Особенности методической работы по сопровождению воспитателей в дошкольном образовательном учреждении

Курсовая работа

1. Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении

Методическая работа — это важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа».

К.Ю. Белая предлагает понимать: методическая работа — это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ.

Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.

1.1 Цели и задачи методической работы в ДОУ

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Педагогическая культура — это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Основные задачи методической работы:

  • выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
  • включить каждого педагога в творческий поиск.

Можно выделить частные задачи:

1) Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.

2) Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

3) Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.

4) Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.

5) Организация работы по изучению нормативных документов.

6) Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).

16 стр., 7942 слов

Особенности социальной работы, как сфера профессиональной деятельности

... социальной работы определила постановку целей и задач, выбор Объект исследования: Процессы и явления. Предмет исследования: особенности социальной работы, как сфера профессиональной деятельности. В диссертационной работе ставится цель выявить особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа», ...

7) Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:

1. системность — соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;

2. дифференциация — второй критерий эффективности методической работы — предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;

3. этапность — показатели эффективности методической работы.

Структура управления образовательным процессом в ДОУ

На схеме представлены субъекты управления образовательным процессом дошкольного учреждения, виды связей между ними. От норм функционирования каждого вида связи зависит результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ.

К их числу относятся:

1. Аналитические:

Анализ:

  • состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
  • уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
  • передового педагогического опыта;
  • новейших исследований в области педагогики и психологии;
  • результативности методической работы.

2.Проектировочные

  • прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития ДОУ;
  • проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов;
  • планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;
  • проектирование методической работы в ДОУ.

3.Организационные

  • руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой ДОУ;
  • повышение квалификации (педагогов и своей);
  • организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта ДОУ;
  • организация выполнения плана научно-методической работы в ДОУ.

4.Регулятивные

  • осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, их регулирование в соответствии с программой развития, планом работы ДОУ, временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в ДОУ.

5.Коммуникативные

8 стр., 3790 слов

Организация методической работы в детском саду

... для системы дошкольного образования в целом. В связи с этим становится вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса. Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических ... Их размещение можно проводить в различном порядке: либо по видам деятельности детей (организация жизни и воспитания детей, обучение на занятиях, праздники и развлечения, ...

  • построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности
  • выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам
  • изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы
  • предвидение и предотвращение конфликтов
  • владение собой в критических ситуациях
  • правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности

На эффективность методической работы влияют такие личностные качества старшего воспитателя, как творческий подход к делу, умение рационально организовывать своё время и др.

Таким образом, наши подходы к организации методической работы базируются на понимании специфики ДОУ, его внешней и внутренней среды, системы управления с согласованным взаимодействием её элементов: развития профессиональных и личностных качеств старшего воспитателя.

1.2 Типы методической работы

Анализ психолого-педагогической литературы научных исследований позволяет нам выделить разные типы методической работы. По определению С.Ж. Гончаровой, методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик.

В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 этапа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат.

Создание Внедрение применение

метода метода методики

Типы методической деятельности (по С.Ж. Гончаровой).

По данной схеме можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждой из этих пространств.

1. При создании поиска метода работы с детьми: описание сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.

2. При внедрении метода в работу педагогов: информирование, обучение, распространение, опытно-экспериментальная работа, воспроизведение и т.д.

3. При применении методики, метода основной упор делается на контроль над реализацией основных положений и коррекцию данной методики.

1.3 Направление методической работы

Методический кабинет-центр методической работы в ДОУ.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Методический кабинет дошкольного учреждения соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность. Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание.

44 стр., 21626 слов

Диплом «Повышение профессиональной компетентности педагогов ...

... Железнодорожный, Усть-Илимского района, Иркутской область в течение 2011-2012 учебного года. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАБОТУ ДОУ Профессионализм и профессиональная компетентность педагогов ДОУ Под профессионализмом нами понимается особое ...

Модель методического кабинета МДОУ.

Все пособия и материалы методкабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми для повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора, изучения и обобщения лучшего опыта работы.

В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки: действующие и эпизодические. Постоянными выставками являются, например, такие: Новинки литературы, Знакомьте детей с природой (по сезонам), В помощь воспитателю и другие. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.

Тематика выставок самая разнообразная, но при их оформлении соблюдаются некоторые рекомендации:

1.Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и др.), то представляется план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.

2.Методические рекомендации по данной теме.

3.Опыт работы, связанный с этой темой.

4.Литература по данной теме.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-soprovojdenie-deyatelnosti-nachinayuschego-vospitatelya/

5.Наглядный материал связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.

Помимо этого, в методическом кабинете представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе.

Он представлен в ДОУ под самыми разными рубриками: «Наши идеи», «Объявляется конкурс», «Методическая копилка» и др. Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагогов. Воспитатели берут этот материал в группу, обсуждают этот материал с другими воспитателями (родителями), используют в работе с детьми.

В методическом кабинете ДОУ накоплено достаточно материала по работе с родителями и с социумом. Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала методического кабинета важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он создан. Анализируется характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д.

Таким образом, методический кабинет является копилкой традиций детсада, центром сбора педагогической информации, лабораторией творческого труда воспитателей. Каждый приход в кабинет приносит педагогам новые знания, новые мысли и идеи, обогащает их опыт.

1.4 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации

Руководитель, который обучает и развивает свои кадры, живет не только настоящим образовательного учреждения, он смотрит в его будущее.

Повышение квалификации имеет огромное значение для каждого педагога:

  • Для его профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к воспитательно-образовательному процессу.
  • Для самореализации, удовлетворения в профессиональной деятельности.
  • Для достижения профессионального статуса и признания в коллективе.

Развитие педагогов, повышение их квалификации тесно связано прежде всего с задачами функционирования и развития дошкольного учреждения, уровнем профессиональной компетентности каждого педагога, его интересами и потребностями. Основными функциями старшего воспитателя в управлении процессом обучения и развития педагогических кадров являются:

5 стр., 2301 слов

Методы музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников

... помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников. 3. Методы обучения и методические приемы Методы обучения понимаются как взаимоотношение педагога и детей, целенаправленные действия взрослого, позволяющие ребенку усвоить элементарные знания о музыке, овладеть практическими навыками и умениями, помогающие развитию музыкальных способностей. Методы музыкального воспитания и обучения едины ...

  • Анализ потребностей педагогов в обучении;
  • Прогноз обучения и развития педагогов;
  • Определение целей обучения;
  • Планирование обучения педагогов;
  • Определение места и сроков обучения;
  • Утверждение планов, программ обучения;
  • Организация работ с педагогами по самообразованию;
  • Оценка результатов обучения и развития педагогов.

Модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации строится дифференцированно. Обеспечение условий для профессионального саморазвития педагогов с целью повышения квалификации, прежде всего, направлено:

  • на педагогов, повышающих квалификационную категорию;
  • молодых педагогов;
  • на педагогов, испытывающих затруднения в определённой области профессиональной деятельности.
  • участников инновационного процесса.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Для того чтобы самообразование стало потребностью в методическом кабинете ДОУ созданы необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.

Книги, журналы изучаются и систематизируются по годам, используются для составления каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Старший воспитатель подбирает необходимую литературу в помощь занимающемуся самообразованием, изучает его влияние на качество учебно-воспитательного процесса.

Формы самообразования многообразны:

  • работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
  • участие в работе научно-практических семинаров, конференций;
  • получение консультаций на кафедрах психологии и педагогики высших учебных заведений;
  • ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме и т.п.

Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

2. Выявление, изучение, обобщение передового педагогического опыта педагога

По мнению Я.С. Турбовского, передовой педагогический опыт — это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющие актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Опыт предлагает воспитателю использовать новые подходы к работе с детьми. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является, в какой-то степени её итогом. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приёмы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.

4 стр., 1641 слов

Методическая деятельность педагога профессиональной школы

... не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой ... их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим: анализ учебно-программной документации, методических комплексов; методический анализ ...

Передовой характер опыта определяется по следующим критериям:

  • высокая результативность;
  • научная обоснованность;
  • творческая новизна;
  • актуальность;
  • сокращение затрат времени на достижение высоких результатов.

Изучение, обобщение, распространение и создание передового опыта — одна из главных функций методической работы в детском саду. Роль старшего воспитателя в этой функции очень велика, так как именно он видит этот передовой опыт в незаметном, ежедневном труде воспитателя, осмысливает его, оценивает, анализирует, какими средствами достигаются качественные результаты.

Данная работа включает несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе изучаются суть опыта, его проявления, задачи, содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия возникновения и развития, особенности личных качеств педагога, продолжительность становления опыта. При изучении опыта исключительную важность имеет не только результат — сам опыт, но и весь процесс его создания. Чтобы повысить качество изучения опыта, в ДОУ создана творческая микро группа из членов педагогического коллектива (Уварова М.Л- учитель-логопед, Довженко Т.В. — музыкальный руководитель, Павлюкова И.О. — воспитатель)

Классифицируя по различным признакам, передовой опыт можно определить как:

  • коллективный, подгрупповой или индивидуальный;
  • исследовательский, частично-поисковый;
  • эмпирический, научно-теоретический;
  • психолого-педагогический, практический.

На втором этапе задача старшего воспитателя — вычленить прогрессивный опыт из массовой практики на основе определённых критериев.

Третий этап — обобщение передового опыта.

открытый показ, рассказ, описание.

Организуя открытый показ ставим несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д. Поэтому представление педагогического опыта через открытый показ предполагает определённую работу старшего воспитателя, а формы организации бывают разные. До начала просмотра старший воспитатель рассказывает о системе работы воспитателя и предлагает вопросы, на которые следует обратить особое внимание.

Рассказ используется при выступлениях на педсоветах, консультациях и других формах методической работы. Лучший опыт педагога может быть представляется в форме доклада на конференции или статьи в периодической печати. В отличии от показа описание не позволяет наглядно раскрыть своеобразие деятельности воспитателя. Описание — это высокий аналитический уровень обобщения опыта. Здесь можно более целостно, системно раскрыть его истоки и путь становления.

Четвёртым этапом является распространение и внедрение обобщенного опыта.

Распространение передового опыта осуществляется в МДОУ в виде:

  • выступления на педагогическом совете и сопровождается демонстрацией наглядного материала;
  • коллективного просмотра;
  • творческого отчета, в процессе которого проходит показ фрагментов работы педагога — отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций;
  • мастер класса — одной из новых форм распространения опыта (рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях);

-представления материалов в методическом кабинете (конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры).

21 стр., 10500 слов

«Развитие методической компетентности воспитателей учреждений ...

... развитию методической компетентности воспитателей РИ дошкольного образования. Объект исследования – методическая компетентность воспитателей ТО дошкольного образования. Предмет исследования – формы методической работы по развитию ЗИ методической компетентности воспитателей ... sсистеме Республики Беларусь. В ... методической работы в дошкольном учреждении, так как в отличие от курсовой ...

2.1 Методическое обеспечение для осуществления педагогического процесса

Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса. Исходя из его особенностей, организуется предметно-развивающая среда ДОУ (определяется состав её элементов, их сущностные характеристики, отбирается комплекс медико-оздоровительного сопровождения процесса реализации программ и технологий.) Строится работа с семьёй и социумом.

Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учётом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность реализации каждой программы и технологии.

Полноту и целостность программно-методического обеспечения определяют следующие характеристики:

  • ориентированность на содержание образования (основное, дополнительное);
  • ориентированность на разностороннее развитие ребёнка с учётом Временных требований, действующих до принятия Госстандарта;
  • взаимосвязь содержания комплексных и парциальных программ, реализующих основное образование;
  • взаимосвязь программ обеспечивающих реализацию технологий и методик.

Целостность образовательного процесса в ДОУ достигается путём использования основной (комплексной программы), специальной (коррекционной) и квалифицированным подбором парциальных программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребёнка. Основные программы (комплексная, специальная, набор парциальных) определяют особенности организации жизни детей в контексте обеспечения всех её сторон с учётом следующих трёх её форм:

  • занятия как специально организованная форма обучения;
  • нерегламентированные виды деятельности;
  • свободное время, предусмотренное для ребёнка в детском саду в течение дня.

Методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ детский сад №381 комбинированного вида.

Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит не только от выбора методического обеспечения, но и от создания условий для его реализации. Это и обуславливает следующую направленность методической работы:

1.Организация развивающей предметной среды в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

  • разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды в ДОУ;
  • обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учётом современных требований;
  • активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;

2.Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

4 стр., 1523 слов

Контрольная работа: Развитие психики и возникновение сознания

... этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homosapiens, или «Человека разумного». совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, ...

  • формирование банка данных о выполнении программы, её отдельных разделов;
  • анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ;

— Обращаем особое внимание на обязательное взаимодействие всех специалистов, работающих в логопедической группе (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель).

Совместными усилиями решаются задачи индивидуального развития и оказания эффективной помощи каждому ребёнку. Это взаимодействие отражается в специальной тетради. С этой целью проводятся консультации «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя логопедической группы», «Развитие речи детей при помощи развивающих музыкальных упражнений», «Совместная работа логопеда и воспитателей над звукопроизношением». Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в большей степени — от условий, в которых оно протекает. Поэтому была продумана и изменена предметно-речевая среда не только в логопедической группе, но и во всех других группах.

система методической работы с кадрами

Ш Семинар «Предметно-пространственная среда и её влияние на речевую активность детей»

Ш Консультация «Роль предметно- развивающей среды в преодолении речевых нарушений»

Ш Методические посиделки «Построение предметно- речевой среды в группе» (обмен мнениями по проблеме развивающей среды, из опыта работы логопеда Уварова М.Л)

Ш Индивидуальные консультации (по результатам анкетирования, «Подбор материала по работе с родителями» и др.)

Ш Работа творческой микро-группы в составе: Котомина Н.Н, Зернова Л.П, Юткина Т.Н

2.2 Структура, формы и методы методической работы ДОУ

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как способствует активизации личности педагогов, развитию их творческой деятельности, осуществлению взаимосвязи с семьёй и школой в обеспечении непрерывного, гармоничного развития детей. Реализацию данных задач обеспечивает разносторонний характер содержания методической работы и разнообразия эффективных форм и методов с педагогическими кадрами.

Методы методической работы — это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Форма — это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей (К.Ю.Белая).

Все формы методической работы в ДОУ направлены на выполнение задач, сформулированных в Уставе, Программе развития и годовом плане.

Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Старший воспитатель отвечает на вопросы: Чего я хочу добиться, организуя это мероприятие? Каков должен быть результат?, Что измениться в деятельности педагогов?

Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность. Цель четко и понятно сформулирована, указан конечный результат, который можно оценить, сравнить.

Главная цель сегодня — совершенствовать методы индивидуальной работы с воспитателями. У каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.

14 стр., 6707 слов

Пение как основной вид музыкальной деятельности детей старшего ...

... детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача развивать певческий голос, способность исполнительства, выразительность пения. Овладение пением у детей происходит постепенно, как ...

В ДОУ работу начинаем с анкетирования педагогов для выявления реальных трудностей:

По итогам опроса и на основе заполненных и уточнённых анкет составляем карту педагогического мастерства, с которой знакомим коллектив на итоговом педсовете. На основании данной карты планируем систему методической работы с воспитателями на год и предусматриваем:

  • v -какая методическая помощь, кому и какими силами, в какой форме будет оказана (взаимопосещения, наставничество, работа в паре, консультации и т.д.);
  • v -у кого из воспитателей, и какой опыт будет изучаться и обобщаться;
  • v -по разработке, какой проблемы будет создана творческая группа воспитателей, организованы просмотр и анализ открытых занятий с детьми.

Таким образом, методическая работа в детском саду определяется не количеством мероприятий, а при учёте всех затруднений воспитателей, оказанием целенаправленной помощи через разнообразие формы с обязательным использованием новых достижений педагогической науки и практики.

Очень эффективным методическим мероприятием считаем организацию совместного просмотра начинающим воспитателем и старшим воспитателем работы деятельности успешно работающего воспитателя. При этом решаются следующие задачи:

1. Управленческие.

Создать возможность успешности педагогической деятельности начинающему воспитателю.

2. Дидактические.

Формировать понятия в том, что успешность деятельности определяется не столько внешними факторами (какие дети), сколько профессиональными усилиями самих педагогов.

Важное место в работе ДОУ занимают медико-педагогические совещания, отслеживающие развитие детей раннего возраста, детей логопедической группы. В медико-педагогическом совещании принимают участие: заведующая детским садом, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, логопед, воспитатели групп раннего возраста и логопедической группы. Основное назначение медико-педагогических совещаний заключается в том, чтобы проанализировать работу с детьми за определённый отрезок времени (квартал) и наметить новые задачи воспитателя.

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Среди разнообразных форм методической работы в ДОУ имеют место:

  • Досуги:«Осенний калейдоскоп», «День матери», «Три сигнала светофора», «Расти здоровым» и.т.д.
  • Тематические выставки: «Речевое творчество дошкольников», «Новинки методической литературы»;
  • Дни открытых дверей
  • Педагогические тренинги;
  • Смотры, смотры-конкурсы: «Карапуз», «Юные знатоки природы», «Знайка», «Все своими руками», «Воспитатель года»

Педагогический коллектив нашего ДОУ условно представлен тремя группами:

высокий уровень квалификации

с установившимся стилем работы

молодые и начинающие воспитатели

Методическая работа с педагогами третьей группы это:

1. Включение воспитателей в педагогическую деятельность коллектива:

  • v -работа в паре с опытным воспитателем;
  • v -наблюдение за работой других педагогов;
  • v -участие в организованных и методических мероприятиях внутри ДОУ.

Заключение

Методическая работа в дошкольном учреждении представляет собой целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач ДОУ.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Её направленность обусловлена социальным заказом государства, социальных институтов (семьи, школы), структурой системы управления в дошкольном учреждении. Стремление старшего воспитателя к высокому уровню развития личностных и профессиональных качеств, способствует организации качественной методической работы в ДОУ.

Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования, организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение ихквалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение образовательного процесса, координацию взаимодействия ДОУ, семьи, социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.

На эффективное решение данных задач оказывает влияние разносторонний характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов работы с педагогическими кадрами, семьей, с социумом. Приоритет отдается активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, родителей, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры. В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется мониторинг её эффективности. Данные мониторинга способствуют своевременности и действенности внесения корректив в организацию методической работы.

Ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного, профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей принадлежит методическому кабинету ДОУ, являющемуся информационным центром и творческой лабораторией для педагогов и родителей.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-soprovojdenie-deyatelnosti-nachinayuschego-vospitatelya/

1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: ACT, 1997.

2. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: МИПКРО, 2000.

4. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию воспитательно-образовательной работы. М.: ООО «Издательство ACT», 1998.

5. 8. Белая К.Ю. Планирование работы в ДОУ по результатам на год./ Управление дошкольным образовательным учреждением, № 3, 2002, стр. 14.

6. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: ТЦ Сфера, 2003.

7. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений. 3-е изд., дораб.М.: Просвещение, 1990. 143 с.

8. 11.Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. М.: Издательство Скрипторий, 2004.

9. 12.Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 472 с.

10. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995.

11. 19.Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие// под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. М.: Пед. общество «Россия», 2000. 256 с.