Личность учителя в современной педагогике

Курсовая работа

Считают, что профессия учителя — древнейшая на земле и вечная.

По своей сути это самая ответственная и благородная, самая сложная, интересная и радостная, самая гуманная и творческая профессия.

Учитель осуществляет связь времен между прошлым, настоящим и будущим; между старшими и младшими поколениями, способствует воспитанию, образованию и развитию человека, совершенствованию культуры общества. В современном обществе это одна из массовых, важных и необходимых профессий. Трудом учителя создается величайшая ценность на земле — Человек. Ни одна профессия не дает такого разностороннего развития, как профессия учителя.

Учитель продолжает себя в своих учениках, он продолжает жить и совершенствоваться вместе с ними. Учитель отвечает за жизнь ребенка, постоянно заботится о его развитии. Общаясь с детьми и воспитывая их, он отдает каждому частицу своей души и сердца. Учительскую профессию воспевали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие-многие другие известные учителя-педагоги. Объект исследования: учитель современной школы.

Предмет исследования: деятельность учителя.

Цель исследования: изучение личности учителя в современной школе.

Задачи:

1) изучить историю возникновения и становления педагогической профессии; 2) проанализировать формирование требований к личности учителя в зарубежной и отечественной педагогике;

3) охарактеризовать личностные и профессиональные качества учителя;

4) изучить особенности деятельности учителя современной школы;

5) охарактеризовать основные направления деятельности классного руководителя.

§1. Возникновение и становление педагогической профессии

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

6 стр., 2988 слов

Исследование высшей нервной деятельности. Методика фармакологического ...

... высшей нервной деятельности. Для изучения высшей нервной деятельности и типологической характеристики в настоящее время применяются различные схемы исследования ... получения которых «применяются следующие методы: а) экспериментальные исследования, б) собирание анамнестических (биопатографических ... навязчивые состояния. 3.Трудовая деятельность. Отношение к учебе и труду. Работоспособность. Способность к ...

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…». В Древней Руси учителей называли «мастерами грамоты» , подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.[1]

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

38 стр., 18848 слов

Роль педагогического общения в структуре деятельности учителя-воспитателя

... учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности. Таким образом, педагогическое общение - ...

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель. [8]

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т. д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя.

Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел истории».

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

10 стр., 4599 слов

О влиянии личности учителя на нравственное воспитание учащихся

... этика учителя, его нравственные качества являются решающим фактором воспитания личности учащегося. Он претворил свою идею в жизнь, создав уникальную педагогическую систему, в условиях которой каждый ребенок, подросток, ... предпосылкой гуманистических интенций учителя. Бецкой И.И. Май К.И. (XIX в.) Был душой созданной им гимназии, провозгласив своим лозунгом слова Я. А. Коменского: «Сперва любить - ...

Таким образом, учителями становились наиболее умные люди, хорошо знавшие науки и языки, в дальнейшем получившее специальное образование.

педагогический профессия личностный учитель

§2. Формирование требований к личности учителя

Квинтилиан высказал много тонких наблюдений, сохраняющих значение и до наших дней. В учителе он видел высокообразованного человека, любящего детей, изучающего их, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. Как в обучении, так и в воспитании учитель должен относиться к детям снисходительно, лишь бы не преступить при этом меры. Не следует прибегать к телесным наказаниям: бить детей, значит, сперва не приучить их к добру и правде, а потом наказывать за упущение того и другого. Наставник и учитель должны иметь к детям родительскую любовь, знать теорию обучения, быть просвещенным человеком. Учитель может способствовать более быстрым успехам учеников, если он ознакомит их с сочинениями историков и ораторов, обратит внимание на красоты, укажет на ошибки автора, будет постепенно приучать учеников мыслить самостоятельно.

Мишель Монтень в своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.» Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам. «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это». [7]

«Устав львовской братской школы» подробно определял качества, которыми должен обладать учитель. Учитель должен быть «благочестив , рассудителен, смиренно мудр, кроток, воздержлив , не пьяница , не блудлив, не лихоимец, не гневлив, не завистлив , не смехотворец , не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не способник ересей». К детям он должен относиться строго, но с любовью. Наряду с нравственным воспитанием он должен также заботиться о здоровье учащихся, проводить физическое воспитание детей с использованием игр, состязаний и пр. [4]

В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я. А. Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность. Учителя должны быть образцом: простоты — в пище и одежде, бодрости и трудолюбия — в деятельности, скромности и благонравия — в поведении, искусства разговора и молчания — в речах. А также подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни».

10 стр., 4998 слов

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

... Целью курсовой работы является изучение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя. В ... Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ ... учитель сам должен обла­дать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагоги­ческого профессионализма являются самооценка и самоанализ ...

«С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее — воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего «что ослабляет дух». [2]

Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно относился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением; а привлекал их отеческим расположением, минералами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно»

«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя Я.А. Коменский. Учитель учителей предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь еще твердые убеждения. Без них нельзя стать настоящим учителем — воспитателем юношества: «…главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, и на убеждение можно действовать только убеждением». [2]

Выделялись такие главные качества педагога: чуткий, добрый, любящий детей, энтузиаст с сердцем, переполненным любовью даже к самому испорченному ребенку.

Я. А. Коменский говоря об учителе, говорил, что учитель не должен быть ходячей энциклопедией, а должен помочь ученику ориентироваться в литературе, систематизировать её, выделять главные моменты.

Учитель должен стоять выше всех предрассудков, для него ученик это главное, перед чем он преклоняется.

Четыре добродетельности учителя выделял Я.Коменский:

1)мудрость

2)мужество

3)справедливость

4) рассудительность

Я. А. Коменский считал, что идеальный учитель должен быть:

1) скромным;

2) трудолюбивым;

3) доброжелательным . [2]

Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению К. Д. Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение; учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. “Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением”. Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций. Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания. Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. [10]

31 стр., 15078 слов

«8-марта» было направлено на развитие умения дети осуществлять ...

... лет навыков самоконтроля. Гипотеза исследования: формирования у детей 6-7 лет навыков самоконтроля будет эффективным, при следующих психологопедагогических условиях: накопление у детей опыта реализации самоконтроля в продуктивных видах деятельности во всей совокупности действий и операций, выделенных с ...

Л. Н. Толстой отводил определяющую роль в формировании духовного мира детей человеческим , профессиональным и педагогическим качествам учителя. Его работа «Общие замечания для учителя» представляет собой педагогические рекомендации, многие из которых не потеряли значения для учителей современной школы. К основным качествам учителя Толстой относил: любовь к детям, к педагогическому труду; педагогическое искусство и талант учителя.

«Если учитель имеет только любовь к делу — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совершенствования своего мастерства. Учитель — это творец исследователь. «Всякий учитель, — говорил Толстой, — должен знать, что каждый изобретенный метод есть только ступень, на которую он должен становиться для того, чтобы идти дальше». [9]

Таким образом, в зарубежной педагогике требования к личности учителя имели профессиональный характер; в отечественной педагогике требования к личности учителя по началу имели нравственный характер, но в последующем стали иметь как и в зарубежной педагогике профессиональный характер.

§3. Личностные и профессиональные качества учителя

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

1. Учитель — организатор учебного процесса в школе. Он источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.

2.Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).

3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.

14 стр., 6550 слов

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...

... ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: ¨ утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ...

4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Также учитель должен обладать различными умениями.

1. Перцептивные умения:

  • а) умение понять состояние учащегося, проникнуть в его внутренний мир;
  • б) умение видеть всех и каждого (распределение внимания, боковое зрение);
  • в) умение отличать текущую информацию об ученике от устойчивых его характеристик;
  • г) умение воспринимать ситуацию общения в контексте деятельности (видеть статус ученика в коллективе);
  • распознавать межличностные отношения в классе;
  • д) умение распределять внимание между различными компонентами процесса обучения;
  • е) умение подмечать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности (в том числе и речевой) учащихся;
  • ж) умение видеть, в какой помощи нуждается ученик в данный момент.

Все эти умения составляют основу социальной перцепции учителя.

Важность социальной перцепции для учителя осознавалась многими. «Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка», писал В. А. Сухомлинский. Если этого нет, то «наступает душевная глухота и слепота, по сути, профессиональная дисквалификация.

2. Проектировочные умения:

  • а) умение планировать уроки разных видов;
  • б) умение предвидеть результаты планирования;
  • в) умение отбирать необходимый для урока материал;
  • г) умение предугадать поведение речевого (учебного) партнера;
  • д) умение анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение;
  • е) умение делать логические переходы в этапах урока, в этапах работы над темой и т. д.;
  • ж) умение распределять учебный материал;

з) умение определять необходимую дозу теории в практике обучения различным сторонам общения,

и) умение предвидеть и предупреждать утомление или спад в усвоении учебного материала,

к) умение импровизировать в неожиданных учебных ситуациях.

В процессе реализации плана урока, как правило, возникает необходимость импровизации неожиданная ассоциация, ответ учащегося, поворот в ходе урока, мысль о возможности лучшего решения учебной ситуации и т. п. Поэтому умение импровизировать следует развивать специально и целенаправленно.

3. Адаптационные умения

а) умение подбирать приемы обучения (упражнения, задания), адекватные той или иной цели (любого уровня),

б) умение использовать приемы работы, материал и т п. соответственно индивидуальности учащегося (адаптация к индивидуальности);

в) умение адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня его подготовленности,

г) умение подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения (адаптация к условиям),

д) умение контролировать, не нарушая взаимоотношений речевого партнерства;

4. Коммуникативные умения:

а) умение устанавливать речевые взаимоотношения (речевую атмосферу),

б) умение быть коммуникабельным;

  • в) умение настроится на урок соответственно его содержанию и характеру;
  • г) умение настроить соответствующим образом учащихся;
  • д) умение выражать все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы;
  • е) умение говорить выразительно и эмоционально;
  • ж) умение говорить экспромтом.

Особенно следует сказать об умениях, связанных с экспрессивностью речи. Для учителя владение интонацией, тоном своего голоса, мимикой, жестами, пантомимой имеет собственно методическое значение: та или иная поза способна легко затормозить, либо стимулировать высказывание; смена регистров голоса может способствовать запоминанию школьниками речевых единиц и т. п.

3 стр., 1211 слов

Формы и виды контроля знаний и умений учащихся

... воспитанием и развитием учащихся. контроль знание опрос тест 2. Формы контроля знаний Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Существует множество форм контроля, так как каждый учитель вправе придумать и провести ...

5. Организационные умения:

  • а) умение организовать работу в парах;
  • б) умение организовать групповую работу;
  • в) умение организовать коллективное общение;
  • г) умение организовать класс, когда отвечает один ученик;
  • д) умение быстро распределять задания (с учетом условий, индивидуальных способностей учащихся);

е) умение организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе,

ж) умение организовать самостоятельную работу учащихся дома,

з) умение найти помощника среди учащихся,

и) умение требовать,

к) умение организовать внеклассную воспитательную работу.

6. Познавательные умения:

  • а) умение анализировать деятельность коллег;
  • б) умение анализировать собственную деятельность;
  • в) умение подготовить научный доклад по различным проблемам обучения;

г) умение воспринимать новое в методике и претворять методические рекомендации,

д) умение вести научную работу, участвовать в исследованиях,

е) умение вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.

7. Вспомогательные умения:

К ним можно причислить умение рисовать, играть на музыкальных инструментах, хорошо стрелять, мастерить, что-то коллекционировать и т. д.

Таким образом, учитель должен обладать различными умениями: перцептивными, проектировочными, адаптационными, коммуникативными, организационными, познавательными и вспомогательными.

§4. Особенности деятельности учителя современной школы

Диагностическая деятельность учителя направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и коллектива учащихся. Результаты диагностирования используются для корректировки учебно-воспитательного процесса.

Проектировочная и конструктивная деятельность направлена на прогнозирование дальнейшего развития ученика и детского коллектива, включает определение целей, задач, содержания, форм и методов работы, создание условий, планирование деятельности.

Организаторская деятельность предусматривает систему действий учителя и учащихся с целью организации детского коллектива.

Коммуникативная деятельность направлена на создание педагогически целесообразных, гуманных взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Аналитическая и корректирующая включают анализ результатов педагогической деятельности, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс с целью прогнозирования и достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.

Результативно-оценочная деятельность представляет собой оценку качества обучения, воспитания и развития каждого учащегося, его уровня воспитанности, обученности и образованности.

Гуманистическая направленность деятельности учителя проявляется в осознании значимости личности каждого ребёнка, умении строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения, поддержке и заботе о каждом ребёнке. [3]

22 стр., 10792 слов

Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы

... работах он выделяет критерии формирования классного коллектива [31, с.117]. Первый из них -- групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, ... что, оказывая воспитательное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должен учитывать специфику класса, особенности его сплочения, а с другой стороны, стремиться ...

Таким образом, система деятельности учителя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую и результативно-оценочную.

§5. Основные направления деятельности классного руководителя

Классный руководитель — это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором для осуществления воспитательной работы в классе.

Основными функциями классного руководителя являются:

  • воспитательная (социальная защита ребенка);
  • организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и коллектива, изучение учащихся);
  • координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса — педагогами, учащимися, родителями, общественностью);
  • управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).

Приоритетной среди них является функция социальной защиты ребенка. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка. Работа классного руководителя в данном направлении — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги. Выполняя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, ограждать ребенка от возможных проблем и трудностей.

Главное назначение организаторской функции — поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важна на этом уровне функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения во внутренний мир детей, понимания их переживаний и мотивов поведения. В этих целях он изучает школьников не только на уроке, но и во внеурочное время, при посещении семей учеников, во время экскурсий и походов.

Координирующая функция классного руководителя проявляется прежде всего в том, что он осуществляет воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. С одной стороны, он использует информацию, которую получает о детях от учителей, а с другой — обогащает представления педагогов о ребенке, предлагая им свою информацию, которая поможет отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Классный руководитель является связующим звеном между учителями и родителями ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками. Особое внимание классный руководитель должен уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива и отдельных учеников, а также с требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.

В рамках управленческой функции классный руководитель осуществляет диагностику, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию воспитательной деятельности. Реализация диагностической функции предполагает выявление исходного уровня воспитанности учащихся и постоянное отслеживание изменений. Она направлена на исследование и анализ индивидуальности ребенка, поиск причин неэффективности результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Основная цель функции контроля и коррекции — обеспечение постоянного развития воспитательной системы класса. Реализация функции контроля предполагает выявление как положительных результатов, так и причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля проводится коррекция работы классного руководителя либо с классом в целом, либо с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя — это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников. [6]

Таким образом, учитель выступает в роли воспитателя, организатора; устанавливает позитивное взаимодействие между всеми участниками воспитательного процесса; контролирует динамику развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документов.

§6. Сценарий мероприятия (КТД)

ВЕЧЕР ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧ

Цель: сплочение коллектива;

  • Задачи: познакомить, максимально раскрепостить детей, выявить творческие способности.

Участники этого мероприятия, объединённые в небольшие команды (не более 10-15 человек в каждой),выполняют творческие задания и по очереди выступают со своими решениями.

Ход вечера.

Раздаются задания, и всем группам (командам) даётся 15-30 минут на решение творческих задач. По окончании этого времени ведущие собирают вместе всех участников игры и начинаются выступления команд-по кругу или в любом порядке, но с передачей какого-либо символического предмета-эстафеты (эстафета весёлых задач).

Примеры творческих заданий:

1. Придумать и разыграть и разыграть мимическую сценку (или серию сценок) на предложенную тему («Учитель и ученик», «На рыбалке» и др.).

2. Сочинить маленький рассказ по данному началу (например: «На площадке выстроились две команды…» ).

Прочитать этот рассказ приёмом эстафеты (каждый член команды по очереди произносит одну фразу) или инсценировать его.

3. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему («Проиграли», «Победитель конкурса» и т. д.).

4. Изобразить пантомимой куплет (или несколько) из популярной песни. Остальные участники отгадывают песню.

5. Придумать 10 слов на одну букву и составить рассказ таким образом, чтобы этих слов начинались все предложения. Инсценировать его.

6. Придумать и изобразить сцену из жизни литературного героя (остальные участники отгадывают имя героя, называют книгу, её автора).

В итоге все команды получат призы и хорошее настроение.

Заключение

Проанализировав данную тему, можно подвести итог:

1. в Древней Греции учителями были наиболее умные, талантливые вольнонаёмные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги; в дальнейшем профессия учителя была связана с такими известными людьми, как Конфуций, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многими другими;

2. в зарубежной педагогике требования к личности учителя имели профессиональный характер; в отечественной педагогике требования к личности учителя по началу имели нравственный характер, но в последующем стали иметь как и в зарубежной педагогике профессиональный характер;

3. учитель должен обладать различными умениями: перцептивными, проектировочными, адаптационными, коммуникативными, организационными, познавательными и вспомогательными;

4. система деятельности учителя представляет собой совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую и результативно-оценочную;

5. классный руководитель имеет функции:

  • воспитательная (социальная защита ребенка);
  • организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы);
  • координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
  • управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/obraz-uchitelya-v-istorii-pedagogiki/

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. // Сост. С. Д. Бабишин, Б.Н.Митюров. — М., 1985.

2. Большая советская энциклопедия // под. Ред. Прохорова А.М. , т. 6, изд. 3, М.: Просвещение, 1998. -С. 231.

3. Гребенкина Л. К. Введение в педагогическую деятельность //-Рязань, 2009.

4. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школьной педагогики в России //- М.,1986.

5. Лобашов В.Д. Лаврушина С.М. Педагогические технологии. Право на эксперимент // Школьные технологии. 1998

6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие- М.: Педагогическое общество России .2002

7. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики//-2-е изд.,-М.: Просвещение.1981.

8. Сластенин В. А. Педагогика //- М.,1998.

9. Толстой Л. Н. Азбука гр. Л. Н. Толстого //- Спб. 1872 г.

10. Ушинский К. Д. Собрание сочинений // -М., 1974.