Выбор профессии и профессиональные интересы у старшеклассников

Существенными факторами профессионализации подростка являются его интересы, склонности, способности на этапе предварительного самоопределения. Отсутствие сколько-нибудь выраженных интересов и склонностей влечет за собой затягивание и откладывание профессионального самоопределения подростков. Их выбор часто оказывается случайным, не соответствующим внутренним потребностям, совершенным под влиянием внешних обстоятельств или как попытка подражания родителям, сверстникам. Это ведет к неудовлетворенности избранной профессией и в дальнейшем — к смене профессиональной деятельности.

Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность. Подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма. Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности.

Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии традиционно представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации по изучению психологических составляющих самоопределения и воспитания. В психологии накоплен большой опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это, в первую очередь, работы Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, П.А. Шавир, С.Н. Чистяковой, Е.И. Головаха и многих других.[5, 9, 13, 14, 18]

Рассмотрение вопроса о соотношении профессиональных интересов с реальным выбором профессии, остается в центре внимания исследователей. От совпадения выбора профессии и профессиональных интересов зависит дальнейшее становление человека, как профессионала, его успешность и удовлетворенность от выполняемой работы.

Таким образом, все вышесказанное и обусловило актуальность выбранной темы.

Цель исследования: исследовать профессиональные интересы у старшеклассников.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи.

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования профессиональных интересов, профессионального самоопределения и профессиональной ориентации у старшеклассников.

19 стр., 9214 слов

Психология профессиональной деятельности выписка из государственного ...

... II. Психологические основы профессионального развития личности., Тема 4. Кризисы профессионального становления личности. Проблема кризиса в профессиональном становлении личности. Типология кризисов. Методика изучения кризисов. Психологические особенности кризисов в профессиональном становлении личности. Вопросы для обсуждения на семинаре: Профессиональный кризис как проблема психологии ...

2. Подобрать методики для исследования профессиональных интересов у старшеклассников.

3. Проанализировать результаты исследования профессиональных интересов у старшеклассников и сформулировать выводы.

Теоретический объект исследования: профессиональная направленность личности.

Предмет исследования: профессиональные интересы у старшеклассников.

Эмпирический объект исследования: учащиеся старших классов (11 класса), в количестве 24 человек.

Гипотеза исследования: существует соответствие между выбором профессии и профессиональными интересами у старшеклассников.

В целях исследования профессиональных интересов у старшеклассников использовался метод опроса и психодиагностические методы, представленный следующими методиками:

1) методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник»;

2) методика А.Е. Голомштока «карта интересов»;

3) анкета.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального самоопределения у старшеклассников

1.1 Понятие профессионального самоопределения личности в психологии

В психологической литературе по проблеме профессионального самоопределения существует множество точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Профессиональное самоопределение, по мнению отечественного исследователя Н.С. Пряжникова [9] понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. Он считает, что профессиональное самоопределение — это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. В работах Н. С. Пряжникова [9] личностное самоопределение описывается также как нахождение самобытного «образа я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

В работах П.Г. Щедровицкого [16, c. 78] прослеживается связь с трудами Н.С. Пряжникова, он отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. Он считает, что неправильно понимать самоопределение как «определение относительно себя. Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта, но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. Но нельзя ориентироваться и на однозначные «пределы» и «пространства», иначе исчезнет сам смысл слова «самоопределение». При этом смысл самоопределения П.Г. Щедровицкий видит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность. Та же мысль прослеживается в работах Е.А. Климова [5], который понимает самоопределение не просто как «самоограничение», не как добровольное впадание в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». В общем же виде профессиональное самоопределение понимается автором «как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда».

13 стр., 6262 слов

Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников

... то и личность формируется тревожная, мнительная. Профессиональное самоопределение и выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи любого вида. Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение очевидно, так как тревожность влияет на интеллектуальное развитие ...

В своих исследованиях Е.А. Климов [5] выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения.

Обобщая логику рассуждений Е.А. Климова, П.Г. Щедровицкого, Пряжникова можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека.

профессиональный интерес старшеклассник

1.2 Формирование профессиональной направленности у старшеклассников

Профессиональное самоопределение имеет свою структуру, в которой, можно выделить следующие компоненты: ценностно-нравственный, предполагающий поиск смысла профессиональной деятельности и согласованность ценностных ориентации личности; планировочный, отражающий степень сформированности личного профессионального плана; информационный, показывающий уровень информированности о профессии; эмоциональный, подразумевающий развитие положительной оценки себя как профессионала [1].

Поскольку готовность к продолжению образования, по мнению Е.К. Кустобаевой — это «определенный уровень социальной зрелости школьника, характеризующийся степенью осознания им социальной значимости образования, глубины знаний, интеллектуальных умений и навыков», то целесообразно говорить о готовности к профессиональному самоопределению, под которой следует понимать интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора и выражающееся в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления [6].

Показателями сформированности, по мнению Т.Л. Павловой являются сформированные интересы и склонности, определённые способности, учтённые личностные особенности, соотнесённые желания с возможностями (здоровье), известные потребности общества и особенности рынка труда, определённое учебное учреждение, сформулированный профессиональный план [10].

В основе профессионального самоопределения лежит профессиональная направленность личности, включающая в себя, по мнению Е.И. Фадеевой, отношение к профессии, мотивы выбора, склонности и способности, профессиональные интересы, которые находятся в динамическом единстве друг с другом [12].

О.Г Носкова выделяет такие свойства профессиональной направленности, как объективность, специфичность, сопротивляемость, валентность, удовлетворенность, обобщенность, устойчивость [8].

13 стр., 6316 слов

Педагог: профессия и личность

... с тем, что имеются еще и специализации, значительно больше. педагог профессия личность 2. Профессиональные качества педагога Профессиональная пригодность и профессиональная готовность педагога. В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Названные понятия имеют ...

Э.Ф. Зеер, учитывая профессиональную направленность, выделяет следующие типы учащихся [4]:

1 тип — учащиеся с положительной профессиональной направленностью: наблюдается ситуация соответствия личности выбранной профессии, выражающаяся во взаимосвязи между ведущими мотивами и содержанием профессиональной деятельности;

2 тип — учащиеся не определившиеся в выборе профессии: характерна не сформированность профессионального самоопределения, связанная с различными факторами;

3 тип — учащиеся с негативным отношением к профессии, имеющие слабое представление о дальнейшем самоопределении, профессии, связанное с различными обстоятельствами.

Помимо сказанного, профессиональная направленность личности непосредственно связана с формированием таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности в условиях рыночного механизма стимулирования наиболее продуктивного и конкурентоспособного работника той или иной квалификации и профиля. В связи с этим в учебных заведениях основное внимание должно уделяться процессу формирования профессионально значимых качеств личности (её профессиональной направленности).

Однако при формировании профессиональной направленности старшеклассников, по данным исследователей, возникают различные трудности, связанные с противоречиями в сфере профессионального самоопределения. Среди которых Л. Шеховцова выделят следующие [19]:

1) противоречия между рыночным спросом на квалифицированный труд специалистов и личностными особенностями молодежи, включающейся в рыночные отношения и стремящейся к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем;

2) противоречие между склонностью и способностью к определенной профессии и необходимостью «выживания» в рыночных условиях, что заставляет молодых людей изменить своему призванию и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие материальные блага;

3) противоречие между недостаточным составом личностных качеств, необходимых для овладения профессией, и ярко выраженной мотивацией к овладению ею;

4) противоречие между недостаточной мотивацией учащихся и наличием личностных качеств для успешного овладения ею (исследования института профтехобразования РАО показали, что до 25-30% учащихся к концу обучения теряют интерес к своей профессии);

5) противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).

Разрешению данных противоречий, с нашей точки зрения должна помочь профориентационная работа, направленная на формирование профессиональной направленности старшеклассников, эффективность которой, по нашему мнению, заключалась бы в систематизации теоретических основ целого ряда наук, таких, как социальная психология, педагогика, психология, теория управления социальными системами, теория организации и др., и основной задачей которой, должно стать, прежде всего, изучение факторов, влияющих на выбор профессии.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы установили, что при исследовании факторов, влияющих на формирование профессиональной направленности и профессионального самоопределения, большинство исследователей не классифицирует их по какому-либо одному основанию.

14 стр., 6896 слов

Психодиагностика профессиональной направленности

... и внешкольной деятельности) Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности в профконсультации используется анкета оптанта для ... «профиль личности» в зависимости от профессиональной направленности. Профессиональная диагностика является актуальной на сегодняшний день, так как современные требования рынка профессий диктуют ...

Так, по данным исследований, проведённых В. Вдовиным, И.А. Заборской, Е.А. Климовым, О.П. Неменовой и Л.А. Храмцовой, Н.С. Пряжниковым, Резапкиным Г., факторами, влияющими на формирование профессиональной направленности, являются система общечеловеческих ценностей, социально-экономические условия, влияние семьи, друзей, учителей, возрастные и половые особенности личности, самоактуализация и уровень притязаний, престижность профессии, степень информированности, профессиональные интересы, склонности, способности, случай и т.п.

Следующим мотивом, влияющим на выбор профессии, являются способности, играющие важную роль в становлении профессионального самосознания и формировании профессиональной направленности личности. Под способностями в психологии понимается: «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой — либо конкретной деятельности, и свойств, которые в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются» [20].

В.Д. Шадриков выделил три признака способностей: способности — это индивидуально — психологические особенности, отличающие одного человека от другого; те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; способности несводимые к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают лёгкость и быстроту их приобретения, т.е. чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность [15].

В.Д. Шадриков определял способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности качественного своеобразия осмысления и реализации отдельных психических функций» [15].

При анализе общего и индивидуального в составе способности следует придерживаться деятельностного подхода, где способности понимаются как свойства личности, которые определяют собой успешность реализации деятельности. Деятельность выступает не только как фактор развития способностей, но и как обязательное условие их существования. Однако не следует забывать о соотношении социального и природного в способностях. Роль социального в формировании способностей следует понимать исходя из соотношений индивида и его жизнедеятельности. Неповторимость способностей индивида объясняется его природным отличием от других индивидов и индивидуальными путями развития. При определении структуры способностей как свойств личности также необходимо учитывать генетические механизмы и те свойства нервных процессов, которые сказываются на динамике развития психических процессов и их свойств.

По мнению К.М Гуревич, способности определяются задатками — «генетически детерминированными анатомо-физиологическими особенностями нервной, сердечно-сосудистой, мышечной и эндокринной систем, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей» [3].

Он считает, что развитие задатков — это социально обусловленный процесс, и если в обществе возникает потребность в определённой профессии, например, где нужен тонкий, музыкальный слух, и если данный конкретный человек имеет соответствующие врождённые задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности.

6 стр., 2716 слов

Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения

... рынке образовательных услуг. Критерии профессиональной приверженности: умеет ли педагог соблюдать честь и достоинство педагогической профессии. Отсутствие замкнутости, корпоративности, противопоставления учительской профессии другим. 3.Профессионализм личности педагога профессионального обучения Профессионализм личности и деятельности - это ...

Проблема соответствия способностей будущей деятельности особенно остро стоит на современном этапе развития общества, т.к. современные старшеклассники зачастую выбирают профессии, не соответствующие их способностям.

Самым важным мотивом выбора профессии, по нашему мнению, является семья. А.В. Мудрик отмечает, что семья — важнейший институт социализации подрастающего поколения, обладающий следующими параметрами: 1) социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; 2) социально-экономический — определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; 3) технико-гигиенический — зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; 4) демографический — определяется структурой семьи [7].

Т.Л. Павлова также отмечает тот факт, что образ жизни семьи является детерминирующим показателем разнообразного общения ребенка, а дезорганизация уклада семьи выступает как результат дисгармоничных взаимосвязей воспитательных институтов, воздействие которых играет решающую роль в формировании личности [10].

Подобного мнения придерживается и Е.И.Рогова, который считает, что «отношения между родителями и детьми приводят к формированию у детей установок, потребностей и интересов, одним из проявлений которых во взрослой жизни становится выбор профессии», к тому же семейная система задаёт определённый уровень проявления индивидуальности и автономии, подкрепляя те или иные образцы профессиональной карьеры [11].

Следовательно, профессиональная направленности старшеклассников определяется совокупность доминирующих у человека мотивов. Их влияние на индивида происходит через внутреннюю структуру личности, при этом социальные намерения относительно вхождения в определенный социальный слой формируются раньше профессиональных, и первые доминируют над вторыми.

1.3 Понятие профессиональной ориентации личности

Понятие «профориентация» — это ориентация человека на те или иные профессии. Профориентацию также рассматривают как оказание помощи людям в выборе профессии; как систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи людям в моменты профессионального самоопределения.

Определений данного понятия много и произошло это вследствие развития деятельности по профессиональной ориентации. Цели и задачи профориентации успешно реализуются, когда сама профориентация опирается на развитую теорию и методологию, в которой преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, позволяющие повысить эффективность практической работы.

Понятие «профессиональная ориентация» не может быть застывшим, данным раз и навсегда. Оно развивается по мере того, как меняется представление о целях, задачах, методах и сущности профориентации. Мы исходим из того, что профориентация — это руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека [2].

4 стр., 1773 слов

Методы исследования личности

... периоды развития; ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности; основных конфликтов и движущих сил развития личности. В общем, владение методами изучения психологических особенностей человека и умение использовать их ...

Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положения, структуре, методах исследования научных проблем профессионального самоопределения и о совершенствовании практических методов воздействия на людей с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии.

К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы, относятся идеи концептуального характера. Одна из них ? идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х годов и носила название «диагностической концепции». Здесь широко использовались тесты. В последствии эта идея диагностического исследования была заменена «воспитательной концепцией». Диагностика и воспитание ? важные и органически связанные направления практической работы по профориентации личности [2].

К идее методологического характера относиться идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы. Она предусматривает предварительную классификацию людей по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференцированный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, следовательно, более эффективно.

В социологии получила распространение идея социально — профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Если профессиональная ориентация определяется кратко как деятельность по подготовки личности к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно определить как подготовку человека к выбору профессии и своего места в обществе [10].

К методологическим вопросам профориентации относятся и вопросы определения и развития системы профориентации. Система профессиональной ориентации — это часть общей системы социальной ориентации личности в сложившейся структуре производительных сил и производственных отношений на современном этапе развития общества. По мере дальнейшего совершенствования производительных сил и производственных отношений соответствующее развитие получат социальная и профессиональная ориентация.

Система профориентационной работы проводит деятельность по следующим направлениям.

Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду, профагитацию. Информирование граждан о мире профессий ставит целью ознакомление их с наиболее актуальными для общества профессиями в данный момент и в ближайшие 10 лет, а также с практическими возможностями и преимуществами овладения той ил и иной профессией. Профессиональная пропаганда рассматривается как особый «род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, художественных ценностей и иной информации в целях формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, а через них ? оказание влияния и на поведение людей» [9].

12 стр., 5657 слов

Роль темперамента и других психофизиологических качеств человека ...

... человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое заболевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения). Наиболее признана психофизиологическая теория темперамента: темперамент зависит от врождённых свойств и ...

Предварительная профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Для этой цели используются анкетные, аппаратурные и тестовые методы ряда наук.

Выводы

Основными мотивами, определяющими выбор профессии и влияющими на формирование профессиональной направленности личности, являются следующие: семья, ценности, склонности, потребности, интерес и способности.

Интерес один из важнейших мотивов, оказывающих влияние на формирование профессиональной направленности. В науке существует несколько определений данного понятия. В советской педагогике интерес рассматривался как особое свойство оказывающие влияние на развитие личности в целом. Весомый вклад в эту проблему внесли Л.С. Выготский и С. Л. Рубинштейн, которые дали характеристику интереса с точки зрения его направленности. Л.С. Выготский определял интерес как «целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций».[22] В трактовке С.Л. Рубинштейна «интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности её помыслов на Выбор интереса как индивидуально-типологической особенности человека основан на известных его свойствах: расширяет и углубляет знания, умения и навыки человека в интересующей его области; активизирует познавательные процессы и творчество личности; обеспечивает эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительным занятиям интересующей человека деятельностью.[21]

Глава 2. Методическое обеспечение исследования профессиональных предпочтений у старшеклассников

Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи при выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и особенностями личности, а также возможностями, которые представляет человеку общество. Одной из важных форм профориентационной работы является профессиональное консультирование, в ходе которого проводится диагностика способностей, склонностей и направленности личности с использованием специально разработанных методик. В нашей стране наиболее известным методом исследования склонностей и профессиональных интересов является опросник ДДО, разработанный Е.А. Климовым. В данной части курсовой работы приведено описание опросника ДДО, а также методики «карта интересов А.Е. Голомштока».

2.1 Дифференциально-диагностический опросник(ДДО)

Е.А. Климова

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) интересов был разработан Е.А. Климовым. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда [22].

Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Вторую группу представляют профессии, в основе которых лежат отношения человек — техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

2 стр., 774 слов

«Моя профессия – воспитатель» статья

... знала об этой профессии. Воспитателем я стала по воле случайно сложившихся обстоятельств. Но почему эти обстоятельства сложились именно так, а не иначе? Ведь человек сам должен определить ... вопрос с выбором профессии. Кем я хочу стать? Перед нами были открыты все дороги, но выбрать нужно было только одну. Мечтала ли я стать воспитателем? Нет. Я ...

Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

Пятая группа — профессии, связанные с отношениями человек — художественный образ. Объектом труда здесь служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов. Перед испытуемым ставиться задача — дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО (Приложение ).

Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует говорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент(Приложение 1).

2.2 Модифицированная методика «Карта интересов»

А.Е. Голомштока

«Карта интересов» представляет собой модифицированный вариант методики, опубликованный Е.А. Голомштоком в сборнике «Профориентационная работа в школе» в 1968г. Оригинальная методика и большинство вариантов советского времени на сегодняшний день порядком устарели. Одна из последних модификаций советского времени (О. П. Мешковская и соавторы, 1984) приведена по книге Е. И. Рогова. [1]

Карта интересов предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности. Таких сфер в данной методике насчитывается 29: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника. «Карта интересов» насчитывает 174 вопроса, на каждую сферу деятельности приходиться по 6 вопросов (Приложение 2).

Обработка листа ответов заключается в подсчете количества положительных и отрицательных ответов по каждому из 29 критериев. Строки, получившие максимальное количество плюсов, указывают на предпочитаемые сферы деятельности; при оценке направленности интересов испытуемого их следует учитывать в первую очередь. Если количество плюсов в нескольких строках одинаково, то преобладающим интересам соответствуют те из них, которые содержат меньшее количество минусов. Для наиболее обоснованных выводов обращается внимание также и на строки с наибольшим количеством минусов.

Большое количество плюсов говорит о хорошо развитых профессиональных интересах. Малое количество плюсов и большое количество минусов свидетельствуют о несформированности познавательных и профессиональных интересов.

2.3 Анкета

Данная методика применяется для получения первичной информации об интересах, склонностях человека, о характере мотиваций выбора профессии. Старшеклассник, отвечая на вопросы анкеты, сам определяет желаемые требования к своей будущей профессии. Также он указывает свой любимый предмет, какие предметы он выбрал для сдачи ЕГЭ, указывает выбранную профессию. Все это позволяет составить общую картину интересов и склонностей испытуемого. Анкета используется в целях профориентации. Предлагается инструкция: «Ответьте пожалуйста на следующие вопросы». (Приложение 7)

Глава 3. Исследование профессиональных интересов у старшеклассников

3.1 Цели, задачи, методы и процедура исследования

Цель исследования: исследовать профессиональные интересы у старшеклассников.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования професиональных интересов, профессионального самоопределения и профессиональной ориентации у старшеклассников.

2. Подобрать методики для исследования профессиональных интересов у старшеклассников.

3. Проанализировать результаты исследования профессиональных интересов у старшеклассников и сформулировать выводы.

Теоретический объект исследования: профессиональная направленность личности.

Предмет исследования: профессиональные интересы у старшеклассников.

Эмпирический объект исследования: учащиеся старших классов (11 класса), в количестве 24 человек.

Гипотеза исследования: существует соответствие между выбором профессии и профессиональными интересами у старшеклассников.

В целях исследования профессиональных интересов у старшеклассников использовались психодиагностические методы, представленные следующими методиками:

1) методика «Дифференциально-диагностический опросник»(ДДО) Е.А. Климова;

2) модифицированная методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока ;

3) Анкета.

Процедура исследования.

Исследование проводилось на базе средней школы г. Артема. В общей сложности в исследовании приняли участие 24 человек, из них 7 мальчиков и 17 девочек. Испытуемые — учащиеся 10-11 классов, возраст 16 — 18 лет.

На первом этапе исследуемым была предложена для заполнения анкета, с целью определения выбора профессии. Данная методика, применяется для получения первичной информации об интересах, склонностях человека в выборе профессии. В анкете, необходимо было ответить на вопросы о любимых и нелюбимых предметах, выбрать наиболее интересную область деятельности из предложенных, указать название выбранной профессии. (Приложение 7 ).

На втором этапе было проведено исследование профессиональных интересов старшеклассников с помощью методики «Дифференциально-диагностический опросник»(ДДО) Климова Е.А.. Диагностическая процедура ДДО Климова Е.А. предполагает выбор из множества альтернативных пар суждений одного, соответствующего интересам испытуемого. Исследование было проведено групповым методом. Респондентам зачитывалась инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? В каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выберите только один (а или б) и запишите рядом с номером вопроса, в специальном бланке». Результаты необходимо было занести в специальный бланк. Полученные в ходе тестирования данные обрабатывались с помощью специального «ключа»(Приложение 1).

За каждый выбор начислялся 1 балл в соответствующую шкалу «Природа»(П), «Техника(и неживая природа)»(Т), «Человек(и социальные системы)»(Ч), «Знак»(З), «Художественный образ»(ХО).

Потом суммировались баллы, набранные по каждой шкале. В основе обработке и интерпретации методики лежит порядковая шкала («больше-меньше»).

Шкала, по которой набрано наибольшее количество баллов, свидетельствует о наиболее выраженном интересе к соответствующей предметной области труда.

На третьем этапе было проведено исследование для выявления индивидуальных особенностей профессиональных интресов, с помощью методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока. Исследование было проведено групповым методом. Респондентам необходимо было ответить на 174 вопроса. Перед тестированием зачитывалась инструкция: «Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились, что вам очень нравится содержание вопроса, то в бланке для ответов в ячейке под тем же номером поставьте знак («++»), если просто нравится — один плюс («+»), если не ззнаете, сомневаетесь — ноль («0»), если не нравится — один знак «минус» (« — «), если очень не нравится — два «минуса» («—«).

Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них». Воросы зачитывались вслух, исытуемые должны были результат своего выбора отобразить в специальном бланке. Приложение(..) Полученные в ходе тестирования данные обрабатывались с помощью «ключа»(Приложение..).

За каждый выбор «++» начисляется 2 балла, За «+» — 1 балл, за «0» — 0 баллов, за «-» — -1балл, за «—»- -2 балла в соответствующую шкалу. В основе обработки и интерпретации методики лежит порядковая шкала(«больше-меньше»).

Шкала, по которой набрано наибольшее количество баллов, свидетельствует о наиболее выраженном интересе к соответствующей сфере труда.

Градация выраженности интересов(по Е.П. Ильину):

  • 12 — -6 баллов — высшая степень отрицания интереса;
  • 5 — -1 балл — интерес отрицается;
  • +1 — +4 балла — интерес выражен слабо;
  • +5 — +7 баллов- выраженный интерес;
  • +9 — +12 баллов — ярко выраженный интерес(Приложение 2).

На четвертом этапе был проведен качественный сравнительный анализ результатов исследования. Профессиональные интересы старшеклассников, выявленные с помощью тестирования, сопоставляли с их реальным выбором профессии, которую они указали в анкете. Анализ соответствия выбора профессии и профессиональных интересов респондентов проводился по трем направлениям:

1. Профессии гуманитарной направленности;

2. Профессии естественно-научной направленности;

3. Профессии математическо-технической направленности.

3.2 Результаты исследования профессиональных интересов у старшеклассников, выбравших гуманитарную направленность профессии

В результате анализа анкет, проведенного с целью определения выбора профессии, сделанного каждым респондентом, были выявлены три группы профессиональной направленности.

1 группа — 12 испытуемых выбрали профессии гуманитарной направленности.

2 группа — 9 испытуемых выбрали профессии математическо-технической направленности.

3 группа — 3 испытуемых выбрали профессии естественно-научной направленности. (Приложение 8, таблица 13)

Сопоставление данных тестирования по методике ДДО Климова, с выбором профессии, выявило, что в 1 группе 9 испытуемых проявили интерес к профессиям типа «Человек-Человек, 10 испытуемых к профессиям типа «Человек — Художественный Образ». К остальным типам профессий интерес выражен слабее: «Человек — Знак» выбрал 1 исытуемый, «Человек — Природа» выбрал 1 испытуемый, «Человек — Техника» выбрал один испытуемый. Также можно отметить, что в большинстве случаев выбор профессий типа «Человек-Человек» и «человек — Художественный образ» совпадают. Сопоставление выбора профессии у респондентов с результатами тестирования по методике ДДО Климова, подтверждают соответствие выбора гуманитарной направленности выбора профессии и профессиональных интересов у большинства старшеклассников(Приложение 6, Таблица 10).

Дальнейшее сопоставление результатов по методике Голомштока показало, что респондентов выбравших профессии гуманитарной направленности проявили высшую степень отрицания интереса к естественно-научным дисциплинам, либо отрицали его. К профессиям гуманитарной направленности у 9 испытуемых ярко выраженный интерес, у 1 — интерес отрицается, у 2 — высшая степень отрицания интереса. Также в данной группе выявлен выраженный и ярко выраженный интерес к истории — у одного респондента, к литературе — у одного респондента, к журналистике у 1 респондента, к общественной деятельности — у 5 респондентов, к сервисному обслуживанию — у 6 респондентов, к педагогике — у 6 респондентов, к праву — у 4 респондентов, к иностранным языкам — у 3 респондентов, к изобразительному искусству — у 3 респондентов, к сценическому искусству — у 8 респондентов, к музыке — у 6 респондентов. В некоторых случаях один респондент проявил выраженный и ярко выраженный интерес к разным наукам. К профессиям математическо-технической направленности у всех испытуемых проявляется высшая степень отрицания интереса. Сопоставление выбора профессии у респондентов с результатами тестирования по методике «Карта интересов» Голомштока, подтверждают соответствие выбора гуманитарной направленности выбора профессии и профессиональных интересов у большинства старшеклассников 1 группы.(Приложение 3),

3.3 Результаты исследования профессиональных интересов у старшеклассников, выбравших математико-техническую направленность профессии.

В результате анализа анкет, проведенного с целью определения выбора профессии, сделанного каждым респондентом, были выявлены три группы профессиональной направленности.

1 группа — 12 испытуемых выбрали профессии гуманитарной направленности.

2 группа — 9 испытуемых выбрали профессии математическо-технической направленности.

3 группа — 3 испытуемых выбрали профессии естественно-научной направленности. (Приложение 8, таблица 13)

Сопоставление данных тестирования по методике ДДО Климова, с выбором профессии, выявило, что во 2 группе 6 испытуемых проявили интерес к профессиям типа «Человек-Знак», 5 испытуемых к профессиям типа «Человек — Художественный Образ». К остальным типам профессий интерес выражен слабее: «Человек — Человек» выбрали 4 исытуемых, «Человек — Природа» выбрал 1 испытуемый, «Человек — Техника» выбрали 4 испытуемых. (Приложение 6, Таблица 11).Также можно отметить, что в большинстве случаев респонденты отдали предпочтения двум типам профессий. Сопоставление выбора профессии у респондентов с результатами тестирования по методике ДДО Климова, подтверждают в слабой степени соответствие математическо-технической направленности выбора профессии и профессиональных интересов у большинства старшеклассников.

Дальнейшее сопоставление результатов по методике Голомштока показало, что 4 респондента выбравших профессии математическо-техничсекой направленности проявили высшую степень отрицания интереса к естественно-научным дисциплинам, 1 респонден отрицал интерес, 1 респондент проявил слабый интерес, 1 респондент проявил выраженный интерес, 2 респондента проявили ярко выраженный интерес. К профессиям гуманитарной направленности у 4 испытуемых наблюдается высшая степень отрицания интереса, у 1 — интерес выражен слабо, у 4 — ярко выраженный интерес. К профессиям математическо-технической направленности ярко выраженный интерес у 5 испытуемых, интерес выражен слабо у 1 испытуемого, у 3 испытуемых проявляется высшая степень отрицания интереса. Также в данной группе выявлен выраженный и ярко выраженный интерес к легкой промышленности у 2 респондентов, к технике у 4 респондентов, к электротехнике — у 1 респондента, металлообработке у 1 респондента, к деревообработке у 1 респондента, к строительству у 1 респондента, к транспорту у 1 респондента, к авиации у 2 респондентов, к военным специальностям у 3 респондентов, к математике у 4 респондентов, к экономике у 2 респондентов, Сопоставление выбора профессии у респондентов с результатами тестирования по методике «Карта интересов» Голомштока, подтверждают слабое соответствие выбора гуманитарной направленности выбора профессии и профессиональных интересов у большинства старшеклассников 1 группы( Приложение 4).

3.4 Результаты исследования профессиональных интересов у старшеклассников, выбравших естественно-научную направленность профессии

В результате анализа анкет, проведенного с целью определения выбора профессии, сделанного каждым респондентом, были выявлены три группы профессиональной направленности.

1 группа — 12 испытуемых выбрали профессии гуманитарной направленности.

2 группа — 9 испытуемых выбрали профессии математическо-технической направленности.

3 группа — 3 испытуемых выбрали профессии естественно-научной направленности. (Приложение 8, таблица 13)

Сопоставление данных тестирования по методике ДДО Климова, с выбором профессии, выявило, что в 3 группе испытуемых проявили интерес к профессиям типа «Человек-Человек», 2 испытуемых к профессиям типа «Человек — Природа». К остальным типам профессий интерес выражен очень слабо. Также можно отметить, что в большинстве случаев респонденты отдали предпочтения двум типам профессий. Сопоставление выбора профессии у респондентов с результатами тестирования по методике ДДО Климова, подтверждают в большой степени соответствие естественно-научной направленности выбора профессии и профессиональных интересов у большинства старшеклассников 3 группы (Приложение 6, Таблица 12).

Дальнейшее сопоставление результатов по методике Голомштока показало, что 1 респондент выбравший профессию естественно-научной направленности проявил ярко выраженный интерес к естественно-научным дисциплинам, у1 респондента интерес выражен слабо, 1 респондент интерес отрицает . Также в данной группе выявлен выраженный и ярко выраженный интерес к биологии у 3 респондентов, к медицине у 2 респондентов, к химии у 2 респондентов, к физкультуре у 1 респондента. К профессиям гуманитарной направленности у 1 испытуемого наблюдается высшая степень отрицания интереса, у 1 — интерес отрицается, у 1 — ярко выраженный интерес. К профессиям математическо-технической направленности у 3 испытуемых проявляется высшая степень отрицания интереса. Сопоставление выбора профессии у респондентов с результатами тестирования по методике «Карта интересов» Голомштока, подтверждают высокое соответствие выбора естественно-научной направленности выбора профессии и профессиональных интересов у всех испытуемых в 3 группе. (Приложение 5)

Выводы

Полученные результаты свидетельствуют о некоторых особенностях профессионального самоопределения современных старшеклассников. Половина респондентов отдала предпочтнения гуманитарным профессиям: адвокат, психолог,социолог, юрист, менеджер, педагог, лингвист, и при этом были выявлены большие склонности к профессиям типа «Человек-человек» и «Человек -Художественный образ». И здесь можно с уверенностью сказать о большой вероятности правильного выбора профессии в соответствии с профессиональными интересами.

В группе респондентов, выбравших профессии естественно-научной направленности, а именно профессию врача, также прослеживается совпадения с большими склонностями к профессиям типа «человек-человек» и «человек природа». И высокие баллы по таким предметам как биология, медицина, химия, что в высокой степени подтверждает наибольшее соответствие выбора и профессиональных интересов.

9 респондентов отдали предпочтения, выбрав профессии математико-технической направленности. Но тестирование методикой ДДО Климова показывает, что предпочтения по типу профессии «Человек — техника» выражены чуть выше среднего, а по остальным типам профессий показатели средние и ниже среднего. Методика «карта интересов Голомштока, также не дает нам высоких баллов, подтверждающих в высокой степени соответствие выбора профессии и профессиональных интерсов старшеклассникоа. Только у нескольких человек есть это соответствие. Можно предположить, что профессиональные интересы у этой группы респондентов еще не сформировались окончательно и выбор профессии был сделан под влиянием обстоятельств.

Заключение

В старшем школьном возрасте потребности связаны с профессиональным самоопределением, что связано с общей тенденцией этого возраста найти своё место в жизни: старшеклассники оценивают разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентации. В интересах проявляются плохо осознаваемое, порой импульсивное стремление человека к определённой активности. Современный старшеклассник очень избирательно относится к выбору профессии. Старшеклассники сейчас все больше, выбирая профессию, стремятся связать ее с общением, свободой и желанием сделать карьеру в будущем. В курсовой работе были получены интересные данные о профессиональных склонностях старшеклассников с различными учебными интересами.

Целью работы являлось исследование соответствия между выбором профессии и профессиональными интересами у старшеклассников.

В исследовании принимали учащиеся 11 класса в возрасте 16-18 лет. Выборка состояла из 24 респондентов, уже сделавшими профессиональный выбор.

В исследовании соответствия профессиональных интересов и выбора профессии использовались следующие психодиагностические методы:

1. методика «Дифференциально-диагностический опросник»(ДДО) Е.А. Климова;

2. модифицированная методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока ;

3. Анкета.

В результате исследования был проведен качественный сравнительный анализ соответствия профессиональных интересов и выбора профессии у старшеклассников.

По результатам исследования сформулированы следующие выводы:

В результате анализа анкет, проведенного с целью определения выбора профессии, сделанного каждым респондентом, были выявлены три группы профессиональной направленности.

1 группа — 12 испытуемых выбрали профессии гуманитарной направленности.

2 группа — 9 испытуемых выбрали профессии математическо-технической направленности.

3 группа — 3 испытуемых выбрали профессии естественно-научной направленности.

Сопоставление выбора профессии у респондентов с результатами тестирования по методике ДДО Е.А. Климова и по методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока подтверждают соответствие выбора гуманитарной направленности выбора профессии и профессиональных интересов у большинства старшеклассников. На это указывают ярко выраженный интерес к гуманитарным профессиям у большинства. А к профессиям математическо-технической направленности у всех испытуемых проявляется высшая степень отрицания интереса. Также у респондентов высокие баллы по типам профессии «Человенк-Человек» и «Человек — Художественный образ».

Сопоставление выбора профессии и профессиональных интересов у респондентов выбравших математико-техническую направленность профессии с результатами тестирования по методике ДДО Е.А.Климова, подтверждают в слабой степени соответствие математическо-технической направленности выбора профессии и профессиональных интересов у большинства старшеклассников. Это связано с тем, что результаты тестирования указывают нам на средние и чуть выше среднего значения по всем типам профессий «Ч-Ч», «Ч-П»,»Ч-ХО», «Ч-З» , «Ч-Т». Методика Голомштока это подтверждает. Также в этой группе низкие показатели по естественно-научной профессиональной направленности.

Сопоставление выбора профессии и профессиональных интересов у респондентов выбравших естественно-научную направленность професии с результатами тестирования по методике ДДО Е.А. Климова, подтверждают в большой степени соответствие естественно-научной направленности выбора профессии и профессиональных интересов у большинства старшеклассников 3 группы. Также это подтверждает методика Голомштока. К профессиям математическо-технической направленности у всех испытуемых проявляется высшая степень отрицания интереса.

Итак, результаты исследования показывают, что у старшеклассников сделавших выбор в пользу профессий гуманитарной и естественно-научной направленности, интерес к данным профессиям выражен ярче, нежели у выбраших профессии математико-технической направленности. В ходе исследования было выявлено соответсвие между профессиональными интересами и выбором профессии у старшеклассников.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/po-psihologii-karta-interesov/

1. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности/ А.В Батаршев. — М.: Речь, 2005.- 208с.

2. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков. М.: Академический проект, 2007. — 333с

3. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы/ К.М. Гуревич. — М.:Речь, 1998. — 272 с.

4. Зеер Э. Ф., О. А. Рудей. Психология профессионального самоопределения в ранней юности/ Э.Ф. Зеер. -М.:МПСИ, МОДЭК, 2008.- 256 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. Пособие/ Е.А. Климов.- М.:Академия, 2004.- 304с.

6. Кустобаева Е.К. Встреча с самим собой: школа профессионального самоопределения/ Е.К. Кустобаева.- Казань, 2005 г.-145с.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп./ А.В.. Мудрик. — М.: 2007. — 224 с

8. Носкова О. Г. Психология труда: Учеб пособие / О.Г. Носкова. — М.: Академия, 2007.- 384с.

9. Пряжников Н. С., Методы активизации личного и профессионального самоопределения/ Н.С. Пряжников.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.- 400с.