Формы и методы работы с трудновоспитуемыми детьми

Бессмысленно бороться с отрицательным поведением, когда речь идет о педагогической профилактике. Пока есть отрицатель­ные свойства, они будут порождать бесчисленное количество ва­риантов неправильного поведения. Бороться надо не со следстви­ем, а с причиной, которая их порождает. Вот почему так важно внимание к внутреннему миру воспитанника, хотя, несомненно, внешний контроль и регуляция поведения сдерживают отрица­тельные проявления.

В профилактике трудновоспитуемости важное значение приоб­ретает проблема взаимодействия внешней и внутренней регуляции поведения. М. И. Бобнева пишет: «При социальной регуляции по­ведения личности основными регуляторами и посредниками со­циального воздействия оказываются высшие качественно опре­деленные образования субъективного мира личности — ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы»(1).

Значит, изменение поведения требует изменения его внутренних факторов, в первую очередь интенсивного формиро­вания положительных черт и качеств личности, идеалов и убеж­дений. Считать, что причиной испорченности человека является само поведение, все равно что считать слезы причиной горя, смех — причиной веселого настроения, поступок — причиной мотива и т. д.

Возрастными проявлениями трудновоспитуемости подростков можно считать: болезненное самолюбие, дерзость, грубость, от­рицательную реакцию на критику, критиканство, пессимизм.

Трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она — результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте школьника и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения.

Например, эгоистичность имеет несколько разновидностей. Так, самонадеянность, самолюбование эгоиста почти всегда связаны с непрактичностью, ограниченностью, словесной активностью. Ес­ли ребенок рос единственным, был первенцем или самым младшим в семье, он особо оберегался взрослыми от забот и хлопот, его успехи создавались усилиями старших. Когда родители возлагают на ребенка особые надежды, требуют от него отличной учебы и помогают преимущественно в этой области любой ценой добиваться успехов, пренебрегая всем остальным, вырастает человек с раздутым тщеславием, болезненным самолюбием, обостренной потребностью самоутверждения. Если маленького эгоиста посто­янно защищают и оберегают от перегрузок, неизбежно появляется лицемерие, пренебрежение к другим, нежелание принимать в рас­чет общественные интересы.

4 стр., 1653 слов

Механизмы социальной деятельности и поведение личности

... нормам общества, поэтому рассмотрение регуляции социального поведения личности как основного вопроса работы является наиболее актуальным. Целью работы является рассмотрение социального поведения личности и его регуляции. Для решения поставленной цели ... не к внешним, а к внутренним побудителям. Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок ...

Лживость также имеет немало разновидностей: то как само­обман или оправдание своих недостатков, то как компенсаций отсутствия положительных впечатлений и фантазий, то как интри­ганство в корыстных интересах.

Многолика и лень: уход от труда из-за страха перед постоян­ными неудачами в деятельности, боязнь стать объектом насмешек товарищей из-за неумения трудиться, неумение преодолевать сла­бость, неспособность к длительному усилию, привычка облегчать свои физические и умственные нагрузки за счет других.

Индивидуальный характер трудновоспитуемости зависит также от взаимодействия темперамента, нездоровых потребностей, не­устойчивости поведения, искаженной направленности с конкретными проявлениями лености, нечестности, грубости, недисцип­линированности, поэтому профилактика и преодоление трудно­воспитуемости должны осуществляться разнообразными педагогическими воздействиями на каждого воспитанника с учетом имен­но его данных.

Для предупреждения трудновоспитуемости решающими могут оказаться действия педагога в сложный период роста ребенка, когда он делает ошибки и терпит неудачи из-за отсутствия опыта, необходимых знаний, умений и навыков.

Самое опасное время — стабилизация трудновоспитуемости.

Знание уровня трудновоспитуемости, ее признаков позволяет, во-первых, определить основное направление педагогической про­филактики, во-вторых, избежать ошибок в диагностике воспитан­ности школьника.

1.2.Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми.

В нашей работе очень важны доверитель­ные партнерские отношения между социаль­ным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка — значит, помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, вза­имоотношений с учителями, родителями, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.

Планы социального педагога часто меня­ются в зависимости от каждодневных ситуа­тивных и сиюминутных проблем. Соци­альным педагогом проводится интенсивная работа по реабилитации и социальной адап­тации детей. Практика показывает, что индивидуальные еженедель­ные консультации помогают юношам и де­вушкам избавиться от стресса, разгружают их морально и психологически, устраняют при­чины негативного поведения.

Социальный педагог принимает подрост­ка как данность, независимо оттого, что он говорит, какие проступки совершал. Он про­сто обязан проявить заинтересованное отно­шение к подростку, в том числе и к асоциаль­ному, чтобы помочь ребенку открыться.

Практика показала, что нуждающе­гося в помощи ученика не обманешь даже талантливо сыгранным хорошим отношени­ем. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его про­ступку, к общественно неодобряемым дейст­виям. На консультациях педагог помогает подростку разобраться в сложностях его жиз­ни.. Лучше всего давать такой совет, ко­торый стимулирует самостоятельный поиск оптимальных выходов из сложных ситуаций, без навязывания своего мнения, используя в общении такие обороты: «по-моему…», «а что, если…» и др.

12 стр., 5543 слов

Технологии социальной работы с бездомными детьми

Практической значимостью работы являются анализ и совершенствование технологий социальной работы с бездомными детьми в ГБУ РТ «Центр социальной помощи семье и детям» Республики Тыва. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего ...

Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработ­ка у них социоадаптивных качеств, помогаю­щих справиться с трудными ситуациями любо­го уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой творческий потенциал… Дети особенно восприимчивы к соци­альным воздействиям, и у большинства из них не сформировались устойчивые негативные, асоциальные качества. К тому же они находятся на рубеже перехода к подростковому возрасту, одному из самых сложных периодов развития личности, который может быть чреват появле­ниями психологических комплексов, неадекват­ной самооценки, девиантного поведения, лич­ных драм и даже трагедий. Исходя из этого, нужно готовить детей к этому периоду, чтобы он про­шел более щадяще, менее болезненно и для ре­бенка и для его окружения.

Глава 2. Технология работы социального педагога.

2.1. Формы и методы работы социального педагога с трудновоспитуемым ребенком как один из путей решения «трудных детей».

В повседневной практике педагогу приходится постоянно корректировать поведение учеников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях преподаватель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

  • поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
  • любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
  • форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
  • награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
  • поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
  • важнейшее положение: что бы ни случилось, нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы и награды;
  • ни в коем случае нельзя отнимать подаренного кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший.

И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

  • ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Нужно уважать тайну ребенка;
  • если обстоятельства вынуждают, приказывать нужно решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
  • всегда стоит учитывать состояние ребенка;
  • не унижать ребенка;
  • соблюдать закон неприкосновенности личности.

Определять только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

3 стр., 1107 слов

Личность испытуемого, ее проявления в ситуации психологического эксперимента

... испытуемых».[1] Классификация испытуемых Компетентность испытуемого может сказаться на его поведении и результатах при участии в других психологических исследованиях. Как правило, психологи оценивают компетентного испытуемого ... что это — социально- психологическая характеристика студентов.[1] Помимо того, что испытуемый включается в ситуацию исследования, он из нее в конце концов выходит. На ...

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка; 4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 5) обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безогово­рочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением; 6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное — трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; 7) проявление огорчения; 8) проявление умений учителя, его мастерство.

Формы и методы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

1. Убеждение и личный пример. Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

2. Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение.

Формы и методы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.

1. Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

2. Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

3. Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы.

9 стр., 4100 слов

«Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного ...

... значимость приобретают исследования, посвященные причинам возникновения агрессивного поведения и поиску путей его преодоления. Особенно актуально изучение проблемы агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, поскольку, чем раньше начнется работа по его коррекции, тем ...

1. Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

2. Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».

3. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

4. Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

5. Приказание.

6. Предупреждение.

7. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.

8. Проявление возмущения.

Вспомогательные приемы.

1. Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.

2. Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.