Пути формирования музыкально-эстетического воспитания в семье. Часть

Дипломная работа

Страницы: 2


1.4. Роль музыкально–эстетического воспитания в семье

Пели ли вы своим детям колыбельные? Ведь современные дети вроде должны засыпать сами. Это только в старой деревне они половину младенчества проводили в люльке, а бабки и, иногда няньки, помогали им жить в эту трудную пору. А мы теперь детям не помогаем, пусть плачет и закаляется (и мы закаляемся с ними ночь за ночью, день за днём).

А потом мы навёрстываем упущенное и помогаем своим детям до пенсии. А в деревне раньше, не теперь, ребёнок спал в люльке под её беспрерывное покачивание, но зато, выкарабкавшись из неё, если и не душил сразу двух змей, как Геракл, то до ступенек в сенях доползал беспрепятственно и оказывался сразу один на один перед всем белым светом. И закалялся раз и навсегда. Правда, в последнее время мы немного отступили от норм «мужественного» воспитания в младенчестве и вернулись к щадящему режиму.

В современной науке, в физиологии, психологии, социологии, медицине, педагогике подробно исследуется, какие функции в жизни маленького ребёнка выполняет мать. Она сначала – его единственная связь с миром, надёжная и очень полезная, она – его защита и первый источник познания мира. И то, что делает мама, запечатлевается в эмоциональном сознании ребёнка, незаметно и прочно. И когда мама поёт колыбельную песню, ребёнок невольно привыкает к ощущению и знанию, что на свете есть такая дивная вещь, как звук поющего человеческого голоса, а не шума, не крика и не скрежета. Он слышит, что это звучание начинается и кончается, идёт то тише, то громче, в чередованиях этих есть какая-то закономерность, которую можно проследить, она завораживает и откликается на что-то внутри себя, протягивает незримые нити между поющим человеком, мамой, и тобой. Есть даже точка зрения, что звуки колыбельных песен вторят врождённым впечатлениям ребёнка, впитанным во время развития в утробе матери. Так или иначе, очень хорошо, когда искусство музыки постигается в форме живого человеческого голоса, тем более маминого. Тогда уже не придётся доказывать, что музыка – это голос души. А голос души лучше слышится, когда он живой, а не механический: с пластинки, через микрофон, по телевизору.

Было бы нелепо предположить, что таким образом мы отрицаем всю современную вокальную культуру, да и вообще пение как искусство. Ведь мама, гости, девушки в деревне на посиделках поют обычно безыскусно, а мы всё равно за такое пение. Теперь уже часто и много стали сетовать на утрату привычки к пению дома, народному или городскому, по одному или хором, и мы не будем повторяться. Удастся ли это возродить – не берусь судить. Безусловно, только, что те программы музыкального обучения в детском саду и в школе, которые включают умение петь, должны быть сохранены и усовершенствованы. Но успешность их будет значительнее, если усилия школьных педагогов лягут на подготовленную почву. Пока всё, что мы сегодня делаем дома, не способствует такой подготовке.

14 стр., 6949 слов

Формы и методы ознакомления детей с творчеством художников-иллюстраторов

... искусства в целом и на примере книжной иллюстрации в частности. Цель исследования: разработать формы и методы ознакомления детей с творчеством художников - иллюстраторов. Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольного возраста с произведениями художников - иллюстраторов. ...

Мы очень мало поём и танцуем дома, но почему? Ведь музыкальное искусство непосредственно сильно воздействует на человека впервые годы жизни и занимает большое место в общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка и воспитывает всесторонне развитых детей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванный интерес в детстве, он оказывает большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствует образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус. Хотелось бы ещё отметить, что задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания.

Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно – творческих способностей детей.

Когда поёт или пляшет ваш ребёнок, он вообще не думает об искусстве. Он радуется, «самовыражается» и делится этой радостью с другими. Он просто играет. Это очень полезно, потому что дарит чувство свободы, владения миром, служит проверкой разнообразных возможностей устройства человека в этом мире и его самопроявлений. Как только вы начинаете внимать нехитрому пению, оценивать его и, наконец, показывать гостям, вы сразу переводите игру в ранг искусства. Игра – это ведь не спектакль, она не должна нравиться или не нравиться другим, а демонстрация ребёнком своих умений – это совсем другое дело. Однако начав с поощрения детского стихийного самовыражения в пении и движении, когда он, ребёнок, маленький, мы перешли к разговору о профессиональном обучении и о выступлениях ребёнка, пусть дома, но в роли профессионала, обученного какому – то искусству. Это ведь совсем другое дело. Уже не раз говорилось, что под эстетическим воспитанием в семье мы понимаем не художественное профессиональное обучение, а всё, что может этому предшествовать или помогать. [24, стр. 157].

Чтобы научить петь или научить танцевать так, чтобы это приближалось к искусству, надо просто определять детей в профессиональные студии. Но азам музыкального слуха, ритмических движений и правильного интонирования не про себя, а вслух можно научить и дома. Очень полезно для этого делать с детьми гимнастику под музыку, в сопровождении изображения на телеэкране и т.п. Вы не могли не заметить, как трудно сначала ребёнку управлять движениями своего тела, рук и ног в условиях искусственно организованного ритма гимнастических упражнений. Зато потом это приятно. И научается он при этом одновременно слушать музыку, слышать её и двигаться.

4 стр., 1758 слов

«Рождение трагедии из духа музыки» – первая манифестация ...

... музыки. РАЗДЕЛ 2. Причины неприятия “Рождения трагедии из духа музыки” “Наука, искусство и философия столь тесно переплелись во мне, что мне в любом случае придется однажды родить кентавра”, – писал Ницше ... проблемой, затронутой Ницше в “Рождении трагедии из духа музыки” является попытка рассмотреть исторический процесс в качестве движения по кругу. Мыслитель говорит о параллелях развития немецкой и ...

Но возникает при этом и другой вопрос. Выше шла речь о том, что пение и танец могут быть игрой, но ещё не искусством, когда это естественно делает ребёнок. Упоминалось и о том, что домашнее пение, начиная с колыбельных песен, тоже не искусство, но развивает детей эстетически и нравственно, и, тем самым, подводит к восприятию искусства.

С другой стороны, было зафиксирован, что сегодня господствуют бытовые формы танцев и пения, которые не требуют специального образования и не являются, как правило, такими видами человеческих самопроявлений, которые оцениваются со стороны, оцениваются по качеству красоты и искусства, и в этом смысле тоже не искусство, не художественная деятельность. Так же родители вполне могут помочь детям слушать музыку.

Художественно-культурное развитие общества часто идёт, переходя из одной крайности в другую. Двадцать – тридцать лет назад по радио почти беспрерывно звучала классическая музыка; выступления филармонических инструменталистов и певцов, к их великому уже тогда мучению и постепенно назревавшему протесту публики, обязательно вставлялись в программу эстрадных концертов. Классическая музыка идёт в бой за восстановление своих прав под командой смычка В. Спивакова и его «Виртуозов Москвы» или смеющихся музыкантов из Грузии под командой Л.Исакадзе. Их девиз – музыка должна нравиться любому (почти любому) слушателю. Как говорится, в сложившихся условиях это тоже выход, один из выходов. Но есть и другие пути.

Включайте детям, не часто и не долго, но постоянно, записи настоящей музыки, и они войдут в жизнь с её ориентирами, с её типом мышления и мировосприятия. Конечно, это больше метафорический, чем конкретный рецепт, но он полезный. Пусть в вашем доме иногда звучит классическая музыка. Но попытайтесь и привлеките к этому своих детей. Смотреть, как играет оркестр или пианист, совсем не скучно. Каждый из них играет по-разному, по-разному относится к инструменту, к клавиатуре или струнам, кто – лаская и нежа, боясь ударить или обидеть, кто – торжествуя и подчиняя себе, кто – в полном единстве со скрипкой или роялем, как единый организм, творящий чудо музыки. Обратите на это внимание ваших детей, подскажите им, что инструмент – это живой партнёр музыканта и отношения с ним разные у разных исполнителей: музыка может быть та же самая, но звучит по-разному. Очень интересно наблюдать и за дирижёром, его партнёр – весь оркестр, а он – и полководец, и воспитатель, и фантазёр, и наблюдатель. Он – командир, а дети любят быть командирами. Конечно, «Репетиция оркестра» Ф.Феллини – фильм не для детей, но старшие дети уже могут его посмотреть, а узнав в этом великом фильме много-много о жизни, они узнают в нём, как всегда у Феллини, много и о музыке.

Для жителей городов всегда огромную воспитательную роль играли абонементы на циклы симфонических концертов. В отличие от билетов в театр они всегда и всем доступны. Не бойтесь, что ваши дети, да и вы сами с непривычки будете скучать на симфонических концертах. Пусть даже их и ваши мысли будут отвлекаться от музыки, пока она звучит. Вы всё равно слышите её, и совсем не так, как дома по радио. В концертном зале она может быть только фоном бытия вашего замолкнувшего на время ребёнка, но бытия серьёзного, глубокого, как говорили раньше, созерцательного. Этому помогает торжественная обстановка зала, молчаливое единение всех людей в зале вокруг вас, значительность поведения оркестра, дирижёра. Правда, при этом совсем немаловажно, как настроен психологически и как играет оркестр. Такими усилиями мы сумеем пробудить эмоциональность ребёнка, развить интерес к музыке. Под этим влиянием заметно изменяется весь характер деятельности, она становится активной, творческой, радостной, углублённой.

3 стр., 1464 слов

Эстетическое воспитание студентов ВУЗов

... др. Цель данного реферата состоит в том, чтобы раскрыть сущность эстетического воспитания студентов вузов средствами изобразительного искусства, музыки, театра, дать понятие об эстетической культуре личности. Известно, что эстетическое формирует высокий уровень ...

Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогики. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, они могут, с большим успехом использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой, радостной, углублённой.

Музыкальная педагогика придаёт пробуждению желания заниматься музыкой огромное значение. Его наличие – это залог подлинного музыкального воспитания, а вместе с тем и формирование творческой личности.

На наш взгляд, семья может оказать значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготовить для его формирования. Об этом ярко свидетельствуют результаты различных социально – психологических исследований. Они показывают, что очень многие ребята полюбили её благодаря родителям.

Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьёй М.И.Глинка, А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, А.С.Даргомыжский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский–Корсаков С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей. Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни.

Возникнув в эпоху Петра 1, во второй половине 18 века, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение владеть каким-либо музыкальным инструментом становится почти обязательным. Известный в то время композитор М.И.Бернарди в 1844 г отмечает, что в России каждая девушка. Учится играть на фортепьяно.

И.Ф.Дементьева подчёркивает, что домашнее музицирование, которое начиналось обычно ещё до поступления в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям, играло значительную роль в приобщении к музыке молодых людей 19 начала 20 века, воспитывало у них любовь к искусству.

Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного музыкального воспитания большое внимание. [20, стр.75]. Д.И.Писарев, Н.В.Шемунов, В.П.Острогорский, А.П.Юдин, В.В.Демьянский сделали ряд выводов, интересных и полезных для современной практики домашнего музыкального воспитания:

5 стр., 2093 слов

Семейное воспитание в России

... традиции семейного воспитания. Задачи исследования: рассмотреть историю развития семейного воспитания в России; выявить особенности семейного воспитания в современной России. Глава 1. Изучение российских традиций семейного воспитания 1.1.История развития семейного воспитания в России Наука о семейном воспитании - относительно новая отрасль теоретических знаний о воспитании детей в семье. В России ...

  • а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводиться лишь к обучению игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию их творческих способностей, формированию социальных чувств и стремлений;
  • б) полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со стороны родителей;
  • в) в домашнем музыкальном воспитании, как и воспитании вообще, очень важен учёт возрастных особенностей детей.

В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребёнка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это прежде всего связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не была столь доступна во всём многообразии буквально каждому.

Широкое распространение телевизоров, компьютеров сместило акцент в восприятии музыки. Это отрицательно влияет на развитие личности, повышая бессистематичность восприятия музыки, принимая всё подряд, что подаётся, без разбору, и уменьшая избирательность к производителям искусства.

Содержание домашнего слушанья музыки, его интенсивность и качеств, в отличие от общественного, в гораздо меньшей степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того, учитывая данные социологов о превалировании в музыкальной продукции произведений развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, что домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительному развитию личности.

Во-избежание формирования потребительского отношения к искусству и односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения, семье необходимо активно включаться в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует от них определённой педагогической подготовленности.

Основные усилия в наделении родителей музыкально – педагогическими знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.

Чтобы услышать Бетховена и Листа, Рахманинова и Скрябина, надо быть готовым к восприятию серьёзной, классической музыки. Мы очень мало думаем в этом плане о наших детях. Мы требуем, чтобы они лучше учились и помогали по дому, чтобы держали слово и были с нами откровенны и т.д., и т.п. И всё это факты поведения, это – чтобы хорошо себя вели. Поведение – от слова вести, а не от слова ведать. А вот что они ведают о себе, о нас и о мире? Об этом мы не спрашиваем. Это как бы и не входит в реестр ценностей человеческой личности. А тогда и классическое искусство не нужно. Поведению оно не научит. Оно может научить только ведению. И если хочешь узнать себя, побыть с собой наедине, если хочешь вырасти в этом знании и научиться уважать человека в себе и в других – начнёшь вслушиваться в большую, настоящую музыку и читать большую литературу. И в классическом искусстве увидишь себя с великими возможностями и неисчерпаемыми богатствами души. Это не твои возможности? Это Пушкина или Баха, Достоевского или Шостаковича? Но ведь ты тоже человек. Уважать в своих детях величие человека и ценить их успехи на этом пути – это тоже функция музыкально–эстетического воспитания.

23 стр., 11225 слов

Влияние логопедической ритмики на музыкальное развитие и коррекцию ...

... логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. цель работы Между речевой функцией ... помощи сочетания ритма, музыки и движения Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма», он использовал специальные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, ...

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО–ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

2.1 Методы и приёмы, способствующие формированию музыкально-эстетического вкуса у младших школьников

Проходя педагогическую практику на базе школы №26 Сормовского района города Нижнего Новгорода, я обратила внимание на одну ученицу, которая во время урока не проявляла никакого интереса к музыке: она не знала детских потешек, песен из мультфильмов, никак не реагировала на музыку. Меня это очень насторожило. Я решила обратиться за помощью к классному руководителю, она посоветовала взять над девочкой шефство.

Моя опытная работа проводилась в семье этой девочки, ученицы 1 класса «Б» средней школы №26 Сормовского района города Нижнего Новгорода Борисовой Дарьи (7,5 лет).

Ребёнок растёт в атмосфере, где музыка в жизни семьи занимает последнее место, и то в форме развлечения. По моим наблюдениям ребёнок равнодушен к музыке, очень стеснителен в движениях под музыку, с трудом поднимается с утра. В процессе работы возникли следующие вопросы: как организовать работу с родителями и ребёнком по обучению в области музыки, как привлечь, сплотить родителя и ребёнка в творчестве, чтобы общие усилия музыкальном воспитании ребёнка дали положительные результаты?

В ходе опытной работы необходимой стала подготовка почвы для воспитания музыкального интереса, побуждение внимания к музыкальным занятиям и успехам ребёнка, к уместным советам и собственному участию в этих занятиях. Прежде всего, я привлекала к работе маму девочки, чтобы полученные советы и знания пригодились и применялись в дальнейшем.

Наше первое знакомство произошло утром, я решила провести слушание музыки, когда Даша только просыпалась, и тогда прозвучало произведение Э.Грига «Утро». Ребёнок сразу заинтересовался. Далее проходила беседа о композиторе, показ портрета. При повторном прослушивании музыкального произведения я попросила Дашу закрыть глазки и представить своё утро. После окончания урока музыки, я задала ей вопрос: какое же утро у тебя получилось? Она мне ответила, что представила летнее утро: рассвет солнца, как распускаются цветы, просыпаются и поют птицы. Затем с помощью беседы и пояснений, мы попытались определить характер произведения, какая музыка: «лёгкая», «светлая», «добрая», «напевная», «протяжная», «музыка начала звучать совсем тихо, ниоткуда, и постепенно нарастала, как распустившийся бутон цветка». Чтобы усилить фантазию, я предложила Даше выполнить рисунок, передающий характер музыки. Здесь задача стояла в том, чтобы ребёнок не просто нарисовал, а старался использовать те цвета, которые соответствовали бы характеру музыки. Эмоциональный отклик пробудился сразу, рисунок получился светлым, солнечным, ярким. Он соответствовал светлому, спокойному настроению музыки. Затем вместе с мамой Даши мы нарисовали своё утро и предложили ребёнку выбрать из трёх картин одну, близкую по настроению, характеру музыкального произведения. Дарья выбрала свою зарисовку. Так прошло наше знакомство и наш первый день.

21 стр., 10236 слов

Специфические особенности подготовки руки ребенка среднего дошкольного ...

... письму детей дошкольного и младшего и школьного младшего возраста; письмо дошкольник моторика рука Объект исследования: подготовка руки ребенка к письму. Предмет исследования: процесс подготовки руки ребенка среднего дошкольного возраста к письму. ... понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то ...

На следующий день мой визит начался уже с утренней гимнастики под музыку. Чтобы пробудить интерес к движению под музыку, я подключила родителей, показав на примере ребёнку, что взрослый тоже заинтересован выполнять движения под музыку. Начали мы с Марша Теличеевой. Сначала движения ребёнка были зажатыми, скованными, она боялась ошибиться и показаться смешной. Но благодаря сплочённости семьи и бодрому характеру марша, Даша переборола свои комплексы. Потом мы стали кружиться под звуки вальса, взявшись за руки. Пусть пока ещё движения у всех членов семьи были неуверенными, неловкими, но они помогли через музыку сдружить, сплотить семью. И ребёнку было видно, что родитель не безразличен к этому виду деятельности, в котором ребёнок принимает, пусть пока не активное, участие. Я заметила, что некоторый интерес к музыкально-двигательным упражнениям был пробуждён с помощью утренней гимнастики. Теперь каждое утро в этой семье по моей просьбе начинается с утренней гимнастики, ведь ребёнок заряжается положительными эмоциями, отличным настроением на целый день. Далее мы послушали произведение прошлого занятия (Э.Григ «Утро»).

Ребёнок музыкальное произведение узнал сразу по образу природы, произнёс название, определил характер. Затем, чтобы усвоить определённые знания, мы послушали контрастное по настроению музыкальное произведение из той же сюиты Грига «Пер Гюнт» – «В пещере горного короля», вызвав этим новый эмоциональный отклик, интерес прослушать произведение от начала до конца. Мы вместе дали характеристику произведения, кроме слов ребёнка, что музыка по настроению весёлая, бодрая, мы определили характер такими словами, как волшебная, решительная, маршевая. Всё это проводилось для того, чтобы ребёнок понимал и применял эти слова в дальнейшем при слушании музыки. Также, как и в первый день, я попросила Дашу нарисовать картинку данного произведения, что она представляет, слушая эту музыку. Она нарисовала важного и серьёзного короля, сидящего на троне.

Наш следующий день прошёл под знаком «Оранжевая песенка». В гости к Даше я пришла с оранжевыми апельсинами и спросила, бывает ли, оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевая мама. Ребёнок улыбнулся и сказал: «Нет, только апельсины могут быть оранжевыми». Тогда я предложила ей нарисовать небо, море, зелень, маму, и раскрасить всё оранжевым цветом. Так получилась наша весёлая песенка. Я старалась формировать комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Моя главная цель — привить музыкальную культуру приобщить ребёнка к музыке, пробудить новые интересы, потребности. Разучивая песенку, мы вместе сравнивали звуки мелодии, аккомпанемента, постигали их выразительное значение, сравнивали музыку с текстом.

Однажды я принесла с собой диск с мультфильмами «Приключения кота Леопольда» и мы посмотрели его вместе. В серии «Кот Леопольд и Золотая рыбка» звучала очень хорошая песенка, которая заинтересовала ребёнка. Мы быстро разучили мелодию с моей помощью и весь текст песни. После очередного моего визита, Даша часто просила посмотреть этот мультфильм и с трепетом ждала песенки кота Леопольда. В пении я постаралась реализовать музыкальные потребности ребёнка, так как знакомые и любимые песенки она может исполнять по своему желанию в любое время с удовольствием, со способностью переживать настроение персонажа, отражённого в песнях.

28 стр., 13919 слов

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

... разнообразных упражнений на развитие мелкой моторики. Мы хотели бы остановится, на таком средстве работы с дошкольниками как бумагопластика. Было замечено, что образовательная деятельность с использованием бумагопластики имеет большое воспитательное воздействие на ребенка. Данная ...

Следующая наша встреча состоялась в Нижегородском театре оперы и балета. Я пригласила Дашу вместе с мамой и папой на балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Перед этим мы вместе прочитали сказку «Спящая красавица», посмотрели иллюстрации о балете, портрет композитора Чайковского, прослушали несколько его сочинений. Всё это было сделано для того, чтобы ребёнок имел представление о музыке композитора и о балете в том числе. Во время просмотра балета в большом зале, где было много незнакомых людей, ребёнок вёл себя спокойно, первые часы эмоционально-заинтересовано. В антракте мы беседовали о балете, говорили о настроении музыки и своём впечатлении.

Этот поход в театр был первым, но не единственным. Потом родители вместе с Дашей ходили на балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, чтобы закрепить знания о балете и композиторе. Музыка — одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливает эффект выполняемых упражнений.

2.2. Речевые упражнения и ритмопластика, формирующие эстетический вкус

Кроме слушания музыки, бесед, рассказов о композиторах, походов в оперный театр, я захотела показать Даше в игровой форме несколько музыкально-речевых упражнений. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевые упражнения — это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. По отношению к музыке речевое упражнение означает, прежде всего, ритмическую и темброво-звуковую тренировку. Базой для музыкально-речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор, считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, рифмы. Такие упражнения развивают интонационный слух, умение импровизировать. Здесь я решала несколько задач: развитие дикции, звукообразования, правильного дыхания, интонационной выразительности речи. Мне нужно было увидеть реакцию ребёнка на данный вид деятельности: утомляют её эти упражнения или же доставляют радость. Это обширное занятие проходило у нас в несколько приёмов (этапов).

Первый этап: музыкально-речевое игровое упражнение «Мелкий дождик моросит», где мы старались выполнить задачу развития слухового внимания и чувства ритма:

Мелкий дождик моросит: кап, кап, кап, кап (произносим тихонько высоким голосом и щёлкаем пальцами по очереди каждой рукой на слова «кап»).

В листьях сада шелестит: кап, кап, кап, кап (произносим в среднем регистре, покачивая руками, имитируя шелест деревьев),

Мокнет мяч у ворот: кап, кап, кап, кап (показываем руками мяч, щёлкаем пальцами, имитируя дождь),

Мокнет поле, огород: кап, кап, кап, кап (произносим более низко, широко).

При выполнении этого упражнения я старалась, прежде всего, заинтересовать ребёнка, доставить ей удовольствие в игровой форме, развить интонационную выразительность речи и звуковысотный слух. Инструментальное сопровождение речевых упражнений даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главная роль отведена «звучащим жестам» — это звуки человеческого тела, которое является первым естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров. Таких жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами.

31 стр., 15066 слов

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

... выбор темы дипломного исследования: «Методические аспекты воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе ... дошкольных учреждениях работа по развитию культуры поведения детей нередко проводится бессистемно, используются традиционные формы и методы воспитания ... о культуре поведения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных ...

Второй этап: упражнения: на этом этапе я учитывала, что Даша по характеристикам мамы и школьных учителей, быстро утомлялась на занятиях в школе, была замкнута и зажата. Я решила ей помочь с помощью игры-упражнения на стихи Ирины Токмаковой «Десять птичек — стайка». Пальчики должны быть на обеих руках растопырены, с названием каждой новой птички взрослый поочерёдно прикасается к каждому пальчику ребёнка; при произнесении финальной фразы ребёнок сжимает пальчики в кулачки — «прячет птичек». Это упражнение способствовало сокращению вялых и расслаблению зажатых мышц. Нашими задачами были: закрепление правильного формирования звуков, правильного произношения трудных слов и их окончаний, а также развитие разных групп мышц. Упражнение проводилось с музыкальным сопровождением, под пение Даши вместе со мной:

Пой-ка, подпевай-ка: десять птичек – стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка — сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка, серенькое пёрышко.

Это — зяблик, это — стриж,

Это — развесёлый чиж,

Ну, а это — злой орлан.

Птички – птички, по домам!

Вот ещё одна игра – упражнение из этого же блока, которая очень понравилась Даше и теперь её она повторяет с мамой, под простую, незатейливую мелодию:

Вот окошко распахнулось (руки в стороны),

Вышла кошка на карниз (имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх (запрокинуть голову и посмотреть наверх),

Посмотрела кошка вниз (опустить голову и посмотреть вниз),

Вот налево повернулась (повернуть голову налево),

Проводила взглядом мух (повернуть голову направо),

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика),

И уселась на карниз (присесть).

Другое упражнение заключалось в имитации игры на дудочке. Вместе со мной Даша энергично перебирала пальцами рук со словами:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Вот какая дудка.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Вот какая дудка.

Все эти упражнения мы выполняли в течении нескольких дней после занятий в школе, чтобы расслабить уставшие руки, снять утомляемость, повысить настроение, расположить ребёнка к пению.

Третий этап: игровые упражнения на развитие певческого дыхания на замедленный выдох. Первое упражнение было – «Паровоз». Я попросила Дашу найти в конструкторе или самой собрать паровоз. Когда она это выполнила, я предложила ей показать, как пыхтит и вздыхает паровоз, который долго ехал и устал. Я слабо и протяжно произнесла «пфф» и попросила Дашу повторить вместе со мной. Вдох после каждого выдоха приходит сам и мы повторили упражнение несколько раз. Вторым упражнением было — «Подуй на одуванчики», которое вырабатывает долгое, лёгкое дыхание. Мы пошли в сад и нарвали букет одуванчиков, которые уже процвели и образовывали белые шары. Моя задача состояла в том, чтобы ребёнок осторожно дул на шарик одуванчика, стараясь не сдуть его пушинки. При выполнении этого упражнения, ребёнок может контролировать себя потоком воздуха. Если она делала правильно, то нам не приходилось брать другой одуванчик, а ежели нет, то я говорила «ты очень сильно подула и сдула сразу все пушинки с одуванчика». Здесь выдох является волевым, произвольным, осуществляется медленно и с заданной силой. Длинный выдох влечёт за собой более глубокий вдох, который приходит рефлекторно. С помощью этого упражнения, я старалась способствовать развитию дыхания и укреплению мышц дыхательного аппарата.

А на следующий день я предложила Даше провести зарядку для язычка, другими словами потренировать артикуляционный аппарат, для того, чтобы была чёткая дикция:

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся (кончиком языка быстро провести по верхним зубам),

Причесался (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперёд и обратно спрятать),

На прохожих оглянулся (провести языком по губам — «облизнуться»),

Вправо, влево повернулся (повернуть язык в указанную сторону),

Вниз упал, наверх полез (опустить язык вниз, поднять наверх),

Раз – и в ротике исчез (спрятать язык во рту).

Ещё кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке — текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике — грубоватым голосом; о мышонке — тоненько, высоким голоском; о бычке — низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!

«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты (дети маршируют)

Шли солдаты (прикладывают правую руку к голове — «отдают честь»)

Аты-баты (маршируют)

На базар (указывают левой рукой в сторону базара — «вон там базар»)

Аты-баты (маршируют)

Что купили? (разводят руки в стороны — вопросительная интонация – «спросить ручками»)

Аты-баты (маршируют)

Самовар (расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны – «я самовар»)

Аты-баты (маршируют)

Сколько стоит? (правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед – вопросительная интонация)

Аты-баты (маршируют)

Сто рублей! (поднимают руки, пальцы растопыривают — «много денег»)

Аты-баты (маршируют)

Заходите (слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой – пригласительный жест, ласковая интонация)

Выпьем чаю (раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце»)

Поскорей! (соединяют большой и указательный пальцы правой руки – над «блюдцем» держат «чашечку»)

«Мы сидели на печи»

(слова и модель И. Бодраченко)

Мы сидели на печи (слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра – «сидят на печке»)

Ели булки (выставляют правую руку в сторону – «держат на ладони булку»)

Калачи (выставляют левую руку в сторону – «держат на ладони калач»)

Бабка Ёжка прилетела (расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой – «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе – «ветерок от полета»)

Все бараночки поела (соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки», говорят с обидой в голосе – «забрали наши бараночки»)

Нам остался лишь батон (вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе)

Кто не съел (кладут обе руки на живот)

Тот вышел вон! (выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход»)

«Как у бабушки Наташи»

(слова народные)

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи:

Ели вкусную мы кашу (соединяют ладони перед собой – делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева)

Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя»)

Каша пшенная с дымком (повторяют те же движения, но с правой рукой – «тарелка», с левой – «дымок»)

С хлебом (выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз – «ломоть хлеба»)

С маслом (левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла»)

С молоком (соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук – «кружка»)

Взяли мы большие ложки (сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – две «ложки»)

Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту)

Вот какая каша (снова делают «тарелку» и показывают её всем, стоящим справа и слева)

У бабушки Наташи! (Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи).

«Барабек»

(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)

Робин Бобин Барабек (ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек)

Скушал сорок человек (взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией)

И корову (приставляют указательные пальцы к голове – «рога», говорят низким голосом)

И быка (Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, – «упрямый бык»)

И кривого мясника (Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо – «кривой мясник»)

И телегу (слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны – «сидят на телеге»)

И дугу (стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев , – «дуга»)

И метлу (правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла»)

И кочергу (двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают — «кочерга в печи»)

Скушал церковь (стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют – это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнося текст серьёзно и

негромко – «мы в церкви»)

Скушал дом (поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом – «крыша дома»)

Скушал кузню с кузнецом (двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений)

А потом и говорит (Разводят руки в стороны)

  • У меня живот болит!!! (берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо).

На следующий день стояла тёплая, солнечная погода, поэтому мы решили разучить новую песенку на музыку Е.Крылатова из мультфильма «Дед Мороз и лето» – «Песенку о лете». Сначала я сыграла мелодию, мы спели с Дашей её на слог «лё». Потом я проговорила слова первого куплета, мы проанализировали характер музыки и стали петь. В это время мама Даши нашла мультфильм «Дед Мороз и лето», который мы посмотрели, когда спели всю песню. Во время просмотра Даша радостно подпевала знакомые слова.

В последнюю нашу встречу я решила объединить всех членов семьи французcкой народной песней «Танец утят», которую можно не только петь, но и танцевать. Радости домочадцев не было предела, все веселились, как дети: пели и танцевали.

Именно по таким формам я работала с семьёй, чтобы через привязанность ребёнка к родителям, его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними, участие родителей в процессе педагогически организованной музыкальной деятельности активно сформировать и развить у него интерес к подлинно художественной музыке. Проведённая мною опытная работа способствовала не только приобщению семьи к настоящему музыкальному искусству, но и их сплочённости. Ребёнок стал более дисциплинированным, добрым, великодушным, а родители поняли значение совместной работы семьи в музыкальном воспитании ребёнка.

Такая работа необычно обогатила процесс познания музыки ребёнком, способствовала развитию устойчивого интереса к ней. Я могу с уверенностью сказать, что в результате моей опытной работы равнодушных не было, потому что музыка стала желанным гостем в этой семье. На наших занятиях звучали разные интересные произведения, повествующие о великих человеческих чувствах, о доброте, о великодушии и сострадании. У семьи появилось желание ещё и ещё встречаться с большой музыкой, пополнять, обогащать свой духовный мир. Музыка сопровождает человека во всей его жизни, и надо всем людям позаботиться, чтобы этот спутник был всегда добрым, верным и мудрым. Наша работа в области музыкально-эстетического воспитания ребёнка показала, что на эффективность её большое влияние оказывает семья. Те знания и впечатления, которые ребёнок получает в семье, всегда будут эффективными.

Заключение

Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания семейного воспитания. Оно даёт представление о прекрасном, существующем в жизни. В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства, является частью эстетического воспитания. От решения проблем эстетического воспитания и образования в настоящее время во многом зависит уровень музыкальной культуры подрастающего поколения. Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения.

Музыкальная педагогика придаёт огромное значение пробуждению желания заниматься музыкой. Его наличие – это залог подлинного музыкального воспитания, а вместе с тем и формирование творческой личности.

Мне кажется, что семья может пробудить и воспитать у ребёнка увлечение музыкой. Об этом ярко свидетельствуют результаты различных социально-педагогических исследований. И смотря педагогическую литературу и исследуя её можно понять, что многие дети полюбили музыку благодаря родителям. Конечно, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, то тогда поддерживается постоянный интерес к музыкальному искусству. Об этом свидетельствует и моя проведённая опытная работа.

Однако привить детям любовь к музыке сможет лишь тот человек, который сам глубоко воспринимает и тонко чувствует музыку, поэтому я решала вопрос о заинтересованности музыкой самих родителей. Семья является благодатной почвой для формирования и подготовки ребёнка к музыкальному воспитанию, а следовательно, для формирования творческой личности.

Делая выводы хочется сказать, что общее и специальное музыкальное образование школьников всегда было и остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения.

Во второй главе мною были предложены методы работы по эстетическому воспитанию, к ним я отнесла:

  • систематические занятия: беседа о музыке, слушание музыки, утренние гимнастики под музыку вместе с родителями, рисование под музыкальное сопровождение, пение);
  • музыкально-педагогическое самообразование родителей;
  • посещение театров, концертов, филармоний.

В процессе занятий музыкой в личности Дарьи произошли серьёзные изменения, не обратить внимание на которые я не могла. И те знания и впечатления, которые получает ребёнок в семье, будут эффективными всегда, не смотря ни на что.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/na-temu-muzyikalnoe-vospitanie-v-seme/

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М., 1985.
  2. Азбука любви: книга для родителей/ Под ред. А.Д.Кошелева. — М.,1998.
  3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. — М.,1987.
  4. Гаврилова Н.В. Нарушение функций семьи как объект социологического исследования / Семья как объект философского и социологического исследования. — М., 1974.
  5. Дементьева И.Ф. Семейный досуг как сфера нравственного воспитания. — М., 1979.
  6. Диалоги о воспитании / Под ред. В.Н.Столетова. — М., 1982.
  7. Дмитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности / Вопросы психологии, 1991, №1.
  8. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. — М., 1990.
  9. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети. — М., 1990.
  10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.
  11. Земская М. Семья и личность. — М., 1986.
  12. Иванов О.И. Семья, общество и социализация индивида / Семья как объект философского и социологического исследования. — М., 1974.
  13. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. — М., 1994.
  14. Игошев К.Е., Миньковский Т.М. Семья, дети, школа. — М., 1989.
  15. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания. — Минск, 1980.
  16. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. — М., 1990.
  17. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.
  18. Лихачёв Б.Г. Эстетика воспитания. — М., «Педагогика», 1972.
  19. Обучение дошкольников выразительному пению / Под ред. Н.М.Зверевой. — Н.Н., 2003.
  20. Сухомлинский В.А. «О воспитании». – М., Политиздат, 1982.
  21. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М.: Просвещение, 1989.
  22. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» — М.: ВАКО, 2006.
  23. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М., 1995.
  24. Доронова Т.Н. «Из ДОУ – в школу». ЛИНКА-ПРЕСС. М., 2007.
  25. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986.

Страницы: