«Влияние среды на развитие личности подростка»

Содержание скрыть

Подростковый возраст – важнейший этап в жизни, во многом определяющий судьбу человека. На протяжении этого возрастного отрезка может быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. На это влияет множество факторов: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, академическая успешность, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов и даже физиологические особенности.

Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с ней, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общение с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции, которые зачастую обусловлены средой.

Подростковый возраст характеризуется особым интересом взрослеющего человека к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание. Ребёнок всё больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет непосредственность: появляется нарочитая независимость, псевдовзрослость и т.п. В общении с родителями может ещё некоторое время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят изменения.

Объект

Предметом

Актуальность работы.

Целью

Определить развитие личности как психолого-педагогическую проблему;, Определить роль среды в формировании личности;, Рассмотреть особенности общения с родителями и его влияние на становление личности подростка;, Изучить особенности общения подростков со сверстниками;, Выявить степень влияния школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка.

Гипотезы исследования:

1) представления о способах поведения в трудных жизненных ситуациях старших подростков связаны с их пониманием самого феномена «трудная ситуация»;

2) представления о способах поведения в трудной жизненной ситуации старших подростков взаимосвязаны с представлением о себе, о своих личностных качествах, особенностях, которые способствуют реализации того или иного варианта поведения в трудной жизненной ситуации.

4 стр., 1921 слов

Стили общения родителей с детьми в семье

... поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей - с другой? 7 2. Стили общения родителей с детьми Общение родителей и детей - важнейшее действие, которое способно сплотить семью ... и чувство долга перед другими людьми. 9 3.Становление личности ребёнка в семье Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на ...

Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения к следующим методам научного исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2. Беседа с преподавателями и учащимися.

3. Анкетирование среди учащихся и учителей.

Научная новизна:

Практическая значимость работы:

Работа структурно представлена двумя главами, выводами по главам, заключением. Список литературы, составляющий библиографию, отражает основные работы, посвященные общим и специальным вопросам избранной темы.

1. Развитие личности как педагогическая проблема

1.1 Развитие личности как одна из главных категорий педагогики и психологии

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания

Развитие каждого человека обеспечивается через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечнососудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: чувств, ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения; а так же более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций) Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все больше признается ядром становления личности человека.

Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.

4 стр., 1952 слов

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

... благоприятный для развития памяти. Память в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Ни до, ... самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается ... Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, ...

Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. Но на самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого за тем влияет на воспитание, изменяя его. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.

Движущая сила развития – борьба противоречий. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникаю на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием.

Отметим, что при таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обуславливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. В процессе обучения противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы.

Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлено течение и результаты данного процесса?

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов — наследственности, среды и воспитания.

1.2 Понятие личности

На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность (“personalit y ”) в английском языке происходит от латинского “persona”.

Большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

Личность — абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяет человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

3 стр., 1261 слов

Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия ...

... производств и урбанизации. Экологические последствия разрушения природной среды необходимо рассматривать как проблему, учитывая, насколько социальные аспекты влияют на современный общественный климат. В ... суживает эколого-физиологические возможности адаптации человека к условиям среды обитания, что является одним из условий, способствующих развитию болезни. Проблема адаптации является одной ...

В повседневном и научном языке очень часто встречаются, наряду с термином “личность”, такие термины, как “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

Человек — понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае употребляется в значении “конкретный человек”.

Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

1.3 Роль среды в развитии личности

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда.

Среда географическая – это определенный территориальный ландшафт со своей географической широтой и долготой, климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, источниками тепла, целебных вод, зон геомагнитной и геопатологенной активности и т.д., экологическими условиями…

Социальная

Домашняя

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда

Педагогическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и с целью формирования духовных основ; в осознанном понимании родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности.

Итак. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контрастов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую — к ближайшему. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья…

16 стр., 7927 слов

Образ жизни человека. Проблема формирования гармоничной личности

... написания данной работы является исследование проблемы формирования гармоничной личности на основе анализа учебной и периодической литературы. Задачи: анализ истории развития понятия гармоничной личности; анализ различных подходов к проблеме формирования гармоничной личности; рассмотрение процесса формирование гармонично развитой личности как цели ...

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно происходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет условия, в том числе и материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье.

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая

Педагог, не учитывающий влияние среды, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности – тем самым неизбежно отказывается от воспитания.

Итак, воспитание – это организованная педагогом среда, выступающая фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры.

Следовательно, профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности – как сказали, организовать жизнь ребенка, как постоянное хождение к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни.

2. Проблемы современной социализации личности, Социализация, Социализация охватывает все процессы приобщения к культур, Для формирования личности определяющее значение, имеет

2.1 Социологическое исследование «Влияние школы на социализацию учащихся», Тип выборки

метод социологического исследования

разработке инструментария

Обработка анкеты

Данное исследование проводилось осенью 2013 г. Выборочная совокупность составила — 132 респондента; из них в анкетировании принимало участие 80 девушек и 52 юношей в возрастной категории 14 лет — 42, 15 лет — 44, 16 лет — 19, 17-18 – 27 ученика.

Учащимся был предложен блок вопросов, который позволил выяснить, степень их удовлетворенности школьной атмосферой:

удовлетворенны ли вы тем, что учитесь в данной школе?»

« удовлетворенные ли вы…..?»

  • отношениями с классным руководителем: удовлетворительные — 73%; не удовлетворительные – 4%; мне тяжело ответить – 23%;

  • отношениями с учителями: удовлетворительные — 57%; неудовлетворительные — 14%; мне тяжело ответить – 29%;

  • программой обучения: удовлетворены- 52%; не удовлетворены — 20%; мне тяжело ответить – 28%;

    16 стр., 7758 слов

    Стареющая личность и образ жизни

    ... образе жизни. Настоящая работа посвящена процессу старения, старости и влиянию на нее образа жизни. В первой главе курсовой работы мы ... комплекса социально-экономических, медико-биологических и психологических проблем, возникающих в процессе старения. Эти проблемы в той или иной ... вопросы как физического, так и психологического здоровья. 1.Стареющая личность и образ жизни 1.1 Что значит стареть? ...

  • качеством преподавания: удовлетворены — 65%; не удовлетворены — 10%; мне тяжело ответить – 25%;

  • объективностью оценки знаний: удовлетворены — 47%; не удовлетворены — 13%; мне тяжело ответить – 40%;

  • организацией работы школы: удовлетворены — 63%; не удовлетворены — 14%; мне тяжело ответить – 23%;

  • отношениями в классе: удовлетворены — 62%; не удовлетворены — 15%; мне тяжело ответить – 23%;

  • собственным отношением к обучению: удовлетворены — 50%; не удовлетворены — 27%; мне тяжело ответить – 23%.

Дальше мы попробовали выяснить у подростков, какие аспекты школьного жизни им нравятся более всего:

  • школьные мероприятия (выступления, дискотеки) – 64% ученикам;

  • преподавание предметов – 32% ученикам;

  • выполнение общественных доверенностей — 20% ученикам;

  • работа школьной библиотеки и факультативные занятия – 14% ученикам;

  • работа кружков, секций — 13% ученикам;

  • участие в олимпиадах и разных конкурсах — 12% ученикам;

  • работа школьного парламента – 11% ученикам;

  • классные часы — 4% ученикам.

«Что вам не нравится в жизни вашей школы и что необходимо изменить, улучшить».

«Желали бы вы изменить школу или класс?»

Итак, мы видим, что по результатам опроса, основная масса старших подростков довольно положительно относятся к обучению в условиях специализации, их устраивает коллектив учителей и одноклассников, выбор специализации, а также организация работы школы, как в урочное так и внеурочное время.

В ходе исследования, мы попробовали выяснить, насколько часто у учеников возникают конфликтные ситуации в коллективе класса, с учителями и родителями. А также попробовали узнать о причинах конфликтных ситуаций.

«Насколько часто у вас возникают конфликтные ситуации?»

  • с учителями конфликты: часто — 20%, редко — 60% и не возникают — 20%;
  • с родителями конфликты: часто — 25%, редко — 55% и не возникают — 20%;
  • с одноклассниками конфликты: часто — 14%, редко — 54% и не возникают — 32%.

«Насколько часто и по каким причинам в вашем классе возникают конфликты?»

14 стр., 6943 слов

Межличностные отношения в коллективе подростков

... межличностных отношений подростков должна стать одной из актуальнейших тем в современной психологии. Объектом нашего исследования являются межличностные отношения в целом, а предметом, подробно рассматриваемом в контексте объекта – межличностные отношения в коллективе подростков. Цель данного исследования – установить факторы, влияющие на ...

  • неэтичность учеников:

неэтичность учителя: часто — 9%, редко — 46% и не возникают — 45%;

несправедливая оценка знаний: часто — 30%, редко — 56% и не возникают — 14%;

нежелание учиться: часто — 39%, редко — 44% и не возникают — 17%;

расхождение взглядов с учителями: часто — 37%, редко — 45% и не возникают — 18%;

Можно сделать вывод, что конфликтные и проблемные ситуации внутри ученического коллектива возникают реже, чем между учителями и учениками и учениками и родителями.

«Какими профессиональными качествами должен владеть учитель?»

Социально-психологическим феноменом старшего школьного возраста можно считать выбор личностных ценностей и индивидуальной линии поведения.

«Что для вас является важнейшей ценностью в жизни?»

Проблемы, которые более всего беспокоят учеников, распределились таким образом: образование после школы – 60 %; профессиональная перспектива – 49 %; материальный достаток – 42 %; личная жизнь – 41%; здоровье – 40%; поиск смысла жизни – 21%; отсутствие взаимопонимания с родителями – 16 %; трудности в личной жизни – 15 %; снижение жизненного уровня – 10 %.

Поддержкой в жизни для подростков являются: родители — 81 %, друзья — 62%, увлечение — 30%, домашние животные – 14 %, искусство — 12 %, природа — 8 %, религия – 2 %.

«Которые из перечисленных факторов влияют на формирование вашего мировоззрения?»

2.2 Анкетирование старших подростков «Мои трудные ситуации»

Цель: выяснить какие ситуации в понимании старших подростков трудные.

В работе принимали участие: 129 учащихся 8-х классов и 162 ученика 9 – классов.

«Какие жизненные ситуации для вас являются трудными».

Проблемы в школе, Проблемы в семье, Проблемы личности, Результаты анкетирования учащихся 9-х классов:, Проблемы в школе, Проблемы в семье, Проблемы личности

Для всех респондентов главными сферами жизнедеятельности являются личная жизнь, семья и школа. Основная часть проблем связана с системой коммуникации личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/nauchno/vliyanie-shkolyi-na-formirovanie-lichnosti/

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии. — М.: Мысль, 1991.

2. Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников.- М.: Фолиум, 1993.

3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психол. журнал, 1994. № 1. — С. 3-18.

4. Белорукова Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи. // Дисс. . канд. психол. наук. Кострома, 2005.

19 стр., 9248 слов

Психология личности

... роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, ... жизненными проблемами. Возможность оказывать реальную психологическую помощь людям, в том числе в сложных, кризисных ситуациях, видеть непосредственные результаты своей работы в психотерапии, консультировании, в ...

5. Бодалев A.A. О человеке в экстремальной ситуации. Эмоциональная и интеллектуальная составляющая отношения в выборе поведения.// Мир психологии. М., 2002.

6. Бодалев A.A., Рудкевич JI.A. Как становятся великими или выдающимися? -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 287 с.

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) — М.: Изд-во Московского университета, 1984.

8. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына, Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004.

9. Вульфов Б.З., Хрипкова А.Г. Подросток.- М.: Педагогика, 1982.

10.Дикая Л.Г., Махнач A.B. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования. // Психол. журнал, 1996. Т. 17. — № 3. — С. 137-148.

11.Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет. (Кросс-культурное сравнение: Потсдам Санкт-Петербург).

Коллективная монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2000. Потсдамский университет. Институт психологии, 2000.

12.Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989. — 254 с.

13.Крюкова Т.Д. Психология совладающего поведения // Монография. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова — Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2004.

14.Крюкова Т.Д. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол. журнал, 2005. -Т. 26.-№2.-С. 5-15.

15.Крюкова Т.Д. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы.- Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некрасова, 2007.

16.Крюкова Т.Д. Человек как субъект совладающего поведения // Психол. журнал, 2008. Т. 29. — № 2. — С. 88-95.

17.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека// Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТУ Сфера, 2002.

18.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс.- Л.: Медицина, 1970.

19.Левченко В.О.

20.Либина A.B. Совпадающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации.- М.: Эксмо, 2008. — 400 с.

21.Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Новейший справочник.- М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003. — 928 с.

22.Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными проблемными ситуациями.- М.: Смысл, 2002.

23.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции.- М.: Наука, 2001.

24.Москвитина О.А. Представления младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях. // Дисс. . канд. психол. наук. Рязань, 2004.

25.Муздыбаев К. Дилеммы распределения ресурсов. // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 1992. Сер.6. Вып. 1. — С. 62-69.

26.Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями.// Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. -Т.1. -Вып. 2.-С. 3-14.

27.Нартова-Бочавер C.K. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности. // Психол. журнал, 1997. -№ 5. С. 20-30.

30 стр., 14963 слов

«Особенности совладающего поведения»

... темы курсовой работы, цели, задачи, объект, предмет, методы, методики, гипотеза исследования. В первой главе раскрывается сущность понятия «совладающее поведение», рассматривается совладающее поведение ... урегулирование социальных взаимодействий [ Laux , 1991]. В отечественной психологии термин «совладающее поведение» стал употребляться в 1990 – е годы, хотя сопряженные ... к стрессам. В зарубежной психол

28.Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей.-СПб.: Речь, 2006. — 352 с.

29.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: “Питер”, 2000. – 560 с.

30.Психология подростка. Учебник Текст. // Под ред. член-кор. РАО A.A. Реана. СПб.: «Прайм-Евро-знак», 2003.

31.Сирота H.A., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма Учебное пособие для студ. высш. уч. завед.-М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 176 с.

32.Стрельцова И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них // Дисс. канд. псих. наук. М., 2003.

33.Тумакова E.H. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей //Дисс. .кан. псих. наук. — Саратов, 2003.

34.Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии, 1987, № 1.-С. 27-34.

35.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. // Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

36.Ханнафорд К. Мудрое движение: Мы учимся не только головой.-Арлингтон, Вирджиния: 1999.

37.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. Учебное пособие для студентов учебных заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2002.

38.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.- СПб.: Питер, 1999.