Содержание, формы, методы трудового обучения и воспитания

Содержание скрыть

С маленького возраста каждый ребенок должен обязательно принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в семье, в детском саду должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

Для ребенка – дошкольника, игра является основной деятельностью. Как ребенка, который хочет играть, научить трудиться?; как строить воспитательно — образовательную работу, чтобы маленького ребенка, научить трудиться? Необходимо направить его активность таким образом, чтобы, сохраняя присущий этому возрасту интерес к игре, формировать потребность трудиться.

Живой пример окружающих взрослых, имеет важнейшее значение для создания положительного отношения и привычки к труду. О силе примера взрослых в коммунистическом воспитании детей говорили Н.К. Крупская, М.И, Калинин, А.С. Макаренко. Они подчеркивали огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.

Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. Якутские педагоги Чиряев К.С., Данилов Д.А.. Семенова А.Д., Саввинов Т.Т., Неустроев Н.Д. и другие, в своих трудах, обращают внимание на возможности трудового воспитания подрастающего поколения. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Главная забота народного воспитания – трудолюбие, любовь к людям труда.

В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Настоящий коллектив, развивается и крепнет, только на основе общего труда. Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение.

Трудовое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится точно и быстро выполнять порученное дело. Воспитанный в труде человек, никогда не растеряется в жизни, всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.

К. Д. Ушинский,, Великий педагог » В.А. Сухомлинский»

1 Содержание трудового воспитания дошкольника

1.1 Ознакомление детей с трудом взрослых

В младшем возрасте дети стремятся подражать взрослым в игре и быту, проявляют живой интерес к труду взрослых, желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

5 стр., 2219 слов

Энцефалопатия у детей, взрослых и пожилых

... бы ни был этот комплекс, его объединяют общим названием - энцефалопатия. У самых маленьких детей часто причиной энцефалопатии считается родовая травма или гипоксия. Однако мой опыт показывает, что ... арахноидит, сотрясение, ушиб, контузия и т. п.). Энцефалопатией страдают не только самые маленькие дети, но и подростки, и взрослые люди. Поскольку у взрослых комплекс мозговых жалоб и симптомов связан, ...

Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком либо труде, человек теряет не только физические силы, но и снижается его нравственность. Бездеятельность, по мнению Ушинского, является одной из причин хулиганства среди детей.

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко подтвердил это. Он у самых «трудных» подростков воспитывал чувство человечности, честности, правдивости. С большим мастерством А.С. Макаренко раскрыл основы трудового воспитания детей, показал его огромное общественное значение, воспитательное воздействие.

Психологическую готовность к труду у детей, воспитывать возможно только в процессе деятельности. Для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых в детских садах имеются все возможности. Его общественный характер выражен в этом труде. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Здесь возможны два пути: Первый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснения его значения; второй путь – непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью: дать детям конкретные задания и представления о труде, воспитывать уважение к труду взрослых, возбудить интерес и любовь к труду, научить ценить его.

Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать тщательно, добросовестно.

Программные задачи, Первая группа, Вторую группу

Немаловажное значение для формирования личности ребенка имеет воспитание у детей тех или иных трудовых навыков. Процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для ребенка проявлением воли, настойчивости, целеустремленности.

Третья группа

Задача формирования привычки к трудовому усилию впервые ставится «Программой» в средней группе детского сада. Это требует особые обязательства от воспитателя средней группы, требует глубокого понимания содержания задачи – сформировать у каждого ребенка 4-5 лет умение прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести – лейку с водой, фрукты из сада, игрушки на участок и т.д., и волевые – заниматься порученным делом, несмотря на то, что сверстники играют в интересные игры).

В старших группах эта задача усложняется тем, что к детям предъявляются более высокие требования – умение помогать взрослым не ожидая напоминания, не избегая неприятной работы, проявляя при ее выполнении необходимую настойчивость.

Четвертую группу составляют задачи

В старших группах ставится задача формирования элементарных навыков планирования своей и общей работы – умение распределять обязанности между участниками, намечать ее последовательность, договариваться о совместной уборке после работы.

14 стр., 6772 слов

Особенности общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности

... деятельности со взрослым и успешность освоения детьми новых игровых умений. Таким образом, данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности. Актуальность работы обусловлена недостаточным общением между воспитателем и детьми в процессе игровой деятельности. ...

К пятой группе

Опыт трудового воспитания показывает, что начала трудолюбия формируются у ребенка в раннем возрасте и зависят от тех условий, которые представляют детям взрослые при первых проявлениях у детей активности, самостоятельности, выполнению трудового поручения. Только тогда, когда отношение к ребенку взрослых в семье и детском саду совпадает, воспитание трудолюбия происходит более успешно.

Проблема исследования, Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования

В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование личности старшего дошкольника в трудовой деятельности, возможно, будет успешной, если будут учтены следующие педагогические условия:

  • организация развивающее — трудовой среды в ДОУ;
  • обеспечена регулярная включенность трудовой деятельности дошкольников в образовательный процесс ДОУ и семьи;
  • осуществлено взаимодействие ДОУ и семьи в русле формирования личности старшего дошкольника в трудовой деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвигаемой гипотезой сформулирована следующая задача:

Изучить состояние исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической литературе и на этой основе конкретизировать понятие «трудовая деятельность дошкольника».

1.2 Влияние труда взрослых на развитие детей

В осуществлении трудового воспитания в детском саду имеются свои сложности: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, наметить принципы, формы и содержание труда, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков.

Создать такие условия, когда дети могли бы использовать примеры старших, возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей.

Первый путь практикуется в детском саду каждый день – это наблюдения, организованные посещения кухни, прачечной, медкабинета и т.д. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, уборку участка, ремонт книг, игрушек и т.п.

В детском саду имеют большое образовательное значение — наблюдения за трудом взрослых: они уточняют представления детей о труде, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, уважения к их труду, способствуют выработке положительного отношения к труду .

Труд взрослых к детям нужно по возможности приблизить

Когда ребенок 3-4 лет имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Им самим трудно еще извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая небольшие посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество с детьми. Например, во время утренней уборки младший воспитатель поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений, попрыскать растение, протереть игрушку, полку и т.д. Помощник воспитателя выступает не просто организатором детского труда, она трудиться вместе с детьми, выполняет более сложные дела, основную часть работы. Так как вместе с нею трудятся всего несколько детей, она может следить за их действиями и одновременно делать свою работу. Таким образом, помощник воспитателя может влиять на детей личным примером и в то же время организовывает небольшую группу детей, приучает к труду их самих. Воспитателю трудно одновременно — организовать работу, обучать всех детей навыкам и самому участвовать в труде. Помощник воспитателя, которая соприкасается лишь с несколькими детьми, это посильно. Но для этого она должна получить соответствующие инструкции педагогов.

8 стр., 3903 слов

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии ...

... потребности, им помогает в этом человек. Представления о труде взрослых по уходу за домашними животными (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов.). ... животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей ...

эмоциональное отношение взрослого к труду.

1.3Виды труда дошкольника

 виды труда дошкольника 1

Для совместной деятельности взрослых и детей, при отборе видов труда, необходимо руководствоваться следующими принципами: труд должен быть необходимым, жизненно значимым, естественным для детей; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с известным разделением функций каждого участника.

По своим педагогическим возможностям, разнообразные виды труда неодинаковы: на том или ином возрастном этапе, меняется их значение. Если, например, самообслуживание — имеет большое воспитательное значение в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, то в старшем дошкольном возрасте этот труд не требует усилий, для детей он становится привычным.

Особое значение приобретает в средней и старшей группах — хозяйственно — бытовой труд как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы.

Ручной труд и труд в природе, с элементами творчества, начинает играть основную роль в старшей и подготовительной группах. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: умение планировать работу, ответственность, привычка к усилию, умение преодолевать препятствия и предвидеть этапы последовательного ее выполнения.

Эти виды труда, так же как и хозяйственно-бытовой труд, содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, дружно помогать друг другу, умения работать вместе, видеть достижения товарищей, выручать в трудные моменты, объективно оценивать свою работу.

Труд должен приносить детям радость; важно, чтобы они выполняли все дела с увлечением. Поэтому, руководя трудом, необходимо учитывать возрастные особенности детей, их возможности. Если не все у них получается так, как надо, не следует упрекать малышей. Эти упреки вызовут отрицательное эмоциональное состояние и повлекут за собой нежелание в следующий раз принимать участие в труде. На первых порах важно вызвать интерес к деятельности, а опыт, навыки, сноровка, придут постепенно.

1.4 Содержание труда по самообслуживанию, Самообслуживание

Самообслуживание ― это постоянная забота о чистоте тела, соблюдать гигиенические правила, о порядке в одежде, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований со стороны, из внутренней потребности.

8 стр., 3527 слов

Воспитание детей в грузии

... Вардзии и другие. Начался процесс возрождения туризма в Гаграх, Кобулети, Абастумани,Цкалтубо. . . . В 80 годах прошлого века в Грузии насчитывалось 624 гостиниц, туристических баз, мотелей, кемпингов ... является наиболее привлекательным как для местных, так и для зарубежных туристов. В Грузии развивается горно-лыжные курорты, альпинизм, агротуризм, чему способствует большой кавказский хребет, ...

На разных возрастных этапах,, Содержание труда по самообслуживанию

Недостаточное развитие мускулатуры пальцев у малышей, сложность усвоения последовательности действий, легкая отвлекаемость, что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности.

В среднем дошкольном возрасте, Новые навыки, Воспитательное значение, Методы работы по формированию навыков самообслуживания, Наглядные методы

1. Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности.

2. Наблюдение за действиями взрослого.

3. Рассматривание иллюстраций, моделей.

4. Просмотр мультфильмов, Словесные методы

1. Объяснения действий взрослого в ходе показа.

2. Подробное словесное объяснение без показа.

3. Общее или индивидуальное напоминание.

4. Контроль и оценка деятельности детей.

5. Чтение художественной литературы., Практические, игровые методы

1. Сюрпризные моменты.

2. Игры с куклами.

3. Упражнения в выполнении навыков самообслуживания.

Использование дидактических игр, и пособий для обучения детей: застегивание пуговиц, замков, липучек, кнопок, шнуровка.

Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом.

2 Формы организации труда детей дошкольного возраста и руководство трудом в разных возрастных группах.

ПОРУЧЕНИЯ – наиболее простая форма организации трудовой деятельности. Это обращение к ребенку, просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

В младших группах, Воспитатель, Индивидуальные поручения

ДЕЖУРСТВА – более сложная форма организации детского труда, предполагает труд одного или нескольких детей во благо всего коллектива (по столовой, по занятиям, в уголке природы).

Она требует от ребенка большей самостоятельности .

Детям четырех лет понимание обязанности еще недоступно и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. Перед ребенком-дежурным ставят только одно условие: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, бокалы, салфетки.

Руководя детьми

В средней группе кроме дежурств по столовой , вводятся дежурства по подготовке к занятиям . Дежурство по подготовке к занятиям требует внимательности. Воспитатель помогает детям, напоминая, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда все готово, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

9 стр., 4179 слов

Как изучает ребенка воспитатель

... изучения психических особенностей ребенка, мы выделяем следующие функции: Изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их развития.Для получения ...

В старшей группе у дежурных возникает необходимость выполнить работу не непосредственно перед занятием, а заранее . Например, если назавтра планируется занятие по аппликации, то накануне (после дневного сна) нужно нарезать и разложить по тарелочкам необходимые фигуры из цветной бумаги, так как в день занятия после завтрака выполнить такой объем работы будет невозможно.

Важно сформировать, Дежурство в уголке природы

2.1 Способы объединения детей в труде

коллективному труду.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД

Общий труд

Совместный труд

Р. С. Буре предлагает при такой форме организации распределять детей на группы. Свое трудовое задание имеет каждая группа, а внутри группы дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Если кто-то нарушает общий темп работы, происходит разрыв в цепочке. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.

оллективной

Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд — коллективный. Но каждый коллективный труд общий и совместный.

Руководство коллективным трудом

— разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимости разделения их на несколько групп и даёт каждой из них определённое задание;

— распределив работу, педагог руководит её организацией, подсказывая что необходимо сделать при выполнении того или иного задания, например: на столы следует постелить клеёнки, так как мы будем рисовать; проверяет, всё ли на столе и удобно ли оно расположено, обращает внимание на внешний вид детей (завёрнуты ли рукава, надеты ли фартучки).

Воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, в процессе коллективного труда, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации.

Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный — в старшей и подготовительной к школе.

Воспитатель, одновременно решает две основные задачи, руководя коллективным трудом детей:

  • руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности;
  • формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Выделяются три последовательных этапа в организации коллективного труда детей:

  1. распределение работы между участниками ;

2 процесс выполнения задания;

3 обсуждение результатов трудовой деятельности.

1 Распределение работы между участниками

При организации коллективной трудовой деятельности,

которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками (объединёнными в группы).

11 стр., 5341 слов

Трудновоспитуемые дети и особенности работы с ними

... поведении. 2. Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними В статье «Трудновоспитуемые» (1924) им дана достаточно образная и аргументированная типизация таких детей. По своей сути ... выше нормы, частично ниже нормы. 1) Ребенок, по своему развитию находящийся ниже нормы (не соответствующий уровню нормально развитого ребенка его же возраста). Сорока-Росинский называл ...

Воспитатель может сделать всё необходимое:

  • учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определёнными детьми и пр.
  • так организовать работу, чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;
  • продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного, рядом с не умелым – умелого и т.д.);
  • распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;
  • Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было по-товарищески, справедливо.

В зависимости от ситуации дети учатся уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используют в качестве средств воздействия правила поведения в коллективе. Упражняя детей на конкретных примерах из их же собственной практики, воспитатель помогает понять, что такое справедливое распределение дел, как следует в коллективе согласовывать свои желания с желаниями других.

Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения. Постепенно педагог от прямых указаний, переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности.

2 Процесс выполнения задания.

Задача воспитателя – так организовать работу, чтобы дети закончили её примерно в одно время. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой. Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Если педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи: «Нельзя оставлять друга в беде», «Товарищи всегда должны помогать».

Задача воспитателя – представить дело, которое выполняет каждый ребёнок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они все вместе отвечают за конечный результат.

3 Обсуждение результатов трудовой деятельности.

Воспитатель подводит итоги по окончании работы. Его задача состоит в том, чтобы показать преимущество коллективного труда на конкретных примерах. Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, дети сделали много хороших дел, работая вместе и дружно.

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлечь внимание детей к недостаткам. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу.

Всё обсуждение занимает не более 8-10 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение: зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудится, контролировать свои действия, стараются напоминать партнёрам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.

2.2 Трудовое воспитание ребенка в семье

Трудовые умения и навыки различны: труд по самообслуживанию, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Трудовое воспитание детей в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания, т. к. в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка. В семье, вместе со взрослыми ребенок быстрее овладеет трудовыми навыками. Труд вместе родителями доставляет ребенку радость.

62 стр., 30689 слов

Логопедическое сопровождение детей группы риска раннего возраста ...

... эффективность проведенной логопедической работы с детьми группы риска раннего возраста. ... воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей раннего возраста с нарушениями речи. Объект исследования: Речевое развитие детей группы ... у ребенка уровень развития позволяет выполнить ... Ребенок в этом возрасте в связи с развитием моторики, началом ходьбы активно действует с предметами, игрушками, ...

Воспитания у детей желания и умения трудиться, одно из основных условий овладение навыками трудовой деятельности. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки и желания трудиться, включаться в труд по собственному желанию, успешно его совершать.

У младших дошкольников большое внимание уделяется воспитанию навыков самообслуживания. Прежде чем начинать приучать малыша к самостоятельности в самообслуживании, необходимо создать условия:

— отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, а затем убирать;

  • сделать вешалку на уровне его роста, чтобы он мог вешать полотенце или одежду;
  • приобрести маленький стул, на котором ему было бы удобнее сидеть;
  • учить расстегивать и застегивать свою одежду и т.

д.

При этом нужно использовать объяснения и наглядный показ действия.

Всему нужно учить малышей постепенно, показывая каждое действие. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в ней действительно нуждается. Надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности. Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большой самостоятельности.

Малыши любят играть. Умываясь, он играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль и т. д. Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, в тоже время нужно учить ребенка отличать игру от труда, но настойчиво добиваться нужного результата. Игра способствует развитию у ребенка многих навыков, которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок и т. д.

Участие в хозяйственно – бытовом труде позволяет ребенку ощутить свою причастность к заботам семьи, это способствует воспитанию многих качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

Следует давать такие поручения ребенку, которые он сможет выполнить: поставить хлеб на стол, положить ложки, принести бабушке туфли т. д. Такие поручения доставляют ребенку радость, т. к. он осознает причастность свою к полезным делам.

Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, к результатам труда. Этот интерес следует поощрять. И если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка, стараются удовлетворить его любознательность, у него формируется уважение к труду окружающих, появляется желание трудиться. Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду.

9 стр., 4361 слов

Игрушки Советского общества. История и значение

... "Обладая целым рядом самых различных ценностей, - писал Н.Д.Бартрам, - игрушка по своему существу делится на игрушку как "радость ребенка" и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом". К ... Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы ...

Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде. Это расширяет представление о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.

Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни».

Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не понравятся слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети такие трудолюбивые». Кому из родителей не хотелось бы, чтобы его дети занимались спортом, а не курили, трудились, а не пьянствовали, отлично учились, а не болтались по гаражам.

трудовое воспитание

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств, и понимания своего общественного долга.

Трудолюбие — одно из важных качеств, которое должно быть развито и сформировано у ребенка.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.

Макаренко о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Попробуем подробнее проанализировать смысл и значение трудового воспитания в семье.

1.Все люди от природы обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие — к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества воспитываются в нем в течении его жизни, и в особенности в молодости, а не даются человеку от природы. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет подготовлен к этому труду. От этого будет зависеть материальный уровень его жизни и его благосостояние.

2. Работать можно из нужды, из жизненной необходимости. В человеческой истории труд всегда имел такой характер принудительного тяжелого действия, необходимого для того, чтобы не умереть с голода. Но уже в старое время люди старались быть не только рабочей силой, но и творческой силой. Научить творческому труду – особая задача воспитателя.

Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.

3 Неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества – зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

4. В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и воспитывается правильное отношение к другим людям, — это уже будет нравственная подготовка.

5. Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Всем известно, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать. У которых удается и спорится любая работа, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах.

Родители должны хорошо подумать над каждым из указанных обстоятельств. В своей жизни и в жизни своих знакомых они на каждом шагу увидят подтверждение важнейшего значения трудового воспитания в семье.

3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМАНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опираясь на результаты изучения психолого-педагогической литературы была поставлена цель: выявить педагогические подходы, необходимые для организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Для достижения цели способствовала реализация следующих задач:

1. Выявить уровень трудовых навыков и умений дошкольников.

2. Определить наиболее эффективные подходы к организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать экспериментальную методику по формированию трудовых навыков и умений.

4. Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ об организации труда в разных возрастных группах.

Согласно с выдвинутой гипотезой исследования и поставленным задачам нами проводилось экспериментальное исследование в МБДОУ Д/с №296. В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в феврале, марте, апреле 2015 года.

Опытно — экспериментальная работа состояла из трёх этапов: I этап констатирующий, II этап формирующий и III этап контрольный эксперимент.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы и методики перечисленные ниже:

  • наблюдения;

-беседа;

-анализ;

  • анкетирование;
  • диагностирование

Начали свою работу мы, с анкетирования родителей (Приложение 1), с целью выявления помогают ли дети дома. Анализ данных анкет позволяет сделать вывод, что по словам родителей, дети дома охотно и много помогают. Что — бы выявить как обстоят дела по организации труда детей в детском саду мы провели ряд исследований.

Методика проведения: ребёнку индивидуально предлагаются трудовые поручения в разные дни:

  • убрать сухие листья комнатных растений;

  • вымыть листья фикуса

  • порыхлить почву;

  • вымыть игрушки;

  • сервировать столы к обеду;

После получения задания, объяснения последовательности действий, ребёнок действует самостоятельно., При анализе результатов данного исследования мы опирались на следующие критерии:

Для I уровня характерно проявление инициативы, охотного выполнения задания, чувства долга по отношению к окружающим, положительные реакции на успех, отрицательные – на не удачу.

Для II уровня характерно чувства долга при получении поручения, при планировании упускаются отдельные этапы работы, дети не радуются при её окончании, безразличны к плохому выполнению задания,

Для III уровня характерен отказ от поручений., Результаты представлены в таблице 1., Таблица 1

Имя ребенка

Трудовое поручение, Характер действий, Содержание действий, Соответствие действий задаче

Амалия

Убрать сухие листья комнатных растений;, Порыхлить почву; Вымыть листья фикуса.

III уровень

III уровень

III уровень

Анна

III уровень

III уровень

III уровень

Даша

III уровень

III уровень

III уровень

Кирилл

II уровень

III уровень

III уровень

Илья

III уровень

III уровень

III уровень

Марат

III уровень

III уровень

III уровень

Настя

II уровень

III уровень

III

уровень

Матвей

III уровень

III уровень

III уровень

Сережа

III уровень

III уровень

III уровень

Арсен

III уровень

III уровень

III уровень

Из данных наблюдений, получили следующие результаты: во время выполнения трудовых поручений по характеру действий 8 (80%) детей из 10 показали III уровень и 2 ребенка (20 %) – II уровень.

И все 10 детей находятся на III уровне, по содержанию действий и соответствию действий поставленной задаче.

Также нами проводилось наблюдение, для выяснения любят ли трудиться дети, дежуря по столовой, уголку природы, по игровому уголку.

На каждый вид дежурства назначалось по два ребенка. Менялись дети каждые два дня и вместе с детьми оценивали качество работы.

Анализируя качество работы, отношение к ней, взаимоотношения между детьми в спорных ситуациях выяснили: хотят ли дежурить дети, и отражается ли их желание в ходе работы: (не хотят дежурить; работают хорошо во время дежурств; хорошо дежурят только при контроле воспитателя).

При анализе результатов наблюдения мы опирались, на критерии отношения детей к дежурству:

Группа А – дети дежурят неохотно, свои обязанности стараются передать другим, забывают о дежурстве, отказываются от него, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело младших воспитателей, воспитателя, других детей, только не его.

Группа Б – дети дежурят также неохотно, качество работы зависит от настроения.

Группа В – стараются выполнить свои обязанности хорошо, не забывают о них, но не хотят помогать другим.

Группа Г – дети дежурят с удовольствием, о своих обязанностях не забывают. Обращают внимание на непорядок в группе и устраняют его, даже если не дежурят в данный момент, сами просят назначить их дежурными.

Группа Д – дети активны, стремятся участвовать в коллективной деятельности, помогают товарищам, трудятся хорошо.

Учитывая рассмотренные критерии, мы получили следующие результаты., Результаты представлены в таблице 2., Таблица 2

А

Б

В

Г

Д

Коли-чество

%

Коли-чество

%

Коли-чество

%

Коли-чество

%

Коли-чество

%

4

40%

2

20%

2

20%

1

10%

1

10%

Данное наблюдение позволило определить, насколько сформировано трудолюбие у ребёнка.

1) 4 (40%) детей понимают для чего необходим труд, но не доводят его до конца, стараются избежать своих обязанностей, им необходим постоянный контроль. (Группа А).

2) 2 (20%) детей помогают без контроля взрослых, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности, ничего лишнего. (Группа Б).

3) 2 (20%) детей помогают хорошо без напоминания, но не хотят помочь своим сверстникам. (Группа В).

4) 1(10%) ребёнок выполняет не только то, что делал раньше, но и то, что

в данный момент, как ему кажется важно, без напоминания, всегда готов к дежурству. (Группа Г).

5) 1 (10%) ребёнок переносит сформированное качество в другие виды

деятельности: убирает за собой, за своими товарищами, помогает другим, доводит дело до конца, интересуется: хорошо ли он выполнил то или иное задание, стремится выполнить задание лучше и быстрее всех (Группа Д).

Результаты проявления трудолюбия представлены в Таблице 3., Таблица 3

Имя

ребёнка

Группа А-

дети дежурят неохотно, свои обязанности стараются передать другим, забывают о дежурстве, отказываются от него, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело младших воспитателей, воспитателя, других детей, только не его.

Группа Б- дети дежурят также неохотно, качество работы зависит от настроения.

Группа

В- стараются выполнить свои обязанности хорошо, не забывают о них, но не хотят помогать другим.

Группа Г- дети дежурят с удовольствием, о своих обязанностях не забывают. Обращают внимание на непорядок в группе и устраняют его, даже если не дежурят в данный момент, сами просят назначить их дежурными.

Группа Д – дети активны, стремятся участвовать в коллективной деятельности, помогают товарищам, трудятся хорошо.

Амалия

+

Анна

+

Даша

+

Кирилл

+

Илья

+

Марат

+

Настя

+

Матвей

+

Сережа

+

Арсен

+

Для того, что бы выяснить, умеют ли дети планировать трудовую деятельность, мы выбрали несколько знакомых трудовых поручений: вымыть стульчики и игрушки.

Порядок действий: ребёнку предлагали поручение, например, вымыть стульчики и игрушки, задавали вопросы:

1. Подумай и скажи, что ты будешь мыть сначала?

2. Расскажи, как ты будешь это делать?

3. Что тебе понадобится в работе?

4. Чем ты закончишь свою работу?, После этого, ребёнок, самостоятельно выполнял трудовое поручение., Результаты опроса представлены в таблице 4., Таблица 4

Вопросы

Подумай и скажи, что ты будешь мыть сначала?, Расскажи, как ты будешь это делать?, Что тебе пона-добится в работе?, Чем ты закончишь свою работу?, Имя ребенка

Амалия

Буду мыть игрушки, потом сульчик., Положу ирушки в тазик и помою тряпкой, Пона-добится тазик с водой, тряпка

В конце помою стул

Анна

Неуверенно ответила,

что будет мыть стул

Буду мыть сиденье, ножки, затем спинку, Пона-добится тазик с водой, губка., Помою игрушки

Даша

Наверное буду мыть стул

Помою

ножки, сиденье и потом спинку

Возьму ведро с водой и тряпкой

незнаю

Кирилл

Помою стульчик и игрушки, Буду мыть ножки, сиденье и спинку, Надо тряпку, ведро с водой, После стульчика помою игрушки.

Илья

Наверно помою игрушки, Положу их в тазик с водой

Тазик с водой и губка

В конце помою стул

Марат

Буду мыть стул

Буду мыть сначала спинку, сиденье, ножки, Возьму тряпку, мыло, ведро с водой, В конце помою игрушки

Настя

Буду мыть стульчик, потом вымою игрушки, Буду мыть спинку, сиденье, ножки,

игрушки

Тряпка, щётка, мыло, тазик с водой, Вытру стул и игрушки полотенцем

Матвей

Мыть игрушки, Возьму игрушки и буду мыть, Мыло, тряпочка, ведро с водой, Положу на полотенце и помою стул

Сережа

Помою

стул

Начинаю мыть спинку, сиденье, Тряпка и вода

Я его вытру

Арсен

Буду мыть ножки, сиденье, спинку, Понадо-биться таз и тряпка

незнаю

Результаты этой работы такие: только 6 (60%) детей из десяти составляют план – последовательность предстоящей трудовой деятельности и следуют ему не отклоняясь; 2 (20%)ребенка затруднялись в последовательности предстоящего трудового поручения; и еще 2 (20%) ребенка вообще не знали, что нужно сначала делать.

Таким образом, выяснили, что уровень сформированности трудовых умений у детей средний по результатам констатирующего эксперимента.

Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы спланировали второй этап (формирующий эксперимент), главной целью которого является повышение сформированности трудовых умений.

В процессе формирующего эксперимента были проведены ряд упражнений и занятий.

  • чтение сказок;

  • беседы с детьми;

  • дидактические игры;

  • творческие задания.

Сначала мы прочитали Украинскую сказку «Колосок» (Приложение 2)., После чтения провели беседу по содержанию сказки., Результаты получили следующие:

Имя ребенка

Объяснения детей

Амалия

Петушок трудолюбивый, а Круть и Верть ленивые.

Анна

Мыши очень ленивые в этой сказке.

Даша

Петушок все сделал, а мыши только кушать прибежали.

Кирилл

Петушок трудолюбивый, а Круть и Верть ленивые.

Илья

Петушок обиделся на мышей, потому что они ему не помогали.

Марат

Мыши очень ленивые в этой сказке, петушок хороший.

Настя

Петушок обиделся на мышей, потому что они ему не помогали.

Матвей

Мышата только и знали, что плясали и пели, а петушок трудится.

Сережа

Мышата ленивые, петушок трудолюбивый.

Арсен

Петушок молодец — трудиться, мыши нехорошие, ленивые и не помогали петушку., Провели игру «Помощники»:

Разделили детей на 3 группы и каждой группе дали по одному поручению: полить цветы, протереть листья, опрыскать растения: при этом сказали детям о том, что они должны выполнять свою работу с удовольствием. После того, как дети выполнили задание, они рассказывали, что чувствуют растения — после того, как их полили, протерли, попрыскали: Кирилл сказал, что растениям нравится быть чистыми, Настя — растения довольны, Даша — нравится быть чистым и т.д.

Результаты такие:

Имя ребенка

Ответы детей

Амалия

Нравится быть чистыми

Анна

Довольны, что их помыли

Даша

Нравится быть чистым

Кирилл

Хотят всегда быть чистыми

Илья

Нравится быть мытыми

Марат

Очень хорошо им стало

Настя

Очень довольные

Матвей

Довольные

Сережа

Нравится быть чистыми

Арсен

Нравится очень

Далее опросили детей: Вы когда-нибудь ленитесь? Получается ли у вас «через не хочу» что-то сделать?

Результаты получили следующие:

Имя ребенка

Вы когда-нибудь ленитесь?, Получается ли у вас «через не хочу» что-то сделать?

Амалия

Нет, не ленюсь

Да

Анна

Да, иногда ленюсь., Не всегда

Даша

Я не ленюсь, Да, удается

Кирилл

Да, иногда ленюсь

Стараюсь

Илья

Нет, не ленюсь

Да

Марат

Если хочу спать

Иногда

Настя

Иногда бывает

Иногда

Матвей

Лениться нельзя

Да

Сережа

Нет, я никогда не ленюсь, Да, стараюсь

Арсен

Иногда бывает

Иногда

Затем детям было дано творческое задание «Хорошее дело»:, Прочитали детям пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья».

Попросили детей рассказать о хороших делах, которые они делают в течение дня. Вспомните какое-либо хорошее дело, которое приносит пользу, и расскажите, как вы его делаете?

Имя ребенка

Рассказы

Амалия

Взяла тряпку и протирала пыль в шкафах.

Анна

Взяла пылесос и пропылесосила пол.

Даша

Взяла тряпку, ведро с водой и протирала пыль на подоконниках

Кирилл

Полил и опрыскал цветы

Илья

Я взял веник и подмел пол.

Марат

Я помогал убирать со стола.

Настя

Я расставила салфетницы к обеду

Матвей

Навел порядок в музыкальном уголке

Сережа

Я сложил вещи в своем шкафчике

Арсен

Я помогал накрывать стол к занятиям

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный и посильный труд привлекает малышей.

Для повышения уровня самостоятельности детей и повышения эффективности организации трудового воспитания были разработаны методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации труда в разных возрастных группах. ( Приложение 3).

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Целью исследования является выявление педагогических подходов необходимых для организации трудового воспитания детей дошкольного возраста. Для этого на первом этапе опытно-экспериментальной работы на основе: обследования, наблюдения, планирования были выявлены уровни развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста. В ходе исследования и осмысления результатов констатирующего эксперимента наметился ряд проблем, для решения которых провели экспериментальное обучение.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено сравнение изменений результатов исследования. Мы провели повторное наблюдение за детьми.

Наблюдения показали значительные изменения в поведении детей. Они стали более самостоятельными, трудолюбивыми, аккуратными, также стали помогать своим сверстникам.

Используя разработанные ранее критерии, снова провели обследование детей для изучения отношения к трудовым поручениям. Сравнение результатов показаны в таблице (Таблица 5).

Таблица 5, Результаты контрольного эксперимента:

Имя ребенка

Трудовое поручение, Характер действий, Содержание действий, Соответствие действий задаче

Амалия

Убрать сухие листья комнатных растений;, Порыхлить почву;, Вымыть игрушки;, Сервировать столы к обеду;

1

уровень

I уровень

II уровень

Анна

I

уровень

II уровень

II уровень

Даша

I

уровень

I уровень

II уровень

Кирилл

I

уровень

II уровень

II уровень

Илья

I уровень

II уровень

I уровень

Марат

I уровень

II уровень

II уровень

Настя

I уровень

I уровень

II уровень

Матвей

I уровень

I уровень

I уровень

Сережа

II уровень

I уровень

I уровень

Арсен

I уровень

I уровень

II уровень

После контрольного эксперимента получили следующие результаты. По характеру действий во время выполнения трудовых поручений 8 (80%) детей из 10 показали I уровень, и 2 (20%) детей – II уровень.

По содержанию действий 6 (60%) детей обладают I уровнем, 4 (40%) – II уровнем.

По соответствию действий поставленной задаче 5 (50%) детей находятся на I уровне, и 5 (50%) детей – на II уровне.

Из данной таблицы 5 видно, что:

— по характеру действий во время выполнения трудовых поручений I уровень увеличился на 80%, II уровень увеличился на 20%;

  • по содержанию действий I уровень увеличился на 60%, II уровень увеличился на 40%;

— по соответствию действий поставленной задаче I уровень увеличился на 50%, II уровень увеличился на 50%.

Также изменения можно увидеть по результатам наблюдения. Рассмотрев критерии отношения детей к дежурству, получили следующие данные. Сравнения результатов показаны в таблице. (Таблица 6,7).

Таблица 6

Имя ребенка

Группа А – дети дежурят неохотно, свои обязанности стараются передать другим, забывают о дежурстве, отказываются от него, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело младших воспитателей, воспитателя, других детей, только не его.

Группа Б – дети дежурят также неохотно, качество работы зависит от настроения.

Группа В – стараются выполнить свои обязанности хорошо, не забывают о них, но не хотят помогать другим.

Группа Г – дети с удовольствием дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимание на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными

Группа Д – дети активны, стремятся участвовать в коллективной деятельности, помогают товарищам, трудятся хорошо

Амалия

+

Анна

+

Даша

+

Кирилл

+

Илья

+

Марат

+

Настя

+

Матвей

+

Сережа

+

Арсен

+

Таблица 7

Кол-во

%%

Кол-во

%%

Кол-во

%%

Кол-во

%%

Кол-во

%%

-−

−-

11

110 %

33

330 %

22

220 %

44

440 %

Наблюдения, которые, мы провели показали хорошие результаты. Отношение детей к трудолюбию мы можем увидеть ниже:

1) 0 (0%) детей понимают для чего необходим труд, но не доводят его до конца, стараются избежать своих обязанностей, им необходим постоянный контроль (Группа А);

2) 1 (10%) ребенок помогает без контроля взрослых, но только во время дежурства. Делает только то, что входит в его обязанности, ничего лишнего (Группа Б);

3) 3 (30%) детей помогают хорошо без напоминания, но не хотят помочь своим сверстникам. (Группа В);

4) 2 (20%) детей выполняют не только то, что делали раньше, но и то, что

в данный момент, как им кажется важно, без напоминания, всегда готовы к дежурству. (Группа Г);

5) 4 (40%) детей переносят сформированное качество в другие виды

деятельности: убирают за собой, за своими товарищами, помогают другим, доводят дело до конца, интересуются: хорошо ли выполнили то или иное задание, стремятся выполнить задание лучше и быстрее всех (Группа Д).

Из данных таблиц видно, что группа А уменьшилась на 40%, группа Б уменьшилась на 10 %, группы В и Г увеличились на 10 %, и группа Д увеличилась на 30 %.

Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента показали хорошую динамику уровней сформированности трудовых умений. Это говорит об эффективности проделанной нами работы.

Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что трудовое воспитание детей в дошкольном возрасте будет эффективным, если:

1) выявлены педагогические и психологические основы, трудового воспитания;

2) в ДОУ используются современные подходы к организации трудового

воспитания детей дошкольного возраста;

3)для организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ созданы благоприятные условия.

ВЫВОДЫ

После проведения опытно — экспериментальной работы мы пришли к следующему выводу: трудовое воспитание — это подготовка ребёнка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование целеустремлённой активной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребёнка. Одним из важных факторов воспитания личности является — трудовая деятельность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Именно в этом жизненном периоде он начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Поэтому трудовое воспитание дошкольников нужно начинать с младшего дошкольного возраста путём проведения занятий, бесед и мероприятий. Эти мероприятия должны быть направлены на:

  • формирование трудовых навыков и умений;
  • воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия;
  • воспитание нравственно — волевых качеств личности;
  • овладение навыками трудовой деятельности.

Эффективность таких мероприятий нами доказана, так как контрольный эксперимент показал, что:

— по характеру действий во время выполнения трудовых поручений I уровень увеличился на 80%, II уровень — на 20%;

  • по содержанию действий I уровень увеличился на 60%, II уровень – на 40%;
  • по соответствию действий поставленной задаче I уровень увеличился на 50%, II уровень — на 50%.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: трудовое воспитание детей дошкольного возраста будет успешным и результативным, если при его организации применять современные подходы.

Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. Трудовая деятельность детей становится всё более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации ребёнка в социуме, более значимую роль для них играет развитие его интеллектуальных способностей.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально — положительную атмосферу, заинтересовывать их, очень важно учитывать нагрузку, которую могут испытывать дети,

выполняя трудовые задания.

По результатам опроса, по наблюдениям и отзывам воспитателей уровень сформированности трудовых умений, навыков повысился.

Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать обобщённый вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на развитие у детей обще-трудовых умений и способностей, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, психологической готовности к труду, на сознательный выбор по профессии.

Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Развивается и крепнет настоящий коллектив, только на основе общего труда. Трудовое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Выполняя посильную работу, дети развиваются и крепнут, и их движения совершенствуются, при этом регулируется деятельность сердца, ускоряется кровообращение, создаются благоприятные условия для сна и отдыха. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится наблюдательным, более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, учится точно и быстро выполнять порученное дело. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни, всегда сумеет преодолеть любые трудности на своем пути.

Одна из важнейших задач семьи — трудовое воспитание. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, возможность для ребенка периодически участвовать в труде, помогать взрослым. Вместе со взрослыми членами семьи ребенок, быстрее овладевает трудовыми навыками. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.

Привычка — играет важную роль в трудовом воспитании, которая вырабатывается в результате повседневно выполняемых действий. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или заправлять утром свою постель, они будут это делать без лишних напоминаний, приказаний со стороны взрослых.

Создание привычек – важнейший результат правильного трудового воспитания детей. Для этого полезно установить, начиная с дошкольного возраста, обязанности детей. Никто не должен за детей, например, убирать игрушки – нужно приучить детей самих это делать, необходимо научить их правильно одеваться и раздеваться, правильно складывать свои вещи на место. «Каждой вещи – свое место» — это должно стать правилом. Но выполнение этого правила нужно требовать не только от детей, но и от всех членов семьи.

В трудовом воспитании важнейшее значение имеет пример взрослых.

Неправильно поступают те родители, которые, заставляя девочек с раннего возраста убирать постель, мыть посуду, подметать пол, освобождают мальчиков от домашних забот, считая, что это – женское дело. В результате мальчики начинают с пренебрежением относиться к работе по дому. Свободное время они проводят на улице и избегают всего, что связано с домашним трудом.

Задача трудового воспитания детей в семье – прививая им нужные навыки приучить их к труду, не зависимо от пола и возраста, научить каждого ребенка выполнять посильную работу в семье. Детей необходимо обучать всякой работе. Отец и мать, которые растят белоручек, не приучают своих детей работать в домашнем хозяйстве (мол, сами научатся, когда станут взрослыми), — неправильно понимают любовь к ребенку. Любить детей — это не значит отстранять их от труда. Те родители, которые, заботятся о всесторонней подготовке к жизни, по-настоящему любят своих детей.

Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей – привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: традиционным в деском саду стало выращивание цветов, чтобы 8 Марта подарить мамам, бабушкам, изготовление сувениров для пап и дедушек ко Дню Советской Армии. Дети трудятся с большим подъемом, представляя, как в праздничный день они порадуют своих мам и пап.

Во время субботников и воскресников по благоустройству территории детского сада дошкольники могут посильно трудиться вместе с родителями – сгребать листья, сажать кусты, цветы.

Трудолюбие это качество личности, которое проявляется у детей в дошкольном возрасте в ценностном отношении к труду и характеризуется осознанием личной и общественной значимости трудовой деятельности, достаточной осведомлённостью о разных видах труда и осмысленностью собственных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/formyi-vospitaniya/

1.Акимова Ю.С. Дождик для клёна, // Обруч. — 2005, — №5,- с, 19-22., Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателей.

2.Буре Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском

саду// Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / науч. ред. Р.С.

Буре. – М., 1994.

3.Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зачик и

др.; сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой. – 3-е изд. испр. и доп. – М.:

Просвещение — , 1983 – 207с.

4.Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой. — М., 1983. – с.

167-191.

5. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод.пособие.-СПб.:Детство-Пресс,2004.-141с.

6. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987..

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика,1991.

8. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.:Просвещение,1987.

9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.. — М.: Академия, 2004. – 282 [1] с. – (Высшее образование).

10. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 135 с. — (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).

11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС,2003.-143с.

12. Мусиенко С.И. Школа волшебников: Уч.- наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2006. — 64с.

13. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

14. Педагогика / [Ю.К. Бабанский и др.]; Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. – 478,[1] с. – (Учеб. пособие для пед. ин-тов).

15. Психологические основы трудового воспитания школьников / [Э.А.Фарапонова, Т.И. Данюшевская, Т.И. Жукова и др.]; Под ред. Э.А. Фарапоновой; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М : Педагогика, 1988. –163,[2]с.–(ОПН Образование Пед. науки Пед психология).

16. Сборник статей «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста», сост. Л.В.Русскова,М.1984.

17. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. 96с.

18. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е.Точин. – Минск: Нар. аствета,1982.–96с.– (Родителям о детях)..

19. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд.пед.наук.М.,1978.24с

20. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. – М.: Педагогика, 1990, — 174,[1] с. – (Педагогика – родителям).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Следует ли вырабатывать в современных детях потребность трудиться? Почему? ___

2. Что включает в себя трудовая деятельность Вашего ребёнка? ___

3. Какими навыками самообслуживания владеет Ваш ребёнок? ___

4. Привлекаете ли Вы ребёнка к хозяйственно-бытовому труду в семье? Почему? ___

5. Какие домашние поручения выполняет ребёнок? ___

6. Занимается ли Ваш ребёнок трудом на свежем воздухе (уборка территории у дома или на даче, принимает ли посильное участие в родительских субботниках, помощь в огороде, саду и другое? ___

7. Часто ли Вы занимаетесь совместным ручным трудом (конструирование, шитьё, вязание, аппликация? Раз в неделю___, раз в месяц___, раз в полгода___, никогда или очень редко___

8. Как Вы понимаете воспитание ценностного отношения к труду у детей? ___

9. Каким образом в Вашей семье происходит формирование у ребёнка первичных представлений о труде взрослых, и о его роли в обществе и жизни каждого человека? ___

10. Считаете ли Вы возможным для своего ребёнка выполнять посильные поручения воспитателя в детском саду? Какие, по Вашему мнению, могут быть поручения? ___

11. Какие трудовые навыки следует формировать в детях в первую очередь в детском саду? ___

12. Какие трудовые навыки следует формировать в детях в первую очередь в семье? ___

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Колосок

(Украинская сказка)

Жили – были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашел!

Прибежали мышата и говорят: — нужно его обмолотить.

— А кто будет молотить? – спросил петушок.

— Только не я! – закричал один.

— Только не я! – закричал другой.

— Ладно — сказал петушок – я обмолочу.

И принялся за работу., А мышата стали играть в лапту., Кончил петушок молотить и крикнул:

— Эй, Круть, эй Верть, глядите сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и закричали в один голос:

— Теперь нужно на мельницу нести, муки намолоть!

-А кто понесет? – спросил петушок.

— Только не я! – закричал Круть.

— Только не я! – закричал Верть.

— Только не я! — закричал Верть.

— Ладно — сказал петушок – я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошел., А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся., Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:

— Сюда Круть, сюда Верть! Я муку принес.

Прибежали мышата, смотрят не нахвалятся:

— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

— Кто будет месить? – спросил петушок.

А мышата опять свое.

— Только не я! – закричал Верть.

– Только не я! — закричал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

— Видно мне придется.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги., Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут., Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

— Ох и проголодался я! – пищит Круть.

— Ох и есть хочется! – пищит Верть.

Скорее сели за стол. А петушок им говорит:

— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?

— Ты нашел! громко закричали мышата.

— А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.

-Ты обмолотил! – потише сказали оба.

— А кто зерно на мельницу носил?

— Тоже ты – совсем тихо ответили Круть и Верть.

— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Приоги пек?

— Все ты. Все ты – чуть слышно пропищали мышата.

— А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.

Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать., ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методические рекомендации для воспитателей МБДОУ по организации труда в разных возрастных группах. Задачи и содержание работы воспитателя.

В сводных таблицах задач и содержания работы по каждому виду труда шрифтом выделены те, которые являются новыми для каждой возрастной группы в сравнении с предыдущей, что поможет педагогу своевременно приступить к работе по реализации новых задач трудового воспитания и продолжать работу над уже знакомыми, до полного формирования устойчивости трудовых навыков у детей.

Трудовое воспитание

В основу диагностики детей вместо традиционно-привычного диагностирования по уровням (высокий, средний, низкий) положен принцип, позволяющий определить степень активности и успешности по отношению ребенка к данному виду труда (активен или неактивен) и результату овладения им (успешен) или не овладения трудовыми операциями, действиями, навыками (неуспешен).

Такое оценивание результатов трудовой деятельности детей является более корректным.

Цель: Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Формирование представлений об общественной значимости труда, ознакомление с трудом взрослых

— Бережного отношения к результатам труда, воспитание уважения к людям труда

— Положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование трудовых навыков

Виды труда дошкольников:

— Самообслуживание.

— Хозяйственно-бытовой труд.

— Труд в природе.

— Ручной труд.

Формы организации труда:

— Поручения.

— Дежурства.

— Коллективный труд (общий, совместный).