Взаимосвязь типа личности и выбора профессии

В современном мире, для каждого человека в процессе взросления возникает немаловажный вопрос, это вопрос выбора профессии. Каким будет исход данного выбора, зависит именно от этого человека, от его индивидуальных потребностей, воспитания, пристрастий, окружения, способностей. В рамках данной работы наиболее важным фактором будут являться личностные качества человека, которые позволят наиболее полно раскрыться конкретному индивиду в конкретной профессиональной деятельности.

Для удобства, людей, обладающий сходными личностными качествами, принято объединять в группы, то есть выделять типы личности. Но как известно, типология, как и большинство гуманитарных наук, наука очень сложная и многогранная, так как в природе не существует предметов, обладающих определенным набором свойств в чистом виде.

Актуальность

Целью данной работы является анализ взаимосвязи типа личности и приверженности к той или иной области трудовой деятельности.

Для решения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1. Определить понятие личность;

2. Изучить формирование личности человека;

3. Исследовать историю происхождения типов личности;

4. Рассмотреть понятие профессия;

5. Выявить факторы выбора профессии;

6. Проанализировать взаимосвязь выбора профессии и типа личности.

Объектом исследования в данной работе выступает личность человека.

Предметом

определенный тип личности.

Теоретическая значимость, Практическая значимость:, Глава 1. Типы личности

1.1 Определение личности человека

Понятие «личность» является не только понятием, отражающим фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим идеал человека (рис. 1).

Рис. 1. Личность как идеал человека

Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, «есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики.

В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Благодаря этим отношениям происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.).

13 стр., 6041 слов

Выбор профессии и профессиональные интересы у старшеклассников

... профессиональных интересов с реальным выбором профессии, остается в центре внимания исследователей. От совпадения выбора профессии и профессиональных интересов зависит дальнейшее становление человека, как профессионала, его успешность и удовлетворенность от выполняемой работы. Таким ...

Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии.

Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла:

  • первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет;
  • второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (рис. 2).

Рис. 2. Социальные группы человека

В каждой группе человек занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Например, в семье каждый человек может выполнять несколько ролей одновременно, одна и та же личность может являться: сыном-дочерью, внуком-внучкой, братом-сестрой, дядей-тетей и т.д. В учебной группе — простым учеником, лидером, старостой, последователем. В рабочем коллективе — начальником, подчиненным, коллегой, наставником. В дружеской компании — лидером, подругой-другом, единомышленником, изгоем и множество других вариантов.

Однако личность — это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:

  • личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
  • личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е.

взаимосвязан с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;

4 стр., 1523 слов

Концепции базовой и модальной личности

... тестов с результатами наблюдений. Модальная личность — не значит «усредненная личность». Это — наиболее часто встречающийся или наиболее массовый тип личности в данной культуре. Для К. Дюбуа, например, «модальная личность» — это прежде всего описательная ...

  • сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
  • личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.

1.2 Формирование личности человека

Личность человека формируется из генетического наследия, а также в результате образования и воздействия окружающей среды. В последние годы в этот список было добавлено понятие о культурном наследии, которое передается от человека к человеку при посредстве так называемых «memes» «мемов», или «культурных генов» (рис. 3).

Рис. 3. Воздействие на формирование личности

· воздействие окружающей среды на личность очень велико, это мы можем наиболее четко увидеть на примере городских и сельских жителей, редко когда можно встретить горожанина, который мечтает стать трактористом или фермером, и наоборот, сельского жителя, мечтающего жить в «каменных джунглях» и работать топ-менеджером;

образование

генетическое наследие

культурное наследие

Слово «мем» напоминает слово «ген», а также греческое слово «мимем», которое означает «подражание». Мемом может быть мелодия, анекдот, пословица, научная идея, модный фасон одежды (рис. 4).

Рис. 4. Виды мемов

Мемы или культурные гены распространяются через подражание совершенно независимо и эгоистично. Подражание является типичным для человека, и как процесс происходит постоянно.

Оценки вклада генетического и культурного наследия в тип личности человека сильно меняются в зависимости от общественной и политической атмосферы. Сегодня этот вклад генов и мемов оценивается приблизительно 50% на 50% . Генетика регулирует темперамент личности, в зависимости от этого схватываются разные мемы в различном возрасте в период взросления. Поэтому близнецы по генетическому наследию могут быть совершенно разными по типологии.

Большее количество мемов оседает в человеческом подсознании. Каждый индивидуум имеет свою модель выживания, которую он принимает в период взросления. В это время он овладевает средствами, которые выбирает во время тестирования средств выживания разных типов личностей. Другими словами, индивидуум много раз проходит по средствам выживания (моделям поведения) всех типов личности эннеаграммы, пока не остановится на тех, которые помогают ему, именно этому биологическому индивидуму, выжить. Под выживанием подразумевается, что индивидуум из большинства ситуаций выходит “целым”, как физически, так и душевно. Эти особые черты модели выживания хранятся в подсознании и представляют собой определенный тип личности.

Попадая в различные ситуации, человек выбирает оттуда наиболее типичный для него инструмент для выживания (реакцию на ситуацию).

Реакции на ситуации выскакивают по большей части из подсознания.

Индивидуум образует собственную стратегию по выживанию приблизительно к двенадцати годам. К этому времени он собирает в своем подсознании коллекцию средств, с помощью которых справляется с различными ситуациями. Эти средств выступают наружу как бы автоматически, в соответствии с ситуацией.

Эннеаграмма помогает в самоизучении и самоуглублении, вследствие чего часть этих подсознательных средств становятся сознательными, переходя на сознательную часть разума. Таким образом, человеку дается возможность контролировать их. Он перестает примитивно, спонтанно реагировать только на эмоциональном уровне в различных ситуациях. Подобный процесс называют персональным развитием или духовным ростом индивидуума.

Развиваясь, человек овладевает способностью предвосхищать различные ситуации и при соприкосновении с ними может лучше использовать выбранные средства или наилучшим образом сделать выбор этих средств.

1.3 Становление проблемы типов личности в различных концепциях

В настоящее время существует несколько систем названий для шестнадцати типов личности. Сам создатель типологии К.Г. Юнг пользовался предложенными им же названиями, которые применяют на Западе в литературе, посвященной проблемам теории типов. В его книге «Психологические типы» приводится восемь названий, где каждое название составлено из двух типологических признаков (рис. 5):

Рис. 5. Типология личности по К.Г. Юнгу

Термин «мыслительный» соответствует здесь логической доминанте мышления, «чувствующий» — этической, «ощущающий» — сенсорной, «интуитивный» — абстрактно-образному восприятию мира.

Юнг считал, что в одном типе не могут сочетаться такие психические признаки, как чувствование и мышление, как сенсорика и интуиция, поскольку они представляют собой два полюса одной и той же функции — рациональной или иррациональной. В то же время, он признавал возможность сосуществования таких признаков, как чувствование и ощущение, чувствование и интуиция; мышление и ощущение, мышление и интуиция.

Опираясь на его наблюдения, американские исследовательницы Кэтрин Бриггс и Изабель Бриггс Майерс расширили юнговскую типологию с восьми типов до шестнадцати. В этой расширенной типологии каждый тип обозначается символом из четырех букв, где каждая буква соответствует названию типологического признака (табл. 1):

Таблица 1

Типология личности по Бриггс

Первая буква названия

Типологический признак

Англоязычный вариант

I

интроверсия

introversion

T

мышление

thinking

S

ощущение (сенсорика)

sensation

J

рациональность (рассудительность)

judging

E

экстраверсия

exstraversion

F

чувствование

feeling

N

интуиция

intuition

P

иррациональность (восприимчивость)

perceiving

Все буквы взяты как начальные из соответствующих английских названий типологических признаков, кроме интуиции, где использована вторая буква (N), во избежание повторов в обозначении, поскольку первая буква (I) уже использована в слове «интроверсия».

Название типа в западной типологии записывается так: ENFP, что означает: интуитивный (N) чувствующий (F) воспринимающий (P) экстраверт (Е).

Учитывая громоздкость и неестественность звучания переводных терминов, А. Аугустинавичюте сознательно пошла на изменение терминологии, рискуя вызвать на себя огонь критики со стороны психологов, философов и представителей других гуманитарных наук. Она ввела в качестве аналогов юнговских признаков, понятия, традиционно используемые в других сферах: «логику» — вместо «мышления», «этику» — вместо «чувствования», «сенсорику» — вместо «ощущения», «рациональность» — вместо «рассудительности», «иррациональность» — вместо «восприимчивости».

Споры, имеющие отношение к особенностям терминологии, как известно, почти всегда бесплодны. О терминах можно договориться, тем более, что многие из них, будучи камнем преткновения для специалистов, потом морально устаревают и заменяются другими, более созвучными своей эпохе. Поэтому в соционике, развиваемой на фундаменте типологии Юнга, Бриггс-Майерс, типы названы несколько проще и современнее, чем в буквальном переводе. Так, например, ISTJ (ощущающий мыcлительный рассудительный интроверт) в соционическом варианте называется логико-сенсорным интровертом (ЛСИ).

Так три буквы новой аббревиатуры (ЛСИ) заменили американскую, содержащую четыре буквы (ISTJ).

Напомним, что в соционике существует правило: первая буква в названии типа, обозначающая логику или этику, говорит о рациональности типа. Соответственно, если первой стоит буква, обозначающая сенсорику или интуицию, это свидетельствует об иррациональности типа. Так, например, тип ЛСИ (логико-сенсорный интроверт) является рациональным, а тип СЛИ (сенсорно-логический интроверт) является иррациональным.

Параллельная система названий, предложенная также А. Аугустинавичюте, носит скорее образно-художественный и гуманитарный характер, чем научный. Она построена на основе псевдонимов — имен известных личностей, например, писателей: А. Дюма — отца, В. Гюго, Максима Горького, Джека Лондона, Т. Драйзера, Оноре де Бальзака, Ф. Достоевского, поэта Есенина, вождя Великой Французкой революции Робеспьера, полководца 2-ой мировой войны маршала Жукова, императора Франции Наполеона Бонапарта, ученого естествоиспытателя Т. Гексли, известного французского киноактера Ж. Габена, литературных и киногероев Дон-Кихота, Гамлета и Штирлица (табл. 2).

Таблица 2, Типология личности по Аугустинавичюте

Аббревиатура

Псевдоним

Краткая характеристика

ИЛЭ

Дон-Кихот

Чудак. Борец с ветряными мельницами. Доверчивый идеалист. Человек чести и слова. Справедливый. Хитроумный.

СЭИ

Дюма

Французский писатель 19века. Писал о мушкетёрах и гвардейцах кардинала. Одна из прекрасных черт характера Дюма заключалась в том, что даже в крайней бедности он оставался для всех, за исключением своей супруги и кредиторов, самым щедрым из людей. Щедрый. Добрый.

ЭСЭ

Гюго

Французский писатель 19века. Литературное описание событий французской революции. Самое знаменитое произведение в России «Отверженные». Склонный к опозданиям. Сочувствующий.

ЛИИ

Робеспьер

Один из лидеров Великой Французской революции, глава самого радикального революционного движения — якобинцев. Фактически возглавив в 1793 революционное правительство, способствовал казни короля Людовика XVI и его супруги Марии Антуанетты, созданию революционного трибунала. Жестокий, властный.

ЭИЭ

Гамлет

Датский принц. Литературный персонаж. Знаменитая фраза: «Быть или не быть, вот в чём вопрос». Решительный, смелый, отважный.

ЛСИ

Горький

Алексей Пешков. Русский советский писатель. Знал «изнанку» низших слоёв общества, писал о рабочем классе. Произведения: «На дне», «Мать» и т.д. Интуитивист. Истинный реалист.

СЛЭ

Жуков

Маршал. Командующий фронтом в годы ВОВ. Принимал парад на Красной площади в 1945г. Сильный характер, энергичный, работоспособный, требовательный к подчиненным.

ИЭИ

Есенин

Поэт-песенник, лирик. Вокруг его фигуры было много скандалов, вызванных его образом жизни. В 30-40-е годы 20века был запрещен в в советской России. Его характеризуют: открытость, милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому.

ЛИЭ

Лондон

Американский писатель 19 века. Социалист, общественный деятель, наиболее известный как автор приключенческих рассказов и романов. Его характеризуют: коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость.

ЭСИ

Драйзер

Американский писатель и общественный деятель. Был репортёром в газетах. Своим лучшим произведением считал роман «Гений». Посетил Россию в 1927году. Встречался с Маяковским и Эйзенштейном. Наблюдательный. Целеустремлённый.

СЭЭ

Цезарь

Древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель. Надменен, своевластен, властолюбив.

ИЛИ

Бальзак

Французский писатель 19века. В центре его творческого внимания стоит художественный портрет буржуазного общества. Осторожен. Эксцентричен. Реалист.

ИЭЭ

Гексли

За всей внешней открытостью и расположенностью к людям, это человек, любящий копаться в чужих душах, как в своей собственной. Свою душу он открывать не расположен никому и никогда, за исключением редких случаев, когда находится человек, желающий потратить на это время и силы, и заслуживший доверие и право открывать Гека, и умеющий подобрать ключики к искусному этому манипулятору.

СЛИ

Габен

Французский актёр театра и кино. Двукратный лауреат премий Венецианского и Берлинского кинофестивалей, премии «Сезар». Офицер Ордена Почётного легиона. Основателен. Уверен во всем. Несговорчив. Уперт. Артистичен.

ЭИИ

Достоевский

Русский писатель 19века. Является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики. Мастер психологического портрета. Его персонажи обладают парадоксальностью, противоречивостью и непоследовательностью. Его характеризуют: азартность, предусмотрительность, дальновидность.

ЛСЭ

Штирлиц

Киногерой Вячеслава Тихонова. Максим Исаев. Литературный персонаж, герой многих произведений русского советского писателя Юлиана Семёнова, штандартенфюрер СС, советский разведчик, работавший в интересах СССР в нацистской Германии и некоторых других странах. Его характеризуют: скрытность, находчивость, сдержанность, вдумчивость.

Несмотря на определенную привлекательность такой системы названий, сделавшей соционику простой и доступной для широкого круга поклонников и, особенно для людей с образным мышлением, она имеет свои недостатки. При более подробном изучении биографий людей, чьи имена несколько поспешно были взяты в качестве псевдонимов, оказалось, что их мышление, образ жизни и творчество во многом расходятся со стереотипами поведения их соционических аналогов, а некоторые, из-за недостатка информации или исторической удаленности, вообще не вызывают никаких ассоциаций. Кроме того, биографы, описывающие одного и того же известного человека, могут по-разному интерпретировать его характер.

Все это стало причиной того, что использование в соционике имен известных людей в качестве названий типов привело ко многим досадным ошибкам и недоразумениям:

  • во-первых, из-за несоответствия характерологических описаний соционических типов реальным личностям, в большинстве своем — тем писателям, чье поведение явно расходится с приписываемыми им типами (Гюго, Горький, Достоевский и др.).

    Что же касается литературных героев, основанием для их причисления к соответствующим социотипам явились какие-то отдельные особенности характера, выделенные из общего контекста литературно-киношных произведений (Дон Кихот, Штирлиц).

    Они также не вполне соответствуют приписываемым им типам. Наверное, анализируя типы, все же не следует забывать о том, какой информационный «инструментарий» находится в сильных позициях их соционических моделей;

— во-вторых, все без исключения псевдонимы принадлежат представителям мужского пола, что является определенной дискриминацией женщин. Называть представительниц прекрасного пола: Максимами, Наполеонами, Жуковыми и т.д. просто некорректно (к тому же работать часто приходится со школьниками, студентами, государственными служащими, предпринимателями: их реакция на псевдонимы часто неадекватна).

В то же время, любая женщина может ощущать себя в той или иной степени: новатором, наставником, лириком, лидером и т.п.

К тому же использование псевдонимов в работе с людьми (семейное и управленческое консультирование, профориентация, кадровый отбор и т.д.), а также в научных публикациях и деловой переписке вызывает иронически -снисходительное отношение к самому предмету соционики, а в некоторых случаях даже откровенное неприятие. И, наконец, существует причина морально-этического характера: многие, в особенности верующие люди, негативно относятся к тому, чтобы их личность ассоциировалась с именами умерших людей и погибших героев.

В то же время, существует определенная, уже сложившаяся традиция, и пренебречь системой псевдонимов, предложенных Аушрой Аугустинавичюте, нельзя. Чтобы скорректировать представления, было решено дополнить систему псевдонимов нейтральными, мотивированными названиями: «Педагог», «Писатель» и т.д., которые в ходу у западных исследователей.

Еще одна используемая в типологии система — это система общих мотивированных названий. Она возникла в США и, в частности, представлена в книге Д. Кейрси и М. Бейтс «Пожалуйста, поймите меня», освещающей подходы американских исследователей в области типологии личности. Название типа, по их мнению, должно находиться в соответствии с притягательным для него занятием, «которое он делает с удовольствием». Приводим американскую систему мотивированных названий (табл. 3).

Таблица 3, Типология личности по Кейрси и Бейтс

Аббревиатура

Англоязычный вариант

Русскоязычный вариант

ENTP

Inventor

Изобретатель

ISFP

Artist

Художник

ESFJ

Seller

Продавец

INTJ

Scientist

Ученый

ENFJ

Pedagogue

Педагог

ISTJ

Trustee

Опекун

ESTP

Promotоr

Покровитель

INFP

Questor

Искатель

ENTJ

Fieldmarshal

Фельдмаршал

ISFJ

Conservator

Хранитель

ESFP

Entertainer

Конферансье

INTP

Architect

Архитектор

ESTJ

Administrator

Управляющий

INFJ

Author

ENFP

Journalist

Журналист

ISTP

Artisan

Мастер

Как видно из приведенной классификации, американские типологи пошли по пути специализации при выборе названий: Продавец, Педагог, Конферансье, Архитектор. Некоторые названия, не имеют прямых аналогов среди профессий: Опекун, Покровитель, Искатель. Они позволяют более широко трактовать области применения способностей данного типа. Однако, упор на «мужественности» профессии (например, Фельдмаршал) может вызывать неприятие у представительниц прекрасного пола.

Немаловажен фактор проявления типных [термин, используемый в соционике и обозначающий качества, характерные для данного социотипа] качеств у людей с различным менталитетом, с разным уровнем интеллекта и культуры, живущих в разных географических, экономических, ландшафтно-климатических и других условиях. Практика показывает, что одни и те же типы в условиях разных культур склонны по-разному реализовывать свой потенциал.

Еще один недостаток некоторых слишком специализированных названий заключается в том, что каждый из шестнадцати типов в классификации Юнга-Майерс-Бриггс-Аугустинавичюте в реальной жизни очень вариативен. Эта вариативность связана с доминированием внутри типа какой-то одной или нескольких функций, что соответственно влечет за собой определенные изменения, когда речь идет о формировании установки на выбор вида деятельности.

В своей системе мотивированных названий, разработанной совместно с украинским исследователем В.В. Гуленко, частично сохранились американские термины, а другие заменены, учитывая их несоответствие русской ментальности.

Составляя свои описания и присваивая псевдонимы типам, специалист постарался учесть особенности мышления и поведения людей восточной, славянской культуры, в целом — более иррациональной и этической, которая несколько отличается от западной — рациональной и логической. В сводной таблице наименований типа личности были обобщены подходы разных исследователей и последний вариант названий типа (табл. 4).

Таблица 4, Сводная таблица по типам личности

Таблица типов А. Аугустинавичюте: обозначение и псевдонимы

Мотивированные названия типов по М. Бейтс и Д. Керси

Мотивированные названия типов по В. Гуленко, В. Мегедь, А. Овчарову

Интуитивно-логический экстраверт (Дон-Кихот)

Изобретатель

Новатор

Сенсорно-этический интроверт (Дюма)

Художник

Посредник

Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)

Продавец

Коммуникатор

Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)

Ученый

Аналитик

Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)

Педагог

Наставник

Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Опекун

Инспектор

Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)

Покровитель

Лидер

Интуитивно-этический интроверт (Есенин)

Искатель

Лирик

Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)

Фельдмаршал

Экспериментатор

Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)

Хранитель

Хранитель

Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)

Конферансье

Политик

Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)

Архитектор

Критик

Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)

Администратор

Управляющий

Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)

Гуманист

Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)

Журналист

Вдохновитель

Сенсорно-логический интроверт (Габен)

Ремесленник

Мастер

Итак, был предоставлен большой перечень различных наименований типов. Каждый имеет возможность сделать выбор в пользу того или другого названия или псевдонима. Хотелось бы отметить, что логические типы людей предпочитают научные названия, этикам больше нравятся литературные псевдонимы. В личном консультировании и на производстве проще воспринимаются мотивированные названия. При общении с детьми лучше воздерживаться от любых названий. Дети очень восприимчивы к новому, но эта восприимчивость часто оборачивается против них же, если не проявить нужного такта и осторожности. В любом случае необходим индивидуальный подход.

тип личность профессия холланд юнг

Глава 2. Выбор профессии

2.1 Понятие профессии и её выбор

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии — не исключение. На него также влияет множество факторов (рис. 6):

Рис. 6. Факторы выбора профессии

· «хочу» это фактор, который показывает, чего человек желает, его притязания;

  • «могу» это фактор возможностей человека, который отражает действия и процессы, которые под силу выполнить данному человеку;
  • «надо»- фактор, показывающий что человеку необходимо для осуществления данной конкретной задачи.

Главная задача выбирающего при этом — тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение.

Профессия

Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда.

По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии, установленных по производственному признаку, — металлург, горняк, строитель и т.д. — выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим прогрессом связан процесс отмирания некоторых профессий и возникновения новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется профессия землекопа и получает распространение новая — машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы профессии зарубщика, забойщика, навальщика.

Многие профессии подразделяются на специальности; слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик; врач-терапевт, врач-хирург и т.д. По мере развития комплексной механизации и автоматизации, улучшения организации производства и организации труда растет научно-технический и культурный уровень работников материального производства, формируются рабочие профессии широкого профиля (например, слесарь-наладчик, наладчик-эксплуатационник, оператор автоматических линий), обеспечивающие управление технологическими процессами и работой машин. Формирование профессий широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд более творческим и содержательным, что ведёт к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом.

В современном мире трудящимся предоставлена возможность выбора профессии в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами и с учётом интересов развития народного хозяйства. Приобретение профессий обеспечивается развитием различных форм общего и специального образования и отсутствием безработицы.

2.2 Факторы выбора профессии по Е.А. Климову

Центральная идея работы и последующего цикла научных исследований Климова состояла в обосновании (в традициях У. Тейлора) способов работы, создания высокоэффективных надежных индивидуально-своебразных приемов работы. Ученым опубликовано свыше 150 работ.

Уже упомянутый выше российский академик Е.А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии «восьмиугольник Климова» (рис. 7):

Рис. 7. Факторы выбора профессий по Климову

· наличие склонностей (интересов): человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие (рис. 8):

Рис. 8. Наличие склонностей

Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

  • наличие способностей: одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности (рис. 9):

Рис. 9. Наличие склонностей

Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

— притязания (предпочтения): на выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом — место работы, в третьих — решающее значение имеет место жительства, в четвертых — климатические и погодные условия и т.д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов (рис. 10).

Рис. 10. Наличие предпочтений

· мнение родителей, семьи: зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником (рис. 11):

Рис. 11. Одобрение близкими

Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

— мнение сверстников: например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию — решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор — это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии (рис. 12).

Рис. 12. Одобрение сверстниками

  • личный профессиональный план: основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т.е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий — «жизненную перспективу» — первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная;
  • специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы — как видится в мечтах «рабочий день»;
  • перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры».

Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или — для начала — в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей.

Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации, и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств (рис. 13).

Рис. 13. Личный профессиональный план

· знания о профессии: прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них (рис. 14):

Рис. 14. Знания о профессии

К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями — изучение их специальных описаний — профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий (рис. 15).

Рис. 15. Потребности общества

Глава 3. Взаимосвязь типа личности и выбора профессии

В контексте данной работы было выяснено, что на выбор профессии влияют ряд факторов, наиболее значимым из которых является тип личности данного конкретного человека.

3.1 Выбор профессии по преобладающим компонентам (в рамках типологии личности К.Г. Юнга)

мыслительный экстраверт

Рис. 16. Предпочтительные виды деятельности для мыслительных экстравертов

чувствующим экстравертам,

Рис. 17. Предпочтительные виды деятельности для чувствующих экстравертов

ощущающий экстраверт

Рис. 18. Предпочтительные виды деятельности для ощущающих экстравертов

интуитивный экстраверт

Рис. 19. Предпочтительный вид деятельности для интуитивных экстравертов

Мыслительный интроверт

Рис. 20. Предпочтительный вид деятельности для мыслительных интровертов

чувствующим интровертам

Ощущающие интроверты

Рис. 21. Предпочтительные виды деятельности для чувствующих интровертов

Очень покладисты в делах, которые не касаются их ощущений, и ироничны в силу того, что считают себя мудрее других, поэтому им более всего подойдут следующие профессии (рис. 22).

Рис. 22. Предпочтительные виды деятельности для ощущающих интровертов

интуитивным интровертам

Рис. 23. предпочтительные виды деятельности для интуитивных интровертов

3.2 Выбор профессии по скорости достижения успеха (в рамках концепции Дж. Холланда)

Американский психолог Дж. Холланд предложил классификацию типов личности исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям. Всего им было выделено шесть типов личности (рис. 24):

Рис. 24. Типы личности по Холланду

Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, с хорошо развитым воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами. Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике. Наиболее подходящими видами деятельности для людей этого типа являются такие, которые связаны с получением некоторого осязаемого, ощутимого результата (управление механизмами, использование инструментов, требующих точности и ловкости).

Подходит работа в строительстве, инженерном деле, на транспорте, в вооруженных силах — в организациях с жесткой системой подчинения и четкой регламентацией деятельности. Для данной категории людей предпочтительными будут являться следующие профессии (рис. 25).

Рис. 25. Предпочтительные виды деятельности для реалистического типа

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Наиболее близкими им по духу являются различные социальные организации (школы, учреждения по подбору персонала, консультативные службы, агентства социальной защиты).

Представители этого типа склонны к работе с людьми, а следовательно к таким видам профессий как (рис. 26).

Рис. 26. Предпочтительные сферы деятельности для социального типа

артистического типа

Рис. 27. Предпочтительные виды деятельности для артистического типа

конвенциального типа

Рис. 28. Предпочтительные виды деятельности для конвенциального типа

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании. Наиболее близкими сферами деятельности для людей этого типа являются руководство людьми в организациях коммерческого, предпринимательского характера, такими как большие оптовые и розничные торговые компании, агентства недвижимости, брокерские и страховые фирмы. Люди этого типа предпочитают профессии, связанные с крупной финансовой игрой, риском, новыми начинаниями (рис. 29).

Рис. 29. Предпочтительные сферы деятельности для предприимчивого типа

Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход.

Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др. Люди этого типа склонны к сбору, систематизации и анализу информации, выполнению сложных абстрактных задач, решению проблем путем размышления, поэтому они выбирают следующие виды деятельности (рис. 30).

В классификационной карточке профессии отмечено, какой доминирующий интерес характерен для каждой из них. Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса.

Рис. 30. Предпочтительные сферы деятельности для интеллектуального типа

Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. В классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. В реальной жизни люди, которых можно было бы отнести строго к определённому типу, встречаются крайне редко. Чаще всего в человеке присутствуют черты двух, а то и трёх типов. Тогда говорят о преобладающем типе или нескольких типах. Опросник Дж. Холланда как раз и позволяет человеку определить преобладающий тип личности, а, следовательно, понять, какие направления деятельности для него более эффективны.

Заключение

Понятие личность человека является одной из базовых категорий психологической науки. Каждая личность, в свою очередь, обладает определенным набором характерных ей качеств и свойств, которые определяют стиль жизни, вкусы, предпочтения, потребности, склонности, интересы, выбор круга общения и, конечно же, выбор профессии.