Использование детского фольклора для развития речи детей раннего возраста

Ранний возраст — период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т.д. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»).

Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, пестушки, потешки. Малые формы фольклора формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.

Условием развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.

Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства и подтвердила важные положения. Первое: обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод, гуманизация воспитания с первых лет жизни.

Второе: малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особенное отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Развитие речи в раннем возрасте идёт по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребёнка.

7 стр., 3292 слов

Особенности развития детей в раннем возрасте

... в психическом развитии детей раннего возраста. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 ...

На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребёнка в разных условиях, прекращать и вызывать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребёнок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чём они говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.

Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребёнка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребёнка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации. Малые формы фольклора прекрасно подходят для решения этой задачи, т.к. ребёнку, слушая и повторяя потешки, прибаутки, приходится представлять то, о чём идет речь в тексте.

Активизируя достижения теории и практики, я пришла к осмыслению того, что проблема обучения речи детей раннего возраста остается недостаточно разработанной. Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему моего исследования.

Цель исследования — выявить влияние малых форм фольклора на становление речи детей раннего возраста.

Объект исследования — процесс развития речи детей раннего возраста.

Предмет исследования — малые формы фольклора, как средства развития речи детей раннего возраста.

Задачи работы:

  • дать определение общению и его формам;
  • охарактеризовать развитие речи детей раннего дошкольного возраста;
  • раскрыть значение общения для детей раннего возраста;
  • выявить сущность детского фольклора;
  • изучить влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста;
  • охарактеризовать роль воспитателя в организации работы с детским фольклором.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней определены содержание, формы и методы использования по теме.

Практическая значимость — содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора.

Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования.

1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие общение: определение и формы общения

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [28].

Необходимость в общении, как думают специалисты по психологии, принадлежит к числу главных потребностей человека. Важность общения как базисной необходимости обусловливается тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение считается важным обстоятельством нормального формирования человека как члена сообщества, как личности, условием его внутреннего и физиологического самочувствия, способом познания остальных людей и самого себя.

В психологии общение рассматривается как необходимость и требование существования человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как особенный обмен взаимоотношениями и сопереживания, как обоюдное изучение и деятельность.

2 стр., 914 слов

Роль речевого общения в развитии речи детей

... быть хорошим необходимо поощрять правильные поступки ребенка и положительные качества, а не осуждать недостатки ребенка. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничен только семьей. Теперь ...

У истоков изучения проблемы общения не только в нашем государстве, но и во всем мире психологии стоял В. М. Бехтерев. Он выделял два своеобразных типа общения: подражание и внушение «…Подражание черпает свой главный материал из общения с себе подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения» 4, с. 234. Он создал экспериментальные способы изучения общения, а кроме того теоретические утверждения относительно воздействие этой категории на личность, о специфике протекания психологических действий в ситуациях общения. Данные изучения сделались значимым катализатором и источником исследования проблем общения в последующем, в частности, у трудах В.М. Мясищева.

Б.Г. Ананьев обращается к категории общения в связи с проблемами развития человека как личности, как субъекта деятельности, воспитания. Особенной и основной чертой общения как своеобразного видадеятельности, согласно суждению Б. Г. Ананьева, считается то, что посредством него человек сооружает собственные взаимоотношения с иными людьми. В соответствии с Б. Г. Ананьевым, общение — главной тип деятельности, соединение социального и индивидуального в общественной существования человека 2, с. 103.

По суждению Петровского, общение — непростой процесс формирования контактов между людьми, поднимаемый потребностями в коллективной деятельности, и содержащий в себе обмен данными, выработку неразделимой стратегии взаимодействия и понимание, восприятие людьми друг друга.

Особый интерес представляют работы, посвящённые выявлению особенностей общения детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, В. Н. Давидович, Р. И. Деревянко, Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская) .

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы 16, с. 4. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

Известный педагог-психолог, доктор психологических наук М.И. Лисина [16] провела огромную научную работу по изучению психики ребенка, открыла новые грани ее развития. Особое место в трудах М. И. Лисиной занимает исследование значения общения детей для развития их психики и личности в целом. В своих научных работах М. И. Лисина [16] рассматривает общение как особую деятельность, имеющую несколько составляющих: предмет, средства, мотивы, потребности. В разные периоды развития ребенка эти параметры образуют определенные формы.

Форма общения — это коммуникативная деятельность на установленном этапе развития, характеризующаяся такими параметрами, как:

  • время появления, главная составляющая потребности в общении, которая удовлетворяет детей в ходе этой формы общения;
  • мотивы, заставляющие ребенка общаться с взрослым;
  • средства осуществления коммуникации ребенка с взрослым в пределах этой формы. В ходе изучения выявлены четыре формы общения детей [16].

Ситуативно-личностная — это начальная форма общения, самая короткая по времени существования, продолжается до 5,5-6 месяцев. Её отличительная особенность — необходимость доброжелательного отношения взрослых, которое воспринимается ребенком как гарантия его безопасности, а ласки родителей — как очень важные действия [16].

13 стр., 6453 слов

«Развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками»

... работы выступает изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Задачи исследования: 1.Рассмотреть понятие общения в психологии и его значение в жизни человека. 2.Изучить основные закономерности развития общения детей ... повседневности. 1.2.Основные закономерности развития общения у детей дошкольного возраста. Вопросами особенностей общения детей широко занимались ...

Ситуативно-деловая форма общения проявляется от полугода до трехлетнего возраста. Основная деятельность малыша теперь связана с изучением предметов. Ребенок наблюдает, как взрослые манипулируют с предметами, пытается повторить их действия. Возникает желание ребенка сотрудничать с взрослым [16].

Внеситуативно-познавательная форма общения форма характерна для общения детей дошкольного возраста. Теперь их действия направлены на познание свойств предметов. Не имея возможности познать все самому, по мере развития речи, ребенок обрушивает на взрослых все свои «почему» [16].

К 6-7 годам появляется внеситуативно-личностная форма общения. Ребёнок воспринимает взрослого как конкретную личность, социальное лицо, как члена общества. Сотрудничество с ним у ребенка носит познавательный характер. Малыш задает взрослым много вопросов об их жизни, о работе, интересуется «миром людей» [16].

М.И. Лисина считала, что формы общения детей со старшими выражает характеристику состояния психики ребенка. Взрослый является для ребенка воплощением уровней, которые ребенку ещё неподвластны. На эти ценностные и мотивационные уровни он может подняться только с помощью взрослых путем общения, общей деятельности и совместных переживаний.

1.2 Развитие речи детей раннего дошкольного возраста

В данном параграфе рассмотрим развитие речи детей раннего дошкольного возрастаю.

Первый год жизни. Как правило, в два месяца появляется гуление, которое постепенно становится всё более активным и протяжным. Затем гуление сменяется лепетом. При нормальном развитии ребёнка лепет обогащается, он уже ясно произносит слоги ба, ма, да и др. в конце первого — начале второго полугодия жизни постепенно начинает развиваться понимание слов взрослого.

В начальный период усвоения речи ребенок годовалого возраста реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово чаще всего связывается с обстановкой, а не с отдельными представляющими ее предметами. Внимательно наблюдая за действиями взрослого, произносящего слова, ребенок воспринимает мимику и жесты, реагируя на них, улавливая по ним смысл того, что говорит взрослый человек.

Первые слова ребёнка появляются в конце первого — начале второго года жизни. Годовалый малыш активно владеет 10-12 словами. Чаще всего дети произносят слова, обозначающие близких взрослых; окружающие предметы.

Период от полутора до трёх лет наиболее важен для становления речи малыша [16].

После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять собственную активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его предметов. Вначале он пользуется языком мимики, жестов и пантомимики для постановки подобного рода вопросов, часто просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует, и ждет от взрослого названия соответствующего предмета или явления. Затем к жесту добавляется вопрос ребенка, выраженный словом.

14 стр., 6872 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

... - наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый; - проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый ...

Задержка речевого развития может наступить в разные периоды развития речи. Поэтому взрослые должны быть особенно внимательны к тому, как протекает речевое развитие ребёнка, соответствует ли оно норме. Особенно часто отклонение в развитии речи возникает на этапе появления первых слов и фраз [5].

Второй год жизни. Развитие фразовой речи. В роли предложений оказываются слова, которые имеют аморфный характер, так как состоят из корней слов русского языка. В последней трети года ребёнок объединяет в одной фразе два слова, не изменяя их форму в зависимости от ситуации общения. Грамматический строй пока не развит. В конце года наблюдается постепенный рост количества слов а предложении и первые грамматические формы.

На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок не всегда удовлетворяется услышанным; он непременно хочет запомнить название и самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3 [5].

Усвоение частей речи. Наибольшее число новых слов составляют существительные (примерно до 22 слов).

Немного позже появляются названия действий: «ди»(иди), «бух»; затем глаголы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения — «ниси» (неси), «дай». [1].

Позже ребёнок начинает воспроизводить двусложные слова. Нередко наблюдается пропуск первого или последнего звука в словах. В трёхсложных словах часто опускается один слогов: «мако» (молоко) [1].

Третий год жизни. Развитие фразовой. В начале третьего года жизни продолжает увеличиваться количество слов в предложении (до 3-4), а в последующем- 5-8. Появляются сложные предложения без союзов, а затем сложносочинённые с союзами. Во втором полугодии высказывание ребёнка может представлять собой сложное предложение, в том числе сложноподчинённое. Происходит усвоение служебных слов [1].

Появляются грамматические отношения между словами: прежде всего согласование существительных в именительном падеже с глаголом. Ребёнок начинает использовать разные формы слов. Однако многие предложения строятся неправильно, аграмматично. Например, «Мика пать» (Миша хочет спать), «Матина возить кубики» (Машина везёт кубики) [1].

Затем ребёнок употребляет одни окончания на месте других, не меняя синтаксического значения («виком» вместо «вилкой», «локом»).

Появляются суффиксы — ок, -чик и др.

К концу третьего года жизни в основном усвоен грамматический строй родного языка.

Усвоение частей речи. В конце второго — начале третьего года постепенно при использовании существительных разграничено употребляются следующие падежи: винительный, именительный, предложный с окончанием — е. Несколько позже появляется употребление других падежей: дательного («маме»); творительного («кадасом») [1].

Грамматические формы отдельных глаголов: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (дай, лови); инфинитив (гулять, бегать); настоящего и прошедшего времени (бегает, гуляет; бегала).

10 стр., 4924 слов

Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития

... «класс выравнивания» и 2 класс дети с ЗПР и нарушением речи. нарушение речь задержка психическое развитие Глава 1. Общие сведения об особенностях развития речи у детей с ЗПР 1.1 Развитие речи младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема Психолого-педагогические ...

Появляются возвратные глаголы. Разграничиваются глаголы настоящего и прошедшего времени.

Уже к 2 годам 3 месяцам ребёнок усваивает до 23 прилагательных. Нередко нарушается их согласование с существительными, множественное число, главным образом, в именительном падеже («большие кубики»), с трёх лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах [1].

С конца второго года появляются местоимения и наречия (вот, там, где, ещё, плохо).

Личные местоимения, как правило, правильно употребляются с момента их появления. Нередко ребёнок до трёх лет говорит о себе в третьем лице («Саса игает») [1].

В усвоении грамматики ребенком раннего возраста наблюдаются следующие закономерности. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 2 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде. Второй период, включающий промежуток времени от 2 до 3 лет, представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний.

Развитие семантической функции в детской речи связано с определением смысла слов, его дифференциацией, уточнением и приобретением словами обобщенных значений, которые с ними связываются в языке. Существует продолжительный этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка, употребляемого между одним и тремя годами жизни. Далее происходит распад многозначных слов и приобретение устойчивости их значениями. Это связано с началом обобщения признаков предметов и их фиксацией в словесных значениях. Основаниями для обобщений служат различные признаки предметов.

Определенные ступени развития словесных обобщений можно наметить в возрасте от одного года до начала второго полугодия второго года жизни. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре. Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и зависимые от ситуационного, функционального использования данных предметов.

Во второй половине третьего года ребёнок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы.

1.3 Общение и его роль в развитии речи детей

В раннем возрасте появляется весьма существенная сфера жизнедеятельности ребёнка — его взаимодействие и взаимоотношения с ровесниками. Невзирая на то, что необходимость в ровеснике занимает далеко не ключевое место в раннем возрасте и как правило не рассматривается как основная тенденция его развития, первоначальные формы взаимодействия детей представляют крайне важную роль для формирования личности ребёнка и последующего развития межличностных отношений. Конкретно здесь закладывается чувство непосредственной общности и взаимосвязи с другими, равными ребёнку людьми.

Как демонстрируют изучения А.Н. Гвоздева, М. И Лисиной и др., необходимость в общении с ровесниками появляется на третьем году жизни. В этом возрасте взаимодействие детей имеет очень своеобразное содержание, что представляет собою эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в этом взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга совместными движениями и впечатлениями и через это чувствуют взаимную единство. Подобное связь даёт ребёнку чувство собственного сходства с другим, равным ему существом. Чувство подобия и общности порождает кипучую радость и содействует осознанию себя.

9 стр., 4142 слов

По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...

... изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении, а ... и развития речи детей с нарушениями развития История формирования и развития нейропсихологии в нашей стране и за рубежом Успехи психологии, нейрофизиологии ... с помощью орудий, знаков и прежде всего языка). По его мнению, возникшие в процессе исторической жизни ...

Эмоциональное общение считается стержнем, главным содержанием отношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи — на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на нежный разговор с ним. Улыбка порождает покой и определяет взаимопонимание. Она — приглашение к общению, выражение позитивных чувств. С улыбкой пробуждается психика детей, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы информирует о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, однако в нем закладываются основные принципы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.

По мнению М. И. Лисиной, процесс развития у ребенка первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, на протяжении первых лет жизни проходит ряд стадий [16].

На первой стадии ребенок ещё не осознает речи находящихся вокруг взрослых и не может говорить сам, однако здесь постепенно формируются условия, обеспечивающие овладению речью в дальнейшем. Это довербальный период.

На второй стадии осуществляется переход от полного отсутствия речи к её возникновению. Ребенок начинает осознавать простые высказывания взрослых и произносит свои первые действующие слова. Это период появления речи.

Третий период — ребенок овладевает речью и все более совершенно и по-разному применяет её для общения с окружающими взрослыми. Это период формирования речевого общения.

Согласно исследованиям В.И. Лубовского, ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года жизни способность к словотворчеству. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.

Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

8 стр., 3978 слов

Развитие речи ребенка раннего возраста»

... детьми). При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте может стать основным средством общения. 1. Характеристика речи как психического процесса Речь ... осуществляется общение. Ф.А. Сохин считал, что речь ребёнка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. В основе развития речи лежит ...

Эльконин Д.Б. считает, что первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка — это потребность в другом человеке. В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым [24]:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.

Стимулируя появление первых слов и фраз у маленького ребёнка, необходимо помнить о том, что первостепенным должно быть вызывание потребности в речевом общении. У детей раннего возраста уже есть потребность в общении с окружающими (пока невербальном — без слов, но с помощью мимики, выраженной в голосовых реакциях, интонации, посредством жестов, поз и действий).

Находящимся рядом взрослым (родителям) нужно постараться увидеть (а затем и услышать) первые попытки ребёнка сказать (это могут быть движения губ, лепет и лепетные слова), подбодрить ребёнка, не забывая о том, что похвала для ребёнка гораздо действеннее наказания. В отличие от наказания, похвалой взрослый как бы сообщает о том, что он что-то освоил, чему-то научился. Поэтому, стимулируя речь ребёнка, необходимо чаще хвалить его. Однако при этом одобрение нужно выражать конкретно, разнообразно и «за дело»: «Молодец, ты захотел сказать «дай» («папа», «иди» и т.п.)»; «Умница, ты правильно ответил- «на мяч» и т.д. Постепенно повышая требования для получения похвалы за выполнение тех или иных заданий, взрослые заметят, как малыш развивается, и то, что было приобретено вчера, становится хорошо освоенным завтра, и надо идти вперёд в овладении речью [24].

При общении с ребенком раннего возраста необходимо, чтобы слова. Фразы, реплики (особенно в первое время) чаще состояли из глагола и существительного («дай мяч», «неси машину», «позови папу» и т.п.).

Такая простая структура реплики предложений позволяет фиксировать внимание ребёнка на основной информации, которую они содержат. Он не отвлекается на восприятие других слов («мой дорогой (мальчик), «мягкая, тёплая и красивая кофточка» и т.п.), дополняющих информацию по поводу той или иной ситуации [24].

Речь взрослых, обращённая к малышу двух лет должна быть доброжелательной, спокойной и выразительной по интонации. Хорошо, когда речь взрослых чёткая и не быстрая по темпу. Если взрослый склонен произносить слова не слишком чётко, то при общении с ребёнком надо стремиться к большей точности произнесения. Для этого можно произносить слова чётче и медленнее, чем обычно, опираясь на ударный гласный. Это позволит малышу оценить (неосознанно, конечно) контур и структуру слова, будет содействовать лучшему восприятию его звуко-слогового состава.

7 стр., 3121 слов

Дети Арбата как знаковое произведение перестройки

... нашей истории. И в этом огромная роль литературы, чему и служит замечательное произведение "Дети Арбата". В заслугу Анатолию Рыбакову, несомненно, следует поставить стремление ликвидировать несколько таких пятен. ... книги о диктаторе, заметил: "О каждом часе Сталина знает только один Рыбаков". Вот эта исследовательская въедливость в сочетании с талантом проникновения в психологические глубины ...

Развивая речь ребёнка, не стоит стремиться к быстрому накоплению словарного запаса. Часто родители, ободрённые тем, что у ребёнка появились первые несколько слов, начинают в какой-то мере «терроризировать» малыша, стремясь к тому, чтобы он как можно быстрее освоил больше слов. Необходимо помнить о том, что темп развития речи у нормально развивающегося ребёнка не является постоянным, есть периоды достаточно быстрого накопления активного словарного запаса, есть более медленные; наблюдается и индивидуальная динамика освоения речи тем или иным ребёнком. И последнее, в процессе развития речи на определённых её этапах более значимым является качество речи. Оно может быть связано с адекватным и регулярным употреблением знакомых слов, с подготовкой к появлению первых фраз [24].

Для развития речи ребёнка полезно, если взрослые обращаются друг к другу, используя те речевые модели, которые осваивает малыш в конкретный период (к примеру, «Кирилл, позови папу. — «Папа, иди обедать»; обращение к старшему ребёнку «возьми тарелку», «дай коробку» и т.п.).

Соблюдение таких правил стимулирует ребёнка к последующему использованию отдельных слов и затем коротких предложений в самостоятельной речи.

Нередко ребёнок двух с половиной лет (и особенно трёх) уже понимает, что не умеет говорить, и старается избегать ситуаций, в которых речь необходима. А когда его просят что-то сказать, он сердится, негативно относится к общению. В этих случаях особенно важно незаметно для ребёнка вызывать его речевые реакции, обращая внимание на интересные виды детской деятельности (укладываем куклу в кровать; возим на машине кубики или привлекая его к выполнению совместных со взрослым действий : берём морковку и картошку из ящика, готовим суп) [24].

Вместе с тем не всегда можно ожидать быстрых успехов в процессе развития речи ребёнка. Хочется напомнить о важности терпения, систематичности и последовательности. Воспитание — процесс длительный.

Выводы по I главе

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Форма общения — это коммуникативная деятельность на установленном этапе развития: ситуативно-личностная — это начальная форма общения, самая короткая по времени существования, продолжается до 5,5-6 месяцев; ситуативно-деловая форма общения проявляется от полугода до трехлетнего возраста; к 6-7 годам появляется внеситуативно-личностная форма общения.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю, родителям и близким. От культуры речи взрослых и стиля общения с ребенком во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Первая потребность, которую должны сформировать взрослые у ребенка — это потребность в другом человеке.

2. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

2.1 Понятие и разновидности детского фольклора

Английское слово «фольклор» в переводе на русский язык будет звучать как «народная песня». Но далеко не только песни, придуманные народом, составляют смысл этого слова. Уже давно под фольклором подразумеваются и сказки, и плачи, и заговоры, и былины. А народные песни даже подразделяются на исторические, обрядовые, романсы, анекдоты и частушки [23].

В русском языке слово «фольклор» приобрело еще более широкий смысл. Потому что к фольклору стали относить и такой жанр народного искусства как традиционные национальные игрушки, музыкальные инструменты, костюмы. В общем, к фольклору относится все, что создано народом, его разумом и руками.

Поскольку народ — это целый коллектив, то и определенных авторов у всех этих произведений нет. Любая песня, любая сказка, любая игрушка, отражающая народные традиции — все обретало свой облик при помощи общих усилий, при помощи народных фантазий и мудрости, становилось традиционным, передавалось из уст в уста, от поколения к поколению. Именно поэтому на сегодняшний день мы имеем такое богатое фольклорное наследие, какого, пожалуй, нет ни у одного другого народа в мире. А народ, не имеющий фольклора — безликий народ. Фольклор — это память веков, это клад предков, это лицо народа, нации, это настоящее богатство, которое не имеет цены, его невозможно оценить и измерить.

Фольклор, это не просто культурная ценность, это крепкая цепь, которая связывает воедино не только отдельные человеческие рода, переходя от поколения отцов в поколение детей и внуков, это цепь, связывающая поколения народа. Рассказывая сказки, былины, напевая народные песни, родители передают своему ребенку информацию, культуру, опыт, тем самым прививая ему патриотические чувства, гордость за свой народ и любовь к нему, к своей родине.

В фольклорных сказках и песнях всегда есть мораль, которой должен соответствовать любой член общества. Фольклорные герои трудолюбивы, смелы, мудры, благородны, почтительно относятся к старшим, к родителям, помогают бедным и несчастным, защищают свою землю от посягающих на нее врагов.

Любой фольклор очень символичен. Вся мудрость, заключенная в фольклорных произведениях, будь то сказка, песня или изделие народного промысла, передается читателям и слушателям в символической форме. В народном искусстве все предметы быта и природы несут в себе символический смысл. Вот, например, издавна символами доброго молодца на Руси считали голубя, орла, селезня. А красна девица всегда жила в голубке, уточке, лебедушке. Из деревьев, символом силы и мудрости всегда считался дуб, а нежности и женственности — береза и ива. Драгоценные металлы, золото и серебро, означали знатность и богатство — таким образом, фольклор учит человека мыслить. Ведь за всеми этими символами нужно уметь увидеть и различить скрытую мудрость, скрытый смысл. Человек, научившийся правильно читать символику фольклора, будет мудрым, ему откроются жизненные истины для счастья [23].

Если собрать все фольклорные произведения, можно увидеть за ними не просто мудрость народа, а его душу, самосознание. Фольклор по праву можно поставить во главу всей мировой культуры. Ведь ее корни уходят глубоко в народное творчество. Фольклор питает своей мудростью живопись, музыку, литературу. Без него, без фольклора, невозможно существование ни одного народа, ни одной нации.

В.П. Аникин [3] к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшего со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова». Детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых; это совокупность.

О.И. Капица предложила своё понимание и определение детского фольклора термин «детский фольклор» применяется для обозначения всех произведений устного народного творчества, которые бытуют среди детей. Носителями и творцами детского фольклора являются взрослые и дети» [14, с.25].

Детский фольклор — это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение [14].

Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом. С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир.

Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле. Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима.

Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики. Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно. С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре. Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой [14].

Малые жанры фольклора — это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Различают следующие основные виды детского фольклора [26]:

1. Материнская поэзия (поэзия пествования).

К этому виду относят колыбельные песни, прибаутки, пестушки.

2. Календарный. Этот вид включает в себя заклички и приговорки.

3. Игровой. В эту категорию входят такие жанры, как считалки, дразнилки, игровые припевы и приговоры.

4. Потешный. К нему относят загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, поддевки, небылицы и др.

Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая. Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Саше спать не даёшь?

Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:

Уж ты, радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно в любом коллективе: и в детском саду, и в школе, и во дворе. Например, в каждой компании можно услышать, как дети дразнятся «Андрей-воробей» или «Ирка-дырка». Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».

Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний [15].

Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребёнка, т.к. черпает материал для детей из разных источников. Первое знакомство ребёнка с поэзией начинается с малых форм фольклора. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые.

2.2 Влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотреть книгу, аккуратно положить её в отведенное место. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей. Иногда — это целая система образов, сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры, стиль, язык, звуковая организация высоко поэтичны, содержание более значительно.

Как отмечает Н. Гавриш, «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка» [10, с. 22]. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно — окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и др. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко).

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребёнка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы. Ребёнок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль малых фольклорных форм песенок, потешек, поговорок, прибауток, закличек и др.

Ребёнок — один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленька» — и о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. В этой потешке отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нём самом потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное — овладевать средством общения — речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения — диалогическую.

Знакомство детей суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка…»), накормить («травка — муравка»).

Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Знакомя детей с потешками «Курочка — Рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька — Мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением

А. Барто «Кто как кричит» воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.

Произведения народного творчества — это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации — всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей [10].

В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей.

Если ребёнку систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и т.д. у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.

В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни — в дошкольном возрасте — эстетического восприятия художественной литературы [10].

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим, через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Уже в раннем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть этот путь будет освещен солнцем народного творчества.

2.3 Роль воспитателя в организации работы с детским фольклором

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Роль воспитателя в организации работы с фольклором состоит в следующем [34]:

Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребёнка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому для детей создаются все условия, чтобы у малышей полутора лет возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения — что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: «да», «нет», «так», «вот» и т. п.), но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.

В-третьих, педагог должен вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.

В-четвёртых, необходимо активное, действенное соучастие ребёнка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.).

Принцип познавательной активности — один из основных принципов ознакомления ребенка с фольклором. Достичь его возможно эмоциональностью. Собственно с помощью эмоционального изложения воспитатель удерживает внимание ребенка. Как известно, дети выделяются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их интерес носит нестойкий характер. И в этом нюансе эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе внедрения ориентировочных подкреплений разной модальности (визуальных, слуховых стимулов) [10].

Остановимся на этом утверждении основательно. Ситуации неожиданного возникновения либо исчезновения персонажей объединены с неожиданностью, что удерживает непроизвольное внимание ребенка. Данный приём, очень мощный по своему влиянию, неоправданно очень часто применять, т. к. дети привыкают взаимодействовать со взрослым только лишь при условии интенсивного ориентировочного подкрепления. А это не оказывать содействие формированию произвольности поведения. И тем не менее ориентировочные подкрепления нужны, по этой причине рациональнее их строить с частичной заменой. К примеру, кукла поменяла наряд, у неё появился бант другого цвета; кот убежал, затем подошел и лакает молочко, спит, т. е проделывает наиболее многообразные действия, оставаясь в том же варианте; а вот он уже в другом варианте: «Вышел котик во лесок, отыскал кот поясок, нарядился, воротился:» и т. п. Педагог пользуется ориентировочным подкреплением на базе слуховых ориентировочных реакций его голос звучит то приглушенно, то звонко; то не торопясь, то быстро: в некоторых случаях он говорит речитативом, растягивая гласные, пользуется нараспев, применяя соразмерные паузы и т. д. Это приёмы, рассчитанные на подкрепление на базе слуховых ориентировочных реакций, которые и обеспечиваются эмоциональностью воспитателя.

Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они выражают эмоциональную отзывчивость ко всем действиям воспитателя, определенным образом реагируя на его голос, душевное состояние, мимику, жесты. Данные проявления просто копируются; по этой причине для детей они выполняют информативную роль [10].

Далеко не в меньшей степени значителен в процессе фольклорной деятельности с детьми раннего возраста принцип наглядности, т. е. применяемые наглядные ресурсы (игрушки, иллюстрации, пособия и т. д.), с поддержкой которых формируется развёрнутая картина действий и результата. Объяснения краткие, ясные, короткие (то есть за потоком слов потеряется значение слова) подкрепляются показом наглядного нравоучительного материала. Демонстрация — главной прием принципа наглядности — способен быть неполный (ключевые моменты произведения) либо полный (последовательные моменты произведения), с применением наглядных средств. Применять можно плоскостные и объёмные.

Какими ведь приёмами возможно использовать, исполняя правило наглядности? Один из основных — приём инсценирования произведения с помощью перечисленных выше и специально отобранных средств (иллюстрации, ширмы, игрушки).

С его помощью возможно достичь максимального понимания содержания. Общеизвестно, что в начальный период жизни дети выделяются конкретностью восприятия. Данное означает, что дети должны замечать последовательную цепочка событий, описываемых в тексте. В данном случае дети воспринимают связи, начинают осознавать причинно-следственные взаимоотношения, вытекающие из содержания текста.

Приём инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы [10].

Приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Ещё один приём — динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке — «масляна головушка», желательно привести в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано в стаёшь, голосисто поёшь?» следует привести игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подать голос» (петушок кукарекает, поёт).

Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки. Не случайно при прочтении потешки «Вот и люди спят» вначале действенно разыгрывается первая строчка (воспитатель предлагает выполнить игровое действие имитационного характера, дети кладут под щёчку сложенные ладошки и на секунду закрывают глаза — спят»).

От понимания первой строки зависит постижение последующего текста. Поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании.

Приём усиления визуальных эмоций рассчитан на сохранение ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (либо в самой игрушки либо ее местоположения), исчезновением либо неожиданным возникновением в немного изменённом варианте. К примеру, для того чтобы вызвать интерес ребенка к петушку, воспитатель демонстрирует игрушку сначала близко, далее петушок поднимается на спицу. Дети представляют игрушку под иным углом зрения, с дальнего расстояния. Спица крутится — петушок кружится.