Профессиональное самоопределение старшекласников

Содержание скрыть

Однако подробное обсуждение вопросов специфики работы

сельского или городского в деле подготовки детей к выбору профессии не входит в нашу задачу.[ 3, 215]

3.2. Методы активизации профессионального

и личностного самоопределения

Как уже отмечалось в предыдущих разделах пособия, активизация направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно неактивная форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с необходимым сочетанием вербальных и невербальных средств, при умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).

Другим примером может быть беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников беседы (уже созданной мотивации и т. п.) она позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. Однако к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты.

И все-таки существуют методы, активизирующий потенциал которых представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. Более подробно активизирующие игры рассмотрены в других пособиях (см.: Пряжников, 1991, 1993, 1996, 1997а, 1997б, 1997в, 1997г).

Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:

Профориентационные игры с классом, Игровые профориентационные упражнения, Карточные профконсулътационные методики, Настольные карточные игры, Бланковые карточные методики., Активизирующие профориентационные опросники., Бланковые игры с классом, Ценностно-смысловые опросники

3.3. Использование опросных методов для изучения профессионального самоопределения старшеклассников.

14 стр., 6815 слов

Игра как метод воспитания

... Работа состоит из введения, основной части, заключения, глоссария, списка литературных источников, приложения. 1. Игра как метод воспитания 1.1 Понятие о «методе воспитания» В педагогике да настоящего времени нет единой трактовки «метода воспитания». ... работы учителей по применению игры в воспитательной работы с младшими школьниками. 4 Доказать необходимость использования игры как метода воспитания ...

В МОУ ”Новоильиновская СОШ ” Полтавского района Омской области был проведен опрос у учащихся 11 класса по теме профессиональное самоопределение. Было опрошен весь класс в составе 11 человек.

Были заданы вопросы:

“Что вас привлекает больше технические специальности или же гуманитарные? ”

“На какую специальность вы хотите пойти учится? ”

В результате было выяснено что девушки более склонны к гуманитарным профессиям, парни наоборот, больше к техническим профессиям.

Так же была проведена беседа с классным руководителем Бутько В.А.

В ходе беседы он рассказал что для каждый год проводятся классные часы посвященные профессиональному самоопределению .На классные часы приходят родители или знакомые детей которые рассказывают о своей профессии. Так же он рассказал, что детей в конце 3 или середине 4 четверти вывозят на “ярмарку профессий”, где им подробно рассказывают о различных профессиях.

После беседы с классным руководителем , классу было предложено пройти тест опросника по Климову и методику Дж. Холланда. После проведения было подсчитано среднее арифметическое, полученные данные занесены в таблицу 1 и 2.

Обработка результатов., Таблица 1. Сравнительная таблица средних значений по методике Е.А. Климова., П.- природа, Т.- техника, Ч.- человек, З. С.- знаковая система, Х.О.- художественный тип

Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

Таблица 2. Сравнительная таблица средних значений по диагностике Дж. Холланда, Р.-реалистичный, И.- интеллектуальный, С.- социальный, К.- конвенциальный, П.- предпринимательский, А.- артистичный

Анализируя преобладающий тип личности у выборки учащихся 11 класса мы видим, что мальчики имеют более реалистичный тип личности, чем девочки. И в то же время у девочек более выражен социальный тип личности, по сравнению с мальчиками.

Выводы

Сравнивания результаты были сделаны следующие выводы:

  • — мальчики больше направлены на сферу деятельности Человек-Техника, Человек- Знаковая система;
  • — девочки больше направлены на сферу деятельности Человек-Человек, Человек- Художественный образ;
  • преобладание социального типа личности.

Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

32 стр., 15505 слов

Социальный статус семьи и образовательные результаты учащихся

... -ролевой статус семьи. Традиционные государственные меры компенсации социального неравенства в форме обеспечения ребенка и/или его семьи дополнительными материальными ресурсами не оказывают существенного влияния на образовательные результаты учащихся. - Управление деятельностью ...

Исходя из результатов качественного и количественного анализа эмпирического исследования были получены следующие результаты:

  • Старшеклассники начинают постепенно осознавать какую профессию они хотят получить
  • наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка являются сам ученик и родители;
  • большинство старшеклассников получить не ту профессию которую они хотят, а ту которую они смогут получить поступив в колледжи или высшие заведения
  • трудности выбора будущей профессии, старшеклассник связывает с низким уровнем информированности, а также низким уровень ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий;

В результате проведенных исследований, на основе анализа различных теорий по изучению данной темы, были замечено то, что преобладает гуманитарная направленность в выборе профессиональной сферы деятельности и социального типа личности.

Режим доступа:

2.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/д: Феникс, 1996. – 215 с.

4.Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 19824.Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999

5.Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997

6.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

7. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 268 с.