Портфолио, как средство профессионального самосовершенствования педагога

портфолио педагог профессиональный оформление

В настоящее время Россия переживает эпоху перемен в различных областях, так же и сфере образования. Стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразователь-ного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но и даже целые континенты.

Одним из направлений модернизации является необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику. Такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный учитель, ориентированный на гуманистические ценности. Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий и другие нововведения значительно повысили требования к профессиональной компетентности учителя, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная в процессе аттестации. К числу дополнительных инновационных изменений относится портфель индивидуальных достижений — «портфолио», который нужен не только учащимся, но и учителю для оценки своей работы. Одной из форм аттестации педагогов является научно-методическое портфолио. Портфолио, в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие всестороннюю деятельность учителя: занятия на курсах, участие в социальной практике, в различных мероприятиях и т.д.

Актуальность портфолио обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа, самоанализа, развиваются творческие способности. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования и профессиональному становлению педагога, является портфолио.

Современная ситуация образования, его модернизация не могут протекать без сопутствующего анализа результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учителя, что в значительной мере повышает роль аттестации. Аттестация является одним из наиболее важных факторов профессионального становления учителя, позитивно влияющим на реализацию его творческого потенциала. Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет её в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

28 стр., 13645 слов

Портфолио учителя как средство оценки уровня его профессиональной компетенции

... требования к профессиональной компетентности учителя, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная в процессе аттестации. Одной из форм аттестации педагогов является научно-методическое портфолио. Современная ситуация образования, его модернизация не ...

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

В Федеральной целевой программе развития образования на одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность. В этой связи значительной становится оценочная функция учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развития вновь обращают внимание ученых и педагогов-практиков на эту проблему. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является портфолио.

Идея применения портфолио возникла в 80-х годах в США в педагогических вузах штатов Южная Каролина (Т.М. Кьюз, Р.Л. Джонсон, С.А. Манро).

Дальнейшее развитие системы портфолио выявило новые его возможности. Т. М. Кьюз (1997), профессор университета Южной Каролины, представил глубокий анализ разносторонних возможностей портфолио при изучении математики и оценивании уровня знаний учащихся. Портфолио стал популярной идеей в Европе и Японии. Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы (постановление правительства РФ от 29.12.2014 г.) одним из направлений развития обеспечения качества образовательных услуг является совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров. В современных условиях очень важным является применение новых технологий в системе аттестации преподавателей.

Так, например, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится:

«Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Эти слова, сказанные в адрес нынешних выпускников школ, в полной мере относятся и к современному учителю. В этом же документе раскрывается понятие «новые учителя»:

6 стр., 2751 слов

«Профессиональное развитие педагога дополнительного образования ...

... из анализа современных исследований видно, что последипломное образование подразумевает под собой повышение уровня образования, совершенствование подготовки, повышение уровня квалификации педагога. Профессиональное развитие педагога является важной составляющей последипломного образования. Непрерывность профессионального развития является необходимой для ...

«Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего».

В работах В.Н. Аверкина, Е.Е. Вендрова, В.Р. Веснина, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой и др. раскрываются сущность и принципы современного образовательного менеджмента, определяющие ценностные ориентации в аттестации учителя. Психолого-гуманистический аспект процесса становления личности исследуется в работах зарубежных (А. Маслоу, Л.К. Роджерс, Э. Фромм и др.) и отечественных (Б.Г. Ананьев, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков и др.) психологов и педагогов (С.Г. Вершловский, С.Б. Елканов, Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, О.Л. Подлиняев и др.).

Заслуживает внимания разработка новых подходов к проблеме становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности и саморазвития, рассматриваемые в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Бондаревской.

В связи с актуальностью данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Портфолио педагога как средство оценки уровня его профессиональной компетенции», целью которого явилось: теоретическое и практическое обоснование портфолио педагога как средство оценки уровня его профессиональной компетенции.

Объект исследования: процесс развития профессиональной компе-тенции педагога.

Предмет исследования: портфолио педагога как средство оценки уровня его профессиональной компетенции.

Гипотеза исследования заключается в том, что, портфолио, которое является оценкой результатов деятельности педагога, позволяет поднять уровень развития профессиональной компетенции педагога.

В связи с объектом, предметом и целью исследования были определены его задачи :

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические и научные источники по проблеме исследования.

2. Проанализировать теоретические основы создания портфолио.

3. Обосновать портфолио педагога.

4. Разработать методические рекомендации по созданию портфолио педагога в рамках его профессионального становления.

Реализация вышеобозначенных задач предусматривала использование следующих методов исследования:

  • теоретические — анализ, синтез, обобщение, моделирование;
  • эмпирические — наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование;
  • проксиметрические — изучение передового педагогического опыта.

Практическая значимость исследования: разработка и внедрение модели портфолио учителя в научно-методическую работу школы.

Глава 1. Теоретические основы создания портфолио

1.1 Актуальность создания портфолио

Известно, что как само слово Портфолио, так и основная идея собрания работ, не изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом портфолио называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. Поэтому как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио используется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. [6]

6 стр., 2869 слов

«Коммуникативная компетентность педагогов как фактор развития ...

... коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere – привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми [10]. Кроме того, коммуникативную компетентность педагога ... в совместной трудовой деятельности такой педагог поглощен своими идеями ... её статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства ...

Идея применения портфолио в школе происходит из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-х, начале 90-х годов начался настоящий бум. Кроме Соединенных Штатов и Канады идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии. Ее называют одним их 3 основных трендов (curricularen “Toptrends”) современного образования. [16]

До сих пор ни в англо-американской, ни в франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио . Таким образом, портфолио не представляет собой какого-то четкого концепта. Поэтому, говоря о портфолио, для предотвращения недоразумений в научной и практической коммуникации рекомендуется всякий раз разъяснять, о чем собственно идет речь. Понимание и учет этого факта особенно важны в российском контексте, так как работа со всем спектром литературы существенно затруднена и сведения зачастую приходится черпать из той или иной отдельной публикации или на основе узкого круга источников.

Сегодня в мире в целом, и в России в частности, растет понимание того, что показателем высоких образовательных достижений на всех ступенях образования является не репродукция информации, полученной в образовательном учреждении, а те умения и навыки, которые необходимы учащимся для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после его окончания

Актуальной становится задача поиска таких средств, которые позволят оценить способности учеников выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы, что создает для них основания быть эффективными в любой деятельности

Преобразования, осуществляемые в системе общего образования, не могут состояться без изменений в деятельности учителя. Одной из основных задач, стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, — это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к деятельности педагога невозможно достичь поставленных образовательных целей. Эти изменения затрагивают как содержание, технологии, методы, средства обучения, так и ценностные ориентации педагога. [5]

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность (компетентностный подход), ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике. Новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта — различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т.п.

15 стр., 7079 слов

Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности ...

... в процессе развития индивидуального стиля педагогической деятельности. Чем выше у преподавателя уровень педагогической культуры, тем больше его стиль соответствует требованиям профессиональной этики, целям совместной деятельности, конкретной ситуации. Образовательно-технологическая функция индивидуального стиля педагогической деятельности заключается в ...

Изменения, осуществляемые в системе образования, вызвали необходимость в изменении средств оценивания учащегося, что в свою очередь является толчком для изменения в средствах оценивания учителя.

Портфолио учителя — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.

Портфолио учителя — это:

1) средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности;

2) коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса. Портфолио учителя позволяет пополнять школьный банк данных об эффективности профессиональной деятельности педагогов и ее связи с повышением квалификации. [6]

Современный учитель — учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и портфолио, созданный средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя. Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации и т. д. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

Профессиональное становление учителя невозможно без определённых усилий и умений в деятельности руководителя, направленных на обеспечение условий и помощи учителям, развитие их профессионально — личностной мотивации.

В рамках решения исследовательской задачи выявлено, что смысл управленческого воздействия лежит в плоскости комплексного подхода, при котором без обеспечения мотивации труда, завоевания авторитета и доверия руководителем, постановки целей, объяснения смысла работы, постоянного обучения и стимулирования кадров, обучающего анализа реального положения дел профессиональное становление учителя не только не будет успешным, но и будет затруднено.

Следовательно, развитие положительной мотивации к повышению уровня профессионализма посредством использования ресурсов управленческого воздействия руководителя муниципального образовательного учреждения является важным условием профессионального становления учителя, которое поддаётся регулированию в муниципальном образовательном пространстве. [18]

В числе условий, способствующих профессиональному становлению учителя, нами рассматривается использование портфолио как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

4 стр., 1767 слов

Проектная деятельность учителя начальных классов

... результаты внешней оценки, выводы. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов, Особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста: Темы детских проектных ... Вывод : проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и ...

В контексте оценки качества профессиональное портфолио позволяет обеспечить отслеживание личностного профессионального роста педагога, выполняя следующие функции: диагностическую, целеполагающую, мотивационную, содержательную, развивающую, рейтинговую.

Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений учителя муниципальной общественностью.

Портфолио учителя — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.

Основной смысл — “показать всё, на что ты способен”.

Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. [16]

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит

Учителю:

  • реально представить результаты своего труда;
  • увидеть свои резервы;
  • иметь стимул к самосовершенствованию;
  • освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.

Администрации:

  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
  • способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
  • развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
  • поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.

Типы портфолио:

  • Папка достижений;
  • Рефлексивное портфолио;
  • Проблемно-исследовательское;
  • Тематическое портфолио;
  • Портфолио-презентация.

Варианты использования портфолио:

  • как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
  • как возможность рефлексии собственной работы;
  • как документ, в котором отражено развитие учителя.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества школьного образования.

2. Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.

3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.

4. Повышение профессионального уровня учителей.

5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.

1.2 Цели, задачи, предмет создания портфолио

В определении понятия, функций и разновидностей портфолио нет унифицированного подхода, поэтому можно рассмотреть несколько позиций.

Портфолио

Там же они рассматривают типы портфолио, наиболее часто цитируемые в зарубежной педагогической литературе [21]:

7 стр., 3022 слов

«Специфика проектной деятельности в дополнительном образовании»(на ...

... результата) Презентация (демонстрация результатов) Портфолио (оформление всех этапов деятельности, результатов) Обязательным компонентомпроектной деятельностиявляется оформление портфолио проекта (проектной папки). Портфолио ... деятельности объединений художественной ... программой студии «Радуга». Обучающихся студии имеют разные способности и среди нихесть одарённые дети, ... методики обучения и ...

1) Портфолио документации.

2) Портфолио процесса.

3) Портфолио показателей.

4) Оценочный портфель.

Функции портфолио состоят в том, чтобы:

  • отслеживать ход процесса учения и, на основе учета текущих достижений, корректировать этот процесс применительно к каждому учащемуся;
  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, подсказывать пути повышения уровня образованности;
  • формировать и организационно упорядочивать учебные умения и навыки: ставить цели, составлять и претворять в жизнь личный план академических достижений;
  • обеспечивать адекватность самооценки школьников в их притязаниях на занятие конкурсных учебных мест;
  • составлять общую рейтинговую оценку учащихся при распределении их по профилям обучения;
  • оценивать эффективность алгоритмизированных средств обучения, представленных документально в виде результатов экзаменов, уровня информированности по отдельным вопросам, конкретных умений (например, анализа текста);
  • получать регулярный отчет о значимых образовательных результатах выпускников школ и их динамике по годам. [14]

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, — и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

Важная цель портфолио — представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Цель портфолио :

  • Анализ и представление значимых профессиональных результатов, достигнутых педагогом в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности.
  • Обеспечение мониторинга профессионального роста педагогического работника.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи :

  • поддерживать и стимулировать высокую мотивацию;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
  • формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования;
  • формировать умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного педагога, отвечающей задачам предпрофильной подготовки.

Введение портфолио может повысить образовательную активность, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения более достоверным и ответственным.

2 стр., 975 слов

Основные категории педагогики воспитание, обучение, образование, социализация

... педагога. Одной из основных задач дидактической подготовки учителя выступает выявление сущности процесса обучения. В данной работе были проанализированы основные педагогические категории: воспитание, обучение, образование, социализация. Кратко, охарактеризуем их. В широком социальном смысле воспитание Обучение - это ...

Портфолио также решает важные педагогические задачи , возникающие в новой образовательной ситуации поощряет активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формирует умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, содействует индивидуализации образования. [25]

Основными задачами ведения портфолио педагогическим работником образовательной организации являются:

  • обобщение и систематизация передового педагогического опыта;
  • рефлексия педагогическим работником собственной педагогической деятельности;
  • выявление уровня профессионализма педагогического работника учреждения;
  • определение направлений и путей профессионального роста и развития педагогического работника учреждения
  • справедливая и объективная оценка деятельности педагогического работника учреждения всеми категориями участников образовательного процесса: администрацией учреждения, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями (законными представителями);
  • общественное признание достижений педагогического работника учреждения.

Накопление информации, необходимой для:

  • установления квалификационной категории педагогическому работнику
  • объявления поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года
  • своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Технология портфолио позволяет:

Педагогическому работнику

  • реально представить результаты своего труда;
  • увидеть свои резервы;
  • иметь стимул к самосовершенствованию;
  • освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.

Принципами формирования портфолио выступают:

  • системность и регулярность самомониторинга;
  • достоверность и объективность представленных материалов;
  • нацеленность на самосовершенствование;
  • структурированность материалов, логичность и лаконичность письменных пояснений;
  • целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
  • наглядность представления результатов работы;
  • технологичность формирования портфолио;
  • аккуратность оформления.

Педагогическая философия портфолио предполагает перенос акцентов с оценки на самооценку, а также интеграцию количественных и качественных оценок. [16]

При разработке и реализации портфолио необходимо учитывать следующие идеи:

  • качественное образование — не то, что человеку дают (образовательная услуга), а то, что он берет в соответствии со своими склонностями и способностями без ущерба для здоровья (ценности, личностные смыслы, компетентность, нравственность, культура);
  • существующие подходы к оцениванию достижений не дают возможности реализовать важнейший гуманистический принцип — сравнение динамики развития человека не с усредненными нормами, а с самим собой;
  • оценка эффективности любой образовательной системы может осуществляться при сопоставлении начального уровня (образованности) педагогов (воспитанников) и достигнутых результатов;
  • формированию самооценки педагогов, ответственному выбору и принятию решений способствуют создаваемые специально управленческие механизмы, инструменты и средства,
  • эффективность портфолио зависит от сохранения баланса между открытостью и доступностью персонифицированной информации для определенного круга лиц и конфиденциальностью педагогической информации,
  • в рамках гуманистической парадигмы принципиальным является предотвращение использования накопляемой информации в целях унижения человеческого достоинства, приклеивания ярлыков, манипулирования людьми, в корыстных целях.

Принципы разработки портфолио:

18 стр., 8827 слов

Работа : «Проблемы обучения детей дошкольного возраста в педагогическом ...

... обучению в школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома. Глава первая. Жизнь и деятельность А.П.Усовой 1.1. Биографические сведения о жизни и деятельности А.П.Усовой Усова ... согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения целенаправленного обучения. Еще А. П. Усова считала, что ...

1. Компетентностный подход (оценка по результатам работы педагога).

2. Комплексность (разносторонняя оценка деятельности при помощи различных форм представления результатов деятельности — документы, собственные работы, экспертные заключения и отзывы партнёров).

3. Достоверность (соответствие материалов, представляемых на экспертизу, истинному состоянию дел).

4. Преемственность (представленные материалы должны отражать динамику расширение сферы педагога деятельности, его профессионально-педагогическое развитие).

5. Оптимальность (разработка портфолио не является самоцелью, должна способствовать совершенствованию его основной деятельности)

Предметом портфолио выступает

1. Оперативность (своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию деятельности, на основе анализа и самоанализа портфолио).

2. Полифункциональность (собранные документы, материалы, отзывы используются педагогом и административными управленческими командами многократно для решения разных задач).

3. Сочетание открытости и конфиденциальности (представленные данные являются открытыми для потребителей образовательных услуг и общества в целом, практикуется публичная презентация и защита портфолио; вместе с тем, гарантируется сохранение авторских прав педагогов).

4. Корпоративность (все члены педагогического коллектива способствуют достижению лучших результатов работы педагога).

1.3 Ученые, работающие в области создания портфолио

В зарубежной практике успешно реализуются различные модели портфолио на различных этапах обучения: от начальной до высшей школы. Причём диапазон его применения постоянно расширяется. Всё новые страны включают портфолио в свои образовательные системы [24] и начинают использовать на всех уровнях образования. Портфолио применяется в профильной школе и в качестве альтернативы итогового тестирования и других экзаменационных процедур «портфолио выпускника» («портфолио подготовленности»), и для представления выпускников школы представителям высшей школы и рынка труда — «портфолио резюме» [14].

Активно распространяются модели, ориентированные на новые образовательные цели — «паспорт компетенций и квалификаций» [23].

Эта тенденция закономерна в ситуации принятого в современном образовании компетентностного подхода, который изменяет целеполагание обучения и оценивания, делает их направленными на достижение результатов. [14].

Другое характерное явление, лежащее в русле Болонского процесса, — новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий — «электронный портфолио», а также создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио» [23].

Исследованию опыта использования портфолио за рубежом посвящен ряд работ Т.Г. Новиковой и Е.Е. Федотовой [24].

До сих пор ни в англо-американской, ни во франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио. В значительной степени исследование опирается на теоретические разработки систем оценивания результатов обучения в контексте приоритетных направлений обеспечения качества образования (Т.И. Шамова, В.А. Кальней, С.Е. Шишов), теоретические основы и методы управления школой (В. Лазарев, П. Третьяков, Ю. Конаржевский, Ю. Бродский, М. Поташник); методологию исследовательской деятельности (Ю. Бродский, Т. Шамова, В. Загвязинский); технологию моделирования образовательного процесса (П. Пидкасистый, Г. Селевко); системный и деятельностный подходы в педагогике (В. Афанасьев, В. Давыдов); исследования в области личностно-ориентированного обучения (И. Якиманская); исследования, посвященные актуальным проблемам образования (А. Белкин, М. Поташник, Н.Вербицкая); теорию развивающего обучения (Л. Выготский, Ю. Бабанский).

В зарубежной школе портфолио рассматривают как вид так называемого “аутентичного оценивания”, которое выявляет уровни сформированности компетентностей.

В зарубежной педагогической практике разработан ряд моделей портфолио, из которых чаще всего используются:

  • Портфолио документации (“рабочий” портфолио) — представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода обучения; показывает развитие и рост в обучении учащегося. [23]

Портфолио процесса — показывает, как развивались умения и навыки школьника; полезен при изучении документации полного процесса обучения.

Портфолио показательный — используется для “суммирования” мастерства по определенным пунктам учебного плана; обязательно содержит письменный анализ.

Оценочный портфолио — непрерывный и продолжающийся; многомерный, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения.

Портфолио, используемое в сфере образования, исследуется как средство контроля в работе И.А. Кныш, И.П. Пастуховой [1]; как средство мониторинга индивидуальных достижений и как альтернативная технология отслеживания результатов обучения в работах Т.Г. Новиковой, М.А. Пинской, А.С. Прутченкова [22] и др.

Портфолио изучалось и как средство самоконтроля и самооценки студента, а также выявления его резервных возможностей [25].

И.А. Матвеевой предложена системная оценка качества образования применительно к средней школе на основе модели «портфолио-процесса», включающей три вида портфолио: портфолио учителя, портфолио ученика и портфолио школы [6].

По мнению Калмыковой И.Р. портфолио учителя — это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

По мнению Чошанова М.А. портфолио — это пакет работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума.

По мнению Кузнецова А.А. — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности.

По мнению Красильниковой В.А. и Запорожко В.В. электронное портфолио учителя представляет собой сложный программно-методический комплекс, направленный на аккумуляцию созданных компьютерных средств обучения, распределённых информационно-образовательных ресурсов, нормативных документов, результатов педагогического опыта и достижений учителя, творческих работ учащихся и т.д. [12]

Электронное портфолио — это целостность, представляющая собой совокупность различных отделов и разнообразных работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронное портфолио создаёт условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США в педагогических вузах штатов Южная Каролина (Т.М. Кьюз, Р.Л. Джонсон, С.А. Манро), Орегон (В. Спандел, Р. Килхан), Массачусетс (С.М. Глезер, С.Б. Браун), Нью-Гемпшир (Д.Х. Грейвес, Б.С. Сунстейн).

Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В последние годы интерес к системе портфолио отмечен и в российском образовании. М.А. Чошанов предлагает портфолио как «альтернативную систему оценки».[15]

В 1997 году Т.М. Кьюз, профессор университета Южной Каролины, опубликовала книгу «Мера для меры», в которой представлен глубокий анализ разносторонних возможностей портфолио при изучении математики и оценивании уровня знаний учащихся. Книга являлась результатом анализа многолетней практической работы по исследованию портфолио.

В свою очередь, портфолио учителя — это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

Поисковый сервис в Интернете дает возможность оценить заинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио.

Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио.

Встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере.

Предлагается трактовка электронного портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки его деятельности. По мнению автора, каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета (портфолио преподавателя) по дисциплине, которую он ведет. Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации обучаемых, исследовательские и творческие работы. [15]

1.4 Противоречия по созданию портфолио

Противоречия при создании портфолио состоит, между пониманием целей портфолио, осознанием целесообразности его введения и готовностью и умением реализовать эти цели.

Разработана модель портфолио, соответствующая специфике профильного обучения (включая этап предпрофильной подготовки) и разрешающая противоречия, возникающие в традиционной системе оценивания, которая а) отражает процесс профильного обучения и индивидуальную образовательную траекторию ученика, б) фиксирует разноплановые учебные достижения учащегося, как в школе, так и в образовательном пространстве муниципальной сети и т д., в) обеспечивает возможность рефлексии и самооценивания. [4]

Можно выделить следующие противоречия, возникающие сегодня при оценивании профессиональных достижений специалистов УДОД, качества результатов профессиональной деятельности:

  • ·между ценностями гуманистической парадигмы образования и формальным подходом к оцениванию качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования;
  • между устаревшей системой оценки профессиональной деятельности сотрудников УДОД и современными требованиями к системе образования и качеству предоставляемых образовательных услуг;
  • между необходимостью нововведений в кадровую работу УДОД и отсутствием адекватных форм работы с персоналом.

Вместе с тем, очевидными стали проблемы, которые необходимо учесть при создании и внедрении портфолио:

  • отсутствие системности и комплексного подхода к работе с персоналом, к оценке профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования;
  • недостаточная разработанность системы оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования и стимулирования творческого роста педагогов, особенно при подготовке к аттестации;
  • несформированность активной рефлексивной позиции ряда педагогов в самооценке профессиональной деятельности, выстраивании деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения.

Вышеназванные противоречия и проблемы обусловливают необходимость и возможность широкого внедрения портфолио как формы аутентичного оценивания профессиональных достижений специалистов, качества результатов профессиональной деятельности.

Предпосылками создания портфолио являются:

  • концепция модернизации и развития российского образования «для экономики, основанной на знаниях»;
  • внедрение новых подходов к управлению персоналом и методов работы с людьми, способствующих реализации их творческого потенциала;
  • изменение объекта управления: объектом становится удовлетворение потребностей образовательного учреждения в сотрудниках, обладающих высокой квалификацией и отвечающих требованиям современного образования.

1.5 Что содержит работа (требования к оформлению портфолио, структура портфолио, алгоритм работы над портфолио)

В состав портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:

  • общие сведения об учителе;
  • проверочные (контрольные, «срезовые») работы учащихся;
  • внеурочная деятельность по предмету;
  • отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
  • проекты и творческие работы учащихся;
  • аудио — и видеоматериалы, фотографии и т.д.

Камзеева Е.Е. предлагает следующую структуру электронного портфолио учителя.

Анкетные данные:

  • образование;
  • специальность;
  • стаж (общий и педагогический);
  • разряд;
  • сведения о повышении квалификации.

Методическая деятельность:

  • интересные разработки уроков;
  • разработки отдельных тем, тестов и контрольных работ;
  • публикации.

Работа с учащимися:

  • научно-исследовательская работа учащихся;
  • участие в конкурсах, олимпиадах;
  • разработки и сценарии внеклассных мероприятий;
  • интересные работы учащихся.

Самообразование:

  • участие в работе МО, семинарах;
  • участие в работах округа, города;
  • участие в экспериментальной работе.

Достижения учителя:

  • награды;
  • победители олимпиад и конкурсов;
  • творческие работы учителя.

Калмыкова И.Р. предлагает некий алгоритм формирования методической папки (портфолио) учителя.

В структуру портфолио входят такие компоненты, как:

  • портфолио документов;
  • портфолио работ;