«Социальная психология» СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКИХ

Семья как ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род.

Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

В настоящее время, снижается число браков, рождаемость, увеличивается детская смертность, патология новорожденных, разводы.

Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной в экономическую и психологическую плоскость.

Треть всех браков оказывается нежизнеспособной, особенно среди молодых семей в первые годы брака.

Такое положение требует в первую очередь целенаправленной коррекционной работы по предупреждению разводов.

Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости.

Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Этим и определяется актуальность нашей курсовой работы.

Объект исследования – семья, как малая группа.

Предмет исследования – социально-психологические проблемы супружеских отношений в семье.

Цель исследования – изучить социально-психологические проблемы супружеских отношений в семье, как малой группе.

Задачи исследования:

  • дать общее представление о семье, как малой группе, ее структуре, типах и видах;
  • изучить функции семьи и их взаимосвязь;
  • провести теоретический анализ общепсихологического подхода к изучению супружеских отношений;
  • проанализировать формирование супружеской пары, структуру супружеских отношений;
  • выявить социально-психологические проблемы в семье;
  • рассмотреть проблемы супружеских отношений в семье и их решение.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1 Исследование семьи как малой группы

1.1 Структура, типы и виды семей

Семья одновременно является и социально-психологической общностью – малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальным институтом – исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физиологическом и духовном воспроизводстве населения [8].

2 стр., 923 слов

Этические проблемы организации социально-психологического исследования

... социально-психологического исследования. Цель работы – рассмотреть этические проблемы социально-психологического исследования, которые являются важным направлением в современной психологии. Этим обусловлена актуальность настоящей работы. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть этические проблемы в ...

Говоря о семье как о малой социальной группе, необходимо, прежде всего, задаться о ее количественном составе (структуре), лежащем в основе подавляющего большинства типологий семьи. По количеству брачных партнеров различают моногамную семью (один муж и одна жена) и полигамную. Последняя имеет два варианта: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство).

Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что полигамные формы семьи исторически предшествовали ее современному типу, причем существовала значительная историко-культурная, этническая, религиозная их специфика. Моногамная семья – образование, возникшее сравнительно недавно.

Ее развитие, как убедительно было показано Ф. Энгельсом, тесно связано с установлением институтов частной собственности и государства. В связи со значительным увеличением разводов и повторных браков в индустриально развитых странах все чаще говорят о последовательной моногамии, означающей, что в каждый данный момент времени мужчина (женщина) состоит в браке с одним партнером, однако в течении жизни таких брачных союзов у него (нее) насчитывается более одного.

По количеству поколений, представленных в семье, выделяют:

  • сложную (расширенную) семью, в которой проживают под одной крышей и ведут хозяйство представители нескольких (по меньшей мере трех) поколений – прародители, родители, дети. В большинстве регионов России этот тип семьи принадлежит прошлому, когда его существование не в последнюю очередь определялось преимущественно сельским образом жизни и экономической необходимостью;

— – простую (нуклеарную) семью, члены которой являются представителями только двух поколений (родители и дети).

Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим, хотя некоторые авторы говорят о «ренессансе» расширенной семьи в ее специфической социальнопсихологической модификации, когда поддерживаются интенсивные межличностные контакты (например, по телефону или при совместном проведении досуга, праздновании определенных семейных дат), но проживание различных поколений остается раздельным.

Обычно, говоря о нуклеарной семье, имеют в виду полную нуклеарную семью, где есть оба родителя и дети.

Но нуклеарной также является и неполная семья, в которой отсутствует один из родителей, чаще отец. В свою очередь, неполную семью разделяют на собственно неполную (возникшую вследствие развода или вдовства) и материнскую, предполагающую внебрачное рождение и воспитание детей.

Здесь следует упомянуть и о специфическом типе семьи, получившей название бинуклеарная, когда после развода оба супруга создают новые семьи, в результате чего у ребенка оказывается как бы четыре родителя (по два родных и неродных), между которыми поддерживаются отношения, и ребенок периодически живет с теми и с другими. Иногда обе семьи совместно проводят досуг. Увеличение круга ближайших родственников ребенка, в том числе сиблингов (братьев и сестер), по мнению некоторых авторов, может благоприятно оказаться на социализации личности [21].

5 стр., 2412 слов

Семья и брак в современном обществе

... полигамного брака является полигиния (многоженство), преобладающая в странах Востока [5]. 3. Основные типы современной семьи Преобладающей формой семьи является нуклеарная (супружеская) семья. Ее основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями, и их ...

Во многих исследованиях семьи в зависимости от степени удовлетворенности супругов браком выстраивается континуум, на полюсах которого находились семьи, в которых оба супруга в значительной мере удовлетворены свои браком, на другом – оба им неудовлетворенны им, но сохраняют его или собираются разводиться, с различными промежуточными вариантами. Педагогическая типология семей основана на признаке благополучия, в основе которого лежит выполнение ими воспитательной функции.

Распространенными индикаторами соответствующего неблагополучия чаще всего выступают: постановка ребенка на учет в детской комнате милиции, неуспеваемость в школе и т.п.

С точки зрения соответствия брачно-семейных отношений общественным нормам выделяются следующие семьи:

  • патриархальная (традиционная), отношения в которой ориентированы на образцы, доминировавшие в прошлом: муж (отец – «кормилец») материально обеспечивает семью, представляет ее в обществе, принимает основные решения, касающиеся членов семьи, жена не работает (или престиж ее работы, заработок заметно ниже, чем у мужа), занимается воспитанием детей, ведет домашнее хозяйство. Мнение детей учитывается мало или имеет подчиненное значение;
  • современная (эгалитарная), где нормы любви, эмоциональной близости, взаимоуважения распространяются на всех членов семьи.

В качестве подтипов современной семьи выделяют:

  • коллективистскую (или в терминологии западных авторов «двухкарьерную»), в которой одинаково важна профессиональная и общественная деятельность обоих супругов. Супруги гибко (или при активном участии мужа) распределяют семейные обязанности, совместно проводят досуг, коллективно принимают решения и т.п.;

— – индивидуалистскую семью, в которой внесемейная деятельность двоих супругов важнее, чем семейная, домашняя работа сведена к минимуму, а при обсуждении важнейших решений возможны серьезные конфликты, если задеты чьи-либо индивидуальные интересы. С точки зрения права семьи могут быть разбиты на две большие группы: в первой отношения между супругами признаны обществом (между ними заключен брак), во второй этого нет (добрачные союзы молодых людей).

И наконец, завершая рассмотрение типологии семей, нельзя не упомянуть о так называемых альтернативных стилях жизни, к которым относят:

  • гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские).

    При этом не исключается возможность воспитания или даже рождения детей;

  • открытый брак, отношения в котором строятся на основе гуманистических принципов, предполагающих, в частности, что человек в течение жизни меняется, испытывая внутренний рост.

Стремление к самоактуализации каждого из супругов подразумевает, помимо прочего и личную жизнь каждого из них, в том числе глубокие значимые отношения (не исключая сексуальные) с другими людьми;

  • свининг – колеблющийся брак, когда достаточно традиционные в остальных отношениях супружеские пары временно обмениваются сексуальными партнерами;
  • групповой брак – супружеские отношения трех или более лиц, между которыми могут быть парные (в том числе гомосексуальные) или неупорядоченные сексуальные связи;
  • двухшаговый брак, предполагающий заключение между супругами специфического брачного контракта, оговаривающего их права и обязанности на различных этапах семейной жизни.

Важнейшими характеристиками ее первой фазы («первого шага») является отсутствие детей возможность через заранее заданное время прекращения отношений без процедуры развода [11].

6 стр., 2844 слов

Структура, функции и типология современной семьи

... в целом. Семья выполняет разнообразные важные соц. функции: 1. репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население; 2. социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества; 3. содержание детей и престарелых членов. Функции второго плана: ...

Резюмируя все вышеизложенное, можем отметить, что существуют и некоторые другие описания (имеющие различную религиозную окраску) моногамной семьи, остающейся в пределах различного рода культовых вариаций внутрисемейных отношений и их правового регулирования.

1.2 Функции семьи и их взаимосвязь

Для отечественной науки традиционной является проблема функций семьи. Сущность семьи отражается в ее функциях.

Классификация функций:

  • репродуктивная;
  • воспитательная;
  • хозяйственно-бытовая;
  • экономическая;
  • сфера первичного социального контроля;
  • сфера духовного общения;
  • социально-статусная;
  • досуговая;
  • эмоциональная;
  • сексуальная;
  • коммуникативная.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода.

Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения [3].

Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность.

Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия [13].

Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга.

Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

Хозяйственно-бытовая функция состоит в поддержании физического здоровья членов общества, уход за детьми, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду, привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарногигиенической культуры.

Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

7 стр., 3321 слов

Социология семьи

... и ролей, социально-институциональных отношений. 1. Понятие семьи в социологии Наиболее популярное в советской социологии определение семьи принадлежит А. Харчеву: "Семья - это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая ...

Постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей.

Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью.

Особый и весьма важный компонент – специфика самого процесса семейного воспитания.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработка системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Функция сексуального регулирования. Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей [22].

Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной.

Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей.

Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи – служащими подготовкой к браку. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи.

Таким образом, анализ типов и функций семьи позволяет говорить о ней как о социально-психологическом явлении.

2 2 Основные понятия супружеских отношений в отечественной

и и зарубежной психологии

5 стр., 2267 слов

Психологическое консультирование семьи с тяжелобольным человеком

... включенным в семейную систему, приспособиться к болезни и продолжать функционировать как член семьи. Оказание психологической помощи семье с “проблемным” ребенком В ... нужно вести себя с таким больным. 2. Поддержка, заключающаяся в том, что психолог старается выслушать и понять ... них есть больной человек, и всячески это скрывают: Образуется своеобразный замкнутый круг: наличие в семье больного делает ее ...

2.1 Анализ общепсихологического подхода к изучению

супружеских отношений

Проблема становления, устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других.

Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы.

Следует отметить, что поддержка, забота о семье является важнейшим направлением социальной политики Российской Федерации. Актуализация проблем семьи приводит к разработке и внедрению комплексных программ, направленных на социальную, психологическую, медицинскую поддержку семей.

Одна из проблем при разработке таких программ возникает в связи с отсутствием единой психологической концепции, единого теоретического подхода к семье и происходящих в ней процессов, механизмов, обеспечивающих ее стабильность и устойчивость [1].

Теоретический анализ психологических научных работ, посвященных супружеским отношениям и семье, дает возможность выделить два направления, позволяющих подойти к пониманию семьи как психологического феномена и механизмов ее функционирования.

В рамках одного из направлений семья изучается как малая группа. Практически все исследования данного направления относятся к социальной психологии. В работах исследователей, рассматривающих семью как малую группу, достаточно четко прослеживается тенденция к расширению понимания семьи и происходящих в ней процессов, определению особенностей, отличающих семью от других малых групп.

Другое направление дает нам возможность изучать семью как систему. Большая часть исследований семьи как системы отмечается в различных моделях психотерапии.

При этом существуют исследования семьи как системы и в рамках социальной психологии.

Наиболее распространенным направлением в психотерапии, рассматривающим семью как систему, является семейная системная психотерапия, или «семейный системный подход». Системный семейный подход, основываясь на общей теории систем, заимствует из данной теории два основных положения:

  • целое больше, чем сумма его частей;
  • все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.

Открытые системы имеют информационные каналы с внешним миром, а также каналы взаимодействия между членами семьи, что позволяет семье быть динамичной и перестраиваться в соответствии с происходящими внутри или воздействующими на нее извне процессами. Подобная открытость, подвижность семейной системы способствуют личностному росту каждого члена семьи [25].

Закрытая система представляет собой, с позиции, семью, изолированную от внешних воздействий, в которой жестко зафиксированы все семейные роли и жестко определены способы реагирования на внутренние и внешние изменения.

Обозначенные выше понятия, как и семейная системная психотерапия в целом, позволяют сосредоточить свое внимание на особенностях взаимодействия членов семьи, а также выделить особенности взаимодействия семьи с внешним для нее миром.

6 стр., 2597 слов

Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин

... проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства. Предотвращаются и разрешаются социальные конфликты. Глава 3. Политология в системе социально-гуманитарных ... лишь частной и прикладной политологии. Необходимо четко разграничить понимание политологии в широком смысле слова как всей системы научного знания о политике и ...

Следует отметить, что семья – это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной жизненной позицией и мировоззрением.

Следовательно, семью необходимо рассматривать как систему, функционирование которой будет зависеть от людей, ее составляющих.

Здесь возникают определенные методологические сложности.

В контексте культурно-исторической психологии на семью могут быть распространены идеи С.Л. Выготского о «совмещенных психологических системах», т.е. не только мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование, но муж и жена, а также муж, жена и дети [7].

Взгляд на супружеские отношения как совмещенную психологическую систему, где в результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессах персонализации и персонификации, позволяет выделить их в качестве предмета общепсихологического исследования.

Становление жизненного мира человека на протяжении всей жизни предполагает наличие другого. На ранних этапах онтогенеза роль другого выполняет близкий взрослый, который образует с ребенком единую психологическую систему, где взрослый и ребенок образуют своеобразное единство: первоначально беспомощный ребенок за счет ухаживающего взрослого включается в социальную ситуацию, контакт ребенка с действительностью «оказывается целиком и полностью социально опосредованным». При этом на последующих этапах онтогенеза, когда личность функционирует самостоятельно и автономно, значимость другого все также сохраняется, меняя при этом свое значение. Еще Л.С. Выготский писал, что «через других мы становимся сами собой», а также «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других». Тем самым подчеркивается роль другого в культурном становлении человека.

Два суверенных человека, выступая как партнеры, осуществляют взаимодействие, равноправный диалог. Роль этого взаимодействия, диалога – формирование общности, некого единства, которое имеет основную функцию – развивающую. Только общающиеся имеют возможность установить тесные связи друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность, т. е. превратиться «из двух разрозненных «Я» в единое «Мы», сохраняя при этом свое индивидуальное своеобразие, свою уникальность.

Теоретический анализ позволил нам в качестве системообразующего фактора семейной системы выделить согласованность ценностей супругов, которая приводит к становлению в процессе супружеских отношений единой системы семейных ценностей.

Дальнейшее усложнение системной организации совмещенного слоя бытия супругов происходит в процессе взаимодействия, который характеризуется двумя основными взаимосвязанными, но противоположно направленными механизмами:

  • персонализацией как процессом трансляции, передачи ценностносмысловых характеристик того, что составляет пространство собственного жизненного мира;
  • персонификацией как процессом порождения личностных ценностей за счет проникновения к смыслам и ценностям другого человека в собственный образ мира.

Процессы персонализации и персонификации как механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, идущие между супругами, обеспечивают расширение совместного, совмещенного пространства, создавая возможность для упрочнения общности супругов.

76 стр., 37773 слов

Социально-психологические проблемы семьи как малой группы. Детско-родительские ...

... Е.О. Смирнова и др. Целью курсовой работы является - изучить социально-психологические проблемы семьи уделяя особое внимание влиянию детско-родительских отношений на формирование готовности к школе. ... семье, как о малой социальной группе общества, необходимо отметить, что семья является важнейшей формой организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях ...

В результате персонализация выступает в качестве показателя степени открытости супругов, в силу чего семья оказывается открытой не только в социальный мир, но и в мир культуры, открытый партнером, что обеспечивает семье потенциал саморазвития как самоорганизующейся системе.

Принимая во внимание, что семья – это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная постоянно трасцендирующими подсистемами (на первом этапе супругами, а позже и детьми), успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов.

Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования.

Здесь возникает еще один вопрос об устойчивости семьи как системы. Предлагаемое в классической психологии понимание устойчивости как факта сохранности семьи или как успешного функционирования семьи не позволяет согласиться с позицией выдвинутых ранее принципов самоорганизации семьи как системы.

Новое понимание устойчивости семьи как системы можно отметить в психотерапевтической научной литературе.

Таким образом, различные теоретические модели психотерапевтической помощи семье выдвигают свои цели психотерапевтических воздействий. Цели психотерапевтических воздействий фиксируют направления и характер тех изменений, которые позволяют перейти семье на новый уровень функционирования.

2.1 Формирование супружеской пары, структура

супружеских отношений

В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза) [24].

Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.

При исследовании супружеской пары (брачного союза), необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера – на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы.

Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов [4].

11 стр., 5433 слов

Семья как объект социально-педагогической деятельности

... Мацковский и др.). Тема исследования - семья как объект социально-педагогической деятельности. Объектом исследования является семья как социальный институт. Предметом исследования является социально-педагогическая деятельность по поддержке семьи. Цель - выявить формы социально-педагогической работы с семьей, методы и средства. Исходя из цели ...

Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера объединяются в основном двумя идеями.

Во-первых, почти все они базируются на принципе социальнокультурной гомогамии.

Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий).

Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительном этапе остаются лишь те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супружеские партнеры.

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

  • место и ситуация знакомства молодых людей;
  • первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
  • социально-демографические характеристики вступающих в брак;
  • продолжительность периода ухаживания;
  • инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;
  • время обдумывания брачного предложения;
  • ситуация оформления брака;
  • возраст будущей пары;
  • родители и отношение последних к браку своих детей;
  • динамические и характерологические особенности супругов;
  • отношение в семье с братьями и сестрами.

Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении, взаимное положительное первое впечатление, период ухаживания от одного до полутора лет, инициатива брачного предложения со стороны мужчины, принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель), сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

В современной психологии существуют модели любви, которые условно разделены на «пессимистические» и «оптимистические» [15].

Теоретики пессимистичного направления подчеркивают момент зависимости влюбленного от объекта его любви и связь любви с отрицательными переживаниями, прежде всего со страхом любви. Любовь, согласно авторам «пессимистических» моделей, делает человека тревожным и зависимым, мешает его личностному развитию. Один партнер как бы «растворяется» в другом, теряя свою индивидуальность. В такой паре не происходит замены «я» на «мы». В предельных случаях любовь может быть симптомом личностной патологии.

«Оптимистические» модели любви связаны с концепцией А. Маслоу и других представителей гуманистической психологии.

Любовь в этих моделях характеризуется снятием тревожности и полным психологическим комфортом. Краеугольным камнем «оптимистических» моделей является представление о независимости влюбленного от объекта любви, которая сочетается с положительной установкой на него. По мнению теоретиков «оптимистического» направления, такая любовь делает людей счастливыми и обеспечивает возможности личностного роста.

В современной педагогической психологии широко известно имя C.В. Ковалева, который большое внимание уделял проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль.

В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же принципов, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.

Два других авторитарный и демократический, образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом, коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.

Однако есть еще одна характеристика семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, та, которую мы бы определили как смысловую направленность взаимоотношений.

Направленность эта может быть трех типов. На деятельность (преимущественно трудовую).

На взаимоотношения с другими людьми. И на себя и самоудовлетворение. Преобладающая смысловая направленность семьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях, чаще по сходству, чем от противного, но в том-то и суть, что для благополучия их будущей совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный баланс всех этих трех направленностей при выраженном одновременном преобладании первых двух из них.

Иначе абсолютное доминирование деловой направленности может породить бездушных прагматиков, не принимающих о внимание эмоции и просто помыслы других, абсолютизация направленности на взаимоотношения приведет к излишней ориентации членов будущей семьи на создание и поддержание тесного круга (своих) родных или близких, а то и (нужных) людей и реализации очередного варианта достаточно вредного мифа «мой дом – моя крепость», а преобладание индивидуалистической направленности сформирует эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми.

Однако за известной динамики отношений детей с родителями, хорошо описываемой формулой «обними покрепче – пусти – отстань», просматривается несколько большее, чем избитая мысль о детской неблагодарности, а именно: связанное с возрастом изменение функций этих отношений.

Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители? Во-первых – источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых – властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В-третьих – образцом и примером для подражания. Ну, а в-четвертых – другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков.

В младенчестве и начале детства «лидирует» первая функция, в раннем и позднем детстве – вторая, в младшем школьном возрасте – третья, а вот с наступлением юношеского периода все больший вес приобретает четвёртая.

Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком. Что касается отрицательных и положительных сторон жизни – ни один человек не может долго тащить на себе другого, не став калекой или не покалечив того, кого он тащит.

В супружеской жизни есть безграничные возможности для того, чтобы получать удовольствие друг от друга через телесный, интеллектуальный, чувственный контакт.

Мы вполне можем развить в себе умение правильно оценить себя, найти новые возможности для собственного развития и роста. Наши возможности никогда не исчерпываются, пока мы живы.

Таким образом, формирование супружеской пары – сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами.

Хорошо если молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути выхода из этих проблем, в противном случае им необходима психологическая помощь, которую они могут получить в центрах и дворцах молодежи, в психологической консультации при ЗАГСе.

3 Социально-психологические проблемы супружеских отношений в

семье, как малой группе

3.1 Социально-психологические проблемы в семье

Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение хозяйства [19].

Как малая социальная группа семья имеет ряд специфических характеристик.

«Согласно психологической теории, малая социальная группа имеет такие отличительные признаки, как состав, структуру отношений, социальнопсихологический климат, лидерство, чувство «мы», собственные нормы и правила, особенности общения».

Отмечают следующие особенности семьи:

  • семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри нее);
  • особенность семьи в ее составе – небольшом размере: от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик;
  • закрытый характер семьи – ограниченность и регламентированность входа и выхода из неё, конфиденциальность функционирования;
  • полифункциональность семьи, что приводит не только к взаимному дополнению аспектов её жизнедеятельности, но и к множественному (часто конфликтному) характеру жизненных семейных ролей;
  • семья – исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития. При анализе проблем семьи невозможно абстрагироваться от сознательного и бессознательного опыта наблюдений в конкретной семье;
  • всеобщий характер включения индивида в семью. Значительная часть жизни человека проходит в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительных и отрицательных компонентов.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

  • социально-экономические проблемы: к этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи;
  • социально-бытовые проблемы: по смысловому содержанию сходны с социально-экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи и.т.д.;
  • социально-психологические проблемы: эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее – брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье;
  • проблемы стабильности современной семьи: данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социальнотипологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика;
  • проблемы семейного воспитания: в данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания;
  • проблемы семей группы риска: факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социальнодемографический, социально-психологический, криминальный характер.

Таким образом, современная семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем более семьи с двумя и более детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. приводят к потребности профессионального вмешательства социального работника, для поддержания функционирования главного общественного института – семьи

3.2 Проблемы супружеских отношений в семье и их решение

Становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у жениха и невесты до свадьбы, но и реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, при всей ее сложности и многообразии: непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов.

Особенность семейного конфликта в том, что он часто имеет широкий общественный резонанс. Область семейных взаимоотношений – очень тонкая область требующая от людей особой культуры [17].

Каждый человек, состоящий в браке, знает, что, как бы удачно ни сложилась его жизнь, разрыв между мечтой и реальной действительностью всегда существует. В каждой семье есть свои трудности, мелкие стычки и серьезные конфликты – жизнь не возможна без них.

Конфликтные ситуации в семье обусловлены рядом причин. Во-первых, есть объективные трудности, усталость от рабочего дня, раздраженность, срывы. Супруги-родители повздорили, не ставя никаких проблем. Такой конфликт не опасен для семейных уз. О нем мы говорим: «К утру все пройдет». Другое дело, если разногласия возникают из-за того, что одон их двоих супругов должен, по мнению другого, переменить линию повеления, скажем, по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.д. Одном словом, поставлена проблема которая требует своего разрешения. Чаще всего вопрос упирается в дилемму: уступать или не уступать в личном плане, вырабатывать или не вырабатывать общую для семьи линию поведения.

Наконец, есть конфликты, которые оказывают совершенно не предвиденными, внешне, по крайне мере. Мы говорим: «Как снег на голову».

Уровень семейной культуры как раз проявляется в том, как выходят люди из конфликта, как преодолевают его.

Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность будущего брака (так называемые «факторы риска»).

Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака прямо колеррирующие:

  • высшее образование мужа;
  • социально положение семьи в целом;
  • положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей;
  • продолжительность добрачного знакомства, ухаживания;
  • взаимное положительное первое впечатление друг о друге;
  • знакомство в ситуации работы, учебы;
  • период ухаживания;
  • инициатива о заключении брака со стороны мужчины;
  • принятие брачного предложения после непродолжительного обдумывания;
  • сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.

Обратно коррелирующие:

  • ранний возраст вступления в брак и мужчин, и у женщин;
  • поздний возраст;
  • превышение возраста жены над возрастом мужа;
  • высшее образование жены;
  • образование жены выше, чем у мужа;
  • воспитание в неполной семье;
  • неустойчивость отношений в период знакомства;
  • отрицательное отношение родителей к браку;
  • наличие добрачной беременности.

Важно иметь в виду, что вероятность развода в значительной мере зависит не только от социально-демографических характеристик будущих супругов (возраст вступления в брак, структура родительской семьи и пр.), сколько от «преломления» этих параметров в сознании человека, их воплощения в его установках, ценностных ориентациях [5].

Следующий большой этап жизненного цикла семьи – собственно семейная жизнь, большей частью связанная с рождением и воспитанием детей, которые, в свою очередь, неотделимы от особенностей супружеских отношений. Здесь также можно упомянуть о «факторах риска», влияющих на стабильность брака.

Факторы положительно влияющие на стабильность брака:

  • высокие репродуктивные установки женщин;
  • наличие главы в семье;
  • совместное принятие основных решений;
  • равноправное распределение хозяйственно-бытовых обязанностей по уходу за детьми;
  • совместное проведение супругами свободного времени;
  • сходство семейных ценностей;
  • низкая конфликтность;
  • высокое уважение;
  • высокая адекватность восприятия супругами друг друга.

Факторы отрицательно влияющие на стабильность брака:

  • употребление алкоголя одним из супругов;
  • расхождение установок на характер главенства в семье;
  • расхождение установок на распределение хозяйственно-бытовых обязанностей;
  • негативная оценка друзей-подруг другого супруга;
  • ограниченность общения;
  • неудовлетворенность сексуальными отношениями;
  • отсутствие доверия и поддержки со стороны другого супруга и т.д.

Необходимо отметить, что практически все перечисленные факторы являются социально-психологическими.

Другим социально-психологическим подходом к изучению семьи является исследование супружеской совместимости. При этом выделяются такие ее уровни, как индивидуально-психологический, социальнопсихологический и социокультурный. Стабильность брака обеспечивается супружеской адаптированностью. Последняя, зависит в свою очередь от таких факторов как интимность («симпатия, расположенность и эротическая привязанность» супругов) и автономия – относительная независимость супругов друг от друга, предполагающая у них такие потребности и виды общения, которые выходят за рамки супружества.

Социально-психологический подход к анализу семьи предполагает рассмотрение таких специфических функций, как репродуктивная и воспитательная. Если первая функция семьи достаточно изучена, то в отношении второй функции есть некоторые замечания.

Далеко не всякая семья заканчивает свое существование естественным путем, т.е. из-за смерти одного из супругов. Нередко распад семьи происходит в следствии вдовства или развода. Первое мало изучено, что же касается развода, то эта проблема привлекает ученых из самых разных отраслей знания, таких, как демография, социология, история, этнография. Здесь мы попробуем выделить социально-психологический аспект этой проблемы [18].

Прежде всего, к называвшимся «факторам риска», влияющим на стабильность брака, следует отнести мотивы развода, которые выявляются через прямые, закрытые вопросы, обращенные к разводящимся супругам. Ответы молодых супругов позволяют говорить о том, что немаловажное значение в процессе принятия решения о разводе имеют мнения других людей, материальные соображения, возможность лучшего проведения досуга профессионального роста, злоупотребление алкоголем одного из супругов.

Другой важной проблемой развода является его процессуальная сторона. Большая часть фаз, стадий, этапов развода, приводимых в таблице, носит внутриличностный, индивидуальный характер, но в тоже время наблюдаются взаимодействие, перестройка отношений с другими людьми.

Не менее важной социально-психологической проблемой межсупружеское взаимодействие в процессе распада брака. Можно выделить позиции разводящихся супругов:

  • «аутсайдеры» – т.е., кто против развода;
  • «договорившиеся» – ориентированные по согласованию с партнером;
  • «автономисты» – принимающие решения о разводе без учета решения супруга;
  • «пассивные» – воспринимающие развод как нечто совершившиеся помимо их воли.

Наиболее часто у молодых супругов встречаются комплексно-смешанные стили взаимодействия.

При этом и муж, и жены рассматривают другого супруга как «провокатора», подталкивающего семьи к разводу. И те и другие чаще отмечают у себя вербальную активность, а у супруга – поведенческую. Или же считают, что слова и действия супруга противоречит друг другу.

Немаловажный аспект развода – его последствия, которые можно разделить на три относительно независимые группы: для супругов, для их детей и для общества.

Есть основание полагать, что нередко период, непосредственно предшествующий разводу, переживается супругами более тяжело, чем жизнь после развода.

Впоследствии среди разведенных оказываются выше, чем среди другого брачного статуса, такие неблагоприятные показатели, как смертность, заболеваемость (физическая и психологическая), уровень самоубийства, количество катастроф и т.д. [6].

Что касается последствий распада родительской семьи для ребенка, то в обыденном сознании присутствует убеждение в их однозначно-негативном характере. Вместе с тем на эмпирическом уровне эта проблема остается малоизученной. Однако некоторые выводы можно сделать. Во-первых, исследованиями установлено, что более мощное негативное влияние на детей оказывает не отсутствие одного из родителя и не сам развод, а период, предшествующий ему и сопровождаемый межсупружеской конфликтностью. Во-вторых, уход мужа (и следовательно прекращение конфликтов), по оценке некоторых женщин, положительно сказался на состоянии ребенка (вплоть до исчезновения психосоматической симптоматики, нормализации сна).

И втретьих, существуют значительные различия между мальчиками и девочками в реагировании на развод родителей. Если первым в большей мере присущи агрессивность, драчливость, возбудимость, то вторым – замкнутость, плаксивость, неуверенность и т.п.

Для общества главными функциями семьи являются репродуктивная и воспитательная. Согласно вполне обоснованному мнению в условиях значительно распространившейся малодетности развод практически не оказывает влияния на уровень рождаемости.

В отношении воспитания влияние развода не однозначно. По крайней мере, сравнение психического благополучия детей из полных семей, в которых супруги удовлетворены браком, и полных конфликтных семей показало, что дети из разведенных семей занимают промежуточное положение между этими двумя группами.

Таким образом, перечисленные проблемы оказывают значительное влияние на состояние и психологический климат в семье. Психологическое состояние ее членов. Для того чтобы предотвратить появление этих проблем, а также предупредить появление данных проблем необходимо использовать различные методики по сохранению брака и исследованию супружеских отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи.

Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал.

Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

В курсовой работе были решены следующие задачи:

  • дано общее представление о семье, как малой группе, ее структуре, типах и видах;
  • изучены функции семьи и их взаимосвязь;
  • проведен теоретический анализ общепсихологического подхода к изучению супружеских отношений;
  • проанализированы формирование супружеской пары и структура супружеских отношений;
  • выявлены социально-психологические проблемы в семье;
  • рассмотрены проблемы супружеских отношений в семье и их решение.

Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации.

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека.

Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях.

И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки.

Будущее такого семейного союза практически предопределено.

Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskie-problemyi-sovremennyih-detey/

1 Авдулова Т.П. Возрастная психология: учебное пособие – М.: Академия, 2015. – 329 с.

2 Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие – М.: Юнити-Дана, 2015. – 270 с.

3 Андронникова О.О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие – М.: Инфра-М, 2017. – 262 с.

4 Веракса Н.Е. Детская психология: учебник – М.: Юрайт, 2015. – 445 с.

5 Виноградова С.М. Психология массовой коммуникации: учебник – М.: Юрайт, 2015. – 512 с.

6 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: учебное пособие – М.: АСТ, 2016 – 351 с.

7 Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник – М.: Юрайт, 2016. – 478 с.

8 Гуревич П.С. Психология: – М.: Инфра-М, 2015. – 330 с.

9 Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие – 2016. – М.: –263 с.

10 Коленда А.Н. Основы психологии и педагогики: учебнометодическое пособие – Гомель: ГомГМУ, 2016. – 66 с.

11 Корнилова Т.В. Методологические основы психологии: учебник для вузов – М.: Юрайт, 2017. – 490 с.

12 Корягина Н.А. Социальная психология. Теория и практика: учебник – М.: Юрайт, 2015. – 491 с.

13 Кузмицкая Ю.Л. Теоретические и методологические основы общей психологии: учебно-методическое пособие – Гродно: ГрГМУ, 2015. – 149 с.

14 Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие – СПб.: Питер Пресс, 2017. – 582 с.

15 Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: учебное пособие – М.: Флинта, 2015. – 280 с.

16 Немов Р.С. Психология: учебник – М.: КноРус, 2016. – 718 с.

17 Образцова Л. Самоучитель по психологии – М.: АСТ, 2015. – 319 с.

18 Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум: учебник – М.: Юрайт, 2016. – 303 с.

19 Руденко А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.

20 Самыгин С.И., Гулиев М. А., Ганиева Р.Х., Психология и педагогика для студентов вузов. – 4–е издание: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 256 с.

21 Станиславская И.Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие – М.: Человек, 2015. – 322 с.

22 Столяренко Л.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. –355 с.

23 Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 381 c.

24 Чиркова Т.И. Методологические основы психологии: учебное пособие – М.: Инфра-М, 2017. – 404 с.

25 Шабельников В.К. Функциональная психология. Формирование психологических систем: психика как функциональная система. Формирование быстрой мысли. Социо-биосферная детерминация личности: учебник – М.: Академический проект, 2016. – 590 с.

26 Юсупов Ф.М. Общая психология: курс лекций – Казань: Казанский университет, 2016. – 143 с.