Специфика современной социальной работы требует высокого уровня профессионализма, который формируется посредством профессиональной подготовки специалистов в данной области практической деятельности.
Профессиональное становление специалиста по социальной работе — это целостный и непрерывный процесс развития практической, образовательной и исследовательской деятельности личности в области социальной работы, ориентированный на формирование у человека профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, адекватных квалификационным и этическим стандартам профессии. В основу данного процесса может быть положен интегральный методологический подход в русле теории социальных изменений.
Профессионализация социальной работы предполагает наличие особой профессиональной группы, формирование которой в России продолжает набирать обороты, это такие развивающиеся дистанционные формы обучения как повышение квалификации, переподготовка специалистов, организация электронной образовательной среды.
Социальная сфера — очень сложное системное образование, она непосредственно взаимодействует со многими смежными сферами жизнедеятельности. Социальный работник сегодня — это медиатор или проводник всех каналов коммуникации. Изменения происходят сегодня в целях и содержании деятельности в профессиональной социальной работе: требуется повышение эффективности использования ресурсов; расширение профессии за счет включения смежных областей, расширение спектра социальных услуг.
Но главные изменения связаны, конечно же, с разработкой и внедрением стандартов профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, которые определяют не только нормы профессиональной деятельности, но и образовательные стандарты.
Говоря о специалистах социальной сферы необходимо, помнить, что в ходе своей деятельности они постоянно взаимодействуют с социумом, воздействуют на него для достижения оптимальных условий жизнедеятельности получателей социальных услуг. В связи с этим возникает необходимость изучить особенности профессиональной деятельности социальных работников.
Эффективность социальной работы в первую очередь зависит от результатов деятельности кадров — людей, выполняющих должностные задачи в системе органов и учреждений социальной работы и наделенных соответствующими полномочиями, правами и ответственностью. Среди показателей эффективности важное место занимает его удовлетворенность деятельностью, адекватная самооценка, создание условий для саморазвития.
Выводы и заключение к дипломной работе по психологии
... о сделанных выводах и результатах. Содержание. Содержит полный перечень структурных элементов диплома с указанием страниц. Объем не должен превышать 2 страниц стандартного текста. При написании дипломной работы по психологии содержание ...
Степень разработанности. В настоящее время теме «Основные действия социального работника» посвящено значительное количество работ. Основу нашего исследования составляют работы Никитина Л.В., Лебедев Б.Л., Топчий Л.В. и др. Профессиональная деятельность социального работника изучалась в работах Холостовой Е. И., Ляшенко А.И., и другими авторами.
Цель работы — раскрыть особенности деятельности социального работника.
Объект: социальная работа как вид деятельности.
Предмет: процесс деятельности специалиста по социальной работе.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
- изучить особенности подготовки специалистов по социальной работе;
- проанализировать современный подход к оценке эффективности социальной работы;
- описать профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности;
- рассмотреть специалиста по социальной работе в системе правовых отношений.
1.
Подготовка специалистов социальной работы
1.1 Особенности подготовки специалистов социальной работы
В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.
В настоящее время действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» согласно которому разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов по переподготовке социальных работников. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». — М. — 2012.
Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.
При подготовке кадров по специальности «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы».
Вышеизложенное показывает, что:
1) существует необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних специальных учебных заведений, так и высших;
2) большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;
3) немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений;
Курсовая работа синдром дауна
... чем-то одном, то чаще всего, он щедро наделен чем-то другим. СИНДРОМ ДАУНА Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще ... а потом работают помощниками воспитателей и вспомогательным медицинским персоналом, выполняют некоторую офисную работу, трудятся в кафе и супермаркетах. В Беларуси работодатели, да и общество в ...
4) учет личностных качеств абитуриента через тестирование.
Социальная работа не сводится к традиционным формам деятельности; ее определения весьма многообразны. Так, Ассоциация социальных работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение: «Социальная работа — это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи».
Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением.
Международная Федерация социальных работников дает свое определение социальной работе. Это профессиональная работа по:
1) ведению благотворительной деятельности,
2) оказанию помощи человеку в самовыражении,
3) дисциплинированному внедрению в жизнь научного знания о человеческом поведении (социальном поведении человека).
Социальная работа направлена на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества — для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости.
Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В профессиональных стандартах он наделяется разнообразными должностными обязанностями, где основная цель вида профессиональной деятельности: предоставление гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, частично или полностью утратившему способность к самообслуживанию, социального обслуживания в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей. Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» [Электронный ресурс]. Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 октября 2013 г. N 571н. — М. — 21 с.
При оказании всех видов услуг в профессиональном стандарте описаны трудовые действия, необходимые умения и знания, а также обязательное соблюдение требований этического кодекса социального работника.
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: Федеральный закон Российской Федерации N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Текст] : от 28 декабря 2013 г. — М. — 2013. — 22 с.
Экономическая и социальная эффективность производства
... Экономическая эффективность производства – это результативность производственной деятельности, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами, выражающими достигнутый уровень производительных сил и степень их использования. Экономическая эффективность зависит от экономического ...
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги.
При оказании этих услуг специалист по социальной работе должен знать:
- основные направления политики в сфере социальной защиты населения;
- нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения;
- национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания;
- состав документов, необходимых для оказания социальных услуг обратившимся гражданам, регламенты ведения документации;
- сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог…)
- методы и технологии самоактуализации граждан-получателей социальных услуг;
- основы валеологии, социальной медицины, экономические основы социальной работы, правовые, психологические и социально-педагогические основы социальной работы;
- психология личности, возрастную психологию;
- теорию и технологии социальной работы;
- основы самоорганизации и самообразования и т.д.
Каждый вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.
1.2 Современный подход к оценке эффективности социальной работы
Важным местом нашего изучения является эффективность социальной работы, которая в наиболее общем виде рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.
Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом — это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (получателей услуг) при оптимальных затратах.
Формы и виды социальных услуг в России
... правовые акты Конституция Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Теоретическая значимость курсовой работы заключается в анализе форм и видов социальных услуг в России. Практическая значимость курсовой работы ...
Другими словами, речь идет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляются новейшие данные об объекте-получателе услуг в процессе терапии терапевтом либо социальным органом, учреждением, ведущими социальную работу, с информацией, полученной ранее. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.
Одним из важнейших условий совершенствования организации социальной защиты и социального обслуживания населения как составных частей всей социальной работы, является использование базовой информации, объективно отражающей состояние системы и ее элементов. Роль инструмента для получения такой информации выполняет система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум, данные о получателях услуг, предоставленных им услугах и их результатах.
Повышение эффективности социальной работы является стержневой проблемой не только научных сотрудников, но и практиков — управленцев федерального и регионального уровней, непосредственных организаторов системы социальной зашиты населения, руководителей и специалистов социальных служб, а также преподавателей высшей школы, которые занимаются подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе.
Однако нередко еще ставятся вопросы: своевременна, ли постановка вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о результативности отдельных социальных работников? Имеются ли достаточно четко разработанные основания для определения эффективности деятельности социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе? Какова система критериев и показателей, на основе которых можно измерить эффективность социальной работы, отдельных видов и методов социального обслуживания населения?
Сегодня главная задача специалистов по социальной работе — научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям, сложившимся в Российской Федерации, об активном и профессиональном участии в социальной реабилитации людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
Для достижения поставленных задач различным типам учреждений социального обслуживания и специалистам социальных служб важно научиться всем и каждому специалисту проводить в жизнь отечественную концепцию социального обслуживания населения, основные методологические принципы социальной работы, умело использовать различные технологии социальной работы.
В исследовании проблем эффективности социальной работы важнейшее место занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности.
Набор социальных услуг
... развития государственного регулирования на повышение эффективности социальной сферы, качества жизни в России. Целью данной курсовой работы является анализ социального развития Российской Федерации с изменением набора социальных услуг. Исходя из поставленной цели, в ...
В имеющейся литературе понятие «критерий» определяется как отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления, объекта либо субъекта. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния, в данном случае социальной работы, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть объективными, отражающими не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки. Они также должны быть необходимыми и достаточными, служить эталоном измерения для оценки результатов деятельности, содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы.
Практика исследований показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективности, быть не может. Особенность оценочных задач в каждом конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем и получать специфическое отражение в структуре критериев.
Эффективность деятельности специалистов по социальной работе может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические — для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения.
Исследователям известно, что имеется количественная и качественная природа критериев и показателей эффективности социальной работы. В то же время они носят комплексный характер. Как правило, выделяется группа нормативных критериев, отражающих эффективность процесса предоставления социальных услуг, и система показателей, позволяющих определить состояние получателя социальных услуг социальных служб. Непосредственным основанием для выделения критериев эффективности социальной работы, осуществляемой через социальные службы, служат цели и задачи социального обслуживания тех или иных категорий населения. При этом, оправдано их подразделение по уровням и объектам, т.е. они подразделяются по уровням:
- общество в целом, регион, населенные пункты, районы, микрорайоны;
- по объектам — получателя социальных услуг, малая социальная группа, община и т.п.
Выделим принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с получателями социальных услуг:
1) умение точно сформулировать проблему получателя социальных услуг;
2) анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы;
3) оценка разрешимости проблемы;
4) разработка плана действий;
5) вовлечение получателя социальных услуг в разрешение проблемы;
6) оценка изменений, достигнутых в положении получателя социальных услуг.
Разумеется, критерии, также как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться на макроуровне (на уровне государства), мезоуровне (республика, город, район), и микроуровне (на уровне индивида, получателя социальных услуга).
Что же касается макроуровня, где, как правило, имеется в виду преодоление социальных девиаций или стабилизация негативных тенденций социального здоровья общества и его постепенное улучшение, то здесь очень трудно выделить индикаторы, которые бы позволяли определить конкретный вклад социальных работников в преодоление таких девиаций и проблем, как бедность, безработица, бездомность, социальное нездоровье в виде наркомании, алкоголизма, проституции т.п., так как их решение во многом зависит от характера проведения социально-экономических реформ в стране, от осуществления социальной политики, от эффективности реализации механизма социальной безопасности. Нам представляется, что весьма трудно подсчитать коэффициент участия специалистов — представителей различных отраслей социальной сферы (учителей, врачей, социальных работников), например, в разрешении проблем семьи и детей на макроуровне.
Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...
... военно-патриотическое воспитание - это одна из высших форм патриотического воспитания, Целью своей работы считаю организацию военно-патриотического воспитания в школе через внеклассную работу. ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию ... деятельности ...
Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень — непосредственно деятельность социального работника на уровне получателя социальных услуг.
Не вызывает сомнения, что критерии и показатели эффективности отдельных специалистов по социальной работе, прежде всего контактных социальных работников, имеют первостепенное значение не только для преодоления существующего сочетания высокого уровня профессионализма специалистов и элементарной некомпетентности целого ряда работников социальных служб, не только для формирования позитивной мотивации профессиональной деятельности. Они нужны, прежде всего, для защиты получателя социальных услуг социальных служб, исключения или смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
Поэтому, как бы ни были важны критерии и показатели, позволяющие оценить эффективность развития базисных предпосылок качественного и своевременного социального обслуживания, надо всегда помнить об индикаторах, позволяющих оценивать уровень доступности и адекватности получателя социальных услуг в предоставленных услугах, уровень доступности и адекватности этих услуг, позволяющих получателю услуг выйти из трудной жизненной ситуации.
Известно, что не каждый человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может сам без посторонней помощи выйти из нее. Значит, кто-то должен придать активности получателю услуг, определить конкретное направление его действий, стимулировать жизненные силы человека, кто-то должен рационально подойти к выбору средств, которые могут привести получателя социальных услуг к выходу из трудной жизненной ситуации, кто-то должен задействовать комплекс условий и ресурсов, позволяющих реализовать конкретные устремления получателя социальных услуг. Таким человеком должен стать социальный работник, деятельность которого, как правило, связана с сознательным и корректным изменением жизнедеятельности получателя социальных услуга с учетом реальных возможностей его и ресурсов окружающей среды.
Перед социальным работником, как правило, стоит триединая задача:
- во-первых, подходя к получателю услуг с позиции социально-психологических наук, ему необходимо хорошо представить антологию деятельности получателя социальных услуг (прошлая, настоящая или будущая деятельность получателя социальных услуг рассматривается как деятельность индивида, включенного в систему общественных отношений), учитывать особенности индивидуально-субъективного существования человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию (способы субъектного бытия деятельности — пассивного, неполно-активного и активного);
- во-вторых, он должен четко уяснить характеристики получателя социальных услуг, т.е.
определить отличительные качества, черты, свойства, что позволяет более полно и результативно использовать внутренний потенциал получателя социальных услуг.
Предоставление социальных услуг
Таким образом, перечень категорий граждан, получающих соответствующие меры социальной поддержки очень обширен и мобилен по своему составу. Цель работы: рассмотреть государственные функции по предоставлению государственных услуг людям в тяжелой жизненной ...
- в-третьих, в социальной работе чрезвычайно важно учитывать аксеологические особенности человека — ценностные, потребностные, мотивационные, целевые, оценочные характеристики получателя социальных услуга службы. Хотя, безусловно, социальный работник вынужден учитывать праксиологические и онтологические характеристики. Пренебрежение к этим характеристикам может привести к неадекватному истолкованию сути конкретного человека, обратившемуся в социальную службу за помощью. Только объективный учет таких характеристик может помочь социальному работнику произвести планирование перехода от одного качественного состояния получателя социальных услуг к другому состоянию, необходимому получателю услуг для выхода из трудной жизненной ситуации;
- уяснив характеристику получателя социальных услуг, он может переходить к квалификации характеристик, т.е. определению количественного выражения этих характеристик, их динамики (мера интенсивности).
Мы полагаем, что отмеченные характеристики могут выступать в качестве показателей, позволяющих отслеживать динамику восстановления (или развития) сущностных сил человека под влиянием деятельности специалиста по социальной работе.
Исходя из этой позиции, можно отметить два существенных понимания эффективности социальной работы.
Во-первых, она понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Главное в этом вопросе — измерение (описание) результатов и затрат. Эффективность может выражаться как расчетная, планируемая, а также как фактическая (реально достигнутые результаты работы с получателем услуг).
Во-вторых, может использоваться оценка эффективности социальной работы по основным видам предоставления социальных услуг или комплексу услуг. В этом случае чаще всего применяется, принципиальная проблема — это определение субъектов, которые высказывают свои мнения, суждения, умозаключения. В их число, как правило, включаются руководители органов государственного управления, лидеры общественных объединений, специалисты в области социальной работы, практические социальные работники, инспекторы — контролеры и, конечно, сами получатели услуг.
Таким образом, эффективность социальной работы рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям т.е. она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.
2. Деятельность специалиста по социальной работе
2.1 Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности
Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в апреле 1991 года и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:
- социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
- эмоциональные и психологические проблемы;
- нужда и бедность;
- алкоголизм и наркомания;
- насилие и дискриминация;
- национальные проблемы и миграция;
- преступление и правонарушение;
- безработица и профессиональная адаптация;
- жилищная проблема;
- опекунство, попечительство, усыновление;
- родительская жестокость и другие.
В настоящее время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Таким специалистом является социальный работник, в основные трудовые операции которого входит:
Особенности методической работы по сопровождению воспитателей ...
... восприятие критики и учет её в своей деятельности На эффективность методической работы влияют такие личностные качества старшего воспитателя, как творческий подход к делу, умение рационально ... ДОУ и т.д. 2.Методические рекомендации по данной теме. 3.Опыт работы, связанный с этой темой. 4.Литература по данной теме. [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-soprovojdenie- ...
- сбор и анализ информации о личности;
- диагностика микросреды;
- прогноз дальнейшего развития и социализации личности;
- профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды;
- организационно-коммуникативная педагогизация среды;
- охранно-правовая защита;
- образовательно-воспитательные задачи;
- составление и ведение документации;
- работа с педагогическим коллективом.
Теперь это стало реально, но возникла новая проблема — угроза дискредитации профессии.
Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального работника, исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика «латания дыр». Задача же специалиста социальной работы не в этом, она звучит так:
- «Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения;
- понять и устранить причины, порождающие их;
- обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде». При этом социальный работник не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей.
Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.
В своей практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он — посредник в контексте: «человек — семья — общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.
Одновременно работник социальной сферы — защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.
Также, социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.
Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.
Таким образом, специалист по социальной работе выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он — посредник в контексте: «человек — семья — общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.
Прежде чем рассматривать специфику социальной работы как формы практической деятельности и профессиональный портрет социального работника, следует определить, что понимается под деятельностью.
Гегель, как известно, употреблял термин «деятельность» по отношению к движению. В философии термин «деятельность» обозначает понятие инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкование: деятельность — это информационно направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др.
Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. В трудах Л. П. Буевой деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественным условиям, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.
Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. В частности, в основу классификации часто кладется объект деятельности. Исходя из этого основания, можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.
Если это основание мы включим в систему социального пространства, где существуют различные формы деятельности, целью которых является оказание помощи индивидам или социальным группам по решению их самых разных проблем, то в этом случае выделится социальная деятельность, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества и процесс совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности. Этой деятельностью и является социальная работа.
Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.
К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:
1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
3) адаптация или реадаптация людей в обществе;
4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
5) и как конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у получателя социальных услуг отпадает.
Социальная работа как практическая деятельность, в главном, как раз и направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.
Реализатором целей социальной работы является социальный работник, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах.
Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.
Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.
Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.
Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.
Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.
Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.
В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.
Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:
- воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
- фасилитативный подход — осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно.
Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
— адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
1) когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:
- анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
- анализировать и выявить проблемы и концепции;
- применять на практике свои знания и понимание проблем;
- применять на практике исследовательские находки.
2) коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
- создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
- выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
- распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность;
- содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
- наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
- общаться вербально, невербально и письменно;
- вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
- ставить себя в роль адвоката своего клиента.
3) конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
- вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени;
- с семьями, группами или от их имени;
- выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
- действовать в алгоритме выработки решения;
- вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.
4) организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
- вести четкие и лаконичные записи;
- проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
- готовить доклады и докладывать;
- организовывать, планировать и контролировать работу;
- расширять сферы своих услуг;
- использовать физическое окружение для улучшения качества жизни живущих, или работающих в нем;
- оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.
Все вышеперечисленные умения и качества социального работника закреплены в «Профессионально-этическом кодексе социального работника России», который был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года.
Содержание Кодекса представлено в шести основных разделах, которые определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, нормы взаимоотношений с клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, обществом.
Таким образом, социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.
2.2 Специалист социальной работы в системе правовых отношений
Специалист социальной работы, как и все граждане России, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, так как незнание закона не освобождает от ответственности. Для успешной работы он должен знать международные и Российские правовые акты.
В числе международных документов, которые, выступают в качестве регламентирующих и рекомендующих:
— Конвенция ООН «О правах ребенка». В ней обозначены основные и наиважнейшие аспекты развития законодательства, и других нормативно-правовых актов, направленных на защиту и полноценное развитие ребенка. Для специалиста социальной работы эти направления должны быть основными и наиважнейшими, так как он непосредственно работает с детьми, которых должен защищать.
- среди Российских документов федерального значения: Конституция.
- статья 38 Конституции декларирует: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».
1) российские документы федерального значения;
2) значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ;
3) документы муниципальных образований;
4) внутриучрежденческие документы.
Для работы специалиста социальной работы с детьми делинквентного поведения, а тем более с детьми криминального поведения, необходимо знать основные нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, для того чтобы предупредить, а в некоторых случаях защитить несовершеннолетних от случайных проступков и правонарушений. Основным разделом, содержащим нормы, связанные с несовершеннолетними, является раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних».
Особо важным в Трудовом Кодексе Российской Федерации для социального работника является глава XII «Труд молодежи», но не только, в других статьях кодекса тоже есть ограничения использования детского труда, а также основные гарантии несовершеннолетним работникам.
Немаловажное значение имеет знание Закона Российской Федерации «Об образовании». Социальному работнику социальных служб, необходимо знание основ социального обслуживания населения, то есть Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Вышеуказанный закон гласит: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
В соответствии с этим для него становится важен закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В нем говорится о государственном признании детства важным этапом жизни человека, и провозглашаются принципы приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий, прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, что и является предметом деятельности специалиста по социальной работе.
Чтобы продуктивнее работать в этом направлении, необходимо знание закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В нем определены общие принципы и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В некоторых случаях открываются детские дома семейного типа, в обстановке дома, для успешной социализации ребенка, в связи с этим социальный педагог должен знать Постановление Правительства России «О детском доме семейного типа» от 19 марта 2001года, где прописаны условия и механизм передачи ребенка в семью на воспитание несовершеннолетнего.
Социальный педагог, работающий с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должен знать Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят Государственной Думой 21 мая 1999 года.
В деятельности специалиста социальной работы необходимо знание и умение практически всего, что связано с детьми, но также важна и семья, так как ребенок живет непосредственно в ней, следовательно, значит для специалиста социальной работы это тоже важный элемент его деятельности.
На сегодня в Российской Федерации действуют законы, которые направлены на поддержку семьи и семейного бюджета. Один из них — это закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Этот закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Правда, настоящий закон не распространяется на всех, и это правильно, на сегодняшний день действует принцип адресности.
В настоящее время все системы социальных служб работают по ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г.
Важными документами также становятся приказы, распоряжения и решения глав муниципальных образований, и подведомственных им «отделов образования» и «Управлений социальной защиты населения» в зависимости от того, где, в какой отрасли работает специалист социальной работы.
Итак, социальному работнику, необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае.
Проблема определения нормативно-правового поля деятельности специалиста социальной работы сопрягается с проблемой определения приоритетности института, чьи интересы защищаются социальным работником. С точки зрения системы профессиональных ценностей, специалист социальной работы должен представлять интересы, прежде всего получателя социальных услуг, затем — общества в целом, и только потом — государства и своего учреждения. Такую систему приоритетов не всегда легко соблюдать, ее приходится отстаивать, иногда даже вступая в конфликты с руководством или с коллегами. Однако если присутствует осознание законности, гуманности и моральной правоты своей профессиональной деятельности, всегда находятся аргументы в защиту своего клиента, своего дела и своей профессии.
Системы документирования получили название делопроизводства, что включает создание документов, работу с ними, хранение.
Документы учреждения представляют определенную систему, которая отражает отдельные стороны его работы или всю работу в целом. Что зафиксировано, прежде всего, в Уставе учреждения, в приказах, где последовательно документируется распорядительная деятельность руководителя, в протоколах — работа педагогического совета, в журналах — успеваемость учащихся и т. д.
Как уже выше писалось, социальный работник должен представлять интересы своего клиента и для этого ведет работу со специалистами различных социальных служб, ведомств и с должностными лицами различного рода управлений, а также социальному работнику, необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае.
Заключение
Социальная работа — это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Сущность эффективной деятельности социальных служб выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективность деятельности социальных служб — это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальных затратах.
Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.
Главные требования к специалистам по социальной работе — проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи. Профессиональная деятельность специалиста, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, следовательно, необходимых специалисту широкого профиля, владеющему основами юридических, медицинских, психологических знаний.
Таким образом, профессия «специалист социальной работы» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек — семья — общество».
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osobennosti-deyatelnosti-sotsialnogo-rabotnika/
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
— М. — 2012.- 111 с.
2 Федеральный закон Российской Федерации N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Текст] : от 28 декабря 2013 г. — М. — 2013. — 22 с.
3 ГОСТ 03.001 ; Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» [Электронный ресурс]. Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 октября 2013 г. N 571н. — М. — 21 с.
4 Глушкова В.Г. Профессионально-этические основы социальной работы [Текст] : Учеб. Пособие / В.Г. Глушкова. — Белгород: Изд-во «Кооперативное образование», 2007. — 328 с.