Отрасли современной педагогики

Современная педагогика

Зарождению науки способствуют следующие факторы:

  • возникает общественная потребность;
  • можно выделить предмет исследования.

Предмет педагогики, Объектом педагогики

Педагогическая наука ставит следующие задачи :

  • накопление и кодификация знаний о воспитательном процессе;
  • исследование учебных, воспитательных и образовательных закономерностей;
  • накопление и анализ педагогического опыта;
  • формирование и внедрение форм, средств, методик воспитания и обучения;
  • реализация исследований на практике.

Педагогические инновации опираются на межнаучные разработки и взаимосвязаны с другими науками.

В методологии путей трактования педагогических процессов прослеживается связь с философией. Структуру явлений педагогики объясняет психология. Воздействие среды и социальных групп на развитие личности раскрывает социология. Знания о специфике физического, физиологического формирования человека педагогика берет у медицины, генетики, анатомии. Этнология помогает понять характерные черты национальности ученика и применить в воспитании народные традиции.

Педагогические системы описываются при помощи терминов социологии, кибернетики, синергетики. Научные разработки антропологии и психологии выступают базовыми для осознания принципов действия педагогических явлений.

Классификация в современной педагогике

В соответствии с задачами и направлениями исследований педагогическая система наук делится на отрасли :

  • общая педагогика;
  • возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная);
  • педагогика средне специального образования;
  • отраслевая педагогика (военная, производственная, спортивная);
  • социальная педагогическая отрасль;
  • сравнительная педагогика;
  • исправительно-трудовая;
  • коррекционная;
  • лечебная.

У каждой отрасли существуют свои задачи и определена специфика исследований.

Общая педагогика

Она основывается на исследовании учебных и воспитательных форм, принципов и методов. В общей педагогике выделяют такие части:

  • теория и практика обучения;
  • теория и практика воспитания;
  • теория организации и управления образовательной системой.

Возрастная педагогика

Дошкольная и школьная части педагогики исследуют особенности процесса воспитания и обучения детей соответствующего возраста. Теоретические и практические разработки в этих отраслях основаны на определении закономерностей и условий психологического климата, в которых происходит личностное формирование ребенка.

13 стр., 6197 слов

Цель воспитания как педагогическая проблема

... друга методами и формами организации. В настоящем разделе мы рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания. Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен. ... понятием в педагогике будущего». И в этой системе - не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив единомышленников, создающий систему и развивающий ее. Физическое воспитание - ...

Педагогика школы, Педагогическая отрасль высшей школы, Педагогика «третьего возраста» (андрагогика)

Коррекционная педагогика

Коррекционная педагогическая наука

Среди её ответвлений выделяют:

  • сурдопедагогика ­­— процесс обучения, воспитания глухих и слабослышащих;
  • тифлопедагогика изучает учебные методики для слепых и слабовидящих;
  • олигофренопедагогика занимается воспитанием и обучением детей с умственной отсталостью и с задержками умственного развития;
  • логопедия исследует процессы нарушения речевых возможностей ребенка.

Предметные дидактики

Предметные дидактики исследуют методы, подходы и способы обучения различным учебным дисциплинам.

История педагогики и образования

эволюционного развития

В истории педагогики и образования выделяют функции :

  • раскрывает историю обнаружения проблем образования и пути их решения;
  • является критерием подлинности педагогических теорий и маяком в формировании новых подходов;
  • показывает путь, пройденный наукой для накопления определенного опыта;
  • поясняет процесс образования и преобразования учебных традиций;
  • отслеживает взаимовлияние и взаимосвязь педагогических концепций, теорий в разные исторические периоды.

Социальная педагогика

Социальная педагогическая отрасль изучает социальную сторону воспитания людей всех категорий. В её состав входят следующие разделы :

  • социально-педагогическая виктимология;
  • социология воспитания;
  • теория социального воспитания;
  • философия социального воспитания;
  • методика социального воспитания;
  • психология социального воспитания;
  • экономика и менеджмент социального воспитания.

Специфика современной социальной педагогики проявляется в гуманистических концепциях, общем уважении как учителя, так и ребенка. Наука нацелена на решение сложных вопросов социальной помощи людям, поддержание уровня развития социума, заботу о нравственном здоровье, формировании моральных ценностей в подрастающем поколении. Социальный педагог помогает человеку совершенствовать себя в моральном и духовном плане, оттачивать личностные качества.

Исправительно-трудовая педагогика

перевоспитания

перевоспитания

исправление

Сравнительная педагогика

Сравнительная отрасль рассматривает особенности деятельности и развития систем образования и познания в других странах, выявляет их сходства и отличия.

9 стр., 4137 слов

Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение

... общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. ...

заимствования зарубежного опыта

Выделяют разные подходы:

  • конкретно-исторический;
  • культурологический;
  • этнопсихологический;
  • комплексный;
  • объективный.

Задача сравнительной педагогики состоит в изучении предпосылок и особенностей кризиса образования, выделения характерных черт проявления в разных странах для того, чтобы создавать прогнозы кризисных моментов и ослаблять их последствия.

Отраслевая педагогика

профессии или социальной категории

  • семейная;
  • правовая;
  • профессиональная (военная);
  • культурно-просветительной работы;
  • спортивная.

Подробнее остановимся на двух видах:

  1. Педагогика среднего специального образования. Развитие отрасли базируется на школьной и вузовской педагогике.
  2. Производственная педагогика исследует:
  • особенности воспитательного процесса работающих ­­— необходимы для освоения студентами рабочих процессов;
  • переподготовка на новые производственные технологии вследствие модернизации оборудования;
  • повышение квалификационного уровня работающих ­­— на каждом предприятии обязательным является регулярное прохождение переаттестации, повышение профессионального уровня;
  • переквалификация рабочих на новые профессии.

Лечебная педагогика

медициной

Разделы педагогики и их функции

Педагогика в своем развитии тесно связана социально-экономической общественной жизнью, научно-техническим прогрессом, что способствует возникновению и ответвлению новых отраслей науки. На базе разных сторон педагогического процесса выделяют несколько разделов педагогики:

  • дидактика;
  • методология;
  • теоретическая педагогика;
  • практическая педагогика.

Дидактика

теоретической базы знаний

Методология

Базовыми для данного раздела являются научно обоснованные идеи, определяющие суть педагогической работы и самоидентификацию субъектов процесса в условиях изменчивого социума.

Теоретическая педагогика

постижение истины

Практическая педагогика , Технология

Какие дисциплины не являются отраслями педагогики

не являются

  • эстетика;
  • гигиена детей и подростков;
  • биология;
  • анатомия.