Творчество в педагогической деятельности учителя

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Сущность педагогического творчества

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только ко-личественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и орга-низацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который от-ражает степень реализации им своих возможностей при достижении постав-ленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что много-образие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятель-ность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворче-ский труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педа-гогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего ей творческого начала.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций зна-ний, умений, продуктов [41,670].

«Творчество – писал Б.Г.Ананьев, – это специфически человеческая деятельность, принципиально новая, преобразующая действительность»

[2,89].

Творчество педагогическое — выработка и воплощение учителем в по-стоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений [17,145].

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Первая попытка взглянуть на педагогический труд в собственно эври-стическом аспекте принадлежит инженеру П.К.Энгельмейеру, который, клас-сифицируя виды творчества, объединил искусство актера, виртуоза, оратора, проповедника, администратора, исследователя, воспитателя и учителя, отне-ся их к одной группе.

В первые годы становления Советской власти благодаря усилиям Н.К.Крупской, А.В.Луначарского довольно четко наметился подход к педа-гогической деятельности как к творческому процессу. Появились работы Ю.Соколова, З.Генина, Г.Иванина и других. Однако неразработанность са-мих основ науки о творчестве тормозила последовательное изучение творче-ских аспектов педагогической деятельности, в результате чего порой появи-лись работы, рассматривавшие педагогический труд как сугубо исполнитель-ский. Так ставил вопрос, например, М. Фридман [15,25].

7 стр., 3111 слов

Нравственные аспекты оценки педагогического труда

... и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога. Практическая деятельность учителя не всегда ... детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал ...

Мысль о единстве науки и искусства в педагогическом труде неодно-кратно высказывалась А.С.Макаренко. Она конкретизирована в учении А.С.Макаренко о педагогической технике, представляющей синтез теорети-ческих знаний, практических умений и таланта педагога. Причем и педагоги-ческая техника, и педагогическое мастерство рассматривались А.С.Макаренко как творческое начало в труде воспитателя. Идеей творче-ского характера педагогического труда пронизана вся педагогическая систе-ма В.А.Сухомлинского.

Важную роль в разработке основ теории педагогического творчества сыграла советская психологическая наука, исследовавшая закономерности творческого процесса в разнообразных видах деятельности. В фундаменталь-ных трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, в работах А.Г.Ковалева, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева и других исследовались различные стороны творческого процесса.

За рубежом появилось много исследований, посвященных психологии творчества, выявлению творческой одаренности (Дж. Гилмер, А.Кролли, Ф.Лезер и др.).

Но исследования по проблемам педагогического творчества не получили там распространения.

Исследования по психологии педагогической деятельности дополняют-ся работами Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и др. На твор-ческий, исследовательский характер педагогического труда обращали внима-ние великие педагоги прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, многие ведущие советские педагоги и психоло-ги. А.Дистервег, например, писал, что без «стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трех демонов: механично-сти, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». К.Д.Ушинский подчеркивал, что работа педагога более чем какая-либо дру-гая, нуждается в постоянном воодушевлении. По П.П.Блонскому, новая шко-ла – школа жизни и творчества самого учителя. С.Т.Шацкий отмечал, что процесс обучения, как и дети, должен быть живым, деятельным, переходя-щим от одной формы к другой, движущим, ищущим. Следует отметить рабо-ты Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, В.И.Андреева и многих других педагогов по проблеме педагогического творчества.

Необходимо отметить, что различают продуктивный и репродуктивный типы деятельности. Репродуктивный тип деятельности заключается в том, «что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выра-ботанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатле-ний» [43,148].

Творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового, «все равно будет ли это созданное творческой дея-тельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [43,149].

10 стр., 4736 слов

Профессиональная характеристика деятельности социального педагога

... В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога -- это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий ... характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической ...

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества, но в отличие от творчества в других сферах творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работаю-щий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую тех-нологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в дан-ных условиях результата.

Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое твор-чество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подго-товку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осозна-ния сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного экс-перимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематиче-ских упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реаль-ной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Как творчество педагогическая деятельность сохраняет общую после-довательность творческого процесса:

1)перед учителем систематически встают те или иные задачи дидакти-ческого или воспитательного характера, которые выглядят как своеобразные проблемные ситуации и должны быть им осмыслены и первично оценены, на основе чего возникает замысел будущего воздействия; 2)происходит осозна-ние и уточнение конкретной цели возникшего замысла для решения той или иной задачи и проблемной ситуации (урок, воспитательное мероприятие, пе-дагогическое воздействие в целом); 3)накопление наблюдений за объектом будущего воздействия; 4)выбор лучшего варианта из серии продуманных; 5)непосредственный анализ результата и его критическая оценка [15,25].

Итак, творческая педагогическая деятельность складывается из сле-дующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею-гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи, воплощение за-мысла в конкретной педагогической ситуации, анализ и оценка результатов творчества.

Видный советский дидакт М.А.Данилов выделил два источника педаго-гического творчества. Первый из них – практическая деятельность учебно-воспитательного характера, ее успех находится в прямой зависимости от пе-дагогических находок, догадок, открытий. Это сфера первичных педагогиче-ских изобретений и открытий, подлинного новаторства учителей, воспитате-лей. Второй источник – исследование педагогического процесса, его содер-жания и методов. Здесь на первый план выступают теоретические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным научным выводам [7,81].

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении коммуникатив-ных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности.

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как само-реализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуально-стью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

14 стр., 6919 слов

Педагогическое творчество учителя в сельской школе

... и конкретизировать понятия "педагогическое творчество", "творческая личность учителя"; Проанализировать специфику условий труда и деятельности учителя сельской школы; Рассмотреть отечественный опыт педагогического творчества; - Проанализировать новые инновационные методики в образовательной деятельности сельской школы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, ...

Одним из видов педагогической деятельности учителя в учебно-воспитательном процессе является исследовательско-творческая деятель-ность. Элементы ее есть в работе каждого сколько-нибудь вдумчивого учите-ля. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что педагогические и методиче-ские идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкрет-ные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы.

Например, общее теоретическое положение об уважении к учащимся как закономерность воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, а другом — подчеркнуть положительные поступки и т. д. Как гово-риться, твори, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.

Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков приме-нения теоретических знаний на практике дидактика рекомендует целую сис-тему упражнений. Но вот учитель В.Ф.Шаталов из Донецка внес определен-ную модификацию в организацию этих упражнений по математике, проявив инновационный подход. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые плашки с разграфленными клеточками, в ко-торые учащиеся записывают номера тех задач, которые они решают само-стоятельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидактических и методических основ органи-зации учебной работы по применению знаний на практике [7,525].

Педагогическое творчество заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением прие-мов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизации. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распро-странено на производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.

Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчеством учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятель-ность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического про-цесса. Примером подобного творчества является введение липецкими учите-лями приемов комментированных упражнений по математике, языкам и дру-гим предметам. То, что, выполняя упражнение, школьник пользуется внут-ренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педа-гогике и психологии было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают трудности и не всегда осмысленно выполняют упражнения. Учитывая это, липецкие учителя начали использо-вать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет ход выполне-ния упражнения. Этот прием делает тренировочною работу более осмыслен-ной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но прин-ципиально процесс учебной работы от этого не изменился: в него были вне-сены только определенные усовершенствования.

10 стр., 4939 слов

Системы воспитания и обучения древних цивилизаций (Индия, Китай)

... педагогическая литература, которая представлена в списке литературы. 1. Особенности воспитания и обучения в Древней Индии В этой главе мы рассмотрим особенности воспитания в Древней Индии отдельно от особенностей обучения. Влияние распада истории Древней Индии ... в мире, что невозможно без развития интеллектуальных способностей. В этом процессе ... учителя - гуру (чтимый, достойный), либо участвовали в ...

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процессе обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важ-ное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот поче-му настоящих педагогов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что, когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, ос-ваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Новое складывается на основе ранее известного, причем последнее вы-ступает в качестве строительного материала не только с точки зрения содер-жания деятельности, но и операционной структуры, отношений, которые складываются между субъектами обучения.

Таким образом, творчество педагогическое — это выработка и воплоще-ние учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно взаимосвязаны, поскольку репродуктивные элементы составляют ос-нову творческой деятельности, выступая как ее строительный материал. Творческая педагогическая деятельность складывается из определенных, по-следовательных этапов.