Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Зрительное восприятие — важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребёнка, имеющий не только огромное информационное поле, но и операционное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержании равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т. д. От развития зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта.

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из первых мест. Среди причин, вызывающих нарушения зрения, врожденные факторы занимают ведущее место. ( Л. П. Григорьева)

Первичный контакт ребенка с окружающим миром и собственным организмом, дающий ему исходную информацию, о свойствах и состояниях внешней и внутренней среды, происходит посредством ощущений или сенсорных процессов и восприятия. Это непосредственно чувственное отражение воспринимаемого объекта или явления. При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. ( Р. С. Немов)

Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение.

Зрительное восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности: рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спорта, музыки, прогулок и т.д.

Значение зрительного восприятия в жизни дошкольника велико, т. к. оно создает фундамент для развития мышления, развития речи, памяти, внимания, воображения. И хотя в младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущее значение, а восприятие обслуживающую функцию, оно будет продолжать развиваться.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций. (Л. П. Григорьева)

4 стр., 1734 слов

Музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития

... применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания. 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ 2.1 Анализ программного содержания ...

Таким образом, проблема исследования зрительного восприятия актуальна.

Цель: выявить особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Объект: зрительное восприятие у детей дошкольного возраста.

Предмет: особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза: в связи со структурой дефекта у детей дошкольного возраста с нарушением зрения наблюдаются следующие особенности зрительного восприятия: сниженная активность зрительного восприятия, неполнота и неточность отражения, ограниченная избирательности зрительного восприятия, слабая апперцепция, затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого.

Задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
  2. охарактеризовать особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
  3. экспериментально исследовать зрительное восприятие детей с нарушением зрения.
  4. проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

Методы:

  • теоретические: анализ научной психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования
  • эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент.

Глава 1. Теоретические основы зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения

1.1. Анализ литературных источников по проблеме развития восприятия

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятия. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

Образ восприятия от набора ощущений отличает ряд характерных для него свойств. Основными из этих свойств являются следующие:

1. в отличие от ощущений, восприятие выступает как субъективно соотносимое с действительностью, представленной не в виде отдельных видов энергии, а в форме целостных предметов и явлений;

2. ощущения субъективно как бы находятся в нас самих; воспринимаемые же нами предметы, их образы и свойства субъективно локализованы в окружающем нас пространстве. Этот процесс, характерный именно для восприятия, называется объективизацией;

3. итогом формирования ощущений являются переживания отдельных свойств окружающего мира (например, яркости, громкости, солёности и т.п. , в то время как в результате восприятия складывается целостный образ, включающий в себя комплекс различных, определённым образом взаимосвязанных друг с другом ощущений, приписываемых человеческим сознанием какому- либо предмету или явлению;

11 стр., 5492 слов

Игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игрушки и предметы ...

... процессов у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если вы работаете с ними, опираться на вид деятельности, и построить свою работу в игровой форме, что ... предметы, заменяются на реальную машину. отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры. В первые годы жизни в процессе обучения, влиянием взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, ...

4. для того чтобы некоторый предмет был воспринят в виде образа, необходимо совершить в отношении его какую- либо встречную активность, направленную на его исследование, на построение и уточнение его образа;

5. восприятие является осмысленным ( включающим принятие решений об адекватности образа и о его принадлежности определённому предмету и явлению) и означенным (связанным с речью) синтезом разнообразных ощущений, получаемых от воздействия предметов или явлений на многие органы чувств. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их познания человеком.( Р.С. НЕМОВ)

6. отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, и достаточно бывает простого воздействия стимула на их периферические органы- рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, указывающие на свойства воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают, зрительные, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетание различных видов восприятия.

В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятия относятся, например, восприятие пространства и восприятие времени. Воспринимая пространство, т.е. удалённость предметов от нас и друг от друга, их форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. При восприятии времени помимо слуховых и зрительных ощущений большую роль играют ощущения двигательные, внутренние и органические.

По мнению И. В. Дубровиной, восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. (ДУБРОВИНА)

Восприятие требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро- человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

5 стр., 2409 слов

Образ ребенка в изобразительном искусстве

... Дети в творчестве И.Н. Поповой Ирина Николаевна Попова принадлежит к числу художников истинных, т. е. таких, которые отдают себя искусству ... за этой лёгкостью передачи и восприятия стоит огромный труд. Потому что детей, как известно, рисовать далеко не так ... темы детства. Его художественно-эстетическое воплощение на полотнах образов детства лишено социально-критической ноты, хотя живопись В.А. ...

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока).

Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта: сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями; выделением существенных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет.

Восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определённым категориям. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр).

Все это еще раз подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека определяет ряд особенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.

Из вышесказанного следует, что восприятие- это наглядно- образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.(Е. И. РОГОВ)

Р. С. Немов считает, что восприятие- это процесс познания (отражения) окружающего мира в виде образов целостных предметов и явлений. (НЕМОВ)

В. П. Ермаков и Г. А. Якунин рассматривают восприятие, как психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств, предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).

В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др. Рассмотрим подробнее указанные свойства восприятия.

7 стр., 3327 слов

Психологические теории восприятия

... превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, ... анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о ...

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективизации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или основным свойством.(Е.И.РОГОВ)

Р. С. Немов рассматривает предметность, как способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга в пространстве предметов и относить к ним связанные с ним ощущения. (Р.С.НЕМОВ)

Предметность восприятия формируется у ребёнка постепенно в процессе углубления его в суть предметного мира. Играя с предметами (игрушками), взаимодействуя с объектами учебной и трудовой деятельности, он осязательно, зрительно и через движения знакомится с ними.

В процессе сенсорного развития у ребёнка создаётся целостный образ предметов и явлений, который возникает из отдельных, частных качеств предмета, отражаемых мозгом. Целостность образа складывается на основе знаний о предметном мире, а также всей совокупности воспринимаемых ощущений.

Целостность образа восприятия выражается в том, что он возникает сразу, причём даже тогда, когда в воспринимаемом пространстве отсутствуют некоторые необходимые для его полного построения элементы (образ в этом случае как бы мысленно достраивается человеком до некоторой целостной формы на основе набора информативных его элементов).

С целостностью восприятия связана и его структурность. Структурность восприятия- это сформированность во времени целостного образа предметов окружающего мира. Целостность и структурность восприятия являются результатом взаимосвязанной деятельности анализаторов.(В.П.ЯРМАКОВ, Г.А.ЯКУНИН)