Арт-терапия и её возможности в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении

Условия воспитания в современной семье не всегда способствуют благоприятному развитию подрастающего поколения. Существует ряд причин и факторов для появления семейного и детского неблагополучия, где происходит отчуждение в детско-родительских отношениях, семейная дезадаптации и подросток, а по совокупности и вся семья попадает в социально-опасное положение, т.е. обстановку, представляющую опасность жизни или здоровью несовершеннолетнего ребёнка (далее – СОП).

Социализация и усвоение социального опыта индивида активно происходит именно в подростковом возрасте, когда ребёнок пытается самоутвердиться и самореализоваться в обществе сверстников, а в какой сфере деятельности будет происходить его самоутверждение и самореализация, напрямую зависит от окружающей среды, условий для общения, наличия референтной группы и её общественного признания.

Подростки, находящиеся в социально-опасном положении, требуют особого к себе внимания, так как их окружение очень часто утрачивает функции основных институтов социализации, и появляются другие, способные деструктивно повлиять на развитие личности подростка.

В отечественной психологии разрабатываются всё новые подходы по психолого-педагогическому сопровождению таких подростков. Их основная задача – устранение причин детского и семейного неблагополучия и создание необходимых условий для формирования у несовершеннолетних самосознания, самооценки и реализации потребности самоутвердиться в обществе сверстников, приобрести среди них престижный статус.

Поиск эффективных методов коррекционной работы с ними является наиболее актуальным в области отечественной психологии и одним из таких методов является метод терапии искусством, или метод арт-терапии. Как показывает практика, этот метод позволяет несовершеннолетнему справиться с негативными эмоциями, переживаниями, различными проблемами в поведении и помогает раскрыть его внутренний потенциал. Арт-терапия включает в себя множество различных направлений искусства, среди которых обязательно найдётся то, которое сможет заинтересовать любого ребёнка и поможет эффективно «запустить» его внутренние ресурсы, корректировать его поведение и способствовать его личностному развитию.

Количество детей, находящихся в социально-опасном положении, неуклонно растёт, о чём свидетельствует отечественная статистика, а все заинтересованные службы защиты детства «бьют» тревогу в поисках эффективных методов и приёмов профилактики и коррекции в работе с такими детьми. Эти неутешительные факты со всей очевидностью подчеркивают актуальность данной проблемы.

9 стр., 4277 слов

Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений

... семье как социально-психологического явления; определение основных этапов социально-психологической коррекции семейных отношений; выявление специфики использования методов социально-психологической коррекции семейных отношений для разных социальных групп. Объектом ... психологические методы воздействия эффективны только для семей, добровольно обратившихся к психологу. Таким образом, психокоррекционная ...

Проблема подростков, находящихся в социально-опасном положении, носит не только правовой, медицинский и социальный, но и в первую очередь психологический и педагогический характер. Поэтому изучение их поведения, поиск эффективных методов коррекции является проблемой, прежде всего, педагогов и психологов.

Все вышеизложенное позволило сформулировать тему курсовой работы: «Арт-терапия и её возможности в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении», так как большую часть времени с такими подростками приходится работать социальным педагогам и психологам, специалистам по социальной работе, инспекторам ПДН, уполномоченным по защите прав детей.

Исходя из актуальности темы исследования, нами были обозначены цель, объект и предмет исследования.

Целью исследования является изучение в теоретическом плане психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении, и возможностей арт-терапии в работе с ними.

Объект исследования: психологические особенности подростков, находящихся в СОП.

Предмет исследования: психологические особенности подростков, находящихся в СОП, и возможности арт-терапии в работе с ними.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Раскрыть содержание понятия «СОП», а также психологические особенности подростков, находящихся в СОП.

  2. Изучить содержание понятия «арт-терапия», описать данный метод, охарактеризовать его основные формы и направления.

  3. Проанализировать возможности арт-терапии в работе с подростками, находящимися в СОП.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; нормативно-правовой базы, регламентирующей основы системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних, статистика детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении; обобщение полученных данных.

Методологическая основа исследования включает в себя работы:

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что её материалы могут быть использованы психологами, социальными педагогами, специалистами по социальной работе и другими специалистами, выводящими подростков и их семьи из социально-опасного положения, а также при подготовке к практическим занятиям обучающимися ВУЗа.

41 стр., 20200 слов

«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ ...

... определили выбор темы нашего исследования "формирование социально-психологической устойчивости подростков в трудных жизненных ситуациях". проблема исследования Целью нашего исследования является выявление психолого-педагогических условий развития социально-психологической устойчивости подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Объект исследования:, Предмет исследования: Проблема, объект и ...

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения, списка использованных источников в количестве 21 наименования. Общий объем работы составляет 30 страниц.

1 Понятие «социально-опасное положение» (СОП).

Психологические особенности подростков, находящихся в СОП

Абсолютно для каждого человека очень важно найти своё место в обществе, определить в своей жизни, так называемое, своё социальное положение. Всё, что может охарактеризовать человека, это и его национальность, вероисповедание, половая принадлежность, занимаемая должность и т.д., оказывает влияние на его положение в обществе. В зависимости от занимаемого социального положения, благодаря тому, какую деятельность ведёт человек, чем живёт, с кем общается, как влияет на других и, наоборот, поддаётся чьему-то влиянию — появляется и социальный статус гражданина. Например: бедный – богатый, жена – муж, сын – дочь, верующий – атеист, отличник – двоечник и т.д. Как мы видим, социальное положение не всегда может означать что-то хорошее, а социальный статус при наличии определённых факторов и причин может быть потерян и на его восстановление требуются порой огромные усилия.

Социальное положение людей всегда и везде фиксируются, куда бы человек ни обратился, это школа, больница, детский сад, различные государственные службы и учреждения – где необходимо предоставлять свои личные данные. И если выясняется, что социальное положение человека находится в опасности для жизни его самого или его семьи, органы государственной власти незамедлительно должны отреагировать и предоставить нуждающимся необходимую помощь. Итак, что же такое социально-опасное положение?

В 120 – ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «социально-опасное положение» (далее — СОП) предложено в качестве определённых социально-опасных факторов, таких как «беспризорность» и «безнадзорность», по отношению к несовершеннолетним и их семьям. «Безнадзорным» считается несовершеннолетний ребёнок, за поведением которого отсутствует контроль со стороны родителей или лиц, их заменяющих, вследствие ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию. К «беспризорному» относится «безнадзорный» ребёнок, не имеющий определённого места жительства [21:1].

Согласно 120-ФЗ РФ ребенком, находящимся в социально-опасном положении (далее СОП), считается несовершеннолетний, попавший в обстановку, представляющую опасность его жизни или здоровью, которая не соответствует требованиям для его воспитания и содержания, а также несовершеннолетний, который нарушает общественный порядок, совершает правонарушение или преступление [21:1].

14 стр., 6651 слов

Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей

... проблеме исследования. 2. Выявить особенности социально - педагогической деятельности педагога в работе с приемной семьей. Методы исследования: Теоретический: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 1.1 Понятие приемной семьи В России издавна было ...

Социально-опасное положение (далее СОП) семьи, согласно всё того же 120 – ФЗ РФ – это положение семьи, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, находящихся в социально – опасном положении. А также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности по их воспитанию, содержанию, обучению, ведут асоциальный образ жизни и отрицательно влияют на поведение детей, либо жестоко с ними обращаются [21:2].

Возникает вопрос: «Кто и как определяет, что несовершеннолетний или семья находится в социально-опасном положении?»

Существует множество источников информации о наличии факторов неблагополучия в семье, это информация от граждан и должностных лиц, обращения самих несовершеннолетних, результаты проведённых рейдов, материалы инспекторов ПДН и т.д. Вся информация поступает в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), и только КДН вправе внести в районный банк данные о социально-опасном положении того или иного несовершеннолетнего и его семьи.

На основании 120-ФЗ РФ учитывается ряд критериев для определения социально-опасного положения, среди которых:

— неисполнение родителями своих обязанностей по удовлетворению основных потребностей детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

— отсутствие благоприятных условий для воспитания детей, личного положительного примера (алкоголизм, асоциальное поведение, наркомания);

— вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные деяния (занятия проституцией, попрошайничество, воровство);

— отсутствие родительского контроля обучения и воспитания, свободного времяпровождения несовершеннолетних;

— наличие в семье несовершеннолетних, совершивших правонарушения, преступления и состоящих на учёте в ОВД и наркологических заведениях [21: 5-6].

Соглашаясь с автором Е. Р. Ярской – Смирновой и изучив критерии оценки социально-опасного поведения, можно сделать вывод, что неблагополучие в семье зависит не столько от её материального достатка и структуры, сколько от сложившейся психологической обстановки. В зависимости от сформировавшегося психологического климата в семье, необходимо выделить такие типы семей как аморальные, конфликтные, педагогически-некомпетентные, асоциальные, которые находятся в социально – опасном положении [20:17-20].

Судя по высказываниям того же автора, абсолютно любая семья может оказаться в социально-опасном положении. Причина тому — ряд проблем социального характера: отсутствие работы и средств к существованию, нарушение межличностных и детско-родительских отношений в семье, неспособность воспитывать детей надлежащим образом, по причине педагогической некомпетентности или потому, что родители страдают заболеваниями различного характера, в том числе алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами и т.д. Такие семьи требуют большого внимания со стороны всех учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и, в первую очередь, со стороны образовательных организаций. Основной задачей в решении вопроса по выведению несовершеннолетних и их семьи из социально-опасного положения является удовлетворение потребностей ребенка, адаптация к внешним условиям, социализация и его интеграция в обществе [21: 25].

5 стр., 2101 слов

Права несовершеннолетних детей

... фамилии, имени, отчестве несовершеннолетних детей, не связывая его с чьими бы то ни было правами. Чаще всего при этом подразумевалось право родителей просить присвоить ребенку свою фамилию, ... указания на минимальный возраст ребенка объясняется тем, что степень развития ребенка носит сугубо индивидуальный характер. С учетом положений ст.12 Конвенции ребенок обладает правом быть заслушанным в ходе ...

Будучи солидарной со многими психологами-практиками, С.А. Беличева в своих научных трудах говорит о том, что развитие человека зависит от биологических предпосылок, окружающей среды и воспитания. Эмоциональная сфера жизни ребёнка формируется уже в период раннего младенчества, и в зависимости от того, как удовлетворяются его эмоциональные и биологические потребности. И, если со стороны родителей или лиц их заменяющих, потребности ребёнка не удовлетворяются должным образом, это приводит к таким негативным последствиям как воровство, антисоциальные явления, половые преступления и сексуальные извращения. Наличие нервно-психических заболеваний и пограничных состояний обуславливает неадекватную реакцию и затрудняет социальный контроль действий несовершеннолетних. Влияние конфликтных ситуаций и психоэмоционального напряжения может послужить благоприятной почвой для совершения различных правонарушений и преступлений. Особенно остро эти последствия проявляются в подростковом возрасте, когда биологические процессы ребёнка обгоняют по развитию психические, а резкое появление новых свойств психики приводит к перестройке характера и изменениям в общении с окружающими. У подростков происходит внутренний «конфликт моралей», появляется чувство взрослости, высвобождения от влияния взрослых, проявляется обострённое чувство к самоутверждению в обществе и высокая критичность к мнению взрослых. При наличии определённых неблагоприятных условий, сопутствующих факторов и причин, потребности в общении со сверстниками зачастую приводит к асоциальному поведению несовершеннолетних и, как следствие, к постановке на учёт в КДН как находящихся в социально-опасном положении [5:43-55].

По мнению О.В. Филатовой, существует множество факторов и причин, влияющих на появление неблагополучия в современной семье, и не трудно выявить по поведенческим признакам и эмоциональному состоянию ребёнка, что существует угроза его жизни и здоровью. Но зачастую внешне благополучная семья оказывается в социально-опасном положении, без всяких признаков внешнего проявления. И лишь какой-то единичный случай может стать причиной выявления семейного или детского неблагополучия. Многим семьям трудно признаться в том, что они сами виноваты в происходящих изменениях с их детьми. Педагогическая запущенность, попустительский, потворствующий, авторитарный стиль воспитания обычно приводит к негативным последствиям. Во внешне нормальной, полноценной и даже нравственно приемлемой семье, вырастает ребёнок с отклонениями в соблюдении нравственных норм. И родители начинают искать виноватых. Виноваты учителя, друзья, знакомые, общество, но только не они сами. В качестве примера автор приводит семьи, где у успешных, здоровых, обеспеченных родителей ребёнок становился зависимым от наркотиков или алкоголя, совершал антисоциальные поступки и даже преступления, значит, становился социально опасным. Вместе с ним, по сопряжению, в социально-опасное положение попадала семья, т.е. его родители или лица, замещающие их [17:69].

8 стр., 3646 слов

Методы социально-педагогической профилактики

... профилактики Существуют следующие формы: индивидуальная социально-педагогическая профилактика; групповая социально-педагогическая профилактика; социально-педагогическая профилактика в микросоциуме. В зависимости от методики воспитательного воздействия формы организации социально-педагогической работы классифицируются на следующие группы: психотерапевтического воздействия (музыкальная терапия, ...

В своей статье Н. В. Басалаева, изучая и анализируя работы других авторов, указывает на основные поведенческие признаки подростка, находящегося в социально-опасном положении. К ним она относит регулярные опоздания ребёнка в школу или отсутствие его на уроках без уважительных на то причин или, наоборот, когда он задерживается в школе после уроков, боится идти домой или вовсе убегает из дома, жалуется на голод, постоянно выглядит усталым, не опрятным. Тогда, когда в начальной школе за ребенком приходит кто-то из родственников и знакомых, но только не родители. Автор говорит о характерных отрицательных чертах подростка, находящегося в социально-опасном положении, к которым относит: чрезмерную грубость, заносчивость, распущенность, отсутствие признаков нравственного воспитания и чувства вины и стыда, дерзость, упрямство, эгоизм. К эмоциональным же особенностям таких детей перечисляет следующее: проявление депрессии, страхи, фобии, наличие невротических состояний, повышенное чувство тревожности и аффективности, агрессивность, эмоциональную возбудимость и неадекватность, несдержанность и конфликтность. Основными проблемами в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении, в школе считает нарушение дисциплины и нежелание подчиняться общепринятым нормам, отсутствие или недостаточность навыков самообслуживания, отказ участвовать в общественных мероприятиях и неумение строить межличностные взаимоотношения в коллективе [4:8].

Л.Р. Аптикиева в своей статье рассказывает о том, какие проявляются психологические особенности детей, семьи которых попали в социально-опасное положение по причине жестокого обращения или насилия.

В настоящее время, говорит автор, существует проблема, заключающаяся в трудности выявления жестокого обращения с несовершеннолетними, так как жертвы стараются не говорить о происходящем и терпят издевательства порой длительный период времени. Но у жертв насилия чаще всего наблюдаются отклонения в когнитивном, аффективном и поведенческом плане, которые становятся поводом обратить внимание и своевременно отреагировать на происходящее. На когнитивном уровне у детей наблюдается низкая самооценка и разрушительные мысли. На аффективном — чувство вины, тревожность, страхи и фобии, депрессии, страх быть непринятым в окружении сверстников, иногда проявляют гнев и злость. В поведении таких детей наблюдается излишняя чувствительность, слёзы, вступление в конфликт и драки с окружающими, ночные кошмары, изоляция от сверстников и низкая успеваемость. При выявлении фактов жестокого обращения или насилия дети отказываются говорить на эту тему, отрицают факты происходящего, прячут глаза от людей и относятся к ним враждебно. Работать с такими детьми и подростками тяжело, но возможно. Основная задача специалистов – стать заодно с ребёнком, чтобы помочь ему избавиться от негативных мыслей и чувств, интегрироваться в общество полноценным, психически здоровым его членом [1: 6].

9 стр., 4167 слов

«Методы формирования сознания личности»

... это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество. 3. Методы формирования сознания личности Методами формирования сознания являются: 1. обучение ... подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу. ... деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных ...

Итак, подводя итог вышесказанному, мы пришли к выводу, что

Риск попасть в социально-опасное положение существует у многих семей, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей. Отсутствие благоприятных условий для семейного воспитания и обучения; асоциальный пример для подражания, отрицательно влияющий на психическое и физическое развитие ребёнка; жестокое обращение с детьми; несовершеннолетние, которые сами совершают правонарушения и преступления – всё это признаки социально-опасного положения.

К психологическим особенностям подростков, находящихся в социально-опасном положении относится: нарушение эмоционально-волевой сферы, дизонтогенез психики, отклоняющееся поведение, нарушение аффективности, проявляющаяся в низкой самооценке, страхах, фобиях, повышенной тревожности и агрессивности, депрессивных состояниях. Такие дети нуждаются в особом внимании, индивидуальном подходе коррекционно-воспитательной работы и реабилитации, целью которой является предупреждение отклонений в психическом развитии личности ребёнка, его самоопределение, самоактуализация и социализация.

2 Арт-терапия как метод практической психологии

Существует множество методов психокоррекции и психотерапии, которые помогают справиться с психоэмоциональными нарушениями, избавиться от негативных мыслей и переживаний. Арт-терапия представляет собой методику лечения искусством и является на сегодняшний момент очень модным направлением в отечественной и зарубежной психологии.

Сам термин «арт-терапия» в 40 гг. 20 века стал использовать британский врач и художник Адриан Хилл, который работал в госпиталях с людьми, больными туберкулёзом. Он стал замечать, что занятия каким-либо видом творчества помогает людям быстрее выздоравливать, отвлекая от негативных мыслей и восстанавливая их психоэмоциональный баланс. Больные, которые не могли вербально выразить свои эмоции, находили способ изобразить их через искусство. Людям стало нравиться заниматься творчеством, которое не предназначалось для оценки аудиторией, и не важно, каким получался результат. Стал важен сам процесс творчества, через которое человек может выразить всю полноту чувств и эмоций, в спонтанном его самовыражении.

Арт-терапия имеет широкий спектр действия в области психологии, это избавление от страхов и фобий, помощь при кризисных состояниях человека, при психических расстройствах, травмах, потерях, решении межличностных и внутренних конфликтов и т.д. Главная задача арт-терапии заключатся в поиске жизненного смысла через творчество и развитие полноценной личности человека.

7 стр., 3268 слов

Общая характеристика методов социально-психологических исследований

... методы. Также предлагается весь набор методов подразделять на две группы: методы сбора информации и ее обработки. Прежде всего различают методы сбора социально-психологических данных и методы активного социально-психологического обучения. Методы сбора социально-психологических ... экспериментальными исследованиями. Эксперимент - определенным образом организованное исследование, когда экспериментатор ...

Н.В. Дякина говорит об арт-терапевтическом лечении как об одной из форм психотерапии, включающих в себя различные виды творчества в целях коррекции и лечения. Методики, которые относятся к арт-терапии, утверждает автор, способны очень точно диагностировать эмоциональное состояние и уровень психического развития детей. Анализируя полученные результаты, принимают решение о серьёзности проблемы и проводят коррекцию. Используя метод арт-терапии, специалисты не оказывают никакого давления на личность ребёнка, а щадящим способом избавляют его от различных страхов, фобий, внутренних конфликтов. Помогают раскрыть творческий потенциал ребёнка и показывают путь избавления его от негативных мыслей и переживаний. Замечательно то, что при высокой эффективности такого вида вмешательства психика ребёнка приходит в норму [7:49].

Автор показывает разнообразие методик, относящихся к методу арт-терапии, это и сказкотерапия, лепка, музыкотерапия, терапия танцами, библиотерапия, маскотерапия, изотерапия и много других, которые способны своим терапевтическим воздействием оказать влияние на лечение посттравматических синдромов, восстановление нарушенного психического здоровья, изменение личностных качеств и избавление от девиантных форм поведения. Сказкотерапия помогает ребенку сформировать правильные представления об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, развивая коммуникативные навыки и творческие способности. Особенность такого вида терапии как лепка заключается в разнообразии материалов, с которыми можно работать – пластилин, воск, солёное тесто, глина. Пластичность материала позволяет ребёнку в процессе лепки сразу вносить коррективы, сам процесс развивает мелкую моторику, а значит мышление и воображение. Специалист, наблюдающий за действиями ребёнка, анализирует его поведение и своевременно направляет энергию ребёнка в «правильное» русло, тем самым корректируя различные отклонения в поведении. Терапия музыкой и танцами способна снять эмоциональное напряжение у ребёнка, а изотерапия – преодолеть свои проблемы и страхи [7: 51].

Справедливо заметить, что автор А.А. Кравченко говорит в своей работе о киноискусстве как о методе, способном развивать эстетическое воспитание подрастающего поколения. В какой-то мере этот метод можно отнести к творчеству, если правильно им пользоваться и интерпретировать. Этот метод принципиально отличается от других форм, но также как и другие, ничего не диктует и не навязывает, а лишь формирует эстетический вкус и представление о нравственности, создает предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества. Специфика работы этого метода заключается в общении, просмотре кинокартины и активном её обсуждении, анализе ролей, специалист же должен научить подростков правильно ориентироваться в нужном репертуаре произведений, которые позволяют формировать нравственные качества личности [9: 298].

С.Ю. Жданова рассказывает о методе фотографии как о методе идентификации «Я». Этот метод интересен тем, что в фотографии человек раскрывает свои истинные ценности, своё отношение к окружающему миру. Метод фотографии помогает психологу определить индивидуальные личностные качества человека, переживания и отношения к окружающему миру. Значение любой фотографии, говорит автор, состоит в том, какие реакции и отношения вызывают они у зрителя, что позволяет эффективно применять фототерапию в лечебно-коррекционной деятельности. Понять индивидуальность, особенно личности подростка, помогает метод авто-фото, который считается невербальным способом отражения его реальности — «Я» реальное. Подросток выступает не только объектом, но и субъектом познания, создавая самостоятельно набор фотографий, наиболее ярко отображающих его индивидуальность, отвечая при этом на вопрос «Кто я?». Фотокамера является своеобразным зеркалом, отражающим действительность. Фотограф, отвечая на наводящие вопросы психолога, анализирует и сам выбирает, что лучше может рассказать о нём самом и его отношениях с окружающими. Визуализация и образное мышление помогает глубже понять самого себя, ответить на вопрос «Кто я?» и корректировать свои индивидуальные качества до «Я — идеального». Такая «Я» — концепция очень важна в самооценке подростков [8: 76].

9 стр., 4358 слов

Методы социальной работы

... формы методов социальной работы. Цель исследования - ознакомление с методами социальной работы и изучить их разновидности. Гипотеза курсовой работы состоит в том, что методы социальной работы наиболее эффективны при условии правильного их применения к отдельно взятому случаю. ...

По мнению Ю.В. Братчиковой, арт-терапия является одним из ведущих методов терапии по коррекционной работе с детьми и подростками. Различные формы в мультимедийном комплексном сочетании считаются мощным инструментарием для достижения положительных результатов в успешной социализации детей. По результатам диагностики «проблемных» подростков автор выявил ряд положительных изменений в показателях, собранных на начальном этапе коррекционной работы с помощью метода арт-терапии. У подростков возросла необходимость соблюдения правил и норм, принятых в обществе, появилось чувство сопереживания и эмпатии, повысилась ответственность и инициативность, сократились случаи проявления агрессии и негативизма, улучшилось психоэмоциональное состояние, повысился уровень самооценки и, появилось стремление к творческому самовыражению. Все эти результаты подтверждают эффективность метода арт-терапии как метода практической психологии [2:23].

О способности метода арт-терапии влиять на положительную динамику изменений ситуации подростков говорит и Т. В. Леонтьева. С помощью творчества, поясняет автор, подростки учатся выражать свои чувства и эмоции, снимая эмоциональное напряжение и осознавая радость жизни. Арт-терапия помогает им разобраться в своих чувствах и познать самого себя, при этом подростку предоставляется полная свобода выбора творческого самовыражения. Этот метод позволяет ребёнку преодолевать страхи и переживания, страх быть не таким как все, страх одиночества, страх выступления на публике и т.д. Арт-терапия является наиболее мягким методом работы с различными проблемами. В творчестве подросток находит новые способы выражения своих эмоций, к нему приходит переосмысление происходящих событий и находится верный способ решения проблемы. Таким образом, происходит внутренняя реконструкция эмоциональной сферы подростка, когда он научается самореализовываться и самоактуализироваться. Успех в творческой деятельности подростка даёт возможность ощущения его уникальности, а значит, повышает его самооценку и придаёт уверенности в собственных силах, помогает наладить контакты со сверстниками, облегчает процесс коммуникации и успешной социализации [11:3].

А. В. Платонова в своей статье указывает на важное место в терапевтической работе психолога метода арт-терапии. Говоря о том, что она является одним из самых лучших методов психического воздействия по избавлению как детьми, так взрослыми людьми от негативных эмоций, переживаний и поиску путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Автор приходит к выводу, что арт-терапия понимается как забота о психологическом здоровье и эмоциональном благополучии человека и является терапевтическим лечением искусством психических или психосоматических заболеваний [15: 72].

Ю.С. Чёрная в своей статье представила анализ результатов исследования группы подростков, занимающихся регулярно творчеством, и группы, не регулярно занимающейся им. При этом была изучена нервно-психическая адаптация подростков, уровень притязаний, школьная тревожность и их самооценка. В итоге подростки, не находящиеся в постоянной творческой группе, показали сниженный уровень нервно-психической адаптации и самооценки, высокий уровень фрустрации в достижении успеха по сравнению с подростками из постоянной творческой группы. Это говорит о том, что творчество в любом его выражении, т.е. метод арт-терапии, является эффективным методом практической психологии [19:79].

Подводя итог вышеперечисленному, мы сделали вывод, что метод арт-терапии даёт возможность осознать самого себя и окружающий мир, раскрывает творческие способности и помогает преодолеть психологические преграды в развитии гармоничной личности, решить внутренние конфликты и, создавая ситуацию успеха, строить дальнейшие планы на жизнь. Этот метод является практическим методом психологии, так как на практике он применяется в различных формах и проявлениях и имеет положительный результат. При этом творческие возможности, как ребенка, так и взрослого человека, реализуемые в процессе арт-терапии — это его интеллектуальное, эмоциональное развитие, раскрытие творческого потенциала, осознание своего «Я», развитие коммуникативных способностей и успешная адаптация, и интеграция в социуме.

3 Возможности арт-терапии в работе с подростками, находящимися в СОП

Т. В. Леонтьева в своей статье справедливо указывает на то, что ранее, в процессе воспитания ребёнка практически игнорировалось эмоциональное развитие его личности, особенно в подростковом возрасте. На современном же этапе развития в области психологии и педагогики намечается положительная динамика изменения в решении данного вопроса. Психологи-практики всё больше стали обращать своё внимание на то, что эмоциональное развитие подростка является очень важным в развитии его личности и социализации, что оно обеспечивает успешность в межличностном общении несовершеннолетних в социуме и способствует сохранению психического и физического здоровья. Нередко приобщение к творчеству происходит именно в подростковом возрасте, когда к ребёнку приходит самосознание того, что он собой представляет. Это говорит о том, что для современного подростка метод арт-терапии является наиболее эффективным в невербальном выражении своих чувств, мыслей, эмоций, особенно, когда имеются трудности в общении со сверстниками и не только с ними. Целью арт-терапии на данном этапе в качестве терапевтического фактора является положительное влияние на эмоциональное развитие подростка [10:1].

Ю.В. Братчикова в своей работе показывает, что для некоторых индивидов подросткового возраста характерна заниженная самооценка и негативное самоотношение. В этом возрасте они испытывают большие трудности в межличностном общении из-за неуверенности в себе, самокритичности к своим недостаткам, склонности к самообвинению, и, в конце концов, непринятия самого себя. Избежать такого негативного самоотношения можно. Психологи находятся в активном поиске и применении на практике различных методов и приёмов творческого самовыражения подростков, способных эффективно реализовать потребности их самовыражения, самопознания и самоутверждения, создавая благоприятную среду для эмоционального развития их личности. Арт-терапия в различных своих направлениях является очень эффективной, особенно в работе с подростками, так как её использование способствует освобождению от негативных эмоций, снижению внутренней конфликтности, повышению самооценки и самопринятия, формированию положительного самоотношения и позитивного настроя на дальнейшую жизнь [3: 9].

По мнению А.Г. Московкиной, занятия различными видами арт-терапии в работе с детьми, а также их родителями, способствуют выходу негативных эмоций, пониманию и осознанию смысла сложившихся переживаний и преодолению внутренних конфликтов, формированию коммуникативных навыков общения и эмоциональному сплочению людей. Изотерапия, например, является самым распространённым видом терапии искусством. Какие бы материалы не использовались во время творчества, в результате каждый может найти выход своим эмоциям, новому мироощущению, по-новому взглянуть на своё произведение и осознать смысл воплощения в образ, который является отражением переживаний и перенесённых психологических травм [13:106].

Драматерапия, как говорит всё тот же автор, помогает поставить человека на место персонажа, пережить эмоции, имитируя поведение других людей или животных, тем самым позволяет научить человека сопереживать, подавлять в себе негативные эмоции и учиться взаимодействовать с людьми, приобретая коммуникативные навыки общения [13: 107].

Ю.С. Черная с соавторами в статье об исследовательском проекте, во время реализации которого изучалась динамика социально-психологической адаптации у подростков в процессе изотерапии, пришли к выводу, что творчество является мощным фактором развития личности в подростковом возрасте, так как ощущается влияние на подростка его референтной творческой группы. Занятия творчеством являются своеобразным выходом энергии, способствуют стабилизации нервно-психической напряжённости, у подростков повышается самооценка за счёт того, что они делают своими руками то, что не умеют делать другие. У подростков, которые занимаются творчеством, потребность достижения успеха и сопротивляемость стрессам выше, чем у тех, кто им не занимается. Для некоторых подростков занятие творчеством является не только способом самовыражения, но и естественным желанием, которое может стать главным в жизни человека, переходя от разряда хобби до жизненных установок и ценностей [18:9].

В.И. Долгова, рассказывая об исследованиях, проведённых среди старших школьников на предмет выявления уровня тревожности, отметила, что арт-терапия в различных своих направлениях способна изменить образ мыслей испытуемых. После проведённой психодиагностики был выявлен разный уровень тревожности школьников, что позволило автору апробировать песочный метод в коррекции проявлений тревоги и страхов. Дети, изображая песочные картины, должны были написать кому-нибудь «послание» о том, что необходимо делать, чтобы избавиться от тревоги. Это занятие было выстроено так, чтобы привести нарушенные чувства в гармонию с окружающими людьми и миром. В результате, говорит автор, у школьников наблюдалось снижение тревоги и страхов, если же этого не происходило, в процесс коррекционных мероприятий вносился некий ритуал «захоронения» страхов, и тогда работа с подростками по снижению уровня тревожности шла быстрее [6: 134].

А.Н. Свиридова в своей статье описывает работу с подростками, находящимися в социально-опасном положении, при помощи метода изотерапии, который основан на психологическом воздействии изобразительной деятельностью на личность подростков. Научно доказано, что творчество помогает справиться со многими личностными, поведенческими и аффективными проблемами, которых у детей, находящихся в социально-опасном положении, предостаточно. Метод изотерапии может способствовать развитию и раскрытию личности таких подростков, не навязывая им каких-то внешних средств воздействия, а запуская внутренние ресурсы и раскрывая их внутренний потенциал. В результате чего коррекционная работа становится более эффективной. Автор отмечает, что семейное неблагополучие создаёт массу проблем в поведении детей и способствует усвоению норм и установок, принятых в семье, зачастую не имеющих ничего общего с принятыми нормами и ценностями общества, помогает вырабатывать особое отношение к миру и самому себе. В семьях, находящихся в социально-опасном положении, обычно отсутствуют благоприятные условия для воспитания детей, в результате чего у подростков происходит нарушение «Я»-концепции, появляется чувство неполноценности и стремление любыми способами себя проявить, чтобы на них обратили внимание. Такие дети склонны понимать и выражать свои эмоции, они тревожны и агрессивны, враждебны и не доверчивы, они не умеют выстраивать взаимоотношения со сверстниками, имеют низкую самооценку по причине убеждения в своей ненужности. Одним словом, у подростков, находящихся в социально-опасном положении, происходит деформация личности. Такой метод психокоррекции как изотерапия является самым эффективным способом работы с этими детьми, так как помогает ребёнку увидеть в своих рисунках личностный смысл, связать образ своего внутреннего мира с изображением и понять проблему. Суть изотерапии заключается в том, что человек, который не решается рассказать о своей проблеме, доносит эту информацию посредством рисунка, ведь выразить свои эмоции посредством творчества намного проще, чем говорить о них. Используя метод изотерапии, подростки могут научиться концентрировать свои чувства и переживания, формировать навыки общения со сверстниками, искать творческие подходы и проектировать свою будущую модель поведения [16:232].

Авторами всё той же статьи был проведён анализ коррекционной работы посредством метода изотерапии с подростками, находящимися в социально-опасном положении. Задачи программы по коррекции особенностей развития детей, находящихся в СОП, заключались в снижении уровня тревожности, развитии уверенности в себе, навыков общения и межличностного взаимодействия, развитии самосознания и воображения, креативности и творческих способностей. По результатам, полученным в ходе исследования, выяснилось, что проявления агрессивности и враждебности у подростков снизились, повысился уровень саморегуляции и эмоциональной устойчивости, у многих подростков изменился уровень застенчивости и эмоциональной лабильности. Это говорит об эффективности использованного метода изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении [16: 235].

По мнению Н.Л. Лихачёвой, нравственные нормы поведения педагогически запущенных детей, которые часто оказываются в социально-опасном положении из-за проявлений девиантного и делинквентного характера, можно эффективно формировать посредством различных методов методов арт-терапии в комплексе, корректируя при этом психологические особенности поведения подростков разных уровней и форм их проявления [12:145]. Согласно исследованиям автора, формирующая работа с педагогически запущенными подростками включала в себя двадцать два занятия, два из которых были направлены на работу с родителями и педагогами и состояли из блоков, в которые входили занятия по методам библиотерапии, изотерапии, музыкотерапии. В программе основной акцент был сделан на метод библиотерапии. Используя этот метод, подростки формировали знания о правилах и нормах поведения через чтение и анализ художественных произведений, идентификацию с художественными образами произведения, анализировали ситуации, описанные в книге, искали пути решения. В результате эксперимента были получены данные, говорящие о значимых положительных изменениях в уровнях сформированности социально-нравственных норм, что говорит об эффективности метода библиотерапии в коррекционной работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении [12: 147].

Согласно суждениям А.В. Платоновой, можно использовать много разных методов психокоррекции, входящих в раздел арт-терапии, среди которых песочная и игровая терапия. Каждый из методов эффективен в работе с подростками и их родителями, находящимися в социально-опасном положении, по восстановлению психоэмоционального баланса, избавления от страхов, фобий, переживаний, формирования и развития способностей самовыражения, принятия себя и самопознания. Игровая терапия является основным средством профилактики и коррекции нежелательного поведения ребенка. Во время игры так же, как и в изотерапии, можно выяснить проблемы, о которых ребёнок не хочет говорить. Становится понятной цель совершаемых поступков, анализируется адекватность поведения для данной ситуации и принимаются решения по принятию ответственности за свои поступки, а затем переносятся в реальную жизнь, учитывая чувства и эмоции других людей. Таким образом, подростки, да и их родители тоже учатся правильному построению взаимоотношений, проявлению положительных аффективных реакций, регуляции поведения, а также коммуникативным и социальным навыкам. Терапия посредством изображения на песке направлена на избавление от страхов и переживаний, снятие эмоционального напряжения. Подводя итоги, автор предлагает не только детям, но и их родителям освоить некоторые простые игровые техники, так как занятия с различными формами арт-терапии, на которых родители взаимодействуют с собственным ребёнком, приводят к положительному результату. Налаживаются детско-родительские отношения, меняются представление детей о родителях, и родители начинают лучше понимать своих детей, становясь ближе к ним [14:197].

Как говорит А.Г. Московкина, для некоторых детей, в том числе и из неблагополучных семей, реабилитация арт-терапией открывает новые возможности в творческой деятельности и в какой-то мере предопределяет их дальнейший жизненный путь [13: 107].

Итак, анализируя изученный материал по работе с детьми и подростками, находящимися в социально-опасном положении, посредством различных методов арт-терапии, мы пришли к выводу, что возможности этого метода безграничны. С появлением новых разновидностей арт-терапии открываются дополнительные пути в работе с такими детьми. Изотерапия помогает детям выразить чувства, которые они не могут описать словами, раскрывая чувства и эмоции, проектируя модель своего будущего поведения. Библиотерапия посредством идентификации подростков с героями книг помогает анализировать нежелательные ситуации, тем самым формируя нравственные нормы подростков, принятые в обществе. Драматерапия помогает пережить эмоции, поставив себя на место других, в связи с этим у подростков формируется чувство эмпатии и сострадания. Игровая терапия позволяет ребёнку выразить свои переживания и определить причины поступков. Таким способом ребёнок учится коммуникативным навыкам. Можно перечислять множество методов арт-терапии и рассказывать об их положительном эффекте, но вывод напрашивается один: работать посредством данного метода с подростками, находящимися в социально-опасном положении, можно и нужно. Она помогает восстановлению психоэмоционального баланса, развитию и гармонизации личности, формированию и развитию способности к самовыражению, принятию себя и своего самопознания, чего так не хватает этим детям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив и проанализировав материалы по теме исследования, мы пришли к выводу, что у подростков, находящихся в социально-опасном положении, отсутствует семейное воспитание вследствие отчуждения в детско-родительских отношениях, эмоционального отвержения, неблагополучия семьи по причине её асоциального поведения, чрезмерной строгости или, наоборот, гиперопеки родителей, что нередко приводит к негативным последствиям в развитии несовершеннолетнего.

На фоне неудовлетворённости базовых потребностей у таких детей наблюдается отставание в физическом, интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии. От ощущения себя никому не нужным у подростка развивается комплекс неполноценности. Происходит нарушения в эмоционально-волевой сфере, наблюдаются невротические состояния, страхи, фобии, поведенческие реакции становятся неадекватными, проявляются необъяснимые приступы агрессии. В результате происходит деформация личности, наблюдается девиантное и даже делинквентное поведение.

Последнее время, всё большее внимание уделяется изучению форм и методов коррекции поведения подростков, находящихся в социально-опасном положении, и с появлением всё более новых, идущих в ногу со временем идей открываются новые возможности использования их на практике.

Арт-терапия как один из методов практической психотерапии представляет собой современное направление, которое имеет большие возможности исцеления не только отдельных людей, но и всего общества в целом. Для подростков, находящихся в социально-опасном положении, этот метод является самым эффективным в решении их проблем, так как они больше всего подвержены деформации личности по причинам, не зависящим от них самих.

К методу арт-терапии в психокоррекционной работе прибегают всё больше специалистов в области психологии, и пациентам это нравится, потому что ничто так не расслабляет, как свободное выражение своих чувств и эмоций через занятия творчеством, разнообразие которого безгранично. Очень распространены такие виды арт-терапии как изотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, терапия игрой, танцами, песочная терапия и т.д. Но все они имеют общую цель – воздействие на психоэмоциональное состояние человека, иначе говоря, лечение терапией души и тела.

Поэтому метод арт-терапии является, чуть ли не самым главным в работе с подростками, находящимися в СОП. Переживая моменты творчества, они могут выразить всю полноту чувств, освободиться от негативных эмоций, осознать самого себя, окружающий мир и раскрыть свой внутренний потенциал, повысить самооценку и самопринятие, решая внутренние и внешние конфликты, формировать положительное самоотношение и строить позитивные планы на дальнейшую жизнь. Арт-терапия позволяет подростку понять «Я»-реальное, осознать «Я»-зеркальное и приблизить себя к «Я»-идеальному, иначе говоря, быть в ладу со своей «Я»-концепцией. Задача арт-терапии заключается в том, чтобы любой подросток смог выразить свои чувства и своё состояние души рисунком, музыкой, танцем и т.д., что для некоторых, является единственным способом заявить о себе, как о творческой личности и круто изменить свою жизнь, настроенную на позитив.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/kursovaya-art-terapiya-v-sotsialnoy-rabote/

1. Аптикиева, Л. Р. Организация психолого-педагогической работы с подростками, пережившими насилие / Л. Р. Аптикиева, А. Х. Аптикиева, М. С. Бурсакова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. – № 9. – С. 4-10.

2. Агарагимова, В. К. Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии / В. К. Агарагимова, Б. М. Гасанова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета, 2013. – № 4. – С. 20-25.

3. Братчикова, Ю. В. Оптимизация самоотношения подростков методом творческого самовыражения / Ю. В. Братчикова, И. Ф. Шниятова // Актуальные проблемы психологии личности. — 2013. – № 11. – С. 8-14.

4. Басалаева, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении / Н. В. Басалаева, Т. В. Захарова, Т. В. Казакова, З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, В. В. Коршунова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. – № 2. – С. 1-8.

5. Беличева, А. С. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов психосоциальных работников: учеб. пособие / А. С. Беличева. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 336 с.

6. Долгова, В. И. Исследование эмоциональных состояний старших подростков / В. И. Долгова, Н.Г. Кормушина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2016. – № 6. – С. 132-136.

7. Дякина, Н. В. Искусство в терапии человеческой души / Н. В. Дякина // Наука и социум, 2017. –№ 1. – С. 48-52.

8. Жданова, С. Ю. Метод фотографии в познании индивидуальности человека / С. Ю. Жданова, Е.Ю. Власова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 2 (9).

– С. 76-79.

9. Кравченко, А. А. Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков / А. А. Кравченко // Молодой учёный. — 2017. –№1. – С. 106-108.

10. Леонтьева, Т.В. Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков / Т. В. Леонтьева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — № 2. – С. 62 – 64.

11. Леонтьева, Т.В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии / Т. В. Леонтьева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2014. – № 2. – С. 65 – 69.

12. Лихачёва, Н.В. Особенности поведения и формирования социально-нравственных норм педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии / Н. В. Лихачёва, А. А. Кузнецова // Педагогическое образование в России. — 2016. – № 2. – С. 143-148.

13. Московкина, А. Г. Роль арт-терапии в преодолении коммуникативных проблем у детей / А. Г. Московкина // Теория и практика общественного развития. — 2015. – № 1. – С. 106-107.

14. Платонова, А. В. Арт-терапия в работе психолога / А. В. Платонова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2014. – № 14. – С. 71-73.

15. Платонова, А. В. Возможности психокоррекционной работы с использованием арт-терапии / А. В. Платонова // Инновационная наука. — 2016. – № 12. – С.195-197.

16. Свиридова А.Н. Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении / А. Н. Свиридова, Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Т. В. Захарова // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. – № 3. – С. 232-237.

17. Филатов, О. В. Роль центров социальной поддержки населения в воспитании и развитии детей из неблагополучных семей / О. В. Филатов // Человек и образование. — 2014. – № 2. – С. 68-70.

18. Чёрная, Ю. С. Динамика социально-психологической адаптации у подростков, занимающихся живописным художественным творчеством / Ю. С. Чёрная // Гуманитариум. — 2017. – № 3. – С. 31-35.

19. Чёрная, Ю. С. Влияние творчества на процесс адаптации в период подросткового кризиса у тинэйджеров / Ю. С. Чёрная, С.П. Шклярук // Интеракивная наука. — 2017. –№ 5. – С. 75 -79.

20. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социально-опасное положение семьи и детей / Е. Р. Ярская-Смирнова, В. М. Маркина. – Москва : Вариант, 2015. – 100 с.

21. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : федер. закон от 24. 06. 1999 № 120-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.