Защита прав ребенка в детском доме

С 2007 по 2010 гг. количество выявленных в течение года детей, оставшихся без попечения родителей, возросло с 67000 до 113000 (≈72%).

В 2008 г. впервые за последние годы не было отмечено увеличения числа таких детей. Возможно, это свидетельствует о стабилизации социальной ситуации либо о недостатках учета. Треть детей, оставшихся без родительского попечения, помещается в государственные интернатные учреждения. С 2008 по 2010 гг. число детей, находящихся в приютах, увеличилось с 100026 до 153175 (≈53%).

Некоторые школы-интернаты общего типа закрываются из-за недостаточного финансирования. Учреждения для детей, оставшихся без родительского попечения, переполнены, в некоторых из них находится в два раза больше детей, чем должно быть [14].

Семейный кодекс РФ возлагает на органы местного самоуправления обязанность выявлять и вести учет детей, оставшихся без попечения родителей, устраивать их судьбу и защищать права. Местные органы власти должны создавать для этого специальные отделы опеки. Наличие большого числа нерешенных проблем, позволяет сделать вывод о том, что местным администрациям предстоит большая работа.

Пренебрежительное отношение к защите прав детей со стороны органов местного самоуправления проявляется в острой нехватке специалистов по охране детства на местах. При резком увеличении объема работы число этих специалистов не только не увеличивается, но и сокращается. В некоторых регионах один специалист приходится на 20-50 тысяч детей [18].

Часть специалистов, по-видимому, не обладает необходимыми профессиональными компетенциями, а порой и моральными качествами.

На основании анализа материалов средств массовой информации так же не напрашивается вывод о том, что в ряде интернатных учреждений, имеют место случаи жестокого обращения и эксплуатации детей. Так, за кражу пачки сигарет воспитательница детского дома №1 в Новосибирской области заставила ребенка есть окурки, других детей лишала пищи, оставляла без одежды. Учитель школы-интерната для детей с задержкой психического развития в городе Истра в течение двух лет избивал учеников, заставлял мальчиков вступать с ним в сексуальные отношения. Директор приюта в городе Люберцы оскорбляла и избивала детей, заставляла их убирать собственную квартиру и работать на ее садовом участке. Как правило, подобную информацию администрация интернатных учреждений всеми силами старается скрыть и известна она становится случайно, поскольку ведомственный контроль за соблюдением прав детей явно недостаточен. В 2007-2009 гг. в специализированных воспитательных и интернатных учреждениях только работниками прокуратуры были выявлены 2174 различных нарушений законодательства [14].

17 стр., 8404 слов

По социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся ...

... работы) и др. Все выше сказанное позволяет обосновать актуальность выбранной темы курсового?? исследования: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях государственной поддержки детства». Объектом нашего исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения ...

Имеются случаи невыплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного пособия при выпуске из детских домов и школ-интернатов. По материалам Генеральной прокуратуры РФ выявлен факт нецелевого расходования средств областного бюджета в одном из детских домов Самарской области. В нарушение гигиенических требований к устройству, содержанию, организации режима работы детских домов и школ-интернатов не во всех учреждениях организовано щадящее питание для воспитанников с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта [15].

Повсеместно на недостаточно высоком уровне проводится работа образовательными учреждениями, органами опеки и попечительства по защите имущественных прав воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего числа воспитанников, имеющих право на получение алиментов со стороны своих бывших родителей, только около 25% воспитанников их получают [13].

Как показывают собранные свидетельства, в российских детских домах нарушаются основные положения международного законодательства. Кроме того, хотя система государственных детских домов дает детям формальное образование в рамках школьной программы, она не готовит их к семейным обязанностям и не способствует тому, чтобы они заняли достойное место в обществе.

Анализ работы по защите прав указанной категории несовершеннолетних, проделанный органами прокуратуры совместно с другими контролирующими органами показал, что в интернатных учреждениях, предназначенных для содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему не соблюдаются требования пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства; не во всех налажен воспитательный процесс и контроль за поведением несовершеннолетних, что в свою очередь приводит к формированию паразитического и в ряде случаев антиобщественного и противоправного поведения воспитанников детских домов. Поэтому, защита прав воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на постоянном контроле прокуратуры области [15].

Таким образом, на основе анализа материалов средств массовой информации можно сказать и о том, что к воспитанникам детских домов применяется: физическое и психологическое насилие; злостное неоказание медицинской помощи; телесные наказания и унижения, применяемые персоналом и старшими детьми; неоправданное применение сильнодействующих психотропных средств; в качестве наказания используется психиатрическая больница. Все это подтверждается рассказами воспитанников детских домов и школ-интернатов [11].

5 стр., 2311 слов

«Люлька — первый дом ребенка»

... искусства и т.п. Нас она будет интересовать как первый дом ребенка. Прежде всего, люлька – это предмет материального мира ребенка, необходимый предмет, при помощи, которого организовывалось на 1,5 ... делали палки и посохи люди преклонного возраста, пастухи; изготовляли амулеты, талисманы. Конструкция детской люльки представляет собой деревянную кроватку со спинками на дугообразных полозьях, на которых ...

Подходы к решению части проблем, связанных с защитой прав несовершеннолетних, по статусу определяет Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области. Так, постановка на регистрационный учет нуждающихся в жилье, оформление опеки над ребенком, устройство ребенка в детское дошкольное учреждение и др. решаются с местной администрацией. Выявлен конкретный повод самовольных уходов воспитанников и определены четкие организационные подходы к подаче в органы внутренних дел документов на розыск детей, самовольно покинувших учреждение в выходные и праздничные дни. Совместно с Министерством образования и науки рассматривается вопрос о возможности организации деятельности реабилитационного центра для детей, страдающих токсикоманией, вне структуры детского дома-школы, и придания ему статуса областного учреждения. Также Уполномоченный принимает возможные меры для восстановления нарушенных прав несовершеннолетних путем взаимодействия с профильными министерствами, участвует в разработке проектов законов и других нормативных правовых актов Самарской области, в подготовке социальных программ и планов мероприятий, направленных на решение проблем детства; проводит анализ и согласование законопроектов, подготовленных различными министерствами и ведомствами Самарской области, где затрагиваются интересы несовершеннолетних [14].

Возможные пути помощи детдомовцам:

Путь первый. Детям детского дома не хватает положительного образа взрослого человека с его подвигами, заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребенка с таким человеком определит его дальнейшую жизнь и поможет самому стать положительной личностью. Поэтому нужен более строгий отбор кадров для работы в детдоме и достойная оплата труда.

Путь второй. Ребенку детского дома крайне не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром, природой, городом, другими людьми. Решить эту задачу помог бы институт попечительства. Попечитель может включить подростка в свой круг общения, в свой клуб, секцию или компанию. Может найти ребенку посильную работу в свободное от учебы время и обсуждать вместе с ним успехи и неудачи. Но с него нужно требовать ответственности за свои действия.

Путь третий. У социальных сирот нет опыта жизни в семье. Но ведь эти дети вырастают и образуют собственные семьи. Печальная статистика говорит о том, что сироты плодят сирот (≈1 640 детей в год).

Поэтому ценнейшая помощь сироте – предоставление возможности пожить в семье. Другими словами: если вы возьмете на некоторое время «пожить» к себе в семью ребенка из детского дома, то вы окажете ему неоценимую помощь в обретении очень важного жизненного опыта. Есть семьи, желающие помочь воспитанникам сиротских учреждений, но по каким-то причинам они не могут взять ребенка на постоянную жизнь в семьи, но готовы взять его на какое-то время.

Кроме того, нужна специальная программа подготовки каждого воспитанника к будущей семейной жизни, к самостоятельной адаптации в социуме, где он сам должен будет не «качать права», а уметь их реализовать.

Путь четвертый. Ребенку детского дома крайне необходимо хорошее образование. Как правило, дети детских домов и школ-интернатов учатся хуже своих сверстников. Детдомовец редко попадает в хорошую школу, а если попадает, то часто не может освоить программу и переводится во вспомогательную. Значит, в детдоме должны более основательно и системно реализоваться программы дошкольного образования, подготовки к обучению в массовой школе. И здесь могли бы быть полезны студенты педагогических учебных заведений, способные реализовать индивидуальные образовательные программы.

5 стр., 2104 слов

Административно-правовое обеспечение прав ребенка в РФ

... N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" // Собрание законодательства ... [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/upolnomochennyiy-po-pravam-rebenka/ Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: ... по правам ребенка. Роль независимых правозащитных учреждений в деле поощрения и защиты прав ребенка (CRC/GC/2002/2). 15.11.2002 // Официальный сайт ...

Таким образом, можно сказать, что список вариантов и способов не ограничен. Для каждого желающего занять гражданскую позицию можно найти индивидуальный, приемлемый для него вариант помощи детям детского дома. Все начинается с малого. Самое важное – научиться «далеко смотреть» и за каждым повседневным действием видеть возможное будущее ребенка.

Выводы

Проблема защиты прав ребенка для России всегда была болезненной. Нарушения прав воспитанников детских домов стали особенно распространенными за последние несколько лет.

В ситуации, когда сам ребенок или его юридические представители ничего не могут сделать для защиты его прав на национальном уровне, единственным выходом остается обращение в наднациональные институты защиты прав человека. Отсюда следует, что функционирование правовой системы в Российской Федерации основывается не только на принципах, установленных во внутреннем законодательстве, но и на общепризнанных стандартах, принятых международным сообществом, ибо «институт прав человека стал тем центром, который сфокусировал в себе все основные проблемы современности как глобального, так и национального уровня» [14].

Современный этап международного сотрудничества в области прав человека характеризуется целым рядом успехов и достижений.

В целом же, думается ситуация такова, что правовыми средствами проблемы с защитой прав детдомовцев не решить. Нужна социальная программа поддержки детей. Главное здесь, видимо, в том, чтобы разработать и неуклонно выдерживать политическую линию заботы о детях, оказавшихся в неблагополучной жизненной ситуации, а не перекладывать выполнение этой сложной социальной задачи с одного государственного органа на другой, на плечи общественности.

Приложение, Структура причин обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области в 2010 году.

1. – жилищные проблемы; 2. – проблемы с паспортизацией и приобретением гражданства; 3. – нарушение прав детей из-за недобросовестного исполнения родителями своих обязанностей; 4. – проблемы защиты права ребенка на жизнь, охрану здоровья, обеспечения безопасности; 5. – нарушение права на образование; 6 — нарушение имущественных прав; 7. – проблемы при оформлении опеки, попечительства и усыновления несовершеннолетних; 7. – иные проблемы защиты прав детей.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/prava-rebenka-v-detskom-dome/

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445. Постатейный научно-практический комментарий. [электронный ресурс] // [web-сайт]. < .ru/DOC_3866952.htm >
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16. [электронный ресурс] // Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ: [web-сайт]. <http://base.garant.ru/10105807.htm>
  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010) [электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150. Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников: [web-сайт].
  1. Федеральный закон, Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. [электронный ресурс] // Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 24 июня 1999 года N 120ФЗ : [web-сайт]. < vosp/4005/ >
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» //[электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21: [web-сайт]. http://www.consultant.ru/popular/posobie/
  3. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //[электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. 1996. N 52: [web-сайт]. http://www.usynovite.ru/documents/federal/legislative/soc_pod/
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // [электронный ресурс] //Собрание законодательства РФ. 1998. N 31: [web-сайт]. 4001/
  5. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 839 (ред. от 31.03.2006) «Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации» // [электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. 2000. N 45 : [web-сайт]. http://base.garant.ru/182660/
  6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. выпуск XLVI. 1993. [электронный ресурс]//Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 : [web-сайт]. < documen/convents/child con. htm >
  7. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [электронный ресурс] // утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 : [web-сайт].< .ru/education/normbasa/polozh_676.htm >
  8. Гражданский контроль за детскими домами: кому и для чего он нужен? [электронный ресурс]// hro.org : [web-сайт]. 21.04.08 – < http://www. hro.org / node/1919 > (25.04.2010)
  9. Детский дом. [электронный ресурс]// АНО журнал «Детский Дом» :[webсайт].< http ://www.journaldetskidom.ru/magazine/?act=more&id=487 >
  10. Детский дом. [электронный ресурс]//Материал из Википедии — свободной энциклопедии: [web-сайт]. –< http: //ru. wikipedia. org/wiki/% D0%94%D0 % B 5 % D1%82 %D0%B4%D0%BE%D0%BC >
  11. Материалы СМИ. [электронный ресурс]// Тульская область

    Газета «Российская газета»:[web-сайт].22.09.2009. – <

    4 стр., 1645 слов

    Психологические ресурсы Интернет; электронные базы данных в психологии

    ... И те пользователи Интернета, которые решат найти полезный психологический ресурс при помощи одной из поисковых систем увязают в подобного рода сайтах, не найдя на ... Пожалуй, самый активно пополняемый психологический ресурс PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (Отборные тексты по психологии и смежным гуманитарным дисциплинам) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ...

    2 стр., 983 слов

    Курсовая работа конвенция о правах ребенка

    ... пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Основные права ребенка закреплены в международных документах: Декларация прав ребенка (1959 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Рекомендация о положении учителей ... несовершеннолетних в общественных местах, правила техники безопасности во время работы, правила обращения со взрывоопасными и воспламеняющимися предметами. Формами правового ...

    http:// www. deti. Gkontro l.ru/?ml=otclick2&id=3 >

  12. Нарушение прав детей, оставшихся без попечения родителей (по материалам проверки интернатных учреждений).

    [электронный ресурс]// И. Е. Цымбал НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ: [web-сайт]. <

    http:/ /www.o trok.ru/medb ook/ lis tmed/prava.htm >
  13. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов. – М.: Мир и образование, 2005. – 895 с.
  14. Отчет о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Самарской области за 2007 год. [электронный ресурс]//Правительство Самарской области Информационное сопровождение — РИА Самара : [web-сайт]. < organsvlast/organipravitelstvo/upolnomochennijpo pravam rebe/34655/ >
  15. Полезная и вредная помощь детям-сиротам. [электронный ресурс] // Геннадий АСИРЬЯНОВ г. Новосибирск : [web-сайт]. 21.05.2008 – <http://nenashihdetei.net/publ/1-1-0-3