Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Своевременная систематическая психолого-медико-педагогичес­кая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консуль­тативно-методическая поддержка их родителей, социальная адап­тация ребенка и формирование у него предпосылок к учебной де­ятельности осуществляются в системе образования, здравохранения и социальной защиты.

В системе образования педагогическая помощь этим детям реа­лизуется в разных организационных формах.

в дошкольных

компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;

  • комбинированного, имеющего как группы (классы) для нор­мально развивающихся детей, так и группы (классы) компенси­рующего вида;
  • общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совмест­ного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязатель­ной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

в группах кратковременного

Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также:

в образовательных учреждениях

в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного

в учреждениях дополнительного образования:

Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреж­дений «Начальная школа — детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений (групп) специальных (коррек­ционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет­ся постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).

Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа — детский сад» также на­ходятся в компетенции ПМПК.

Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в об­разовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования, здравоохранения и социаль­ной защиты по согласованию с родителями (законными предста­вителями ребенка).

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются органами здравоохранения.

12 стр., 5733 слов

Роль семьи в психосоматическом развитии ребенка

... ]. Именно это приводит к их "молчания". Психосоматические реакции имеют своим источником те стадии психического развития, на которых ребенок еще не владела языком. Некоторые авторы акцентируют внимание ... подхода к больному взгляд ученых двигался по пути дивергенции. Психосоматический подход, однако, не остановился в развитии, и определенным образом прогрессировал в рамках психоаналитической теории. С ...

В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.

Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в раз­витии в дошкольных учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа — детский сад» компенси­рующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного пребы­вания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и программами, в том числе и лицензированными автор­скими. В данных учреждениях создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание и обучение де­тей осуществляется специально подготовленными учителями-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию.

Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обу­ чаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (со­ вместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий:

осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механиз­мов;

  • обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ре­бенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного уч­реждения;
  • наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.

Интеграция не противопоставляется системе специального об­разования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интег­рация — модель специальной педагогики; интегрированный в об­щеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии ос­тается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитыва­ясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Мож­но считать, что интеграция сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня разви­ тия и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах:

комбинированная интеграция.

частичная интеграция.

временная интеграция,

Реализация всех этих форм предполагает обязательное руковод­ство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и пе­дагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоро­вых сверстников.

Полная интеграция

Осуществление разных форм интеграции детей с отклонения­ми в развитии в коллектив обычных сверстников должно способ­ствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а длянормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое со­общество людей.

18 стр., 8606 слов

» Особенности развития монологической речи детей старшего ...

... Короткова, в своей работе «Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста» 15 , определила, что основным направлением по развитию речи у дошкольников является беседа является основой развития монологической речи. Монологическая речь также выступает как ситуативная и контекстная. Ситуативная ...

Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонения­ми в развитии является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и комбинированного, так и компен­сирующего вида. Если перед специальными дошкольными учреж­ дениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления кор рекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонени­ ями в развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждени­ ями «Начальная школа-детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в развитии, оказываются прин­ципиально иные задачи:

педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направ­ленные на выявление дошкольников с подозрением на отклоне­ние в развитии;

  • работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необ­ходимости комплексного медико-психолого-педагогического об­следования ребенка;
  • постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-дефектологом, педагогом-психо­логом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне его).

    Занятия строятся с учетом особенностей развития ребенка с тем или иным отклонением в развитии;

  • обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обуче­нию ребенка с отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями спе­циалистов: врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога;
  • обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии;
  • работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, со­блюдения рекомендаций специалистов, оказания помощи дош­кольнику в овладении программными требованиями, рассчитан­ными на нормально развивающихся детей;
  • целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с откло­нениями в развитии, за его продвижением — с целью своевремен­ного решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о желательности перевода дошколь­ника в специальное учреждение (группу);
  • б) об интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся дошкольников, о совершенствовании материально-технической базы интегрированного воспитания;
  • в) об оказании помощи воспита­телям в организации обучения ребенка с отклонениями в разви­тии в среде нормально развивающихся детей.

С оздание специальных условий осуществляется в целях реше­ния комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-вос­ питательных задач в процессе динамического психолого-педагоги­ческого обучения и воспитания ребенка. При этом соблюдаются следующие условия:

содержание воспитания и обучения направлено на амплифика­цию (обогащение) развития детей младенческого, раннего и дош­кольного возраста;

2 стр., 975 слов

Основные категории педагогики воспитание, обучение, образование, социализация

... педагогических процессов. Эффективность управления процессом обучения определяется качеством дидактической подготовки педагога. Одной из основных задач дидактической подготовки учителя выступает выявление сущности процесса обучения. В данной работе были проанализированы основные педагогические категории: воспитание, обучение, ...

  • задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитыва­ют структуру, степень и характер нарушений в развитии;
  • содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды детства различны;
  • материально-технические и медико-социальные условия, пред­метно развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

— профессиональная подготовка специалистов направлена на ох­рану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психичес­кое развитие, коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответство­вать достижениям передовой науки и практики.

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ

И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

Практическая реализация специального дошкольного воспита­ния связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм по­мощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в большей сте­пени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (коррекционного) типа.

Модель семейно-общественного воспитания может рассматри­ваться как наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций, таких, как уни­верситеты для родителей, материнские школы, курсы для моло­дых матерей и т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего типа, а также при психо­лого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и роди­телям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной програм­ме развития.

Принцип системности воспитания ребенка требует учета слож­ного характера психического развития в онтогенезе, на что впер­вые было указано Л. С. Выготским. Принцип системности в кор­рекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ре­бенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах ди­агностического обследования, итогом которого становится пред­ставление системы причинно-следственных связей, иерархии от­ношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как струк­тура нарушения (система причинно-следственных связей, обус­ловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.

Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями интеллекта важными явились результаты исследо­ваний А. В.Запорожца, который показал, что развитие ребенка про­исходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те, которые пред­ставляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологичес­ких новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание оп­ределенных условий для обогащения всех основных видов деятель­ности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

6 стр., 2992 слов

Ворона реферат для детей

... доходит до побережья материка — устьев Лены, Яны, Индигирки и Колымы. Далее ворон населяет бассейн Анадыря, Чукотский полуостров, остров ... граница ареала за некоторым исключением проходит по побережью, ворон распространён до Анадыря, Чукотского полуострова, Камчатки, Сахалина ... на морских и речных побережьях. В перечисленных угодьях ворон питается падалью (трупами домашних животных и домашних птиц), ...

Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в первую очередь, изучения ребенка как целостной сис­темы в его взаимодействии с более широкими социальными сис­темами — семьей, непосредственным окружением, а затем и дош­кольным учреждением.

На основе информации и анализа собранных данных, получен­ных в процессе психолого-медико-педагогического обследования,специалисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первичного нару­шения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного воз­действия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

основных линий развития

Современная систематическая психолого-медико-педагогичес­ кая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методи­ ческая поддержка их родителей, социальная адаптация и форми­ рование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:

специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделе­ния (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интер­натов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);
  • группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.

Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы крат­ковременного пребывания.

При поступлении ребенка в такую группу проводится его пер­вичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возмож­ности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудниче­ству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимо­действия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональ­ном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка до­вольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выражен­ности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитан­ника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.

36 стр., 17834 слов

Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей ...

... занятий современной хореографией у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: импровизация как метод развития творческого потенциала на ... импровизация. Импровизация предполагает отсутствие изначального смысла и танец становится способом создать (узнать его) или обнаружить ... области, за которую они отвечают Актуальность данной работы заключается в следующем. В настоящее время импровизация ...

Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка яв­ляется важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной програм­мы развития, v

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родите­лям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя следующие организаци­онные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-ре­комендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конфе­ренций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, спо­собствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

Ниже приводится пример индивидуальной программы.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,

ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Лена К., возраст 2 г. (диагноз: синдром Дауна).

1. Здоровье. Обеспечить необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Наладить четкое выполнение режима дня. В процессе выполнения режимных моментов необходимо уделять внима­ние формированию навыков еды: учить есть ложкой, используя совмест­ные действия со взрослым, пить самостоятельно из чашки; закрепить на­вык опрятности — проситься на горшок словами; учить выполнять некоторые самостоятельные действия — брать самостоятельно ложку, чашку, ставить чашку на стол; брать самостоятельно некоторые свои вещи (давать их взрослому).

2. Социальное развитие. Стремиться устанавливать более прочные эмо­циональные контакты ребенка с близкими взрослыми, заражать эмоциямирадости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать

мама, папа, баба, деда, тетя;

3. Физическое развитие и физическое воспитание.

на пальчик наперстки, колечки; «играть» на пианино разными пальчика­ми; учить самостоятельно сползать с дивана, с кресла, с кровати; учить влезать на диван, на кресло, на кровать, используя спинки стула, дивана или подставки; учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, со

скамейки, ступеньки, с горшка; учить ударять по мячу ногой из положе­ния стоя, в то время как взрослый держит ребенка за руки.

Делать ежедневно массаж рук и пальцев рук; массаж ног и пальцев ног, а также подошвы ног.

4. Формирование предметной деятельности.

доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики; дос­тавать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, ша­рики) за веревочку (вначале за привязанную, а затем учить использовать скользящую тесьму); играть деревянными ложками; играть на барабане, на металлофоне; играть маракасами; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики,) ложкой, сачком из тарелки в коробочку; учить выпол­нять предметно-игровые действия: прокатывать шарики, мячики по же­лобку или через ворота; катать матрешку (зайку) в тележке; возить в ма­шинке кубики (кирпичики); катать куклу (зайку, мишку, кошку) в ко­ляске; играть с воздушными шариками; махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку; кормить матрешку (куклу, зай­ку, мишку и т.д.), используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого; снимать колечки с пирамидки и на­низывать их на стержень; строить из кубиков башню; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке прыгает зайчик «прыг-прыг» или мишка идет «топ-топ»; ляля-матрешка идет); угощать кукол (зайчиков, мишек) бараночками (колечки из пирамидки): «Всех угощаем, каждому даем и говорим: «Угощайся, вот тебе, на, возьми, вкусная бараночка» и т. д.; учить играть в прятки; играть с Леной — накрывать ее головку платочком и говорить: «Сейчас Лена спрячется — нет Лены, где Лена?» Открыть платочек: «Вот она, наша Лена!». Затем взрослый себя накрывает этим же платком и сам спрашивает: «А где тетя?» Открывает платок и произносит: «Вот тетя, я здесь!». Затем прятать и искать игрушки: под салфетку, под кубик, в коробочку и т.д.

12 стр., 5533 слов

Развитие личности в деятельности

... подхода в психологии и развития личности в деятельности; 2) Охарактеризовать категорию деятельности как научно-психологическое понятие; 3) Соотнести психологические понятия «деятельность» и «личность»; 4) Обобщить пути развития личности в деятельности. Методологическими основаниями Структура реферата представлена введением, ...

5. Познавательное развитие.

А) Сенсорное развитие. Развитие ориентировки на величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие — двумя руками (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т. д.), при этом взрос­лый говорит с подчеркнутой интонацией: «Держи обе ручки — это боль­шая матрешка! Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками ма­ленькие и большие коробочки (разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом «большой — маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадрат­ные коробки, затем заглядывать туда, что там спрятали, доставать пред­меты и снова прятать; раскладывать предметы в две коробки: в одну — кубики, в другую — шарики; раскладывать большие шарики в большие коробки, маленькие — в маленькие.

Б) Ознакомление с окружающим. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игруш­ки: «Вот наши игрушки — кукла «ляля», машинка «би-би-би», матреш­ка «топ-топ»; мячик «хлоп — хлоп», он катится, лови мячик»; выделять и действовать с предметами посуды: «Где ложка? Вот она — кушать бу­дем ложкой. Где чашка? Пить будем из чашки. Где тарелка? В тарелку кашку будем класть, кашку кушать будем (ам-ам)»; выделять предметы одежды: «Где ботиночки — сейчас наденем на ножки. Лена будет ходить — топ-топ. Ножки будут бегать по дорожке. Где колготки? Вот они, наденем на ножки, тепло будет ножкам. Где шапочка? Вот она, наденем Лене на головку. Лене будет тепло. Где шубка? Мы гулять идем. Там хо­лодно, шубку надеть надо»; обращать внимание на предметы в окружа­ющем: «Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Лена сидит. Где горшок? Вот он. Лена будет пи-пи делать в горшок. Вот кроватка, Лена баю-бай. Глазки закрывает Лена»; обращать внимание на животных и птиц: «Где собачка? Вон она побежала. Она лает: гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит: кар-кар. Крылышками машет, полетела высо­ко-высоко»; обращать внимание ребенка на изменения в каждодневной жизни: «Вот пришла мама (тетя)», «Мама (тетя) уже ушла — нет мамы (тети)», «Вот кто-то там идет. Посмотрим, кто же там пришел», «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», «Сейчас выключим его, уже не работает телевизор» и т. д.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности: «Снег идет, вокруг много снега», «Машина едет, машина уехала», «По­смотрим, что там на улице, кто там ходит. Там дядя (мальчик) идет» и т. д.

6. Развитие речи.

А) Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некото­рые действия: «Покажи, как Саша спит? (Ребенок демонстрирует: закры­вает глаза).

14 стр., 6765 слов

Развитие психической деятельности животных в онтогенезе

... Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Постнатальный период развития организма начинается после его рождения (вылупления из яйца). Рождение - поворотный пункт в развитии животного. ... показателям зрело- и незрелорождающиеся животные различаются только сроками приобретения этого опыта. Инстинктивное поведение. В онтогенезе инстинктивные движения проходят стадии формирования ...

Покажи, как играть на барабане? Покажи, где Лена спит? Покажи, где мишка? Покажи, где собачка? Покажи, где зайка? Возьми молоточек, сделай тук-тук. Топни ножкой! Потрогай ушко — знай-знай. Спой песенку — ля-ля-ля!»

Петь песенки Лене, петь песенки зайке (мишке, кукле).

Читать потеш­ки А. Барто и других авторов и просить Лену выполнить какое-либо дей­ствие при чтении конкретного стиха: «Мишка косолапый», «Зайку бро­сила хозяйка», «Я люблю свою лошадку», «Серенькая кошечка», «Дудоч­ка», «Идет бычок качается» и т. д.

Б) Формироване активной речи:

вырабатывать воздушную струю — дуть в свирель, дудочку, на воздуш­ный шарик, на бабочку, на уточку (лодочку), плавающую по воде и т.д.

па-па-па; ба-ба-ба-ба; да-да-да; ма-ма-ма; ля­-

«ам-ам»; «би-би», «баю-бай», «пи-пи»,

учить произносить отдельные слова: мама, папа, Лена, кушать, спать, тетя, дай, на, гулять, петь, топать, пить, баба, деда, тетя, петя, миша, зайка;

«Дай пить; Дай ам-ам; Дай

7. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.

ми; дорожку для зайчика; следы зайчика; колобок катится по дорожке; ежика и т. д. Все рисунки сопровождаются речью взрослого: «Вот они снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много везде — на земле, на елках» и т. д.; давать пробовать Лене выполнять некоторые действия: делать красками следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолеуме).

Формировать интерес к лепке — взрослый лепит из теста лепешки для матрешки; конфетки для куклы; баранки для матрешки; колобок; учить отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать одним пальцем в большой кусок; обыгры­вать поделки из теста — угощать ими кукол.

Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ре­бенка строит дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпи­чиков) и обыгрывает их; взрослый строит на глазах у ребенка из конст­руктора «Лего» дорожки, лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной деятельности.

При проведении педагогической работы по индивидуальным програм­мам необходимо соблюдать следующие важные условия: во-первых, обес­печение положительного отношения ребенка к занятиям; во-вторых, ин­дивидуализация содержания занятий в соответствии с интересами, склон­ностями, возможностями ребенка, также характером его первичного на­рушения; в-третьих, регулярность проведения занятий. Если занятия про­водятся педагогом-дефектологом 2 раза в неделю, то остальные дни с ребенком занимаются родители по этой же программе.

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Вся деятельность специального дошкольного учреждения бази­руется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к вопросам изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Общие принципы перечислены в главе настоящего пособия, некоторые из частных упомянуты в 6-м параграфе данной главы.

Специализированные детские сады компенсирующего вида ре­шают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обес­печение ребенка объемом представлений, знаний, умений и на­выков, необходимых для дальнейшего воспитания и обучения.

8 стр., 3728 слов

История развития вопросов трудового воспитания

... явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й половине 19 в. Песталоцци был первым теоретиком народной школы. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией ...

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания яв­ляется создание условий для развития эмоционального, социаль­ного и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нару­шений и коррекция вторичных отклонений в развитии.

В специализированном дошкольном учреждении решаются сле­дующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.

В диагностическом блоке задач

воспитательных задач

коррекционный.

Блок оздоровительных задач

образовательных задач

Все задачи этих блоков решаются на занятиях у специалистов дошкольного учреждения.

Воспитатель

—уроки здоровья;

  • лепка;
  • аппликация;
  • рисование;
  • конструирование;
  • ручной труд;
  • физическое воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • обучение игре;
  • социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.

Учитель-дефектолог

—социальное развитие;

  • познавательное развитие;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • обучение игре;
  • математика;
  • развитие речи;
  • развитие тонкой ручной моторики;
  • подготовка к обучению грамоте.

Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповые и инди­видуальные занятия с детьми своей группы по указанным выше ви­дам деятельности. При этом каждый ребенок должен посетить не ме­нее трех индивидуальных занятий в неделю у учителя-дефектолога.

Задачи обучения в ходе всех вышеперечисленных видов заня­тий существенно изменяются в разных возрастных группах. Так, например, обучение игре на первом году пребывания ребенка в диагностической группе (возраст от 3 до 4 лет) проводится в целях формирования у него предметно-игровых действий; для ребенка ввозрасте от 4 до 5 лет эти занятия направлены на формирование сюжетной игры; от 5 до 6 лет идет формирование сюжетно-ролевой игры, а в подготовительной группе (с детьми от 6 до 7 лет) в процессе занятий по обучению игре у детей формируются вообра­жение и основы творческого мышления. При этом игра трансфор­мируется в театрализованные виды деятельности.

Отдельные занятия (из тех, что перечислены) вводятся в про­цесс воспитания не сразу, а по ходу взросления ребенка, с уче­том психологических новообразований возраста и психических процессов, складывающихся в рамках ведущей деятельности и служащих предпосылками для формирования нового типа веду­щей деятельности. Естественно, что для старшего дошкольника этим новым типом является учебная деятельность.

Все вышеперечисленные виды занятий тесно связаны с такими направлениями деятельности детей в дошкольном учреждении, как:

1) общение и коммуникативное взаимодействие,

2) физическое воспитание,

3) развитие тонкой ручной моторики и зрительно-простран­ственной координации,

4) сенсорное развитие,

5) музыкальное воспитание,

6) предметная деятельность и игра,

7) познавательное развитие,

8) социальное воспитание,

9) развитие продуктивной деятельности,

10) подготовка к школьному обучению.

Коррекционно-педагогическая работа в рамках указанных на­правлений тесным образом связана с основными линиями разви­тия детей-дошкольников, имеющих ЗПР.

В младенческом возрасте ее содержание направлено на развитие у ребенка эмоционально-положительных реакций, на формирова­ние предпосылок к ситуативно-деловому общению со взрослым, развитие дифференцированного восприятия окружающего, нор­мализацию нервно-мышечного тонуса и формирование умения перераспределять пальчики рук в зависимости от формы, объема и величины предметов, развитие действий с предметами, общих движений и развитие предпосылок понимания речи взрослого. В этот же период с детьми проводится дыхательная гимнастика, на­правленная на тренировку ритмичности движений и дыхания, на увеличение объема, силы и длительности выдоха. Для активизации функционирования органов артикуляции проводится дифферен­цированный массаж лицевых и жевательных мышц. Предпосылки активной речи развиваются в процессе вызывания слогов лепета (совместно и по подражанию), через развитие подражания раз­ным интонациям голоса взрослого. В ходе кормления нормализует-

ся положение губ и языка при питье из чашки и еде из ложки, ребенка учат самостоятельно пить, придерживая руками чашку, и держать в руке ложку или корочку хлеба [12].

Постепенно форми­руются навыки самообслуживания.

В раннем возрасте содержание коррекционно-педагогической работы обогащается. Круг общения ребенка расширяется, расширя­ются и средства этого общения. Занятия с ребенком на данном эта­пе носят интегративный характер. Они непродолжительны по вре­мени (не более 15—20 минут) и носят игровую направленность. Сен­сорное воспитание направлено на стимуляцию ориентировочной деятельности и развитие мотивации на целенаправленное манипу­лирование с предметами. При этом сначала формируется навык иден­тификации предмета — без анализа его признаков и свойств — из группы однородных предметов, дифференцируется умение соот­носить предмет и его изображение на картинке. Знакомство с при­знаками предметов осуществляется в три этапа. Сначала формиру­ется умение устанавливать сходство предметов по заданному каче­ству или признаку («Дай такой же»), затем детей учат находить предмет по называемому взрослым признаку — сначала одному, затем двум («Принеси большой красный мяч»).

И лишь потом ре­бенку предлагают назвать предмет с его основными характеристи­ками («Что ты принес? Какой он (предмет)?»).

Практическая ориен­тировка в свойствах предмета закрепляется в ходе выполнения за­даний: ребенок заполняет вкладышами заданные формы, подби­рает одноцветные ленточки, складывает из частей грибок, 3-со-ставную пирамидку, заполняет «доски Сегена», «коробки форм».

Развитие пространственных ориентировок начинается с ориен­тирования ребенка в частях собственного тела. Дети выделяют ос­новные части тела (голова, туловище, руки, ноги), показывают их у себя, на кукле, на плоскостных изображениях животных. Ребен­ку необходимо видеть себя в зеркале. А взрослому надо помочь ребенку закрепить свои наблюдения в речи.

Ребенок четвертого года жизни должен научиться выделять груп­пу предметов, дифференцировать понятия «один» и «много», груп­пировать предметы по заданному признаку: «Тут все большие, а здесь все маленькие». Даже маленький ребенок с ЗПР способен определить, какая из песенок веселая, а какая — грустная. Выпол­нение простейших ритмических комплексов развивает музыкаль­ное восприятие детей и обогащает их сенсорную культуру.

Ранний возраст — начало развития продуктивной деятельнос­ти ребенка. Он знакомится с карандашами и красками. Учится рисовать точки, дорожки, клубочки, линии. Важно помочь увидеть маленькому рисовальщику в ка­ракулях узнаваемый предмет (клубок, дорожку), наделить его име­нем и смыслом.

Содержание социального воспитания строится на связях ребен­ка с близкими ему людьми. Ребенок должен научиться узнавать себя и своих родных на фотографиях, понимать эмоционально зна­чимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состоя­ние через улыбку, гримасу, иные мимические движения. Именно в данном возрасте начинается взаимодействие ребенка со сверст­никами, поэтому очень важно научить детей считаться с интереса­ми друг друга, играть рядом друг с другом, пользоваться одной игрушкой на двоих, радоваться друг за друга. vВоспитание и обучение ребенка дошкольного возраста продол­жает развиваться по отмеченным выше направлениям. Но к ним добавляются новые. Совершенствуется восприятие детей, развива­ется наглядно-действенное мышление и начинает формироваться наглядно-образное мышление. Под руководством взрослого ребе­нок овладевает новым способом ориентировки — зрительным примериванием.

семья, воз­

Социальное воспитание дает детям с ЗПР первоначальные пред­ставления о связях людей друг с другом — люди дружат, разгова­ривают по телефону, пишут друг другу письма, шлют телеграммы.

В старшей группе специализированного детского сада вводятся занятия по разделу «Здоровье». Детей знакомят с режимом дня, обучают элементарным навыкам ухода за своим телом, в том чис­ле и приемам самомассажа для профилактики простудных заболе­ваний. Проводят закаливающие и оздоровительные процедуры.

В этот период происходит расширение понимания смысла об­ращенной к ребенку речи; он активно овладевает фонетической, лексической и грамматической сторонами речи.

И главное — возраст 5—6 лет становится эрой развития сюжетно-ролевой игры ребенка. Именно в игре ребенок усваивает соци­альные нормы и отношения. Под руководством взрослого он овла­девает оперативной стороной игровых действий, а в их недрах зак­ладываются мотивы познавательной деятельности ребенка, разви­тие которой приходится на старший дошкольный — младший школьный возраст.

(один стул, два стула),

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром форми­руются представления о явлениях, живой и неживой природы. У детей развивается наблюдательность и умение видеть закономер­ности в природе. Рассказывается о значении тепла, света и воды для развития и роста растений. Формируются общие представле­ния о характерных особенностях животных, дети знакомятся с дикими и домашними животными, закрепляют свои представле­ния о них в различных видах продуктивной деятельности — лепке, рисовании, аппликации.

один, много, больше,

Остальные виды занятий в специализированном дошкольном учреждении подробно рассмотрены в программных документах и в методических разработках по воспитанию и обучению дошкольни­ков с ЗПР.

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/organizatsiya-ranney-korrektsionnoy-pomoschi-detyam-s-razlichnyimi/

Е.А.Стребелева-Специальная дошкольная педагогика. М., 2002

Содержание

Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием.

Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта ( умственно отсталых).

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития.

Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с ЗПР.