Социально-педагогическая работа в школе

Курсовая работа

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е годы. В 60-е годы появлялись работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т.п.).

На рубеже 70-80-х годов общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.

Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов-специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей рабочих и служащих. Получила, таким образом, признание новая профессия. Вслед за тем принято решение «Об организации социальной службы помощи детям и молодежи».

Вопросу социальной педагогики посвятили свои работы Гуров В.Н. «Опыт организации социально-педагогической работы», Гурьянова М.Н. «Новая профессия в социальной сфере», Вульфов Б.З. «Социальный педагог в системе общественного воспитания»; Березкина В., Бруднев А., Ермоленко Г. посвятили ряд статей социально-педагогической работе в школе.

В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Множество ВУЗов России приступили к подготовке соответствующих. 11 Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. — 1996. — № 11/12. — С.28

На базе образовательных учреждений созданы центры социальной педагогики и социальной работы, которые представляют собой комплексную модель социально-педагогической деятельности. Такие центры есть при многих школах, при учреждениях дополнительного образования и т.д.

13 стр., 6110 слов

Как писать курсовую работу по педагогике

... Получить опыт выступления на публике; Подготовиться к написанию диплома. Если вы напишите курсовую работу по педагогике самостоятельно, то получите много полезных навыков, применимых в будущей профессии. Но ... Как готовиться к защите Чтобы подготовиться к защите своей работы перед комиссией, нужно знать, что любая устная речь должна быть построена по законам ораторского искусства. Правильно ...

Социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), — Учебник. — М.: Российское пед.агентство. — 1996. — № 5. — С.356

Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.

Работа школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей подростка, инициативу в социально-педагогической деятельности.

Однако в социально-педагогической работе с детьми, их семьями немало противоречий, нерешенных проблем. У многих социальных педагогов нет достаточной подготовки. Введение новой должности в штатное расписание образовательных учреждений сдерживается нехваткой ассигнований по фонду заработной платы. Там, где должность введена, для нее используются ставки классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, средства, выделяемые на опытно-экспериментальную работы, получаемые от спонсоров. Неперспективность такого выхода из положения очевидна. Количество ставок социальных педагогов определяется не потребностями и задачами образовательного учреждения, а их возможностями. Потребности в практике и в подготовке специалистов не изучены. Слабо поощряются передовой опыт, старания энтузиастов, плохо пропагандируются их достижения. От практики отстает наука, и возникает опасность, что этот разрыв будет увеличиваться. Поэтому необходима поддержка социально-педагогических исследований. Остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, готовящих кадры социальных педагогов. Такая должность сегодня очень нужна школе. Это и послужило критерием выбора темы для моей курсовой работы.

При написании данной работы использовалась книга следующей группы авторов: Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность» Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов — СПб.: КАРО, 2000. — С. 272.. Данный сборник является первым шагом к созданию серии информационно-методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения.

Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на подростках, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям подростков в различных учреждениях, в том числе и в школе.

Цель моей работы — проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах.

Задачи данной работы следующие:

  • в первой части работы разработать критерии и условия повышения эффективности деятельности школьного социального педагога;
  • выявить содержание и формы деятельности социального работника в школах;
  • изучить воспитательную работу как один из аспектов деятельности школьного социального педагога;
  • рассмотреть опыт совместной работы школы и социальных институтов общества.

Практическая часть работы посвящена диагностике проявления трудного поведения в образовательном учреждении.

9 стр., 4105 слов

Реферат здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога

... Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Применение в работе МДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и ...

Исследование проводилось на базе на базе Старотинчалинской СОШ им. Гумера Гали Буинского района РТ. В исследовании принимали участие ученики 8-го класса.

Глава I. Педагогические основы в социальной работе

1.1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

Не будем говорить о понятии «социальный педагог» в широком смысле, а, в первую очередь, коснёмся деятельности социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а точнее, в школах. Итак, школьный социальный педагог — действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998. 240 с., — с. 151

Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь подростку в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, — стр.14 В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

  • Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
  • Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
  • Влияние на человека.

Процесс влияния на человека — это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим и занимается социальный педагог.

Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога — предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы — интерната или группы продлённого дня?

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

8 стр., 3510 слов

По специальности «Педагог-психолог» Работа педагога-психолога ...

... и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества ... и социального характера приходят в школу психически и физически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной ... процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на ...

Социальный педагог работает в области защиты подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. В различных странах существуют два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является её штатным работником.

Сотрудничая со школой, прикреплённый социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции и т.д. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице. школьный социальный педагог подросток

В Германии социальный педагог введён в штаты школы. Он работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создаёт детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.

Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Социальный педагог изучает интересы подростков, проблемы семейных отношений с различным укладом:

  • Изучает семью;
  • Помогает семьям в кризисных ситуациях;
  • Помогает в оздоровлении среды;
  • Помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды;
  • Защищает интересы школьников;
  • Налаживает контакты.

Должна строиться у школьного социального педагога и работа с семьёй, так как многое подросток выносит именно оттуда. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, стр. 373-375.

Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает подростка девиантного поведения, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать в трудную минуту — дело не легкое. Как же помочь? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру, убедить, что все в жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь подростку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.

Актуальным является наличие у социального педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное — быть добрым.

Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны.

13 стр., 6237 слов

Формы организации социального воспитания подростков в учреждениях ...

... организации социального воспитания подростков в учреждении дополнительного образования; 2. выявить особенности учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков; 3.охарактеризовать формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования. 4.Изучить практику организации социального воспитания подростков в ...

Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.

Кризис образования, недостаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь подростку девиантного поведения выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что такие подростки часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, С.339

1.2 Содержание работы социального педагога

Социальный педагог, независимо от специализации, имеет базовые должностные обязанности, определенные квалификационной характеристикой, которая представляет основу в работе всех социальных педагогов. Главной направленностью деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков. Он формирует убеждение, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Поэтому задача социального педагога — поддержать, обнадежить и стимулировать подростков на развитие их способностей, умений и знаний. Социальный педагог включает их в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы.

Социальный педагог стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого подростка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать. Он создает позицию как товарища и ведущего участника общего дела. Вместе с подростками и впереди них — такова основная заповедь социального педагога.

Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме. Решая эту задачу, социальный педагог содействует становлению и развитию у подростков общей системы интересов и ценностей. Социальный педагог заботится о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей старшего поколения, традиций народной педагогики, культуры. Его социальная активность, умение находить общий язык с подростками разных интересов и увлечений помогает создавать атмосферу внимательной и взаимной заботы. Опираясь на авторитетных людей, он влияет на общественное мнение, формируя у подрастающего поколения чувство ответственности за свою семью, друзей, за преобразование окружающей среды, охрану природы, развитие культурного наследия народа.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов профессионального уровня различного профиля. Он устанавливает контакт с семьей, побуждая ее к совместной деятельности, помогает подросткам использовать личные ресурсы, возможности микросоциума для преодоления трудностей.

12 стр., 5522 слов

Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях ...

... «Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям «. Объект исследования: социально-педагогическая работа с детьми из многодетных семей. Предмет исследования: технология социально педагогической работы с детьми из многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям им.Беланова. ...

Социальный педагог анализирует позитивные и негативные влияния на своих подопечных, вскрывает причины социальных неурядиц. Он выявляет психологические, педагогические, медицинские, социальные и другие проблемы подростков, а также членов их семей и выполняет посредническую функцию во взаимосвязи со специалистами, психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на развитие, оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты и гуманизма. Опираясь на приоритет семьи в социальном формировании и развитии человека, социальный педагог не подменяет семью, а активно вовлекает ее членов, в том числе и в активную социальную деятельность, направляет свои усилия на работу вместе с семьей, тем самым, укрепляя и развивая ее социальные функции.

Социальный педагог содействует организации различного вида социальных услуг семьям: психолого-педагогических, развивающих, оздоровительных, медицинских, реформаторского характера, информационно-справочных,, благотворительных, социально-бытовых, юридических. Социальный педагог организует разнообразные формы поддержки семьи. Организует лекции, консультации по проблемам семейного воспитания, проводит семинары, встречи, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания. Социальный педагог разрабатывает сценарии праздников, значимых для семьи, организует выполнение заказов семей на их проведение. Организуя различные виды деятельности, социальный педагог исходит из потребностей и интересов своих подопечных, их интеллектуальных и культурных возможностей, социокультурных возможностей среды.

Оказывая профессиональную помощь подросткам и их родителям в решении личных и социальных проблем, социальный педагог заботится о том, чтобы социальная помощь носила активный характер, включает в социальную работу самих же подростков и членов их семей. Формы социальной помощи не должны носить характер благотворительной подачки, она реализуется при непосредственном участии подростка. Способствуя своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций в межличностных отношениях, социальный педагог постоянно находится среди людей, разделяя их потребности, интересы, возникающие проблемы. Он постоянно общается с людьми, строит отношения с ними на основе диалога, что помогает ему разбираться в сложной системе взаимоотношений, влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме. Он работает в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика.

Представляя и защищая интересы подростков, например, во взаимоотношениях со школой и различными государственно-общественными структурами, в некоторых случаях с семьей, социальный педагог разворачивает навстречу их интересам и потребностям совокупный потенциал социума, различных учреждений и организаций, интегрирует и устраняет разобщенность, обеспечивает педагогическую целесообразность их деятельности не вообще, а на конкретно-личностном уровне, обращая особое внимание на жизненный уклад, потребности и проблемы тех групп населения, которые оказались социально незащищенными в современных условиях.

9 стр., 4237 слов

Педагогика : Технология работы социального педагога с семьёй

... окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска». 1. Семья как социальный ...

1.3 Основные этапы деятельности социального педагога в школе

Разнообразие проблем в подростковой среде требует от социального педагога конкретных действий в конкретных ситуациях. Можно определить основные этапы практической деятельности социального педагога независимо от специализации:

Первый (подготовительный): введение в курс дела. На данном этапе главные направления работы социального педагога — знакомство с подростками девиантного поведения, подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию, их социумом, факторами среды, установление контактов, социальная диагностика. Он изучает педагогические возможности, а также выявляет уровень социальной активности различных групп подростков, состояние социальной работы с ними. В дальнейшем он создает карту диагностики социума, своеобразную характеристику семей, детей и взрослых, обобщает предложения жителей, их потребности, возможности, определяет адреса сотрудничества, дает краткий анализ состояния работы.

Второй (организационный): сбор и анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд, вживание в среду. На данном этапе социальный педагог уделяет внимание определению приоритетов в создании системы социальной педагогики, организации разнообразной деятельности подростков в микросоциуме. Он определяет выбор форм социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных служб, формирует актив добровольных помощников, организует непосредственную работу с семьей. Он составляет перспективный план социально-педагогической работы, изучает применительно к своим подопечным возможности работы клубов, кружков, и т.д., занимающихся проблемами здоровья, досуга, образования подростков; систематизирует результаты диагностических и социологических исследований; фиксирует наличие проблем и намечает пути их решения; ведет рабочий дневник.

На третьем этапе социальный педагог совершенствует характер своей работы, различные ее компоненты (наблюдение, консультирование, помощь, методы «вмешательства»).

Вместе с педагогическими работниками, психологами изучает и анализирует сложные ситуации.

Администрация школы, в штат которой введена должность социального педагога, совместно с заинтересованными лицами определяет специализацию социального педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума: конкретизирует функции классных руководителей, организатора внеклассной работы, вожатых, воспитателей, психологов, определяет зоны их сотрудничества.

1.4 Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями подростков девиантного поведения

Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность — на школу, семью и улицу и т.д.

Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру, которые выходят за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. Её место действия не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум.

14 стр., 6910 слов

Формы организации работы социального педагога с трудными подростками ...

... деятельностью, направляя воспитательную работу училища, в частности, социального педагога и классного руководителя ... в летний период. Задачи: 1. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений. 2. Изучение нравственно-психологических особенностей правонарушителей. 3. Обобщение опыта работы в ... и в полных неблагополучных семьях. Наиболее пагубное влияние на подростков ...

В центре всех общественных интересов стоит личность. Значит, и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общения этой личности.

Кому под силу пробудить потребности, интеллект, эмоции, волю, духовную сферу личности? Одной семье? Она поглощена бытом, материальными проблемами. Координировать условия разностороннего развития личности — вот главная функция социального педагога и социальной педагогики.

Социальный педагог — это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность — общаться с семьей, «трудиться» на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д.

Традиционно сложены взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. К сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над подростком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то объяснить не всегда положительными традициями школы. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности подростка девиантного поведения во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т.д.

Как ни важны социум и микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество — взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное. Методику такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать ученым и практикам. Но вовсе не кажется парадоксальной мысль, что судьба социального педагога во многом зависит от школы и, наоборот, успех последней прямо связан с умелыми действиями социального педагога. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. — 1992. — № 5/6. -С.45

Современные процессы изменений в школьной деятельности характеризуются усложнением позиционного отношения к ученику. Традиционная для прошлой педагогики схема: Учитель-Ученик постепенно заменяется гораздо более сложной позиционной схемой.

Таким образом, сегодня на одном материале работают, как минимум, четыре позиционных места: учитель, психолог, социальный педагог и социальный работник.

Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.

Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с подростком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности. Учитель — социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность: Сборник научных статей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997 — С.42

4 стр., 1635 слов

Взаимосвязь интернет-зависимости и социальной адаптации подростков

... Андреев Е.С. Особенности представлений о коммуникации у студентов, зависимых от социальных сетей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009 ... работы лежат теоретические концепции: патологической зависимости (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, Ц.П. Короленко и др.); патологического использования компьютера (М. Орзак), а также информационного подхода к профилактике зависимости у подростков ...

Глава II. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога

2.1 Основные функции школьного социального педагога

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его подопечными являются как подростки, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность подростков и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни подростков девиантного поведения, их семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

3. Организаторская организация общественно-ценной деятельности подростков и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с подростками девиантного поведения и их семьями.

6. Охранно-защитная использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая осуществление связи в интересах подростка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением.

самообразование

2.2 Основные методы работы социального педагога в школе

Каковы же основные методы работы социального педагога? Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.

Одним из таких методов является метод убеждения. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней подростка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд и т.д.

Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней подростка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить подростка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить подростка в последствиях его антиобщественного поведения.

С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи» (см. приложения), где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с подростком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают и т.д.

Важно представить, что знают родители о своих детях, чем подросток интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет, здоровье ребенка, его проблемы.

Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.

Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи — отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями.

Кроме помощи подростку социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем подростку.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением подростка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому социальному педагогу удается достичь успеха. Но эту способность можно развить. Начинающему социальному педагогу помогут записи наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя подростками, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных подростков.

Чаще всего школьный социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении подростка в школу.

Поможет составить представление о подростке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния подростка.

При изучении подростка социальный педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, С. 76..

2.3 Права и обязанности школьного социального педагога

При работе с подопечными в обязанности школьного социального педагога входит:

  • обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;
  • изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность подростка, его интересы, потребности;
  • организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества;
  • содействие подопечным в решении личных и социальных проблем;
  • предотвращение правонарушений, реабилитация;
  • представление и защита интересов подростков, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.

Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:

  • представлять и защищать интересы своих подопечных в органах законодательной и исполнительной власти;
  • вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;
  • собирать информацию, связанную с нуждами клиентов;
  • проводить социальные опросы, диагностические обследования;
  • делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем своих подопечных;
  • информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
  • вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;
  • вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;
  • возглавлять общественные, инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, учебы или работы;
  • способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

2.4 Правовая работа социального педагога в школе

Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту подростка девиантного поведения. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над подростками. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.

Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с приемными родителями.

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности несовершеннолетних подростков за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. — М., 1998, — С. 80

2.5 Документы, используемые в работе социального педагога

Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:

1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;

2.Должностная инструкция;

3.Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;

4.Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;

5.График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения;

6.Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;

7.Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;

8.Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;

9.Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

10.Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;

11.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;