Зарождение и развитие педагогической этики

Курсовая работа

Истоки педагогической деятельности

. Зарождение педагогической этики в трудах античных мыслителей (середина I тысячелетия до н.э. – IV в. н.э.)

Архаический период (с древнейших времен до IV в.) является определяющим в формировании ведущих норм жизнедеятельности человека. Известно, что история развития человеческого общест­ва представляет собой непрерывную смену людских поколений, каждое из которых, придя к жизни, застает определенный уровень материальных и духовных богатств, созданных предшественниками в течение многих тысячелетий. Новое поколение должно в сравнитель­но короткий срок усвоить накопленный практикой опыт управления общественным производством, овладеть трудовыми умениями. Потребность об­щества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям породила особый вид общественно необходимой деятельности – педагогическую дея­тельность.

На ранней ступени развития архаического общества никому в отдельности не доверялось воспитание детей. Они охранялись взрослыми и воспитывались, участвуя в коллективных работах. Однако с накоплением трудового опыта и расширением знаний детям все труднее было усваивать их самостоятельно. Возникла необходимость организованного обучения и воспитания подрастающего поколения. Поручалось это ответственное дело наибо­лее опытным членам родовой общины. К ним предъявля­лись определенные требования: они должны были вла­деть теми умениями и навыками, которым обучали де­тей, знать обряды религиозного культа, сказания, игры и песни, являющиеся источником воспитания нравов.

Аристотель в «Афинской политике» описывает торже­ственный ритуал избрания афинянами учителей, которые должны были закалять молодежь физически, готовить ее к защите прав и собственности рабовладельцев, воспитывать в духе презрения к труду и рабам. Учитель прививал молодежи такие нравственные каче­ства, как верность долгу, дисциплинирован­ность, готовность управлять государством. Выборность воспитателя налагала на него большие обязанности перед обществом и свидетельствовала о том, что в рабовладель­ческом обществе педагогической деятельности придавалось большое общественное значение. Человек, избранный на пост учителя юношества, проникался чувством гордости и благодарности к соотечественникам, доверившим ему «судьбу государства», так как, по мнению древних мыслителей, судь­ба государства зависит от политической и нравственной закалки молодого поколения. К людям, взявшим на себя труд педагогов, предъявлялись требования, регламентирующие их поступки в отношении к государст­ву и к воспитуемым.

19 стр., 9436 слов

Педагогические условия воспитания толерантности младших школьников

... эмпирических данных. Практическая значимость исследования, База исследования, Структура работы, Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантности у младших школьников 1.1 Педагогическая сущность понятия толерантности Проблема толерантности является предметом изучения философии, со­циологии, психологии, этнографии, ...

Таким образом, элементы педагогической морали как «живой ткани» образовательного процесса появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции . И лишь спустя определенное время начинается процесс конституирования педэтики как области этического знания, существующей на «границе» с педагогикой.

античную эпоху

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения. Известны следующие высказывания мыслителя.

«Воспитание детей – рискованное дело! Ибо в случае удачи последнее приобретено ценой большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим» (Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 173).

«Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки» (Там же. С. 172).

«Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждает к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто законом и силой» (Там же. С. 157).

Сократ (469-399 гг. до н.э.) считал, что целью образования должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности, для чего он продуцировал особый «сократовский» метод отыскания «истины» путем наводящих вопросов и ответов на них (майевтика).

Платон (427-347 гг. до н.э.), напротив, исповедовал идею о необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении.

Аристотель

Квинтилиана

гуманистическая

2. Утверждение авторитарной модели педагогической этики в эпоху Средневековья (IV-XIV вв.)

эпоху средневековья

Уже в позднее средневековье в университетах создаются специальные школы для подготовки профессиональных учителей. Будущим учителям внушали мысль, что успех обучения детей в школе зависит от строгости и умения наказывать ленивых и непослушных. По окончании университета учителю вручали розгу и так называемую «palm» – палку с диском на кон­це для ударов по детским ладоням. При выпуске из университета учитель должен был продемонстрировать перед экзаменационной комиссией свое умение «воспитывать» при помощи этих орудий. Например, в Кембриджском университете была установлена плата мальчикам, кото­рые подвергались во время экзаменов избиению будущи­ми воспитателями. Подобную систему взаимоотношений в средневековой школе порождало то, что церковь теоретически обосновала необходи­мость физических наказаний детей в процессе воспита­ния с целью «очищения их от дьявольской скверны». Таким образом, в этот период утверждается педагогической этики.

15 стр., 7079 слов

Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности ...

... в процессе развития индивидуального стиля педагогической деятельности. Чем выше у преподавателя уровень педагогической культуры, тем больше его стиль соответствует требованиям профессиональной этики, целям совместной деятельности, конкретной ситуации. Образовательно-технологическая функция индивидуального стиля педагогической деятельности заключается в сознательном ...

3. Утверждение гуманистической модели педагогической этики в эпоху Возрождения и Просвещения (XIV-XVIII вв.)

эпохи Возрож­дения

братские школы

мораль­ным кодексом учителя

Стремление всесторонне нарисовать нравственный об­лик учителя заставило сочинителей договора и устава оговорить не только положительные качества, которыми должен обладать педагог, но и указать на отрица­тельные, которых у него не должно быть («не пьяница, не блудлив, не лихоимец, не завистлив, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не способник ересей»).

Естественно, что среди учителей этих демократических по своему духу школ были люди, пытавшиеся осмыслить не только цели и задачи образования и воспитания детей, но и свою роль в решении этих задач.

Ян Амос Коменский

кодекс учителя

«Невежественный учитель, пассивный руководитель других … тень без тела, облако без дождя, источник без воды, лампа без света, следовательно, пустое место» (Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. С. 542).

«Никто не может сделать людей мудрыми, кроме мудрого, никто – красноречивым, кроме красноречивого, никто – нравственными или благочестивыми, исключая нравственного и благочестивого» (Там же. С. 350).

«Из учеников учителя изгоняют косность тремя способами: личным примером, упражнениями и дружественной мирной беседой, которая будет содействовать тому, что ученики не будут дрожать перед учителем, как перед тираном, а будут любить его, как отца и обращаться с ним непринудительно» (Там же. С. 542).

Джон Локк

эпоху Просвещения

Жан Жак Руссо

Иммануила Канта

Актуальны и современны лекции этого мыслителя по этике, в которых он рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. В качестве идеальных нормативных предписаний, своего рода нравственных обязанностей педагога, можно предложить некоторые положения этики И. Канта:

Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще.

Каждый должен следить за тем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не за­ключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро.

Обязанности по отношению к другим людям: доброжелательность, доброта; долженствование, справедливость.

Приветливость – не что иное, как манера внешнего пове­дения в отношении других, это отвращение к любому оскорб­лению, которое может быть причинено другому.

Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей.

Вежливость означает ту самую обходительность, когда мы бываем хороши до мелочей, чтобы понравиться другим.

Мы должны любить других потому, что это хорошо, и по­тому еще, что, любя других, мы сами становимся добрее.

Сердце лишь тогда будет добрым, когда человек другому не просто желает счастья, но и что-то делает для этого.

Самыми ужасными тремя недостатками, которые… во­площают подлейшие и злейшие наши пороки, являются не­благодарность, зависть и злорадство.

21 стр., 10342 слов

Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами

... На положение детей с ограниченными возможностями влияет ряд факторов: медицинских, психологических, биологических, социальных. Социальный педагог решает проблемы, связанные с социальным фактором. Также ... Проанализировать содержание социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами Методы работы: анализ, синтез, обобщение. Структура данной курсовой работы включает следующие разделы: Введение;, ...

(Кант И. Собр. соч.: в 8 тт. — М., 1994. — Т. 6).

Иоганн Генрих Песталоцци

Ф.А. Дистервег

  1. Гражданский характер отечественной педагогической этики Нового и Новейшего времени

Обратимся теперь к этико-педагогическим идеям в истории отечественной педагогической мысли. Профессионально-педагогические ценностные ориен­тации нашего учительства – это уникальное явление по духовной глубине, эмоциональной насыщенности и альтруистической готовности «отдать себя детям», это средоточие нравственных заповедей, сокровищ мысли, поведенческих моделей. Учитель должен быть народным . Последнее определение является ключом к по­ниманию специфики отечественной школы.

Н. Г. Чернышевского

В статье «О значении авторитета в воспитании» Добролюбов доказывает, что воспитание, основанное на авторитете подавления, явля­ется противоестественным, и называется такое воспитание грубым издевательством над детьми, дрессировкой. По глубокому убеждению Добролюбова, настоящим авто­ритетом среди детей пользуется тот педагог, который име­ет высокое образование и всестороннее развитие, твердые и непогрешимые убеждения, представляет собой образец моральной чистоты, любит детей, уважает их права.

К.Д. Ушинского

Л. Н. Тол­стого

любви к делу и любви к детям

В.В. Розанова

В такой школе должны быть и особые педагоги. В. В. Розанов выделяет некоторые их типы: педагог-ху­дожник, педагог-ремесленник, педагог-ученый, отдавая приоритет первому типу, поскольку тот работает с цельным человеком. Конечно, в обучении и воспитании крайне важна сама технология, основывающаяся на содержании и целях. Вместе с тем важным является творчество учителя и учени­ка, одухотворенность процесса обучения и воспитания, основанные не на слепом поклонении авторитету учителя, а на творческом содружестве обучаемого и обучающего. В. В. Розанов подчеркивает важность связующей нити между учеником и учителем, когда учитель и ученик могут общаться «глаза в гла­за». В число главных ценност­ных ориентаций учителя философ включил красоту, лич­ность, родину, землю, любовь – ценности вечные и незыбле­мые.

Вопросы педагогической этики нашли свое освещение и в трудах педагогов и этиков советского периода (1917–1991 гг.).

Педагогическая этика перестраивалась в соответствии с марксистско-ленинскими установками понимания социальных процессов. Во времена не столь отдаленные господствовала идеология формирования человека под «социальный заказ»; ребенок рассматривался как материал в руках педагога, и особенности этого материала учитывались лишь технологически, с точки зрения его пластичности и «послушности».

Вместе с тем в это время были сформулированы некоторые идеи педагогической этики, которые не потеряли своего значения и сегодня.

А.С. Мака­ренко

требование

ценности личности

педагогического мастерства

В.А. Сухомлинского

В . А. Сухомлинский отмечает, что самой сущностью высокой педагогической культуры является воспитание чувств учителя , полагая, что справедливость, сердеч­ность, доброта, скромность, правдивость, душевность – не просто азбука человеческой культуры, а основа про­фессиональной работы педагога. Специально следует вы­делить чувство любви к детям, которое педагог считал критерием ценности своей жизни.

7 стр., 3125 слов

Педагогическая этика учителя

... учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической ...

политические

Теоретические аспекты педагогической этики разрабатывали такие этики, как Л.М. Архангельский, В.И. и И.Я. Писаренко, В.Н. и И.И. Чернокозовы, Т.В. Мишаткина, В.Н. Наумчик, Н.А. Асташова и др. Современная профессиональная этика сосредоточила свое внимание на описании и систематизации профессиональных стандартов, которые сложились в тех или иных трудовых группах. Этика стремится дать им серьезное теоретическое обоснование, а затем результаты своей работы предоставить профессионалам в качестве полезного материала, необходимого для их практической деятельности.

Анализ исторического пути становления и развития педагогической этики свидетельствует о том, что в ней оказались зафиксированными требова­ния, которые выражают сущность этико-аксиологического аспекта педагогической деятельности. Учитель должен:

быть носителем глубоких и всесторонних знаний

систематически обновлять и пополнять свои знания

  • любить свою профессию , понимать, что она «настоль­ко превосходная, как никакая другая под солнцем» (Я.А. Коменский);

знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности

быть гуманистом, любить детей, понимать их

быть принципиальным, требовательным, но справедли­вым и великодушным

быть непререкаемым авторитетом для воспитуемых

быть коллективистом

быть активным просветителем и распространителем знаний

быть патриотом, гражданином своего отечества

характеристики

  • альтруизм – система ценностных ориентаций личности, при которой центральный мотив и критерий нравственной оценки – это интере­сы другого человека или социальной общности;
  • интеллект – прозорливость, высокое разви­тие познавательных способностей, эрудирован­ность;
  • моральность – высокая честность, порядоч­ность, совестливость;
  • рациональный самоконтроль – способность здраво оценить ситуацию, контролировать свое поведение и эмоции;
  • актуальная энергия – жизнерадостность, оп­тимизм, стремление к активности.
  1. Тенденции развития педагогической этики в современную эпоху

генетическим основанием

э тики в современном образовании

Первая тенденция, Вторая тенденция, Третья тенденция

Специфика этических кодексов заключается, однако, в том, что они не имеют юридической или административной силы. Их назначение в однозначном и известном для всех членов профессиональной группы описании того, «что такое хорошо и что такое плохо» в ходе повседневной работы. Понятно, что одного заявления о миссии образования и основополагающих принципах поведения преподавателей и учащихся недостаточно. Необходимо их обеспечение с помощью определенных институциональных средств и процедур, включая сюда деятельность этических комитетов.

Выявление тенденций развития этики в образовании позволяет сформулировать конкретные задачи, стоящие перед профессионалами: во-первых, это теоретическая задача по осмыслению самого феномена этики в контексте глобальных изменений образовательной парадигмы; во-вторых, это методическое обеспечение курса «Педагогическая этика» (учебные пособия, практикумы, тренинги); в-третьих, это проработка вопроса о возможности внедрения в образовательное пространство профессионального этического кодекса и создания этического комитета с функцией «третейского судьи» для разбора публичных ситуаций, дилемм, моральных конфликтов.

36 стр., 17887 слов

«Теоретические аспекты психолого-педагогических основ развития ...

... творческое воображение. С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. ...