Выявление эффективных методов и приемов развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста

Дипломная работа

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и «музыкальный ширпотреб». Поддержанный индустрией радио и телевидения, растиражированный в бесчисленном множестве видео- и аудиодисков, бессодержательный и антихудожественный, он буквально захлестывает массового слушателя.

Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов. Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. Эта проблема поднимается сейчас и в педагогике, и в музыкознании.

Воспитание такого слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие музыки — сложного многоуровневого явления — представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, — с возрастными особенностями ребенка-дошкольника.

По определению психологов, восприятие — психический процесс, отражение в коре головного мозга предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на анализаторы человека.[16;23]

В музыкальной педагогике восприятие — это деятельность, способ познания детьми музыкального искусства, а также индивидуальный процесс, позволяющий слышать, воспринимать, следить за развитием музыкального образа.

У детей музыкальное восприятие происходит непроизвольно, по мере приобретения опыта, а у взрослого музыка способна вызывать более богатые жизненные ассоциации. Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является целенаправленным воспитанием. Отсюда следует, что музыкальное восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от его воспитания. Цель музыкального воспитания — обеспечить выполнение задач воспитания и развития ребёнка в комплексе. Следовательно, задачи музыкального воспитания — это развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры детей, обучение определённым навыкам (пению, игре на музыкальных инструментах, подвижным играм).

12 стр., 5610 слов

Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка

... искусства, музыки, художественно-творческой и собственно-музыкальной деятельности определяют сущность, назначение и своеобразие современного музыкального образования. 1.4. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, ... музыкальной деятельности: формирование восприятие музыки , исполнительские навыки на ...

Конечная цель музыкального воспитания детей — научить слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.

Развитие музыкального восприятия — одна из актуальнейших задач в настоящее время. Чем раньше начинается этот процесс в жизни человека, тем большие возможности появляются для формирования гармоничной, духовно богатой личности.

Предполагаемая гипотеза нашей работы такова — музыкальное восприятие детей можно развивать, если:

  • принимаются во внимание возрастные психологические особенности музыкального восприятия детей;
  • имеющиеся методы и приемы грамотно сочетать между собой и варьировать ими.

Целью нашего исследования является выявление наиболее эффективных методов и приемов музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

Для достижения цели выпускной квалификационной работы мы поставили следующие задачи:

1) раскрыть теоретические основы музыкального восприятия у детей дошкольного возраста, рассмотрев понятие и сущность музыкального восприятия, виды музыкальной деятельности детей и особенности восприятия в видах музыкальной деятельности;

2) описать методику развития музыкального восприятия в условиях дошкольной образовательной организации, отдельно рассмотрев вопросы особенностей музыкального восприятия у детей разных возрастов, представив характеристику музыкального репертуара для детей дошкольного возраста и описав методы и приемы развития музыкального восприятия в программе детского сада;

3) провести опытно-экспериментальную работу по развитию музыкального восприятия у детей среднего дошкольного возраста, сделать соответствующие выводы.

Объект исследования: развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования

методы исследования:

  • теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

— эмпирические методы, включающие тестирование, эксперимент, методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования, Структура, Глава 1. Теоретические основы музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

1.1 Восприятие: понятие и сущность музыкального восприятия

Восприятие — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, они воздействуют на анализаторы человека. Восприятие — не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. [16;34]

19 стр., 9164 слов

По курсу «Психология» : «Особенности восприятия сказок детьми ...

... психотерапевты, педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку в своей работе. В результате исследований выявлены особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста, разработана методическая система формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста. Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, ...

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки это ведущийвид музыкальной деятельности вовсех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие -в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. [16;96] Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое идействующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. [16;94] Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. [21;54]

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского восприятия тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в среде, где не было музыки, у него зачастую формируется негативное отношение к серьезной музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [3; 140].

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его. [20;132]

7 стр., 3193 слов

Музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, как отражение эпохи

... достоверное отражение его жизни и времени. Да, ноты — не слова, но для Шостаковича музыка — это рассказ о пережитом: в его произведениях богатое событиями время представлено ... ему многих почетных званий и наград. В сочинениях Шостаковича проявляется его творческая индивидуальность и неповторимый музыкальный почерк. Шостакович достиг высочайшего мастерства во владении всеми музыкально-выразительными ...

Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает — движение, слово, игра. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю. [5;147]

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку — спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но имузыкальное исполнительство — пение, музыкально — ритмичное движения, игру на музыкальных инструментах.

Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушаниимузыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Восприятие, как и ощущение — рефлекторный физиологический процесс. И. П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Рецепторы здесь выступают в качестве комплексных раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. [18;134]

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и другие. В коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез. Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии раздражителя.

Музыкальное восприятие в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более ёмкое, понимается как освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности на уроках — хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает непосредственно слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников — восприятие музыки и собственно творчество, неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс выявления в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Слышать музыку — значит не только эмоционально откликаться на неё, но и понимать и переживать музыку, её содержание, хранить её образы в своей памяти, внутренне представлять её звучание. Поэтому восприятие музыки — это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму звуков. Просто слушание музыки мало что даёт, музыки нужно учить.

18 стр., 8978 слов

Доклад: Философские воззрения в мире музыки

... музыкально-возможного, вместе с тем явной детерминированности музыкального целого фундаментальными законами, лежащими за пределами музыкальной технологии. 1. Музыка как звучащая философия способностью музыки воплощать "неслиянную слиянность" мира и человека возможностью музыки выступать в ...

Итак, музыкальное восприятие — сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образную действительность. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. [22;130] Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия или развивать у них музыкальные творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

1.2 Виды музыкальной деятельности детей

Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.

В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения. В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. При усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение.

Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте, а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно переходит в навык. Эти навыков позволяет ребенку справиться с новыми, более сложными действиями. [21;67]

Музыкальная деятельность дошкольников — это различные способы познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности.

4 стр., 1826 слов

Психология музыкального восприятия

... анализа, но и понимание восприятия музыки как деятельности, имеющей внутреннюю структуру, обусловленной исторически сложившимися культурно-специфическими правилами. Музыкальным восприятие музыки становится, когда человек ... реального восприятия невозможно вне союза с педагогикой и психологией. В настоящее время установлено, что психологические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, ...

Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкальных движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально — образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Важно использовать все виды музыкальной деятельности. [5;108]

Все виды деятельности взаимодействуют между собой и каждый, служит средством развития какой — либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звука — высотный слух развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства — пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкальных движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, которые следовательно, могут заменять друг друга. Таким образом, видами музыкальной деятельности являются: восприятие музыки специально созданной для слушания; музыкально — ритмичные движения; игра на музыкальных инструментах; песенное творчество; музыкально — игровое и танцевальное творчество. Восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально — дидактические игры; пение. Все виды являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально — ритмичных движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

1.3 Восприятие в видах музыкальной деятельности

Музыкально-эстетическое сознание формируется в различных видах музыкальной деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве, образовательной деятельности. Музыкально — образовательная деятельность не существует изолированноот других видов. Знания сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определённых знаний. Для развития музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыки, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и прочее).

14 стр., 6899 слов

Конструктивная деятельность учителя музыки

... источниках. Отмечается важность конструктивной деятельности педагога в достижении воспитательных и образовательных задач в процессе обучения. ·В области методики музыкального воспитания конструктивная деятельность рассматривается в структуре художественно-педагогической деятельности учителя. Содержание конструктивной деятельности представлено в ...

Педагог объясняет, с помощью каких средств передаётся каждое настроение в музыки. Дети понимают, по каким признака можно сопоставлять, сравнивать. Они не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке. [23;71]

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание — восприятие. Слушание музыки — это разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и применение разнообразных методов и приёмов, помогающих понять музыкальный образ.

Музыкальное — восприятие это сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нём переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий. С помощью слушания воспитатель поднимает у ребёнка интерес к музыке, развивает любовь, повышает восприимчивость.

Другой вид деятельности — детское исполнительство. Оно проявляется в прении, музыкально — ритмичных движениях, игре на детских инструментах и предполагает способность ребёнка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и своё отношение. Песня это яркая, образная форма углублённого представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму.

Пение благоприятно влияет на детский организм, помогает развитию речи, дыханию, укрепление голосового аппарата. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и развивается ладо — высотный слух. Для пения важно координация слуха и голоса. Вид детского музыкального творчества можно наблюдать лишь в самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации, комбинировать знакомые танцевальные движения. Создавая новые танцы, находить выразительные игровые движения, для передачи образа, музицировать на детских инструментах. Связь между музыкой и движением не ограничивается только их согласованностью. Движение помогает воспринимать музыкальные произведения, которые придают ему особую выразительность. [20;124]

Музыкально — ритмичные движения позволяют переживать всё выраженное в музыке. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях.

Игра — наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, в образных движениях. Определены два вида игры — игры под инструментальную, танцы музыку и под пение.Движения хороводы, пляски, танцы носят элементы народных и классических танцевальных движений. Дети в игровой форме разучивают хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и прочее. Следующий вид музыкальной деятельности — это игра на детских инструментах. В современных условиях музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Есть много возможностей использования таких инструментов с помощью их можно составить ансамбль. Обучению игре на них не стоит ограничивать лишь разучиванием репертуара, занятия должны носить творческий характер.

16 стр., 7797 слов

Педагогическая деятельность воспитателя с детьми в группах младшего ...

... результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к ... среды. Так же меня отправили во вторую младшую группу, где я уже продолжила свою практику. ... всех детей, инструктором изготовлены массажные коврики, дорожки, серсо и др. приспособления для физического воспитания. Музыкальный зал ...

Самостоятельная деятельность также выступает как отдельный вид деятельности. Дети сами поют, водят хороводы, подбирают мелодии, исполняют несложные пляски. Источник, который питает детское самостоятельное творчество — это праздники, развлечения. [8;241]

Разными источниками полна и семья, радио, телепередачи. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по своей инициативе применяют свой музыкальный опыт в разнообразных видах музыкальной практики. Они проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. [20;135]

Оно осуществляется в пении, музыкально-ритмичных движениях, игре на музыкальных инструментах. Условиями возникновения детского музыкального творчества являются — накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства, а для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Вывод

Восприятие непросто механическое или зеркальное отражение мозга, что перед глазами или слышит ухо. Это активный процесс, деятельность, который является первым этапом мыслительного процесса. Восприятие так же зависит от музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

Восприятие развивается в различных видах музыкальной деятельности, именно они представлены во втором параграфе. Основные виды деятельности — это восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Восприятие может существовать, как самостоятельный вид деятельности или сопутствовать другим. Исполнительство или творчество осуществляется в пении, музыкальных движениях, игре на музыкальных инструментах. То есть в каждом виде существуют другие, которые дают ребёнку раскрыться полностью.

В третьем параграфе нами было рассмотрено восприятие в музыкальных видах деятельности. Знания и сведения о музыкедаются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки. Каждый вид требует определённых знаний.

14 стр., 6707 слов

Пение как основной вид музыкальной деятельности детей старшего ...

... способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Пение - основное средство музыкального ...

Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Мы попытались показать взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности. Для раскрытия восприятия важно использовать все виды деятельности. Дети накапливают необходимые знания, опыт, это способствует развитию их музыкальных способностей.

Глава 2. Методика развития музыкального восприятия в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Особенности музыкального восприятия у детей разного возраста

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. [9;20]

Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения — задача педагога. В противном случае наблюдается отставание в развитии. Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются: слуховое ощущение, музыкальный слух; качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера; простейшие навыки, действия в музыкально — ритмическом исполнительстве. В первый год жизни у детей рано появляется слуховая чувствительность, на 10 — 12 — й день он реагирует на звуки. На втором месяце ребёнок затихает и начинает прислушиваться к голосу, к звучанию. [9;42]

Дальше ребёнок начинает реагировать на источник, откуда исходят звуки, прислушивается к интонациям голоса. К концу года малыш, слушая пение взрослого, пристраивается к его интонации гулением, лепетом. Проявление эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществить музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

При восприятии музыки на втором году жизни дети проявляютярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение. Ребёнок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан).

Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации: подпевая взрослому, он повторяет окончания музыкальных фраз песни. Ребёнок овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки. [9;54]

В третий и четвёртый год жизни у детей повышается чувствительность, возможность более точно различать свойства предметов или явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются и индивидуальные различия в слуховой чувствительности.

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно — действенного мышления к наглядно — образному мышлению, укрепляется мышечный аппарат. Появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. В четыре дети могут самостоятельно спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, позволяющими самим плясать, играть.

Пятый год жизни характеризуется активной любознательностьюдетей. Это период вопросов. Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка спокойная, весёлая, радостная. Звуки высокие, громкие, тихие; на каком играют инструменте. Он знает, как надо спеть песню, как двигаться в хороводе и подвижной пляске. Голос в этом возрасте приобретает громкость, подвижность. Интонации становятся более устойчивыми, но требуют поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.Освоение основных видов движений — ходьба, бег, прыжки. Даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся не подрожать и по-своему исполнить роль, другие проявляют интерес к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных способностей. [21;56]

Шестой и седьмой год жизни — это период подготовки детей к школе. Все полученные знания и впечатления о музыке помогут ребятам самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что важно для его отношения к окружающему. [21;60] Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

Ребёнок выделяет их, учитывает и действует в соответствии с определённым образом при слушании музыки,исполнении песен, танцевальных движений. Это способствует музыкально — слуховому развитию, усвоению навыков.

У детей шести и семи лет укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно, творчески. Индивидуальные интересы проявляются ярче. Музыка воздействует на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, эстетические чувства, развивает ребенка умственно.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

2.2 Характеристика музыкального репертуара для детей дошкольного возраста

Развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, определяет содержание музыкального образования. Содержания образования — это не только знания, умения и навыки, которыми владеют дети. Оно должно обеспечить выполнение задач воспитания и развития ребёнка. Успешность решения задач музыкального воспитания предопределена самим музыкальным репертуаром. Не столько важно обучить детей определённым навыкам и умениям, сколько с помощью всех этих средств, приобщить к музыкальной культуре. Одни и те же навыки и умения могут формироваться на репертуаре, имеющем различную художественную ценность, поэтому его отбор имеет большое значение. Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям — художественности и доступности. Музыка существует с глубокой древности. До нашего времени сохранилось всё наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное.

Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребёнок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки различной по стилю. Усвоение любого языка начинается в детстве и музыкальный язык не является исключением. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились стереотипы вкусов мышления. Поэтому важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся привычными для слуха.

Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику и современную музыку. С помощью этих произведений и прокладываются дороги, по которым ребёнок учится языку музыки. Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. Музыкальный руководитель формирует интерес к музыке на том репертуаре, который используется в работе детского сада. Дети воспринимают положительное отношение педагога. Но постепенно в жизнь ребёнка входит современная музыка и развлекательная в семье. К музыкальным произведениям нужно предъявлять требования доступности. Оно может рассматриваться как доступность содержания музыкального произведения и для воспроизведения детьми. [23;74]

Детям с раннего возраста уже доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, лёгкую грусть. У одних это вызывает плач и раздражение, у других радость и успокоение. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, выявляются предпочтения, формируется музыкальный вкус детей.

Круг доступных музыкальных произведений по содержанию для дошкольников широк. Дети должны иметь возможность сами исполнять произведения. Поэтому репертуар, отобранный педагогом для пения должен удовлетворять следующим требованиям: иметь диапазон мелодии, удобной для ее воспроизведения с детьми, несложный ритм понятный и простой для произношения текста. Опыт показывает, что дети легче усваивают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью, яркой художественной привлекательностью, несмотря на содержащиеся в них трудности для воспроизведения, и, наоборот, с равнодушием поют доступные им песни, с несложной, но мало выразительной мелодией. Им труднее запомнить ее и точно воспроизвести. Органичному сочетанию требований художественности и доступности песенного репертуара в первую очередь отвечает фольклор — детские попевки и песенки. Фольклор должен занять достойное место в репертуаре для детей. Народное искусство органично сочетает пение, движение, игру, помогая тем самым проявлению творчества детей. Народные попевки удобны для пения, многие из них близки речевым интонациям. Эту особенность педагогу необходимо использовать в работе: начиная с выразительного чтения текста на распев постепенно подводить детей к пению. Накопление опыта народной музыки облегчает усвоение языка классической музыки включающей ее обороты. Привлечение классической вокальной литературы для занятия с детьми затруднено, так как композиторами написано немного произведения этого жанра, адресованных маленьким исполнителям. Однако имеется возможность частично компенсировать этот недостаток, если использовать мелодии из классических произведений, для воспроизведения детьми, для распевания. [23;77]

В отличие от пения использование классического репертуара в музыкальных равномерных движениях неограниченно требованием доступности. Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями. Музыка является временным видом искусства, все изменения ее характера, настроений, наиболее яркие выразительные средства могут быть выражены с помощью движений. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны овладеть определённым запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально — ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки. Доля народной и классической музыки в этом виде деятельности может быть увеличена. Поскольку основная цель применение музыкально — ритмичных движений в работе с детьми — развивать музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников с помощью народной музыки, а также высокохудожественных произведений классического музыкального наследия. Качество репертуара, который отбирается для музыкально -ритмическихдвижений в работе с детьми — развивать музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников с помощью народной музыки, а также высокохудожественных произведений классического музыкального наследия. Качество репертуара, которое отбирается для музыкально — ритмическихдвижений, оказывает решающее воздействие на формирование у детей вкуса, опыта музыкального восприятия.В работе с детьми может быть использована самая разнообразная танцевальная музыка. Доступность мелодий для исполнения их детьми на музыкальных инструментах определяется яркостью музыкального образа, небольшим диапазоном, непродолжительностью. [23;111]

Чтобы воспроизвести мелодию на музыкальном инструменте ребёнок обязан запомнить её. Из этого следует, что требование доступности не должно вступать в противоречие с требованием художественности репертуара, используемого в работе с дошкольниками. Музыкальные произведения, написанные специально для детей, должны быть окрашены чувством, иметь яркую мелодию, отличаться художественным своеобразием. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. И. Чайковского, А.Т. Гричанова и так далее. Важно слушать фрагменты классических произведений. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно.

2.3 Методы и приемы развития музыкального восприятия в программе детского сада

В настоящее время в системе дошкольного образования имеется широкий выбор разнообразных программ. Любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может быть использовано несколько программ. Выбор программ зависит от типа учреждения. Если обычный детский сад реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных программ. Комплексные или общеразвивающие программы включают все основные направления воспитательно — образовательной работы ДОУ. Для того чтобы осуществить в детском саду музыкальное воспитание, разработаны специальные программы, которые тоже можно разделить по направленности на более широкие и более узкие. К примеру программа «Росинка»: нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, на занятиях по этой программе используются не только музыка, но и живопись, экологические знания, физическая культура.

«Красота — радость творчество», «Синтез» — это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию. Они определяют приоритетным направлением изучение — фольклора, а комплексные, потому что сочетают и музыкальный фольклор и народная хореография, изучение традиций и быта народа.

«Программа музыкального воспитания в детском саду» (автор Н.А. Ветлугина), издана в 1981 году. Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Н.А. Ветлугина выделяет четыре вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество и музыкально-образовательную деятельность. В программе выделены три формы занятия — фронтальные (всей группой), небольшими подгруппами и индивидуальные.

В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Сфера основных видов исполнительства расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества. Главная цель программы -овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Репертуар строится на произведениях советских композиторов — классиков; используются наглядные пособия — литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии.

Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, при этом внимание детей акцентируется сначала на форме произведения, затем на средствах выразительности, ритме. В разделе «Пение на музыкальных занятиях» внимание акцентируется на использование попевок-упражнений, многократное повторение которых развивается правильное и чистое интонирование.

Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Музыкально — ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринимать музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для использования оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать те произведения по пению, слушанию или ритмике (из своей же программы), которые были выучены детьми ранее. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребенок выражает свое настроение, то, как он чувствует музыку.

В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, педагог имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей. В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно — эстетическому воспитанию. Таковыми являются: «Росинка» (от трех до семи лет), «Красота — радость — творчество» (от двух до семи лет), «С кисточкой и музыкой в ладошке» (от трех до десяти лет), «Синтез искусств в эстетическом воспитании», «В мире бального танца» (от пяти до семи лет), и другие.

В программе «Росинка» (авторы Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова) цель: раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободное, без нажима со стороны взрослого, основанное на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений. Программа нацелена на организацию детской поисковой активности. Она снабжена большим количеством циклограмм и схем, отражающих формы музыкальной деятельности, виды музыкальных занятий.

В названии программы «Красота. Радость. Творчество.» (авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина) заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Таким образом, основная цель данной программы — осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни. Содержание программы реализуется в следующих разделах: искусство в жизни ребенка; эстетическая развивающая среда; красота природы; знакомство с архитектурой; литература; изобразительная деятельность; музыкальная деятельность; досуг и творчество; творчество. В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах в процессе обучения по данной программы.

Таким образом, можно сказать что наиболее характерно для вышеуказанных программ — это целенаправленное эстетическое воспитание, овладение действиями навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игре на музыкальных инструментах, любознательность, активное отношение к окружающему миру, воспитывают восхищение, радость. Все это способствует полноценному психическому развитию.

Есть различие в репертуаре. Если в «Программе музыкального воспитания в детском саду» репертуар строится на композиторах советских классиков, то в «Росинке» педагог подбирает его сам. В программе «Красота. Радость. Творчество» репертуар перекликается с разделом, «музыкальное воспитание» программы под редакцией М.А. Васильевой. Различие и в том что у Н.А. Ветлугиной в занятии важно использовать все виды деятельности. В «Росинке» дети учатся самостоятельно проявлять свое состояние через пластику, танец, а затем через художественную деятельность. В «Красота. Радость. Творчество» развитие через эстетические воспитания для полноценного психического развития.

Развитое восприятие обогащает все музыкальные произведения детей. Все виды музыкальной деятельности могут способствовать его развитию. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. И тогда музыка на занятии перестанет быть лишь звуковым фоном, дети могут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретённые навыки и умения, которые пойдут на пользу музыкальному развитию. [23;79]

Рассмотрим возможности каждого метода: наглядного (наглядно — слухового, наглядно — зрительного), словесного и практического.

Наглядно — слуховой метод — один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнитель воссоздаёт произведение, написанное композитором. Это накладывает на него большую ответственность за качества прочтения авторского текста. Педагог методически верно строит беседу, применяет разнообразные дидактические приемы. Дети воспринимают произведение в выбранной исполнителем интерпретации, поэтому необходимо учитывать возможности их восприятия. Исполнение на пределе технических возможностей музыканта не всегда достигает желаемого результата, так как дети могут воспринять пьесу, сыгранную в предельно быстром темпе, как сумбурное, неясное звучание, не почувствовать выразительности музыки. Необходимо увлечь их игрой, преподнести произведение, чтобы оно было понятно ребёнку, дошло до его сердца, было осмысленно, прочувствовано им. На занятиях широко используются и магнитофонные записи, это обогащает восприятие музыки ребёнком. Особенно эффективно с живым исполнением. Нужно заинтересовать детей, активизировать их слуховое внимание. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, проиллюстрировать незнакомые явления.

Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идёт не о пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведённой беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать их нравственные качества, интересы. От установки, которая даётся детям перед слушанием, во многом зависит её восприятие детьми. Умение увлечь детей беседой о музыкальном произведении, не упрощая его содержания, владеет не каждый. Иногда беседа сводится к сообщению названия, показу портрета композитора, игрушки олицетворяющей персонаж, а затем при повторных прослушиваниях, к поискам изобразительных моментов и сюжетности. В этом приёме есть недостатки. Б.М. Теплов указывал на недопустимость такого приёма, так как вместо того чтобы слушать дети начинают искать в музыке изобразительные намёки. Беседа должна включать в себя сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные темы. В первой, о чувствах, какие передаёт музыка, во второй, о чём она рассказывает и в третьей, как рассказывает музыка. При этом беседе следует начинать с определённого характера произведения в целом и расширения определений. Основа содержания музыки выражения настроений, чувств. Поэтому беседу следует начинать с определения — эмоционально образного содержания музыки. Ярко выраженная изобразительность репертуара детского сада объясняется стремлением сделать музыку доступнее детям. Важно дать детям понять, что изображая какие — либо явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Даже отдельное звукоподражание в музыке всегда эмоционально.