Влияние Интернета на социализацию подростков

Объект: ученики 10 класса (приняло участие 12 человек) и 11 класса (приняло участие 12 человек), МОУ СОШ №18 г Орехово-Зуево

Метод исследования: анонимное тестирование. (Приложение 1)

В процессе работы над результатами теста был проведен количественный и качественный анализ, на котором были построены данные диаграммы.

Всего в опросе принимало участие 24 человека.

Тестирование учащихся 10 и 11 классов МОУ СОШ № 18 города Орехово-Зуево показало следующие результаты, которые были отражены в общей таблице и диаграмме:

Таблица №1

Вопросы анкетирования

Результаты опроса (%)

10 класс

11 класс

Да

Нет

Да

Нет

1. Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?

2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

5. Находитесь ли Вы он-лайн больше, чем предполагали?

6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?

7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям чтобы скрыть время пребывания в Сети?

8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

90%

94%

100%

44%

100%

36%

68%

84%

10%

6%

0%

56%

0%

64%

32%

16%

40%

98%

100%

24%

100%

24%

50%

60%

60%

2%

0%

76%

0%

76%

50%

40%

По результатам опроса в таблице №1 мы видим сравнительную характеристику учащихся 10 и 11 классов, которая свидетельствуют о том, что подростки 11 класса ответственнее относятся к использованию Интернет ресурсов. Это говорит о том,что учащиеся 10 класса больше подвержены Интернет – зависимости. Им особенно необходимо уделять внимание со стороны преподавателей и родителей по вопросу профилактики Интернет — зависимости.

Таблица №2

Общая таблица

Интернет не зависимы (количество человек)

Имеются некоторые проблемы (количество человек)

Интернет зависим (количество человек)

2

21

1

Диаграмма результатов опроса

По данным диаграммы на 88% учеников, принявших участие в опросе, Интернет влияет не совсем положительно, в некоторых случаях подростки не могут совладать с собой и отказаться от Интернета, 8% учеников оказались вовсе Интернет не зависимы, 4% учеников оказались Интернет зависимыми, на которых пребывание за компьютером оказывает негативное влияние.

Большая часть учеников, не понимает положительных и, более того, отрицательных влияний Интернета.

Данные, полученные в результате исследования, определили выбор методических рекомендаций для профилактики компьютерной зависимости детей и подростков.

Часто причиной возникновения Интернет зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать подростка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить его от родителей [4; с. 25]

Если подросток страдает Интернет зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к Интернету. Это не только сблизит подростка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, подросток с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается подростком, как отказ родителей понять его Интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка.[5; с.22] При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии, которых достаточно в Интернете. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и подростком.[20;с.57].

Существенным подспорьем здесь может оказаться ведение подростком структурированного дневника о чувствах и мыслях, связанных с посещением определенных сайтов, виртуальном общении, а также совместная разработка графика «дозированного» использования Интернет [1; с.182].

Подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и Интернету, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности[12;с.122]. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.).

Как мы выявили в ходе исследования, для формирования целостной, нормально функционирующей эго-идентичности важную роль играют отношения «Родитель — ребенок». [10; с.320].

Говоря о профилактике Интернет зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры не стали заменой реальности.[16;с.19]. Показать ребёнку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Родителям необходимо:

1. Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за Интернетом.

2. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну сидеть за компьютером не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

3. Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

4. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

5. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

6. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

7. Обращать внимание на игры, в которые играют подростки, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

8. Обсуждайте игры вместе с подростком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к Интернету, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что Интернет не заменит общения.[13;с.16]

В случаях, если невозможно справиться с проблемой самостоятельно, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

Часто бывает так, что за кажущейся Интернет зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка[15;с.512].

Проблема компьютерной зависимости пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать потенциальную опасность!

Из всего сказанного следует вывод о том, что сложный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетании различных методов и средств воспитания. Процесс профилактики включает в себя поэтапную работу учителя, а также родителей с детьми.[7;с.144]. Для того чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательного отбора материала.

Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике Интернет зависимости, для того чтобы оно способствовало формированию личности подростка.

Выводы по второй главе

В настоящее время Интернет представляет собой «мир» параллельный нашему, в котором достаточно много не только полезного для пользователей, но и очень много вредного.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является информационные воздействия, угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Негативная информация Интернет — сети формирует морально-психологическую атмосферу в обществе, питает криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются подростки.

Все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Существуют сайты, несущие в себе разрушение личности ориентированные на негативные стороны общества, посвящённые пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить успеваемость в школе или институте, самообразованность подростка, разносторороннюю развитость, и таким образом его саморазвитие.

Методом анонимного тестирования старшеклассников, было выявлено, что

Интернет влияет не совсем положительно, в некоторых случаях подростки не могут совладать с собой и отказаться от Интернета, некоторые оказались вовсе Интернет не зависимы, 4% учеников оказались Интернет зависимыми, на них пребывание за компьютером оказывает негативное влияние.

Также оказалось, что большая часть учеников, не понимает положительных и, более того, отрицательных влияний Интернета.

Говоря о профилактике Интернет зависимости у подростков, следует обратить внимание на то, что необходимо привлечь подростка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения. Профилактика компьютерной зависимости основывается на сочетании различных методов и средств воспитания. Процесс профилактики включает в себя поэтапную работу учителя, а также родителей.

Заключение

Мы рассмотрели тему влияния Интернета на социализацию подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что влияние существует и оно достаточно существенное. Подростки сильно подвержены влиянию Интернета. Свое свободное, внеурочное время ученики заполняют отрицательными моментами, такими как, например, время провождение на домашнем компьютере в Интернете, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации. Следовательно, подросток организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.