Психология безопасности труда

39

Смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно — сосудистых и онкологических заболеваний. Учесть все несчастные случаи, происходящие в мире, то число людей, ежегодно страдающих от них, составит более 10 млн., причём около полумиллиона из них погибает. Основным общепризнанным методом охраны труда уже многие годы является использование системы безопасности. Она призвана решать две основные задачи: способствовать созданию машин и инструментов, при работе с которыми опасность снижается до минимума, и разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда. Попутно уделяется внимание техническому обучению людей безопасным приёмам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации безопасной работы. Однако, согласно данным международной статистики, главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек.

В общем деле создания безопасных условий труда значительную роль играют те науки, которые обеспечивают технический прогресс, разрабатывают и создают безопасную технику. Однако эффективность технических мер предотвращения несчастных случаев во многом зависит и от самих трудящихся, от их поведения, субъективного отношения к труду и к требованиям безопасности. Психология безопасности труда призвана способствовать отработке безопасных приемов труда, вскрывать причины и вредные последствия неправильного поведения на рабочем месте. В то же время нельзя рассматривать этот процесс изолированно от всего процесса развития сознательности трудящихся, точно так же, как осознание объективных условий безопасности труда неотделимо от общего процесса развития производительных сил.

Актуальность работы состоит в том, что изучение основных проблем психологии безопасности труда основывается на проведении психологических исследований и внедрение их результатов в практику именно в области охраны труда, которые в наши дни приобретают особую важность. Необходимость изучения этого объясняется еще и тем, что наука стала играть все большую роль в жизни нашего общества, в том числе и в такой важной области, как забота о благе трудящихся, где также требуется разработка путей и методов, основанных на научных принципах.

Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть психологические аспекты безопасности в разнообразных видах деятельности, а также психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности и пути использования психологии безопасности в деятельности человека.

13 стр., 6278 слов

Понятие удовлетворенности трудом. Пути повышения удовлетворенности персонала

... целей. Удовлетворенность персонала - это многогранное понятие, отражающее отношение сотрудника к различным аспектам работы: рабочая нагрузка, условия труда, оплата труда, безопасность работы, статус и престиж работы, ... удовлетворенности трудом относятся такие подструктуры, как условия труда и организация труда, потому что в действительности только они составляют сферу в трудовой деятельности, ...

Задача работы состоит в том, чтобы уяснить:

  • различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью;
  • психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на неё безопасность;
  • психическое состояние человека, связанное с безопасностью его деятельности;
  • факторы, обусловливающие способность человека противодействовать опасностям в труде;
  • свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности;
  • факторы, повышающие предрасположенность рабочего к несчастным случаям;
  • способы критической оценки ситуаций для избежания различных категорий ошибок.
  • методы моделирования безопасного поведения.

Психологию безопасности целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности.

Психология безопасности — это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.

Задача психологии труда — способствовать тому, чтобы трудовая деятельность становилась легче, безопаснее, доставляла больше радости, чтобы человеческие отношения на предприятии становились гармоничнее, а отношение к труду как можно более сознательным и активным.

Психология труда решает эту общую задачу специфически, а именно — путем изучения психических факторов. Под психическими факторами понимают психические явления, регулирующие поведение и деятельность человека: его внимание, ощущение, эмоциональную жизнь, мышление, волю и др. Эти явления хорошо известны из практики, и играют важную роль в формировании отношения к труду, в повышении эффективности трудовой деятельности. Внутри психологии труда самостоятельно исследуются проблемы безопасности труда. Психология безопасности труда — это применение психологических знаний в области охраны труда. Как для психологии труда вообще, так и для психологии безопасности труда в особенности характерна необходимость сотрудничества с другими науками, действующими в той же области. Охрана труда включает в себя такой комплексный круг проблем, где сочетаются проблемы профессиональной подготовки, техники, технологии производства, здравоохранения и техники безопасности. Применение знаний психологии может привести к успеху лишь тогда, когда они органически входят в единую систему мероприятий по охране труда. Учёные высказали мысль о целесообразности сознания единой науки о труде — эргономике, предназначенной для разностороннего изучения трудовой деятельности с позиций отдельных наук о труде и поисков комплексных путей её оптимизации по критериям этих наук.

В процессе труда участвует человек, который обычно при посредстве соответствующих орудий воздействует на предмет труда в существующих условиях среды. Непосредственным источником повреждений — причинителем повреждений может явиться любой из компонентов труда: предмет труда, орудия труда, внешняя среда. Виновником может быть сам рабочий или неправильные действия рабочего, или техника.

4 стр., 1736 слов

Влияние особых психических состояний человека на безопасность жизнедеятельности

... Исходя из задач психологии работы и проблем психологии безопасности работы, весь комплекс психических состояний разделяют на следующие две основных категории: а)производственные психические состояния; в)особые психические состояния. 2 Структура психической деятельности В структуре психической деятельности человека различают три основные ...

Процесс труда и взаимодействие его компонентов обычно регулируются соответствующей организацией. Фактор организации связывает не только человека с предметом труда, орудиями труда и средой, но и все эти компоненты между собой. Он определяет поведение человека, применение орудий и предметов труда, а также допустимые условия окружающей среды. Среди различных факторов производства принято выделять опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочего приводит к травме, и вредные производственные факторы, воздействие которых на рабочего влечёт за собой профессиональное заболевание. Опасные производственные факторы можно подразделить также на явные, когда их опасность очевидна и для её устранения необходимы соответствующие меры, и потенциальные, которые могут стать объектом опасности лишь в результате ненормального поведения человека.

Билинт и Мурани считают, что «необходимым и достаточным условием несчастного случая являются непреднамеренность и неожиданность его возникновения». [Балинт И., Мурани М. Психология безопасности труда. — М.: Профиздат, 1968, с. 184].

Несчастный случай — это внезапное непреднамеренное повреждение

человека, происшедшее в результате воздействия опасного производственного фактора или собственного опасного поведения. Необходимым условием того, чтобы возник несчастный случай от опасного производственного фактора, является нахождение человека в опасной зоне. Вторым необходимым условием возникновения несчастного случая являются нарушения, появляющиеся именно в тот момент, когда человек находится в опасной зоне. Кроме них, требуется обычно ещё определённое стечение целого яда других обстоятельств.

Несчастный случай можно определить как событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определённых обстоятельств, когда человек находится в опасной зоне.

Ситуацию, в которой создаётся достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной, или аварийной. Если же нарушения в работе техники приводят к несчастным случаям, вызывающим гибель хотя бы одного человека, подобное событие иногда квалифицируется уже как катастрофа. Несчастный случай порой расценивают как следствие неадекватного поведения человека в опасной ситуации, как результат его неправильных реакций не такую ситуацию. Основная сложность поведения в связи с опасной ситуацией заключается в её своевременном обнаружении, диагностировании и выборе адекватного способа реагирования на неё. Жестокие же временные ограничения, которые обычно возникают в таких ситуациях, и большая цена ошибки делают опасную ситуацию эмоционально напряжённой.

Для выявления отношения человека к различным задачам и ситуациям, возникающим в трудовой или любой другой деятельности, необходимо установить смысл, который он усматривает в этих задачах и ситуациях. Эмоции, возникающие в процессе деятельности, бесконечно разнообразны. Однако для процесса труда можно выделить две главные категории переживаний: эмоции, обусловленные успешным течением процесса деятельности, успешным достижением цели, и эмоции, связанные с трудностями, препятствиями, возникшими на пути к цели, порождённые различными опасностями для человека, угрозами его ценностями.

Уровень тревоги, возникающей в опасной ситуации, оказывается обусловлен как тяжестью вытекающих из неё последствий, так и возможностью из реализации. Можно предположить, что осознание человеком высокой опасности решаемой задачи вызывает у него чрезмерно сильное волнение, которое приводит к дезорганизации деятельности и понижению его физических возможностей по решению подобной задачи.

12 стр., 5996 слов

Психологические аспекты безопасности жизнедеятельности

... человека, направленных на предупреждение несчастных случаев. Рассмотрим состав и взаимосвязь основных факторов безопасности труда. Психофизиологические факторы безопасности труда Можно выделить четыре основных фактора, определяющих индивидуальные реакции человека на производственные опасности. Во-первых, человеку ... показатели, обусловливающие возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и ...

Можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде:

  • чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции;
  • фактор, определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека;
  • фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, умений;
  • фактор, характеризующий направленность человека, то есть его мотивы, интересы;

В сфере производства система безопасности труда, решает ряд задач:

  • способствует обеспечению общей организации безопасности производства;
  • способствует разработке и использованию индивидуальных и стационарных средств защиты от опасных производственных факторов;
  • способствует организации обучения безопасной работе, выполнению правил по безопасному труду, контролирует готовность техники и людей к безопасной работе;
  • осуществляет воспитание и пропаганду безопасной работы;

— Итак, резюмируя воздействие системы безопасности труда на человека, можно заключить, что, с одной стороны — способствует повышению его профессиональных умений производительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасному труду и, с другой — обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты и таким путём дополнительно увеличивает его результирующую защищённость. Воздействие системы безопасности труда на производство проявляется как в уменьшении производственных опасностей, так и в снижении уровней их действия благодаря применению средств стационарной защиты. Исходя из существующих опасных факторов и указанных мер противодействия, им формируется результирующая производственная опасность. На базе взаимодействия всех трёх рассмотренных подструктур (человек, производство, система безопасности труда) складывается фактический уровень безопасности труда.

Впервые безопасность обнаружилась в связи с задачами профессионального отбора. Геллерштейн указывал, что «… при этом нужно учитывать не только фактические данные личности, но и сочетания её потенциальных возможностей и присущих ей тенденций, взятых в их конкретно — историческом содержании». [Геллерштейн С.Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции, 1958, с. 145].

Второе направление исследований, в котором обнаружилась проблема связи несчастных случаев с индивидуальными качествами человека, состояло в изучении докладов о несчастных случаях. Третьим направлением, было изучение статистических закономерностей трудового травматизма. Предрасположенность к несчастным случаям следует рассматривать не просто как функцию индивидуально — психологических качеств рабочего, но и как результат соединения эти качеств с определёнными производственными условиями.

Котик М.И. указывал, что «в 30 -е гг. в советской психологии, благодаря исследованиям Выготского, Рубинштейна, Леонтьева укреплялась точка зрения, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды, и что показатель защищённости человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько его прирождённым качеством, сколько результатом такого развития, недостатки индивидуальных качеств человека проявляется в экстремальных ситуациях, особенно ярко всплывают слабости консервативных свойств человека и, в частности, его нервной системы». [Котик М.И. Психология и безопасность. Монография по психологии труда, Питер, 2006, с. 187].

4 стр., 1703 слов

Психологические типы человека, его психологические состояния и безопасность

... воздействий. Целью работы является изучение психологических типов человека, его психологических состояний и безопасность. Глава1.Психологические типы человека. Гипертим - человек, большую часть времени находящийся в ... иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, ...

Существуют общие дифференцирующие показатели предрасположенности к опасности: эмоциональные свойства и качества темперамента; низкие качества внимания (его концентрации, распределения и переключения); малая наблюдательность (осмотрительность); недостаточная сенсомоторная координация; низкая выносливость; склонность к риску.

Показателем предрасположенности к несчастным случаям является и большая вариативность в результате тестирования по указанным показателям.

Существует мнение, что причины предрасположенности к несчастным случаям следует искать в том, как субъект воспринимают ситуацию и возникшую в ней задачу, в какой мере он устремлён к достижению цели и насколько реальным при этом он считает возникновение несчастного случая.

Женщины реже создают опасные ситуации, а мужчины в таких ситуациях способны скорее избегать несчастных случаев. Из сказанного следует, что для обеспечения безопасности труда женщин следует в первую очередь стремиться к созданию нормальных условий труда и устранению, по возможности, причин, портящих настроение, вызывающих у них переживания тревоги и страха.

М.И. Котик констатирует: «в исследовании причин несчастных случаев на железнодорожном транспорте, происшедших по вине рабочих, советский психотехник Колодная выделила следующие социальные факторы:

  • снижение взаимного контроля в результате развития доверия друг другу при многолетней совместной работе;
  • влияние поведения одного члена поездной бригады на остальных;
  • получение одновременно различных указаний».

[Котик М.И. Психология и безопасность. Монография по психологии труда, Питер, 2006, с. 195].

Наиболее распространённым производственным показателем рабочих, с которым принято соотносить уровень травматизма, является стаж работы. Можно сделать вывод, что с повышением возраста рабочего его предрасположенность к несчастным случаям ни в производственных, ни в непроизводственных условиях не увеличивается. Наиболее опасным в отношении травматизма является возраст между 20 и 25 годами. Если предположить, что с увеличением возраста рабочего будет непрерывно расти и его профессиональный стаж, то с увеличением возраста и стажа успешность труда будет даже несколько повышаться. Фактически же травматизм падает за счёт роста профессионального стажа.

На связь возраста и стажа с трудовым травматизмом позднее, в 60 -е гг., указывала А. Анастази. Исследование показало, что в группе более молодых рабочих число несчастных случав постоянно было выше, чем в старшей группе. Примерно в первые полгода в группе неопытных было значительно больше травм, чем в группе опытных, однако, после этого периода показатели травматизма обеих групп уравнялись. Таким образом, Анастази показала, что не только недостаток профессионального опыта, но и фактор молодости сам по себе способствует травматизму. [Анастази Анна. Психологическое тестирование. Нью-Йорк, 1968, с. 98].

5 стр., 2075 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех ... и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших ... труде «Рефлексы головного мозга». Другой русский учёный И. П. Павлов построил на высказывании гениального соотечественника учение о высшей нервной деятельности. ...

Можно заключить, что в начале освоения профессии из-за малого стажа и обычно молодого возраста имеет место пик травматизма, тогда, как в дальнейшем, с ростом стажа, действует общая тенденция снижения количества несчастных случаев. Однако при профессиональном стаже примерно 5 лет, обнаруживается второй скачок числа несчастных случаев.

Первый пик оказывается обусловленным недостатком знаний рабочего: он ещё не может точно определить, что опасно и что не опасно, где последствия ошибок невелики, а где это чревато несчастным случаем. Названные факторы авторы определяют как проявление неопытности рабочего. Второй пик возникает при наличии примерно пятилетнего профессионального стажа.

О неопытности здесь не может быть и речи. Причина же второго скачка кроется уже в факторе неосторожности, недостаточной осмотрительности. Можно назвать первый пик травматизма, порождённый неопытностью, незнанием, первичной беспечностью, а второй пик, вызванный небрежным, пассивным отношением к опасности, — вторичной беспечностью.

Среди психофизиологических состояний в первую очередь следует выделить трудовое утомление — комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека. Данный конфликт отражается в сознании рабочего и переживается им в виде состояния усталости, развитие которого, кроме физиологических, в значительной мере обусловлено и психологическими факторами — потребность в работе, мотивацией, интересами. Во многих психологических исследованиях было показано, что подверженность несчастным случаям существенно повышается с ухудшением состояния здоровья рабочего.

Под стрессом принято понимать состояние психической напряжённости, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей. Было экспериментально показано, что с ростом активации нервной системы до определённого уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать. Из этого следует, стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определённого критического уровня. При превышении этого уровня в организме развивается процесс гипермобилизации, который влечёт за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до её срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом.

Пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определённого уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако всё это достигается за счёт мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.

5 стр., 2105 слов

Философия человека, общества и истории

... труд (деятельность), а отдельный человек есть «атом» общества, в котором «пересекаются» всеобщественные отношения. 6. Последнее изобретение философии ... людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов, ценностей . 3. Философия истории Что было, что будет? Философия истории интересуется направленностью исторического процесса. круговорот Христианская философия, Философия ...

Можно выделить шесть групп производственных стрессоров: интенсивность работы; давление фактора времени; изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты у рабочих; однообразная и монотонная работа; недостаточная двигательная активность; различные внешние воздействия.

К перечисленным можно добавить и фактор нарушения стереотипной системы труда, возникающего в связи с поломками техники и другими внешними причинами, препятствующими привычной системе деятельности. Каждый из названных факторов в отдельности порождают экстремальные условия деятельности и вытекающие из них стрессовые состояния. Причём для современного производства типичны экстремальные ситуации двух крайних типов.

Первый тип экстремальной ситуации возникает тогда, когда требования интенсивной работы и жестокие ограничения во времени вынуждают рабочего предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы.

Другой тип экстремальной ситуации возникает из-за недостатка или однородности поступающей информации, недостатка межличностного контакта, низкой двигательной активности.

Для стрессовых ситуаций того и другого типа характерна одна общая черта — появление у человека острого внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к нему работа, и его возможностям. В первом случае этот конфликт возникает в основном в результате роста требований, предъявляемых к человеку, во втором — из-за снижения возможностей человека по выполнению прежних требований. В том и в другом случае человек уже не может справиться с заданием и в результате такой конфликтной ситуации становится предрасположенным к несчастным случаям.

Можно предположить, кто долго настроен на возможность допущения ошибки, тот станет жертвой тревожащей опасности, поскольку волнение перед ожидаемым несчастным случаем непременно приведёт его к реальному возникновению. Однако не только уверенность в том, что несчастный случай должен непременно произойти, но уже само сознание того, что такая возможность имеется, уже может нарушить нормальное состояние волнения — боязни, что это событие произойдет. Подобные состояния принято называть беспокойством тревоги — предвидения нежелательных результатов. Если состояние страха является эмоциональной реакцией на неизбежность, то беспокойство тревоги — это реакция на отрицательное событие, которое можно предотвратить . Поэтому и природа этих реакций будет различной. Реакция страха будет заключаться в направленности организма на самосохранение, реакция же беспокойства тревоги — скорее на мобилизацию его внутренних ресурсов с целью предупреждения возникновения нежелательного события.

Существует две категории ошибок:

К первой категории можно отнести такие ошибки, когда человек, выполняя относительно безопасную работу, создаёт опасную ситуацию своими неправильными действиями. Ко второй категории можно отнести такие ошибки, которые возникают в связи с тем, что человек не смог решить задачу данной сложности, не смог вовремя отреагировать. В первом случае несчастные случаи связаны с не использованием индивидуальных ресурсов, а во втором — с их нехваткой. Качества, связанные мотивационными особенностями субъекта, определяют главным образом не использование возможностей, а психофизиологические качества — их ограниченность.

19 стр., 9368 слов

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной ...

... как ориенти­ровочная основа его деятельности. Социально-психологическая адаптация означает интеграцию ... деятельность коллектива учеб­ной группы. Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психи­ческой и интеллектуальной ... элементами неоп­ределенности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при ... увеличивающейся интенсификации умст­венного труда и нервно-эмоциональных перегрузок. ...

Факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям: особенности темперамента; функциональные изменения в организме (сердечно-сосудистые заболевания, диабет); недостатки органов чувств (ухудшение зрения, слуха); функциональные нарушения связи между сенсорными и моторными процессами (замедленное или поспешное реагирование на сигнальные раздражители); пристрастие к алкоголю, наркотикам.

Факторы, временно повышают предрасположенность рабочего к несчастным случаям:

  • неопытность. Это отсутствие у рабочего навыков и умений, достаточных для приложения полученных при обучении знаний в конкретном труде;
  • неосторожность. Это результат не использования возможностей из-за недооценки сложности задач и переоценки своих трудовых качеств;
  • утомление. Это соответствующие временные изменения в организме, проявляющиеся в понижении работоспособности при интенсивной или длительной работе;
  • дистресс.

Он может возникать, например, вследствие несовпадения характера труда с темпераментом рабочего, из-за неприятностей в личной жизни;

  • влияние биологических ритмов и атмосферных факторов.

Тяжесть несчастного случая не является достоверным свидетельством предрасположенности пострадавшего к травматизму; более достоверным показателям этого качества является неоднократная повторность микротравм. Микротравмы же дают большую текущую статистику, позволяющую вести непрерывный контроль закономерностей трудового травматизма и их изменений.

Таким образом, система безопасности труда способствует повышению профессиональных умений человека производительно и безопасно работать, способствует мотивации к безопасному труду, а также обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты и увеличивает его результирующую защищённость. Необходимым условием возникновения несчастного случая является нахождение человека в опасной зоне и нарушения, появляющиеся именно в момент, когда человек находится в опасной зоне. Предрасположенность к несчастным случаям следует рассматривать не просто как функцию индивидуально — психологических качеств рабочего, но и как результат соединения эти качеств с определёнными производственными условиями.

Следовательно, при взаимодействии подструктур (человек, производство, система безопасности труда) складывается фактический уровень безопасности труда.

Было выяснено, что пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определённого уровня, он способствует преодолению трудностей. Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определённого критического уровня.

Реакция страха будет заключаться в направленности организма на самосохранение, реакция же беспокойства тревоги — на мобилизацию его внутренних ресурсов с целью предупреждения возникновения нежелательного события.

Власов Л.А. отмечает: «Наличие повышенной предрасположенности индивида к опасности ещё не является достаточным условием несчастного случая. Такая предрасположенность не может читаться также его необходимым условием. Несчастный случай, вызванный ошибкой рабочего, может рассматриваться как результат нарушения нормального процесса предметной деятельности». [Власов Л.А. Психология безопасности труда , Изд.: Военмех, 2003, с. 103].

7 стр., 3291 слов

Виды социальных рисков

... инвалидность и тому подобные причины являются теми социальными рисками (т.е. возможными опасностями для работников наемного труда), которые приводят к наступлению неблагоприятных последствий для ... истечения срока найма, инвалидность, старость, безработица. Вторая группа Конвенций устанавливала в зависимости от наличия социальных рисков виды предоставляемого обеспечения. Это право на денежное ...

При организации своего поведения в труде человеку приходиться руководствоваться не только целью и мотивами труда, но также и фактически имеющимися орудиями, условиями труда, действующими при этом силами природы, и, очевидно, вытекающими из труда опасностями. Каждая новая деятельность основывается на прошлом опыте и начинает развиваться во внутренней, мыслительной, сфере с актуализации цели и плана действия. Этот план затем реализуется во внешней, предметной сфере путём последовательного выполнения этих действий посредством соответствующих операций.

То действие, которое представляется человеку сложным и опасным, от выполнения которого зависит успех данной деятельности, порождает у него эмоции и связанную с ними энергетическую мобилизацию организма, что, как правило, способствует успеху выполнения такого действия.

В сфере информационных процессов неопределённость задачи компенсируется за счёт интенсификации этих процессов, в сфере эмоциональных проявлений — за счёт активации нервной системы и мобилизации энергетических ресурсов организма. Если цель деятельности и её мотивы предопределят общее направление устремлений человека, то значимость и степень неопределённости отдельных действий определяют распределение его энергии и информационной нагрузки между отдельными действиями.

Когда человек основательно осваивает предметное действие и в результате тренировок возникает навык его выполнения, оно превращается в операцию, становится способом выполнения более крупного действия. Благодаря навыкам, отдельные элементы действия выполняются без специального сознательного контроля. Навыки заключаются также в целесообразном и экономном согласовании внутренних процессов в организме с двигательными актами, поэтому их реализация требует меньших затрат.

Опытные рабочие отвечают на аварийную ситуацию актом активного мышления — стремление как можно полнее оценить сложившееся положение вещей и быстрее найти наиболее целесообразный вариант ответного действия. Неопытные же чаще всего стараются как можно быстрее дать двигательный ответ, и это осуществляется в спешке, без должного анализа ситуации, путём включения двигательного навыка, зачастую неадекватного задаче. Следует подчеркнуть, что сложность аварийной ситуации обычно заключается не в недостатке времени на реагирование, а в отсутствии времени на исправление допущенных здесь ошибок.

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда, мотивация занимает самое важное место. Под мотивом будем понимать то объективное, ради чего совершается деятельность. Потребность является побудителем деятельности. Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила этой деятельности. В труде можно выделить пять основных мотивов:

Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается и материальная выгода и социальная выгода. Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью здесь понимается не только возможность физических повреждений, но и материальные опасности, а также опасности социального порядка. Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более лёгкий способ выполнения задания, при котором требуется меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение

Мотив удовлетворённости проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Проявление мотива удовлетворённости будет зависеть от ценностных критериев, склонностей, интересов рабочего.

Мотив «нивелирования» проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действий принят в данной рабочей группе, — в стремлении быть не хуже других.

Р.Л. Аткинсон пришёл к заключению, что люди выбирают задание той или иной степени трудности, исходя главным образом из мотивационной диспозиции: устремлённости к успеху или же к избеганию неудачи. Причём, диспозицию к избеганию неудачи не следует расценивать как негативную; люди, у которых она преобладает, способны достигать относительно высоких результатов в деятельности, когда диспозиция достаточно велика. Чем сильнее диспозиция к достижению цели, тем больше переживается угроза её недостижения. [Аткинсон Р.Л. Введение в психологию.- М.: Прайм-Еврознак, 2003, с. 285].

К рабочим, отличающимся более слабой нервной системой, повышенными невротизмом и тревожностью, служебные наказания за нарушения правил следует применять особенно усмотрительно.

Чем боле опасным и значимым представляется субъекту данное событие, тем при меньших шансах оно расценивается им как «частое», «редкое». Мотивация к избеганию «духовной» опасности, возникшей по собственной вине, оказывается сильнее, чем к избеганию той же опасности, вызванной техническими причинами. Нарушители меньше бояться опасности, чем «осторожные», а, следовательно, и менее мотивированы к её избеганию. Ведущими фактором, определяющими результирующую мотивацию к использованию средств защиты, являются мотивы избежания физической опасности, а также сохранения при этом высокой производительности (заработка) и удобства. Избежание социального наказания оказалось самым слабым мотивом среди побудителей к использованию средств защиты.

«Риск — это действие( поступок), выполняемое в условиях выбора, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора. В словаре русского языка С. Ожегова слово риск объясняется как возможная опасность или же как действие наудачу в надежде на счастливый исход». [Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН -3-е изд.- М.: АЗЪ, 1996, с. 668].

При первом подходе риск означает осуществление альтернативного выбора в ситуации неопределённости, где успех — неуспех зависит от случая, а неуспех проявляется в недостижении желаемого результата. При втором подходе риск расценивается как направленность ан особо привлекательную цель, достижение которой связано с физической опасностью.

Выбор варианта поведения в условиях опасности обычно определяется следующими соображениями:

  • выигрышем, который может быть получен при данном выборе;
  • опасностью;
  • шансами на успех или избежание неудачи при сделанном выборе;
  • степенью необходимости осуществления выбора, и в частности именно данного выбора.

Рискованное поведение определяется, с одной стороны, объективно действующими ситуативными факторами, а с другой — индивидуальными качествами субъекта. Виды проявления риска: как категория мотивированного (ситуативного) риска, когда люди рискуют ради достижения определённых выгод, и категория немотивированного (бескорыстного) риска. Если мотивированный риск является средством адаптации, приспособления субъекта к ситуации, то немотивированный риск направлен уже не на приспособление к опасности, а скорее, на противодействие ей, на устранение этой опасности. В склонности к мотивированному риску необходимо проявляется и склонность к немотивированному риску.

Готовность к риску отражает, в какой-то мере и мотивационный аспект личности. Готовность к риску оказывается, включающим в себя, наряду с индивидуальными качествами, также различные ситуативные факторы, вытекающие из реальных условий деятельности. Чем выше мотивация индивида к достижению цели, тем ниже готовность к риску. Кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но при высокой защитной тенденции к избеганию неудачи. Связь между готовностью к риску и несчастными случаями детерминируется предметной деятельностью, в частности, мотивацией субъекта к её успешности.

Как показал Милерян, в труде оператора можно выделить четыре режима работы:

  • учебно — тренировочный режим, в котором трудовые задачи решаются условно и у рабочего отсутствует ответственность, присущая реальным условиям труда;
  • минимальный режим, связанный с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок;
  • оптимальный режим, отличается большой продолжительностью, широким использованием навыков и умений, требующий внимания, собранности.

В таком режиме используется примерно 40-60% ресурсов организма;

— экстремальный режим, который возникает за счёт значительного усложнения задач, когда человек без высокой волевой регуляции и широкого использования резервов, как правило, уже не может удовлетворительно справляться с выполнением возложенных на него функций. [Милерян Е.А. О надежности оператора в различных режимах работы // Вопросы психологии. № 4. 1971, с. 85].

Способность человека к требуемым действиям в аварийных ситуациях

становится уже универсально важным индивидуальным качеством, определяющим его защищённость от опасности и предрасположенность к ней.

Установка на защитное поведение в труде зависит от трёх факторов:

  • степени предполагаемого риска;
  • преобладающей мотивацией;
  • опыта работы.

Установку на защитное поведение усиливают два обстоятельства:

  • когда без риска удаётся получить желаемый результат; когда рискованное поведение ведёт к несчастному случаю.

Для трудовой и учебной деятельности наиболее существенным является результат. Для военной — достижение высокого результата с наименьшими затратами и потерями. В игровой же деятельности на первый план выходит сам процесс. В творческой — её процесс.

Таким образом, статистика несчастных случаев убедительно покрывает, что среди рабочих, не имеющих достаточного опыта, процент несчастных случаев несравненно выше.

Мотивация занимает самое важное место среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда.

Стимуляция безопасного поведения может осуществляться в социальном плане, когда пунктуальное выполнение требований безопасности труда, обеспечивающее его высокую производительность и культуру, специально оценивается, ставится в пример другим, социально поощряется. Безопасному поведению может способствовать и материальная стимуляция, которая используется для усиления мотива выгоды. В качестве отрицательного стимулирования обычно используются такие средства как лишение премии, вызов на цеховую комиссию, денежные штрафы, тюремные заключения.

Кабаченко Т. С. отмечала : «человек в своей практической деятельности руководствуется двумя категориями знаний: полученными от педагога или из книг или на собственном опыте». [Кабаченко Т. С. Методы воздействия и психология безопасности личности, общества, государства. Аспект-Пресс, 2003, с. 179].

Все ошибки рабочих можно подразделить на две общие категории: ошибки психомоторные и ошибки принятия решения.

Значительно сложнее обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок. Можно выделить два типа таких ошибок:

  • ошибки, допускаемые в задачах с ограниченным выбором (когда требуется принимать решение о выборе одного из ряда возможных действий);
  • ошибки в задачах с открытым концом (где тоже есть ряд путей, но при выборе любого из них возникают новые задачи).

При обучении, нужно последовательно переводить ученика от уровня знания к уровню понимания и так далее до способности критически оценивать сложившуюся ситуацию. Способность критической оценки является важной для избежания категорий ошибок и именно к этому уровню обученности следует стремиться для обеспечения безопасно работы.

Правила безопасности труда можно определить как узаконенные нормы, указывающие, как можно, как должно и как нельзя действовать в процессе труда и на территории производства, чтобы избежать несчастные случаи и аварии. Необходимо специально выделять в инструкциях те пункты, нарушение которых связано с особенно часто нарушаются. Имеется реальная возможность сокращения числа пунктов действующих инструкций за счёт: исключения ненужных требований; исключения требований, очевидных для нормальных, здравомыслящих людей; перевода пунктов, содержащих общие положения, из инструкций по безопасности в инструкции по эксплуатации техники и учебные пособия; ликвидация дублирования одних и тех же пунктов в разных правилах.

Воспитание безопасного поведения можно определить, как направленное воздействие на психику рабочего с целью развить у него качества, способствующие его безопасной работе. Воспитание можно рассматривать и как информационное воздействие и как эмоциональное воздействие.

С этой целью можно выделить два метода воздействия:

  • одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия;
  • двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие

Средством одноканального воздействия являются печатные издания (инструкции, наставления, правила), плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, аудиовизуальные средства (телевидение, кино).

Двухканальное воздействие реализуется методом бесед, коллективного обсуждения с рабочим несчастных случаев, путей использования средств защиты.

Воспитательные воздействия по выработке безопасного поведения дают полезный эффект только тогда, когда адресаты этих воздействий достаточно хорошо информированы по данному кругу вопросов. Эффект воздействия почти всех рассмотренных методов воспитания непосредственно зависит от интереса, проявляемого самим рабочим и его группой к вопросам безопасности труда. Наиболее эффективными средствами воспитания были признаны беседа и плакат, наименее эффективными — наказания и состязания.

Главной задачей безопасности в труде является создание положительного отношения, настроя к вопросам безопасности. В таком случае почти все методы будут давать положительный эффект перед использование того или иного метода воспитательного воздействия. Вначале следует оценить интерес и отношение рабочих к вопросам безопасности и, исходя из этого, выбирать конкретный метод.

В целях предупреждения несчастных случаев необходимо вовремя выявлять конкретные психологические причины их возникновения. В настоящее время можно выделить основные подходы к проведению психологических анализов:

Клинический подход. Данный подход заключается в разностороннем изучении всех внешних и внутренних факторов, которые могли отдельно или в их сочетании явиться причиной неправильных действий человека и привести его к данному несчастному случаю. По каждому несчастному случаю составляются подробные доклады, раскрывающие его развитие, проявление и вытекающие из него последствия. Их составляют виновник происшествия, взаимодействовавшие с ним люди, свидетели происшествия. Важным аспектом клинического анализа является вопрос о достоверности выявленных в нём данных.