Введение
Актуальность темы. Человеческая жизнь находит свое проявление в поведении и деятельности. Сложные переплетения этих форм активности очень часто приводят к тому, что их трудно различить. Человеку присуще умственное поведение, но многие наши поступки впоследствии становятся привычками, то есть автоматическими действиями. Другими словами, привычка — это действие, выполнение которого становится потребностью.
Привычка с физиологической точки зрения, есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей. Система таких связей служит основой более или менее сложных форм поведения. В комплекс нервных структур, обеспечивающих привычный образ действий, как правило, включаются и механизмы эмоционального реагирования. Они вызывают эмоционально положительное ощущение в период реализации привычки, и наоборот, порождают негативные переживания в обстоятельствах, мешающих ее осуществлению.
Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже в том случае, когда они являются ненужными или вредными (курение, употребление алкоголя и др.), возможно утверждать, что процесс умственного управления привычками есть, по сути, управление поведением. Поскольку даже вредные привычки, которые существенно негативно влияют на состояние здоровья, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное.
В силу указанных выше природных свойств психики автоматически нарабатывать и закреплять стереотипы и формы поведения (привычки) деструктивные формы поведения становятся для человека стилем жизни, основными формами поведения, избавиться от которых очень сложно для отдельного индивида.
В недавнем советском прошлом превалировала позитивная тенденция. Но, как известно, запретный плод всегда сладок, и разрушение социалистического строя дало толчок противоположной тенденции — негативной. И молодежь, подростки, которые являются частью социума, отражают общую тенденцию к разрушению, отрицанию, отторжению. Проблемы девиантного поведения — это лишь частный случай, за которым стоят ценности, убеждения, и которые являются негативными по своей сути.
Подростки с присущими их возрасту чувственностью оказываются наиболее незащищенными и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Не имея достаточных навыков для их решения, не умея или не желая выбирать адаптивные способы снятия напряжения, они могут прибегать к аддиктивным средствам.
Рефлексы, как основная форма нервной деятельности
... нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги. Рефлекс -- основная форма деятельности нервной системы. 1.1 Классификация рефлексов По ряду признаков рефлексы ... рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. ... основе многих привычек и навыков. ... как, например, сетчатка глаза. наследственный нервный рефлекс ...
В связи с этим большое внимание практических психологов уделяется проблеме аддикции и аддиктивного поведения подростков, которое в качестве одной из форм деструктивного (разрушающего) поведения наносит вред не только молодому человеку, но и всему обществу.
Цель работы – изучить особенности аддитивного поведения у подростков и способы его профилактики.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические подходы ученых к понятию и определению аддикции и аддиктивного поведения;
- Охарактеризовать виды и проявления аддиктивного поведения;
- Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивного поведения;
- Определить особенности профилактики аддиктивного поведения.
Несмотря на то, что понятие аддикции и аддиктивного поведения сравнительно новые понятия в психологии, уже немало ученых рассматривало эту проблему.
Так, у истоков разработки этой проблематики были Ц.П. Короленко, А.С. Тимофеева, А.Ю. Акопов; большое внимание проблемам аддикции и в частности аддитивного поведения подростков уделяет С.Ф. Смагин.
Объектом данной работы являются подростки.
Предметом – аддиктивное поведение подростков и его профидактика.
Фрагмент работы для ознакомления
Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Она зависит от многих факторов: особенностей личности, особенностей воспитания, культурного уровня, социальной среды, изменений привычных стереотипов и др.На третьем этапе аддиктивный ритм становится стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни. В связи с этим бывает трудно или совсем невозможно убедить человека с развитым аддиктивным поведением в неправильности, безопасности его подходов. Разговор с такими людьми, как отмечает С. Смагин, происходит в двух плоскостях, которые не соприкасаются: логической и эмоциональной [12, с.158].Четвертый этап полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждениеи изоляция от общества. Аддикт ничего не оставляет от своего внутреннего мира. Остается только внешняя оболочка.Формы аддикции могут меняться, что создает иллюзию решения проблемы еще более устойчивой и сильной. Это опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности.
Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт становится несостоятельным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с другими людьми, развивать другие стороны личности, выявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже самым близким людям.Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются и личность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важные функции общения.Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении личности с аддиктивными особенностями реализуются прежде всего в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Таким образом, теряется способность ставить себя на место партнера, сочувствовать, представлять, каким тебя воспринимают окружающие [10, с.463].Аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, нравственный, творческий и эстетический.
Статья «Особенности личности одаренного ребенка»
... и т. п. 2 Особенности личности одаренных детей с дисгармонич, Неравномерность психического развития Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и Для таких детей достаточно типичным является ... школах значительно выше вероятность того, что особые интеллектуальные способности такого одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и соответст венно его взаимоотношения со ...
Итак, попытка уйти от проблемы и иллюзия комфорта обрекает аддикты на личностный застой, неспособность или полный крах.Пятый этап носит уже характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Это касается, например, человека с наркозависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов.Поскольку аддиктивная реализация уже не приносит предыдущего удовольствия и не вызывает желаемого изменения настроения, состояние аддикта в целом характеризуется апатией и подавленностью. Наступает период общего кризиса и духовного опустошения.Глава 2. Профилактика аддиктивного поведения подростков2.1 Психологические особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивного поведенияПодростковый возраст — один из кризисных этапов в становлении личности. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных изменений в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием его организма в процессе полового созревания, что заметно влияет на психологические особенности подростка.Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
Естественным в этом возрасте является стремление к проявлению взрослости, развитию самооценки, интерес к своей личности, своих способностей. При отсутствии условий для положительной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут оказаться в искривленных формах, привести к негативным реакциям и последствиям.Существенным фактором может стать для подростков недостаточная информация о том, что с ними происходит. Такая информация необходима для приобретения необходимого чувства свободы и сознательного выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит.Английский термин «копинг» определяет процесс конструктивного приспособления, в результате которого данное лицо может справиться с возникшими требованиями таким образом, что трудности преодолеваются и возникает чувство роста собственных возможностей. Это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке [10, c.455].Подросток может выбрать различные модели преодоления эмоциональных стрессов, которые возникают в этот сложный возрастной период. В одном случае, это может быть активная адаптивная форма поведения. Для этой модели характерно сбалансированное использование подходящих для этого возраста копинг-стратегий направленных на решение проблем и поиск социальной поддержки с направлением мотивации на достижение успеха, готовностью к активному противостоянию среде.Во втором случае, подросток может воспользоваться моделью псевдо активной дисфункциональной копинг-стратегией.
Особенности копинг-стратегии у студентов младших курсов разных специальностей
... на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями» (А.Либина, А.Либин, 1998), в которой, в частности, дается определение психологии совладающего поведения: «Предметом психологии совладания как специальной области исследования является механизмов эмоциональной ...
Основные признаки данной модели характеризуются использованием в качестве активных, так и пассивных копинг-стратегий; повышением веса стратегий, не соответствующих возрасту; дефицитом навыков активного использования стратегии положительного решения проблем и замещением ее на стратегии избегания и фармакологический механизм реализации данной стратегии.Модель пассивного, дисфункционального копинг-поведения характеризуется преимуществом пассивных копинг-стратегий над активными, дефицитом социальных навыков решения проблем, интенсивным использованием детских допинг-стратегий, которые не соответствуют данному возрасту. Неготовность к активному противостоянию среде, отрицательное отношение к проблеме, оценка ее как угрозы, защитный характер поведения, отсутствие направленности на стрессор, как причину психоэмоционального напряжения. Для таких подростков характерна низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов: отрицательная, слабо сформированная Я-концепция, неразвитое восприятие социальной поддержки, эмпатии, инфернального локуса контроля. Таким образом, можно выделить следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивной поведения:Повышенный эгоцентризм; противопоставление, протест, борьба против воспитательных авторитетов; повышенное желание стать взрослым и независимым от семьи; незрелость нравственных убеждений; слишком чувствительное реагирование на пубертатные изменения; склонность преувеличивать степень сложности проблем; кризис идентичности; отрицательная или не сформированная Я-концепция; гипертрофированные поведенческие реакции; превышение пассивных допинг-стратегий в преодолении трудностей.Семья — это самый первый институт социализации ребенка. В семье дети овладевают азбуку человеческого общения, а через нее и азбуку человеческих взаимоотношений. Функциональное назначение семьи состоит из важных элементов. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Паттерны поведения, усвоенные в таких семьях не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию самого себя и других людей. Для детей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы, как восприятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптация к меняющимся условиям действительности, умение брать на себя ответственность и делать выбор [5, c.65].В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость имеет эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и закрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, чувство опасности и недоверия к окружающим.Формирование у ребенка враждебности в отношениях к родителям, недоверие может быть вызвано проявлением родителями неуважения к ребенку, слишком большие требования, систематические наказания. Такое отношение может быть перенесено и на других окружающих, что затруднит для ребенка процесс социализации.Большое значение в формировании механизма аддиктивного поведения у детей и подростков имеет родительское программирование. Поэтому, если самим родителям присуще испытывать ужас перед реальностью и искать утешение и защиту в контакте с аддиктивными агентами, то и дети унаследуют и этот ужас, и способ защиты, то есть бегство от реальности. Совсем не обязательно, например, если один или оба родителя алкоголики, то и подросток станет алкоголиком, но алкоголизм родителей порождает социальные проблемы у ребенка.Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Семьи с аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддикты и те, кто заботится об аддиктах. Такое семейное воспитание создает определенную семейную судьбу, которая проявляется в том, что дети в этих семьях сами становятся аддиктами, или выбирают себе партнеров из аддиктов. В таком случае аддиктивное поведение характерно для всей семьи в целом. В таких семьях детям передают свой стиль поведения. Поведенческие стратегии созависимых лиц способствуют развитию аддиктивного процесса: слишком большая лояльность к аддикту, желание исправить поведение аддикта, сохранить хорошую репутацию семьи и тому подобное.Большое влияние на повседневную жизнь и перспективы развития подростка оказывает школа. На школу возлагаются важные функции: передача знаний, культурных и нравственных традиций и ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватного социального поведения, содействии личностного становления. Но не всегда школа выполняет свои функции. Более того, некоторые образовательные системы и подходы могут способствовать формированию и закреплению аддиктивных механизмов [15].
Профилактика аддиктивного поведения у подростков
... поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию подростка. Трудности и низкая эффективность профилактики ... быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков преодоления стрессовых ситуаций, общения, У этих ... и родителям: Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 1991. Москаленко В. ...
Традиционное образование несет на себе аддиктивные черты — черты, направленные на различия с действительностью. Прежде всего это проявляется в подаче учебного материала вне интеграции с реальным миром, ориентировании на приоритетность знаний учебных предметов, акцентировании полезности знаний в контрасте с межличностными отношениями. Нивелирование значимости межличностных отношений может исходить из того, что учеников нацеливают на всепоглощающую учебную работу, что активно подкрепляется учителями и родителями. Это приводит к тому, что у подростков не остается времени для себя, для своих интересов, для общения с ровесниками. Вместо того, чтобы происходило разумное знакомство с действительностью, происходит отрыв от реальности. Так постепенно формируется неумение жить «здесь и сейчас». Не приобретя необходимый опыт во встречах с реальностью и ее проблемами, ребенок оказывается беспомощным при встрече с реальными проблемами и хочет избежать их любыми средствами. Практика показывает, что очень часто именно отличники, становясь взрослыми, выбирают тяжелейшие формы аддиктивного поведения — алкоголизм и наркотики.Важная роль в учебном процессе принадлежит педагогу. К сожалению многие педагоги вносят свой вклад в деформацию личности ребенка.Не менее важным институтом социализации являются средства массовой информации. Их заслуга велика во многих сферах общественной жизни: культуре, политике, экономике, воспитании. Но наряду с этим, они вносят свой вклад в отрыв людей от реальности, предлагая целую индустрию готовых мыслей и образцов поведения.Телевидение в большей степени способствует тому, что люди разучиваются общаться. Члены семьи могут вечером после работы и учебы собираться у экранов и смотреть телепрограммы, оставив проблемы и интересы друг друга без решения и обсуждения. Многие находят в телевидении эффективный, на их взгляд, способ избежать проблем. Они решают и обсуждают проблемы героев «мыльных сериалов», жизнь которых далеко от реальной. Эмоциональная подача материала может способствовать быстрому и прочному освоению подобных формул [15].
Арт-терапия и её возможности в работе с подростками, находящимися ...
... курсовой работы: «Арт-терапия и её возможности в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении», так как большую часть времени с такими подростками приходится работать социальным педагогам и психологам, специалистам по социальной работе, ... корректировать его поведение и способствовать его личностному развитию. Количество детей, находящихся в социально-опасном положении, неуклонно ...
Важную роль в истории, культуре и нравственном кодексе общества играет религия. Религия может стать большой силой, которая помогает пройти жизненный путь, но вместе с этим она может стать и силой, которая уводит людей от действительности. Иногда, незаметно для себя человек оказывается в сетях какой-либо религиозной секты, деструктивной по своей сути. У молодежи это может сказаться в отчуждении от близких, друзей, сопровождаться оставлением обучения, покиданием семьи. У членов сект развивается психологическая зависимость и духовная зависимость от проповедников. После чувств во время религиозных процедур «кайфа», возникает потребность снова и снова почувствовать это чувство, что вытесняет другие естественные потребности. Таким образом человек отрекается от реальной земной жизни, что ведет к психическому и физическому самоуничтожению.Весомым социальным фактором, которой способствует формированию аддиктивного поведения является само общество. Радикальные изменения во всех сферах жизни общества, кризис политической, экономической и духовной жизни является стрессогенным фактором для психики множества людей и в первую очередь молодежи. Потеря в кризисное время чувства внутреннего комфорта, равновесия, уверенности в будущем является для многих решающим фактором в выборе аддиктивной стратегии поведения в ответ на требования среды. Растет уровень алкоголизации и наркотизации общества и все больше в эти аддикции втягивается молодежь.2.2 Особенности профилактики аддиктивного поведения подростковОсобенно актуальной для решения социально-педагогических проблем, предупреждение которых проще, чем преодоление их негативных последствий, является социально-педагогическая профилактика. Термин «профилактика» (с греч. – предупреждение) — это комплекс научно-обоснованных и своевременно примененных действий, направленных на предупреждение употребления наркотических средств, алкоголя и др. подростками, возникновение связанных с этим психологических, социокультурных отклонений. Социально-педагогическая профилактика — это система форм, методов, средств социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития подростков, которая будет способствовать проявлению их активности в различных видах социально значимой деятельности.В зависимости от выбора объекта воздействия выделяют следующие типы социально-педагогической профилактики [3]:1. Общая профилактика — охватывает школьников определенной возрастной группы в учебном заведении и направлена на преодоление наиболее общих, универсальных факторов и причин употребления наркотических средств и др.2. Специальная профилактика — ориентирована на подростковые группы, которые находятся в условиях, которые повышают вероятность обострения этой проблемы (подростки группы риска).3. Индивидуальная профилактика — направлена на отдельных подростков с целью преодоления специфических для них проблем.В зависимости от того, на каком этапе развития проблемы и ее влияния на подростков проводятся профилактические мероприятия, выделяют такие виды социально педагогической профилактики: первичная, вторичная и третичная. Первичная направлена на предупреждение проблемы задолго до возможного момента ее возникновения, на создание благоприятных условий для развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка к условиям учебного заведения. Вторичная или ранняя профилактика основывается на результатах диагностики социальной ситуации развития конкретного подростка, и бывает, как индивидуальной, так и коллективной в плане коррекции системы его жизнедеятельности. Третичная профилактика — это целенаправленная деятельность с целью предупреждения перехода отклонений в поведении в трудновоспитуемость. Третичная профилактика включает мероприятия, которые проводятся с детьми, имеющими отклонения в поведении и направлена на предупреждение неблагоприятных последствий.В профилактике учеными выделяется два вида: общая и индивидуальная.Общая профилактика — комплекс мероприятий по выявлению причин, порождающих противоправное деяние, и условий, способствующих совершению правонарушений, с последующим их устранением в целях формирования свободного от аддиктов общества.Основными направлениями общей профилактики в учебных заведениях должны быть:
Профилактика Интернет–зависимости у подростков
... курсовой работы «Профилактика интернет-зависимости у подростков». Цель работы - на основе рассмотрения признаков и причин компьютерной зависимости у подростков, предложить пути решения проблемы, разработать программу профилактики данного вида аддикции. Глава 1. Теоретические основы интернет - зависимости у подростков 1.1 Понятие, сущность Интернет - зависимости ...
- внедрение инновационных методик профилактики наркомании и ВИЧ / СПИДа с целью формирования здорового образа жизни подростков и умение сопротивляться негативному давлению сверстников;
- выявление среди молодежи лидеров, которые по принципу «равный-равному» могли бы информировать своих сверстников, проводить с ними семинары, круглые столы, тренинги;
— проведение обучающих игр и упражнений с целью развития у детей навыков общения, умение работать в группе, планировать свой день, неделю, месяц, год и тому подобное.Индивидуальная профилактика — совокупность мер воздействия на отдельную личность с целью недопущения злоупотребления ею наркотическими средствами, алкоголем и психотропными веществами с использованием правовых, социальных, психологических, медицинских и других методов воздействия.Эта работа должна проводиться в рамках решения общей задачи индивидуального воздействия на подростка, заключается в нейтрализации негативных качеств личности.Формы проявления подростков категории «группы риска» разнообразны:
- личные наблюдения учителей, социальных педагогов и психологов;
- очередные медицинские обследования подростков;
- специализированные групповые занятия, ролевые игры, психологические тренинги;
- посещение места проживания подростков;
- информация социальных служб;
— проведения работниками органов внутренних дел рейдов в местах концентрации молодежи: дворах, парках, скверах, подвалах, нежилых помещениях.Первичная профилактика предусматривает воспитание личности ученика, его морально-психологической устойчивости как основного характерологического образования, играет решающую роль в критических ситуациях, ситуациях выбора.
Гаджет-зависимость у современных детей и подростков
... № 2 от 15. 01.1996 г. 20. Психология зависимости: Хрестоматия /Составитель Сельченок К.В./ -Минск: Харвест, 2005 ... отношений определяет выбор гаджет-зависимость у подростков исследуемой выборки и ... 28. 01.2013). Ц. П. Аддиктивное 16. Крол Э. Все об ... Гаджет-зависимость можно успешно преодолеть при выявлении и коррекции подсознательных (бессознательных) программ, поддерживающих зависимое поведение. ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/profilaktika-addiktivnogo-povedeniya-podrostkov-2/
1. Бабаян Е.А., Гонопольский М.Х. Наркология. — М: Медицина, 1990. — 180с.
2. Бодров В.А. Информационный стресс. — М: ПЕР СЕ, 1998. — 360с.
3. Василюк Е. Психология переживания. — М, 1984. — 360c.
4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. — М: Политиздат, 1987. — 280с.
5. Зимбадо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб: Питер, 2000. — 278с.
6. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психология зависимости: Хрестоматия. — Минск: Харвест, 2004. — С.152-174.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб: Питер, 2000. — 425с.
8. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрической и медицинской психологии. – 1991 — №1. — С. 8-15.
9. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Деструктивные формы поведения в современном мире. — Новосибирск: Наука, 1990. — 192с.
10. Леонова Л., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Психология зависимости: Хрестоматия. — Минск: Харвест, 2004. — С.449-548.
11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М: Наука, 1977. — 246с.
12. Мунтян П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр // Психология зависимости. — Минск: Харвест, 2004. — С.143-151.
13. Поликарпов В., Залыгин Н. Обухов Я. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей. — М: Пропилен, 2004. — 215с.
14. Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2005. — №2. — С.3-6.
15. Селье Г. Стресс жизни. — Минск: Харвест, 1999. — 133 с.
16. Смагин С.Ф. Аддиктивное поведение //Нева. — 2006.- С.153-165.
17. Смагин С.Ф. Аддикция, аддиктивное поведение. — СПб: МИПУ, 2000.-189с.