По специальности «Педагог-психолог» Работа педагога-психолога с учащимися классов коррекционной направленности

«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям».

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами Российской Федерации. Специальные ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) для детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование и могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Поэтому важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Проблема обучения детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении в условиях массовой общеобразовательной школы — одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей с ОВЗ могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть могут.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

9 стр., 4137 слов

Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение

... всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения, и теория организации и управления в системе образования. Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детей ...

Основной целью исследования является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватной интеграции его в социум.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Исходя из актуальности, цели, объекта, предмета работы нами в исследовании были поставлены и решались следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогические основы специфики коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

2. Рассмотреть технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

3. Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы.

Практическая значимость работы состоит в определении наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у детей и подростков, в обеспечении педагогов и родителей знаниями о характере и возможных причинах возникновения проблемных ситуаций и состояния риска у детей.

Глава 1. Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

1.1 Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения

Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов – классы компенсирующего обучения и классы выравнивания. В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки (первично создаются в среднем звене школы), классы адаптации, здоровья и др. В соответствии с положениями Министерства образования классы выравнивания создаются для обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных

18 стр., 8579 слов

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой ...

... особенностей детей с ЗПР является актуальной темой. Объект исследования: дети с ЗПР. Предмет исследования: особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР. Цель исследования - проанализировать особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР. Задачи исследования: сделать теоретический обзор по проблеме исследования; изучить психологические особенности детей с ЗПР; ...

школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель – создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях общеобразовательного учреждения.

В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска.

К этой группе специалисты относят детей, которые по совокупности причин

генетического, биологического и социального характера приходят в школу

психически и физически ослабленными, социально запущенными, с риском

школьной и социальной дезадаптации. Это дети «с сохранным интеллектом»,

значительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптационными

возможностями, что делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды и предрасположенными к патологическим реакциям на перегрузки, социально-психологическим срывам. Дети группы риска не имеют выраженных отклонений в развитии, т. е. у них нет задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастной норме (отсутствие нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов), эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производительности психических функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познавательных интересов.

Создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения

позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с

трудностями в обучении и проблемами в физическом и нервно-психическом

здоровье. Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится

особая роль, в связи с чем проводится специальная работа. Необходимым

моментом организации коррекционно-развивающего обучения в данных

классах является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Наблюдение проводится специалистами школьного психолого-педагогического консилиума. Результаты наблюдений обсуждаются не менее

одного раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах.

При изучении школьников принимаются во внимание следующие показатели:

1. Физическое состояние и развитие ребенка: динамика физического развития, особенности слуха и зрения; особенности развития двигательной сферы,

координация движений; особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, количество ошибок к концу

урока или при однообразных видах деятельности).

2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности восприятия пространства и времени; особенности внимания, памяти, мышления, речи; познавательные интересы, любознательность.

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уровень освоения учебной деятельности.

10 стр., 4910 слов

Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации ...

... реализации цели; Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности. На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая. Таким образом, технологизация социальных ...

4. Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевая

зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее настроение; особенности самооценки, отношения со сверстниками и взрослыми; поведение в

школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.

5. Особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой: общая осведомленность об окружающем мире и о себе, сформированность навыков чтения, письма, счета; характер ошибок при чтении и

письме, счете и решении задач.

Научные основания коррекционно-развивающей деятельности в процессе образования и воспитания раскрываются в контексте складывающейся

в настоящее время культурно-исторической, гуманистической педагогики.

Основная ценность образования – человек, ребенок. Образование и воспитание должны помочь ему стать человеком, стать самим собой.

Теоретические предпосылки для образовательной коррекционно-развивающей практики созданы научной школой Л. С. Выготского.

1.2. Психолого-педагогические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения

Обучение в компенсирующих классах строится с опорой на действующие учебники. Однако планирование учебного содержания имеет свои особенности. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике его преподавания. Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:

— усиления практической направленности изучаемого материала;

— выделения сущностных признаков изучаемых явлений;

— опоры на жизненный опыт ребенка;

— ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

— необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материла;

-введения в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирования у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач.

Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Это специальные занятия, имеющие целью не только повышение общего, интеллектуального уровня развития, но и решение конкретных задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения и др.

Информационный компонент технологии обучения

управленческого компонента технологии обучения.

субъект-субъектные отношения.

мотив, который выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Благодаря мотиву деятельность не замыкается сама на себе, а становится ориентированной на значительно большее, лежащее за ее пределами. Она затрагивает сознание и чувства человека, становится источником смыслообразования.

16 стр., 7511 слов

«Технологии развивающего обучения во внеурочной деятельности ...

... организационных и содержательных проблем. Цель исследования: выявить особенности применяемых технологий развивающего обучения во внеурочной деятельности с обучающимися. Объект курсовой работы: применение образовательного процесс. Предмет: особенности в обучении во внеурочной работы. Для достижения поставленной цели необходимым является решение таких ...

Конкретными мотивами учебной деятельности школьника могут быть интерес, стремление иметь поощрения, избегание наказания за неуспехи, мотив долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования и др.

Смысл учения — сложное личностное образование, которое выражает отношение мотива к цели (А.Н. Леонтьев) и включает осознание ребенком не только объективной, но и субъективной значимости учения. Он связан с уровнем притязания школьника, самоконтролем и самооценкой учебной работы, затрагивает глубокие личностные слои. Все эти компоненты находятся в процессе развития, поэтому по мере формирования учебной деятельности смысл учения может развиваться или угасать, качественно меняться.

Психологические наблюдения показывают, что открытие учащимися личностного смысла учения делает его значительно успешнее. Легче усваивается учебный материал, повышается работоспособность, концентрируется внимание.

Мотив обычно реализуется через постановку и достижение определенной цели. Цель — это представление о конкретном результате, который должен быть получен. Она направляет ученика на выполнение отдельных учебных действий, входящих в учебную деятельность.

целеполаганием.

способностей целеполагания

— принятие и понимание цели, поставленной учителем; удержание, сохранение цели учителя в сознании в течение длительного времени и подчинение ей своего поведения;

  • переопределение цели учителя «для себя», «наложение» ее на опыт;

— самостоятельная постановка целей, их осознание и формирование, умение мысленно представлять себе цель до начала действия;

— выбор одной цели из нескольких других и обоснование этого выбора;

— умение соотносить цели со своими возможностями, определять реальность, достижимость, заменять нереальные цели реальными;

— активная проверка, уточнение своих целей;

— определение последовательности целей, выделение главных и второстепенных целей;

— определение ресурсов (времени и сил) для достижения каждой из целей;

— постановка новых целей с учетом уровня достижений (успеха-неуспеха) предыдущих целей, т.е. прежних результатов выполнения учебных действий;

— конкретизация целей, определение их зависимости от условий, т.е. постановка задачи (задача есть цель, заданная в определенных условиях);

— постановка гибких целей и перспективных целей, т.е. изменение целей в зависимости от ситуации, а также целей, выходящих за пределы данной ситуации; предвидение последствий достижения целей;

7 стр., 3356 слов

Предметные игры детей раннего возраста

... путем перехода ребенка к игровой деятельности. (4; 123) 2. Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста В игре у ребенка раскрываются ... свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений быстро преодолеваются. Кризис трех лет - ... или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения. Ребенок должен быть нежным ...

— определение оптимальных средств и способов достижения поставленных целей;

— постановка нестандартных, нестереотипных, оригинальных целей (творческие виды деятельности).

эмоционально заряжена.

Глава 2. Педагогические условия организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения

2.1 Практика проведения коррекционно-развивающего обучения в компенсирующем классе

Обратимся к конкретному педагогическому опыту организации коррекционно-развивающего обучения в компенсирующих классах. Современная школьная практика накопила определенный опыт осуществления коррекционно-развивающего обучения, обеспечивающего положительные результаты в образовании и воспитании детей.

Психологическим фоном коррекционного процесса является установление эмоционально окрашенных контактов между детьми в классе, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата, взаимоотношений в классе и в школе. Педагоги осваивают «помогающее поведение», «помогающие отношения» (К. Роджерс).

Предметам эстетического цикла в компенсирующих классах начального звена школы отводится особая роль. Практически на каждом уроке музыки или изобразительного искусства педагоги создают условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребенка. Особенно привлекательными для учащихся компенсирующих классов становятся совместные формы художественной деятельности, коллективное творчество. Особое значение придается тем формам работы, средствам и приемам, которые вызывают у детей осмысленное, предметное, художественное переживание.

На основе анализа литературных источников, опыта работы педагогов можно выделить некоторые конкретные условия создания положительного эмоционального заряда в учебной деятельности школьников.

1. Необходимо положительное отношение ребенка к школе в целом.

2. Наполнение учения положительными переживаниями должно быть связано с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении успехов в учебной работе. Подобная педагогическая позиция является психологически оправданной. Много лет назад американский психолог Розенталь открыл эффект, который вошел в научную литературу как эффект Розенталя. Суть его состоит в том, что если какой-то авторитетный человек, например педагог, скажет, что какой-то ученик, например С., обладает большими потенциальными возможностями и в ближайшее время, по-видимому, добьется значительных успехов, то независимо от того, каковы в действительности способности этого ребенка, он на самом деле начинает лучше учиться, проявлять свои творческие потенции. Это объясняется ответной реакцией этого ученика на соответствующие социальные ожидания: если человек ощущает, что в него верят, в нем видят неординарную личность, он начинает бурно развиваться.

31 стр., 15195 слов

Школьные трудности благополучных детей

... Рекомендации по использованию активных методов обучения детей младшего школьного возраста, испытывающих затруднения в обучении После проведенной мною коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с трудностями в обучении и анализа ряда учебных пособий ...

3.

Все эти условия создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, без чего невозможно его успешное осуществление. Однако важно помнить, что эмоциональное благополучие, преобладание удовлетворенности собой, захваливание школьников может привести и к застою в учебной работе, к «закрытости» их для развития. Вместе с тем в обучении должно присутствовать и чувство преодоления трудности. Ребенок всегда должен осознавать оценку как результат своих собственных усилий. Он должен получать удовлетворение от самостоятельного преодоления трудностей.

Организация обучения «на высоком уровне трудности» — один из принципов дидактической системы академика Л.В. Занкова. Характеризуя понятие высокий уровень трудности, Л.В. Занков приводит высказывание видного отечественного физиолога Н.Е. Введенского, который заметил: «Возникает парадоксальная мысль: не оттого ли у вас так сильно утомляются люди, что они мало работают в истинном смысле слова, не умеют работать производительно? При умелом распределении умственного труда возможно развить громадную по своей продуктивности работу, но при этом сохранить на долгие годы, быть может, на всю жизнь умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности».

Однако, как подчеркивает Л.В. Занков, исключительное значение приобретает мера трудности учебного материала. Мера трудности имеет не абсолютный, а относительный характер, т.е. она действует как при высоком, так и при низком уровне трудности обучения. Но в том и другом случае мера будет различна. Мера трудности в понимании Л.В. Занкова отнюдь не направлена на снижение трудности, но является конкретным условием реализации принципа высокого уровня трудности. Мера трудности обнаруживается в том, что предлагаемый школьнику материал должен быть осмыслен им.

При несоблюдении меры трудности ребенок может пойти по пути механического запоминания, и тогда высокий уровень трудности из положительного превратится в отрицательный фактор.

Мера трудности конкретизирована в программах, учениках, методических разработках и приемах обучения. Но в повседневной работе, считает Л.В. Занков, ее реализация обусловлена тем, что учитель постоянно следит за прогрессом усвоения детьми знаний и навыков, осуществляет систематический контроль за результатами усвоения. Главное в этом контроле – не суммарная оценка знаний и навыков посредством отметок, а дифференцированное и возможно более точное определение качества усвоения, его особенностей у разных учеников данного класса.

Коррекционно-развивающая деятельность в учебном процессе строится и с учетом понятий темп психического развития и темп усвоения. Речь идет о скорости и интенсивности развития и усвоения, степени быстроты выполнения заданий. Наблюдения показывают, что школьники компенсирующих классов обнаруживают невысокий или даже низкий темп умственного развития и усвоения материала.

Глава 3. Эффективные технологии коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.

12 стр., 5507 слов

Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников

... обусловили выбор темы дипломной работы: «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников». Объект исследования: Особенность освоения и развития речи детьми дошкольного возраста посредствам дидактических игр. Предмет исследования: Педагогические условия для развития речи дошкольника посредством дидактических игр. Исходя из вышесказанного, целью исследования ...

3.1. Методы работы педагога-психолога с учетом возрастных особенностей учащихся.

Выбор методов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения определяет возраст учащихся. У детей младшего школьного возраста, в особенности первоклассников, акцент делается на игровых методах, не предполагающих обсуждения результатов. Начиная с 3-го класса можно предлагать ребятам обсуждать задания, сохраняя приоритет игровых методов. Игры, направленные на развитие произвольности и воображения используются только для младших школьников.

При работе с подростками следует не только обсуждать результаты игровых заданий, но и использовать дискуссионные методы. В работе с подростками нужно использовать задания, которые позволят им как бы «смотреться в зеркало», то есть выслушивать мнения окружающих о каком-то аспекте своей личности, потому что им важно знать, как их воспринимают другие. Важно, чтобы задания были актуальны и интересны детям, опирались на их жизненный опыт. Важно, чтобы выполнение заданий, требующих большого самораскрытия, было добровольным.

Дошкольный возраст: (6-7 лет), Младший школьный возраст:(7-10 лет), Предпубертатный период:(11-12 лет), Методы работы

1. Ролевые игры (ролевые действия, ролевые образы, ролевые ситуации)

2. Психогимнастические игры

3. Коммуникативные игры (направленные на 1) умение видеть в другом его достоинства и давать «поглаживания»; 2) умение сотрудничать)

4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности

5. Игры и задания, направленные на развитие воображения (вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки»)

6. Задания с использованием терапевтических метафор

7. Релаксационные методы (активная нервно-мышечная релаксация, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники)

3.2. Алгоритм реализации технологий коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.

Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательно-воспитательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть представлена обобщенной технологией ( метатехнологией ) развития, обучения и воспитания детей с проблемами .

А) Технология работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности

К категории детей с особыми образовательными потребностями наряду с неслышащими , слабослышащими, незрячими, слабовидящими, с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся и дети с нарушениями интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Технологию их образования (содержание, методы) разрабатывает специальная педагогика (дефектология).

38 стр., 18830 слов

Использование сюжетно-дидактических игр при обучении счету детей ...

... Практическая значимость: исследования показали эффективность сюжетно-дидактических игр и игровых приемов для практического применения в обучении счету. Новизна курсовой работы заключается в том, что можно использовать ... утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики. Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. ...

Особые потребности таких детей в том, чтобы:

  • на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;

  • начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики;
  • проводить

  • использовать различные средства, «обходные пути» в обучении, применять такое содержание, которое не включается в образование обычного ребенка;
  • регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе

  • особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению;
  • интегрировать усилия семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе

  • дифференцировать каждый из возрастных периодов;

  • пролонгировать образование с выходом за рамки школьного возраста.

Абилитация

Современная система специальных услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей включает:

психолого-медико-социально-педагогический патронаж ; профилактику и комплексную помощь ( ПМПК, ПМПк );

  • специальное

  • профессиональную

  • социально-педагогическую

Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитационного потенциала, интеграции ребенка в общество. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (интеллекта, психологических нарушений) методами специальной педагогики. В процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности.

Чтобы ребенок с трудностями обучения успешно интегрировался в общество, важно применять трудотерапию.

Трудотерапия

Б) Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

Дифференциация обучения

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант).

При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что дает наиболее полный вариант программы, к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного».

Это имеет следующие преимущества:

  • исключается уравниловка и усреднение детей;

  • повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

  • в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

  • создаются щадящие условия для

  • у учителя появляется возможность помогать