По педагогике : «ИМИДЖ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Содержание скрыть

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую трансляцию знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя. Гуманизация образования стала проблемой государственной политики.

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере. Объяснением этому может быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических условиях, так и недостаточное внимание к процессу формирования личности и индивидуальности самого учителя. Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Мы предлагаем как один их путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда. Сущность имиджа педагога, его роль, условия формирования требуют особого рассмотрения, разработки способов его диагностики, стимулирования его проявления, превращения в полноценный фактор педагогического процесса. Проблема имиджа педагога становится актуальной, потому что развитие субъкт-субъектных отношений в рамках личностно-ориентированного воспитания способствует повышению роли тех сторон личности, которые не были раньше целенаправленно сформированы.

В связи с этим тема нашего исследования: «Имидж педагога как средство реализации гуманистической концепции образования».

Объект исследования, Предмет исследования

Целью нашего следования является изучение и поиск путей и способов формирования и эффективного использования возможностей и функций индивидуального имиджа педагога для реализации целей гуманистической концепции образования.

35 стр., 17021 слов

Исследования: «Формирование игровых действий у детей раннего ...

... исследования: игровые действия детей раннего возраста (третьего года жизни) с отклонениями в овладении речью. Предмет исследования: коррекционно-предупредительное воздействие по формированию игровых действий детей раннего возраста ... выходит предметно-манипуляторная деятельность. Исследования последних лет показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в ...

Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи :

  1. Изучить основные положения и принципы гуманистической педагогики;

  2. Рассмотреть понятие «личность» в рамках гуманизации образования;

  3. Раскрыть смысл понятия, сущность и функции индивидуального имиджа педагога в условиях педагогической деятельности;

  4. Построить динамическую модель поэтапного формирования индивидуального имиджа педагога;

  5. Изучить условия и способы реализации индивидуального имиджа педагога в процессе решения педагогических задач, позволяющих использовать функции имиджа;

  6. Раскрыть механизм имиджирования и оценить эффективность формирования и реализации индивидуального имиджа педагога.

Данная работа состоит из двух частей: теоретической и приложения. Теоретическая часть в свою очередь делится на две главы. Первая посвящена изучению основных положений и принципов гуманистической педагогики , вторая – подробному раскрытию понятия «индивидуальный педагогический имидж». Приложение представляет собой разработку тестов по формированию «индивидуального имиджа» на различные темы. Мы считаем, что данная исследовательская работа будет полезна студентам педагогических учебных заведений, преподавателям и работникам школ.

1. Основные положения и принципы гуманистической педагогики.

1.1. Гуманистическое мировоззрение как основа воспитания.

В наше время особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др. В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.

14 стр., 6593 слов

По педагогике «Человек, культура и образование на современном этапе»

... образования. Методологической основой курсовой работы является научная и учебная литература, статьи журналов и газет. Работа состоит из: введения, двух глав (частей), заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи человека, культуры и образования ...

Как теоретическая концепция гуманизм признаёт право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты выступают в гуманистической концепции в качестве основных критериев оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок и направленности общественного развития. В отношениях между членами общества, гуманизм признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.

О содержании гуманизма говорят различные исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности. [1]

гуманности

Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:

  • забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;

  • взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;

  • взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.[8]

Таким образом, мы можем утверждать, что данное направление в педагогике, ориентируется на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.

1.2. Характеристика гуманистической педагогики.

Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это придание образовательному процессу личностно-ориентированного характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

7 стр., 3038 слов

Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной ...

... процесса в теории и практике дошкольного воспитания начала века. ЦЕЛЬ РАБОТЫ - выявить наличие гуманистических особенностей построения педагогического процесса, выработанных в начале XX века и актуальных для современного этапа развития педагогики. ...

Гуманизация воспитания и образования

В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

  • в процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;

  • обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;

  • необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;

  • для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;

  • в процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;

  • одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.

1.3. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания.

Понятие «личность» является не только понятием, отражающим фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, «есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».[28] Гуманистическая педагогика признает личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности. Потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. В отечественной науке потребности рассматриваются в качестве источника и причины активности, деятельности человека. Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей. Самые сокровенные моменты личностного «Я» скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Система ценностей в этой связи может рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы — как его тактика. Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны — со стороны ее «самости». Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентаций, а также обусловливает определение жизненных перспектив.

12 стр., 5876 слов

Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ

... английского - образ. Это - визуальная привлекательность личности. Счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатию людей благодаря искусству самопрезентации». люди, воспринимающие чей-то имидж, упоминаются во ...

Личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение потребностям. Свобода личности есть уход от власти низших потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации. Меру возможного в реализации гуманистического потенциала ценностей, их содержательную определенность (системные качества) обусловливают именно ценностные ориентации. Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем.

Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании. Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.

Проанализировав все выше изложенное, мы можем утверждать, что педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и учителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.

Многие гуманисты прошлого считали, что образование как передача знания от поколения к поколению само собой обеспечивает развитие этически и граждански ответственной личности. Предполагалось, что теоретическое знание, его простая трансляция едва ли ни автоматически определяет мировоззрение человека и его повседневное поведение, становится неотъемлемой частью не только его сознания, но и закладывает в нем глубинные, экзистенциальные (смысложизненные) ценности. В реальности же между знанием и ценностями, знанием и повседневными привычками огромная дистанция. Доступность информации сама по себе не способна придать смысл жизни человеку, как не дает и умения устроить ее.

Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между:

1) знанием как таковым,

4 стр., 1668 слов

Биологическое и социальное в личности человека

... интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое - социальных наук, но и то и другое относится ...

2) знанием жизненно важным для человека (мировоззрением),

3) личностным центром человека, его я,

4) практикой, т.е. поступками личности.

С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование .[22] Не столько что (это демонстрируется, объясняется и понимается относительно просто), сколько как – вот решающее звено гуманистического процесса воспитания. Для педагога это связано с реализацией по меньшей мере трех принципов:

1) объективности, непредвзятости и научности,

2) саморегуляции и самодетерминации,

3) предлагающего объяснения.

Достижение

Саморегуляция и самодетерминация

Предлагающее объяснение

Гуманистическая педагогика исходит из факта, что знание создается людьми разных убеждений. В связи с этим выдвигается идея, что современное образование – это, прежде всего, плюралистическое открытое образование. Образование должно помочь каждому открыть самого себя, свой собственный образ. Оно не должно принуждать к «единственно правильному выбору» даже в том случае, если он, по-видимому, наличествует. Этот выбор должен быть свободно осуществлен самой личностью. Только тогда результаты деятельности могут быть ею самой оценены как действительно верные и нужные. Индивид должен сам выбрать из предлагаемой системы идей ту, которая полнее соответствует его истинным потребностям и наклонностям. Ему нужно лишь напоминать, что жизнь богата возможностями и исполнена значимости.

Следовательно, задачей педагогов является максимально объективная подача материала и предоставление индивиду права самому сделать соответствующий вывод. «В этом заключается смысл жизни – каждый человек имеет возможности для созидания своего собственного жизненного мира, – пишет П. Куртц. – Лучшее, на что я могу надеяться, заключается в том, что мои дети, как и я, увидят, что жизнь удивительна и прекрасна, полна смысла и вдохновений ».[29] Поэтому педагог должен помочь осмыслить те или иные этические принципы, но внедрять их в сознание учащихся принудительным и догматическим образом он не имеет права. Как было сказано, педагоги обязаны демонстрировать нейтральность по отношению к религиозным, политическим и прочим ценностям. Быть максимально корректным – наиважнейшая задача любого педагога, особенно приверженца гуманистической педагогики, поскольку каждая личность имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равными с другими достоинством и ценностью.

Задача гуманистического воспитания и образования – не проповедовать какую-либо идеологию, а помогать учащимся становиться свободными и ответственными в своем личном выборе, в том, что касается их основных жизненных проблем.

Как видим, важное место в гуманистической педагогике занимает личность ученика. Как известно, на формирование личности учащегося огромное влияние оказывает личность учителя. В связи с этим появляется необходимость говорить о формировании личности учителя в рамках гуманистической концепции образования. Мы остановимся на одном из аспектов данной проблемы – формирование имиджа педагога и работа над его совершенствованием.

7 стр., 3038 слов

«Формирование профессионального имиджа современного педагога»

... ему удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом ... Немаловажное значение имеет и образ жизни учителя, который также влияет на имидж в целом. Имидж образа жизни еще называют средовым. Он предполагает характеристику человека по среде его ...

2. Развитие имиджа. Его сущность и функции.

Понятие «имидж» в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное представление чего-то ранее видимого …конкретного или абстрактного, сильно напоминающего… в представлении о другом. Слово имидж (от англ. Image – образ) имеет несколько значений и в разных источниках трактуется по разному, вот несколько из них:

Имидж (англ. image — образ) — целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и / или индивидуальном сознании. [13]

Имидж (от image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается ( пропагандой , рекламой ) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые. [15]

Имидж (англ. image) — 1) образ делового человека, представление о нем, складывающееся у окружающих, репутация; 2) образ фирмы, товара, услуг, обеспечивающий положение фирмы на рынке, верность покупателя фирменной марке. [16]

Имидж (англ. imadge — образ) — стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имидж относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д. В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняемая чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п. [23]

Имидж (англ. imadge — образ) — совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. субъекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к этому субъекту. [21]

В нашей работе под имиджем мы будем подразумевать сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Понятие «имидж» возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х гг. этот термин вновь возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в политическую и общественную жизнь.

13 стр., 6416 слов

Особенности формирования имиджа педагога

... особенности формирования профессионального имиджа педагога. Цель курсовой работы заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования имиджа учителя современных средних и ... Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества ...

Американская исследовательница по имиджу Лилиан Браун (имиджмейкер пяти американских президентов от Кеннеди до Картера) считает, что «профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни». [30]

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа сравнительно недавно лишь в конце XX столетия, при этом происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов , Б . Г Ушиков , В.М. Шепель , И.А. Федоров и др.).

Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в отечественную литературу был О. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Другими авторами, чьи работы посвящались этой же теме, имидж тоже рассматривался как средство манипулирования массовым сознанием. Позже в отечественной науке такое направление формируется как новая отрасль – имиджелогия. Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля Имиджелогия: Секреты личного обаяния обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия имидж, но и формирование новой области научного исследования — имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности — имиджмейкер.

Исследователи имиджа определяют его как набор определенных качеств, которые ассоциируют с определенной индивидуальностью, и различают следующие его составляющие: (Рис.1)

Имидж

=

Персональные характеристики

+

Социальные

характеристики

+

Символические

характеристики

Рис. 1. Имидж как набор определенных качеств.

К персональным характеристикам относятся физические, психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер – харизмой.

Социальные характеристики связаны с текущей ситуацией, которой, например, деловой человек должен соответствовать. Это достаточно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и т.д.

6 стр., 2645 слов

Имидж современного педагога

... учителю, приводящим к оптимистическим выводам? Как помочь ему соотнести себя и дело? Много вопросов. Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо обратиться к теме: «Имидж современного педагога». ... на вас, а не против вас. Личностный имидж, Профессиональный имидж Схема 4 2. Психология имиджа учителя психология имидж учитель вербальный Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность ...

Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип.

При формировании любого имиджа (бизнесмена, политика и т.д.) учитывают различные компоненты. Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса:

1) природные качества:

  • коммуникабельность;

  • эмпатичность (способность к сопереживанию);

  • рефлексивность (способность понять другого);

  • красноречивость (способность воздействовать словом);

2) качества, привитые образованием и воспитанием:

  • нравственные ценности;

  • психологическое здоровье;

  • набор технологий общения;

3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом. [

Итак, имидж всегда и во все времена играл и играет в жизни людей огромную роль. Несмотря на то, что сам термин «имидж» возник в начале ХХ в., забота о впечатляющем образе (имидже) была присуща и таким известным историческим фигурам, как: Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и т.д. ХХ век, в связи с развитием средств массовой информации (в частности телевидения), называют веком сотворения, сознательного конструирования того (имиджа), что нужно публике. За многими громкими именами стоят конкретные «создатели» (имижджмейкеры).

Они создавали облик кумира, отбирали его тип автомобиля, подбирали тон костюмов, шлифовали его лексикон и т.п

ХХI век – это информационный век, где масса информации обрушивается на нас (особенно с экранов телевидения) ежедневно в виде символов. Символами успеха и преуспевания становятся не только кинозвезды, но и политики, бизнесмены и даже гангстеры – правила игры одинаковы для всех. Поэтому, имидж не только не потерял своей значимости в нашем мире, но и привлек внимание теоретиков и практиков в области социологии и психологии, истории и теории культуры, эстетики, экономики, семиотики и др.

2.1. Понятие «индивидуальный имидж педагога» и пути его формирования.

Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец, к вещам (мерседес — не просто машина!).

В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

Имидж личности — ореол, создаваемый вокруг конкретной личности с целью ее популяризации и оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение.[21]

Имидж складывается из нескольких составляющих, таких как:

  • Внешний имидж включает в себя одежду, прическу, аксессуары, в том числе обувь и часы.

  • Кинетический – это жесты, движения, осанка.

  • Мимический — мимика, выражение лица, улыбка.

  • Вербальный имидж – это манера говорить и писать, голос.

  • Овеществленный имидж включает в себя предметы, которыми пользуется человек или которые создал – визитные карточки, ручка, папка, подарки, которые он вручает.

  • Имидж среды – это то, как выглядит интерьер, в котором человек живет и работает, автомобиль, зачастую даже местоположение офиса.

  • Ментальный имидж – мировоззрение, этические установки, социальные стереотипы.

  • Фоновый имидж – те сведения, которые люди получают о человеке, но из других источников, например, из СМИ, по «сарафанному радио», от партнеров, клиентов. Зачастую, это и люди из окружения, что бывает важно для руководителя. Ведь «свита делает короля».[30]

Возникает вопрос, с чего же тогда начинать молодому специалисту. Как и в любой другой области – начинать стоит с постановки цели. От этого и будет зависеть стратегия построения Вашего имиджа. Во-первых, важно понять молодой специалист только еще ищет работу или же уже работает где-либо. И если же он работает, то какова цель его работы – продвижение по карьерной лестнице в рамках данной компании, переход в ближайшее время в более престижную компанию или просто заработок денег.

Не менее важным фактором для выстраивания собственного профессионального имиджа, является та область, в которой вам предстоит работать. Существуют разные классификации сфер профессий. Мы предлагаем рассмотреть упрощенный вариант, который делит все профессиональное поле на три типа деятельности:

  • консервативный (такие сферы как финансы, политика, банковские услуги, государственный аппарат),

  • коммуникативный ( к нему относятся профессии по типу «человек-человек», такие как психология, педагогика, продажи, сервис-услуги, СМИ)

  • креативный.

Мы предлагаем остановиться на одном из этих типов деятельности – коммуникативном.

Общение – процесс межличностного взаимодействия людей, в котором происходит взаимообмен информацией, навыками, эмоциями, основанный на отражении социальной действительности субъектами общения. [2] Учитель в процессе своей деятельности общается с учащимися разного возраста, пола и социального положения. С общения начинается его знакомство с учащимся, общением работа с ним заканчивается. От коммуникативных способностей учителя во многом зависит в целом успех его деятельности, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, его надеждах и ожиданиях, в общении вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. [27]

2.2. Условия и способы реализации индивидуального имиджа педагога.

Существует ли специфический имидж учителя? Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причину подобного видно в том, что большинство педагогов загоняют в «прокрустово ложе» устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии? Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.[25]

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.[27]

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен!

2.3. Динамическая модель поэтапного формирования индивидуального имиджа педагога.

Кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные образы, связанные с уровнем оценки профессионализма педагога. Характеристики этих имиджей складываются в обыденном сознании постепенно и меняются со временем. В этой связи нам представляется интересным проанализировать их изменения с 30-х по 90-е годы XX столетия.

Что такое хороший учитель? В разные годы, начиная с 30-х годов, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему: «Мой учитель». Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя:

1. Знание предмета и владение методикой.

2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.

3. Умение правильно оценивать знания учащихся.

4. Создание дисциплины.

5. Внешний вид., Образ плохого педагога в глазах учеников выглядел соответственно:

1. Слабое владение предметом.

2. Плохой подход к учащимся.

3. Неумение создать дисциплину.

4. Неправильная оценка знаний учащихся.

5. Внешний вид. [24]

Более поздние исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.[19] В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет.[26]

О результатах аналогичного исследования, проведенного в 1986 г., Д.В. Колесов и И.Ф. Мягков писали, что пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. И далее добавляли, что основой для формирования отрицательного отношения к учителям… пятиклассников были: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям. Шестиклассники акцентировали внимание на таких качествах учителя, как несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность.[12] Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.[12]

Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место. Первый же десяток качеств — это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.[24]

Ученики 30-40-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, а в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Интересным представляется факт схожести обобщенного портрета хорошего учителя, представленного в отечественных исследованиях, и полученного портрета хорошего учителя американской школы. Идеал, к которому стремится американский учитель, гуманен, справедлив, демократичен, способен на эмпатию, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Гибок, скорее неформален, чем официален, в общении с учениками проявляет рефлексирующее отношение к ним. Для него характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Склонен к положительному восприятию других.

Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж хорошего учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.[14] Имидж среднего представлен для всех испытуемых преимущественно средними личностными качествами, тогда как плохой универсально характеризуется как антипод хорошего. На наш взгляд, качества, входящие в образ стереотипа идеального учителя, можно расценивать как систему требований, предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала. При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.

В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (по данным В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом.[24] Вот проблема, которую надо решать незамедлительно! — призывает В.М. Шепель. На учителя смотрят внимательно. Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.

Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор…, -писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый. Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика. [25]

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками. Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности, — писал А.А. Бодалев. В.А. Кан-Калик отмечал: «Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия».[26]

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей. Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека. Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.

2.4. Формирование современного имиджа педагога.

«Кто знает цену сущности своей, Тот самый предостойный из людей» Ибн Сина.

Педагог – профессия особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся ученики, коллеги, родители. Например, при выборе школы родители начинают собирать информацию об учителях, порядке в школе, отношении в ней к детям и т.д., спрашивая тех, кто там уже учился или работал. И чаще всего прислушиваются к словам: «Этот учитель хороший, отдайте к нему детей, этот плохой учитель», «Это плохая школа, там порядка нет». Что это, как не имидж?

Имидж педагога – одно из основных средств реализации важного принципа гуманистической педагогики – принципа воспитания собой. При этом главное правило – собственный образ учителя должен быть привлекательным для детей. Кто же создает имидж?

Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

Во-вторых, имиджмейкеры-профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п.

В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

В-четвертых, его создают окружающие люди – друзья, родные, сотрудники. В учительской профессии процесс формирования имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Это еще один повод задуматься над вопросом: «Имидж – ничто или все?» Учителю необходимо учитывать, что в своей работе, он просто обязан быть красивым. Конечно, успешная «самоподача» требует усилий по поддержанию созданного впечатления.

Что же входит в имидж педагога? В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждение как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. Имидж учителя содержит такие компоненты, как индивидуальные и личностные качества, коммуникативные особенности профессиональной деятельности и поведения.

С чего же начать формировать свой имидж? Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола» — это работа над внешним обликом. Большую роль в этом играет феномен первого впечатления, т.е. визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Весь облик учителя должен быть совершенным, внушающим уважение, доверие, расположение к себе учащихся и взрослых. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Первое впечатление об учителе, как уже указывалось выше, имеет большое значение как в восприятии педагога, так и в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение окружающим людям. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Вторым шагом является использование вербальных и невербальных средств общения – важных составляющих имиджа. Функцию самоподачи в педагогическом общении особенно важно грамотно реализовать учителю в момент формирования первого впечатления о себе. Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько учитель обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимики, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникативные связи с людьми. К сожалению, по исследованиям социологов 25% начинающих учителей испытывают большие затруднения именно при первом контакте с учениками.

Важная часть имиджа педагога – красноречие. Искусство речи – это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Еще древние мудрецы говорили, что ораторское мастерство – это умение внушать и убеждать словом. В общении с учениками учителю важно не забывать о тоне, которым он разговаривает. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность. Многозвучным и разным должен быть и голос учителя. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают, шумят, отвлекаются) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает, особенно учащихся со слабой нервной системой).

Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, страдает и мелодика речи. Трудно улавливать окраску звука говорящего – тембр, гармонию речи.

Нельзя забывать и о том пространстве жизнедеятельности, которое создает каждый человек. Расстановка мебели в квартире, оформление рабочего места, марка машины и просто масса мелочей от фирменной ручки до кейса, которыми люди пользуются, несут информацию о них.

Третий шаг – немаловажное значение имеет и образ жизни учителя, который также влияет на имидж в целом. Имидж его образа жизни – это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение и характер. Очень важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая такой образ, учитель тем самым самосовершенствуется.

Специфика педагогической деятельности учителя – в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы, что приводит к стрессам и «эмоциональному выгоранию». Иногда бывает, что вроде бы все элементы имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Привлекательные люди: часто и охотно улыбаются; обладают чувством юмора; естественно себя ведут; веселы; часто и охотно говорят комплементы; знакомы с этикетом и следуют ему; уверены в себе; быстро вызывают человека на разговор о нем самом; осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы; дружелюбны, с ними легко общаться.

Обобщенный портрет «хорошего» учителя: гуманен, справедлив, демократичен, способен на чувственное сопереживание, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Скорее неформален, чем официален, в общении с учениками гибок и рефлексирующе относится к ним. Для него характерны положительные самооценки и восприятие других, оптимизм, принятие самого себя.

Для создания имиджа социального педагога важную роль играют одежда и аксессуары, украшения, часы, заколки и т.д. Ни в коем случае нельзя носить огромные украшения в виде длинных подвесок, крупные камни в кольцах, массивные перстни. Можно тонкую серебряную или золотую цепочку без кулона, тоненькое обручальное кольцо на правой руке на безымянном пальце. Часы носить обязательно. Желательно иметь так же мобильный недорогой удобный телефон. Если педагог носит очки , то лучше в темно коричневой оправе, не в железной. Декоративной косметикой пользоваться умеренно: неяркая помада без блеска, приятно пахнущие духи и нерезкие дезодоранты. Обувь социального педагога должна быть удобной, на среднем каблуке, учитывая то, что по роду своей деятельности ему приходится много ходить по семьям его подопечных. Одежда – классический костюм: жакет ниже бедра, юбка приталенная прямая, без разрезов ниже колена на 5–15 см. Считается, чем короче юбка у педагога – тем меньше уважения к нему со стороны окружающих. Если педагог предпочитает носить платья, то лучше всего без рюшек, оборок и без глубокого декольте. Можно украсить строгое платье шарфиком или косынкой в тон платья. Блузки должны быть из непросвечивающих тканей. Таким образом, использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении правильный подбор аксессуаров, косметики, поможет педагогу раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представлять себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж.

Заключение, Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине

ХХI век – это информационный век, где масса информации обрушивается на нас (особенно с экранов телевидения) ежедневно в виде символов. Символами успеха и преуспевания становятся не только кинозвезды, но и политики, бизнесмены и даже гангстеры – правила игры одинаковы для всех. Поэтому, имидж не только не потерял своей значимости в нашем мире, но и привлек внимание теоретиков и практиков в области социологии и психологии, истории и теории культуры, эстетики, экономики, семиотики и другие.

Имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен!

Введение в профессиональную педагогическую речь понятия «имидж» не является данью моде. Ведь в имидже учителя сочетается отношение учащихся к своим преподавателям, степень эмоционального контакта, представление о хорошем и плохом учителе и многое другое, что определяет интерес к учебе и отношению к образованию в целом. Так не пора ли педагогам заняться своим имиджем? Мы надеемся, что ниже предложенные тесты окажут вам помощь в формировании своего имиджа.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/gumanisticheskaya-pedagogika/

  1. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн.: Полымя, 2000.

  2. Гильманов С.А. О некоторых сущностных характеристиках имиджа // Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы: Мат. второго междунар. симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А.Петровой. М., 2004.

  3. Журнал «Воспитание школьников», № 7, 2002.

  4. Журнал «Народное образование». №2,и №7,2003г.

  5. Журнал «Начальная школа», № 10, 2005.

  6. Закон РФ. «Об образовании».

  7. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000.

  8. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Полымя, 2000.

  9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

  10. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми; Педагогический практикум. М.; Просвещение.1995.

  11. Национальная программа по подготовке кадров.

  12. Никулина О.М., Юмашева Т.А. Социально-психологический портрет личности социального работника // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике: Мат. всерос. четвертой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2004.

  13. Новейший философский словарь Под редакцией Грицанова А. А. Издательство «Книжный Дом», 2003

  14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога «Творческий центр Сфера». М., 2004.

  15. Панасюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ классик, 2007. — 768 с.

  16. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б., Современный экономический словарь Инфра-М, 2006

  17. Ростопшин П. Психология и педагогика. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.

  18. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Учебное пособие – СПб; Питер.2004.-316 с.

  19. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе (издание второе, исправленное) «ЦГЛ». М., 2003.

  20. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие.

  21. Словарь по общественным наукам. Глоссарий . ру EDI-Press & Web Mission, 2000-2006

  22. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. – Мн.: «Бестпринт», 2001.

  23. Социальная психология. Словарь Под общей редакцией Петровского А.В., редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Кондратьева М.Ю. ПЕР СЭ 2005

  24. :Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.,1994.

  25. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Изд. «Народное образование». 2002

  26. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. Изд. «ВАКО». М., 2005.

  27. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учеб.. пособие. М., 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1., Тест «Семантика цвета».

Красный – это импульс, воля к победе, стремление получать быстрый результат, добиваться головокружительного успеха. По М.Люшеру красный в символической форме соответствует “цене победы, троичному свету, который воспламеняет человеческий дух; сангвинистическому темпераменту и мужественности”. Настраивая на решительность, данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд. Тот, кто предпочитает в одежде красный цвет, хочет, чтобы его деятельность приносила ему весь спектр переживаний и ощущений полноты бытия. В профессиональном плане такой человек инициативен, мобилен, безусловный лидер, обладающий формальным или неформальным авторитетом. Отвержение красного цвета, нелюбовь к нему часто связано с тем, что человек устал, находится на грани физического морального или нервного истощения, ему недостает жизненной силы и кажется, что со всех сторон его окружают только неразрешимые проблемы. С точки зрения влияния данного цвета на физическое самочувствие известно, что красный цвет повышает внутреннюю энергию, сексуальность, способствует активизации кроветворения и обмена веществ. В психотерапии красный цвет используется для работы с людьми с заниженной самооценкой, неуверенными в своих силах. Социальный педагог должен осторожно использовать этот цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех его положительных свойствах красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой, число которых, к сожалению, в последние годы не уменьшается, а только увеличивается. Вторая причина , по которой не стоит злоупотреблять этим цветом: подсознательно человек в красном представляет некоторую опасность для окружающих – “огонь, пламя”, на располагает к доверительным, партнерским отношениям. Но это, однако, не означает ,что надо исключать красный цвет из своего гардероба. Наоборот, его надо носить , но тогда, когда ситуация требует мобилизации и “закладки непререкаемого авторитета”, к примеру первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или выступление на педагогическом совете , а так же когда надо произвести впечатление на человека авторитетного и компетентного, обладающего властью.

Оранжевый – помогает вызвать прилив новых жизненных сил, дает оптимистический тонус, прибавляет активность, но при этом дарит человеку ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии. В древневосточной геральдике цветов оранжевый цвет считается цветом здоровья и творчества. В цветотерапии оранжевый цвет используется для работы с людьми, находящимися в депрессии, поскольку помогает победить усталость, хандру, неуверенность, тревогу, страх. Оранжевый цвет , как никакой другой, создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе социального педагога необходимо. Другое дело , что использование его так же должно соответствовать требованиям ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении “открытых” мероприятий, когда необходимо создать благоприятную атмосферу, снять нервозность. Рекомендуется использовать оранжевый цвет при оформлении интерьера кабинета.

Желтый – настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости, общительности и интеллекта. А еще он помогает придать уравновешенность эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить внутреннее волнение. Желтый, по утверждению М.Люшера, символически соответствует “приему солнечного тепла, духу жизнерадостности и счастья”. Его эмоциональное содержание- оптимизм и обнадеживающее непостоянство. Предпочитающие желтый цвет находятся в постоянном поиске счастья во всех его сферах – от личных до профессиональных. Они нацелены вперед, к новому , современному, развивающемуся и еще не сформированному. Способны к обучению и к тому, чтобы видеть перспективы там, где их не видят другие. С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет так же следует включить в гардероб социального педагога в ситуациях предполагающих равноправное общение с коллегами по работе, в беседах с родителями учащихся , этот цвет будет незаменим.

Зеленый – все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. Психологически он выражает себя как волю к работе, упорство и настойчивость. Предпочтение зеленого цвета в одежде и окружении указывает на твердость, постоянство, способность выстоять перед изменениями, а также на постоянство воззрений и высокую самооценку. Для такого человека важно производить впечатление, иметь признание, сохранять свой образ действия и поступать по-своему, придерживаясь, впрочем, некоторого идеализированного представления о себе Зеленый цвет активно используется в медицине, поскольку способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Но, опять таки, зеленый цвет надо использовать соответственно целям и ситуации, так как он лишает человека носящего его , права на эмоции и проявление чувств.

Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Недаром говорят, что розовый – цвет любви. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, нуждающимися в опеке и любви, опеке и защите. Именно поэтому социальному педагогу необходимо включить в свой гардероб розовый цвет.

Голубой – тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Этот цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой – цвет мира и всеобщей гармонии. С точки зрения влияния на физическое самочувствие человека голубой цвет успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения при солнечных ожогах, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Голубой цвет, так же как и зеленый, будет необходим социальному педагогу, когда от него потребуется дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.

Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом: на распыляться по мелочам, не разбрасываться. Ф. Шеллинг поэтично описал значение синего цвета в своем труде “Философия искусств”: “Синий – символически соответствует спокойному морю, сдержанному темпераменту, женственности”. Тот, кто отдает предпочтение синему цвету в одежде и окружении, ищет спокойной и тихой среды, лишенной неприятностей и волнений, в которой события идут и развиваются плавно в более или менее привычном направлении, а так же среды, в которой его взаимоотношения с окружающими ровны и свободны от разногласий. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм. В психотерапии синий цвет также активно используется, поскольку помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый

Черный – цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Символически выражая идею небытия и угасания, черный цвет является отрицанием цвета как такового. Именно поэтому не рекомендуется его частое использование в одежде и окружении социального педагога.

Белый – цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений, но никак и не защищает своего обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.

Считается, что гармоничным сочетанием цветов является: желтый – фиолетовый – синий – зеленый; желтый – фиолетовый – красный – оранжевый; синий – оранжевый – красный – фиолетовый; синий – оранжевый – желтый – зеленый. На тренинговых занятиях с учителями и учениками рекомендуется использовать все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуации и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2., Тест «Оценка профессиональной направленности учителя»., В данном тесте возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на листе ответов, зачеркнув нужную букву.

1. Я бы мог вполне жить один, вдали от людей (а,б).

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом.

7. Люди говорят, что мне нравится делать все по-своему.

8. Один из основных моих идеалов – личности ученых, внесших большой вклад в мой предмет.

9.Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

13. Большинство моих друзей – люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.

14. Я подолгу анализирую свое поведение.

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.

16. В компании я представляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

22. Я редко соглашаюсь с мнением коллектива.

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

26. Худшее наказание для меня оказаться в одиночестве.

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

31.Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

33. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни.

34. Окружающие считают мою семью интеллегентной.

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету.

38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету.

39. Я люблю читать книги, статьи на темы нравственности, морали, этики.

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются с вопросами.

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть.

42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

44. Моя любезность часто не нравится другим людям.

45. Порой я завидовал удаче других.

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по своему предмету.

49. Я проявляю активное участие в судьбе других.

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами используемого, каждый ответ оценивается по двухбальной шкале:

— ответ совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

— ответ не совпадающий с ключом, приравнивается к 0;

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование баллов по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов. Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремится исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпритации.

Код опросника:, Общительность – 6б, 11б, 16а, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а., Организованность – 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а., Направленность на предмет – 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а., Интеллегентность – 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а., Мотивация одобрения – 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а.

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее 3 баллов, и ярко выраженным, если количество баллов 7. Для большей наглядности полученные результаты лучше представить в виде круговой или столбовой диаграммы. Выраженность одного фактора говорит о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Тест ВАШ E Q

Попытайтесь определить свой коэффициент эмоционального развития, ответив «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Когда члены семьи заняты каким-то своим делом, я не обращаюсь к ним за помощью, так как уверен(а), что это бесполезно.

2. Узнать, что кто-то из моих старых знакомых приехал недавно из другого города, я несмотря на загруженность, выкрою время и встречусь с ним.

3. Как правило, я определяю, в хорошем или плохом расположении духа находится человек, по данному взгляду.

4. Чтение колонок криминальной хроники в газетах или просмотр теленовостей могут надолго выбить меня из колеи.

5. В хорошем настроении бываю чаще, чем в плохом.

6. При разговоре с начальством я теряюсь и думаю о том, чтобы поскорее беседа закончилась.

7. Никогда не умел(а) кататься на коньках, но, думаю, если бы захотел(а), научился(ась) бы.

8. Я прекрасно себя чувствую в кругу своих друзей.

9. Прежде чем взяться за какое-либо дело, я сначала составлю план, продумаю с чего начну.

10. Поломка автомобиля, телевизора или холодильника может заставит меня растеряться, а то и впасть в отчаяние.

А теперь подведем итоги:

Если вы ответили положительно на пункты 2,3,4,5,7,8,9 поздравляем: коэффициент эмоционального развития у вас довольно высок. А если положительного ответа удостоились пункты 1,6,10, то увы, вам надо пересмотреть свои взгляды на жизнь. И даже если полностью изменить свой характер вам не удастся, кое-что подкорректировать в нем вполне реально. Если же в этих пунктах вы поставили слово нет, значит интеллект давлеет над вашими эмоциями. И вы не можете управлять своим настроением для пользы дела и поставленной цели. Помните: высокий IQ помогает человеку устроиться на работу, а EQ – быстрее продвигаться по службе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Тест « Умеете ли вы влиять на других?»

Основа основ профессии менеджера – умение влиять на окружающих. Но есть ли у вас такая способность, можете ли вы провести людей за собой или вам надо тщательно развивать эту черту характера? Помочь в поисках ответа на это вопрос призван приводимый ниже тест.

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

  1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?

  2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

  3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?

  4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?

  5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?

  6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?

  7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

  8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменен?

  9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

  10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

  11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?

  12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

  13. Любите ли доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?

Оценка ответов. Подсчитайте набранное вами количество баллов, воспользовавшись для этого приведенной ниже таблицей.

Результаты:

35-65 баллов:

30 и меньше:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Тест « Легко ли повлиять на вас с помощью похвалы?»

Выяснить это вам поможет следующий тест.

1. Вы любите находиться в обществе других людей?

а) пожалуй, нет

б) смотря в каком обществе

в) да, это моя стихия.

2. Вы выскочили из дома не в лучшем виде и вдруг встречаете интересного вам мужчину?

а) вы будете вести себя, как ни в чем не бывало

б) вы извинитесь за свой внешний вид и продолжите беседу

в) для вас это просто катастрофа.

3. Если вам нравится платье, фасон которого сейчас не носят, как вы с ним поступаете?

а) надену, как ни в чем не бывало

б) буду носить дома

в) придется пустить его на тряпки.

4. Уметь радоваться в жизни любой мелочи – это…

а) просто глупость

б) помогает в трудную минуту

в) то, чему следует поучиться.

5. Вы согласны с тем, что доброе слово и кошке приятно?

а) смотря какое слово

б) смотря, кем сказано

в) абсолютно верно.

6. Вам интересно, что о вас и думают и говорят другие?

а) вот уж нет

б) смотря, кто

в) да, еще как.

7. Вам кажется, что вы плохо выглядите, а вам вдруг делают комплимент …

а) я чувствую в этом подвох

б) а может, все не так плохо

в) я тут же забываю о своих опасениях по поводу внешнего вида.

8. Если вы слышите несправедливую критику в свой адрес…

а) вам все равно

б) смотря, кто критикует и при каких обстоятельствах

в) вам это, как правило, надолго портит настроение.

9. С трудными ситуациями вы обычно справляетесь сам (а)?

а) пожалуй, да

б) когда как

в) мне обязательно нужно чтобы кто-то был рядом.

10. Продолжите фразу: Комплементами сыт не будешь …,

а) … лучше бы зарплату повысили.

б) …но это лучше, чем ничего.

в) … но все равно приятно.

Каждый ответ: А – 0 очков; Б – 1 очко; В – 2 очка. Просуммируйте все набранные очки.

От 0 до 6 баллов., От 7 до 14 баллов., От 14 до 20 баллов.