Виды социальных рисков

ВВЕДЕНИЕ, Актуальность

Для принятия социально обоснованных решений, направленных на обеспечение безопасности населения, используется категория риска. Последний выступает важным элементом многих процессов и явлений в общественной жизни, экономике, политике, технике, науке.

Понятие риска является междисциплинарным, используется как в естественных, так и в общественных науках.

Каждая из них использует собственную методологию, принципы и способы анализа проблемы риска. Наука пока не сформировала общее понятие «риск», отсутствует взаимосвязанная теория, структурирующая эту область исследований.

Предметом нашего исследования является такая разновидность риска, как социальный, поскольку он присущ человеку как живому существу, связанному социальными связями в процессе своей жизни. В широком смысле все риски, с которыми сталкиваются люди, являются социальными, ибо они обусловлены общественным бытием.

Современное общество, сознавая опасность возникновения социальных рисков и стремясь к защите каждого своего члена от их возможных последствий, при формировании механизма такой защиты должно использовать инструментарий, разработанный различными науками — экономической, математической, социологической, философской, правовой. Преимущества интегративного подхода к проблеме компенсации социальных рисков, а следовательно, в целом к проблематике социальной защиты и социального обеспечения в полной мере проявляют себя в концепции управления социальными рисками.

Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования защиты населения от социальных рисков.

Предмет исследования – правовое регулирование социальных рисков в Российской Федерации и защиты от населения от социальных рисков.

Цель исследования – комплексный анализ понятия и сущности социальных рисков и способов зашиты населения от социальных рисков в Российской Федерации.

Задачи исследования:

  • определить понятие социальных рисков;
  • выделить признаки социальных рисков;
  • рассмотреть виды социальных рисков и особенностей управления и распределения социальных рисков;
  • проанализировать индивидуальные способы защиты населения от социальных рисков.
    13 стр., 6339 слов

    Проблемы социальной защиты населения в России

    ... Роль социальной работы в защите населения Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной ра­боты и социальные службы. социальная работа 1) вид профессиональной деятельности, основанный ...

    Методологической базой, Теоретической основой, Нормативную базу, Структура исследования

    ГЛАВА 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ РИСКАХ

1.1. Понятие социальных рисков

В общей части отрасли права социального обеспечения помимо основного института, института правосубъектности, следует также выделить самостоятельный институт — институт оснований, влекущих возникновение права на социальное обеспечение.

Для того чтобы определить его место в общей части отрасли права социального обеспечения, нам необходимо решить ряд важных задач, а именно: рассмотреть понятие «социальный риск», доказать, что социальный риск так или иначе оказывает влияние на возникновение всех материальных отношений, как страховых, так и нестраховых, регулируемых особенной частью названной отрасли. И наконец, обосновать тот феномен, что «социальные риски» — это не что иное, как юридические факты со специфическим отпечатком, отражающим социальную направленность, которые влекут возникновение социально-обеспечительных правоотношений.

До настоящего времени понятие «социального риска» не было подвергнуто достаточно глубокой научной разработке с позиции расположения норм, касающихся социальных рисков в системе права социального обеспечения. В той или иной степени «социальный риск» рассматривался при исследовании проблем социального страхования.

Так, в первой половине XX в. к исследованию феномена социального страхования обращались Н.А. Видгорчик, Л.В. Забелин, З. Теттенборн, в шестидесятые — семидесятые годы — В.С. Андреев, К.С. Батыгин, В.А. Лукьянова, в девяностые — Г.В. Сулейманова, В.Д. Роик <3>. В начале XXI в. с учетом построения в России новых социально-экономических отношений ученые (М.О. Буянова, В.П. Галаганов, Е.Е. Мачульская, Т.К. Миронова, М.Ю. Федорова и др.) вновь обращаются к понятию «социального риска».

Полагаем необходимым обратиться к основным положениям, касающимся понятия «социального риска», высказанными некоторыми из них.

Так, Н.А. Видгорчик писал: «Слово «социальный» употребляется для обозначения всего того, что так или иначе связано с устройством общественной жизни. Так, неравенство между людьми, зависящее от богатства одних и бедности других, называют «социальным» неравенством. Все те меры, которые направлены к изменению общественного устройства, называют «социальными» мероприятиями. К социальному страхованию ученый относил следующие виды страхования: на случай болезни; от несчастных случаев (на случай увечья); на случай инвалидности (т.е. потери работоспособности на долгое время или навсегда); на случай старости; на случай смерти (т.е. страхование вдов и сирот); страхование материнства (т.е. страхование женщин на случай родов); на случай безработицы. Социальное страхование должно заботиться не только о самих застрахованных, но и об их семьях. И все то, что социальное страхование дает самому застрахованному, оно должно предоставить и его жене, и его детям.

Е.Е. Мачульская определяет социальный риск как вероятностное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падения уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты со стороны государства.

М.О. Буянова, уточняя определение, данное Е.Е. Мачульской, говорит о том, что, во-первых, нельзя связывать социальный риск только с вероятностью наступления материальной необеспеченности. Государство обеспечивает инвалидов и престарелых в стационарных и полустационарных учреждениях независимо от их материального положения. Содержание детей в детских учреждениях, предоставление различных услуг инвалидам: протезирование, трудоустройство, профессиональная подготовка, обеспечение транспортными средствами, как правило, тоже не связывается с их материальным положением. Во-вторых, названные причины утраты заработка, дохода или внутрисемейного содержания не охватывают всего спектра оказываемых видов социального обеспечения (одиночество, бедность, вынужденные переселенцы, беженцы и т.д.).

4 стр., 1650 слов

Система социальной защиты работников от профессиональных рисков

... Защита от профессионального риска может осуществляться с применением правовых средств различных отраслей права. Но наиболее значительная роль здесь отводится средствам трудового права и права социального обеспечения ... и содержание деятельности социальных институтов общества, к числу которых относится и социально-экономическая защита работников от профессиональных рисков. Кардинальные изменения ...

По мнению Т.К. Мироновой, старость, болезнь, инвалидность и тому подобные причины являются теми социальными рисками (т.е. возможными опасностями для работников наемного труда), которые приводят к наступлению неблагоприятных последствий для здоровья человека, его материального благополучия. Строго говоря, даже не столько сами эти причины являются «роковыми» для наемного работника, сколько связанная с ними угроза потерять работу и, следовательно, заработок как единственный основной источник их материального обеспечения.

М.Ю. Федорова, проведя исследование понятия «социальные риски», делает вывод, что социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства и общества. Это не только риски материальной необеспеченности, но и риски социального неблагополучия (сиротства, безнадзорности, одиночества и др.).

Они выступают как основания для социальной защиты и социального обеспечения.

Разновидностью социальных рисков являются социально-экономические, которые представляют собой возможность утраты или уменьшения заработка или иного трудового дохода (основные) или несения повышенных социально значимых расходов (дополнительные).

Страховым социальный риск становится только в том случае, если он назван в законе или договоре, которые предусматривают его компенсацию за счет обособленного финансового источника (страхового фонда), создаваемого из страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной трудовой доход застрахованных лиц, примерно в одинаковой степени подверженных данному риску.

Доктрины прав человека, правового государства и солидарности получили свое развитие в концепции социального обеспечения Международной организации труда. Нормы МОТ, касающиеся социальных рисков можно разделить на два этапа: первый — до принятия ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 г., второй — с 1948 г. до настоящего времени.

В первый период — до 1948 г. МОТ был принят ряд Конвенций, которые в основном распространялись либо на отдельные категории граждан в зависимости от их социального статуса, либо в зависимости от вида предоставляемого обеспечения.

В Конвенциях, распространяющихся на отдельные категории граждан (трудящихся, моряков, сельскохозяйственных рабочих), были закреплены обстоятельства, являющиеся социальными рисками, такие как: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание или смерть от такого заболевания, болезнь и травма, происшедшие в период времени между датой начала работы, установленной в трудовом договоре, и датой истечения срока найма, инвалидность, старость, безработица.

5 стр., 2058 слов

Факторы риска для медицинской сестры в лечебно-профилактическом учреждении

... Биологические факторы риска в ЛПУ. К биологическим факторам, действующим на медицинскую сестру в ЛПУ, следует отнести опасность заражения ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования и обеспечение безопасности ... перегрузки, т.е. включать в одну розетку несколько электроприборов. Химические факторы риска В ЛПУ Химические факторы риска В ЛПУ для медицинской сестры заключаются в воздействии ...

Вторая группа Конвенций устанавливала в зависимости от наличия социальных рисков виды предоставляемого обеспечения. Это право на денежное пособие, в том числе по безработице, право на выплату возмещения заработка, который был утрачен вследствие несчастного случая , право на получение пенсии по старости. Обеспечение могло осуществляться за счет застрахованных лиц и их предпринимателей, участвующих в создании средств для страхования, а также за счет финансовой помощи со стороны государственных органов.

Во второй период — после 1948 г. Международная Организация Труда, принимая во внимание положения, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, направила свои усилия на «создание общемировой, глобальной системы правовых стандартов в социально-трудовой сфере» независимо от категорий граждан и их социального статуса. К основополагающим актам МОТ, которые расширили перечень социальных рисков и видов социального обеспечения, можно отнести Конвенцию N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.), Конвенцию МОТ N 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962 г.), Конвенцию N 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.).

Согласно указанным выше Конвенциям к социальным рискам отнесены:

  • любое болезненное состояние, независимо от вызвавшей его причины; а также беременность, роды и их последствия;
  • нетрудоспособность, влекущая за собой временную или полную потерю способность зарабатывать на жизнь или частичную потерю заработка, в том числе и по причине безработицы, достижение установленного возраста, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, потеря физической полноценности;
  • утрата средств к существованию вдовой или детьми в результате смерти кормильца.

Признавая социальные риски, МОТ соответственно увеличивает количество видов социального обеспечения и определяет необходимость государствам — членам организации МОТ, обладающим законодательством в сфере социального обеспечения, эффективно применять его к собственным гражданам: медицинскую помощь; пособия по болезни; пособия по беременности и родам; пособия по инвалидности; пособия по старости; пособия по случаю потери кормильца; пособия в случае трудового увечья и профессионального заболевания; пособия по безработице; семейные пособия.

Тем не менее российский законодатель, в соответствии с Конституцией РФ, принимая федеральные законы, учитывает положения международных нормативных правовых актов. Так, согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 19 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование, страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

В ст. 7 указанного Закона определены виды социальных страховых рисков и страховые случаи. Видами социальных страховых рисков являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

12 стр., 5814 слов

Социальные риски и социальная безопасность

... социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей”. Социальные риски № Виды рисков Отрицательное влияние Способы защиты 1. 2. 3. 4. 5. Трудности с подбором ... социологии и философии, как базовых, интегрирующих наук, изучающих вопросы общественного развития и функционирования, и позволяющих выявить особенности социальной деятельности в ситуации риска. Степень разработанности проблемы риска ...

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование — это только часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Именно поэтому другой частью государственной системы социальной защиты населения в Российской Федерации является социальное обеспечение граждан, независимо от их социального статуса и того факта являются они застрахованными или нет в рамках обязательного социального страхования. В данном случае социальное обеспечение при наличии социального риска осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и средств работодателей, направленных на эти цели. Полагаем, что важнейшей проблемой в настоящее время для уяснения смысла и содержания понятия социального риска именно в рамках отношений по социальному обеспечению является отсутствие единого кодифицированного акта.

Тем не менее, проводя анализ массива законодательства различного уровня, можно выявить социальные риски. К ним следует отнести:

  • потерю работы и заработка,
  • ограничение жизнедеятельности,
  • нетрудоспособность,
  • потерю кормильца,
  • радиационное воздействие,
  • малообеспеченность,
  • трудную жизненную ситуацию,
  • поствакцинальные осложнения,
  • смерть,
  • материнство.

Анализ социальных рисков, закрепленных в Конвенциях МОТ и в российском законодательстве, показывает, что в Российской Федерации данное понятие более широкое и включает в себя помимо «классических социальных страховых рисков», такие риски, как малообеспеченность, трудная жизненная ситуация, радиационное воздействие, поствакцинальные осложнения.

Социальные риски в широкой трактовке угрожают практически всем категориям населения и потому выступают как основания для социальной защиты населения.

Совершенно правильно отмечает М.Ю. Федорова, что социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки со стороны государства и общества. Это не только риски материальной необеспеченности, но и риски социального неблагополучия (сиротства, безнадзорности, одиночества и др.).

Они выступают как основания для социальной защиты и социального обеспечения.

Таким образом, все социальные риски оказывают непосредственное влияние на возникновение материальных отношений (как страховых, так и нестраховых), которые в рамках Особенной части права социального обеспечения реализуются через определенные виды правоотношений.

11 стр., 5343 слов

АФО новорожденного и недоношенного ребенка. Уход за ним. Группы ...

... рождении? Перечислите признаки доношенного новорожденного ребенка. Перечислить этапы первичной обработки новорожденных. Что такое " Кенгуру"? Как проводится профилактика гонобленнореи? Дайте краткую характеристику пограничным состояниям. Особенности ухода при появлении ...

1.2. Признаки социальных рисков

Рассмотрим ключевые признаки социальных рисков. Первым из них является всеобщность, поскольку социальные риски касаются как каждого индивида, так и общества в целом.

Причины этого объективны, обусловлены человеческой природой, его социальным положением.

Материальная необеспеченность связывается с физиологией (болезнь, старость), обусловлена демографическими факторами (рождение и воспитание детей), порождается экономическими причинами (отсутствие спроса на рабочую силу, потеря источников существования).

В современных условиях реализация в отношении работающих любого из названных факторов, учитывая достаточно низкий уровень оплаты труда, создает опасности экономического характера, порождает неуверенность в будущем.

Поэтому Конституция связывает право на социальную защиту с наличием известных социальных рисков, а именно: полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от него обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Важным признаком риска является вероятность или мера возможности наступления негативных последствий его действия. Это характеризует количественную и качественную стороны явления и позволяет судить о способности риска к измерению, его распространенности, глубине социально-негативных последствий.

По сути, риск является вероятным событием, даже если это касается старости и смерти кормильца.

Если рассматривать социальную незащищенность как следствие риска, очевидно, что она не будет затрагивать состоятельных лиц, которые постарели.

Следовательно, социальный риск касается не всех, а лишь тех, кто, зарабатывая средства к существованию, под воздействием риска становится бедным.

Количественная характеристика риска показывает степень неотвратимости наступления негативных последствий.

Чем чаще он возникает, чем больше людей затрагивает. Соответственно тем вероятнее он попадет в поле зрения организатора системы социальной защиты.

Анализ масштабов распространения социального риска, структуры общественного поражения позволяет выбирать наиболее оптимальную организационно-правовую форму социальной защиты, определять необходимый объем ресурсов для преодоления негативных последствий.

Так, в отношении необеспеченности, обусловленной старостью, используется весь потенциал системы социальной защиты, так как старость неизбежно приводит к утрате трудоспособности и как следствие потере источника средств к существованию. Поэтому граждане охвачены системой страхового пенсионного обеспечения либо обеспечиваются государственными пенсиями.

Тем, кто не приобрел право на страховую пенсию, предоставляется пенсия социальная.

Зато от риска утраты дохода вследствие болезни среди трудоспособных лиц защищены лишь лица, застрахованные посредством социального страхования на случай болезни (временной утраты трудоспособности).

Принципиальная разница в подходах законодателя к этим ситуациям заключается в оценке социально-правового статуса экономически активного и престарелого человека, возможности самостоятельного преодоления негативных последствий риска.

6 стр., 2980 слов

Организационно-правовые формы осуществления социального обеспечения. ...

... Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. Правовая основа для ... формы социального обеспечения: - государственное пенсионное обеспечение; - государственное (обязательное) социальное страхование; - государственная социальная помощь. Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. ... стаж включаются периоды работы и (или) ...

Неизбежность социальных рисков заключается в том, что они вызывают последствия, которые невозможно исключить полностью, а можно лишь снизить в той или иной степени.

Управляя, влияя на определенные социальные риски, можно достигнуть определенной результативности. Так, с развитием индустриализации в начале 30-х годов прошлого века, породившей колоссальный спрос на рабочую силу, безработица как социальное явление в СССР была преодолена.

Но это привело к свертыванию социального страхования на случай безработицы.

Качественная сторона социального риска воплощается в его последствиях.

Порождением социального риска является состояние социальной незащищенности (материальной необеспеченности) человека, семьи, класса или общества.

В связи с этим требует осмысления феномен бедности. Сейчас в науке распространено мнение, согласно которому бедность (нужда) является самостоятельным социальным риском.

Очевидно, что это обусловлено практикой международно-правового регулирования социальной защиты, где бедность рассматривается как основание для социального обеспечения наряду с классическими социальными рисками.

Так, в соответствии со ст. 30 Европейской социальной хартии (пересмотренной) устанавливаются определенные социальные обязательства подписавших ее сторон с целью обеспечения эффективного осуществления права на защиту от бедности и социального отчуждения.

Федоровой М.Ю. предлагается понятие бедности. Она определена как невозможность вследствие недостатка средств поддерживать образ жизни, присущий конкретному обществу в конкретный период времени.

В литературе определены различные способы преодоления бедности. В частности, предусмотрено, что отдельным стратегическим направлением преодоления бедности является введение страховых принципов социальной защиты работников, предохраняющее их от риска попасть в категорию бедных.

Система общеобязательного государственного социального страхования должна быть направлена на усиление социальной защиты работников и членов их семей от возможной бедности вследствие невозможности получения дохода в случае потери работы или трудоспособности вследствие болезни, несчастного случая, увечья, старости или смерти кормильца.

Итак, на законодательном уровне бедность рассматривается как результат действия любого из социальных рисков. Поэтому может ли она сама рассматриваться как отдельный риск? С одной стороны, выделение иных социальных рисков лишается смысла. Достаточно говорить об одном глобальном риске — риске бедности. В таком случае не стоит создавать диверсифицированную систему социальной защиты населения, которая ориентирована как на социальный статус человека, так и на причины социальной необеспеченности.

С другой стороны, отсутствие достаточных средств к существованию может носить затяжной и хронический характер, быть вызвано на определенном этапе каким-либо реализованным социальным риском, но далее — не давать возможности преодолеть нужду.

Видимо, именно этот случай и представляет собой отдельный социальный риск бедности.

25 стр., 12091 слов

Актуальные проблемы системы социального обеспечения в рф

... В. в своих работах рассматривает альтернативные подходы к определению размеров социальной помощи, обосновывает принципы формирования социальной помощи населения, территориальными особенностями и т. д. Определяет главные направления преодоления абсолютной бедности через обеспечение ...

Как представляется, в нормальном обществе работающий не должен быть бедным, поэтому защита от риска нужды или бедности должна распространяться на лиц, не охваченных системой социального страхования.

Управление социальными рисками предусматривает социальную ответственность различных социальных и профессиональных групп, их социальную солидарность.

Только общество, руководствуясь социальной солидарностью, способно облегчить бремя социальных рисков. Поэтому вряд ли можно согласиться с наделением рисков самостоятельными функциями, связанными с защитой от них же самих.

Потенциальная кризисогенность социальных рисков заключается в том, что они становятся причинами или катализаторами возникновения и распространения экономических, демографических, политических и других кризисов.

Так, например, Э.Ф. Бурджалова, исследуя влияние социальных рисков на состояние экономики и общества, обоснованно считает бедность существенным фактором возрастания различных угроз национальной безопасности России.

Предсказуемость социальных рисков характерна для известных, так сказать, «классических» социальных рисков, с которыми общество столкнулось давно.

Они в той или иной степени уже изучены, поэтому могут быть прогнозируемыми.

Однако постоянно возникают новые виды рисков, обусловленные развитием техники, технологии, общественными процессами. Их прогнозирование невозможно до формирования определенного объема знаний о них.

Следствием предсказуемости социальных рисков является их формализованность, что предполагает закрепление их в законодательстве в качестве юридических фактов, имеющих значение для социального обеспечения.

Следует согласиться с мнением, что свободное толкование и расширение социальных рисков недопустимо и не должно иметь место в правовой практике.

Категория социального риска имеет исторический характер. Большинство причин социальной необеспеченности давно известны.

Сама ее сущность не менялась в течение всего периода развития человечества, развивались лишь формы ее проявления и причины возникновения.

Однако именно с появлением социального класса наемных работников социальные риски приобрели массовый характер.

Таким образом, развитие учения о социальных рисках предопределяет разнообразие форм и методов социального обеспечения, что, в свою очередь, влияет на правовое регулирование соответствующих отношений. Очевидно, что социальные риски не могут трактоваться с точки зрения традиционного понимания понятия «риск» как будущий неопределенный случай, который может произойти не по воле человека.

Например, достижения пенсионного возраста вряд ли можно считать риском на подобных основаниях. Природа социального риска позволяет понимать его как случайность, влекущую необходимость социального обеспечения.

Сегодня в науке социальные риски рассматриваются в качестве его краеугольного камня и объективной основы социального обеспечения. Не исключено появление новых их видов. Однако ключевым для дальнейшего развития права социального обеспечения должна оставаться позиция законодателя.

Только после официального признания той или иной причины материальной необеспеченности социально значимым юридическим фактом, который служит основанием предоставления социального обеспечения, можно говорить о новом социальном риске в полном смысле этого понятия. Перспективным в этой связи видится признание отдельным социальным риском потребности должного уровня медицинского обслуживания, реализуемой в рамках обязательного социального медицинского страхования.

8 стр., 3770 слов

Профессиональные риски работы психолога

... данной работы - раскрыть существующие профессиональные риски в работе психолога. профессиональный психолог стиль деструкция 1. Проблема индивидуального стиля деятельности психолога Существует довольно много моделей профессиональной деятельности практического психолога (Г.С. Абрамова, 1994; Н.С. Пряжников, ...

Кроме того, социальные риски предопределяют оптимальную структуру системы социального обеспечения. Прежде всего она должна предполагать установление механизма предупреждения возникновения социального ущерба для человека, далее — восстановление статуса пострадавшего от социального риска и лишь затем — компенсировать ущерб, причиненный социальным риском.

Наиболее подобной схеме соответствует общеобязательное социальное страхование.


1