Сегодня проблема досуга детей и подростков приобретает особу актуальность. Рост культурных запросов детей и подростков, ярко выраженная потребность в организации своего свободного времени является важной социально проблемой.
Недостаточно высокий уровень предоставления услуг детям и подросткам в сфере досуга сочетается с рыночными интересами досуговых учреждений и развитием сферы платных услуг.
Следует признать, что социальные институты досуга на сегодняшний день далеко не являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации.
Поэтому одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений является организация досуга детей и подростков.
Предшествующие годы были периодом существенных преобразований в деятельности культурно-досуговых учреждений, повлекших за собой обновление законодательной базы и культурной политики, значительные преобразования структуры и сети культурно-досуговых учреждений изменение методов и форм работы досуговых учреждений. Весь этот период в условиях менявшейся политической и социально-экономической действительности каждая учреждение путем собственных проб и ошибок искала пути его вхождения в новую социокультурную среду.
Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение личности с искусством, живописью, кино, литературой; занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями. досуг социализация ребенок педагогический
При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре. Досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное время и отличается огромным разнообразием.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиска новых досуговых технологий.
К сожалению, приходится констатировать, что система детских досуговых учреждений не в состоянии охватить всех детей. Во многих городах и селах большинство детей не имеют возможности посещать детские культурно-досуговые учреждения в силу их удаленности, дороговизны и иных причин.
Таким образом, в сложившееся ситуации возрастает роль клубов по месту жительства в организации досуга детей и подростков.
Технология организации досуга детей и подростков
... досуга детей и подростков в условиях Школьной досуговой организации «Современники». ЗАДАЧИ исследования: 1. Рассмотреть влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка. 2. Проанализировать основные пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и ... назначении. Из трех основных функций: культурно-просветительской, информационной и развлекательной, возложенной на него, - ...
Проблема организации детского и подросткового досуга изучена в работах А.И. Вишняка, В.И. Тарасенко, Ю.А. Стрельцова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, В.А. Ковшарова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова и др.
Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности.
Объект исследования — досуг детей и подростков.
Предмет исследования — процесс организации досуга детей и подростков в клубах по месту жительства.
Цель данного исследования — изучение особенностей работы клубов по месту жительства в организации досуга детей и подростков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность досуга;
2. Изучить значение организации досуга детей и подростков;
3. Исследовать особенности работы Центра детского творчества;
4. Определить пути совершенствования организации досуга в Центре детского творчества
Плодотворное использование досуга человеком — важная задача общества, т.к., когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.).
Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Можно выделить следующие подходы к определению досуга, который понимается как:
- созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.
- деятельность — обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
— свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью [4,32].
Английское слово досуг «leisure» (берет свое начало из латинского языка ligere, что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло «loisir», что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как «license», что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т. д.).
Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг «schole» означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово «scool» произошло от греческого слова «schole», (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием [1,23].
Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России
... технологии организации деятельности общественных объединений, функционирующих в социально-культурной сфере. Задачи: 1. Изучить исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России. 2. Изучить теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций. 3. Исследовать технологии социально-культурной деятельности ... досуга. ...
Так что же такое досуг? Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха еще четко не определено, нет единого понимания соотнесения понятий «досуг».
Известный французский социолог Дюмазедье определяет досуг как определенные занятия, которые индивид осуществляет по собственной воле — отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни — после того как он выполнит свои профессиональные и общественные обязанности[12,39].
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин), с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина).
Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый.
Заслуживают внимания теоретические концепции досуга, разрабатываемые учеными Республики Корея. В данных концепциях досуг рассматривается как часть свободного времени, активная творческая деятельность, самообразование, познание культурных и духовных ценностей, физическое и спортивное совершенствование, занятия по интересам, общение с другими людьми, общественная работа. Досуг — это не сама свобода, а время, когда осуществляется деятельность, основанная на свободном выборе. Оно не связано со стремлением к материальной выгоде, а предполагает обретение душевного удовлетворения и радостей, поддержание человеческого достоинства и тратится на достижение ценностей культуры. Ценность предлагаемых концепций досуга заключается в их многоаспектности: в содержание досуга они включают культурологические, биологические, коммуникативные, оздоровительные, спортивные и другие аспекты, т.е. досуг рассматривается как виды познавательной, преобразовательной и ценностно -ориентационной активности человека, направленной на полноценное развитие его личности[13,45].
Досуг — деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия — вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.
Макс Каплан считает, что досуг — это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики [5,24].
Досуг является благоприятной почвой для испытания фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга человеку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.
Социология досуга
... социология досуга - отрасль социологии, изучающая: поведение индивидов и групп в свободное время; - способы удовлетворения потребности в отдыхе; формы развлечения, общения;- развитие личности и творчества в процессе деятельности ... характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности. Специфика социологии досуга обусловливается ее взаимосвязью ...
Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь личности реализовать то лучшее, что в ней есть.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я — концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности [9,86].
Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Досуг привлекает человека его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую [2,34].
В сфере досуга участники более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности и доступности — то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.
2. Принцип самодеятельности — реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода — предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
Особенности технологии театрализованных форм досуга детей и подростков
... одновременно для всех. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся: слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества, приветствия, презентации, церемонии, гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления, ...
3. Принцип систематичности и целенаправленности — предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
4. Принцип преемственности — предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой — разностороннее развитие личности человека [5,32].
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности.
1.2 Значение организации досуга детей и подростков
Каждый ребенок в процессе своего становления зависит от множества факторов, которые, окружая его, могут служить ему добрую службу или угрожать его жизни. От среды, в которой он получает первые знания и опыт — зависит его будущее. Печальный факт наблюдаем мы во многих семьях, где родители, не имея возможности самим воспитывать своего ребенка, пытаясь решить в первую очередь материальные проблемы, доверяют своих детей заботам школы и представляют их самим себе во внешкольное время. Государство заботится о детях, только пока они в школе, во внешкольное время ребенок остается наедине со своими проблемами, а проблемы возникают очень серьезные[15,21].
На улице всегда найдется заинтересованное лицо, которое будет использовать ребенка в своих целях. Практика показывает, что дети, задавленные семейными проблемами, материальными трудностями, как правило, имеют слабое физическое развитие, неустойчивую психику и испытывают гнет со стороны более сильных сверстников, остаются без внимания и быстро попадают под влияние различных криминальных группировок, религиозных сект.
Школа, домашние задания, телевизор — таковы запрограммированные действия большинства современных школьников. Обидно, что «лучшие годы» проходят так серо и монотонно, что разнообразие проявдяется только в многочисленности каналов и пестроте модных журналов. Хочется помимо удовольствия получать и пользу, дополнительные знания.
Чаще всего подростки бессмысленно бродят по улицам, шатаются компаниями из двора во двор. Отсюда и первая сигарета, и пиво, а иногда и наркотики. С первого взгляда появление вредных привычек как следствие отсутствия каких-либо занятий кажется невозможным. В реальной жизни случается именно так. Привычные, обыденные разговоры быстро надоедают, а никотин, алкоголь и наркотики вносят разнообразие. «Просто попробовать» превращается в необходимость. А от вредных привычек избавиться очень тяжело. Поэтому подростки ищут деньги. Если их не хватает, то молодёжь неосознанно идёт на воровство, кражи, за что и привлекается к уголовной ответственности.
Детское творчество
... типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка. Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для ... как "это делается". Тогда, как пишет отечественный исследователь психологии детского творчества Е. И. Игнатьев, ребенок "от простого перечисления отдельных деталей в рисунке переходит ...
Недостатки в организации свободного времени в определенной мере объясняют и негативные явления в подростковой среде, с которыми мы сегодня столкнулись: наркомания, токсикомания, асоциальные неформальные объединения и т.д. Плохая организация досуга подростков приводит к росту преступности среди несовершеннолетних[2,45].
Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив превращается в криминогенный фактор общества.
Досуг является благоприятной почвой для испытания фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга человеку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.
Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь личности реализовать то лучшее, что в ней есть.
Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности личности в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники — благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Досуг привлекает подростка его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую [2,34].
Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет подростку возможность свободного выбора любого вида занятий, диверсификации социальных контактов между индивидами и группами людей.
Сфера детского и подросткового досуга имеет свои особенности. Досуг детей и подростков существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Детей и подростков людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности.
От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие подростка, его удовлетворенность свободным временем [1,62].
Развитие детского и подросткового досуга необходимо для изменения асоциального поведения молодых людей в сторону снижения; организация досуга позволит решить очень многие проблемы молодежной субкультуры; через досуг решаются практически все воспитательные направления, в которых нуждается молодежь, и, прежде всего, оказывается положительное влияние на развитие личности.
Психология детского творчества
... более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества. Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ...
Итак, в процессе теоретического исследования были изучены понятие и особенности организации досуга детей и подростков.
Досуг — деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.
От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие детей и подростков.
Плодотворное использование досуга человеком — важная задача общества, т.к., когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Глава 2. Анализ и совершенствование работы по организации досуга
2.1 Анализ работы Центра детского творчества
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества (ЦДТ) Красноармейского района г. Волгограда расположено по адресу: ул. Танеева, 14. Директор — Слободянюк Марина Викторовна.
Центр находится на южной окраине Красноармейского района города Волгограда. Помимо детского центра на Керамическом поселке располагается средняя школа № 117, библиотека № 23.
Центр детского творчества является практически единственным культурным учреждением, осуществляющим активную деятельность по организации детского досуга на Керамическом поселке.
В уставе Центра детского творчества сказано, что в задачи центра входит организация свободного времени детей и подростков.
Сегодня Центр детского творчества — это многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое создает условия для творческого развития личности ребенка, организации содержательного досуга детей и подростков, организационного обеспечения городских и областных мероприятий. Приотритетными направлениями являются:
- театральное;
- эстрадный вокал;
- хореография;
- клуб журналистики;
- ИЗО студия;
- мастерская подарков;
- дизайн интерьера;
- клуб “Этикет”;
- техническая лаборатория;
- техническое моделирование.
Центр реализует программы дополнительного образования по следующим направлениям:
- познавательное,
- информационно-просветительное,
- социальной адаптации,
- профессионально-прикладное,
- досугово — культурное.
Центр имеет необходимую материально-техническую базу для обеспечения образовательного и культурно-досугового процесса: кабинеты для занятий, оснащенные специальным оборудованием для различных видов творческой деятельности, танцевальный зала, небольшой актовый зал на 50 мест, швейную и радиотехническую мастерские, фотолабораторию. В 2004 году во дворе была построена сцена, на которой регулярно стали проводиться мероприятия, выступать детские коллективы, организовываться праздники для детей, подростков и всего населения.
Образование детей в ЦДТ опирается главным образом на потенциал их свободного времени и свободу выбора деятельности. Но наряду с этим осуществляется постоянный диалог со школами, заключаются договора по предметам дополнительного образования, что выстраивает процесс интеграции общего и дополнительного образования.
Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию ...
... развитию творчества, воображения, что и определило тему нашего исследования: Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста. Отсюда ... детского творчества. Детское творчество - процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями. Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах ...
В Центре в различных творческих объединениях добровольно и бесплатно занимаются дети и подростки от 6 до 18 лет.
Основными направлениями его деятельности явились:
- организация свободного времени детей — многопрофильная кружковая работа;
- организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- организация и проведение детских творческих фестивалей и конкурсов;
- разнообразная концертная деятельность.
В задачи Центра детского творчества входит:
- Создание максимально комфортной обстановки для каждого ребенка с целью устранения негативных факторов, связанных с отрывом от семьи;
- Создание условий для самореализации и раскрытия внутреннего потенциала (творческого, интеллектуального, физического) каждого ребенка;
- Создание условий для развития коммуникативных навыков и приемов общения со сверстниками и в разновозрастной группе;
- Создание условий для развития навыков самодисциплины, самоорганизации и самообслуживания;
- Создание условий для полноценного отдыха детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Расширение кругозора детей, сведений по различным областям знаний;
- Совмещение «индивидуальной» и «групповой» деятельности с целью самосовершенствования детей через общение
С детьми работают опытные и творческие педагоги, строящие свои отношения с детьми на принципах:
1. Содружества, сотворчества и сотрудничества;
2. Поощрения самовыражения и инициативы;
3. Организации деятельности группы с учетом интересов, возможностей и особенностей каждого ребенка;
4. Учета духовного, умственного и физического развития детей и объединении их желаний, чувства собственного достоинства и самоуверенности с ответственностью и свободным общением в группе;
5. Уважения, доброты, заботы и понимания.
Центр детского творчества — учреждение, приступившее к решению задач обновления системы дополнительного образования.
В Центре детского творчества четыре отдела — методический, художественный, декоративно-прикладной и экскурсионный.
Использование образовательных программ нового поколения позволяют детям и подросткам:
- получить практические навыки в различных видах деятельности;
- выявить и развить в себе творческие способности;
- расширить круг общения;
- успешно ориентироваться и адаптироваться в современном обществе;
- раздвинуть границы своего образования.
Центр детского творчества осуществляет организацию и проведение:
- праздников, акций, коммунарских сборов;
- фестивалей детского творчества, выставок, конкурсов;
- экскурсий, походов и экспедиций;
- обучающих семинаров, мастер-классов.
Центр детского творчества предоставляет возможность участия в проектах:
- «Исследователь нового века» (краеведение);
- «Волонтеры — за здоровый образ жизни» (детское общественное движение);
- «Ресурсный центр гражданско-правового воспитания подростков и молодежи» (детское общественное движение);
- «Вместе дружная семья» (работа с семьей);
- «Университет педагогической культуры» (повышение квалификации педагогов дополнительного образования).
27 стр., 13161 слов
Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей
... принципов культурно-досуговой деятельности в детском учреждении образования как особенности организации культурно-досуговой деятельности детей. В процессе написания работы использовались такие методы исследования, ... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 1 Понятие, формы и виды культурно-досуговой деятельности детей Досуг - часть нерабочего времени, которая ...
Как известно, основную массу подростков и детей, составляют так называемые дети улиц, не посещающие кружки и секции, проводящие свой досуг чаще всего на улице. С целью вовлечения таких детей в культуно-досуговую деятельность, в рамках проекта «Дети улиц» были проведены ряд мероприятий с детьми двора. Педагоги центра и его участники выходили на улицу с целью организации игр, конкурсов, праздников. Важно было показать детям, как можно интересно проводить время, отдыхать, веселиться, узнавать что-то новое. Подобные мероприятия прошли практически во всех дворах Красноармейского района. Итогом этих мероприятий явилось привлечение большого количества детей и подростков в Центр.
Центр детского творчества заботится и об организации летнего досуга детей. Летом на базе Центра работает лагерь.
Каждый день смены насыщен содержательными делами, способствует расширению кругозора детей и формированию у них активной жизненной позиции (Программа мероприятий летнего лагеря дана в приложении 1).
Программа пребывания насыщена разнообразными мероприятиями настолько, что каникулы становятся для каждого ребенка непрерывным праздником, главным участником которого является он сам. Разносторонняя деятельность создает условия и ситуацию для анализа результатов и последствий собственных поступков, учит самостоятельно делать выводы и вырабатывать соответствующие нормы поведения. А игровой подход в различных жизненных ситуациях помогает стимулировать процесс накапливания детьми жизненного опыта.
С тех пор, как была отстроена новая сцена, Центр детского творчества регулярно организует и проводит массовые праздники для населения.
Впервые на встрече нового 2005 года во дворе при поддержке местной администрации была установлена Елка. Дети и родители двора получили возможность в участии новогоднего бала.
В программе бала были предусмотрены развлекательно-познавательные интерактивные площадки, сказочное представление, бал вокруг ели с Дедом Морозом и Снегурочкой. А также загадки, розыгрыши, сюрпризы, подарки, музыка, танцы. На балу детей ждала встреча с героями сказок русских и зарубежных писателей. Пока дети смотрели сказочное представление, их родители смогли побывать на развлекательных площадках для взрослых. На следующий новогодний праздник, который будет уже не за горами коллектив Центра планирует проведение карнавала маскарадных костюмов. Уже многие дети и взрослые заняты подготовкой карнавальных костюмов.
Не так давно был организован праздник «Чтобы солнышко светило». На детскую площадку с оборудованной сценой зрители собрались под веселую, ритмичную музыку. Ведущая объявила условия конкурса рисунка на асфальте, с помощью викторин отобрали юных художников, которым члены жюри вручили мелки, и конкурсанты 30 минут создавали на асфальте свои картины под бдительным оком компетентного жюри, в число которого входили как специалисты, так и дети.
В это время остальные ребята принимали участие в игровой программе: пели, танцевали, отгадывали загадки и, конечно, получали замечательные призы. Не остались без внимания и родители, которые помогали юным конкурсантам, переживали за них и даже участвовали в конкурсах.
В финале праздника участники конкурса рисунка на асфальте были награждены большими мягкими игрушками.
Подобные праздники в Центре стали уже традиционными. Положительная работа центра отмечается всеми жителями поселка.
Деятельность Центра строится на основе коллективного творчества, сотрудничества, самореализации и самоопределения воспитанников и педагогов. Педагогический коллектив ЦДТ опирается на непрерывное восходящее развитие творческих способностей каждого школьника. Основное внимание сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля программы и времени её освоения; на многообразии видов деятельности, способствующих развитию мотивации личности к познанию, творчеству, профессиональному самоопределению детей и их самореализации.
Традиционными в Центре стали праздники:
- день открытых дверей;
- литературная гостиная;
- детский праздник «Осенины”;
- фольклорные праздники: «Колядки», «Масленица»;
- новогодние ёлки;
- детская программа «Рождественские каникулы»;
- отчётные концерты, спектакли, открытые занятия детских творческих коллективов;
- праздник детства для городских оздоровительных лагерей;
- выставки детского творчества, конкурс рисунков.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/organizatsiya-dosugovoy-deyatelnosti-detey-i-podrostkov/
Единый коллектив — дети и взрослые в содружестве и сотворчестве, ежегодно демонстрирует высокий уровень достижений. Детские творческие объединения активные участники городских массовых праздников: День города; Праздник «Дни славянской письменности”; День Победы; Показательные выступления творческих коллективов на профессиональных праздниках в городе.
Итак, анализ работы Центра детского творчества выявил определенные достижения в организации детского досуга. В работе центра отмечены новые направления, современный подход к решению проблем организации досуга, наличие интересных программ.
2.2 Пути совершенствования организации досуга в Центре детского творчества
Несмотря на то, что отмечен положительный опыт в организации досуга, можно предложить некоторые пути дальнейшего совершенствования работы.
Досуг детей и подростков организован хорошо, однако с организацией досуга других категорий граждан дело обстоит сложнее. Несмотря на то, что организация досуга взрослого населения не входит в задачи Центра, некоторая работа уже проводится. На базе Центра проходил вечер «Кому за 40», организовывалась встреча ветеранов, проводился День пожилых людей. Однако эти мероприятия носят пока эпизодический характер.
Необходимо, чтобы Центр стал местом организации семейного досуга. Дни семейного отдыха, семейные вечера, дни общения, дни рождения читателей — детей, календарные праздники — вот неполный перечень возможных мероприятий, которые духовно обогатят семью, позволят решить проблемы досуга и культурного отдыха.
В последнее время большое распространение получили клубы — любительские объединения и клубы по интересам. Клуб — сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. В Центре можно организовать клубы для людей различных возрастов, профессий, интересов: клуб любителей природы, клуб ветеранов, клуб здоровья, туристический клуб, спортивный клуб, клуб предпринимателей, клуб самодеятельной песни, клуб выходного дня, молодой семьи и др.
Проведение вечеров для ветеранов и пожилых людей выявило огромный потенциал представителей старшего поколения, которые с удовольствием принимали участие, высказывали идеи по поводу организации аналогичных праздников. Социальная активность, оптимизм, неуемная жажда творчества позволят сделать деятельность Клуба пожилых людей особенно эффективной.
С помощью людей старшего поколения можно многое сделать для нравственно-патриотического воспитания молодежи, привлечения к активным видам отдыха, пропаганды здорового образа жизни.
Взаимная поддержка, забота и помощь больным, поздравления с праздниками и совместные юбилеи — вот далеко не полный перечень того, что может дать клуб пожилым луюдям.
Для молодых семей возможна организация клуба «Молодая семья». Основной целью создания и деятельности Клуба должно явиться — укрепление престижа и роли семьи в обществе, создание условий для повышения уровня семейного воспитания, сохранение ценностей семейной жизни, содействие в решении психологических проблем, досуга, спорта и туризма. Для достижения поставленной цели в Клубе возможно осуществлять следующие виды деятельности:
- психологическая консультация молодых семей;
- создание: гувернантского агентства, магазина взаимопомощи, минидетского сада.
- создание организованных форм активного отдыха.
В Клубе возможно будет проводить встречи молодых семей с психологами, врачами, юристами, творческие вечера и конкурсы, вечера знакомств для одиноких молодых людей.
Возрождая отечественные традиции семейных праздников, необходимо шире привлекать молодых родителей к организации подобных мероприятий.
Возможна организация литературного кукольного театра, в котором актерами выступали бы дети и их родители. Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей.
Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.
Большой спрос со стороны родителей на услуги Центра психологической защиты детей. Здесь можно получить консультации психолога в разрешении самых неразрешимых вопросов — насилие против ребенка в семье, предупреждение суицида, приёмные и неродные дети и т. д. Необходимо составить базу данных “Экстремальная ситуация”. На базе Центра возможна организация информационно — консультативного лектория “Семейная школа”. Темы занятий могут быть самые разнообразные — от чисто классических до неожиданных: “Родители и дети: как найти понимание”, “Бабушкины секреты воспитания”, “Детский сад: репетиция школы”, “Семья идёт в школу”, “Компьютерное детство”, “Семья и карьера”, “Родословная здоровья”, “Эти удивительные зарубежные родители”, “Приколы” дедушки Чуковского” и др.
На сегодняшний день в здании Центра детского творчества не хватает помещений. Решить эту проблему можно за счет привлечения помещений библиотеки № 23, расположенной в соседнем доме.
Работая над организацией досуга, коллектив Центра детского творчества должен шире сотрудничать с другими культурно-досуговыми организациями, например с библиотекой.
Не секрет, что библиотечный фонд сейчас переживает тяжелое время. В библиотеке отсутствует современная литература по проблемам семьи, детства, воспитания, а та, которая имеется, уже давно устарела. Эффективность мероприятий, проводимых библиотекой достаточно низкая. Библиотека нуждается в полном пересмотре методов и форм работы с читателями.
Центр детского творчества мог бы помочь библиотеке в этом направлении. В ходе акции «Помощь библиотеке» может быть собрана дополнительная литература, привлечены спонсоры, отреставрированы помещения. Больше всего библиотека нуждается в компьютере, принтере и копировальном аппарате. В наше время без этой техники работать практически невозможно!
В сотрудничестве с библиотекой возможно осуществление следующих направлений:
- семейное чтение и семейный досуг;
- консультативно — образовательная диверсификация;
- информационный сервис для будущих и молодых мам.
При библиотеке возможна организация родительского консультационного центра, где к услугам родителей будут предоставлены путеводители “Круг семейного чтения”, “Круг чтения для детей”, семейные программы и консультации “Как организовать домашнюю библиотеку”, “Дети, которые не читают”, “Семья и одарённый ребенок”, “Семейные этикет”, “Общение” и др.
Один раз в квартал в библиотеке можно проводить Дни психологической помощи семье. В этот день родители получат возможность пообщаться с психологом, получить ответ на важные для них вопросы. Можно использовать индивидуальные и групповые занятия (дети + родители, только дети, только родители).
Так, одно из занятий “Познай себя как родителя” может включать в себя: беседу с психологом, ролевые игры, показ видеофильма, где дети рассказывают о своей семье. Библиотекари могут провести обзор литературы, подготовить памятку по теме занятия.
Дни психологической помощи необходимы и для родителей детей старшеклассников и самих старшеклассников.
Вопросы, решаемые здесь, могут быть самые разные: “Как избежать стресса при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам”; “Как стать “своим человеком” в классе”, “Первая любовь” и т. д. Такие дни приносят большую пользу и читателям, и родителям, и педагогам.
Особое внимание необходимо уделить семьям, где воспитывается ребёнок — инвалид. Для такого ребенка бывает затруднительным посещение центра, библиотеки. Для таких детей можно организовать льготное обслуживание в библиотеке в режиме “Домашний абонемент”, проведение зрелищных мероприятий с их участием, ежемесячные Дни общения. Необходимо наладить информационную поддержку этих семей, консультативную помощь в учебном процессе, а в целом, помочь им адаптироваться и интегрироваться в общество.
Необходимо совершенствовать работу по организации летнего досуга детей путем расширения направлений и вовлечения большего количества разновозрастных участников.
Основными целями и задачами данного направления является трудовая адаптация, организация молодежного отдыха, туризма, спорта, создание и организация рабочих мест для молодежи, профилактика правонарушений и наркомании в молодежной среде, возрождение духовных и культурных ценностей.
Основные направления работы лагеря труда и отдыха должно явиться организация и проведение пеших походов и экскурсий по живописным окрестностям, экскурсии к берегу реки Волги, организация спортивных секций и турниров, проведение конкурсов самодеятельной песни и фестивалей самодеятельного искусства, помощь в озеленении территории и оборудовании детских площадок.
Необходимо наладить работу по организации досуга с привлечением новейших информационных технологий. Конечно, такая работа потребует дополнительных инвестиций, необходимо будет открыть компьютерный класс. Центр не может не реагировать на запросы современной молодежи, которая устремляется к компьютерным клубам и игровым автоматам. Чтобы направить детей в образовательное русло и оградить от пагубной привычки играть на автоматах, необходимо обучение детей навыкам работы на компьютерах.
Но что можно делать на компьютере, кроме как играть? Да все что угодно! Рисовать, слушать и сочинять музыку, писать стихи, посещать всемирные библиотеки и музеи (с условием выхода в Интернет), путешествовать по разным странам, участвовать в он-лайн викторинах, выступать на форумах, общаться с друзьями, наконец. Да и сами игры весьма разнообразны: обучающие (правила вождения автомобиля, самолета, вертолета), развивающие (путешествие по странам и городам), логические (найти выход из лабиринта) и проч.
С помощью компьютера можно создать свой собственный сайт или начать выпуск газеты. Газета Центра детского творчества! Звучит заманчиво. А с цифровыми видеокамерами и фотоаппаратами (которые, кстати, есть теперь в сотовых телефонах) можно делать собственные видеоролики и целые фильмы. За информационными технологиями — огромное будущее. Нельзя его исключать.
Компьютер может стать большим помощником ребенку в его образовательной деятельности. Это особенно актуально в наше время, когда дети больше сидят перед монитором и меньше читают книг. Возможно, максимальное использование компьютерной техники для привлечения детей к получению знаний — единственно верный путь.
Центр детского творчества должен стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга.
Деятельность Центра является одним из гарантов социальной защиты свободного времени детей и подростков.
Очевидно, что для решения такой непростой проблемы, как организация досуга необходимо объединение всех действующих культурно-досуговых учреждений, другими словами создание единого досугового пространства. Это позволит человеку не быть замкнутым в рамки одного центра.
В процессе практического исследования был изучен опыт работы Центра детского творчества по организации досуга. В ходе анализа отмечены положительные моменты работы данного учреждения.
Центр проводит работу по внешкольному образованию, творческому развитию детей и подростков; осуществляет культурно-досуговую деятельность, проводит многочисленные массовые мероприятия в районе. На сегодняшний день данное учреждение является действительно центром, сосредоточением культуры, творчества, досуга. Активная деятельность Центра выходит далеко за рамки учреждения.
Опыт работы Центра может быть полезен и востребован другими досуговыми учреждениями, переживающими кризисные времена.
Центр детского творчества, библиотека, школа, должны перестать быть автономными источниками культуры для жителей поселка, необходимо их тесное сотрудничество, создание единой структуры, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.
Заключение
Досуг — самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность, — умение принимать решение и руководить, организовывать.
Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.
В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Важное значение организации досуга в целях психологического, познавательного и физического развития молодых людей признается в любом обществе. Мероприятия по проведению досуга включают игры, занятие спортом, культурные мероприятия, развлечения и работу в общинах. Соответствующие молодежные программы досуга являются элементами любых мер, направленных на борьбу с такими социальными проблемами, как злоупотребление наркотиками, преступность среди молодежи и другие виды аномального поведения.
Деятельность досуговых учреждений сегодня должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей детей и подростков.
Чтобы досуг стал действительно привлекательным, необходимо строить работу обеспечивающих его учреждений и организаций на интересах каждого человека.
Надо не только знать сегодняшние культурные запросы детей и подростков, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Многое зависит от творческого подхода работников культурно-досугового учреждения. Именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей, зависит решение проблем досуга.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/organizatsiya-dosugovoy-deyatelnosti-detey-i-podrostkov/
1. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. — Киев: Высшая школа, 1988-53с.
2. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. — М: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 240 с.
3. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. — М: Профиздат, 1980-С 5-27.
4. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. — М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.
5. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.
6. Измайлов К.Н. — Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы — СПб:1995 г., 143 стр.
7. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. — М.: МГУК, 1997-41с.
8. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991-с.3.
9. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. — М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.
10. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. — М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.
11. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.
12. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Сб. научных трудов. Л., 1990.
13. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. — М.,1990, С.22-91.
14. Суртаев В.Я. — Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности — СПб:1992 г., 182 стр.
15. Теменьева Р.А. — Изучение досуговых интересов населения — М:1990 г., 205 стр.