Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего

Таким образом, все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый — носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.

Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?

Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как «метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей». [ 7, С. 24]

А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью).

Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное » [7, С. 24 ].

Так чем же характеризуется творчество? Б.М. Теплов в этой связи пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение » [7, С. 25 ].

Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, «которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции ».[7, С. 25]

В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства; как мы уже отмечали, радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимы чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь).

10 стр., 4643 слов

Роль народного художественного творчества в воспитании личности

... личности и воспитания; охарактеризовать понятие народного художественного творчества; выявить роль народного художественного творчества в воспитании личности. Объектом исследования является музыкальная педагогика. Предметом исследования является воспитание личности в народном художественном творчестве. Воспитанием личности в народном художественном творчестве ...

Работая над изображением, приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества , которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п.

художественным творчеством детей

Таким образом, мы рассмотрели понятие детского творчества, определили его особенности и виды. Из всего выше сказанного мы сделали вывод о том, что одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы. Поэтому далее мы рассмотрим этот вопрос, а также определим: следует ли творчеству обучать и является ли обучение условием развития детского изобразительного творчества?

Истоки творческих сил человека восходят к дошкольному детству. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Однако многие авторы, исследовавшие детское изобразительное творчество (В.С. Мухина, Е.А. Флерина и др.), отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед.

Своеобразие образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и графического воплощения обусловлен особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника. В первую очередь, это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Исследования показывают, что у ребенка с высоким уровнем воображения произведения обычно оригинальные, непохожие на продукты творчества других детей. Воображение – основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Именно в них идет наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность).

Поэтому внимание взрослых к воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной деятельностью должно быть первоочередным. В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики детского воображения. Детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. О бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека.

20 стр., 9786 слов

Особенности развития одаренности в детском возрасте

... исследования: 1. Дать понятие творчества и одаренности разных авторов; 2. Проанализировать особенности развития одаренных детей; Показать особенности взаимоотношений одаренных детей Методологической основой исследования является идея одаренности как целостного, многогранного и развивающего ...

Опыт ребенка мал, поэтому детское воображение у детей беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения. Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. В подготовительной группе оригинальность продуктов детского воображения можно объяснить рядом причин: ребенок к 7 годам освоил (в основном в игре) нормы, правила, ценности жизни взрослых. Поэтому произошли изменения в его мотивационно-потребностной сфере личности, а именно: появилось основное психологическое новообразование, характерное для этого возраста, — стремление к социально значимой, социально оцениваемой деятельности. Применительно к изобразительному творчеству этот мотив конкретизируется в стремлении ребенка создать образ, который поняли бы и приняли дети и взрослые, т.е. выразительный, интересный, оказывающий эмоциональное воздействие на других людей. Это одна из причин появления оригинальных образов. При наличии такого общественно направленного мотива важно, чтобы у ребенка была развита и операционно-техническая сторона деятельности, т.е. был сформирован соответствующий изобразительный опыт. Как правило, к 7 годам у детей есть определенный опыт. При наличии же обобщенных, а значит, гибких, вариативных умений ребенку легче реализовать любые, в том числе оригинальные замыслы. Это еще одна причина создания семилетками оригинальных образов. Безусловно, один из важнейших факторов успехов 7-летнего ребенка в поиске адекватных средств создания образа является разумное обучение с 4 до 6 лет.

В этот период «стабильного» (не кризисного) развития дети ориентированы в основном на усвоение норм, правил, образов деятельности, взаимоотношений взрослых (в первую в организованном обучении. В это период развивается операционно-техническая сторона деятельности как одно из условий создания оригинальных образов в 7-летнем возрасте. Поэтому определенная потеря оригинальности в работах детей средней, старшей групп по сравнению с младшей и подготовительной как бы закономерна, объяснима (хотя тенденция эта не абсолютная, а относительная).

Как показали исследования О.М. Дьяченко, наибольшее количество детей с «эмоциональным» воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней и старшей группах их число уменьшается и вновь возрастает в подготовительной группе.

Уровень креактивности выше, если дано задание найти творческое решение. Акцент на возможность и необходимость вариативного решения задачи должен быть постоянным. Создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствии жестких регламентирующих оценок, когда ребенок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения. Итак, своеобразие образов, создаваемых детьми, определяется:

5 стр., 2202 слов

Защита прав ребенка в детском доме

... деятельности реабилитационного центра для детей, страдающих токсикоманией, вне структуры детского дома-школы, и придания ему статуса областного учреждения. Также Уполномоченный принимает возможные меры для восстановления нарушенных прав ... 14]. Возможные пути помощи детдомовцам: Путь первый. Детям детского дома не хватает положительного образа взрослого человека с его подвигами, заботами, интересами и ...

  • личностными особенностями ребенка (уровень развития воображения, доминирование того или иного вида воображения – «познавательного» или «эмоционального»);
  • возрастными особенностями (в младшей и подготовительной группах детского сада уровень оригинальности детской продукции выше, а в средней и старшей – несколько снижается);
  • особенностями обучения.

По мнению Теплова, систематическая педагогическая работа не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности.

Так возникает педагогическая проблема — поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять». Такой стимул нашел Лев Николаевич Толстой. Приступая к обучению крестьянских ребятишек, великий русский писатель уже понимал, сколь значима задача «развивать детское творчество»; как одно из возможных решений он предлагал детям совместные сочинения. «Показать не только продукт, но и самый процесс творчества писания, рисования и т.д. с тем, чтобы собственными глазами увидеть, как «это делается». Тогда, как пишет отечественный исследователь психологии детского творчества Е. И. Игнатьев, ребенок «от простого перечисления отдельных деталей в рисунке переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется роль слова в изобразительной деятельности, слово все больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения» [7, С. 27 ].

Саккулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, как непременные составляющие творчества. [5, С. 123]

Вопрос о конкретных критериях оценки детского творчества, как пишет Г.Г. Григорьева, является одним из сложнейших и нерешенных однозначно. «Как правило, оценивается интеллектуальное творчество: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), подвижность, оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых), любознательность…» [5, С. 123]

Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина [5].

Это показатели, характеризующие:

1.

  • Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.
  • Увлеченность, захваченность деятельностью.
  • Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
  • Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.
  • Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами.
  • Возникновение потребности в творчестве.

2.

13 стр., 6191 слов

Организация социально-культурной деятельности в Детском доме ...

... творчества. Новизна исследования и практическая значимость определяется, в первую очередь, изучением темы курсовой работы, потому что социально-культурная деятельность среди детей ... исследования является Социально-культурная деятельность. Предмет исследования. Социально-культурная деятельность в Детском Доме ... творчества-радио, моделирование, автомототехника, картинги др.; дизайн; конструирование ...

  • Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных старых элементов.
  • Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
  • Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.
  • Быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях (беглость, гибкость).

3.

  • Нахождение адекватных изобразительных средств для воплощения образа.
  • Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
  • Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (выразительность, грамотность, оригинальность образа).

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка, которые можно также определить как критерии, в продуктах детской деятельности. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. К примеру, идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творчества у младших дошкольников — это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, скажем, палочка — черешок.

По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка — важный стимул развития его творчества. Педагог отмечает и поощряет творческие находки детей, открывает в группе, в зале, вестибюле выставки детского творчества, оформляет работами воспитанников учреждение.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок).

Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап

И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста:

15 стр., 7179 слов

Выпускная «Современная организация игровой деятельности в детском саду» статья

... ребенка - игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС ... детям развивать игру, используя современный жизненный опыт. Цель данной работы: изучение современной организации игровой деятельности дошкольников в детском ...

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
  • видение новой функции предмета (объекта);
  • видение проблемы в стандартной ситуации;
  • видение структуры объекта;
  • способность к альтернативным решениям;
  • комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

Однако Комарова Т.С. обращает внимание на то, что самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию (первая черта по Лернеру) у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действительности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета (Иными словами, как обводим предмет, рассматривая его, так и рисуем — карандашами, кистью, фломастерами.).

Только тогда дети смогут применять этот способ самостоятельно, только тогда постепенно приобретут свободу изображения любых предметов, даже тех, что не имеют четко фиксированной формы, например облаков, лужиц, плывущих льдин, нерастаявшего снега.

Вторая черта по Лернеру — видение новой функции предмета (объекта) — проявляется, когда ребенок начинает использовать предметы-заместители. Таким образом, знакомя детей с произведениями искусства (изобразительное искусство, литература, музыка), мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, т.е. претворяем в жизнь те цели и задачи, о которых сказано выше, — к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения.

Таким образом, обращаясь к проблеме развития детского изобразительного творчества, выявив его понятие, а также критерии оценки и уровни развития, мы обратились к новому на сегодняшний день направлению – детскому дизайну. Наша задача показать возможности детской дизайн-деятельности в развитии изобразительного творчества детей.

  • Баухауз в Германии (1919 – 1933 гг.)
  • ВХУТЕМАС в России Советского периода (1920 – 1930 гг.)

В этих школах разрабатывались главные принципы дизайнерского искусства (функционализма/конструктивизма), а также готовились первые профессиональные дизайнеры. Первая же дизайнерская контора появилась в США в начале 20-ого века. В связи с тем, что главным мотивом развития американского дизайна является экономика, американский дизайн не ассоциируется с видом искусства, а создает впечатление о том, что служит для материальных целей раскрутки товара [27].

Наиболее яркими примером американского дизайна является серия деятельности таких фирм как Nokia, Filips, Motorola, Siemens и Samsung.

Что касается России, то в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. “Disegno” — это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

В истории нашей страны встречались также и такие обозначения дизайна, как «Декоративное искусство» или «Техническая эстетика». Восприятие и разнообразное использование термина “дизайн” в разных странах говорит об уникальности каждой из культур и об их особом отношении к этому виду искусства. Предпосылками дизайнерского искусства являются:

  • прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов
  • экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна

Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:

  • дизайн интерьера
  • дизайн одежды
  • дизайн книги
  • ландшафтный дизайн
  • предметный дизайн
  • выставочный дизайн
  • Web-дизайн.

Основные понятиями дизайна являются:

промышленный

тайлинг «дизайн»

рафический дизайн

ублишь-арт

Web-дизайн

фито-дизайн

устарный дизайн

Кузнецова О.В. в своей статье «Работа с дошкольниками» [11] указывает на то, что в практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: «изобразительная деятельность» (с рукоделиями), «творческое конструирование» и собственно деятельности «детского дизайна». Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Так, детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздниками развлечениям, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности).

Вместе с тем, как мы выяснили при изучении литературы, детский дизайн имеет общие черты с профессиональным дизайном. Это:

  • оригинальность и неповторимость творческого продукта;
  • знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
  • совместно раздельный характер исполнения замысла;
  • предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
  • использование аналогичных материалов и техник;
  • общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;
  • самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).

Таким образом, искусство дизайна активно входит в жизнь. Как мы выяснили, если «дизайн для детей» является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников. Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым.

Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня).

Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

В процессе обучения детей элементам дизайна О. В. Кузнецова также советует знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

О.В. Кузнецова, также как и Г.Н. Пантелеев предлагает использовать в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна, ведь он отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.).

Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

Воспитатель Кузнецова Ольга Валентиновна в своей статье «Работа с дошкольниками» [11] говорит о том, что в современном мире возрастают культурные потребности людей, а, следовательно, и меняется концепция дошкольного образования «которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка». Ссылаясь на авторов программы «Истоки» Кузнецова О. В. говорит о том, что, занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности можно сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя элементы дизайн-культуры.

В своей статье она также предлагает примерное планирование занятий по ознакомлению детей с техникой дизайна в подготовительной группе.

Другой автор, Ярыгина А. представляющая свои статьи на страницах журнала «Дошкольное воспитание» считает наиболее приемлемым для детей видом детского дизайна это фитодизайн и графический дизайн. В статье «Дети и дизайн» она предлагает педагогу с детьми создавать объемно-художественные композиции из растений (аранжировки растениями) и представляет несколько вариантов таких композиций: «Пустынный ландшафт», «Японский садик», «Рябиновые бусы», «Мышка в норке», «Зеленая лягушка». Также она предлагает использовать декоративные элементы интерьерного озеленения (дизайн природных уголков).

В статье «Графический дизайн» [23], выше приведенный автор, указывает на ту серьезную роль, которую играет графический дизайн в нашей жизни, а также на доступность его для детей дошкольного возраста. Здесь она предлагает детям на занятиях изготавливать различные коробки и упаковки на разную тематику: «Новогодний сапожок», «Дизайн новогодних коробок», «Нарядные пакеты», «Коробка для торта», «Веселые ведерки», «Коробочки для карандашей» и др. Также Ярыгина считает, что одним из эффективных путей приобщения детей к дизайну является графическая сценография, которая «обслуживает театрализованную деятельность детей, совмещая в себе изобразительное и игровое начало».

В статье «Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи» Лыкова И. [12] предлагает детей активно знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, а в частности с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца. Она рассказывает о некоторых секретах старинного мастерства, предлагает материалы, которые можно использовать в детском творчестве, какие краски использовать, предлагает различные варианты росписи яиц.

Также нами в журнале «Начальная школа» были просмотрены статьи Н.М. Конышевой «Дизайнерское образование в начальной школе» [9] и «Художественный труд: основы дизайнообразования» [10], в которых говорится также о необходимости введения дизайн-деятельности, но только в начальной школе.

Однако, изучая статьи различных авторов мы обратили внимание на то, что предлагая варианты занятий, темы, материалы для детского дизайн-творчества, только один автор – Г.Н. Пантелеев – изучил эту деятельность, подошел к исследованию детского дизайна вплотную. Его работы представлены как и в дошкольном воспитании, так и в Интернете. Не так давно им была выпущена книга «Детский дизайн» [15].

Цель этой книги – первой по дизайн-культуре в отечественной педагогике – нравственно-эстетическое развитие детей 5-10 лет средствами новой художественно-декоративной деятельности детского дизайна в детском саду, начальной школе и семье. В этом пособии очень подробно рассматривается новое направление художественного воспитания — детский дизайн, его направления, освещены некоторые его культорологические и воспитательно-образовательные аспекты, представлены тематические циклы художественно-творческих занятий с детьми, даны советы и рекомендации педагогам и родителям.

Что касается современных образовательных программ, то только в одной – программе «Истоки» — обращается внимание на новое направление — детский дизайн в старшем дошкольном возрасте. В программе «Радуга» существует раздел «Художественный труд», основу которого составляет народное творчество; в программе «Детство» в разделе «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки» раскрываются задачи приобщения ребенка к искусству, эмоционально-эстетическому отношению к окружающему; в программе «ТРИЗ» ставятся задачи развить фантазию детей, научить их мыслить системно, воспитание творческих качеств личности.

Таким образом, можно сказать, что под давлением времени, вопрос обучения детей элементам дизайна стала невероятно актуальным, изучение его только-только начинается, возможно уже на подходе несколько серьезных трудов по этой проблеме. Но сейчас объем источников невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка. Итак, каким же образом организовывать занятия детским дизайном, чтобы они способствовали развитию изобразительного творчества детей в старшем дошкольном возрасте?

В обучении детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна используется следующий художественный материал:

1. Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.

2. Природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.

3. Бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).

Все занятия строились по принципу от простого к сложному, очень нравились детям и вызывали у них массу положительных эмоций.

На первом занятии, которое называлось «Свет мой, зеркальце, скажи…» проводилась беседа о видах одежды, предпочтениях в одежде разных людей, о культуре одежды, об одежде мальчиков и девочек. Дети также садились перед зеркалом и рассматривали себя: «А эту кофточку мне сшила мама», «А это моя любимая майка». После этого занятия дети стали играть в «ряжения», приводили в порядок кукол.

На втором занятии — «Одежда: вчера и сегодня», мы также проводили беседу – короткий экскурс в историю одежды. Занятие прошло на одном дыхании, много было принесено из дома детьми старых семейных фотографий и вырезок из журналов. Детям понравилось сравнивать одежду прошлого и настоящего, от кого-то из детей нами было услышано модное сегодня слово «тенденция» и все стали спрашивать что это такое.

Третье занятие называлось «Моя модная одежда», на котором, дети, получив новые знания и уточнив уже имеющиеся на предыдущих занятиях, рисовали свою одежду, которую хотели бы носить здесь и сейчас. Это занятие очень увлекло детей, продолжалось дольше обычного и Кибкало С., очень творческий мальчик, нарисовал себя средневековым господином. Девочки рисовали для себя пышные платья, которые носили дамы прошлых времен. Они объясняли это тем, что такие платья всегда красивы. Затем все рисунки были вырезаны по контуру и был создан коллективный фриз «Наша модная одежда», мы выставили его в уголке для родителей на некоторое время и дети так гордились своим творением, что еще долго показывали папам и мамам какие они красивые в новой одежде.

Четвертое занятие «Наши альбомы моды» включало в себя несколько видов деятельности – рисование, аппликация, моделирование. На нем дети составляли из различных вырезок из журналов, альбомов «Кукольная одежда», «Детская одежда» свой коллективный альбом моды. Они очень долго совещались, спорили, где и как нужно, что располагать и, наконец, приняли нестандартное решение разделить альбом на следующие разделы: головные уборы, платья, обувь, аксессуары.

На пятом и шестом занятии «Ткань для праздничного платья» и «Праздничное платье» дети, даже мальчики, составляли для себя ткань и сам наряд, под эту ткань. Играли в дизайнеров-модельеров, что им очень понравилось. Ксения и Сергей даже сделали для своих нарядов вешалки. После этого вешалки сделать захотелось сделать и всем остальным.

На последующих четырех занятиях дети знакомились с куклой матрешкой, ее историей, видами, гардеробом. Здесь детям потребовалось приложить максимум усилий, включить все свое воображение и творчество, так как для куклы они делали не только одежду, но и дом, убранство этого дома. Занятия детям так понравились, что они потом из дома приносили нарисованные новые фасоны одежды для куклы, и возможные варианты убранства ее комнаты. Все принесенные работы также выставлялись и были включены в заключительную панораму-диараму.

Параллельно тому, как с детьми проводились занятия, с их родителями проводились специальные консультации «Дизайн в семье» (см. приложение 4), на которых родителям предлагалось заниматься с детьми дома элементами дизайна и давались конкретные рекомендации по организации подобных занятий дома. Также родителям объяснялась важность бережного отношения к продуктам детской деятельности, важности выполнения детьми домашнего задания.

Конспект консультации для родителей «Детский дизайн в семье»

Уважаемые родители!

Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на тему нашей консультации. Мы, обучая детей элементам дизайна на занятиях, хотели бы поговорить с вами о том, как можно организовывать подобную деятельность дома. Занятия дизайном очень нравятся детям, увлекают их, но самое главное, несут в себе огромный развивающий потенциал.

Итак, чем же можно заниматься с детьми дома?

1. Выводите ребенка на экскурсии в музеи, по городу, знакомьте с архитектурой города, с природой, образцами фольклора.

2. Важно предоставлять ребенку игровой и обучающий материал в виде «полуфабриката», чтобы он сам мог собрать игрушку, дооформить ее.

3. Занимайтесь вместе с детьми дизайн-рукоделием (сделать настенный «коврик-карман», в который можно положить небольшой альбом, игрушку).

4. Положительно оценивайте старания детей, поощряйте их успехи словом и делом, совместными играми, прогулками и т.д. Обязательно перед началом работы укажите ребенку на важность ее выполнения для близких (подарок, украшение костюма, комнаты, праздника).

Очень полезно показать достижения ребенка родным, близким, друзьям.

5. Оборудуйте постоянное место для занятий ребенка с хорошим освещением, удобным столом с ящиками.

6. Приучайте ребенка к порядку.

7. Привлекайте ребенка к оформлению дома к празднику, предложите ему придумать свои варианты оформления зала, комнаты, не оставляйте без внимания его предложения.

8. Используйте в работе с детьми разнообразные материалы, разнофактурную бумагу, краски, фломастеры, карандаши, шаблоны, трафареты, пластилин, глину.

Помните, что только вместе с вами мы сможем достичь хороших результатов!

Примерный перечень изделий, которые дети могут выполнить дома вместе с вами:

  • коробочки для подарков;
  • закладки для книг;
  • открытки;
  • маски для карнавала;
  • оформленные в виде клоунов и др. подставки для карандашей;
  • шитье подушек для кукол;
  • оформление кукольной одежды;
  • пригласительные билеты к празднику;
  • конверты;
  • и др.

Советуем почитать:

1. Газамаюнов В. Н. «Основы дизайна».

2. Пантелеев Г. Н. «Детский дизайн»

3. Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие»

4. Пантелеева Л. В. «Костюмы детей к праздникам»

5. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование»

Протокол № 1

Дата: 23.03.2008

Кибкало Сергей Андреевич

8 лет 5 месяцев

Методика «Рисунок семьи» (Хоментуаскас Г. Т.)

Цель: Изучить семейную ситуацию.

Действия экспериментатора

Время

Действия испытуемого

Протокол № 2

Дата: 23.03.2008

Кибкало Сергей Андреевич

8 лет 5 месяцев

Методика «Кинестетический рисунок семьи»

Цель: Изучить семейную ситуацию.

Действия экспериментатора

Время

Действия испытуемого

Типы и виды детского дизайна

Табл. 1

Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн

Виды деятельности

Художественная аранжировка

Моделирование одежды

Декоративно-пространственный дизайн

Бумажная пластика. Природный и искусственный материал. Монтаж, ИЗО, фото. Экскурсии, просмотр ИЗО и видеоматериалов. Рисунки в книжках-раскрасках. Рисунки аранжировок. Рисунки, печать. Аппликация сувениров-подарков: закладки для книг, визитки, открытки-приглашения, поздравления, фантики. Декоративные салфетки. Разрезные картинки. Наборы букв, знаков, цифр. Мозаики. Логотипы, символы. Лото, домино. Плетение, ткачество, макраме. Роспись, акватушь. Плакат, стенгазета. Фотомонтаж. Панно, фриз. Фитокомпозиции. Элементы украшения одежды. Аппликация. Календарь природы.

Кукольная. Детская. Театрально-праздничная. Экскурсии, посещение театра, выставок, музеев. Рисунки: одежда вчера, сегодня, завтра. Рисунки: ткань для одежды. Рисунки: одежда творческая. Рисунки аксессуаров и украшений одежды. Аппликация: фасоны и выкройки одежды, ее детали. Аппликация: манекен одень куклу. Силуэты кукол для теневого театра. Картинки разрезные. Составление коллекций: альбомы «модная одежда».подбор и создание украшений. Панно, фриз «бал моды», «детский карнавал», «хоровод матрешек».

Дизайн интерьера и среда детей. Развлечения и праздники. Экскурсии, прогулки по городу. Рисунки: комната куклы, игровой уголок. Рисунки в книжках-раскладушках. Рисунки «мой уголок дома», «праздничное оформление зала», «праздник в городе», «мой любимый спектакль», «Я – зодчий». Картинки разрезные «Архитектурные ансамбли», «Узнай свой город». Тематическое лото, домино. Аппликация «Я – архитектор», «Я – художник театра». Составление альбомов: «Архитектура», «Интерьер», «Ландшафт». Участие в создании декоративного убранства зала к празднику.

Объемный (предметно-пространственный) дизайн

Виды деятельности

Художественная аранжировка

Моделирование одежды

Декоративно-пространственный дизайн

Прогулки, просмотр ИЗО, видео. Составление коллажей. Лоскутная мозаика. Конструирование, геометрические, фасонные формы. Композиции: гирлянды, султанчики, елочные игрушки. Фитокомпозиции, игрушки-самоделки. Образцы сервировки (плетенки, вазочки).

Создание ювелирных украшений (бижутерия, камни, лоскут, кора).

Игры-пособия, книжки-раскладушки («Одень куклу», «Мой домик»).

Панно, фризы, фотомонтажи.

Экскурсии в ателье моды. Игры в «ряжение». Лепка с росписью. Конструирование с росписью. Игры-пособия «студия от кутюр», «я – модельер». Создание манекенов. Моделирование одежды на манекенах. Создание реквизита для игр, спектакля, маскарада, карнавала. Кукольный гардероб. Создание костюмированных композиций.

Экскурсии по городу. Игры-пособия настольные «Домик куклы». Игры-конструкторы «Я – архитектор», «Я – строитель», «теремок», «сказки». Подбор и оформление мелких коробок. Создание настольных декорпций спектакля с росписью, аппликацией. Конструирование настольных игровых макетов. Дизайн-оформление игровых макетов (роспись, аппликация).

Создание ИЗО-коллажей. Создание архитектурно-скульптурных композиций на участке (из снега, альпинарий).

Дизайн-оформление помещений к праздникам и развлечениям.

Пространственный (архитектурно-художественный) дизайн

Виды деятельности

Художественная аранжировка

Моделирование одежды

Декоративно-пространственный дизайн

Экскурсии на природу, на выставки, в музеи. Создание композиций «кинетического дизайна» (свободного вращения) при оформлении помещений к праздникам (гирлянды, шары, фонарики, звездочки, снежинки и т. п.).

Подбор реквизита для игр-драматизаций, выступлений на празднике (ленты, султанчики, игрушки, флажки).

Подбор декораций для спектакля и развлечений. Подбор аранжировок при оформлении кукольного и детского интерьера. Комплектация аранжировок при оформлении праздничного интерьера и участка. Создание фитокомпозиций озеленения, украшения помещений, участка, построек. Создание ландшафтных аранжировок (альпинарий, «альпийский клуб», «мавританский ковер», «горка с водопадом», «ручеек», «водоемы»)

Экскурсии «Выставка моды» (ателье, витрина, музей).

Участие в создании мягкой (интерьерной) игрушки и ее гардероба. Демонстрация новых образцов одежды (на подиуме, перед зеркалом), сравнение, выбор. Участие в организации «костюмерной» для кукол и детской одежды. Участие в организации и оборудовании «студии от кутюр», мини-музея. Участие в подборе и организации выставок одежды. Участие в костюмированных мероприятиях в одежде (ее элементах), исполненных детьми (в детском саду и семье).

Экскурсии по городу, паркам, усадьбам. Эстетическая организация кукольно-игрового пространства (в детском саду и семье).

Участие в эстетической организации игрового пространства для детей, зон занятий, труда, художественного досуга (в детском саду и семье).

Участие в монтаже и разборке декораций (сцена, ширма, подиум) к спектаклю. Участие по эстетическому преобразованию помещения детского сада. Участие в организации и оформлении дизайн-студии. Подбор работ и участие в подготовке выставки детского творчества и мастеров искусства. Создание композиций из крупноблочного материала (коробки, конструкторы) игровых построек (в помещении и на участке).

Использование эффекта цвето-светового дизайна (витраж, освещение).

Блок

Дата

Тема занятия

Цель и задачи занятия

Предварительная

работа

Материалы и оборудование

Содержание

занятия

1 блок

2 блок

3 блок

«Удивительное – рядом»

«Моделирование из природного материала»

«Рябиновые бусы»

«Мозаика» (аппликация)

«Дизайн клумбы» (коллаж)

«Сладкоежки» (декоративное панно – аппликация)

«Нарядный фантик для конфетки» (рисование аппликация)

«Коробочка для сладостей» (конструирование, аппликация, роспись).

«Мой цветочек» (моделирование)

«Букет к празднику»

«Свет мой, зеркальце, скажи…» (беседа)

«Одежда: вчера и сегодня» (беседа, экскурсия)

«Моя модная одежда» (рисование, фриз)

«Наши альбомы моды» (составление альбома, который может состоять из картинок, наклеенных на картон)

«Ткань для праздничного платья» (рисование, панно)

«Праздничное платье» (моделирование фасона с тканью, панно)

«Русская кукла – матрешка» (беседа)

«Платье для любимой куклы матрешки» (роспись силуэта для панно).

«Жилище для любимой куклы матрешки» (дизайн-моделирование в макетах комнат)

«Хоровод кукол» (конструирование, аппликация, роспись, моделирование, панорама-диарама).

«Вечерние окна сказочного терема» (рисование, аппликация, моделирование)

«Вечерние окна домов-новостроек» (рисование, аппликация, моделирование)

«Мой сказочный домик» (рисование, аппликация)

«Наш сказочный городок» (макеты)

«Наша групповая комната» (экскурсия)

«Детский карнавал»

«Цветок дружбы» (рисование аппликация, моделирование, декоративное панно).

«Золотой листопад» (аппликация панно).

«Вологодские снежинки»

«Наш коврик» аппликация панно)

Цель: воспитание у детей любви, эстетического отношения к природному окружению.

Задачи: развитие наблюдательности и осознания взаимосвязей объектов природы и продукта работы художника-дизайнера, развитие чувства композиции при выборе объектов природного окружения, приобщение детей к сбору природного материала для выполнения творческих заданий.

Цель: воспитание у детей экологической культуры эстетического отношения к объектам живой и неживой природы.

Задачи: развитие чувства композиции при составлении фитоаранжировок и создание панорамы ландшафтного дизайна для оформления игры и помещения, приобщение детей к совместной деятельности по выполнению темы дизайн-проекта.

Цель: продолжать знакомить с основами фитидизайна, его целями и задачами.

Задачи: формировать стремление к декорированию помещений с использование экологических материалов, развивать эстетический вкус и эстетическую культуру труда.

Цель : развивать у детей чувство декоративности силуэтной композиции.

Задача: учить вырезать из бумаги разные по форме и размеру силуэты цветов и листьев для дизайна «клумбы».

Цель: создание декоративной композиции – коллажа с использованием приемов творческого конструирования, аппликации и росписи.

Задачи: развивать чувства декоративности и композиции, приобщать детей к коллективному дизайн-творчеству, использовать опыт работы с бумагой.

Цель: знакомить детей с работой художника-дизайнера, создающего нарядную упаковку для сладостей.

Задача: развивать чувства декоративности и соавторства при создании панно (лоскутная композиция).

Цель: знакомить с работой художника-дизайнера росписи.

Задачи: развивать фантазию, воображение, чувство декоративности и композиционные способности ребенка, учить создавать узор с учетом формы и размера конфеты.

Цель: продолжать знакомить детей с работой дизайнера.

Задачи: формировать предпосылки художественного воображения, проектного мышления, учить умению конструировать по замыслу и украшать изделия из бумаги.

Цель: воспитывать у детей экологическую культуру, эстетический вкус, желание быть красивым и опрятным.

Задача: учить создавать мини-аранжировки украшения предметов одежды и ее аксессуаров.

Цель: воспитывать у детей эстетический вкус, умения создавать декоративную аранжировку для украшения игрового уголка, комнаты, зала к празднику.

Задача: развивать потребность в творческом общении со сверстниками.

Цель: пробудить у детей эстетический интерес к одежде.

Задача: выявит эстетические предпочтения в одежде девочек и мальчиков, их представления о своем внешнем облике и одежде сверстников.

Цель : пробуждать у детей интерес, любовь и уважение к прошлому и настоящему своей семьи, народа.

Задача: знакомить детей с историей и красотой одежды «вчера» и «сегодня».

Цель: пробуждать у детей эстетический интерес к своему гардеробу, выявлять их представления о разнообразии и красоте одежды.

Цель: развивать у детей представления о разнообразии одежды.

Задачи: формировать уважение к труду художника-модельера, учить составлять альбомы одежды.

Цель: знакомить детей с профессией художника по украшению тканей.

Задача: развивать у ребенка интерес к декоративно-прикладной деятельности.

Цель: знакомить детей с профессией модельера одежды.

Задачи : развивать у ребенка художественный вкус, учить его моделированию, сочетая фасон изделия с рисунком ткани, формировать у детей способность проектно-образного мышления; приобщать детей к творческому общению при организации выставки работ.

Цель: закреплять у детей представления о декоративно-прикладном искусстве России.

Задача: знакомить с традиционной куклой «Русская матрешка», с народным ремеслом – изготовление токарной игрушки-сувенира.

Цель: учить детей подбирать узор и расцветку платья (сарафан) для куклы матрешки, воспроизводить образы народной игрушки, традиционные мотивы ее росписи.

Задачи: развивать художественную память, воображение, чувство колорита и композиции при росписи кукольной одежды, участвовать в создании декоративного панно «Хоровод матрешек».

Цель : выявить эстетические предпочтения у детей при обустройстве кукольных комнат.

Задачи : учить детей подбирать для куклы-матрешки окраску и меблировку комнат в соответствии с назначением помещения, развивать воображение, память и художественный вкус ребенка.

Цель: закреплять у детей опыт тематического конструирования в дизайн-деятельности.

Задача: стимулировать детей к использованию работ по объемному конструированию в игре.

Цель : развивать у детей представления о соответствии архитектурной постройки ее назначению.

Задачи: приобщать детей к декоративной деятельности в коллективе, знакомить с методом «наглядного ориентира» в совместных действиях по оформлению.

Цель: развивать у детей представления о соответствии архитектурной постройки ее назначению.

Задачи: приобщать детей к декоративной деятельности в коллективе, знакомить с методом «наглядного ориентира» в совместных действиях по оформлению (графическим ориентиром является дом-башня с обычными окнами).

Цель: пробуждать у детей интерес к разнообразию и красоте архитектуры.

Задача: развивать у ребенка фантазию, воображение.

Цель: приобщать детей к созданию и дооформлению тематических композиций, выполняемых коллективом сверстников (фриз)

Задача: развивать у детей фантазию, воображение.

Цель : выявление и формирование у детей знаний и эстетических представлений о дизайне интерьера групповой комнаты.

Цель: обогащать художественное воображение детей, развивать способности к дизайн-деятельности.

Знакомство с использованием рамки «фотоаппарат», беседа о сходстве работы художника, дизайнера и фотографа.

Сортировка собранного ранее материала, просмотр ландшафтных арнжироквок

Собрать вместе с детьми осенние листья тополя или березы, кисти рябины или калины.

Выставка иллюстративного материала, игра с калейдоскопом.

Знакомство с иллюстрациями и образцами мозаики, дети рассматривают свои предыдущие работы.

Сбор фантиков от конфет, рассказ педагога о художниках-дизайнерах. Дети рассматривают фантики, вспоминают вкус любимых конфет.

Знакомство детей со способами изображения на фантике с учетом формы конфеты.

Задание на дом –подумать, как бы дети оформили коробочки, наборы для конфет разных сортов – карамели, шоколада, суфле.

Беседа с детьми о мини-аранжировках.

Показ иллюстраций, украшение веточек.

Дети слушают отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, рассматривают в зеркале свой гардероб.

Задание на дом – принести фотографии из семейного альбома (с разрешения родителей).

Просмотр иллюстраций, модных журналов, беседа об одежде.

Просматривание иллюстраций.

Дети рассматривают журналы мод, рисунки на тканях.

Знакомство с фасонами одежды и тканями для фасонов этой одежды (по сезонам года).

Беседы с детьми о народных и современных куклах, о художнике-дизайнере игрушки, рассматривание игрушек.

Дети рассматривают матрешек, выполненных мастерами разных народных промыслов. Сравнивают кукол по силуэт токарных форм, традиционному мотиву узоров и колориту росписи.

Педагог подготавливает макеты детских комнат, комплекты кукольной мебели разных по размеру, но одной расцветки и дизайна. Подбирает полоски бумаги для пола и стен, раскладывая их веером.

Дети рассматривают иллюстрации и образцы кукол. Педагог знакомит детей с инвентарем для выполнения задания.

Беседа о том, что люди живут в разных по внешнему виду домах.

Показ иллюстрации «дом-новостройка» и макет дома – панно с ячейками окон в переплетах типового фасона.

Дети слушают и вспоминают сказки, рассматривают картинки, смотрят мультфильмы. Придумывают свои сюжеты сказок для рисунков и аппликаций.

Знакомство детей с декоративными композициями, выполненными художниками-оформителями и детскими коллективами в детском саду.

Беседа с родителями о том, как выглядит комната их малыша. Беседа с детьми: «Что они считают красивым/некрасивым в помещении детского сада? Что считает красивым в своей комнате?»

Дети вспоминают способы аранжировок и моделирования одежды.

Дети знакомятся с иллюстрациями- пособиями «модная одежда», материалами, инструментами для выполнения задания.

Знакомство с техникой лоскутной мозаики.

Дети вырезают различные снежинки.

Папки, коробки, корзинки, композиционные рамки «фотоаппарат».

Природный материал, краски-гуашь, глина пластилин, фломастеры, клей ПВА, стеки, ножницы, подставки разной формы для поделок, иллюстративные попобия-фитоаранжировки, лист картона (зеленый).

Моток ниток, иголка, цветные шарики, красная тесьма или лента, три ветки дерева по 60 см.

Белая и цветная бумага разной плотности и фактуры, журнальные обрезки, ножницы, карандаши, фломастеры, клей, кисточки, картон, салфетки, образцы мозаик, разные по цвету, узорам, композиции.

Бумага разнофактурная, картон, краски-гуашь, фломастеры, клей, ножницы, салфетки, детские работы «мозаика», лист будущего коллажа, степлер, скотч.

Коллекция фантиков, фольга, журнальные иллюстрации, фломастеры, клей карандаш, салфетки, ножницы, иллюстрации дизайна упаковок.

Белая и цветная бумага, нарезанная по размерам фантика, фольга, фломастеры, клей, ножницы, образцы разных по форме конфет, коллекция фантиков.

Белая и цветная бумага разных сортов, цветные журналы, коллекция фантиков и картинок с кондитерских упаковок, фломастеры, линейка, лекала, ножницы, степлер, скотч, образцы коробок и упаковок.

Цветная бумага, фольга, цветной лоскут, нитки, ленты, кусочки кожи, меха, фетра, пуговицы, бижутерия, фломастеры, клей,ножницы, степлер, скотч, липучка, мягкая проволока в оболочке, безопасные булавки, иллюстрации, образцы украшений.

Бумага разных сортов и окраски, фольга, фантики, цветной лоскут, искусственный мех, фетр, веточки, проволочка в цветной оболочке, фломастеры, клей, ножницы, скотч, открытки с изображением букетов, ваза для букета.

Зеркала в рост ребенка, магнитофон для записи высказываний детей, фрагмент сказки А. С. Пушкина.

Старинные открытки, альбомы моды; стенд для выставки «одежда: вчера и сегодня».

Белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей, салфетки, рисунки, фотографии, иллюстрации, журналы мод, картон для фриза.

Иллюстративный материал «Одежда» (для вырезок) – журналы, буклеты, календари, фотографии, детские рисунки, белая и цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. Салфетки, альбомы для иллюстраций или папки для таблиц.

Белая и цветная бумага, трафареты фасонов платья, образцы рисунков тканей, гуашь, акварель, фломастеры, пастель, клей-карандаш, ПВА, ленты бордюров обоев для панно.

Белая и цветная бумага для аппликаций, прорезные силуэты (трафареты) фасонов праздничного платья, детские рисунки «тканей», ножницы, линейка, фломастеры, клей, степлер, ленты обоев для панно, скотч.

Иллюстрации, образцы кукол матрешка.

Силуэты фигур разных матрешек (бумага плотная, тонированная под дерево) с ориентирами для росписи: лицо, косынка, сарафан, передник. Образцы матрешек, гуашь, акварель, фломастеры.

Два одинаковых по высоте и отделке, но разной площади макета комнат, три комплекта кукольной мебели одного дизайна, цветные выкройки стен и пола для макетов, две соразмерные макетам матрешки.

Бумага и картон разной плотности, фактуры и цвета, коробки-упаковки разных форм, шарики «пинг-понг», фольга, фантики, гуашь, фломастеры, мелки-пастель, соленое тесто, пластилин, клей, кисти, линейки, салфетки. Скотч, ножницы, степлер, макет ширмы, иллюстрации, образцы кукол.

Бумага цветная, трафареты окон, фломастеры, мелки-пастель, карандаши, клей, салфетки, ножницы, скотч, макеты «Терем», «Башня» (плоскостные ориентиры).

Бумага цветная, трафареты окон, фломастеры, мелки-пастель, карандаши, клей, салфетки, ножницы, скотч, макеты «Терем», «Башня» (плоскостные ориентиры).

Бумага белая и цветная, фольга, фантики, вырезки из журналов, акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, клей, салфетки, ножницы, иллюстрации сказок.

Рисунки детей «Мой сказочный домик», цветная бумага, картон, обои, клей, скотч, фломастеры.

Визитные рамки «фотоаппарат» для каждого ребенка.

Бумага разных цветов и сортов, цветная пленка, фольга, поролон, лоскут, ткань, вата, мех, кожа, детская бижутерия, канитель, серпантин, конфетти, линейка, лекало, скотч, степлер, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, клей, салфетки, ножницы, иллюстративный материал.

Белая и цветная бумага для рисования и аппликации, картон, гуашь, мелки-пастель, фломастеры, скотч, клей, ножницы, кисти, салфетки, графический наглядный ориентир: декоративный каркас композиции «Цветок дружбы».

Белая бумага, гуашь, трафареты «бабочки», «листья», кисти, скотч.

Светло-серые обои, тонкая белая и цветная бумага для аппликации, салфетки, фольга, блестки, гуашь в наборе, ножницы, фломастеры, шаблоны «снежинок», клей, скотч.

Белая бумага для наклеивания цветных силуэтов, цветная бумага для аппликации, ножницы, карандаши, клей, шаблоны листьев.

Экскурсия, сбор природного материала.

Творческое задание — составление композиции «осенние заботы лесных зверушек»

Дети совместно с педагогом изготавливают бусы из листьев и ягод, украшают лентами, шариками.

Дети выполняют свои мозаики, из которых на следующем занятии можно сделать цветочную «клумбу».

Дети разделив между собой работу и определив совместно с педагогом дизайн будущего коллажа, изготавливают цветочнцю «клумбу» из своих предыдущих работ «мозаика».

Воспитатель предлагает детям из собранных фантиков создать красивую композицию – лоскутный ковер-панно для украшения групповой комнаты или для игры ыв магазин и назвать его «Сладкоежка».

Дети берут разную бумагу и расписывают фантики.

Изготовление коробок и упаковок для конфет разных видов по эскизам детей.

Дети изготавливают цветы из разных материалов друг для друга, подбирают к какому предмету одежды подойдет тот или иной цветок.

Дети совместно с воспитателем, используя свой прошлый опыт, полученный на предыдущих занятиях, изготавливают букет, которым украсят игровой уголок.

Беседа об одежде, о предпочтениях мальчиков и девочек, какая одежда бывает, что и куда следует одевать.

Разглядывая иллюстрации, дети беседуют с педагогом о моде былых времен, о сегодняшней моде, выражают свое отношение, делают выводы, возможна экскурсия в музей истории костюма, музей истории, музей искусств.

Дети рисуют себя в одежде, которая им нравится. Выставка рисунков с обсуждением предпочтений, коллективный фриз «Наша модная одежда».

Дети подбирают и наклеивают картинки для альбомов «Кукольная одежда» и «Детская одежда». Располагают детали гардеробы отдельно.

Дети рисуют ткань, узоры для нее на листах, затем прикладывают трафареты разных фасонов платья, понравившиеся обрисовывают и вырезают. Делают коллективную выставку.

Дети рисуют любимый фасон одежды с четким силуэтом, затем складывают лист пополам и вырезают по контуру силуэта. Работы оформляются в настенные панно.

Дети слушают рассказ об истории куклы русская матрешка, беседа об особенностях матрешек, их отличия от современных кукол.

Дети расписывают матрешек в соответствии с местом их «рождения» (семеновская, загорская, полхов-майданская).

Затем силуэты «одетых» кукол дети вместе с педагогом подбирают и наклеивают на картон в композиции «Хоровод матрешек».

Детям предлагается оформить макеты комнат для матрешек, стены, пол, расставить мебель соразмерную макету.

Творческое задание: дети рисуют эскизы кукол, выбирают те, которые намерены сконструировать, используя различные материалы.

Предложить детям «заселить» сказочными персонажами макет-панно «Дом-терем», дети рисуют для сказочного терема свое вечернее окошко, в которое если заглянуть с улицы можно увидеть убранство комнаты с ее обитателями.

Дети «оживляют» окна нового дома современной архитектуры своими рисунками. Составление панно «Башня».

Дети рисуют домик из любимой сказки или придумывают сказочный домик на свой сюжет.

Дети раскладывают свои рисунки «Мой сказочный домик», составляют композицию фриза «Наш сказочный городок».

Проводится экскурсия по групповой комнате, раздевалке, спальне, дети делают «фото».

Дети совместно с воспитателей и помогая друг другу изготавливают театральный гардероб (маски, головные уборы, накидки, обувь и др. детали одежды).

Можно изготовить театральный гардероб для определенной сказки.

Дети разбирают силуэты фигурок, одежды разных фасонов, материалы и расписывают, «одевают» фигурки, ориентируясь на понравившиеся им образцы в пособии. Далее дети подбирают композицию общей панорамы панно, дорисовывая, вырезая силуэты и наклеивая мелкие цветы вокруг «ромашек». Оформляют помещение.

Дети рисуют коврик «Осенний листопад», используя трафареты, затем рисунки составляются в общую композицию панно.

Из ранее вырезанных снежинок дети составляют композицию панно, которое будет украшать групповую комнату.

Дети вырезают листья по шаблонам. Подготовленные силуэты аккуратно наклеивают на свои листы, которые затем подбирают в общую композицию.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-psihologiya-detskogo-vospriyatiya-dizayna/