В современном мире сложилась такая ситуация, что для достижения материального благополучия, высокого социального статуса и карьерного роста необходимо быть развитой личностью, качествами которой, прежде всего, являются: инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость.
Студенчество, как важнейший фактор преобразования общества, является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи. Так как именно студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современного мира, необходимо уделять немалое внимание формированию и развитию студенческой группы.
Для эффективного процесса обучения необходимо учитывать не только качество преподаваемого материала, организацию пространства и времени студентов, но и размер учебной группы, социально-психологический климат, внутригрупповые взаимоотношения и многие другие психологические аспекты учебной деятельности. Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней.
В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей, выдвижения лидеров и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности.
Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают сильное социализирующее и воспитательное влияние на личность студента. На каждом уровне развития студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней.
Таким образом, можно сказать, что для становления студента как профессионала и как личности, необходимо, чтобы его развитие проходило в способствующих данному процессу условиях. Знание уровня развития студенческой группы поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные учебной деятельностью.
Объект исследования: рассмотреть состояние психологического климата в студенческой группе.
Предмет: исследование проявления конфликтных ситуаций в коллективе.
Цель: изучить социально- психологические особенности студенческой группы.
Информационный стресc в учебной деятельности
... после окончания сессии произойдет снижение уровня тревожности в обеих экспериментальных группах. Задачи: 1. Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения информационного стресса в учебной деятельности. 2. Выявить аспекты проявления компонентов информационного ...
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить состояние проблемы малой группы в социальной психологии.
2) Изучить понятие малой группы.
3) Изучение сплоченности коллектива, психологического климата в студенческой группе.
4) Проанализировать особенности развития малой группы.
Гипотеза: студенческие группы имеют средний уровень благоприятности психологического климата и средний уровень сплоченности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по социальной психологии. В частности в таких работах:
Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде.
Варчев А.Э. Социально — психологические характеристики особенностей современной учебной группы.
Платонов Ю.П. Основы социальной психологии.
2. Проведение анкетирования и наблюдений.
3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного опроса материала и его графическое обобщение в виде таблиц.
1. Проблема малой группы в социальной психологии
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе жизнедеятельности — это важный вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. У понятия «группа» двоякое определение. Первое это условные группы — объединение людей по какому-то общему признаку, необходимое в научных целях. Чаще встречается в статистике, чтобы можно было провести исследования. Для таких исследований, например, необходимо объединить людей страдающих хроническими заболеваниями или с высшим образованием и т.д.
Второе — это реальные естественный группы, когда люди, находятся в одинаковых условиях, занимаются одним видом деятельности или признают свою принадлежность к определенному социальному объединению. Такие группы подразделяют на «большие» и «малые». Большие группы исследовать намного сложнее чем малые и требует особого рассмотрения.
Малые группы — это более исследованная область социальной психологии. Для социальной психологии важно не просто какое-то объединение людей и их взаимоотношение в группе, а важно значение, которое оказывает на человека данная группа в психологическом плане.
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые находятся в реальных социальных группах, она выявляет специфику воздействия на личность определенной социальной группы. Для личности группа важна из-за того, что она является определенной системой деятельности, заданной ее местом в системе общественного разделения труда. Сама группа — это объект определенного вида.
Основные характеристики группы. Основными параметрами любой группы являются: состав группы, структура, групповые нормы и ценности, динамика групповой жизни, система санкций. Характеристики больших и малых групп сильно отличаются друг от друга, поэтому их следует изучать по отдельности.
Биологическое и социальное в личности человека
... свойств человека: в понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личности - его включенность в жизнь общества. Как уже отмечалось исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения личности как социальном ...
Состав группы описывается по-разному. Это зависит от того, значимы ли в каждом конкретном случае профессиональные, социальные или возрастные характеристики членов группы. Важное значение имеет то, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования (группа студентов, рабочий коллектив, футбольная команда).
Структура группы также описывается по-разному. Есть несколько формальных признаков структуры группы — структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.
Довольно весомая характеристика группы — это эмоциональная, т.к. структура межличностных отношений[9].
Феноменология малых групп
Малая группа — совокупность людей, взаимодействующих друг с другом определенным образом и осознающих свою принадлежность к данной группе. Эти люди считаются членами группы с точки зрения других членов этой группы. При этом каждый человек в группе оказывает влияние на других людей и сам находится под их влиянием.
Основные черты групп:
1) определенный способ взаимодействия;
2) чувство принадлежности к данной группе — осознание участниками группы себя как «мы»;
3) идентичность группы с точки зрения окружающих.
В социальной психологии выделяют следующие главные признаки группы:
- наличие установившихся отношений между людьми;
- осознание человеком своей принадлежности к данной группе;
- функционирование группового давления, которое побуждает человека к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;
- изменение в поведении индивида, в мнениях, установках, обусловленное их принадлежностью к некоторой общности, и т.п.;
- сформированность внутренней организации (распределение обязанностей, статусов, личностных влияний и т.п.).
Функции малой группы:
— социализация. В этом случае группа рассматривается как основной фактор, который позволяет людям выжить. Пример: в первобытнообщинном обществе участники группы разделяли роли — наблюдатель, руководитель, защитник группы и др., благодаря чему могли более эффективно защищаться, чем если бы делали все это поодиночке.
- инструментальные функции. В данном случае люди образуют инструментальные группы для осуществления какой-либо работы, с которой один человек не сможет справиться.
- функции психологической поддержки.
Люди создают группы, чтобы уменьшить тревожные чувства. В стрессовых ситуациях люди стремятся объединиться, чтобы преодолеть отрицательные эмоции.
- экспрессивные функции. Целью данной группы является удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, доверию и уважению.
- функции упорядоченного взаимодействия.
Типология групп
В двухполюсной шкале группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям.
1. Лабораторные — естественные группы. Лабораторные — это группы, которые образованы случайно встретившимися людьми, объединенными на время эксперимента, для достижения какой-либо поставленной им цели в специально созданных для этого экспериментальных условиях. Т.е. это группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные — это группы, которые образовались в реальных жизненных условиях. Здесь речь идет о сложившихся группах, которые нередко характеризуются довольно высоким уровнем социально-психологического развития.
Влияние шума на организм человека
... ученые многих стран мира проводят различные исследования, чтобы выяснить влияние шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. ... наступления темноты – ни единой повозке не разрешено будет въезжать в черту города… Тем же, что въедут в город и ещё будут находиться в нем ...
2. Спонтанные (первичные, неформальные, неофициальные) — организованные (вторичные, формальные, официальные).
Те и другие относятся к категории естественных групп. Спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических, эмоциональных предпочтений последних (например, подружки).
Организованные группы — представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций (бригада людей, убирающая с полей урожай).
Первичная группа (неформальная) состоит из малого количества людей, между которыми возникают взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Эта группа — результат психологических эмоциональных предпочтений.
Вторичная группа (формальная) состоит из людей, которые объединились для достижения одной общей цели. Между ними эмоциональные связи ослаблены, они мало что знают друг о друге. Здесь механизмы и способы коммуникаций четко определены.
3. Открытые — закрытые. Эти группы различны по степени открытости, доступности влиянию общества и социального окружения на них.
4. Группы членства — референтные группы. Здесь основное различие в уровне значимости группы для личности с точки зрения групповых ценностей и норм. Группы членства — это группы, которые рассматриваются как место нахождения личности, не связанное с её установками и ценностными ориентациями. Референтные группы — это группы, в которых личность разделяет нормы и ценности группы и соотносит эти нормы со своими установками.
Структура малой группы
Различают несколько измерений групповой структуры.
1. Формально-статусное измерение дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе и практически зафиксирован в должностном распределении организации (рабочий>менеджер>начальник).
2. Социометрическое измерение характеризует субординацию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Например, студент является лидером, если с ним предпочитает общаться большинство группы, и наоборот, студент является неизбираемым, если общения с ним избегают.
3. Коммуникативное измерение осуществляется в коммуникативных сетях. Данное измерение является хорошо установленным фактом, что обладание информацией позитивно и весьма тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе и что, как правило, высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений и они носят более благоприятный (дружелюбный) характер, нежели сообщения, посылаемые низкостатусным индивидам.
4. Значимым измерением групповой динамики является отношение власти. Чем выше способность оказывать влияние тем выше позиция индивида в вертикали власти. Собственно говоря, феномен социальной власти и означает актуальное (чаще потенциальное) влияние, оказываемое одним из членов группы на другого. Измерения социальной власти могут совпадать с социометрическими и коммуникативными измерениями структуры группы. Различают два вида власти: руководство и лидерство. Руководство является институционально зафиксированным процессов, лидерство — возникает спонтанно и имеет социально-психологическую основу.
Формы социальной — культурной деятельности
... будущем. Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 2.1 Понятие формы социально- культурной деятельности Форма социально-культурной деятельности (СКД) - внутренняя структура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, ... учреждения. Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными ...
5. Лидерство также является измерением структуры малой группы. Лидерство, согласно концепции ценностного обмена — процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы, и направленный на достижение стоящих перед группой целей; лидер — член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе[10].
1.1 Понятие малой группы и история её изучения
Количественные признаки малой группы
«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.
Малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.
Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы, ибо сказать: «немногочисленная по составу» группа — значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев).
Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек — так называемая «диада».
Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть также бесконечным, если не привести в пользу какого-то из подходов веских аргументов. Есть попытки привести такие аргументы в пользу триады как наименьшей единицы малой группы. Опираясь на экспериментальный опыт исследования малых групп как субъектов и объектов управления, авторы приходят к следующим выводам. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения — чисто эмоциональный контакт.
Из выше сказанного можно подвести итог, что малой группой называется такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности[6].
Организация волонтерской деятельности в сфере социальной реабилитации ...
... ? поддержка и контроль волонтеров; ? разъяснение взаимоотношений между волонтерами и персоналом; ? создание системы поощрения волонтеров; ? выработка достойного процесса отстранения волонтеров. 1.3 Понятие и виды социальной реабилитации с детьми инвалидами волонтер социальный реабилитация инвалид Социальная реабилитация - это комплекс ...
Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии.
Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной.
Исходная точка анализа датируется 1897 г. В этом году американский психолог Н. Триплет опубликовал Результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. В 20-е годы в Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорт во многом продолжили линию исследований, начатую Н. Триплетом. Кроме того, Ф. Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы.
Согласно Ф. Оллпорту, реально существовали лишь отдельные индивидуумы; что же касается групп, то они трактовались им как «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Подчеркивалось также, что «групповое сознание» не отражает ничего кроме сходства между сознаниями индивидуумов.
Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится к периоду 30-х — началу 40-х годов и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит изобретательные лабораторные эксперименты по изучению групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но иными средствами, в полевых условиях. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп.
Особый вклад в развитие психологии малых групп внес К. Левин.
Он явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены знаменитые опыты Р. Липпитта и Р. Уайта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства и оригинальное исследование изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии.
Со второй половины 70-х годов в подходе к изучению группы делается акцент на поведении личности в группе, больший интерес к диадным отношениям, нежели к выявлению собственно групповых характеристик, в сфере конкретной эмпирической работы — преобладание лабораторного экспериментирования над работой с естественными группами в реальных жизненных ситуациях.
К началу 70-х годов зарубежные авторы выделяли несколько крупных подходов, в той или иной мере определивших развитие групповой психологии.
Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей.
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
... частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР. 2. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития У них интерес к игре и ...
Интеракционистская концепция. Согласно этому подходу, группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.
Эмпирико-статистическое направление. Согласно данному подходу основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно.
Деятельностный подход. Он основывается на одном из фундаментальнейших принципов марксистской психологии — принципе деятельности. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Из числа теоретических конструкций этого направления назовем предложенный М.Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемую Г.М. Андреевой модель социально-перцептивных процессов в совместной деятельности. Идеи деятельностного подхода воплотились в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений.
Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в советской обществоведческой, в том числе социологической и социально-психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому направлению многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.
Прослеживая историю становления в нашей стране психологии малых групп и коллективов и отмечая достигнутый в последние десятилетия прогресс в развитии теории и эмпирических разработок, необходимо отметить, что проблематика группового развития нуждается в дальнейшей разработке, в особенности тот ее раздел, который относится к характеристикам высшего уровня жизнедеятельности группы — коллектива. Другим «узким» местом в изучении группы является рассмотрение ее как совокупного субъекта совместной деятельности с присущими ему специфическими атрибутами. Так же к числу слабо разработанных вопросов групповой психологии относится эмпирическое изучение малой группы как элемента более крупной социальной общности (например, социальной организации), испытывающего ее влияния и в свою очередь способного оказывать влияние на макросоциум[1].
1.2 Социально-психологическая характеристика студенческой группы как формы организации учебной деятельности
Несомненно, период обучения в вузе — важнейший период социализации человека. Социализация — процесс формирования личности в опделенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы. Явления внушаемости и конформизма также выражены в студенческой среде.
Свойства и качества — это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения.
Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идут усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в устойчивое образование — качество. Например, в высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в предстоящей области деятельности, о закономерностях ее развития:
Формирование у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза.
Выработка стремления следить за всем прогрессивным в деятельности передовых специалистов.
Умение направлять все самовоспитание на пользу работе, постоянно пополняя свои знания.
В этой связи надо подчеркнуть, что было бы неправильно сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но недостаточно. Нужны еще мобилизация мотивов, воздействие на отношение к действительности, создание необходимых психических состояний, учет противоречий в развитии личности студента. Этому возрасту свойственны рационализм, нежелание брать все на веру, что обусловливает излишнее недоверие к старшим, в том числе к преподавателям вуза. Однозначность оценок, иногда необдуманный нигилизм как своеобразная форма утверждения требуют гибкости в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, умение помочь сохранить свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам.
Конечный результат воспитания студентов достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся и приобретающих самое различное выражение воспитательных задач, встающих перед преподавателями. Причем всегда важно определить ближайшие и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных качеств. Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.
Формируя принципы деятельности органа студенческого самоуправления, мы повторяем в новых социально-политических условиях опыт непревзойденного организатора детского, юношеского самоуправления.
Другое принципиальное требование к организации процесса воспитания состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как полноценного и равноправного партнера любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении.
Отношение педагога к студенту как к социально зрелой личности, напротив, как бы повышает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития личности, а усиливая их своей верой, внутренней поддержкой[5].
Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, — это собственно способность учиться. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее способность самостоятельно добывать знания, основанная на творческом мышлении.
Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании «образа Я», включающем три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.
Потребность в достижении, если она не находит своего удовлетворения в основной для студента учебной деятельности, закономерно смещается на другие сферы жизни — в спорт, бизнес, общественную деятельность, хобби или в сферу интимных отношений. Но человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения, в противном случае ему грозят уход в болезнь, невротизация или перемещение в криминальную жизнь.
Студенческая группа может развиваться от типа «ассоциации» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».
Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемго результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.
Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, учебный коллектив — относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода[2].
1.3 Социальная ситуация развития студента
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Студенческий возраст характерен тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развитая основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д.[15].
Социальная адаптация студентов в вузе делится на:
- а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
- б) социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.
Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой». Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие, как показатель умственной деятельности, и внимание — функция регуляции познавательной деятельности.
В период обучения в вузе будущий специалист, как правило, проходит три кризиса профессионального развития.
Траектория профессионального становления, его интенсивность определяются в процессе преодоления кризисов. Это активный, результативный внутренний процесс, позволяющий реально преобразовывать профессионально обусловленную психологическую ситуацию развития личности. Интенсивность переживания кризиса определяется активностью личности и устройством психологического жизненного мира индивида (внутренние и внешние условия жизнедеятельности).
Хотя человек всегда сам переживает события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис, существуют условия, позволяющие в определенной степени управлять процессом переживания кризиса, создавать предпосылки к оптимальному преодолению кризиса или, препятствовать развитию социально деструктивных путей его разрешения (невротизация, психопатизация и др.).
В.Т. Лисовский и А.В. Дмитриев выделяют три типичных черты студенчества как социальной группы:
- сознание социального престижа положения студента, а вуза как средства продвижения по служебной лестнице;
- интенсивность общения как условие социализации и укрепления связи с другими социальными группами;
- напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе.
Основным социальным противоречием студенческого возраста можно считать противоречие между сущностью нового социального статуса личности и связанным с этим возрастанием потребностей (физических, экономических, духовных) и реальными условиями жизни, характеризующимися жестким лимитом времени, отсутствием экономических возможностей для удовлетворения этих потребностей.
С другой стороны, результатом изменений в самосознании студентов и в их социальном статусе, является возросшее стремление к самостоятельности, проявляющееся в различных аспектах жизнеосуществления. Это стремление нередко наталкивается на непонимание старшего поколения (родителей, преподавателей и др.), и в свою очередь, порождает противоречия педагогического характера. В их числе противоречия дидактические, возникающие в результате того, что стремление студентов к самостоятельности в отборе содержания, форм и методов обучения вступает в противоречие с требованиями высшего учебного заведения, готовящего специалиста определенного профиля по заданным программам[8].
Выводы
Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы.
Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае — группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе
До сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке (следовательно, о принципах выделения малых групп).
Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключается, несомненно, в отсутствии единого теоретического подхода; проблема малой группы в равной степени интересует представителей разных теоретических ориентации, а пестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранение белых пятен в самых кардинальных частях разработки проблемы. Таким образом, ситуация, с которой столкнулась социальная психология, требует серьезного пересмотра положения в области, казалось бы, детально разработанной.
Перед профессиональной социальной психологией встает целый ряд совершенно новых задач. Весь накопленный ею опыт, все теоретические и экспериментальные разработки так или иначе апеллировали к стабильному обществу. Собственно такая переменная как «стабильность — нестабильность» практически не фигурировала в исследованиях. Только относительно недавно лишь в некоторых работах (в частности А. Тэшфела) была поднята проблема недопустимого игнорирования социальной психологией социальных изменений. Если верен тезис о том, что вопросы социальной психологии ставит общество, то следует признать ее обязанность искать ответы на вопросы изменяющегося общества. В противном случае социальная психология оказывается разоруженной перед лицом глобальных общественных трансформаций: ее аппарат, ее средства не адаптированы к тому, как исследовать социально-психологические феномены в изменяющемся мире.
Если социальной психологии приходится существовать в этом мире, ее первая задача — осознать характер происходящих преобразований, построить своеобразную программу трансформирования сложившихся подходов в связи с новыми объектами исследований, новыми типами отношений в обществе, новой ситуацией[10].
2.Эмпирическое исследование
2.1 Организации и методы исследования. Результаты исследований
Исследование социально-психологических особенностей студенческих групп я проводила среди студентов группы психологов 2 курса, филологов
2 курса, туризма 2 курса. Возраст участников — 18-20 лет, пол — мужской (3 человека), женский(11 человек).
Всего участвовало 14 студентов. Исследование проводилось в виде анкетирования.
Цель моего исследования: изучить социально-психологические особенности студенческих групп.
Для исследования я выбрала 3 методики: Определение индекса групповой сплоченности Сишора, Психологический климат (Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие .-М.: Финансы и статистика, 2001.-224 с. (с.190-191)) и Изучение психологического климата коллектива (Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие. — М. : Финансы и статистика, 2001. — 224 с. (с. 187-190)).
Эти методики позволяют определить наличие конфликтных ситуаций, состояние психологического климата в коллективе, уровни групповой сплоченности. Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
Методика представлена в приложении 1.
Методика состоящая из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5).
Необходимое оснащение. Анкета — опросник.
Результаты набранных баллов испытуемыми представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группа |
Баллы |
|
Психологи |
9,75 |
|
Филологи |
12 |
|
Туризм |
14,6 |
|
Группа психологов набрала 9,75 баллов — это говорит о среднем уровне групповой сплоченности.
Группа филологов набрала 12 баллов — это говорит о том, что уровень групповой сплоченности высшее среднего.
Группа туризма набрала 14,6 баллов — это говорит о том, что уровень групповой сплоченности высшее среднего.
Психологический климат (Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие .-М.: Финансы и статистика, 2001.-224 с. (с.190-191)).
Методика представлена в приложении 2.
В данной методике 11 утверждений, варианты ответов — Да, Нет, Иногда.
Помогает выявить подверженность к конфликтным ситуациям в коллективе, а также на определение психологического климата коллектива.
Необходимое оснащение. Анкета — опросник.
Результаты набранных баллов испытуемыми представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ответ |
Группа |
|||
Психологи |
Туризм |
Филологи |
||
Да |
15 |
17 |
3 |
|
Нет |
19 |
23 |
19 |
|
Иногда |
21 |
25 |
11 |
|
В группе филологии преобладает количество ответов Нет (19) -это говорит о том, что это идеальный коллектив, которых в практике не бывает.
В группе туризма большее количество набранных ответов Нет(23) и Иногда(25) — это говорит о том, что опасность конфликтных ситуаций высока и хуже психологический климат в коллективе.
Группа психологов также набрала большее количество ответов Нет(19) и Иногда(21) — это свидетельствует о высокой опасности конфликтных ситуаций и о том, что психологический климат в коллективе хуже.
Изучение психологического климата коллектива (Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 224 с. (с. 187-190).
Методика предложена в приложении 3.
Необходимое оснащение. Анкета — опросник.
В методику входят 13 утверждений психологического климата типа А(положительные) и 13 утверждений психологического климата типа В (отрицательные).
Нужно выбрать одно утверждение (либо психологического климата А либо Б) и выбрать оценку относительно нуля.
Оценки:
3 — свойство проявляется в группе всегда;
2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
1 — свойство проявляется нередко;
0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Методика направлена на определение проявлений отрицательных или положительных свойств психологического климата в студенческой группе.
Результаты набранных баллов представлены в таблицах 3, 4, 5.
Таблица 3.(Группа Туризм)
№ |
А |
В |
С |
|
1 |
11 |
3 |
8 |
|
2 |
20 |
6 |
14 |
|
3 |
11 |
0 |
11 |
|
4 |
13 |
3 |
10 |
|
5 |
15 |
5 |
10 |
|
6 |
25 |
0 |
25 |
|
78 |
||||
? |
13 |
|||
Группа Туризм набрала 13 баллов — это говорит о средней степени благоприятности социально-психологического климата.
Таблица 4. (Группа Психологи )
№ |
А |
В |
С |
|
1 |
14 |
3 |
11 |
|
2 |
6 |
12 |
-6 |
|
3 |
36 |
0 |
36 |
|
4 |
13 |
3 |
10 |
|
5 |
10 |
2 |
8 |
|
59 |
||||
? |
11.8 |
|||
Группа Психологи набрала 11,8 балла — это свидетельствует о том, что в группе средняя степень благоприятности социально- психологического климата.
Таблица 5.(Группа Филологи)
№ |
А |
В |
С |
|
1 |
14 |
3 |
11 |
|
2 |
4 |
15 |
-11 |
|
3 |
14 |
7 |
7 |
|
7 |
||||
? |
2.3 |
|||
Группа Филологи набрала 2,3 балла — это говорит о низкой степени (незначительной) благоприятности социально — психологического климата[3].
2.2 Результаты исследований сплоченности студенческих групп
Исходя из полученных результатов проведённых методик, можно сделать следующие выводы:
Группа Туризм. Студенты группы чувствуют себя её членами, частью коллектива, большинство участников группы предпочли бы остаться в своей группе, взаимоотношения между студентами примерно такие же, как в большинстве коллективов, отношение к учебе такое же, как в большинстве коллективов. В группе преобладает бодрое жизнерадостное настроение, взаимные симпатии, доброжелательность в отношениях, членам группы нравиться вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности, группа активна, полна энергии.
Достижения и неудачи группы не находят отклик у её членов.
Группа Психологи. Большинство членов группы считают себя частью коллектива, взаимоотношения примерно такие же, как в большинстве коллективов, отношение к учебе такие же, как в большинстве коллективов.
В группе преобладает позитивное настроение,присутствует доброжелательность в отношениях, члены относятся с уважением к мнению других, в отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, в коллективе проявляется чувство гордости за группу, если её отмечает руководство.
Группа Филологи. Большинство членов группы чувствует себя частью коллектива,отношение к учебе примерно такое же,как в остальных коллективах.В группе жизнерадостное настроение,взаимные симпатии, в отношениях между группировками существует понимание, но в трудные дни группа “ раскисает ”: ссоры, растерянность, взаимные обвинения. Достижения и неудачи группы не находят отклик у её членов.
2.3 Психологический климат в студенческой группе
Важнейшей областью в пространстве социально-психологических отношений является взаимодействие внутри группы. От социально-психологической атмосферы в коллективе во многом зависит не только эффективность совместной деятельности, но также отношение людей к деятельности, эмоциональный настрой, внешняя мотивация и в конечном итоге удовлетворенность жизнедеятельностью.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Студенческая группа — психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат.
Когда ведут речь о социально-психологическом климате в целом (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
- совокупность социально-психологических характеристик группы;
- преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
- характер взаимоотношений в коллективе;
- интегральная характеристика состояния коллектива.
Наиболее близко к глубинной сущности социально-психологического климата подошел К.К. Платонов, представив его как «взаимодействие физической и социальной среды и личности, которое стойко отражается ее сознанием, формируя ее психическое состояние…», выступая при этом как одна из структурных характеристик группы. «Социально-психологический климат для каждого члена группы — это объективная реальность, которую он отражает, включаясь в эту группу; отраженный психологический климат становится одновременно и его субъективной реальностью, и объективной реальностью для других членов этой группы».
Для уяснения природы климата необходимо принимать во внимание не просто то, что влияет на людей, но прежде всего сам факт влияния. При анализе и понимании климата внимание следует сосредоточить на феномене влияния группы на личность, на каналы и механизмы этого влияния, среди которых заражение, обучение, давление и пр.
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.
Итак, субъектам образования (как студентам, так и ППС) нужно уметь находить способы решения вышеозначенных задач. Что реально достижимо при психологизации учебно-воспитательного процесса на научной основе. Для того, чтобы социально-психологическая и педагогическая регуляция СПК студенческой группы стала реальным фактором ее позитивного изменения, необходимо использовать приемы, направленных на развитие защищенности, сплоченности и интрагрупповой активности студентов на учебном занятии[14].
2.4 Психолого-педагогические рекомендации
Композиционная характеристика группы. От данных характеристик зависит эффективность деятельности группы. Это проявляется в степени схожести личностных особенностей, подходов, проявляемых участниками группы при решении проблем, точек зрения. При деятельностях, требующих большого количества идей, необходимо в состав группы включать участников разных психологических типов с различными точками зрения, способами деятельности и стилями мышления.
Содержание групповых норм. Групповые нормы присваиваются участникам и являются регуляторами поведения каждого в группе. При соответствии нормам группы участник может рассчитывать на принадлежность к данной группе и поддержку. Данная зависимость характерна как для формальных так и для неформальных групп.
Групповые нормы бывают положительными и отрицательными.
- положительные — направлены на достижение целей и задач организации; они стимулируют рост эффективности деятельности в группе.
- отрицательные — приводят к уменьшению уровня производительности труда (прогулы, нарушения дисциплины, кражи).
Сплоченность группы. Сплоченность — это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива. Сплоченность определяется взаимной тягой членов группы друг к другу и к группе в целом. Природа сплоченности может быть как чисто эмоциональной, так и обусловленной сходством в ценностных ориентациях. Чем выше сплоченность в группе, тем меньше проблем в общении, меньше напряженность и недоверие, и тем выше трудовая эффективность.
Для повышения сплоченности в группе используют организацию совместной деятельности, групповые формы принятия решений и т.д. Необходимо систематически проводить собрания, указывающие на глобальные цели группы, показывать каждому участнику его вклад в достижение определенной цели, проводить встречи руководства с подчиненными для обсуждения различных вопросов.
Параметр, связанный со сплоченностью группы — конфликтность. Различают два вида конфликтов:
- конструктивные — конфликты, способствующие выявлению потенциала участников, для повышения эффективности групповой деятельности.
- неконструктивные — конфликты, негативно влияющие на эффективность групповой деятельности.
Статус участников группы. Эта характеристика определяется такими факторами как старшинство в должностной иерархии, уровень образования, информированность и накопленный опыт, социальные таланты. Изменение любого из факторов может привести к повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм, которые приняты в группе.