Взаимосвязь интернет-зависимости и социальной адаптации подростков

Дипломная работа

— В настоящее время наблюдается феномен появления все новых видов зависимого поведения: уход в виртуальную реальность или интернет-зависимость, пристрастие к пользованию сотовым телефоном (SMS-зависимость), расстройства, связанные с «фанатизмом» вокруг спорта, поп-искусства и шоу-бизнеса. При этом подобные нехимические виды зависимого поведения не включены в МКБ, поскольку в этом случае трудно провести четкую границу между нормой и патологией.

Модернизация современной системы образования, наличие компьютерной техники — одно из самых ярких событий двадцатого века. Компьютер стал незаменимым атрибутом современной жизни.

Данное исследование посвящено проблеме интернет-зависимости. В МКБ-10 данное расстройство не выделяется в самостоятельную рубрику и может быть отнесено в раздел F 63.8 «Другие расстройства привычек и влечений». Технологизация современного общества в последнее время приобрела лавинообразный характер. Практически каждое учебное заведение или организация сегодня оснащены компьютером и компьютерными сетями. В этом бурном развитии компьютерных технологий особую социальную значимость приобретает проблема исследования компьютерной зависимости детей в России. Активное внедрение компьютерных технологий в повседневную жизнь, несомненно, накладывает определенный отпечаток на формирование и развитие личности особенности в подростковом возрасте.

Данные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме взаимосвязи интернет-зависимости и социальной адаптации подростков.

  • определить особенности взаимосвязи интернет-зависимости и социальной адаптации подростков.
  • зависимое поведение и социальная адаптация подростков.

Предмет – взаимосвязь интернет-зависимости и социальной адаптации подростков.

Задачи:

1. Определить понятие и специфику феномена «интернет-зависимость».

2. Охарактеризовать особенности развития в подростковом возрасте.

3. Проанализировать особенности проявления интернет-зависимости у подростков.

4. Проанализировать содержание социальной адаптации у подростков.

5. Спланировать и осуществить эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей взаимосвязи интернет-зависимости и социальной адаптации подростков.

6 стр., 2945 слов

Интернет зависимость и способы борьбы с ней

... них компьютерной зависимости проведено анкетирование совместно с педагогом-психологом среди учащихся четвертого и третьего классов нашей школы. Были разработаны анкеты «Общение с одноклассниками» и «Общение в Интернете». Анкеты ... давно есть в каждом доме и почти каждый подключен к Интернету. Поэтому иногда развивается не просто привычка, а настоящая болезнь, и излечиться от нее становится практически ...

Гипотеза: существует взаимосвязь интернет-зависимости и социальной адаптации подростков, в частности, у лиц с высоким уровнем интернет-зависимости характерным является сниженный уровень адаптации, самопринятия, более низкий уровень эмоционального комфорта, интернальности и стремления к доминированию, а также стремление к проявлению эскапизма.

Теоретическая основа исследования: Теоретико-методологической основой исследования являются положения: деятельностного подхода (A.M. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.В. Зейгарник, Д.Б. Эльконин и др.).

Также в основе работы лежат теоретические концепции: патологической зависимости (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, Ц.П. Короленко и др.); патологического использования компьютера (М. Орзак), а также информационного подхода к профилактике зависимости у подростков (О.И. Арестова).

Выборка и база исследования: в исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте от 14 до 15 лет, мужского и женского пола, являющиеся учащимися 8-х классов МБОУ СОШ №х. г. Н.

Методы исследования:

1. Метод анализа научных источников.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/zavisimost-ot-sotsialnyih-setey-u-podrostkov/

2. Метод практического психолого-педагогического исследования – методы констатирующего эксперимента, опроса, тестирования. В исследовании нами использованы следующие психодиагностические методики:

  • Диагностика киберкоммуникативной зависимости (А.В. Тончева).

  • Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости разработан Л.Н.

Юрьевой и Т.Ю. Больбот.

  • Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда/

3. Методы математической статистики:

  • Описательная статистика.
  • Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Структура исследования соответствует цели и задачам и включает , две основные главы, заключение , список использованной литературы, а также приложения.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/zavisimost-ot-sotsialnyih-setey-u-podrostkov/

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. Издательство Михайлова В.А. СПб, 2008. -428 c.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999. — 208 с.

3. Андреева Д. А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. 1979. Вып. 13. –С. 66

4. Андреева О.С., Андреев Е.С. Особенности представлений о коммуникации у студентов, зависимых от социальных сетей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009 – № 5. С. 138-141.

5. Арестова О.И. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.II. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. — .Ча 4. — С. 14-20.

6. Андреева О.С., Андреев Е.С. Особенности представлений о коммуникации у студентов, зависимых от социальных сетей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009 – № 5. С. 138-141.

4 стр., 1933 слов

Методы исследования в психологии

... рассматривать методы, которыми пользуются в психологии для достижения определенных результатов. Глава 1. Методика §1.1 Методика и методология "Наука - это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не ... участвует в том процессе, в котором он ведет наблюдение за людьми" метод исследование психология тест §2.2 Метод опроса "Опрос представляет собой метод, при использовании которого ...

7. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психологии. 1989. № 1. –С. 92

8. Баранов А.Б. Виртуальная коммуникация в социальной сети: основные понятия и модель взаимодействия // Психология и философия. — 2010. — С. 108-111.

9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. — М.:Просвещение,1995. — 374 c.

10. Бокарев В.А. Виртуальные социальные сети как пространство для удовлетворения потребностей современной молодёжи // Вопросы культурологии. — 2009. — №8. — С. 56-59.

11. Вебер К.С., Пименова А.А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник ТГУ. – 2014. — Т.19, вып.2. — С. 634-635.

12. Влияние через социальные сети / под общей ред. Е.Г. Алексеевой –М.: Фонд «ФОКУС-МЕДИА». – 2010. – 200 с.

13. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 2004. — № 1. — С. 34-38.

14. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете / А.Е. Войскунский Психол. журн, — 1999.-Т. 17,.№ 1.-С. 126-132.

15. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2013. – № 1. С. 67-79.

16. Войскунский А.Е. Киберпсихология и ее современные проблемы / А.Е. Войскунский, Н.В. Богачева Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (IISC-12) : материалы Первой между-нар. конф.: сб. ст. и тез. -М., 2012. — С. 76-81.

17. Войскунский А.Е. Психология и Интернет А.Е. Войскунский. — М.: Акрополь, 2010.-439 с.

18. Войскунский А.Е. Общение и «опыт потока» в групповых ролевых интернет-играх 11сихол. журн. — 2005. — Т. 26, .№ 5. — С. 47-63.

19. Войскунский А.Е. Интернет-зависимость : психологическая природа и динамика развития сост. и ред. А. Е. Войскунский. — М. : Акрополь, 2009. — 279 с.

20. Друзин, В.Н. Педагогическая профилактики игровой компьютерной аддикции подростков: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Н. Друзин. — , 2010. — 254 с.

21. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.

22. Еляков А.Д. Российское общество в информационном измерении // Социологические исследования. 2009. — №7. — С. 85-94.

23. Ефимова Н. Психология общения. Практикум по психологии: учеб пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012. – 192 с.

24. Зайцева Ю.Е. Роль ведения интернет-дневника в становлении индивидуальности / Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2006. — С. 103-116.

25. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М, 1979.

26. Иванов М.С Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции// Вестн. Моск. гос. областного ун-та. Психол. науки. — 2007. -1.1.-С. 80-87.

27. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000. — 357 с.

28. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Творговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. – сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 416 с.

29. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Этнографические обозрения. 2010. № 6. -С. 102-109

30. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 1991. — № 1. — С. 8-10.

31. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофи¬лактики: учеб. пособие / Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

32. Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис, М.: Генезис, 2004 -312 с.

33. Мазниченко, М.А. Педагогические средства комплексной профилактики социальных зависимостей подростков / М.А. Мазниченко // Социальная педагогика. — 2013. — №1. — С.50-65.

34. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. — СПб.: Речь, 2011. — 444 с.

35. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Изд-во: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 633 с.

36. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития Учебное пособие / В.С. Мухина. — М., 2010. — 285 с.

37. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.

38. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.

39. Пронина Н.А. Роль социальных сетей в системе воспитания школьников // Новые технологии – 2011г. — № 1. С. 174-179.

40. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007 — 321 c.

41. Сирота, Н. А. Программа формирования здорового жизненного стиля / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. — М., 2010. — Вып. 5. — 89 с.

42. Смагин, С Аддиктивное поведение / С Смагин // Нева. — 2006. — № 1. — С 15-19.

43. Смирнова Ю.С., Чумакова В.А. Факторы межличностной аттракции в различных видах интернет-коммуникации. // Психологический журнал. – 2012г. – № 3,4. С. 55.

44. Тагинцева Т.Е. Влияние социальных сетей на человека // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014г. – № 10. С. 129-130.

45. Шабшин И.И. О психологических феноменах и особенностях коммуникации посредством Интернета // Московский психотерапевтический журнал. – 2005г. – № 1. С. 16-22.

46. Шапкин С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации// Психол. журн. Т. 17. (1996).

№ 1.

47. Шаталина, М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции [Электронный ресурс] / М.А. Шаталина. — Режим доступа: .

48. Янг, К. С Диагноз — интернет-зависимость / К. С Янг // Мир Интернет. — 2000. — № 2. — С 24-29.

Общий объем:

Год: 2017

Цена : 3000 руб.