекты, связанные с организацией специальных условий в дошкольных учреждениях, остаются малоизученным. На основе этого отмечается необходимость организации в дошкольном учреждении правильного физического воспитания, которое за основу возьмет укрепления здоровья и всестороннего развития с самого раннего возраста. По данной причине проблемы в области теории физического воспитания детей являются очень многообразными и значительными.

Рассмотренные основы организации показывают, что ребенку в дошкольном возрасте необходимо проявлять свою двигательную активность, а педагогу повышать детский интерес к различным видам физического воспитания. Формы работы увеличивают физические показатели, поднимают эмоциональный настрой детей на физическую деятельность, поднимают настроение и развивают самостоятельность.

Как показывает положительный опыт организации физического воспитания в ДОО и проведения занятий с дошкольниками, все из указанных задач решаются через введение инноваций, интегрированных форм работы, увлекательных физических упражнений. Использование здоровьесберегающих технологий в работе дошкольных учреждений поможет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, создаст у педагогов и родителей ценностные ориентации, которые направлены на то, чтобы сохранять и укреплять здоровье детей.

На основе теоретического анализа была разработана программа по организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольной Образовательной Организации. Программа «Сила спорта!» ориентирована на развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации, накоплению и обогащению двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье) и формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Программы интегрирована со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оценка эффективности разработанной программы по организации условий физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации показала, что повысились показатели физической готовности по уровню физического развития детей, многие выполнили все упражнения. Изучение данных о динамике заболеваемости показало, что в конце программы она снизилась до 9-10%. Опрос воспитателей показал, что они знают принципы организации здоровьесберегающей деятельности, используют те или иные формы организации физкультурной деятельности, хотели бы включать и дополнительные технологии и формы взаимодействия. Они стали проявлять интерес к данной деятельности.

В ходе исследования было доказано, что разработанная программа дает положительный результат, у дошкольников сформировался интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками, укрепилось здоровье детей, сформированность у детей потребности в разных видах двигательной активности и развитию физической подготовленности. Таким образом, в ходе работы поставленная цель и задачи были решены.

Литература, Нормативно-правовые акты

Детство [Текст]: примерная общеобразовательная программа / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулихт, Н.А. Ноткина в соответствии с ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 207 с.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу 15.09.1990) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 01.03.2020).

Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.02.2020).

От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева в соответствии с ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 236с.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» [Электронный ресурс] // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70364980/ (дата обращения: 01.03.2020).

Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125014/ (дата обращения: 01.03.2020).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564) [Электронный ресурс] // (дата обращения: 01.03.2020).

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 19.12.2016) [Электронный ресурс] // (дата обращения: 20.12.2019).

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция от 27.12.2019 N 514-ФЗ) [Электронный ресурс] // (дата обращения: 20.12.2019).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. от 31.12.2015 N 1576) [Электронный ресурс] // https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=194110 (дата обращения: 20.12.2019).

Асташина М. П. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / М.П. Асташина. — М.: Учитель, 2017. — 112 c.

Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. – Ростов н/Д: Феникс. – 2017. – 146 с.

Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория и практика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров, Н.Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Академия, 2019. — 528 с.

Бродская С.Л.: Возрастная психология в вопросах и ответах / С.Л. Бролская. – М.: КНОРУС. – 2016. – 254 с.

Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / П.П. Буцинская. – М: Новость. – 2018. –175 с.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение. – 2017. – 96 с.

Верховкина М.Е. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / М.Е. Верховкина, А.Н. Атарова. – М.: КАРО, Санкт – Петербург, 2015, — 110с.

Волков Л.В. Физические способности детей и подростков / Л.В. Волов. – Киев: Здоровье, 2017. – 177 с.

Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2018. – №3. – С.117-122.

Виноградова Н.А. Физическое развитие дошкольников. Часть1. Охрана и укрепление здоровья: учебное пособие / Н.А. Виноградова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144 с.

Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОУ / М.С. Горбатова. –Волгоград: Учитель, 2017. — 413с.

Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / Ю.И. Евсеев. — Ростов н/Д.: Феникс, 2017. — 384 с.

Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 23-25.

Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание, 2015. – № 6. – С. 11-17.

Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Е.П. Ильин. — М.: Просвещение, 2017. — 287 с.

Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. — М.: Просвещение, 2018. – 565с.

Кудрявцев В.Т. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление: Монография / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: Институт ДО и СВ РАО. – 2017. – 178с.

Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре / Н.Н. Кожухова, В.И. Козлова. – М.: Педагогика – 2019. –320 с.

Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, В.И. Козлова. – М.: Владос –2016. – 192 с.

Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение. – 2015. – 271 с.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера. – 2015. – 176 с.

Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. 4, «Физкультура и спорт» / П.Ф. Лесгаф. – 2016. – 270 с.

Лысенко Е.М.: Возрастная психология / Е.М. Лысенко. – М.: Владос. – 2016. – 173 с.

Лях В. Развивать координационные способности / В. Лях, Н. Панфилов // Дошкольное воспитание, 2016. – № 7. – с.16-19.

Наливкина Ю.М. Новые методы и приемы организации физического воспитания дошкольников / Ю.М. Наливкина // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.).

— СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 163.

Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Н.А. Ноткина. – СПб: Знание. – 2019. – 157 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование. – 2017. – 413 с.

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – М. Просвещение. – 2018. – 288 с.

Тарасова Т.А. Контроль физ. состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тавасова. – М. ТЦ Сфера, 2019. – 85 с.

Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах / О.П. Солодилова. – М.: ТК Велби; Проспект. – 2015. – 288 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М: Просвещение. – 2015. – 368 с.

Тарасова Т.А. Я и мое здоровье: (программа занятий, упражнения и дидактические игры) / Т.А. Тарасова, Л.С. Власова. – М.: Школьная пресса, 2015, — 79с.

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение. – 2017. – 96с.

Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: пособие для воспитателя подгот к школе группы. 2-е изд., дораб. / А.И. Фомина. – М.: Просвещение. – 2016. – 159 с.

Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2018. – 190 с.

Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. Практикум / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Педагогика – 2017. – 189 с.

Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. – М.: Академия – 2016. – 197 с.

Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Л.И. Баканенкова, Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

Приложение 1, Анкета для воспитателей

Уважаемые педагоги! Для выявления проблем и дальнейшего планирования работы по физическому воспитанию и оздоровлению просим Вас принять участие в нашей анкете.

Группа _________________________________ Возраст детей _________________________

ФИО педагогов _________________________________________________________________________

1.Какие условия Вы создаёте для поддержки детской инициативы в двигательной деятельности в течение дня? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие формы, методы используете для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как приобщаете детей к здоровому образу жизни? __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4.Какую работу с родителями проводите по вопросу физвоспитания? ___________________________________

_____________________________________________________________________________________

6.Какие здоровьесберегающие технологии используете в своей работе? _________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Какие здоровьесберегающие технологии хотели бы использовать в своей работе, что этому мешает?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какие принципы организации здоровьесберегающей деятельности вы считаете самыми главными?________

_____________________________________________________________________________________

9.Включаете ли Вы в своё самообразование вопросы физического воспитания и организации здоровьесберегающей деятельности? -да; -нет.

10.Какую помощь в этом вопросе Вы хотели бы получить? ____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

11.Есть ли на Ваш взгляд взаимодействие между Вами и инструктором по ФИЗО? _______________________

_____________________________________________________________________________________

12. Если нет, каковы на Ваш взгляд причины? _______________________________________________________________________________________________

Благодарим за ответы!

Приложение 2, Организация двигательного режима дошкольников

Форма организации

Старшая дошкольная группа

Организованная деятельность

10 час/нед

Утренняя гимнастика

8-10 минут

Хороводная игра или игра средней подвижности

3-5 мин

Физминутка во время занятия

2-3 мин

Динамическая пауза между занятиями (если нет физо или музо)

5 мин

Подвижная игра на прогулке

15 – 20 мин

Подвижная игра на прогулке

15 – 20 мин

Динамический час на прогулке

25 – 30 мин

Физкультурные занятия

25 – 30 мин

Музыкальные занятия

25 – 30 мин

Гимнастика после дневного сна

5 – 10 мин

Спортивные развлечения

30 мин 1 раз/нед

Спортивные праздники

60-90 мин 2/год

Неделя здоровья

Осень Весна

Подвижные игры во 2 половине дня

15-20 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно