Контрольная работа: Философские взгляды Фейербаха и Маркса

Контрольная работа

Человек в философии Людвига Фейербаха

2. Человек в философии Карла Маркса

3. Общие взгляды и различия между философскими взглядами К.Маркса и Л. Фейербаха

В решении основного вопроса философии Фейербах выступил как материалист. По его убеждению, природа существует независимо от какой-либо философии. Объективно существуют лишь природа и человек, поэтому необходимо перейти от размышлений о потусторонних сущностях к изучению природы и человека, то есть «философия должна опять соединиться с естествознанием и естествознание с философией». Исходным пунктом философских рассуждений должен стать реальный человек, поэтому свою философию Фейербах называет антропологической. Он подчеркивает примат бытия над мышлением: мышление происходит из бытия, а не наоборот, духовного нет без чувственного. Мышление – свойство материи, функция человеческого мозга. Бытие и мышление, объект и субъект существуют в единстве. Я всегда субъект для себя и объект для другого. Мне мои мысли, чувства, переживания кажутся нематериальными, чисто психическими явлениями. Но другой человек, извне наблюдающий меня как физический объект, легко установит зависимость моей психики от состояния моего тела.

С позиций антропологического материализма Фейербах выступает против религии и идеализма. Не Бог, говорит он, создал человека, а человек – Бога. Божественная сущность – это не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных различий, объективированная, а затем обожествленная и почитаемая в качестве потусторонней сущности, то есть Бога. С этих же позиций он критикует и Гегеля: никакой принципиальной разницы между гегелевской абсолютной идеей и богом любой религии нет, то и другое есть обожествление человеческого мышления. Но материализму Фейербаха были присущи все пороки материализма того периода: механицизм, метафизичность, категоричность, неприятие мнений оппонентов. Так, выступая против Гегеля, он отбросил его учение полностью, в том числе и диалектику, поэтому человечество и мир у него оказались вне исторического развития. Фейербаховский человек – это человек «вообще», некое абстрактное биологическое существо, равное, в сущности, себе во все исторические эпохи.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

5 стр., 2011 слов

Философия любви Фейербаха

... человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕЙЕРБАХА Философия, согласно Фейербаху, ...

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине XX вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

  • предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
  • бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч.Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
  • крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
  • нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
  • кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Главными произведениями основателей марксизма являются:

  • «Тезисы о Фейербахе» К.Маркса;
  • «Капитал» К.Маркса;
  • «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К.Маркса;
  • «Манифест Коммунистической партии» К.Маркс и Ф.Энгельс;
  • «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К.Маркса и Ф.Энгельса;
  • «Диалектика природы» Ф.Энгельса;
  • «Анти-Дюринг» Ф.Энгельса;
  • «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф.Энгельса;
  • «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

Философским новаторством К.Маркса и Ф.Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).

Суть исторического материализма в следующем:

  • на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
  • производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
  • указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
  • базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
  • в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);
  • рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве);
  • азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);
  • феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);
  • капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);
  • социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
  • рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
  • уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

Так же Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:

45 стр., 22302 слов

Умственный труд как средство подготовки детей к школе

... формы организации, средства умственного труда и условия организации умственного труда; Исследовать и изучить деятельность педагога направленную на активацию умственного труда дошкольников при подготовке детей к школе на примере ... и духовных ценностей при помощи орудий производства. При этом это деятельность, в которой информация выступает как продукт труда, а органом создающим этот продукт является ...

  • средства производства;
  • отчуждение;
  • прибавочная стоимость;
  • эксплуатация человека человеком.

Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, — так называемая «рабочая сила».

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

12 стр., 5915 слов

Философия, ее предмет, методы и функции

... каковы ее причины? Понятие и предмет философии Согласно распространенному определению философия - это наука о в наибольшей мереобщих законах развития природы, человека, общества и познания. При ... Гегель именует философию наукой о всеобщем, о разуме постигающем самого себя. Согласно А.Шопенгауэру, философия призвана отразить сущность мира в форме всеобщих абстрактных понятий. Функции философии: 1. ...

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

  • будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
  • будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;
  • частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);
  • произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

  • основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
  • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
  • материя находится в постоянном движении и развитии;
  • Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду;
  • Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
  • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
  • важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
  • развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

благоговейное отношение

Вместе с тем «Любовь есть сам Бог, и вне Любви нет Бога. Любовь делает человека Богом и Бога – человеком».

Представление о человеке у Фейербаха послужило толчком к становлению Марксистских взглядов и образованию Марксизма.

С одной стороны, человек — существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.

В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум).

Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек— микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценного существа и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации. Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.

14 стр., 6598 слов

Философия глобальных проблем

... человека и среды его обитания. Общепризнанными глобальными проблемами являются: загрязнение окружающей среды, проблема ресурсов, демографии и ядерного оружия; ряд других проблем. Разработка классификации глобальных проблем ... цивилизации. ... Философия рассматривает эти проблемы с позиций возможностей и перспектив выживания человечества. Сегодня очевидна необходимость комплексного подхода к глобальной ...

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.

Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.

Сложились две концепции о природе человека:

  • социологизаторские — распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;
  • биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.

Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие «сверхчеловек»), погибают или должны погибать все слабые и неприспособленные к среде.

1. Агафонов В.П, Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2003.-718с.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для ВУЗов. — М.: ТЕИС, 2003. — 504 с.

3. Алексеев П.В, Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2000.-648с.

4. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 2002.-741с.

5. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М.: Владос, 2003. — 304 с.

6. Философия. под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.:Феникс,2000.-653с.