«Психология уверенности в себе детей и подростков»

Содержание скрыть

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования психологии уверенности в себе детей иподростков.……………………………………………………………..5

1.1. Различные подходы к проблеме исследования психологии уверенности в себе детей и подростков…………………………………………………………………….5

1.2. Роль самооценки

3.

Заключение……………………………………………………………, Список используемых источников…………………………………

Актуальность исследования уверенности как свойства личности все возрастает, в связи с тем, что все чаще от человека требуется проявление активности, инициативности и уверенности в различных ситуациях. Уверенность как характеристика личности проявляется в ситуациях общения, предполагающих личную вовлеченность индивида, является одним из важных факторов в процессе межкультурного общения, т.к. способствует проявлению инициативы в социальных контактах. В связи с этим представляется очевидной необходимость проведения исследования этнопсихологической специфики уверенности личности, как системного свойства личности.

Теоретический анализ существующих работ, посвященных исследованию уверенности, показал, что межэтнический аспект этой характеристики личности не изучался. Уверенность как структурное образование была рассмотрена рядом авторов, каждый из которых предлагает свой подход. Чаще всего исследовались отдельные характеристики уверенности, преимущественно только с внешней, поведенческой стороны. Уверенность является одним из важнейших инструментальных свойств личности, определяющих успешность и результативность деятельности и общения. Уверенность также способствует процессам саморазвития и самосовершенствования личности, поэтому необходимо изучать уверенность многопланово, как с мотивационно-содержательной, так и с инструментально-динамической стороны, то есть системно. Системные исследования позволяют раскрыть многоплановость уверенного поведения и предоставляют возможность для более продуктивной коррекции уверенности. Кроме того изучение уверенности иностранных и последующая коррекция выявленных недостатков способствует лучшей адаптации к новой социокультурной среде. В связи с этим необходимо изучать уверенность у различных этнических групп студентов.

Проблема состоит в наличие большого количества детей с неуверенностью в себе на разных возрастных этапах развития личности, что требует комплексного решения, которое будет включать в себя исследование уверенности в себе детей и подростков.

9 стр., 4415 слов

Личность в системе социальных связей

... личность. Таким образом, личность - это характеристика социального в человеке. Представляется удовлетворительным определение личности, данное российским социологом В. Ядовым: «Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношении ...

Цель исследования:, Объектом исследования:, Предмет исследования:

Гипотеза:

Уверенность в себе формируется в процессе адекватной самооценки детей и подростков.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить научно-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;

  • проанализировать существующие подходы к понятию «уверенность» в различных источниках;

  • изучить факторы уверенности, влияющие на развитие детей и подростков;

В диссертации актуализируется понимание уверенности в себе, предложенное Р.Д. Лэнгом, как чувства своего присутствия в мире в качестве реальной, живой, цельной и, во временном смысле, непрерывной личности, дающее возможность устанавливать реальные, цельные и непрерывные отношения с другими. Представляется важным понимание уверенности-неуверенности в себе как основного концепта вхождения личности в новую социальную ситуацию развития (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Н.Е. Харламенкова).

  1. Уверенность в себе личности формируется в процессе трансформации переживаний идеализации и всемогущества переживания здоровой уверенности в себе, основанной на собственном опыте успешного автономного функционирования и интернализации поддерживающих и устойчивых паттернов позитивного самовосприятия, транслируемых ребенку матерью (М.Кляйн, М.Малер и др.).

  2. Особую роль в формировании уверенности играет степень оптимальной фрустрации, ее соответствие потенциальным возможностям ребенка (Х.Кохут, Дж.С. Рейнгольд).

    Наиболее значимыми для возникновения фрустрации являются депривации, представляющие угрозу для самооценки и чувства безопасности. Фрустрации переживаются ребенком легче, если развитие происходит на фоне родительского принятия.

2. Роль самооценки как один из факторов формирования уверенности в себе.

Формирование правильного самовосприятия у ребенка, сложная задача, потому что требования жизни постоянно меняется по мере того, как ребенок растет и развивается. Решение этой задачи, например, обучение чтению, не обязательно разовьет самоуважение, потому что психические и социальные задачи могут казаться бесконечными. И возможно, что подростку, который был вполне уверен в себе в более раннем возрасте, когда начинал ходить, теперь требуется помощь, потому что ему трудно учиться в школе. Многие дети продолжают нуждаться в помощи и поддержке других людей, особенно взрослых, когда начинают искать себя. Помогать ребенку обрести устойчивое, правильное самовосприятие — наиболее важная и благодарная задача взрослых (психическое здоровье).

Воспитатели по-разному могут помочь детям обрести уверенность в себе. Чрезвычайно эффективный способ — помочь ребенку обнаружить и развить свои сильные стороны. Все дети, даже, казалось бы, крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, однако, талант менее заметен. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других — невероятное воображение, помогающее им находить новые решения многих задач. У третьих просто милый характер. Всем детям, независимо от их достоинств, необходимо знать, что их любят и гордятся ими. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить.

4 стр., 1655 слов

Алкоголизм и его влияние на развитие здоровой личности

... человека от пьянства, это предупреждает его падение и развитие алкоголизма. Чтобы понять развитие алкоголизма нужно знать влияние алкоголя на нервную систему. 4. Влияние алкоголя на нервную систему; содержание алкоголя в ... эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего ...

Часто возникают ситуации, ударяющие по чувству собственного достоинства ребенка. Общество ждет от детей многого — подчинения официальным лицам, спокойного поведения в классе, освоения чтения, счета, пользования деньгами и т.д. дети стараются либо идти навстречу, либо сопротивляться этим навязанным им внешним требованиям. Для многих детей, особенно для тех, кто плохо усваивает новое, типичные сложности развития и обучения — основные препятствия в формировании самоуважения. От взрослых потребуется помощь в компенсации разочарований и неудач, которую они могут оказать, выявляя сильные стороны ребенка, повышая тем самым у ребенка самооценку и самоуважение.

Самоуважение — не то же, что самонадеянность или эгоизм; эти качества часто являются результатом недостаточного самоуважения.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек — особенно ребенок — думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. “Познай самого себя” – учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Простым, но весьма эффективным способом стимуляции деятельности личности является метод положительного подкрепления. Этот метод неосознанно применяется в повседневной жизни постоянно: мать поощряет хороший поступок ребенка; начальник, желая отметить достижение сотрудника, благодарит его.

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Один концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Другой умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые.

3. Формирование уверенности в процессе развития ребенка.

Социальные и экономические изменения, происходящие в последние годы в нашем обществе, затронули все сферы общественной жизни и поставили значительную часть населения перед необходимостью адаптации к ним.

Ситуация сложившаяся на рынке труда, с жесткой конкуренцией доказывает, что наиболее востребованными, конкурентоспособными являются креативные, смелые, социально уверенные люди. Иные, даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, но не умеющие презентовать себя, свой потенциал, остаются невостребованными.

Для образовательной политики в современном постиндустриальном обществе отмечаются принципиальные изменения. На социальном уровне общественной жизни ранее доминировавшие социально-экономические структуры ныне все более теснятся культурно-историческими, возрастает роль культуры в качестве способов и результатов многосторонней деятельности человека в многомерном и противоречивом современном обществе.

8 стр., 3524 слов

Отечественные педагоги и психологи о детской игре: её происхождении, ...

... развития детей, их коммунистического воспитания.Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь ... содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все ... не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, ... участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Вопрос о связи ...

На индивидуальном уровне общественной жизни также намечаются серьезные и перспективные тенденции. Индивид перестает быть преимущественно объектом воздействия государства, других социальных институтов — обретает права и возможности обустраивать свою жизнь так, как считает нужным и на что он способен.

Хотя институциональная среда продолжает оказывать влияние на индивида, однако он все более проявляет себя как субъект своих взаимоотношений с властью, контролирует в известной степени влияние других институтов. Все более возможной для индивида становится свобода самореализации, приобретения «индивидуализированной многомерности», а воспользоваться в полной мере этой свободой может только социально уверенная личность.

Стратегия образования не может не учитывать тенденции общественной жизни, социально-культурные перемены. Не случайно, разработка концептуальных основ духовно-нравственного воспитания детей и юношества — одна из первостепенных задач философии образования.

В настоящее время нужна нацеленность на принципиально иные подходы — растить молодых людей, готовых в будущем к плюрализму мнений и позиций, способных к развитию экономики и технологии на «всеобщих началах справедливости и сохраняющей экологии», растить социально здоровое поколение.

И чем раньше начинается формирование социальной уверенности как качества становящейся личности, тем успешнее будет продвигаться по жизненной лестнице человек.

Д.И. Фельдштейн отмечает, что становление растущего человека как личности — это сложные процессы его самореализации и реализации в условиях воспитания, обучения, разнопланового общения, всей его жизнедеятельности, разворачивающийся во времени и конкретном социокультурном образовании, объективно подразделяющийся на определенные этапы, уровни и предполагающий многофакторно обусловленные (планируемые и не планируемые) результаты, процесс, в котором «выполняются» самоформирующиеся и задаваемые обществом тенденции, нормы, принципы развития.

Уже в дошкольном возрасте закладываются основы социального здоровья — умения гармонично взаимодействовать с собой и с другими людьми, то есть социальная уверенность.

Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность (физическую, эмоциональную, умственную и т.д.).

В результате этой активности появляются новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде.

При анализе проблемы современного детства, как зарубежные, так и отечественные ученые в области педагогики и смежных с ней дисциплин все больше сходятся во мнении о том, что значительное количество детей (до 60%) имеют функциональные отклонения, затрудняющие возможности развития в жизненно важных сферах — телесной, когнитивной, эмоциональной.

В настоящее время в современной системе образования преобладает когнитивистский подход к обучению, упор делается на умственное развитие ребенка. Такой подход часто не учитывает особенности развития личности ребенка, его индивидуальный жизненный опыт, эмоциональное отношение к себе и к миру. Это ведет к появлению проблем в построении гармоничных отношений с самим собой, с другими людьми, адаптации к социальной среде.

4 стр., 1975 слов

Стратегия антикризисного развития социально– экономических систем

... формирования стратегии развития социально–экономических систем в условиях кризиса. Предмет исследования: методологическое, информационное, организационно–экономическое обеспечение стратегии антикризисного развития социально–экономических систем. Научная новизна диссертационного исследования заключается в концептуальном обосновании перехода от антикризисного управления к антикризисному развитию и ...

Адаптация к действительности — это один из важнейших моментов развития индивида. Это не просто накопление знаний о жизни, а процесс формирования ответственности за свою жизнь. Это развитие способности различать главное и второстепенное, выработка умения предвидеть последствия своих поступков и самостоятельно находить оптимальное решение в любой ситуации, что под силу лишь сформировавшемуся субъекту.

Анализ причин школьных трудностей, связанных с особенностями социального развития ребенка, указывает на необходимость создания специальных программ для работы с шестилетними детьми, развивающих механизмы адаптации к социальной среде, формирующих социальную уверенность во взаимосвязи с факторами развития организма ребенка.

Причиной возникновения школьных трудностей все чаще становится психофизиологическая незрелость ребенка, неготовность его нервной системы к нагрузкам современной школы, несформированность его произвольной саморегуляции, все эти причины способствуют возникновению неврозов, обострению фобических страхов у ребенка, что отмечают и врачи и педагоги.

Статистические данные анализа результатов готовности детей к обучению научно — исследовательского института гигиены детей и подростков, института возрастной физиологии РАО, МПСИ подтверждают тот факт, что более 60% детей 1-х классов общеобразовательных школ характеризуются широким спектром отклонений в развитии эмоциональной сферы.

В условиях систематических школьных перегрузок такие дети оказываются неуспешными учениками или учениками, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья.

Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет нервно — психические отклонения, что приводит к нарушениям эмоционально-личностных отношений и нередко толкает детей к асоциальным формам поведения, являющимся проявлением неадекватной социализации в детстве, которая сформировала дефектную психосоциальную матрицу неэффективного взаимодействия с самим собой, с социумом.

Входя в подростковый возраст с этой дефектной матрицей ребенок постепенно накапливает негативный опыт общения, проблемы развития механизмов адаптации к социальной среде становятся серьезным тормозом в развитии успешной социально уверенной личности.

Необходимо отметить, что процесс формирования социально уверенной личности ребенка тесно связан с процессом его социализации, который подразумевает под собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

5 стр., 2079 слов

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

... частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР. 2. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития У них интерес к игре и ...

Процесс социализации личности происходит под воздействием комплекса различных факторов, которые выступают как детерминанты данного процесса. К числу таких факторов в первую очередь относятся люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека.

Как отмечал Ю. А. Левада, путь человека в общество, путь социализации практически всегда лежит через «малую группу ближайшего окружения». Именно здесь в первую очередь он приобщается к формам общественной деятельности, научается воспроизводить их репродуктивно или творчески и, самое главное, формирует в себе такой механизм, как «внутренний контролер»- совесть.

Первичной ячейкой социализации ребенка, наиболее эффективно содействующей его приобщению к сложному миру взрослых, как правило, является семья. Причем, на формирование личностных качеств ребенка влияют не только сознательные воспитательные воздействия родителей, но и общий тонус семейной жизни.

Существенное влияние на становление и развитие личности как субъекта познания, общения и труда оказывают и другие взрослые, а также сверстники.

Среди ближайшего окружения, в котором протекает жизнедеятельность индивида, отдельные группы приобретают для него особую значимость (прежде всего с точки зрения тех ценностей, норм поведения, которые разделяют члены этой группы).

В процессе социализации эта референтная группа выполняет для индивида как бы функцию перцептивного фильтра, отбирающего из многообразия социальных норм и ценностей те, которые он готов разделить и которые, в конечном счете, превращаются в его собственные.

Важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с социальными институтами и организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующую функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (для ребенка это ясли, ДОУ, школа).

Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

В работах ведущих отечественных психологов (JI.C. Выготского, Н. И. Гуткиной, И. В. Дубровиной, В.П.Зинченко, В.В. Рубцова, B.C. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна и др.) сформулированы теоретические положения о том, что при условии успешного развития уже в 6-9 лет ребенок способен осознавать свое место в системе общественных отношений и у него формируется осознанное творческое отношение к действительности, что характеризует его как субъекта.

Поэтому столь важна организация педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость, тем самым, повышая свою социальную компетентность.

Актуальность темы подтверждается еще и тем, что в последнее время в обществе наметился своеобразный «кризис детства», связанный с разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, с потерей смысловой связи.

9 стр., 4063 слов

ДЕТИ И ДЕНЬГИ: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

... экономических представлений детей и подростков. Помимо общих социальнодемографических условий, огромную роль в формировании экономического поведения и ... полученные при изучении экономической социализации взрослых и детей в бывших ... детям и которые оказывают влияние на всю их последующую жизнь, часто искажая восприятие действительности и вызывая эмоциональные расстройства и неадекватное поведение ...

Растет доля неполных семей за счет увеличивающегося числа разводов, которые пагубно влияют на психику и эмоциональное состояние ребенка, а также за счет увеличивающегося числа матерей-одиночек, которые вынуждены уделять большее внимание в основном финансовой основе семьи, дети в такой семье предоставлены в основном сами себе.

Как отмечал Б. Г. Ананьев, общественно-политические и идейно-нравственные обстоятельства жизни ребенка в семье создают определенные предпосылки для формирования и нравственных привычек (привязанностей и вкусов) и жизненной направленности сознания ребенка (потребностей, интересов, идеалов), составляющих мотивационное основание характера.

Каждый существенный сдвиг в субъективной жизни ребенка, изменении черт его личности связаны с изменением реальных обстоятельств жизни ребенка в семье.

Поэтому закономерно, что стартовые возможности для формирования социальной уверенности у детей абсолютно разные.

Еще задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение под влиянием семьи и родителей (а равно и непосредственного окружения) у ребенка складывается некоторая первооснова характера на базе общего семейного образа жизни, следовательно, материальной, политической, моральной, эстетической обстановки в семье.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение есть начало важнейшего процесса образования внутреннего мира, личной жизни, относительно самостоятельной и, бесспорно, уже не совпадающей с семейной жизнью ребенка.

То, что ребенок с поступлением в детский сад развивается как бы в двух различных сферах жизни, имеет огромное положительное значение. Развиваясь в этих разных по образу жизни и характеру деятельности, но единых по своей направленности воспитания сферах, ребенок развивается как индивид с оригинальными чертами личности.

Огромные возможности дошкольных учреждений имеются в отношении самого главного, а именно организации характерообразующего образа жизни и деятельности, игровой деятельности, производящей своими специфическими средствами черты характера и волю дошкольника.

То, на что семье нужны годы (а подчас неразрешимо и годами, например, развитие коллективизма), в дошкольных учреждениях осуществляется за немногие месяцы, причем с таким эффектом развития, который обеспечивает успех дальнейшего воспитания характера и воли в школе.

Комплекс социальных групп (для маленького человека — семья и детский сад) составляет микросреду, через которую личность взаимодействует с более крупными социальными образованиями и обществом в целом. В свою очередь, эта социальная микросреда воздействует на личность через комплекс социальных групп, в которые личность входит.

Поэтому, чем совершеннее будет организована микросреда: наличие разнообразных методик, программ формирования и развития социально уверенной личности, атмосфера любви и понимания в семье, тем совершеннее будет механизм социального развития личности в современном ему мире и вместе с тем создания собственной среды, относительно постоянного образа жизни.

В процессе специально организованной деятельности, направленной на социальное благополучие ребенка (развитие его социальной активности, формирование ценностно-мотивационных и морально-волевых установок, создание условий для свободного выражения своего «Я» и диалога с другими), увеличиваются резервные возможности ребенка, развиваются механизмы адаптации к окружающей социальной среде.

4 стр., 1811 слов

Образ жизни и здоровье семьи

... воспитание здорового образа жизни детей: 1. Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно ... социально-психологических механизмов становления и развития личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и, как отмечают психологи, ... здоровья хорошо то, что в меру. Что ребенок впитывает в себя с младенчества в семье, то мы и имеем к школе, и если ребенок ...

Приобретенный социальный опыт позволит ему в новых условиях (в школе) избежать психоэмоционального напряжения, ведущего к отклонениям в физическом и психическом здоровье.

Ведущей деятельностью ребенка, как известно, является игра. Это наиболее органичный путь познания окружающего мира и себя в этом мире. Игре посвящены труды философов (К. Гросс, Ж.-Ж. Руссо, В. И. Столяров, Й. Хейзинга, и др.), педагогов (Р.И. Жуковская, П. Ф. Лесгафт, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, С.А. Шмаков и др.), психологов (Г. С. Абрамова, Л. С. Выготский, С. И. Заморев, В. В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Новоселова, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.).

Игра, в частности подвижная игра, должна быть для ребенка не просто времяпрепровождением, а настоящей школой жизни. П. Ф. Лесгафт писал: «Дело воспитания в руках не одних только преподавателей, важную роль в нем играют сами юноши своим взаимным воспитанием. Не говоря уже о физической силе, обыкновенной спутнице силы нравственной, я полагаю, что настоящий, мужественный и сильный закал характера приобретается гораздо более на площадке для игр, нежели в классной комнате. Я не высоко ценю мальчика, не имеющего пристрастия к играм и развлечениям; такой мальчик редко пристрастится и к работе».

В наше время доля подвижных игр уменьшается, исчезает преемственность поколений, дети не знают подвижных игр старшего поколения, редко можно увидеть на улице детей, играющих в коллективные подвижные игры, не умеют дети их и организовывать.

Поэтому создание программ формирования социально уверенной личности ребенка, в основе которой лежат специально подобранные и разработанные подвижные игры, имеет острую необходимость.

Заключение:, ВЫВОДЫ исследования

1. Психологический конструкт «уверенность» является многомерным и характеризуется определенными взаимосвязями между его компонентами.

Уверенность в себе положительно связана с уверенностью в знаниях,, Список литературы.

5. “Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук,

Санкт-Петербург, 1992

6. Иванова Л.Ю.- “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993

  1. Ананьев Б.Г.- “О человеке, как объекте и субъекте воспитания”

    Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980

  2. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А.-“Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990

  3. Беличева С.А.- “Основы превентивной психологии” Москва, 1993

  4. Горшкова Е.А.- “Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993

    4 стр., 1665 слов

    Международные спортивные игры «Дети Азии»

    ... воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности через пропаганду здорового образа жизни. Эмблема IV Международных спортивных игр "Дети Азии" представляет собой композицию в виде арки ... РФ, Министерства иностранных дел РФ. Международные спортивные игры "Дети Азии" - единственное спортивное мероприятие России, кроме Олимпиады в Москве в 1980 году и прошедшей Олимпиады в ...

7. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д.- “Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения” Санкт-Петербург, 1997

8.Личко А.Е. Попов Ю.В.-“Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, Москва, 1988

9.Паренс Генри “Агрессия наших детей” Москва, 1997

10. Саенко Е.В.- “Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения” авторефера диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995

11. Степанов В.Г.- “Психология трудного школьника” Москва, 1998

12. Тархова Л.- “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели” Москва, 1997

13. Фридман Л.М. Волкова К.Н.- “Психологическая наука – учителю” Москва, 1985

14. Шипицына Л.М. Иванов Е.С. — «Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»