По профессии «Социальный работник» «Имидж социального работника»

Курсовая работа

Формирование имиджа индивида требует основательной подготовки и постоянного совершенствования. Понятие «имиджа» включает естественные свойства личности, оно также связано с внешним обликом и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом.

Проблема имиджа актуальна и для сферы социальной работы. Дальнейшая карьера социального работника зависит от многих факторов, таких как: речевое и экспрессивное поведение личности; внешний облик (социальное оформление внешнего облика); ситуации взаимодействия (компетентный подход к решаемым проблемам, вопросам).

Цель работы, Задачи работы

  1. определить сущность и значение имиджа для успешной профессиональной деятельности

  2. рассмотреть формирование имиджа социального работника

Степень актуализации темы: Разработки в области имиджа начались в Западной Европе, Северной Америке и Японии с 1950-х гг. Л. Браун считала, что необходимо располагать к себе людей – это является залогом успеха.

Б.Джи разделял имидж на внешний и внутренний имидж – оба эти понятия взаимосвязаны.

Исследование проблемы имиджа социального работника приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех отраслях жизни нашего общества. В современных условиях особое значение для эффективной деятель ности социального работника имеет профессиональная компетентность специа листа, включающая в себя социально-педагогические, социально-психологи ческие и другие характеристики личности. Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным, что является особо актуальным при организации со циальной работы с осужденными. Обладая мощным психотерапевтическим эф фектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым ка чествам человека. В связи с этим актуальной становится проблема его целена правленного формирования у специалистов социальной сферы.

9 стр., 4155 слов

«Имидж работника социальной сферы» материал

... государственной власти на местах на основе социальной защиты различных групп, слоев и личности. Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления работы социального работника: 1) социальный работник изучает личностные особенности своих клиентов, условия, ...

Главная функция имиджа — приведение действий социального работника в соответствие с ожиданиями клиента. В этой связи важнейшей составляющей имиджа является стиль поведения социального работника, обусловленный со вокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и инте ресами. Стиль поведения социального работника оказывает решающее воздей ствие на ту систему отношений, которую он формирует. От нравственных ка честв личности социального работника зависит, сможет ли он войти в доверие к клиенту, для того, чтобы совместными усилиями разрешить возникшую про блему. Социальный работник как специалист может вообще оказаться профес сионально несостоятельным, и его знания и навыки окажутся не востребован ными, если его клиент почувствует полное равнодушие к себе и своей судьбе или неприязнь. При этом особое значение имеет степень сформированности личностных качеств социального работника.

Таким образом, основной целью формирования имиджа является модели рование способа восприятия социального работника клиентом, при котором он органично вписывается в систему ожиданий клиента.

1.Сущность и значение имиджа для успешной профессиональной деятельности

Имидж – 1)сложившееся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. 2) искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. 2

Понятие «имидж» в наиболее частой трактовке близко к известному греческому слову «харизма», которое в Древней Греции означало одаренность, авторитетность, мудрость и святость. Люди, обладающие совокупностью подобных качеств, во все времена обладали силой влияния на окружающих, поэтому руководителей, наделенных харизмой, обычно называли харизматическими лидерами.

Позднее формируется понятие имиджа, изначально относившееся к личности. Имидж личности связан с внешностью, поставленным голосом, умением держаться и выступать перед публикой, вести диалог и т. д.

Разработки в области имиджа начались в Западной Европе, Северной Америке и Японии с 1950-х гг. Сначала имидж сводился к довольно ограниченному набору элементов популярного стиля в сочетании с единым стандартом общества. Присутствовала и вербальная составляющая. В основном целью формирования имиджа в этот период являлось придание уникальности личности в глазах общественности. С 60-х гг. термин «имидж» вновь возникает, как основное средство психологического воздействия на окружающих людей. Позже понятие имиджа прочно вошло в политическую и общественную жизнь.

Американская исследовательница имиджа Л. Браун считает, что «профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни…»

4 стр., 1648 слов

Социальная защита работников

... для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны. 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ РАБОТНИКОВ Стабилизация экономики, рост конкурентов заставляет руководство компаний пересматривать свою ... Производительность в системе мотиваций приобрела тесную взаимосвязь с социальной защитой работников и стабильностью кадрового состава. Ключевыми моментами здесь стали заработная ...

В работе Б. Джи концептуально освещены вопросы имиджа: «Разделив термин «имидж» на понятия внешнего и внутреннего имиджа мы выведем еще одно следствие: внешний имидж обязательно должен соответствовать внутреннему имиджу. Если в понятие внешний имидж вкладывается понятие общественное мнение, то под внутренним имиджем следует понимать, то, что человек должен соответствовать своему статусу в обществе (мораль, поведение), не переступать за грань допустимую тому имиджу, которому соответствует человек.

Отечественные разработки в области имиджа находятся в начальной стадии. На теоретическую разработанность проблемы имиджа в России оказали влияние определенная самоизоляция отечественной науки от мировой на протяжении долгого времени, объективные трудности, связанные со сложностью и многоаспектностью имиджа. Термин «имидж» в российском лексиконе начал активно использоваться примерно с середины 90-х гг. прошедшего века. Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в отечественную литературу был О. Феофанов, в своей работе он рассматривает имидж, как основное средство психологического воздействия на социум.

Г. Почепцов в своей работе, рассматривает вопросы, связанные с построением и управлением имиджем, а также его влиянием в различных контекстах. Акцентируется внимание на значительном повышении роли имиджа в современном обществе. Разработке методик имиджа.

Понятие имиджа и имиджмейкинга тесно взаимосвязаны: имиджмейкинг – совокупность технологий и техник, элементов и операций, предназначенных для реализации задачи по формированию имиджа объекта (человека, предмета, явления) . Имиджмейкингом являются технологии формирования имиджа.

Создание положительного имиджа и высокой репутации является сложным и длительным процессом, главным условием которого является активность индивида. В настоящее время реальными становятся потребности в выделении в массе себе подобных, завоевании определенной известности, приобретении репутации, обеспечении финансового успеха и положительного имиджа индивида.

Вывод: имидж является неотъемлемой частью современной культуры. Из-за стремления индивидов к успеху в профессиональной деятельности, социуме и т.п. изучение имиджа является актуальной проблемой в настоящее время. Не каждый человек может свободно менять свои привычки, устои поведения, внешний вид (фигура, одежда, манера общения и т.п.) и т.д.Но из-за потребностей общества и амбиций многие индивиды обращаются к специалистам и самостоятельно «корректируют себя» для поддержания или обретения социального статуса.

2. Формирование имиджа социального работника

В современных условиях особое значение для эффективной деятельности социального работника имеет профессиональная компетентность специалиста, включающая в себя социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики личности. Сюда мы относим и понятие «имидж». В педагогической науке это понятие стало рассматриваться сравнительно недавно. Имидж социального работника вследствие новизны этой профессии в нашей стране еще не успел сформироваться. Вместе с тем трудно переоценить значение этого фактора в профессиональном общении, где резко возрастает роль самопрезентации. Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека. В связи с этим актуальной становится проблема его целенаправленного формирования в этих условиях подготовки будущих специалистов.

13 стр., 6144 слов

Социальные проблемы людей пожилого возраста и основные подходы к их решению

... два раздела (первый раздел «социальные проблемы пожилых людей»; второй раздел «основные подходы к решению социальных проблем пожилых людей»), заключение и список использованных источников. Раздел 1: социальные Проблемы людей пожилого возраста 1.1Пожилые люди как социальная группа Одна из тенденций, наблюдаемых ...

Профессиональный имидж социального работника входит в состав качеств, повышающих эффективность его деятельности. Социальная работа существовала в человеческом сообществе в виде помощи и взаимопомощи испокон веков, опираясь на общечеловеческие духовные ценности. Гуманистические христианские традиции России заложили основу социальной работы на личностном и общественном уровнях в виде благотворительности.

В процессе своей эволюции она прагматизировадась, отходя от своих истоков духовности, но тем неменее ее определение сейчас представляется как милосердие + умение.

Именно милосердие как состояние души человека — социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле .

По мнению Холостовой Е.И. не каждый человек может стать социальным работником. Определяющим критерием является система его духовных ценностей. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что роль личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии. Одни отзывчивы к детям, другие наоборот более чувствительны к людям пожилого возраста. Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и придти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности .

Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области, формирования их имиджа. Понятие «имиджа» включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом.

3 стр., 1461 слов

Социальная деятельность организации

... заданном объеме, осуществление других, необходимых для этого видов деятельности. Социальная деятельность организации — это деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий гуманизации труда ... чтобы обеспечить раскрытие в профессиональной деятельности индивидуальных особенностей работника; демократия — самоуправление и участие работников в распределении прибылей и инвестиционной ...

Понятие имиджа многослойно и создается из разных слагаемых. Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний. его путь — вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенствованием.

Второе — профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Эта позиция нашла свое отражение в работах И.Атватера «Я Вас слушаю», Л.П.Примака. «Общение с собой». Тем более это касается социального работника.

Важнейшим качеством является гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. Именно благодаря гуманитарным знаниям человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.

Формирование духовных потребностей личности является важнейшей задачей социального работника. На протяжении многих веков центрами социальной помощи были церкви и монастыри. В них и под их руководством люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему, очищать и возвышать душу. Духовность характеризуется добрым отношением к другим людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость или горе. Ныне социальная реальность порождает новые механизмы общения людей, самосовершенствования. Такими механизмами являются психотехники. Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология — это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

В силах социального работника решать задачу формирования духовных потребностей личности и прежде всего самосовершенствования. Во многих философских и мистических учениях, у Сократа. Гурджиева, Кришнамурти, будистов, Лаоцзы подчеркивается, что самонаблюдение и самопознание являются необходимым шагом на пути духовного развития.

В зависимости от содержания задачи меняются способы и виды работы с собой. Наиболее распространенны:

а)Самоисповедь — полный внутренний отчет перед собой о самом себе. Выразить «наболевшее» в словах, высказаться прямо и бесхитростно издавна считалось одним из действенных способов избавления от тягостных мыслей.

Сознательное формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, т.к. задействует механизмы интеллектуального и морального контроля, духовного очищения.

29 стр., 14474 слов

Совершенствование имиджа дошкольной образовательной организации

... 2. Охарактеризуйте основные механизмы целевого формирования имиджа дошкольной образовательной организации. 3. Представить особенности построения имиджа дошкольной образовательной организации. 4. Проанализировать образ БМАДОУ ... репутация в результате развития имиджа дошкольного учреждения. Потребность в создании позитивного имиджа дошкольной образовательной организации определяется рядом факторов: ...

б)Самоубеждение — это принцип коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов. Основой процесса являются умственные операции рационализации системы мотивов поведения, заключающиеся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.

Заключение

Имидж представляет собой образ и способ самопрезентации, выступающий как инструмент саморазвития, как средство решения личностных и профессиональных проблем, выступает как фактора эффективной профессиональной деятельности.

Имидж является неотъемлемой частью современной культуры. Из-за стремления индивидов к успеху в профессиональной деятельности, социуме и т.п. изучения имиджа является актуальной проблемой в настоящее время. Не каждый человек может свободно менять свои привычки, устои поведения, внешний вид и т.д.

Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области, формирования их имиджа:

  1. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Эта позиция нашла свое отражение в работах И.Атватера, Л.П.Примака,Н.А. Добролюбова

  2. Важнейщим качеством является гуманитарная образованность социальных работников — позиция Достоевского

  3. Каждый социальный работник должен быть психотехнологом

  4. Стремление к самосовершенствованию. Эта позиция нашла свое отражение в работах Сократа. Гурджиева, Кришнамурти, буддистов, Лаоцзы. Самосовершенствование в свою очередь разделяется на : а) самоубеждение б)саморегуляцию

Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации, саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.

Как было уже сказано, имидж – это то впечатление, которое создается у окружения; зависит от того, как согласованы все детали образа объекта. Понятие «имидж» также включает в себя то впечатление, которое производят действия, результаты коммуникации объекта со средой. Под имиджем понимают устойчивую, социально производимую и воспроизводимую модель восприятия и оценки объектов и явлений. Поэтому важно рассмотреть характеристики имиджа профессии с позиции ее практической конструируемости и управляемости. Выстроенный имидж сводит множество до конкретного набора свойств и качеств – целостной модели, позволяющей идентифицировать объект1 . Имидж изначально социален. Его структура задается свойствами, которые маркируются обществом как важные, значимые. Имидж является продуктом общественного сознания, хо- тя может принадлежать и отдельному человеку (правда, только тогда, когда он рекурсивен социальной модели, – в противном случае речь идет об индивиду- альном восприятии и соответственно об образе)2 . В теории связей с общественностью в структуру имиджа включаются та- кие компоненты, как внешний и внутренний имидж объекта имиджирования. Внешний имидж профессии ориентирован на общественное окружение и включает в себя три уровня: имидж учреждений социального обслуживания у клиентов – представления различных социальных групп клиентов относительно услуг, которые оказывают учреждения социального обслуживания; имидж органов социальной защиты у общественности – представления широкой общественности о целях и роли органов социальной защиты, в том числе управлений соцзащиты, возглавляемых Министерством социальной защиты, учреждений социального обслуживания, а также профессионалах, которые там работают

23 стр., 11437 слов

По педагогике : «ИМИДЖ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ...

... гуманистической педагогики , вторая – подробному раскрытию понятия «индивидуальный педагогический имидж». Приложение представляет собой разработку тестов по формированию «индивидуального имиджа» на различные темы. Мы считаем, что данная исследовательская работа ... человека критерием оценки социальных институтов, а ... Имидж педагога как средство реализации гуманистической концепции образования». Объект ...

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/kursovaya-na-temu-problemyi-professionalizma-v-sotsialnoy-rabote/

  1. Аверченко Л.К. Психология управления/ Л.К. Аверченко –Н,: Новочеркасск, 2004. С. 450

  2. Браун Л. Имидж – путь к успеху/ Л. Браун – СПб.: Питер Пресс,1996. – С. 9

  3. Джи, Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение/Б. Джи – М,: КрипС, 2009. – 357 с.

  4. Жерлыгин С. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИМИДЖУ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА//http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/image_wse/imidzhelogija_sdacha_rabot/356.html

  5. Кордуэлл, М. Психология А-Я: Словарь справочник/ М. Кордуэлл – М,: ФАИР-ПРЕСС,2009 – С. 134

  6. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка/ сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб,: Норинт,2008 – С. 347

  7. Кайгородова Л.А Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника//http://refs.su/refssu-1287.htm

  8. Панасюк, А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь/ А.Ю. Панасюк – М.: РИПОЛ классик, 2007. – С. 768

  9. Примак Л.П. Общение с собой/ Л.П. Примак — М.,Видс,2011, С. 182

  10. Почепцов, Г. Имиджелогия/ Г.Почепцов – М,:Рефл-бук,2006. – 576 с

  11. Феофанов, О. США: реклама и общество/ О. Феофанов – М,:Наука,2014. – С. 360

  12. Холостова, Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника/Е.И. Холостова — М.,Юристъ,2013. — 330 с

    12 стр., 5681 слов

    Профессиограмма социального работника

    ... выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, ... деловые, личные качества).[11]. Профессиограмма Мы же будем использовать следующее определение: Профессиограмма История появления профессиограммы. Профессиограмма имеет длинное прошлое, но ...