Умственное воспитание в процессе физического воспитания

Актуальность.

Общественным является тот факт, что отличия функциональных обязанностей специалистов физической культуры и спорта накладывают определенный отпечаток на содержание их профессиональной деятельности. А в современных условиях развития общества остро поднимается вопрос о педагогических кадрах, в котором особое внимание уделяется профессионально — педагогической подготовке. При подготовке специалистов в области физической культуры и спорта умственное воспитание имеет особое значение. Потому как, занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для умственного. Их цели основаны на единстве — формирование человека, где физическое совершенство составляет часть умственного начала [3].

В сфере общего образования умственное воспитание играет большое значение. Учитель физической культуры, воздействуя на развитие ребенка посредством физического воспитания, закладывает у него базу для всестороннего развития физических и духовных способностей. Ведь именно дети обладают потенциалом для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости.

Обобщая выше сказанное, можно отметить, что особую актуальность приобретает интеллектуальная подготовка учащихся в системе физического воспитания в общеобразовательных учреждениях[7].

Школьники, получившие интеллектуальную подготовку, располагает большими возможностями для неуклонного освоения всего многообразия двигательных навыков и умений с точки зрения культуры движений. Его широкая эрудиция, позволяет полнее проявлять себя не только в сфере физической культуры, но и в бытовой, общественной деятельности. Особенность педагогической деятельности заключается в многостороннем преобразовании объекта своего воздействия. То есть учитель по физической культуре постоянно должен развивать у своих воспитанников потребности и способности замечать и воспринимать красоту окружающей действительности, анализировать и оценивать ее. Многие среднеобразовательные учреждения в системе физического воспитания школьников несут практическую прикладность на всестороннее интеллектуальное развитие личности школьника[7].

Таким образом, научная проблема исследования состоит в необходимости оптимизировать процесс умственного воспитания в системе физического воспитания учащихся. Решение этого проблемного вопроса возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленного научного исследования, актуальность которого несомненна.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Умственное воспитание в процессе физического воспитания».

4 стр., 1610 слов

Структура воспитания культуры безопасности

... Совместная деятельность педагога и школьников является системообразующим фактором воспитания культуры безопасности. Деятельность педагога и школьников объединяет основные компоненты воспитания культуры безопасности: цели воспитания (стремление школьников научиться быть безопасными и цели учителей помочь им овладеть культурой безопасности), содержание воспитания (в ...

Объект исследования — система физического воспитания

Предмет исследования — умственное воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом

Цель исследования — охарактеризовать умственное воспитание в процессе физического воспитания.

Задачи исследования:

1.Расскрыть — понятие умственное воспитание

2.Рассмотреть — взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием

3.Изучить — средства и методы физической культуры, воздействующие на умственное воспитание

При написании курсовой работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.

Глава 1. Теоретические основы изучения умственного воспитания

1.1 Понятие умственное воспитания

Умственное воспитание (УВ) — педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) — совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума — быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность. В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Ж.Пиаже).

Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность — обучение. В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения. Основные мыслительные операции — это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения — читать, писать, считать, излагать свои мысли — и специальные умения: читать карты, чертежи и т.п.

К общим интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда. Пути решения задач УВ — это обучение и внеклассная работа с учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали у нас Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин и др. Опорой служили выводы Л.Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития»: предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др. В 60-е годы прошедшего века Л.В.Занков с сотрудниками обосновал развивающую дидактику для начальной школы. В настоящее время довольно широкое распространение получила концепция и методика развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина. Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.

5 стр., 2392 слов

Особенности семейного воспитания умственно отсталого ребёнка

... опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития. [3 ] Глава 3. Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребёнка Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа ... решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них ...

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей. В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика — системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направленности личности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения — это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания, общественный и личный жизненный опыт. Закон РФ об образовании говорит, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст.14, п.2).

Там же сказано, что содержание образования должно «…учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений» (ст.14, п.4).

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов.

Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической. Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений.

Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм и мировоззренческих позиций. Показателями умственной воспитанности являются наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность[10].

5 стр., 2053 слов

Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья

... природой, следствием чего является расстройство деятельности сердечно – сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний. 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ. Здоровый человек, более производителен, ...

1.2 Взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием

умственный воспитание физический педагогический

В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно[12].

Непосредственная связь — прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).

Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации и возраста, занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф.Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».

В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности[13].

  • Глава 2. Умственное воспитание в системе физического воспитания
    • 2.1 Двусторонняя связь умственного и физического воспитания
      • В физическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами.
      • Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания[15].
      • С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения. В содержании умственного воспитания в процессе физического воспитания можно различить две стороны: образовательную и воспитательную. Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое).
        23 стр., 11402 слов

        Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей ...

        ... передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Структура В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного воспитания и формирования культуры поведения, во второй раскрыто понятие культуры поведения, её компоненты и их ...

        Воспроизводящее мышление заключается в осмысливании занимающимися своих действий после инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению).

        Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику).

        Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.

      • Исходя из сказанного, основными задачами умственного воспитания в процессе физического воспитания являются:
      • — обогащение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры и формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;
      • — развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.), познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности;
      • — стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию[16].

1. Арбузов Е.А. Физическая культура.- М.: Физкультура и спорт, 2008.-220с.

2. Вавилова Е.Н.Физическая культура.- М.: Физкультура и спорт,2004.-1 20с.

3. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -М.,2004.-106с.

4. Грудницкая Н.Н. Формирование знаний студентов факультета физической культуры на основе современных информационных технологий. Дис. Канд. пед. наук.,2007. — 125с.

5. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2007. — С.23-48.

6. Дергунов Н.И. Физическая культура. — М.: Академия, 2005.-245с.

7. Евсеев Ю.И.Физическая культура.-М.:Академия,2003.-384с.

8. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь:Учебник.-М.:Гардарики,2005-366с.

9. Казначеева В.П. Теория и методы физического воспитания.М.:Академия,2003.-270 с.

10. Каюров В.С. Книга учителя физической культуры.- М.:Академия,2005.-318с.

11. Лайзане С.Я. Физическая культура. -М.: Академия, 2005.-175 с.

12. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб

пособие для студ. пед. вузов и универ.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. — 319 с.

13. Ноткина Н.А. Физическая культура.. -СПб.: Питер, 2004.-192с.

12 стр., 5796 слов

Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи

... необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для обучения дошкольника грамоте. 1.3 Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи Итак, обучение детей ... Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и других ученых подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – ...

14. Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт. — М.: Академия, 2003. — 265 с.

15. Осокина Т. И. Физическая культура.- М.: Академия, 2005.-85с.

16. Романенко М.И. Физкультура. — Киев, 2008. — 260 с.

17. Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -М.: Физкультура и спорт,2005.-230с.

18. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие. — М.: Академия,2007.-275с.

19. Харабуги Г.Д. — Теория и методика физического воспитания: Учебник. — М.: Физкультура и спорт, 2004.-102с.

20. Холодов Ж. К. — Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. — М.: Академия, 2003.-480с.