Школа: обучение или воспитание?

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н. Толстой.

§У§а§г§б§Ъ§д§С§Я§Ъ§Ц §а§Т§е§й§Ц§Я§Ъ§Ц §к§Ь§а§Э§С

Проблема обучения и воспитания является актуальной для любого общества, которое стремится развиваться успешно. От того, как и кого мы воспитаем, зависит то, по какому пути мы пойдем.

Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, то здесь прослеживается и несомненная связь обучения с процессом развития личности. Вне обучения и воспитания не может быть полноценного развития личности, так как эти процессы активизируют психическое развитие.

Проблема соотношения воспитания и обучения волновала педагогическую мысль издревле. Так, еще Платон в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать — искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Положение о неразрывности воспитания и обучения в процессе обучения подчеркивалось в трудах ученых и педагогов XIX и XX вв. (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.Ф., Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов и др.).

П.Ф. Каптерев на рубеже XIX-XX вв. рассматривал воспитание и обучение в единстве как стороны целостного педагогического процесса.

В конце 80-90-х годов XX века отечественные ученые И. Я. Лернер, В. В. Краевский, В. А. Петровский, Б. М. Бим-Бад и др. признают, что воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной отечественной психолого-педагогической литературе все чаще интерпретируется как образование.

Цель: Обосновать взаимосвязь процессов воспитания и обучения в школе.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы процессов воспитания и обучения.

2. Выявить соотношение понятий воспитания и обучения.

3. Провести социологический опрос (Школа: обучение или воспитание?).

Объект курсовой работы: учебно-воспитательный процесс.

Предмет курсовой работы: сущность процессов воспитания и обучения.

Гипотеза курсовой работы: Воспитание неотрывно от обучения, существует целостность единого образовательного процесса воспитания и обучения в школе.

Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

3 стр., 1409 слов

Положение о курсовой работе — Вологодский педагогический колледж

... В отдельных случаях допускается выполнение курсовой работы (проекта) по одной теме группой студентов. 2.3.Тема курсовой работы (проекта) может быть связана с программой профессионально-педагогической ... опыт решения данной проблемы, представленный в литературе; описывается опыт практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения). Основная ...

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.

1.1 Сущность процесса воспитания в школе

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитательная деятельность — целенаправленное преобразование педагогом всей совокупности воспитательных влияний на воспитанника. Воспитательная деятельность, несмотря на наличие механизмов контроля со стороны общества и государства, достаточно автономна. Автономия не означает устранение какого-либо социального влияния, она означает возможность творческого осмысления воспитателем сущности воспитательного процесса с учетом реальной педагогической ситуации.

Цель воспитания представляет собой конечный результат формирования личности. Цель воспитания (идеальная): формировать разносторонюю гармонически развитую личность или гармонически разносторонне развития личность. [1]

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание [2].

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание.

К функциям воспитания относится:

  • Организация всего учебно-воспитательного процесса для воспитанников;
  • диагностика задатков и способностей ребёнка, создание условий для их проявления и развития;
  • использование в воспитании положительных факторов внешней среды, устранение и преобразование негативного влияния среды;
  • профилактика негативных влияний среды на развитие личности;
  • мотивация личности к самовоспитанию;
  • помощь и поддержка воспитанника в процессе социализации и адаптации.

Воспитание — целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализация его задатков и внутренних резервов; процесс направленный на выработку определенных личностных качеств, задаваемых социальным заказом и востребованных семьей, личностью, работодателям, обществом в целом.

12 стр., 5511 слов

Пути воспитания и развития педагогических способностей у учителей

... база:, Глава 1 Теоретический анализ путей воспитания и развития педагогических способностей учителей 1.1 Структура педагогических способностей Развитие способностей связано с усвоением и творческим применением ... черта педагогической деятельности - многофакторность воспитательного процесса. Воспитательный процесс идет в семье, школе, при всех формальных и неформальных контактах воспитанника с ...

Для процесса воспитания свойственны некоторые специфические характеристики:

1. Целенаправленность. Воспитатель должен чётко понимать цель воспитания, последовательно и системно следовать к её достижению;

2. Двусторонность. В процессе воспитания участвуют как воспитанник, так и воспитатель. Ребёнок выступает не только объектом, на который направлено воспитание, но и сам активно участвует в воспитательным процессе, являясь субъектом.

3. Многофакторность. Развитие личности происходит под влиянием семьи, детского сада, школы, общественности, дружеских компаний и др.

4. Продолжительность. Воспитание — это длительный и непрерывный процесс, который начинается с рождения ребёнка и продолжается всю жизнь. Оно требует длительной и постоянной работы.

5. Устремлённость в будущее. Процесс воспитания устремлен в будущее, т.е. характерна отдаленность результатов: воспитываем сейчас, а результат проявится спустя длительное время.

6. Комплексность. Воспитание разносторонний процесс, осуществляемый целостно, не по частям.

7. Ступенчатость воспитания. Процесс воспитания осуществляется в зависимости от возрастных и личностных изменений воспитанников [3].

Метод воспитания — это совместное взаимодействие воспитателя и воспитанника, направленное на достижение поставленной цели. Воспитание — длительный процесс, не предполагающий быстрой положительной реакции воспитуемого. Хотя грамотный выбор метода и средства воспитания в той или иной ситуации может ускорить процесс достижения положительного результата.

Ю.К. Бабанский и В.А. Сластенин выделяют следующие группы методов воспитания:

  • методы формирования сознания (беседа, рассказ, лекция, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, требование, общественное мнение);
  • методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание);
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Средства воспитательного процесса — это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления воспитательного процесса и выполняющих разнообразные функции. К средствам воспитания относят предметы и объекты культуры, живой и неживой природы, достижения науки и техники и др. Одним из универсальных средств воспитания является наглядность, одинаково успешно применима в разные возрастные периоды развития ребёнка.

Таким образом, воспитание — это сложный, последовательный и длительный во времени процесс, испытывающий влияние многих факторов. Процесс совместного взаимодействия педагога и воспитанника. Процесс, направленный на развитие определенных качеств у воспитанника, особенностей его поведения и взаимодействия в обществе. Процесс воспитания представляет собой планомерное создание условий для полноценного целенаправленного развития личности человека.

2.2 Сущность, структура и функции процесса обучения в школе

Одним из главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).

22 стр., 10749 слов

Содержание, формы, методы трудового обучения и воспитания

... воспитания детей, показал его огромное общественное значение, воспитательное воздействие. Психологическую готовность к труду у детей, воспитывать возможно только в процессе деятельности. ... воспитываются многие важные качества: умение планировать работу, ответственность, привычка к усилию, умение преодолевать ... в детском саду, наметить принципы, формы и содержание труда, определить условия наиболее ...

Обучение — процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Оно включает в себя: а) преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности; б) учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Преподавание есть специальная деятельность учителей, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения. Общая структура этой специфической педагогической деятельности включает в себя педагогическую обработку передаваемых детям знаний, умений и навыков; искусство их воспроизведения и разъяснения; выявление детских задатков, способностей, дарований; стимулирование детской познавательной деятельности; осуществление диагностики; получение и обработку обратной информации; коррекцию усвоенного материала; организацию практической деятельности (учения) детей, решение комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Учение — специально организованная, активная, самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей. Общая структура активной познавательной деятельности детей включает в себя восприятие материала, его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение, самопроверку и применение как в системе учебных упражнений, так и в решении жизненных задач.

Цели обучения непосредственно вытекают из общечеловеческих идеалов, национальных традиций, социального заказа общества и государства в конкретных условиях. Они заключаются, во-первых, чтобы привести обучающихся к овладению системой знаний и способов деятельности, и, во-вторых, в том, чтобы на этой основе обеспечивать развитие, полноценное формирование личности обучаемых [4].

Среди важнейших установок процесса обучения можно выделить следующие:

  • последовательность и системность, как в преподавании предмета, так и в планировании учебного процесса;
  • доступность предлагаемого учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • профессионализм в применение разнообразных форм, методов и методических приёмов организации учебного процесса;
  • обеспечение прочного усвоения знаний, поддержание и развитие познавательной активности обучающихся;
  • поддержание прочной связи теории с практикой.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся [5].

Процесс обучения имеет определенную структуру. Главным компонентом этой структуры является цель — формирование у обучающихся знаний, умений и навыков. Наполняет структуру учебного процесса содержание обучения, которое включает в себя: методы и средства обучения, специфику учения и преподавания, результат процесса обучения. Неотъемлемыми компонентами структуры являются учитель и ученик.

16 стр., 7635 слов

Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений

... литературу по проблеме формирования у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений. 2. Проанализировать передовой педагогический опыт по ... увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание ... у них бережное отношение к результатам труда. Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние ...

Необходимость реализации задач формирования всесторонне гармонически развитой личности в современном обществе обуславливает следующие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использование на практике.

Знания — понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.

Овладение знаниями в процессе обучения носит специфический характер и выражается не в открытие новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти и использовать, т.е. сделать индивидуальным достоянием каждого обучаемого.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформировать специальные (по предмету) и общеучебные умения и навыки.

Умения — это владение способами применения (приемами, действиями) усваиваемых знаний на практике.

Навык — составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умения формируются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция обучения вытекает из его содержания, форм и методов и реализуется посредством организации общения учителя и учащимися.

В процессе обучения при усвоении содержания образования формируются взгляды, убеждения, отношения, качества личности.

Правильно организованное обучение способствует реализации его развивающей функции, которая предполагает развитие речи, мышления, памяти, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Данная функция, как и две предыдущие, осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителя и учащихся на всестороннее развитие личности школьника.

Основными видами обучения являются:

  • объяснительно-иллюстративное;
  • проблемное;
  • программированное;
  • компьютерное.

Объяснительно-иллюстративное обучение предполагает широкое привлечение в учебный процесс наглядности, имеет своей целью усвоение знаний. Это пассивно-созерцательное обучение. Главная задача учителя сводится к изложению материала. Данный вид обучения экономичен с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но не является развивающим.

Проблемное обучение — вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. К достоинствам проблемного обучения относится то, что ученики включаются в активную интеллектуальную или практическую деятельность, при этом испытывают положительные эмоции, приобретают глубокие знания, интеллектуальные, творческие умения.

Программированное обучение рассматривается как сложная динамическая система, которая управляется на основе прямой и обратной связи с управляющим центром.

Основными принципами программированного обучения являются:

  • подача информации небольшими порциями;
  • установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
  • предъявление ответа для самоконтроля;
  • дача указаний в зависимости от правильности ответа.

Положительная сторона этого вида обучения состоит в том, что позволяет установить прочную и обратную связи, развивает самостоятельность. Недостатком является то, что данный вид обучения не вскрывает самого хода, не стимулирует творчества.

С программированным обучением тесно связано компьютерное. С помощью компьютеров, снабженных специальными обучающими программами возможно решать различные дидактические задания: предъявление, выдача информации, управление ходом обучения, контроль и коррекция результатов, выполнение тренировочных упражнений и т. д.

Современный учебный процесс реализует основные принципы обучения. Принципы обучения — положения, на которые надо опираться при преподавании основ наук. Они отражают основные требования к организации обучения, деятельности учителя и учащихся.

Анализ педагогической литературы позволяет в качестве основополагающих выделить следующие принципы:

1. Принцип научности

Принцип научности отражает взаимосвязь современной науки и практики. Это означает, что содержание обучения не должно противоречить объективным научным фактам, понятиям, теориям, законам — современному состоянию науки. Данный принцип воплощается в учебных программах и школьных учебниках, в отборе изучаемого материала.

2. Принцип наглядности обучения

Означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

3. Принцип активности и сознательности

согласно данному принципу обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

4. Принцип доступности обучения

Данный принцип обосновывает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, не допускает его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сущность данного принципа сводится к тому, чтобы изучаемый материал был доступен по уровню трудности, но требовал определенных усилий для его усвоения.

5. Принцип систематичности и последовательности обучения

Данный принцип отражает необходимость изучения учебного предмета системно, т.е. предполагает усвоение знаний в таком порядке, когда новая информация опирается на предшествующую, уже усвоенную, и в свою очередь определяет следующий этап познавательной работы. Изучение нового материала происходит по принципу «от простого к сложному».

6. Принцип прочности усвоения знаний

Данный принцип требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Реализация принципа прочности обучения в учебном процессе осуществляется через упражнения в применении знаний, навыков и умений, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п.

7. Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения

Данный принцип предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы учителя в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности ученика.

8. Принцип связи обучения с практикой

данный принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Таким образом, обучение есть целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, направленный на овладение учащимся системы знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Это один из главных процессов, направленный на полноценное развитие и формирование личности.

1.3 Единство процессов воспитания и обучения в школе

В XVIII веке учитель и воспитатель — это, как правило, разные люди. Учитель всего лишь преподавал и не проводил никакого воспитательного процесса, кроме как по поводу поведения на занятиях. Воспитанием же занимался специальный человек. Все изменилось в XIX веке — теперь преподаватель должен был быть ещё и воспитателем. Обучение и воспитание слились в единое целое. Происходит некая универсализация преподавателя. Он должен заниматься учениками, а не только давать им знания [6].

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации. Все это невозможно без двух важнейших процессов — воспитания и обучения.

Обучение и воспитание — два параллельно существующих процесса, теснейшим образом взаимосвязанных друг с другом; это два главных фактора образовательного процесса, благодаря которым происходит полноценное развитие и формирование личности.

Обучение — передача опыта поколений: новых знаний, умений и навыков. Обучение передает новое, ещё неизвестное (не умел читать — научился, не знал грамоту — выучил).

Воспитание приучает к уже известному, подсказывает, как и где можно использовать выученное.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же как в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем воспитывая — обучаем.

Действительно, учитель ведет урок природоведения. Он вывел детей на экскурсию в лес для ознакомления с деревьями; ученики узнают названия деревьев, учатся распознавать их по форме листьев, по цвету коры и т. д. В то же время учитель обращает внимание на красоту природы, на многообразие жизни в лесу. Он, таким образом, и учит детей, и воспитывает.

Процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь следует отметить, что оба процесса имеют три общие функции — образовательную, воспитательную и развивающую.

Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания — в воспитательную. Тем самым, оба процесса являются исходной основой для осуществления развивающей функции.

И.А. Зимняя выделяет следующие типы взаимосвязи между обучением и воспитанием [7].

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения).

Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).

Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и, соответственно, научение.

4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Итак, обучение и воспитание есть единый целостный процесс, направленный на создание условий для становления личности. В учебно-воспитательном процессе они существуют в единстве, в постоянном взаимодействии.

Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.

2.1 Результаты опроса «Школа: обучение или воспитание?»

Следует отметить, что соотношение понятий «обучение» и «воспитание» является предметом многих дискуссий. Я.А. Коменский, признавая огромную воспитывающую роль обучения, не разделял обучение и воспитание. Ж.-Ж. Руссо считал основной задачей естественное воспитание и одним из средств этого считал обучение, ставя его как бы в подчиненное положение к воспитанию.

Л.С. Выготский считал, что обучение идет на несколько шагов впереди развития, но и само развитие является основной предпосылкой для быстрого и эффективного обучения, как и воспитания. Именно развитие становится следствием совокупности данных процессов и, в то же самое время, предпосылкой действия всего педагогического процесса. Происходит взаимное «замыкание» этих функций и процессов друг на друге, что доказывает их неделимость и неэффективность по отдельности.

Школа — учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее под руководством педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения. Школа выполняет огромную роль в жизни детей, так как ученики довольно много времени проводят в стенах школы, в окружении учителей и сверстников.

Процесс школьного воспитания и обучения является опорой духовности, очагом приобретения национальных и общечеловеческих культурных ценностей и знаний. Поэтому школа является важнейшим институтом развития, формирования и становления личности. Жизнь современного общества, его благополучие напрямую зависят от успешной социализации подрастающего поколения, от уровня его нравственного и умственного развития.

Для того, чтобы выяснить какого общественное мнение людей о целостном педагогическом процессе в школе, я решила провести опрос «Школа: обучение или воспитание?». Опрос проводился посредством Google формы. В опросе приняли участие 100 человек, среди которых студенты Северо-Восточного федерального университета им М.К. Аммосова, а также учителя и работники Чокурдахской средней общеобразовательной школы им. А.Г. Чикачева.

Респондентам был задан следующий вопрос: «Школа: обучение или воспитание?» и были представлены несколько вариантов ответов:

  • Обучение;
  • Воспитание;
  • Обучение или воспитание одновременно;
  • Ни то, ни другое;
  • Другое… (участники опроса предлагали свой вариант ответа).

Результаты опроса представлены в следующей таблице:

Вариант ответа

Количество людей, выбравших данный вариант ответа

Обучение и воспитание одновременно

63

Обучение

21

Воспитание

8

Ни то, ни другое

5

«Обучение и воспитание — единый процесс, если все траектории развития личности будут в школе выстроены правильно, то на определенном этапе надо научить ребенка учиться, т.е. дальше заниматься самообразованием»

1

«Смотря от школы, преподавателей, атмосферы в школе»

1

«Школа — обучение, семья — воспитание»

1

Результаты опроса показывают, что больше половины опрошенных считают, что процессы воспитания и обучения одновременно присутствуют в школе. Также обращает на себя внимание тот факт, что пятая часть опрошенных считает, что обучение в школе важнее чем воспитание. Двое сходятся на мнении о том, что обучение и воспитание является единым целостным процессом только в том случае, когда деятельность школы и педагогов, а также школьная атмосфера будет направлена на это.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что общественное мнение сходится к мысли, согласно которой обучение и воспитание одновременно играет ведущую роль в развитии ребенка. Исходя из этих положений, следует, что процессы обучения и воспитания находятся в единстве, что составляет целостный педагогический процесс.

2.2 Единство на примере использования обучающего, воспитывающего, развивающего потенциала математического образования

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Источником примера стал опыт учителя математики и физики Ноговицыной Риты Васильевны «Олонхо и математика».

Р.В. Ноговицына использует этнопедагогический подход. По её мнению он является главным и решающим фактом интеграции обучения и воспитания. Р.В. Ноговицына ссылается на Б.В.Гнеденко, который писал о том, что учащемуся следует отчетливо показать, что «вводимые в курс математики понятия естественным образом появляются из запроса практики, ни в коем случае недопустимо, чтобы у ученика создавалось впечатление, что математика живет своей собственной жизнью, отличной от жизни всей остальной науки и практической деятельности».

Р.В. Ноговицына уверяет, что в содержании гениального якутского эпоса — олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» заложена философия этнического математического мышления древнего народа Саха. В олонхо много сюжетов фантастического характера. Это помогает развивать абстрактное воображение, логическое мышление, любознательность ребенка, будит его мысль, поощряет смекалку. Составленны задачи на сюжетах олонхо помогают узнать культуру, обычаи древнего народа Саха и побуждают у детей к формированию навыков здорового образа жизни.

Целью работы «Олонхо и математика» является использование обучающего, воспитывающего, развивающего потенциала математического образования на основе внедрения методов активного обучения.

Обучающие: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний, умений и навыков в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Для реализации своей работы Р.В. Ноговицына ставит следующие задачи:

  • Отбор содержательного материала на основе внедрения методов активного обучения по теме олонхо;
  • Формирование таких качеств мышления как логика, абстракция, воображение, творчество;
  • Развитие интереса учащихся к предмету;
  • Привитие навыков исследовательской деятельности с использованием этнического и местного материала;
  • Организация самостоятельной и индивидуальной работы с применением этнического материала.

Р.В. Ноговицына отмечает отличительные особенности данного материала от уже существующих разработок в этой области: «этот курс основан на применение основных математических действий, понятий в различных соотношениях и комбинациях, охватывает разнообразия отображения темы в различных задачах, кроссвордах, кросснамберах, криптограммах по теме Олонхо».

Предполагаемые результаты программы «Олнохо и математика»:

  • научиться переводить конкретную ситуацию в абстрактную математическую модель и наоборот;
  • формирование умений применять приемы: сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развития памяти и внимания, расширения кругозора;
  • Учащиеся научатся: решать нестандартные задания;
  • Привитие навыков исследовательской деятельности;
  • Понимание учащимися роли математики для повседневной жизни в современном цивилизованном обществе и ее роли для продолжения образования практически во всех сферах человеческой деятельности.

Учебно тематический план программы «Олонхо и математика»:

Раздел 1. «Из глубины веков»

Цель: ознакомление, изучение, исследование древних единиц измерения величин наших предков: единицы длины, расстояния, единицы массы, единицы времени, проявляемые при создании эпоса олонхо и сравнения этих единиц с современными единицами.

Задачи:

  • Выявление и исследование единиц измерения величин наших предков: единиц длины, единиц массы, единиц времени, единицы площади из эпоса олонхо;
  • Перевод единиц измерений предков в современных единицах.

Форма занятий: решение задач, решение и составление кроссвордов.

Дидактический материал: таблицы: старинные меры длины, измерение расстояние, площадей; текты из олонхо, описывающие мощь и красоту окружающего мира олонхо, персонажей, жилища, их орудия борьбы, предметов быта.

Вывод: Численные выражения в описании олонхо усиливают представления фантастических образов и поистине гиперболических размеров. И именно использование чисел помогает еще глубже выразить величие мыслей и мечту народа саха о высоких идеалах доброты и мудрости.

Раздел 2. Система координат

Цель: исследование применения функциональных зависимостей.

Задачи:

  • повторить и закрепить понятие функции для решения жизненных задач;
  • построения и представления результатов исследований в графическом виде, обработки результатов;
  • владеть математической грамотностью в виде умения делать вычисления, умения использовать таблицы, графики, диаграммы, карты;
  • применять знания для активной исследовательской деятельности по наблюдению, расширения представления о возможности применения графиков в других областях.

Форма занятий: составление и построение таблиц, графиков, диаграмм.

Дидактический материал: примеры на сравнение из сказок, легенд, олонхо, пословиц и поговорок; Составить графики и таблицы, показывающие традиционные занятия современных сельских жителей с. Арыктах: рыболовство в уникальном озере Ниджили, животноводство.

Раздел 3. Положительные и отрицательные числа

Цель: формирование умений применять приемы: сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развития памяти и внимания, расширения кругозора.

Задачи:

  • Развитие познавательных интересов;
  • Развитие наблюдательности;
  • Стимулирование мыслительной активности;
  • Развитие памяти;
  • Развитие мировоззрения.

Форма занятий: решение примеров, нахождения значений выражений, решение уравнений и подставляя ответы — решения блок — схем, численных кроссвордов и анаграмм.

Дидактический материал: числа, имеющие особое значение для народа саха; задания — слайды, численные кроссворды и криптограммы, блок — схемы, анаграммы.

Вывод: Игра приобретает особенное значение, так как привлекает не только друзей математики, сколько ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению, значит и к знаниям.

Раздел 4. Основные геометрические понятия

Цель: найти и доказать применение «золотого сечения» на постройках мастеров зодчество народов Саха, предметах быта, традиционных орудиях труда, применение геометрических фигур в прикладном искусстве якутского народа.

Задачи:

  • выявить применения законов геометрии при изготовлении предметов быта и в различных постройках народа, традиционных орудиях труда;
  • выявить геометрические фигуры в орнаментальных мотивах в декоре старинной одежды Саха.

Форма занятий: лекция, составления орнамента.

Дидактический материал: журналы, таблицы по прикладному искусству народа Саха.

Вывод: межпредметная связь математики с архитектурой, технологией.

Раздел 5. Исследовательские проекты

Цель: активизация познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Задачи:

  • четкость и конкретность постановки цели проекта;
  • определение планируемых результатов;
  • констатация исходных данных.

Форма занятий: практика — составление плана работы над проектом, анализировать разностороннюю информацию, выполнение проекта, защита проекта.

Дидактический материал: предлагаемые темы проектов.

Общая тема программы «Олонхо и математика»: Математика в жизни моего народа:

  • «Знаете ли вы своих предков?»;
  • Человек — дитя природы, природа — жилище человека;
  • Ведение экономики индивидуального хозяйства современной сельской семьи;
  • Составление орнаментов, на применение свойств равнобедренного треугольника;
  • Исследование применение «золотого сечения» на постройках мастеров зодчество народов саха;
  • Графики в нашей жизни;
  • Исследование применения математических знаний: единиц измерения величин наших предков в народном творчестве, эпосе олонхо;
  • История натуральных чисел в жизни моего якутского народа;
  • Проценты в нашей жизни.

Работая таким образом, Р.В. Ноговицына добивается не малых успехов в учебе и в исследовательской деятельности школьников. Анализируя работы и наблюдая за исследовательской деятельностью учащихся она пришла к следующим выводам: у учеников развивается познавательный интерес, критически оцениваются различные ситуации, они осваивают опыт творческой работы, учение грамотно излагать результату исследований. При этом под руководством учителя происходит самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего изложенного можно сделать вывод, что формирование качеств личности ребенка зависит, главным образом, от двух важных процессов — обучения и воспитания. Единство этих процессов в современной образовательной среде интерпретируется как целостный педагогический процесс.

Анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания.

В результате изучения данной проблемы были решены поставленные мной задачи.

1. В ходе изучения теоретических основ процессов воспитания и обучения, были выявлены сущности данных процессов, основные цели, задачи и функции.

2. С помощью анализа педагогической литературы была выявлена взаимосвязь процессов обучения и воспитания.

3. В ходе социологического опроса была подтверждена гипотеза о единстве процессов воспитания и обучения.

Обучение дает ребенку знания о качествах личности, которые должны быть постепенно сформированы у него: о морали, ее нормах и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, научные знания о природе, обществе, человеке, составляющие основу его будущего мировоззрения, и т. д.

Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же, оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания.

Следовательно, я могу утверждать, что гипотеза выдвинутая в ходе курсовой работы была подтверждена. Воспитание неотрывно от обучения, они слиты воедино. Без воспитания нет и обучения. Очень трудно сказать, что из них первично. В учебно-воспитательном процессе они существуют в единстве, в постоянном взаимодействии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-shkola-obuchenie-ili-vospitanie/

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 608 с.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М. : Издательский центр «Академия», 1998. — 176 с.

3. Гайнутдинова И.Р., Эйгелис Г.В. Основы педагогики: учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных направлений подготовки. Саратов: ООО «КУБиК», 2018. — 88 с.

4. Дадова З.И. Роль школы в социализации подростков [Электронный ресурс]. — https://cyberleninka.ru/article/n/rol-shkoly-v-sotsializatsii-podrostkov-1

5. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 1998. — 176 с.

6. Ефимова Н.Е. Взаимосвязь воспитания и обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс]. — http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/122-raznoe/7485-2015-03-30-17-17-59.html

7. Ильин В.С. Единство обучения и воспитания [Электронный ресурс]. —

https://cyberleninka.ru/article/n/edinstvo-obucheniya-i-vospitaniya

8. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. 2-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 256 с.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. 2е изд., испр. и доп. М.: Издат. центр «Логос», 2001. — 384 с.

10. Казакова Е.Н. Образование, воспитание и обучение как единое целое [Электронный ресурс]. — https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9094/

11. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. — 400 с.

12. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. Педагогика: Учебник, 2004. — 432 с.

13. Ноговицына Р.В. Олонхо и математика [Электронный ресурс]. — https://urok.1sept.ru/статьи/530034/

14. Мандель Б.Р. Взаимосвязь обучения и воспитания [Электронный ресурс]. — https://psyera.ru/vzaimosvyaz-obucheniya-i-vospitaniya_9655.htm

15. Петрова Т.И., Шкерина Т.А. Общая педагогика: учебное пособие. Краснодар. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. — 104 с.

16. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2006. — 365 с.

17. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс]. — https://uchebnikfree.com/vospitatelnyiy-protsess_996/vospitanie-obuchenie-18110.html

18. Ракова Н.А., Керножицкая И.Е. Педагогика современной школы: учебно-методическое пособие. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. — 263 с.

19. Светличная Л.В. Педагогика: Курс лекций. М.: РУТ (МИИТ), 2019. — 81 с.

20. Склярова Т.В. Взаимосвязь обучения и развития [Электронный ресурс]. — https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42843.php

21. Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Общая и профессиональная педагогика: учебник. Сев. (Актич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: ИД САФУ, 2014. — 553 с.

22. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высщ. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 576 с.

23. Старикова Л.Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение» [Электронный ресурс]. — https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-vospitanie-i-obuchenie

24. Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000).

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017, — 479 с.

25. Чулюк В.В. Влияние воспитания и обучения на формирование качеств личности [Электронный ресурс]. — https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8407/

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-shkola-obuchenie-ili-vospitanie/

[1] Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Общая и профессиональная педагогика: учебник. Сев. (Актич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: ИД САФУ, 2014. — С.255

[2] Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. — М., 1993, — Т. 1. -С.165

[3] Гайнутдинова И.Р., Эйгелис Г.В. Основы педагогики: учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных направлений подготовки. Саратов: ООО «КУБиК», 2018. — С.60

[4] Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. 2-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. — С.40

[5] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2006. — С.293

[6] Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. — С.218

[7] Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. — 2е изд., испр. и доп. — М.: Издат. центр «Логос», 2001. — 384 с.