«Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»

Содержание скрыть

Современный этап развития теории и практики логопедии, характеризуется усилением внимания к изучению детей с речевыми нарушениями.

Неуспеваемость детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст, поэтому одной из актуальных задач логопедии является раннее выявление нарушений в развитии у детей и коррекция речевых дефектов.

Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи — это звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь.

При заключении

Именно этот факт и предопределил выбор данной темы «Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».

Цель: обследование речи детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования, Предмет исследования

Цель, объект и предмет обследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме обследования речи детей дошкольного возраста;

  2. Подобрать методику для обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;

  3. Провести обследование речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

1.Общие сведения о детях с ОНР

ОНР, общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

11 стр., 5245 слов

«Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего ...

... народной сказки как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста. 5. Разработать и апробировать комплексное планирование по сказкотерапии с использованием русской народной сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. 6. Проследить динамику изменения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ...

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, (иногда) дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

  • Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР: 1

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (“безречевые дети”).

Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

_______________________________________________________________

1. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. – Саратов, 1981.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак, а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка — там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”. На этом уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. В целом в речи этих детей наблюдаются отдельные аграмматичные фразы, замены слов, близких по значению, искажения звуко — слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

4 стр., 1644 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями

... исследуемой проблеме, а также изучение массовой и инновационной педагогической деятельности. Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогической характеристики детей с речевыми нарушениями 1.1. Понимание речи, ее значения и функций в научной литературе ...

Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребенка в корыте», кресло — «диван», смола — «зола», вязать — «плести», строгать — «чистить»).

Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих пространственные, причинно — следственные временные, отношения, появляются выраженные нарушения. Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление.

Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «браты», «уша»), смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»), замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто — «копыта», корыто — «корыта», зеркало — «зеркалы»), склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасет стаду», «зашиб копыту»), неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит сольи», «нет мебеля»), ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь»), ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «кладет дров»), неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя», «солнце огненная»).

Встречается и неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»).1

На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на

_______________________________________________________________________________________________________

1.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М., 1999

словообразование.

Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков.

Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса — «кобалса», сковорода — «соквоешка»).

55 стр., 27352 слов

Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими ...

... освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов остается ...

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов. Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.

IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»).

В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»).1

Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными

__________________________________________________________ 1.Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Светлана Николаевна Сазонова. — М., 2005. — 144 с/

(«Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»).

Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Обобщая данные о характере речевых нарушений у детей с ОНР, можно отметить, что, несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из характерных признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4-м, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена и малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. У всех детей наблюдается недостаточная речевая активность и критичность к своему дефекту.

2. Обследование детей с ОНР

Обследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Теремок» с.Красногорск с ноября по декабрь 2015 года.

В обследовании участвовало пять детей старшего дошкольного возраста. Основная цель нашего исследования – выявить в речи детей старшего дошкольного возраста общее недоразвитие речи 3 уровня.

При проведении обследования были использованы приемы и методы предложенные в исследованиях Р.И. Лалаевой, Б.Н. Российской, Н.В. Серебряковой, JI.C, Соломаха, Е.Ф. Соботовича, Л.Ф. Спировой, М.Ф. Фомичевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чевелевой и др., изложенные в книге Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями».

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями начали со сбора и анализа анамнестических сведений, после чего приступили к проведению логопедического обследования. Обследование проводили по схеме:

28 стр., 13919 слов

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

... экспериментально проверить эффективность бумагопластики как средства развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет. Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у дет 5-6 лет посредством бумагопластики. Предмет исследования: бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет. Гипотеза: развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет посредством ...

  1. Обследование звукопроизношения

Для обследования звукопроизношения использовали набор картинок, в которых, исследуемые звуки находились в трех позициях — в начале, середине и в конце слова.

Инструкция:

За каждый правильно произносимый звук ребенок получает 1 балл. Результаты обследования в таблице 1,2,3,4,5 (Приложения 2).

2. Обследование общей моторики

1. Исследование двигательной памяти, Инструкция:

1) руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

2) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.

2. Исследование статической координации

1) стой с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;

2) стой с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

Исследование динамической координации.

1) маршируй, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок делай в промежутке между шагами;

2) выполни подряд 3-5 приседаний, пола пятками не касайся, выполняй только на носках.

Исследование произвольного торможения., Инструкция:, Исследование пространственной организации.

1) ходьба по кругу, в обратном направлении через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;

2) то же выполнять слева;

3) по словесной инструкции проделать эти же задания.

По результатам обследования определяется уровень развития общей моторики. За каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл.

Результаты обследования зафиксированы в таблице 3 (Приложение 3).

3. Обследование мелкой моторики

Обследование статической координации движений пальцев рук

1) выполнять задание по показу, затем по словесной инструкции при счете от 1 до 5;

2) вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук;

3) вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук;

4) положить указательные пальцы на средние на обеих руках;

93 стр., 46310 слов

Исследования показал, что функциональная система письма состоит ...

... работы входят: введение, три главы, заключение, библиография, приложение. Глава I. Теоретические обоснование проблемы предупреждения дисграфии ... материале, направленные на профилактику дисграфии у младших школьников. База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ ... Традиционный принцип сохраняет исторически древнее написание слов до неадекватного современному произношению и морфологическому ...

5) положить средние пальцы на указательные на обеих руках;

6) соединить в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).

При выполнении этой пробы отмечаются точность и правильность выполнения заданий.

Обследование динамической координации движений пальцев рук:

1) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, здороваются пальчики только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки);

2) выполнять движение «кулак — ребро — ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно; выполнение пробы необходимо повторить с прикушенным зубами языком.

При выполнении этой пробы отмечаются:

1) усвоение программы (с первого предъявления, со второго предъявления, после совместного выполнения с экспериментатором, невыполнение);

2) характер выполнения действия (плавное, поэлементное, замедленное, трудности переключения с одного звена на другое);

3) ошибки (персеверации, нарушение последовательности движений).

Исследование чувства ритма:

сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти;

«игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5—1, 4-2, 1— 2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

рисование по образцу «дом — дерево — забор»;

обследование темпа движений при помощи письменной пробы: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе, в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе; результаты первого и третьего раза сравниваются и оцениваются темпы: замедленный, нормальный, ускоренный.

Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки, Инструкция:

По результатам обследования мелкой моторики определяется уровень. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Результаты обследования зафиксированы в таблице 4 (Приложения 4).

  1. Обследование артикуляционной моторики

Исследование подвижности губ.

2.Исследование подвижности языка., Исследование подвижности нижней челюсти, Исследование подвижности мягкого нёба.

5. Обследование динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи

1. Исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений Инструкция: Я покажу тебе упражнения, а ты повтори их за мной. 1) оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот; 2) широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу; 3) положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот; 4) широко раскрыть рот, как при звуке [а], растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку. 5) широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.

42 стр., 20732 слов

Методики исследования мышления и интеллекта

... психодиагностики, придерживается мнения, согласно которому оно трактуется в терминах приспособления или адаптации. Последнее требует исследование психической сферы. Ярче всего результаты психологического исследования ... гипотезы: для исследования мышления и интеллекта используются стандартизированные и нестандартизированные методики, их выбор, зависит от целей обследования, поставленных задач ...

2.Исследование динамической организации при повторении звуковых рядов.

3.Исследование динамической организации при повторении слоговых рядов (последовательность слогов изменяется) Инструкция ребенку: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее: «ка-па-та», «па-ка-та»; «пла-пло-плу»; «рал-лар-тар-тал»; «сила-взма-здра»

4. Исследование динамической организации при чтении стихотворений.

6. Обследование мимической мускулатуры

Исследование движений мышц лба: Инструкция:

  1. Исследование движений мышц глаз: Инструкция: — легко сомкни веки; плотно сомкни веки; закрой правый глаз, а затем левый, подмигни.

  2. Исследование движений мышц щек:

Инструкция:

  1. Исследование мимических поз :

Инструкция:

5.Исследование символического праксиса: Инструкция : Покажи свист; поцелуй; улыбку; оскал; цоканье. По результатам обследования определяется уровень. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Результаты обследования зафиксированы в таблице 1 (Приложения 7).

  1. Обследование строения артикуляционного аппарата 1. Исследование губ. 2.Исследование зубного ряда.

    19 стр., 9219 слов

    «Технология обследования связной речи у детей дошкольного ...

    ... 2. Рассмотреть методы обследования связной речи у детей с ОНР. 3. Провести экспериментальное исследование., Объект исследования, Предмет исследования методы исследования: - библиографический ( ... работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формирование связной, устной речи ...

Исследование прикуса.

По результатам обследования определяется уровень. За каждое нарушение ребенок получает 1 балл. Результаты обследования зафиксированы в таблице 1 (Приложения 8).

8. Обследование фонематического восприятия

1.Исследование состояния физиологического слуха.

2. Исследование дифференциации неречевых звуков., Инструкция:

«Что гудит?» (машина); «Что проехало?» (трактор); «Кто смеется?» (девочка); «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).

3. Исследование слуховой памяти и понимание речи.

4.Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками. Инструкция: повтори за мной:

1) ба-па, да-та, ка-га-ка, са-ся, жа-ша, са-за;

2) мышка — мишка, катушка — кадушка, роза — лоза;

3) семь машин на шоссе; пастушок быстро шел; висел железный замок; ручное зеркало упало.

5.Исследование фонематического анализа и синтеза, Инструкция

1) определи, есть ли звук [с] в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;

2) определи количество звуков в слове и место звука [с]» в словах: сок, оса, нос; 3) составь слово из звуков: [с], [т], [о], [л]; [к], [а], [р]; [р], [а], [ш]; 4) придумай слово на заданный звук: [с], [ш], [л], [р]; 5) из предложенных картинок отбери только те, названия которых начинаются на определенный звук.

За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл. Результаты обследования зафиксированы в таблице 1 (Приложение 9).

9. Обследование дыхательной и голосовой функции

1.

  1. Исследование речевого дыхания:

Инструкция ребенку

  1. Исследование голоса.

Сила голоса.

Диапазон. Инструкция: Произнести фразу «Я— аист»: посылая звук в небо; «и вверх, и вниз…», как будто красишь забор. Выразительность. Инструкция: Произнести фразу «У меня есть собака»: равнодушно; таинственно; восхищенно.

32 стр., 15979 слов

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ»

... развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. ... при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными ... исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.); процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ...

Тембр. Инструкция: Произнести фразу «Уронили мишку на пол» как: маленький ребенок; директор школы. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл. Результаты обследования зафиксированы в таблице 1 (Приложение 10) .

10. Обследование просодических компонентов речи

1.Ритм речи.

2.Темп. Инструкция: Расскажи стихотворение А. Барто «Мячик»: со скоростью улитки; как марширующий солдат; как робот. 3.Логическое ударение. Инструкция: Произнеси скороговорку, меняя ударение на словах: Шесть мышат в шалаше шуршат. По результатам обследования дыхательной и голосовой функций определяется уровень. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл. Результаты обследования зафиксированы в таблице 1 (Приложение 11)

  1. Обследование слоговой структуры слова

1.Исследование произнесения слов сложного слогового состава

2. Исследование произнесения слов различного слогового состава. Инструкция: Я буду произносить слова, а ты произнеси их за мной:

1. двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);

2. трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);

3. односложные слова (мак, лев);

4. двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);

5. двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);

6.двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);

  1. трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);

  2. трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);

  3. трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);

  4. трехсложные слова с двумя стечениями (винтовка, морковка);

  5. односложные слова со стечением согласных в начале и конце (кнут, клей);

  6. двухсложные слова с двумя стечениями (кнопка, клетка);

  7. четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).

3. Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях. Инструкция: Я буду говорить предложения, а ты повтори их за мной:

Мальчик слепил снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Милиционер ездит на мотоцикле. Регулировщик стоит на перекрестке. По результатам обследования определяется уровень. За каждое нарушение ребенок получает 1 балл. Результаты обследования занесены в таблицу 1 (Приложения 12).

13. Обследование понимания речи

1. Исследование пассивного словаря Инструкция: Покажи где: кукла, стол, стул; Посади куклу, мишку.

2. Исследование понимания грамматических форм:

  1. стол — столы;

  2. стул — стулья;

  3. дерево — деревья;

  4. береза — березы.

3. Исследование понимания предложно-падежных конструкций: в из, на — с, под —- из-под. Инструкция: Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала

4. Исследование дифференциации уменьшительно — ласкательных существительных.

5. Исследование дифференциации глаголов с различными приставками.

Шел — вышел — отошел; Ушел — перешел — вошел — зашел.

6. Исследование понимания сочетаний и простых предложений. Инструкция: Покажи ключом карандаш, ключ карандашом. Где хозяин собаки, где собака хозяина. Дочка мамы — мама дочки. Девочка рвет цветы. Девочка убирает комнату. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл. Результаты обследования занесены в таблицу 1(Приложение 14)

14. Обследование лексики

1. Исследование словаря существительных Активный словарь:

а) существительные:

б) части предметов:

в) называние профессий:

г) называние формы: круг, квадрат, треугольник…

Исследование обобщающих понятий:

  1. Исследование глагольного словаря

  2. Исследование словаря прилагательных.

  3. Исследование подбора антонимов.

За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл. Результаты обследования занесены в таблицу 1 (Приложение 15).

15.Обследование грамматического строя (словоизменение)

1. Исследование образования существительных им. п. мн. числа.

Стол — столы, дерево — … воробей — … Кукла— куклы, окно — … пень — … Ухо — … стул — … лев — … Слон — … сон — … глаз — …

2. Исследование образования существительных в косвенных падежах. У меня есть карандаш, кукла. У меня нет карандаша, куклы. Я рисую …, папа пишет о …

3. Исследование образования существительных род. п. мн. числа. Шар — шаров, чашка — … дерево — … Стол — столов, книга — … лист — … Дом — … мяч — … ключ — …

4. Исследование употребления предлогов: в, на, под, над, за, перед, около

5. Исследование согласования числительного с существительным Дом — два дома — пять домов. Кукла — … шар — … жук — …

6. Исследование согласования прилагательного с существительным Инструкция: про какой предмет можно сказать синий, а про какой синяя, синее.

Шар, ведро, платье, ботинок, машина.

16. Обследование грамматического строя (словообразование)

1. Исследование образования названий детенышей:

2. Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

3. Исследование образования относительных прилагательных от существительных. Дерево — деревянный, резина — …, металл — … Бумага — … солома — … мех — … Кирпич — … снег — … пух — … Брусника — шерсть — черника

4. Исследование притяжательных прилагательных. Кофта бабушки, лапа медведя, газета папы, шерсть волка.

5.Исследование приставочных глаголов. 6. Исследование образования глаголов совершенного вида.

Рисовал — нарисовал, писал — написал, делал — сделал. По результатам обследования грамматического строя определяется уровень. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл. Результаты обследования занесены в таблицы1 (Приложение 16 и 17).

18. Обследование связной речи

1. Исследование пересказа

2. Исследование составления рассказа по сюжетной картинке.

3. Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок. Серия из 4 сюжетных картинок «Верный друг»: 1 — Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу. 2 — Лодка покачнулась. 3 — Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду. 4 — Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег. Результаты обследования занесены в таблицу 1 (Приложения 19).

3. Результаты обследования.

По итогам проведенного обследования выявили следующие результаты:

  1. У двух детей с ОНР наблюдается повышенная возбудимость, расторможенность, трое детей напротив были вялые, заторможенные, малоактивные, раздражительные, отмечается быстрая истощаемость.

  2. Наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, незрелость эмоционально- волевой сферы, проявляются в эмоциональной лабильности, недостаточности волевых процессов.

  3. Низкий уровень развития фонематического восприятия. Для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости – мягкости, по месту и способу образования.

  4. Выявлены трудности при выполнении задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.

  5. У всех детей выявлено нарушение словообразования. Преимущественно нарушено образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок, образование глаголов от прилагательных.

  6. Выявлены нарушения в изменении прилагательных по родам.

  7. Наблюдаются трудности в изменении числа существительных в предложениях и согласования существительных с числительными.

  8. Преобладает низкий и средний уровень связной речи.

  9. С большими трудностями дети столкнулись при выполнении задания на составление рассказа по сюжетной картинке. Их рассказы отличались отсутствием четкости, последовательности изложения.

  10. Затруднения дети с ОНР испытывали также и в рассказах по серии сюжетных картинок. Даже с учетом того, что было присутствие наглядной опоры в виде серии картинок, им было сложно последовательно, развернуто, грамотно составить рассказ.

  11. Наиболее благоприятная картина наблюдается в пересказах детей, этот вид работ явился самым легким из предложенных заданий. Это можно объяснить подготовительной работой и наличием речевого образца.

  12. При пересказе текста у детей были выделены следующие особенности: рассказы состоят из простых предложений, а также дефектных синтаксических конструкций, имеют место морфологические аграмматизмы.

  13. По результатам анализа рассказов по серии сюжетных картинок у детей с ОНР можно выделить нарушения логики высказываний, к которым относятся:

  1. Перестановки, повторы: «Стоит… и смотрит на птичку…на дерево…Стоит…и смотрит на птичку…»;

  2. Пропуски событий, в результате которых нарушается логика изложения: «Увидел дерево и птичку…Кот и птичка…Пришел…И не достал…Птичку…А потом улетела…Кот упал», то есть дети с ОНР затрудняются в сохранении последовательности событий при передаче информации;

  3. При передаче информации дети перечисляют детали изложения и указывают на них пальцем: «…Здесь кот…А здесь птичка…», «…Вот дерево…Тут кот уже…».

Таким образом, на основе проведенного обследования речи старших дошкольников, у всех детей было выявлено общее недоразвитие речи III уровня.

Заключение

В настоящее время проблема нарушений речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР – это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание специалистами в психолого-педагогической литературе.

Изучив литературу по данному вопросу выяснили, что для обследования речи детей можно использовать различные диагностические методики, однако их использование необходимо осуществлять, опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Общее недоразвитие речи – это нарушение формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

Причинами ОНР может быть как органическое поражение центральной нервной системы, так и задержка речевого развития.

В процессе обследования были решены следующие задачи:

1.Изучена методическая литература по проблеме общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста 2.Подобрана методика обследования. 3. Проведено обследование речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 4. Проведен анализ результатов обследования.

Проведенное нами обследование позволяет сделать вывод о том, что дети с ОНР III

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/logopedicheskoe-obsledovanie/

  1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. — Ростов и/Д : Феникс, 2011. — 77, [1] с.

  2. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи // Логопед. — 2004. — №2, с.43-52.

  3. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

  4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.

  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1982.

  6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. с. 156.

  7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2004. — 320 с.

  8. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. 2-е изд. испр.и дополн. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

  9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.

  10. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста. — В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А Сохина. — М., 1979, с. 4-17. / — 240 с.

  11. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1999, — 680 с.

  12. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. — М., 1984. — с. 155 – 175.

  13. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991. — 208 с.

  14. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984. — 223 с.

  15. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Светлана Николаевна Сазонова. — М., 2005. — 144 с.

  16. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М., 2004. — 287 с.

  17. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М., 1999

  18. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.

  19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1993. — ч. 1,2.

  20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. — М., 1989. — 222 с.

  21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005.

  22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. // Дефектология, 1985. — №4, с. 72 – 79.

  23. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. / Под ред. Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой. — М., 2003. — 240 с.

  24. Яшина В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1993. – С. 26-27

Приложение 1

Список обследуемых детей старшего дошкольного возраста:

таблица 1

п/п

Имя, фамилия ребенка

Возраст

1.

Света Ф.

5лет 4мес.

2.

Влад Д.

5 лет 8 мес.

3.

Егор К.

5 лет 5 мес.

4.

Макар К.

5 лет 7мес.

5.

Артем М.

5 лет 9 мес.

Приложение 2

Обследование звукопроизношения детей, Обследование гласных звуков (

таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

1.

Влад Д.

1

1

1

1

1

1

N

N

N

N

N

2.

Слава Г.

1

1

1

1

1

1

N

N

N

N

N

3.

Света Ф.

1

1

1

1

1

1

N

N

N

N

N

4.

Артем М.

1

1

1

1

1

1

N

N

N

N

N

5.

Максим Э.

1

1

1

1

1

1

N

N

N

N

N

Обследование согласных звуков (губно-губных и губно-зубных):

таблица 2

п/п

Фамилия, имя ребенка

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

1.

Влад Д.

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

2.

Слава Г.

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1-

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-

3.

Света Ф.

1-1-1

1-1-1

1-1-1-

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

4.

Артем М.

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

5.

Максим Э.

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

Обследование согласных звуков (свистящих и шипящих):

таблица 3

п/п

Фамилия, имя ребенка

[

[

[

[

[

[

[

[

[

1.

Влад Д.

ш-1-1

1-1-1

c-1

с-1-с

1-1-с

с-с-с

1-з-з

1-1-1

1-1-1

2.

Слава Г.

1-c`-c`

1-з-с

з

1-1

с

с-с-с

1-1-1

1-1-1

с

3.

Света Ф.

c`-c`-c`

1-1-1

ж-1-1

1-1-1

1-1-1

с

1-1-1

с

1-1-1

4.

Артем М.

т-т-т

т-д-т

1-1-1

1-1-1

т-т-т

с-1-1

з-з-с

с-

1-1-1

5.

Максим Э.

c`-c`-c

1-1-1

1-1-1

з-з-з

1-1-1

1-1-1

з-1-з

1-1-1

1-1-1

Обследование согласных звуков (сонорных и заднеязычных):

таблица 4

п/п

Фамилия, имя ребенка

[

[

[

[

[

[

[

[

[

[

1.

Влад Д.

л-л-л

л

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-0-1

1-1-1

1-1-1

2.

Слава Г.

л-л-л

л

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

3.

Света Ф.

л-л-л

л

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

4.

Артем М.

л-л-л

л

1-1-1

1-1-1

т-т-т

т-т-т

1-1-1

1-1-1

к-к-к

к

5.

Максим Э.

л-л-л

л

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

1-1-1

Обследование звукопроизношения (сводная таблица):

таблица 5

п/п

Фамилия, имя ребенка

гласные

губно – губные

губно-

зубные

свистящие

шипящие

сонорные

Задне- язычные

Баллы / уровень нарушения

1.

Влад Д.

6

6

4

1

2

2

5

26 — II

2.

Слава Г.

6

6

4

1

2

2

6

27 —

3.

Света Ф.

6

6

4

3

2

2

6

29 —

4.

Артем М.

6

6

4

2

1

2

2

23

5.

Максим Э.

6

6

4

3

3

2

6

30 —

Первый уровень, Второй уровень, Третий уровень, Четвертый уровень

Приложение 3

Обследование общей моторики детей:

таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

Иссле-дование двигатель-ной памяти

Исследо-вание стати-ческой коорди-нации

Иссле-дование динами-ческой коорди-нации

Исследо- вание произволь-ного торможения

Исследо- вание пространст-венной организации

баллы

Уровень нарушения

1.

Влад Д.

2

0,5

0,5

1

0,5

4,5

II

2.

Слава Г.

1

0,5

0

2

1

5

III

3.

Света Ф.

2

1,5

1

2

1,5

8

V

4.

Артем М.

1,5

1

0

2

0,5

4,5

II

5.

Максим Э.

0

0

0

1

0,5

3

II

Максимальное количество баллов:, Первый уровень

Приложение 4

Обследование мелкой моторики:

таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

Исследование статической координации движений

Исследование динамической координации

Исследо-вание чувства ритма

Исследо- вание ведущей руки

баллы

Уровень нарушения

1.

Влад Д.

3

1

0,5

1

5,5

III

2.

Слава Г.

3

1

3

1

8

III

3.

Света Ф.

4

1

3

1

9

III

4.

Артем М.

2

1

2

1

6

III

5.

Максим Э.

1,5

1

1

1

4,5

II

Максимальное количество баллов:

Приложение 5

Обследование артикуляционной моторики детей:

таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

Исследо-вание подвижности губ

Иссле-дование подвижности языка

Исследо-вание подвижности нижней челюсти

Исследование подвижности мягкого неба

баллы

Уровень нарушения

1.

Влад Д.

2,5

1

1

1

5,5

II

2.

Слава Г.

6

2

2

1

11

IV

3.

Света Ф.

6

2

3

2

13

IV

4.

Артем М.

3

2

2

2

9

III

5.

Максим Э.

4

2

2

1

9

III

Максимальное количество баллов:, Первый уровень

Приложение 6

Обследование динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи детей:

таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

Исследование динамической организации при повто- рении артикуля-ционных движений

Исследование динамической организации при повторе- нии звуковых рядов

Исследование динами- ческой организации при повторении слоговых рядов

Исследование динами- ческой организации при чтении стихотворений

баллы

Уровень нарушения

1.

Влад Д.

2

3,5

2

2,5

10

III

2.

Слава Г.

4

3

2

1,5

10,5

III

3.

Света Ф.

4

3

2,5

2

11,5

III

4.

Артем М.

3

2

1

1

7

II

5.

Максим Э.

3

2

1,5

1

7,5

II

Максимальное количество баллов:, Первый уровень, Приложение 7, Обследование мимической мускулатуры детей: таблица 1

п/п

Фамилия,

Исследо-вание движений мышц лба

Исследо-вание движений мышц глаз

Исследо-вание движений мышц щек

Исследо-вание мимических поз

Исследо- вание символи-ческого праксиса

баллы

Уровень нарушения

1.

Влад Д.

2

2

1

3

4

12

III

2.

Слава Г.

1

3

3

3

5

15

III

3.

Света Ф.

3

3

3

3

5

17

IV

4.

Артем М.

1

2

1

1

3

8

II

5.

Максим Э.

2

2

3

2

4

13

III

Максимальное количество баллов:, Первый уровень

Приложение 8

Обследование строения артикуляционного аппарата детей:

Таблица 1

п/п

Фамилия,

Исследование губ

Исследо

Исследо- вание прикуса

Исследо- вание языка

Исследо- вание тверлого и мягкого неба

Иссле-дование нижней челюсти

Уровень нарушения

1.

Влад Д.

Узкие, короткая средняя часть верхней губы (брахихейлия)

Деформиро- ванные, кривые, мелкие, уродливые, смещение зубов кнутри от зубного ряда, скрученное расположение зубов

Прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть)

N

Куполообразное,

N

I

2.

Слава Г.

Узкие

N

N

N

без патологических особенностей

N

IV

3.

Света Ф.

Узкие

Деформиро

N

узкий

N

N

II

4.

Артем М.

N

Мелкие

N

N

низкое

N

III

5.

Максим Э.

узкие

Отсутствие нескольких зубов, кривые

N

N

N

N

III

Первый уровень

Приложение 9

Обследование фонематического восприятия:

таблица 1

п/п

Фамилия,

Исследо-вание состояния физиологи-ческого слуха

Исследо- вание дифферен-циации неречевых звуков

Исследо-вание слуховой памяти и понимание речи

Исследо- вание различение слогов, слов с оппози-ционными звуками

Исследо- вание фонемати-ческого анализа и синтеза

баллы

Уровень нарушения

1.

Влад Д.

1

1

1

3

2

8

III

2.

Слава Г.

1

1

1

2

4

9

III

3.

Света Ф.

1

1

1

3

3

9

III

4.

Артем М.

0,5

0,5

1

0,5

2

4,5

II

5.

Максим Э.

0,5

0,5

1

2

2

6

II

Максимальное количество баллов:, Первый уровень

Приложение10

Обследование дыхательной и голосовой функций детей:

п/п

Фамилия, имя ребенка

Исследо-вание типа дыхания

Исследо-вание речевого дыхания

Исследование голоса

Сали-вация

Уровень нарушения

сила

Диа-позон

Вырази-тель- ность

тембр

1

Данилов В.

1

1

1

1

0,5

1

+

IV

2.

Слава Г.

1

0,5

1

0,5

0,5

1

III

3.

Света Ф.

1

1

1

1

0,5

1

IV

4.

Артем М.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

III

5.

Максим Э.

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

III

Таблица 1

Максимальное количество баллов:, Первый уровень

Приложение 11

Обследование просодических компонентов речи детей:

Таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

Ритм

Темп

Паузация

Логическое ударение

баллы

Уровень нарушения

1.

Влад Д.

1

1

1

3

II

2.

Слава Г.

0,5

2

1

2

5,5

III

3.

Света Ф.

0,5

2

1

3

6,5

III

4.

Артем М.

1

1

1

3

II

5.

Максим Э.

1

1

1

3

II

Максимальное количество баллов:, Первый уровень

Приложение12

Обследование слоговой структуры слова детей:

таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

Исследование произнесения слов сложного слогового состава

Исследование произнесения слов различного слогового состава

Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях

Уровень нарушения

1.

Влад Д.

10

4

1

I

2.

Слава Г.

8

2

1

I

3.

Света Ф.

11

4

1

I

4.

Артем М.

15

9

1

I

5.

Максим Э.

12

3

1

I

Первый уровень

Приложение13

Обследование понимания речи детей:

таблица 13

п/п

Фамилия, имя ребенка

Исследо-вание пассив-ного словаря

Исследо- вание понимания грамма-тических форм

Исследо- вание понимания предложно-падежных конструкций

Исследо- вание диффе-ренциации уменьши-тельно-ласкательных сущ-ых

Исследо- вание дифферен-циации глаголов с различными пристав-ками

Исследо-вание понима- ния простых предло-жений

Баллы / уровень наруше-ния

1.

Влад Д.

2

3

2

2

2

5

16 —

2.

Слава Г.

2

4

2

2

2

5

17-

3.

Света Ф.

2

2

2

2

2

4

14 —

4.

Артем М.

2

1

1

1

2

5

12 —

5.

Максим Э.

2

2

2

1

2

5

14 —

Максимальное количество баллов:, Первый уровень

Приложение14

Обследование лексики детей:

таблица 14

п/п

Фамилия, имя ребенка

Исследование словаря сущ-ных

Исследо- вание обобщающих понятий

Исследо-вание глагольного словаря

Исследо- вание словаря прилага-тельных

Исследо-вание понимания простых предложений

Баллы/ уровень нарушения

1.

Влад Д.

3

1

2

1

2

9 —

2.

Слава Г.

3

1

4

2

2

12-

3.

Света Ф.

3

1

3

2

2

11

4.

Артем М.

1

0,5

3

2

2

8,5

5.

Максим Э.

2

1

3

3

2

11-

Максимальное количество баллов: за первое задание — 4 балла; за второе задание — 1 балл; за третье задание — 5 баллов; за четвертое задание — 2 балла; за пятое задание — 2 балла; за шестое задание — 2 балла.

Первый уровень

Приложение15

Обследование грамматического строя (словоизменение) детей:

таблица 1

п/п

Фамилия,

Исследо-вание образо-вания сущ-ных в им.п. мн.ч.

Исследо- вание образо-вания сущ-ных в косвенных падежах

Исследо-вание образо-вания сущ-ных род.п. мн.ч.

Исследо- вание употреб-ления предлогов

Исследо- вание согласо-вания числи-тельного с суш-ным

Исследо- вание согласо-вания прилага-тельного с сущ-ным

Баллы/ уровень нарушения

1.

Влад Д.

0,5

1

1

0,5

0,5

1

4,5 —

2.

Слава Г.

2

2

2

1

1

2

10 —

3.

Света Ф.

2

1

2

0,5

1

2

8,5 —

4.

Артем М.

1

1

1

0,5

0,5

2

6 —

5.

Максим Э.

2

2

2

0,5

0,5

2

9 —

Обследование грамматического строя (словообразование) детей:

таблица 2

п/п

Фамилия,

Исследо-вание образо-вания названий детенышей

Исследо- вание образования уменьши-тельно-ласкательных форм

Исследо- вание образо-вания относи-тельных прилага-тельных от сущ-ных

Исследо- вание образо-вания притя-жательных прила-гательных (с 6 лет)

Исследо- вание образо-вания приста-вочных глаголов

Исследо- вание образования глаголов совершенного вида

Баллы уровень нарушения

1.

Влад Д.

0,5

0,5

1

2

4 —

2.

Слава Г.

1

1

2

3

7 —

3.

Света Ф.

1

1

2

3

7 —

4.

Артем М.

0,5

0,5

0,5

2

3,5

5.

Максим Э.

0,5

1

0,5

2

4 —

Первый уровень

Приложение16

Обследование связной речи детей:

таблица 16

п/п

Фамилия, имя ребенка

Исследование пересказа

Исследование составления рассказа по сюжетной картинке

Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок

Баллы/уровень нарушения

1.

Влад Д.

3

3

5,5

11,5 —

2.

Слава Г.

4

3

8,5

15

3.

Света Ф.

2

3

6

13 — III

4.

Артем М.

1

1

5,5

7,5 —

5.

Максим Э.

3

2

5,5

10

Максимальное количество баллов:, Первый уровень

Приложение 17

Обоснование логопедического заключения:

таблица 18

п/п

Фамилия, имя ребенка

Баллы

Уровень нарушения

Логопедическое заключение

1.

Влад Д.

119,5

III

ОНР,

2.

Слава Г.

153,5

III

ОНР,

3.

Света Ф.

1

III

ОНР,

4.

Артем М.

102,5

III

ОНР,

5.

Максим Э.

135,5

III

ОНР,

По результатам обследования и на основании подсчета количества баллов, набранных ребенком, делаем заключение о состоянии речевого развития каждого ребенка.

Первый уровень, Второй уровень

Речевая активность возросла, но речь не выполняет своей роли как коммуникативная функция.

Третий уровень, Четвертый уровень, Пятый уровень