По социальной психологии «Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста»

Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста, Актуальность темы.

Ребенок также нуждается в правильном уходе, требует внимания и взаимодействия с родителями. Младенец крайне чувствителен к настроению родителей, ощущает на себе воздействие психологического микроклимата, сформированного в семье. От этого в значительной степени зависит нормальное физическое и психическое развитие личности ребенка, его психологический комфорт. Период рождения ребенка — серьезное испытание для молодой семьи, и для самого ребенка. Появляется эмоциональное напряжение, страхи, чаще всего вызванные социальной уязвимостью супругов. В этот момент семья особенно нуждается в социальном патронате, психологической помощи и поддержке.

В рамках психосоциального сопровождения семей с младенцами и детьми раннего возраста, а также при организации психологической поддержки и помощи младенцам и детям раннего возраста, применяются различные технологии психосоциальной работы: индивидуальная и групповая психолого-педагогическая работа, социально-правовое сопровождение, организация работы выездных консультативных бригад специалистов.

В решении проблем семей, занимающихся воспитанием младенцев и детей раннего возраста, активно используются технологии самопомощи и взаимоподдержки. Реализация всех этих мер имеет своей целью становление семьи, способной к самостоятельному функционированию и развитию, выполнению своих значимых социальных задач.

Важно оказывать помощь и поддержку детям в плане создания для них условий, способствующих развитию, нормальному общению. Для этого организовываются различные мероприятия, проводится поддержка детей в дошкольных образовательных учреждениях, которая позволяет им успешно адаптироваться к новым условиям, перейти на новый этап развития и функционирования в обществе. На ранних этапах проводится коррекция семейных отношений. Взаимодействия в рамках системы «мать-дитя». При обнаружении проблем и патологий развития проводится специальная психокоррекционная работа .

Степень разработанности., Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования –, Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические аспекты организации психосоциальной помощи

    23 стр., 11403 слов

    Ранняя диагностика детей с проблемами в развитии

    ... использованы при организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии детей дошкольного возраста. Практическая значимость работы обусловлена тем, что использование полученных в ходе исследования материалов позволит в практике ...

  2. Рассмотреть различные способы и технологии оказания психосоциальной помощи и поддержки

  3. Выделить методы и технологии, применяемые при оказании психосоциальной помощи детям и их семьям

  4. Рассмотреть особенности развития и основные потребности младенцев и детей раннего возраста

  5. Рассмотреть принципы организации психосоциальной помощи младенцам, детям раннего возраста и их семьям.

Гипотеза исследования., Методы исследования., Новизна исследования., Теоретическая и практическая значимость., Структура работы.

    1. Способы оказания социально-психологической помощи

В психосоциальной работе активно используются социально-психологические методы познания, прогнозирования и регулирования социального взаимодействия. Они направлены на решение задач социализации личности и совершенствование социума. Психологические методы регулирования социального взаимодействия, применяемые в социальной работе, также принято делить на индивидуальные и групповые.

Существуют различные технологии психосоциальной работы детьми и их семьями. Наиболее распространенными технологиями психосоциальной работы являются: диагностика, посредничество и консультирование, профилактики и коррекция.

Технология психосоциальной диагностики. Термин диагностика происходит от греческого

Если своевременно выявить проблемы в психосоциальной сфере и принять меры по их предотвращению, можно предотвратить дальнейшее обострение проблем и предотвратить нежелательное течение некоторых процессов. Основной задачей психосоциального работника является определение психосоциальной проблемы с максимальной точностью. Кроме того, необходимо найти правильные и необходимые меры по предотвращению дальнейшего осложнения проблемы. От правильности принятых мер зависит дальнейший исход проблемы и разрешение ситуации.

Для проведения диагностики применяют ряд методов, в частности, микросоциологические, социальные, психологические, педагогические методы. Психосоциальную диагностику можно уложить в примерную схему, которая состоит из нескольких этапов.

Первый этап сводится к выявлению проблемы. В качестве исходного материала выступают жалобы клиента, близких, родственников. Основанием для проведения социальной диагностики является заявление соседей, воспитателя о необходимости обратить внимание на нарушения в поведении ребенка или особенности семьи.

На втором этапе психосоциальный работник проводит активную работу по сбору информации. Он анализирует ситуацию, проводит собственное исследование. При этом целесообразно применение двух методов организации исследования: историко-генетические и структурно-функциональные методы. На основании первой группы методов определяют время, происхождение проблемы, пути ее развития и трансформации. Определяют, может ли проблема быть генетически детерминированной или обусловленной особенностями воспитания в семье.

5 стр., 2092 слов

Методы исследования в педагогике

... исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, ... почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы ... они распространяются. Вторые количественных манипуляций не ...

Также прослеживают состояние проблемы на различных этапах развития патологии. Структурно-функциональный подход подразумевает получение и обработку данных, касающихся текущего состояния проблемы, состава и строения объекта социального исследования. Также изучают различные элементы проблемы, ее составляющие и анализируют их как в отдельности, так и в составе единого комплекса .

Для того чтобы иметь возможность оценить и проанализировать существующие проблемы и пути их преодоления, используют различные качественные методы исследования. К таким методам относят интервью, анкетирование, наблюдение. Затем проводят анализ полученных результатов, сопоставляют и сравнивают данные. Проводят статистическую обработку данных, в ходе которой данные подразделяют на важные и малозначимые. Проводят ранжирование проблемы, выделяют ключевую проблему, на основании которой производят дальнейший анализ и поиск путей преодоления проблемы. Завершающим этапом психосоциальной диагностики является постановка диагноза.

В качестве примеров выступают следующие ситуации: диагностика благополучности семьи, диагностика социального и психологического комфорта и благополучия в семье, определение психологического здоровья и типов семейных нарушений, возможных исходов конфликтных ситуаций.

В психосоциальной работе широко применяются

Психологическое консультирование это вид психологической помощи, заключающейся в разъяснении клиенту его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личного развития и решения психологических проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях .

Психологическое консультирование — один из эффективных методов

психологического воздействия на человека с целью оказания профессиональной помощи в решении конкретных проблем. Психологическое консультирование связано с другими формами активного воздействия на личность (психологической коррекцией, психотерапией и др.).

Специфика психологического консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы.

Консультирование предназначено для оказания психологической помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач. Психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных

12 стр., 5809 слов

Проблема возраста человека

... метод исследования. Практическая значимость данной работы заключается в повышении психологической грамотности в вопросах изучения проблемы возраста. 1 Возраст и его проблемы на основе классификации 1.1 Классификация возрастных проблем В исследовании развития человека следует обозначить основные проблемы ...

личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных

трудностей и конфликтов. Умение консультировать является показателем профессионального мастерства специалиста по психосоциальной работе.

В системе мероприятий по психосоциальной защите населения психологическое консультирование в перспективе может стать одним из наиболее частых видов оказания профессиональной помощи. К его преимуществам относятся: сравнительная простота, экономичность, возможность оказания непосредственной экстренной помощи.

Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами. Индивидуальные консультации делятся на :

— однократные и многократные;

— консультации по личному обращению;

— в результате вызова, направления.

Кроме этого выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и др.

Методы работы консультанта в процессе консультирования

а) Метод психодиагностического тестирования.

б) Метод динамического наблюдения. Наблюдение проводится в течение всего процесса консультирования и позволяет получать непосредственную психологическую информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях человека. Психолог при этом выступает в качестве эксперта и может целенаправленно моделировать проблемные ситуации в ходе беседы. Следует обращать внимание на тон речи и невербальные реакции, вегетативные проявления, детали внешности, одежды, манеру общения, особенности психомоторного реагирования и прочее. Квалифицированное наблюдение должно проходить незаметно для клиента.

в) Метод эмоционального заражения. Метод предполагает прямую целенаправленную передачу эмоционального состояния психологов консультируемому человеку. Необходим для коррекции психического состояния человека, формирования наилучшей для успешного взаимодействия психологической атмосферы, повышения самооценки клиента. Для овладения этим методом психологу необходимо совершенствовать умение концентрировать, выражать и контролировать свои эмоции.

г) Метод внушения.

Метод является «резервным» и применяется, когда другие возможности воздействия на человека исчерпаны. Наиболее уместно использование метода в стадии совместной интерпретации (шестая стадия основного этапа консультирования).

д) Метод убеждения. Суть метода убеждения состоит в развернутой логической аргументации приводимых доводов и положений, передаваемых на фоне уравновешенного эмоционального состояния человека. Метод можно считать базовым для всех фаз и стадий консультирования. Успешное владение этим методом предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, долговременной памяти и внимания. Кроме того, необходимо правильно понимать и интерпретировать высказывания клиента, находить с ним «общий язык», то есть обладать коммуникативной компетентностью.

12 стр., 5764 слов

Психотерапевтические методы работы с детьми: игротерапия, драматерапия, ...

... детской непосредственности восприятия и использовать их как важный терапевтический инструмент. Целью курсовой работы является:, Задачи курсовой работы: Раскрыть сущность понятия «психотерапия» с точки зрения разных исследователей; Описать виды и методы психотерапевтической работы ...

е) Метод психологического информирования.

ж) Метод художественных аналогий. Метод предназначен для косвенного воздействия на мировоззренческие установки, стереотипы, мнения человека. Суть этой техники состоит в привлечении конкретных случаев из практики, жизни, анекдотов, примеров из художественной литературы, притч, сказок, пословиц и поговорок. Эти истории дают возможность клиенту взглянуть на похожую проблему как бы со стороны, часто с неожиданной и даже юмористической. Благодаря этому снижается субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы. Метод может применяться на всех стадиях консультирования.

з) Метод мини-тренинга. Суть метода — в формировании необходимых конкретных навыков у клиента путем кратковременных тренировок, органично включаемых в процесс консультирования. Например, психолог предлагает «проиграть» ситуацию конфликта с какой-либо значимой для клиента личностью, после этого обсуждаются ошибки и ограничения в поведении. Метод рекомендуется применять на стадии «расширения целей», когда человек осознает дефицит определенных психологических умений и навыков и желает немедленно его восполнить. Этому методу может предшествовать или сопутствовать метод информирования.

и) Метод психотерапевтических воздействий.

Возможно использование отдельных техник рациональной и когнитивной психотерапии, гипноза, клиент-центрированной терапии, психоанализа, позитивной психотерапии, гештальт-терапии, поведенческой психотерапии и других. Цель использования этих техник состоит в коррекции отдельных невротических проявлений и профилактике психических отклонений .

Методика консультирования пригодна для практического использования в системе социальной и психосоциальной работы со взрослыми, семьями. В рамках каждого метода существуют отдельные формы работы с детьми различных возрастов.

Психосоциальное посредничество является второй важной технологией, на основании которой возможно содействие в дальнейшем разрешении проблемы или конфликта. Потребность в психосоциальном посредничестве возникает в том случае, когда семья сталкивается с серьезной проблемой, которую она не в состоянии разрешить. Роль посредника для психосоциального работника заключается в том, что сначала он проводит диагностику, затем на основании выявленных проблем оказывает помощь семье в разрешении выявленной проблемы или устранении конфликта.

Одним из основных путей разрешения данной проблемы является своевременное установление связи между семьей и необходимой организацией, которая окажет своевременную помощь в каждой конкретной ситуации. После того, как семья выбрала необходимую организацию, необходимо проследить путь взаимодействия между человеком и данной организацией. Организация должна взять на себя функцию разрешения конфликта или проблемы, семья же должна являться на консультации и неукоснительно выполнять требования и рекомендации консультанта, предпринимать попытки участия в разрешении конфликтов и проблем.

23 стр., 11279 слов

Совершенствование опыта работы служб по оказанию помощи детям ...

... в сети Интернет. Структура работы. Дипломный проект представлен тремя главами, последовательно раскрывающими теоретические и практические аспекты работы служб по оказанию помощи детям и подросткам в случае жестокого обращения с ними. В первой ...

Психосоциальный работник при этом продолжает осуществлять контроль, оказывает помощь человеку в постоянном поддержании контакта с избранной организацией. Таким образом, роль психосоциального работника не заключается только лишь в том, чтобы направить человека на консультацию в необходимую организацию. Наиболее значимым этапом является контроль процесса налаживания отношений между организацией и клиентом. После завершения работы организации с клиентом необходимо провести оценку конечного результата .

Примером ситуаций, которые требуют психосоциального консультирования и посредничества выступают различные типы конфликтных ситуаций. При этом зачастую исход конфликтной ситуации может быть просчитан социальным сотрудником заранее и при своевременном принятии правильных мер, возможно, не только предопределить, он и спроектировать, заранее направить ход конфликта. Это связано с тем, что в основе любого конфликта лежат определенные общие закономерности, которые предопределяют ход дальнейшего развития конфликтной ситуации.

Роль психосоциального работника в оказании помощи в разрешении конфликтов не вызывает сомнения. Это связано с тем, что конфликты, как правило, не имеют положительного воздействия ни на участников конфликта, ни на общество в целом. Особую значимость имеет внутрисемейный конфликт, в который вовлекаются несовершеннолетние дети. Он имеет особые негативные последствия, поскольку его участниками становятся дети, у которых только начинает формироваться мировоззрение, которые начинают искать способы общения, коммуникации .

В детском возрасте также формируются стереотипы, на основании которых в дальнейшем человек будет разрешать или не разрешать конфликты. Необходимо помнить, что дети как участники конфликтов имеют свое понимание и видение мира, с различными взглядами на предмет спора, со своими убеждениями, стереотипами, ценностными ориентирами.

В основе любого конфликта лежит индивидуальное понятие о конфликте, формируются особенности конфликта, правила выхода из конфликтной ситуации, способы разрешения. Именно в семье формируются основные черты характера человека, готовность решать конфликты или усугублять их.

Профилактика обычно сводится к своевременному выявлению причин и условий, способствующих развитию патологии. Если своевременно не устранить эти причины, в дальнейшем они повлекут за собой существенные отклонения. Цель профилактики состоит в снижении риска развития психосоциальной патологии путем применения различных приемов.

Профилактические меры существенно отличаются друг от друга особенностями применения, содержанием, направленностью. Это связано с тем, что в основе профилактики лежит индивидуальный подход к каждому клиенту и научное обоснование применяемых приемов и технологий. В целом профилактические мероприятия могут носить различный характер: они могут быть компенсирующими, нейтрализующими, предупреждающими, устраняющими.

8 стр., 3927 слов

История развития помощи детям с нарушением интеллекта в России

... госбюджет. Постановление СНК РСФСР "Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков" (1926) регламентировало учебно-воспитательный процесс в учреждениях ... знаний, важ¬ная предпосылка становления будущего специалиста. Полагаю, необходимым знать историю развития помощи детям с нарушениями интеллекта, чтобы: обобщить опыт предшественников, знать основные направления ...

В основе профилактики лежит необходимость применения запрограммированных действий, направленных на достижение определенного результата. Основными методами профилактики является поиск патологий, обучение клиентов новым навыкам, которые повлекут за собой изменение образа жизни и мышления, помогут успешно противостоять жизненным трудностям, сохранять активность и вести здоровый образ жизни .

Коррекция направлена на корректировку отклонений, возникающих в поведении человека, выявление неблагополучия, лечение психосоциальных ситуаций, коррекция отношений в семье, отклоняющегося поведения.

Для детей часто применяют развивающие и коррекционные мероприятия, направленные на устранение негативных социальных установок, развитие позитивного мышления и социально- значимых качеств. Важно проведение коррекционной работы не только с детьми, но и с ближайшим окружением: детьми, родителями, педагогами .

Таким образом, потребности в консультировании и проведении коррекционных работ возникают достаточно часто. Существует множество организаций, которые призваны оказывать помощь различным категориям населения, в том числе, семьям и детям, растущим в них. Также существуют различные технологии социальной работы с семьей, младенцами и детьми. Наиболее распространенные технологии – психосоциальная диагностика, психосоциальное посредничество и консультирование, психосоциальная профилактика и коррекция.

1.2. Психосоциальные методы работы с детьми и их семьями

Работа с детьми требует особых навыков и специфического подхода. При этом применяются как индивидуальные, так и групповые методы работы. Как показывает многолетний практический опыт в области психологии и психосоциальной работы, беседы являются неэффективным средством работы с детьми. Необходимо применять

Хорошо зарекомендовали себя методы спонтанного и направленного рисования. Эти методы эффективны, поскольку переживание различных эмоций, особенно негативных находит отражение в психике ребенка. Психические травмы, утраты, лишения способствуют появлению у ребенка физических и психических шрамов, которые тормозят развитие психики ребенка. Рисование помогает ребенку раскрепоститься, раскрыть внутренний потенциал, вывести во внешнюю среду чувства, эмоции. Психолог или психосоциальный работник могут скорректировать ход и направленность эмоций.

Также применяют занятия живописью, керамикой, которые являются эффективным средством борьбы с психологической травмой у детей. В комплексе с игровой инсценировкой часто достигают возможности экстернализации переживаний ребенка. Благодаря этим средствам можно достичь исцеления и дальнейшего развития психики .

Известным средством коррекции нарушений у детей различных возрастов является поведенческая терапия. Это эффективная техника, в основе которой лежит теория научения, которая тесно переплетается с основными положениями социальной психологии и теории развития.

14 стр., 6807 слов

По Педагогике «Игрушка в жизни ребенка» занимательные факты

... необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка должна помогать детям изучать ...

Одной из наиболее распространенных форм психокоррекционной работы является тренинг социальных навыков. Тренинг социальных навыков основан на реализации терапевтических процедур. В основе тренинга лежит классическое и оперантное обусловливание. Тренинг направлен на выработку у детей социальных навыков, а также на обеспечение такого поведения, которое приемлемо не только для каждой отдельной личности, но и для общества в целом. В ходе тренинга происходит формирование у детей нормальных жизненных умений и навыков.

Основное воздействие тренинга направлено на управление эмоциями, планирование, постановку тактических и стратегических целей. Детей учат умению принимать решения и нести ответственность за каждое принятое решение. Формируется уверенность в себе, коммуникативные навыки. В ходе тренинга применяют такие приемы, как моделирование, ролевые игры, формирование обратной связи, умение переносить учебные навыки в жизненную обстановку .

Особую значимость в групповой практике приобрело когнитивно-поведенческое направление, которое заключается в том, что применяется комплекс классических процедур и техник когнитивного переструктурирования. В рамках этого направления формируются альтернативные пути овладения ситуацией. Происходит атака иррациональных убеждений, формируется способность к осознанию сущности и последствий собственного поведения. Формируется чувство ответственности, правильных установок и привычек. Программа когнитивно-поведенческих преобразований представлена 5 ступенями:

— активируется способность человека к самопознанию, самоизменению. В ходе процедуры можно выявить цели и мотивы поведения человека, рассмотреть первоосновы происходящего. Можно установить события и ситуации, которые обусловливают поведение человека. Также анализируются положительные и отрицательные последствия принятых решений. В ходе актуализации способностей можно определить цели изменений и выбрать характер подкреплений;

— релаксационный тренинг, который дает возможность расслабиться, достичь нервного, мышечного расслабления. Достигается снижение мозговой активности, расслабление и релаксация по отношению к поведенческим факторам. Таким образом, можно контролировать личное и социальное напряжение;

— положительный эффект от практики, от релаксационного тренинга должен быть подкреплен позитивными событиями;

— применяются когнитивные стратегии, в основе которых лежит самоинструктирование человека, при котором человек приобретает навыки самостоятельного оказания психологической помощи самому себе. Также человек приобретает способность действовать самостоятельно в критических ситуациях, принимать решения и нести ответственность на собственные действия и решения;

— формирование настойчивости и оптимизация социального взаимодействия, коммуникативных навыков. Человек производит выбор действий, которые необходимо изменить с целью повышения уровня позитивных социальных конфликтных отношений .

Также применяется гельштат-терапия, при помощи которой можно трансформировать патологические неврологические реакции в нормальные, полезные в социуме навыки и умения, формы поведения. При этом применяется активизация механизмов сдерживания поведения в нерелевантной ситуации. Активизируются способности к ненаправленному и необъективному выражению агрессивных импульсов. Возможно формирование умений планировать и предвидеть последствия собственных действий.

15 стр., 7031 слов

«Роль игрушки в развитии детей раннего возраста»

... которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. С точки зрения М.Б. Бениаминовой, игрушки для детей этого возраста должны ... ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей - погремушки. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью ...

В работе с детьми применяются приемы рисования, творческие игры-драматизации. Дети пишут сочинения, читают книги, просматривают тематические мультфильмы. Все эти приемы дают возможность оказывать целенаправленное воздействие на человека. Такие приемы нашли широкое применение в работе с детьми, в психосоциальной работе, при оказании психологической помощи и поддержки. В процессе работы происходит коррекция поведения .

В целом, готового рецепта оказания психологической помощи детям не существуют. Стандартизированные схемы также не разработаны. Однако существуют методы, которые традиционно применяют в практике. Они считаются наиболее адекватными.

Часто пользуются методом клиент-центрированной игровой терапии. Этот метод основан на том, что ребенка обеспечивают игровым материалом. Консультацию организовывают в виде игры. Это дает возможность построить безопасные отношения между ребенком и психосоциальным работником, который в ходе консультации может не только поставить диагноз, но и оказать психологическое воздействие. Ребенок при помощи этого метода может исследовать собственное «Я», свои мысли, чувства, эмоции .

Игровая терапия, свободное общение являются универсальными средствами работы с детьми.

Игра – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Игра может быть охарактеризована как основной вид деятельности, поскольку при помощи игры происходит формирование и становление личности дошкольника. При помощи игры реализуются все основные потребности и навыки детей, происходит взаимодействие с миром взрослых, окружающим миром. Игра позволяет дошкольнику находить контакт со сверстниками. Детей, как правило, объединяет общая игровая деятельность, формирует общие интересы, потребности, цели. Также при помощи игры формируются общие интересы, увлечения. Совместная деятельность способствует развитию личности, формированию социально – значимых качеств, умения общаться. Игра дает ребенку чувство необходимости, он может чувствовать себя частью коллектива, учится взаимодействовать с ним.

При помощи игры можно оказывать воздействие на ребенка, в том числе и воспитательное, логопедическое. В ходе проведения коррекционных программ мож но широко задействовать игровые технологии и элементы для достижения самых разнообразных целей и задач. В первую очередь необходимо сосредотачивать внимание ребенка на формировании навыка общения, развития речи, формирования положительных взаимоотношений в коллективе. Тогда ребенок ощущает потребность в общении, чувствует себя частью коллектива, стремится высказать свои мысли, ощущения, эмоции, а также стремится понять окружающих. Под воздействием подобного стремления происходит в первую очередь развитие речи.

Песочная терапия применяется для детей, которые не идут на контакт, у которых недостаточно развита коммуникативная функция. Игра с песком дает ребенку возможность избавиться от комплексов, неуверенности. В ходе игры ребенок демонстрирует то, что он пережил, раскрывает свои чувства и переживания. У стеснительных и боязливых детей интерес к новому преобладает, поэтому они начинают играть и раскрываться. Этот метод более эффективен, чем арт-терапия, поскольку ребенок не боится, что его навыки в рисовании будут оценивать.

Также применяют серийное рисование, в ходе которого психолог каждый день встречается с ребенком и просто просит нарисовать рисунок. Как правило, ребенок выбирает одну тематику, в рамках которой происходят незначительные колебания. Это дает возможность отследить изменения в динамике .

2.1. Особенности развития и потребности младенцев и детей раннего возраста

В последние десятилетия в связи с расширением возможностей точной регистрации поведенческих проявлений наблюдается новый всплеск интереса к психологии младенцев. В настоящее время при исследовании процессов восприятия, памяти, внимания у детей первого года жизни используют регистрацию целого ряда объективных «индикаторов»: частоты сердечных сокращений, ритма дыхания и сосания, микродвижений глаз, поворотов головы, появления и угасания ориентировочной реакции.

Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни :

(дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности

защитных рефлексов

  • ориентировочных рефлексов
  • атавистических рефлексов

свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС

Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (способностью отличить сладкое от горького, кислого, соленого).

Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни.

Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. Существуют данные в пользу наличия врожденной координации слуха и зрения. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается.

лицевой имитации

особенности самой программы,

Например, экспериментально задавалась такая схема: поворотом головы налево младенец может включить свет. Большинство двух-трехмесячных детей вскоре обнаруживали эту взаимосвязь и включали свет неоднократно за короткий промежуток времени. Затем частота поворотов головы уменьшалась и сохранялась на низком уровне до смены программы. Когда ребенок случайно открывал изменение схемы (теперь включение света происходило при повороте головы направо), всякий раз наблюдался рост активности .

Пяти — шестинедельные младенцы научались так регулировать темп сосания пустышки, чтобы достигать наилучшей фокусировки изображения на экране телевизора.

врожденных предпосылках общения.

непродемонстрированными

Биологическая беспомощность новорожденного и ее значение для развития. И, тем не менее, те способности, о которых мы говорили выше, рассматриваются как предпосылки будущего развития.

Новорожденный не имеет ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движений. Даже безусловный сосательный рефлекс нуждается в «доводке»: некотором обучении ребенка в первые дни жизни. Исследования показали, что такие двигательные акты, как хватание и ползание, не являются естественным продолжением врожденных рефлексов. Напротив, требуется угасание безусловных движений, чтобы могли быть сформированы новые произвольные двигательные акты.

биологическая беспомощность

Для развития ребенка важны игрушки, общение со взрослыми. Психологами из различных стран мира уже давно доказано, что игрушки являются обязательным инструментом, который обеспечивает полноценное и всестороннее развитие малыша. При помощи игрушек реализуются все основные потребности и навыки детей, происходит взаимодействие с миром взрослых, окружающим миром. Они позволяют малышу быстрее находить контакт с родителями, другими членами семьи .

Выбор игрушек зависит от возраста, пола, потребностей ребенка.

Возраст 0-1 месяц

Для детей в возрасте от 0 до 1 месяца нужны стимулирующие игрушки. Идеально подойдут яркие игрушки. Старайтесь выбирать игрушки с контрастными цветами. Также потребуются несколько разнообразных погремушек.

Возраст 1-3 месяца

Для детей в этом возрасте нужны такие игрушки, которые будут удобны для хватания. В этом возрасте детям понравятся игрушки, которые будут звенеть, издавать различные звуки, шумы. Также обратите внимание на текстуру игрушек: она также должна быть достаточно разнообразной. Это дает возможность развить мелкую моторику, координацию рук, ведь детки в этом возрасте уже достаточно развиты: начинают держать головку, изучать окружающий мир.

Возраст 3-6 месяцев

В этом возрасте детям нужны игрушки средних размеров. Игрушка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Детей по-прежнему привлекают игрушки, издающие различные звуки и шумы, яркие, контрастные. Подойдут игрушки, состоящие из блоков различных размеров. Также учитывайте, что ребенку должно быть удобно жевать и держать игрушку. В этом возрасте можно давать книги с яркими, красочными рисунками и картинками.

Возраст 6-9 месяцев

В этом возрасте ребенок уже сидит. Он все время осматривается, ищет вокруг себя что-то интересное. В таком возрасте ребенку непременно понравятся яркие шарики, мягкие надувные шары различных цветов и текстуры. Также нужны звенящие, мягкие игрушки. Игрушки должны быть такими, чтобы их было удобно брать.

Возраст 9-12 месяцев

В возрасте от 9 до 12 месяцев игрушки зависят уже от пола. Мальчикам больше подойдут машинки, пищалки, мячики, солдатики. Девочкам подойдут различные ткани, куклы, платья, посуда. В этом возрасте подходит конструктор, другие полезные игрушки, которые дают возможность детям строить, вкладывать, двигать, совершать различные действия. Для обеспечения нормального психического и социального развития, детям нужны разнообразные игрушки, периодически их нужно менять, обновлять.

Возраст 1-3 года – ранний возраст

Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста. Именно в первые три года закладывается 80 % физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности .

Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития – от 2 до 3 лет. За это время ребёнок проходит громадный путь в своём развитии. Он научается видеть мир, понимать значение окружающих предметов, общаться с людьми, говорить и многое, многое другое. Именно в это время закладывается его отношение к людям, к себе, к миру .

Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребёнок не получит в раннем детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни – чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.

В этот период ребенок интенсивно развивается. Его психика уже приобрела определенную базу. У ребенка накопился экспериментальный опыт, у него есть огромные ресурсы для анализа информации, которую он получил в ходе наблюдения, восприятия. Ребенка начинает интересовать суть, структура вещей и предметов, взаимоотношения и взаимосвязи, он начинает более углубленно анализировать поступающую информацию. Первичного анализа уже недостаточно. Именно по этой причине ребенок задает взрослым множество вопросов, на абсолютно разные темы.

В этот период также важна поддержка взрослого.

Познание способствует дальнейшему развитию ребенка, становлению его мыслительной и рассудочной деятельности. Основным видом деятельности остается игровая, поэтому и познавательные задания для ребенка необходимо организовывать при помощи игры. Накопив достаточный опыт, у ребенка возникают новообразования психики, свойственные его возрасту. У ребенка уже появляются личностные характеристики, качества.

Также интерес представляет тот факт, что для ребенка свойственно эмоциональное восприятие окружающей действительности. Весь приобретенный жизненный опыт ребенок пропускает сквозь призму своего восприятия. У ребенка формируется определенное отношение к тому или иному явлению, событию.

Эмоции надолго откладываются в памяти ребенка и имеют прямую связь с объектом. Именно на основе таких субъективных оценок формируется отношение ребенка к объектам окружающей среды, к окружающим его людям. Внешние впечатления и эмоции определяют ход дальнейшего развития личности ребенка. Эмоции являются стимулом для дальнейшего развития, познания. С возрастом эмоциональность и впечатлительность снижаются.

Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей. Особенно важна и актуальна проблема здоровья ребёнка в период поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо организовать помощь детям, поступающим в детский сад и обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ.

Необходимым условием этого является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, психологов, социальных работников, согласованность действий родителей и детского сада (центра развития), сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных особенностей.

2.2. Организация работы по оказанию психологической и социальной помощи и поддержки младенцам и детям раннего возраста

Психосоциальная помощь младенцам и детям раннего возраста призвана обеспечить удовлетворение потребностей психологического и социального развития, как детей, так и семьи в целом. Для организации помощи поддержки применяются как общие, так и частные, специфические методики, направленные непосредственно на работу с младенцами, детьми раннего возраста и их родителями. Применяются следующие приемы :

— «Тренировка взаимодействия» Т. Филд.

— «Руководство взаимодействием» С. Мак-Доноуг.

— Модели психодинамической психотерапии

— «Психотерапия младенца и матери» проводимая С. Фрайберг.

— «Кратковременная психотерапия диады «мать – младенец».

«Тренировка взаимодействия» (Т. Филд) направлена на изменение поведения взрослого за счет сосредоточения внимания на таких его сильных сторонах, которые ведут к более качественному взаимодействию с младенцем, и еще большего их усиления. Мать подстраивает свое поведение под поведение младенца, что обеспечивает и поддерживает адекватный индивидуальным особенностям ребенка уровень его стимуляции и возбуждения.

«Руководство взаимодействием» (С. Мак-Доноуг) — модель кратковременной семейно-центрированной психотерапии, направленной на позитивное изменение отношений родителей и ребенка. Для семей, испытывающих трудности, которые связаны с бедностью, плохими условиями жизни, низким уровнем образования, отсутствием одного из партнеров, отсутствием или недостатком социальной поддержки, нарушением психического здоровья членов семьи. В рамках этой модели с помощью видеотехники терапевтическое влияние фокусируется не столько отдельно на ребенке или родителе, сколько на взаимодействии между ними, направлено на повышение вероятности понимания членами семьи поведения ребенка и получения удовольствия от общения с ним, осознание родителями своей роли.

«Психотерапия младенца и матери» (С. Фрайберг) — долговременная психотерапевтическая работа с младенцами и их родителями. Состоит из нескольких компонентов: предварительная клиническая оценка включает в себя прямые наблюдения за младенцем и родителями во время посещений семьи; за этим следует планирование, проведение и окончание терапии. В зависимости от случая психотерапия может быть разделена на фазы с проведением промежуточных оценок ребенка, родителей и их отношений .

«Кратковременная психотерапия диады «мать – младенец». На протяжении одной встречи примерно две трети времени разговора занимает мать и одной трети – терапевт, который говорит больше в конце встречи, интерпретируя основные темы матери. В речи терапевта преобладают предложения информационного или описательного характера или вербальные обращения, состоящие из отдельных слов, восклицаний, подтверждений. В целом эти вербализации дают возможность сохранять контакт, обеспечивают эмоциональную поддержку во время диалога, способствуют проявлению любопытства и возникновению вопросов.

Метод «Оценивание поведения младенца как терапевтическое вмешательство» приводит к улучшению взаимодействия родителя и младенца. Метод основан на присутствии родителей на консультации, в ходе которой проводится осознанное наблюдение за поведением ребенка, его критическая оценка.

Подход способствует повышению чувствительности родителей к сигналам новорожденных, отзывчивости, вовлеченности в раннее взаимодействие. Диагностическая оценка занимает от 6 до 8 встреч, включает определение уровня развития и психосоциального статуса младенца, особенностей взаимодействия родителя и ребенка, клиническое интервью с определением особенностей родителей и семьи и истории отношений, ответы родителей на структурированный вопросник .

Программа способствует тому, что родители становятся более чувствительными к поведению, проявлениям младенца. Родители пытаются структурировать, организовать поведение ребенка.

Одним из направлений раннего вмешательства, ориентированного на удовлетворение познавательных, образовательных, воспитательных, социальных и психологических потребностей, является поддержка и помощь детям от рождения до трех лет и их родителям. Организация программ раннего вмешательства уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит способность семей удовлетворять их особые потребности, уменьшит вероятность сегрегации детей и их помещения в специальные институты, увеличит возможность их адаптации и последующей самостоятельной жизни в обществе.

В первую очередь для детей создаются лекотеки (библиотеки игрушек).

Все библиотеки игрушек являются подчеркиванием роли игры в развитии ребенка, поддержка и поощрение игры детей. Игрушки необходимы для игры, которая стимулирует активность и общение ребенка. Через игру библиотеки игрушек содействуют формированию представлений о ценности общения и сотрудничества. Различают следующие группы библиотек:

— общинные;

— для детей с особыми потребностями и членов их семей;

— библиотеки игрушек как культурные, социальные центры отдыха;

— библиотеки игрушек напрокат.

Особое внимание уделяется работе с младенцами, попадающими в группу риска по отставанию в развитии или с выраженным отставанием. Существуют специальные программы поддержки детей, способствующие их полноценному и всестороннему развитию. Широко применяются такие методы и формы работы, как всесторонняя система обнаружения, направление в места обслуживания; определение уровня развития младенца; тренинг и консультации семьи, визиты домой; адаптация младенца к окружающей среде и её организация, координация всех достижимых источников обслуживания ребенка и семьи; медицинское обслуживание как диагностика; вспомогательный уход за ребенком .

Основной документ, регулирующий проведение раннего вмешательства — индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой профессионалов совместно с родителями. Содержание плана: данные о потребностях ребенка и семьи, направления обслуживания и конкретные мероприятия.

Программы раннего вмешательства организовываются по нескольким принципам

Семейно-центрированная модель ориентирована на организацию первичного социального окружения ребенка, а также на обеспечение взаимодействия между ребенком и матерью. Обращается внимание на формирование привязанности младенца и матери и его последующее социально-эмоциональное развитие, формирование личности ребенка. Наиболее эффективными считаются программы раннего вмешательства, которые имеют возможность реализации широкого диапазона семейно-центрированного обслуживания.

Мультидисциплинарная модель подразумевает, что члены команды представляют различные дисциплины и работают непосредственно с ребенком или семьей независимо друг от друга. Слабость подхода: отсутствие совместных наблюдений за сильными и слабыми сторонами ребёнка. Междисциплинарная команда характеризуется большей степенью координации и интеграции обслуживания.

У трансдисциплинарной модели пересекаются профессиональные границы до взаимозаменяемости профессионалов, что позволяет более гибко встроить терапевтическое вмешательство в жизнь семьи и ребенка.

Широкое применение нашли следующие основные элементы обслуживания младенцев групп риска:

— обеспечение информацией;