По специальной психологии «Нейропсихологический подход к изучению речи детей с нарушениями развития»

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Количество детей с различными речевыми отклонениями не только не уменьшается, но и постоянно растет. Именно поэтому в школе остается высокая потребность в работе узких специалистов: психолога, дефектолога и логопеда, а также потребность в специальных коррекционно-развивающих программах. Теоретической основой совместной деятельности психолога, дефектолога и логопеда может стать нейропсихология. Основные положения отечественной нейропсихологии, в настоящее время признанной во всем мире, заложены Л.С. Выготским, А.Р. Лурия и его учениками.

Современная нейропсихология в последние годы активно занимается изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении, а исследование состояния речевых функций ребенка одна из важнейших сторон нейропсихологического обследования.

Нейропсихологическое исследование все шире входит в школьную практику, как для определения школьной готовности ребенка, так и для выяснения текущих трудностей обучения. Успешность его применения зависит от владения методом и опыта исследователя. П рименение нейропсихологических методик зна­ чительно расширяет информацию о ребенке, и педагогическая стратегия может быть личностно-ориентиро ванной и, значит, более эффективной.

«Нейропсихологический подход к изучению речи детей с нарушениями развития».

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:

Задачи:

  1. проанализировать психологическую, нейропсихологическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  2. уточнить понятие речевой функции с точки зрения нейропсихологии;

    15 стр., 7169 слов

    Теории личности в исследованиях зарубежных и отечественных психологов

    ... выделяют восемь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои ... личности, построение грамотного плана реферата. Глава I. Современные теории личности в психологии 1.1 Теории личности зарубежных психологов Теория личности ... грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как ...

  3. выявить условия формирования и развития речи детей с нарушениями развития.

  4. выявить причины нарушения речевого развития;

  5. охарактеризовать специфику нейропсихологической диагностики речи детей с нарушениями развития;

  6. подобрать диагностический материал для нейропсихологического исследования речи детей с нарушениями развития.

Гипотеза: Применение данных нейропсихологического исследования позволит в короткие сроки диагностировать нарушения речевой функции и предложить развивающую психокоррекционную программу для ее восстановления.

Методы исследования:, Структура исследования:, Глава 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития речи детей с нарушениями развития

    1. История формирования и развития нейропсихологии в нашей стране и за рубежом

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирова­ния новой дисциплины — нейропсихологии. Эта отрасль психологи­ческой науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно — в нашей стране.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейро­психологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.

Работы Л. С. Выготского в области нейропсихологии явились про­должением его общепсихологических исследований. На основе изуче­ния различных форм психической деятельности ему удалось сформу­лировать основные положения:

* о развитии высших психических функций;

* о смысловом и системном строении сознания

Ранние работы Л. С. Выготского по нейропсихологии были посвя­щены системным нарушениям психических процессов, возникающим в результате поражения отдельных участков коры головного мозга, и их особенностям у ребенка и взрослого человека [6].

Свои первые нейропсихологические исследования Л. С. Выготский проводил совместно с А. Р. Лурия.

Исследования Л.С.Выготского положили начало разработке нейропсихологических путей компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга. На основании этих работ им были сфор­мулированы принципы локализации высших психических функций человека. Л. С. Выготский впервые высказал идею о том, что мозг че­ловека обладает новым принципом организации функций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка).

11 стр., 5333 слов

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И МОЗГ

... психических болезней – это изучение нейрофизиологических изменений, т.е. изучение специфики функционирования различных областей мозга и психически больных людей. Следующий биологический аспект изучения психических заболеваний – это физиологические исследования, ... прогноз о дальнейших перспективах развития у конкретного больного. ... функции нервной, гормональной и иммунной систем, а также измерять и ...

По его мнению, возникшие в процессе исторической жизни формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга человека новых «межфункционалъных отношений», которые делают возмож­ным развитие высших форм психической деятельности без существен­ных морфологических изменений самого мозга. Позднее эту идею о но­вых «функциональных органах» развивал и А.Н.Леонтьев.

Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг облада­ет новым по сравнению с животным локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческо­го сознания» (Л.С.Выготский) , завершающее его известные тезисы «Психология и учение о локализации психических функций» (опубликованные в 1934г.) относится, несомненно, к од­ному из самых фундаментальных положений отечественной нейро­психологии [2].

Идеи Л. С. Выготского о системном строении и системной мозго­вой организации высших форм психической деятельности составляют лишь часть того важного вклада, который он внес в нейропсихологию. Не менее важна и его концепция о меняющемся значении мозговых зон в процессе прижизненного развития психических функций [6].

Наблюдения над процессами психического развития ребенка при­вели Л. С. Выготского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и последователь­ном прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие из­менения «межфункциональных» отношений) как основной законо­мерности психического развития. Он сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функ­ции в детском возрасте и у взрослого человека [7].

Идея о неодинаковом эффекте при поражении одних и тех же зон коры на разных этапах психического развития является одной из важ­нейших идей современной нейропсихологии, которая по-настоящему оценена лишь в последнее время в связи с развитием исследований в области нейропсихологии детского возраста.

Как в годы Великой Отечественной войны, так и в последующее время становление и развитие нейропсихологии были тесно связаны с успехами неврологии и нейрохирургии, что позволило совершенство­вать ее методический и понятийный аппараты и проверять правиль­ность гипотез при лечении больных с локальными поражениями го­ловного мозга [2].

В создание отечественной нейропсихологии определенный вклад внесли и исследования в области патопсихологии, проводившиеся в ряде психиатрических клиник Советского Союза. К ним относятся работы психиатра Р. Я. Голант, посвященные описанию мнестических расстройств при локальных поражениях мозга, в частности при поражении диэнцефальной области.

4 стр., 1619 слов

Мозг и психика человека

... необходимости изучения взаимосвязи между мозгом и психикой. Объект исследования: мозг и психика. Предмет исследования: взаимосвязь между психическими процессами и структурами мозга. Цель: Установить взаимосвязь между мозгом и психикой. Задачи: Проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме ...

Киевский психиатр А. Л. Абашев-Константиновский многое сделал для разработки проблемы общемозговых и локальных симпто­мов, возникающих при локальных поражениях мозга. Им описаны ха­рактерные изменения сознания, возникающие при массивных пора­жениях лобных долей мозга, и выделены условия, от которых зависит их появление.

Важный вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б.В. Зейгарник со своими сотрудниками. Благодаря этим работам:

* были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга;

* описаны основные типы патологии мыслительных процессов в ви­де различных нарушений самой структуры мышления в одних случаях и нарушений динамики мыслительных актов (дефектов

мотивации, целенаправленности мышления и т. д.) — в других [8].

Безусловный интерес с позиций нейропсихологии представляют и работы

Важные экспериментально-психологические исследования прово­дились и на базе неврологических клиник. К ним прежде всего отно­сятся работы Б.Г.Ананьева и его сотрудников, посвященные проблеме взаимодействия полушарий головного мозга и внесшие существенный вклад в построение современных нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов.

Большую ценность для становления нейропсихологии представля­ют

Большой вклад в современную нейропсихологию внесли исследования таких крупных отечественных физиологов, как Н. А. Бернштейн, П. К. Ано­хин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева, О. С. Адрианов и др. [33]

Концепция Н. А. Бернштейна об уровневой организации движений послужила основой для формирования нейропсихологических представлений о мозговых механизмах движений и их нарушениях при локальных поражениях мозга.

Концепция П. К. Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А.Р.Лурия для построения теории системной динами­ческой локализации высших психических функций человека[17].

Работы Е. Н. Соколова, посвященные изучению ориен­тировочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихологи­ей (вместе с другими достижениями физиологии в этой области) для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов (в концепции о трех блоках мозга, для объяснения модальнонеспецифических нарушений высших психических функций и др.).

Большую ценность для нейропсихологии представляют исследова­ния Н.П. Бехтеревой, В. М. Смирнова и дру­гих авторов, в которых впервые в нашей стране с помощью метода вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов — как когни­тивных, так и эмоциональных. Эти исследования открыли новые ши­рокие перспективы изучения мозговых механизмов психических про­цессов.

14 стр., 6813 слов

Особенности психических познавательных процессов в норме и патологии: ...

... запоминания: механическая и логическая. Механическая память - запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается. Логическая память - запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. Процессы памяти Память -- сложная психическая деятельность. В ее составе ...

Таким образом,

Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихо­логия и, которые используются для построения ее теоретических моделей, определяется комплексным, многоплановым характером ее центральной проблемы — «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения возможно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихологии. Для разработки собственно нейропсихологического аспекта данной проблемы (т. е. для изучения мозговой организации высших психических функций, прежде всего на материале локальных поражений головного мозга) нейропсихология должна быть вооружена всей суммой современных знаний о мозге и психических процессах, почерпнутых как из психологии, так и из дру­гих, смежных наук [29].

Современная нейропсихология развивается в основном двумя путя­ми.

Второй — это

Как известно, А. Р. Лурия наряду с другими отечественными пси­хологами (Л. С. Выготским [7], А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным и др.) непосредственно разраба­тывал теоретические основы отечественной психологической науки и на этой базе создал нейропсихологическую теорию мозговой организа­ции высших психических функций человека. Успехи отечественной нейропсихологии объясняются прежде всего ее опорой на научно раз­работанные с позиций материалистической философии общепсихоло­гические концепции.

Сопоставляя пути развития отечественной и американской нейро­психологии, А. Р. Лурия отмечал, что американская нейропсихология, достигнув больших успехов в разработке количественных методов ис­следования последствий мозговых поражений, фактически не имеет общей концептуальной схемы работы мозга, общей нейропсихологической теории, объясняющей принципы функционирования мозга как целого [17].

Теоретические представления отечественной нейропсихологии опре­деляют и общую методическую стратегию исследований. В соответ­ствии с представлением о системном строении высших психических функций, согласно которому каждая из них являет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих звеньев, наруше­ния одной и той же функции протекают по-разному в зависимости от того, какое звено (фактор) оказывается пораженным. Поэтому цент­ральной задачей нейропсихологического исследования является опреде­ление качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.

Следует отметить, что в настоящее время как теоретические поло­жения, так и методы отечественной нейропсихологии приобретают все большую популярность у западных исследователей. Методы, разрабо­танные А. Р. Лурия, подвергаются стандартизации, широко использу­ются, обсуждаются на специальных конференциях [17].

16 стр., 7863 слов

Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим ...

... неречевых психических процессов и речи; в обобщении и дополнении содержания дифференцированной логопедической работы по коррекции и развитию восприятия, внимания, памяти, мышления у детей, имеющих недоразвитие речи. 1. Развитие грамматического строя речи в норме у дошкольников 1.1. Этапы развития речи ребенка в норме Анализ ...

В настоящее время отечественная нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений, объе­диненных общими теоретическими представлениями и общей конеч­ной задачей, состояний в изучении мозговых механизмов психических процессов.

Нейропсихология — молодая наука. Несмотря на очень длительную историю изучения мозга как субстрата психических процессов, кото­рая восходит еще к донаучным представлениям древних авторов о мозге как вместилище души, и на огромный фактический материал о раз­личных симптомах поражения мозга, накопленный клиницистами всего мира, нейропсихология как система научных знаний сложилась лишь в 40-50-е годы XX века. Решающая роль в этом процессе при­надлежит отечественной нейропсихологической школе. Ее успехи и высокий междуна­родный авторитет связаны прежде всего с именем одного из самых выдающихся психологов XX века — Александра Романовича Лурия [17].

    1. Понятие речевой функции с точки зрения нейропсихологии

Общепризнанно, что

В рамках созданной А.Р. Лурией нейропсихологии речевая

1) гностический и праксический;

2) смыс­

Гностические и праксические функции в структуре речевой функции А.Р. Лурия расценил как базисные, над которыми сис­ темно надстраивается в течение жизни смысловой уровень ре­ чевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка — словами, фразами, построенными по правилам грамма­тики.

Важную роль А. Р. Лурия придавал

— приобретение речи требует огромных, и при этом полимо­

— овладение любой высшей психической деятельностью не­

В теории речевой деятельности принято выделять

Главные виды речи —

Наиболее полное и убедительное описание специфики внут­

Помимо внешней и внутренней выделяют

Дифференциация речевой деятельности на

Важный вклад в понимание специфики и взаимоотношений

По

13 стр., 6028 слов

Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного ...

... разработана методика развития повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности. Это объясняется ее сложностью и отличием от традиционных форм, методов и средств обучения составлению повествовательных рассказов детей дошкольного ...

Существует еще один вид речи —

Коммуникативная речь делится на

Наиболее крупным делением речи на виды является ее раз­

Итак, речевая функция занимает ключевую позицию в разви­

    1. Условия формирования и развития речи

Речь — это функция, без которой человек не может претен­

Для того чтобы появились первые речевые действия, необхо­

В период от 0 до 6 месяцев у ребенка имеется потреб­

Переход от молчания к речи осуществляется не мгновенно.

6 мес. — 1

Скорее всего, преимущественное участие в осуществлении

В 1 — 1,5 года дети оттачивают умение мычать, ры­

Наиболее активную роль в интеграции разноанализаторных

Очень важно, что на протяжении всего периода лепетной

Необходимо учитывать и то, что для большинства годовалых

Громадную роль в попытках речевого общения занимают об­

Некоторые слова ребенок охотно повторяет, не понимая — во

2—3 года — э

Ребенок еще не чувствует, что эти слова состоят из отдельных

В этот период имеются большие различия в пользовании уже

Слова на этом этапе перестают быть столь узкими по значе­

Возраст 2 года знаменуется первыми попытками соединить

В это время появляются даже 3-сложные слова, например,

3—5 лет. Наиболее ярким речевым достижением ребенка 3-х лет

Отмечаются продвижения и в звукопроизношении: добавля­ются некоторые шипящие звуки, «з, ы, в», твердое «л», некото­рые дети осваивают даже произнесение вибранта «р», однако многие делают это позже — к 3,5—4 годам.

На этапе 3-3,5 года ребенок еще не различает смысловые ро­

В этот же возрастной период продолжается овладение детьми

Речь 5-летнего ребенка должна стать развернутой, причем не

18 стр., 8724 слов

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности ...

... своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и ... со взрослыми и сверстниками; подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников Основополагающим ...

В данный период речевого развития функционально активны все речевые зоны мозга, а также те, которые обеспечивают пред­ метно-образно-логическое содержание высказываний, т.е. ви сочно-затылочные доли обоих полушарий. Кроме того, коорди­ нирующая, регулирующая и мыслительная роль принадлежит здесь лобным долям мозга.

    1. Нарушения речевого развития

Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности, т.е. вид психического дизонтогенеза. Поскольку развитие речи непосредственно связано с психическим развитием в целом, наиболее часто у ребенка имеет место смешанные нарушения психоречевого развития, хотя они могут выступать и изолированно. Для каждого возраста при­оритетны свои речевые расстройства, хотя их строгой возраст­ной отнесенности не существует [18].

Причины возникновения речевых расстройств в основном те же, что и причины отклонения в неречевых видах психиче­ского развития. По характеру они делятся на органические и функциональные, имеющие, в свою очередь, различную этио­логию.

Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств ре­чи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают.

При этом важно, что в речевом развитии, помимо коры моз­га, важную роль играют и более элементарные структуры мозга, в частности, глубинные структуры мозга: подкорка, ствол, который включает: ножки мозга и четверохолмие, мост мозга, мозже­чок и продолговатый мозг.

Поражение подкорковых базальных ядер приводит к нару­шениям движений, преимущественно по типу дискоординаций, имеющих место при отсутствии параличей или парезов двигательной мускулатуры. В речевой сфере они проявляются в виде особой, подкорковой дизартрии [15].

Основной функцией мозжечка является обеспечение точ­ности целенаправленных движений, поддержание равновесия, координация взаимодействия мышц агонистов, гонистов и антагонистов. Для выполнения этих задач мозжечок имеет раз­ветвленные связи с самыми различными отделами мозга. В ко­ординировании сложных речевых движений мозжечок выступает как главный указатель точности движений органов речевого аппарата (объема, силы, направленности).

При поражении мозжечка возникает особый вид дизартрии — мозжечковая, проявляющаяся в нарушении тактики («равновесия») речевых движений.

При поражении черепных нервов, иннервирующих речевую мускулатуру, возникает бульварная дизартрия. Поражение проводящих путей, соединяющих ядра черепных нервов и кору мозга обусловливает возникновение псевдобульбарной дизартрии.

4 стр., 1791 слов

Речевые нарушения. Речь как психическая функция

... патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы). Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие ...

Если отклонений в речевом развитии избежать не удалось, следует приложить все силы, чтобы максимально использовать здоровые системы организма и помочь ребенку занять свое мес­то в жизни, несмотря на трудности, связанные с неполноценно­стью психических функций, и в первую очередь, речевой [11].

Несмотря на высокую степень врожденной готовности к ре­чи, достигнув «речевого возраста», определенная часть детей молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Их с трудом понимают даже родители.

Грамотные, внимательные родители задаются вопросом, по­чему ребенок «молчит», уже тогда, когда замечают отсутствие у него гуления и лепета. Менее осведомленные обращаются к специалистам значительно позже, когда ребенок уже должен гово­рить слова и фразы.

Излишне убеждать в том, что раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам крайне важно вовремя принятые необходимые меры могут вер­нуть ребенку полноценное развитие, и напротив, опоздание может стать роковым [10].

Среди речевых расстройств есть и безнадежные, при которых даже самые бдительные родители и самые умелые специалисты не в силах спасти положение. Тяжелые расстройства речи, как прави­ло, не выступают изолированно. Они являются частью заболева­ний, связанных с органическим поражением центральной нерв­ной системы (ЦНС).

Наиболее частое из них (хотя далеко не един­ственное) — синдром детского церебрального паралича (ДЦП) [29].

Нарушения речевого развития, помимо медицинского вмешательства, требуют участия ряда других специалистов: дефектологов (логопедов и сурдологов), медицинских психологов социальных работников. Очень важно, чтобы эти специалисты не только лечили и учили ребенка с аномалиями речевого развития, но и определили, какой тип детского учреждения ему необ­ходим.

Однако каждый из названных специалистов, хоть и вносит важную лепту, не в состоянии помочь ребенку полностью. При правильной ранней диагностике некоторые нарушения развития речи у ребенка могут быть предотвращены, другие требуют слож­ного, длительного комплекса лечебно-психолого-педагогиче­ских мероприятий, третьи не поддаются лечению, и тогда на первый план выступает работа по адаптации ребенка к жизни. С этой целью в разных странах существуют специальные учреж­дения. Это специализированные дома ребенка системы соци­ального обеспечения, школы для умственно отсталых детей, слепых, глухих, школы для тех детей, у которых процесс речевого развития не укладывается в рамки нормы [30].

Вывод по главе 1

Анализ рассмотренных работ позволяет выделить несколько характерных особенностей исследований, проводящихся в этом направлении.

Как указывают Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева [1], есть ряд причин, препятствующих определению точной локализации очага поражения в детском возрасте: продолжающийся процесс кортикализации психических функций, возрастная диффузность и пластичность функциональных органов детей, возможность организации психического процесса на разных уровнях мозговой иерархии и наличие круговых функциональных связей мозговых структур.

Кроме того, в случае дизонтогенетических заболеваний чаще приходится говорить о диффузных анатомических, биохимических либо функциональных изменениях головного мозга, что еще более снижает значимость топической диагностики.

Все это делает более корректным в детском возрасте определение не топического, а функционального «диагноза», то есть определение «сильных» и «слабых» звеньев функциональных систем психики ребенка. Увлекаясь выделением «сильных» и «слабых» звеньев, дефицитарных и сохранных полушарных стратегий, исследователи часто не выходят за этот уровень анализа той или иной формы отклонения в развитии.

Практическое же значение описанных особенностей, возможности их учета в коррекционном процессе остаются или мало освещенными в данном типе работ или вообще отсутствуют.

На наш взгляд дальнейшее развитие нейропсихологических исследований аномального развития должно идти не по пути пополнения «библиотек» описаний особенностей той или иной нозологической группы, а по пути разработки форм помощи и методов коррекции, учитывающих эти особенности. В противном случае ценность полученных в ходе подобных исследований данных оказывается невелика. В заключение нашего небольшого обзора следует отметить, что нейропсихологические исследования, ориентированные на разработку форм и методов помощи детям с различными отклонениями в развитии, представлены и в зарубежной и в отечественной литературе, но объем их по сравнению с «описательными» исследованиями крайне невелик.

Глава 2. Нейропсихологическая диагностика речи детей с нарушениями развития

2.1. Основные принципы нейропсихологической диагностики

Нейропсихологическая диагностика – обширный класс методических приёмов и заданий, направленный на исследование ВПФ, их нарушений при различных по природе поражениях мозга. Задача их использования состоит в описании нарушений ВПФ и выделении тех факторов, которые лежат в основе.

Основные принципы нейропсихологического исследования:

1. В набор должны входить нейропсихологические методики, задания и пробы, валидность и надёжность которых подтверждена клинической практикой. При этом обоснованность и адекватность тех или иных заданий обеспечивается клиническими критериями, т.е. клинической верификацией локализованных поражений мозга.

2. Набор нейропсихологических методик должен содержать минимально необходимое количество субтестов, адекватных для исследования речи, гнозиса, праксиса и др. ВПФ.

3. Методики, включённые в батарею должны быть доступны для выполнения любому взрослому, практически здоровому испытуемому. Должны быть апробированы и стандартизованы на нормативной выборке, включая и не совсем образованных людей.

4. В набор обязательно должны включаться т.н. сенсибилизированные пробы и задания, направленные на выявление слабо выраженных нарушений отдельных ВПФ. Эти пробы должны составлять 1/3 батареи.

5. Результаты, полученные в ходе нейропсихологического эксперимента, должны быть специально организованны и пригодны для сравнительного анализа на основе статистических методов. Это необходимо для создания возможности оценить степень выраженности выявленных нарушений и их динамики в процессе восстановительного лечения и реабилитации [26].

Основными в нейропсихологической диагностики являются специальные нейропсихологические батареи, включающие в себя задания, направленные на исследование:

1. Праксиса – действия (кинестетический, пространственный, динамический);

2. Гнозиса – узнавание (зрительный, пространственный, кинестетический, слуховой);

3. Речи.

Дополнительно к нейропсихологическим батареям используются патопсихологические методики, направленные на изучение таких психических процессов как память, внимание, мышление [14].

Также используются тестовые методы: Равен, Векслер и пр., рисуночные тесты. Иногда используются аппаратурные методы (например, дихотическое прослушивание).

2.2. Специфика нейропсихологической диагностики

При обследовании детей необходимо провести тщательный отбор диагностического материала по следующим критериям:

доступности (сложности);

знакомости;

привлекательности (наглядности, занимательности, способности