Роль социальной работы в формировании социального благополучия людей: церковный аспект

Актуальность исследования обусловлена тем, что социальная работа возникла и утвердилась с целью удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан. В общественной жизни большинства стран мира социальная работа играет важную роль в поддержке самых разных групп населения. В своем развитии социальная работа приобретает сущностные признаки технологии содействия формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил человека.

В современных условиях социальная работа прошла несколько этапов становления и развития. За это время создана государственная система центров социальных служб для молодежи, людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и пр., возникли различные службы, инициаторами которых стали как государственные структуры, так и общественные организации. Постоянно растет количество научных исследований по этой проблематике, выходят издания, в которых представлен как зарубежный, так и национальный опыт, теоретические и практические наработки. Регулярным стало обсуждение различных вопросов социальной работы на международных, национальных, региональных конференциях, семинарах, «круглых столах». Значительной составляющей процесса становления и развития социальной работы в России продолжают оставаться проекты и программы социальной направленности, осуществляемые с помощью международных организаций.

Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе функционирования общества в современных быстро изменяющихся условиях не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Именно этим обусловлена непосредственная связь социальной работы и социального благополучия людей.

Сегодня большинство людей непосредственно связывают понятие «социальное благополучие» с предоставлением социальных услуг со стороны органов власти различного уровня. Именно технологии социальной работы являются залогом обеспечения социального благополучия населения. При этом если подобная связь явно прослеживался в СССР и других странах социалистического лагеря, то только относительно недавно правительства большинства западных стран взяли на себя ответственность за социальное благополучие. Связано это было с практической реализацией концепции социального государства после Второй мировой войны. К этому же большую часть своей истории люди сами были ответственными за свое благополучие, имея возможность получать поддержку преимущественно только от своих семей. Они пытались решать свои проблемы через их собственные усилия, и через тяжелую работу стремились заработать средства, необходимые для удовлетворения своих социальных потребностей.

6 стр., 2589 слов

Строение психической деятельности человека

... экстериоризация, т.е. обратный переход. Таким образом, мы приходим к выводу, что психическая деятельность человека имеет сложную структуру и имеет внешние и внутренние компоненты. 2. Общественный труд как вид ... С.Л. Рубинштейн в своих работах говорил о том, что труд нельзя считать только психологической категорией. Нужно брать в расчет, что это и социальная категория. Труд - предмет ...

Однако следует признать, что вместе с семейной поддержкой исторически также развивались другие ее формы. Подобно тому, как в большинстве культур традиции требуют социальной поддержки относительно семьи, родственников и даже соседей, так точно основные мировые религии определяют милостыню как обязанность верующих, а в некоторых случаях эта обязанность превратился в сложную систему благотворительности по отношению к неимущих.

Многие исследователи признают, что религиозная благотворительность способствовала появлению до девятнадцатого века высокоорганизованного подхода к обеспечению минимального уровня жизни многих людей, имеющих потребность. В свою очередь организована благотворительность способствовала появлению профессиональной социальной работы, а также стимулировала привлечение государства к обеспечению социального благополучия. В современных условиях актуально, какой же все-таки подход к обеспечению социального благополучия является лучшим.

Среди ведущих научных сотрудников, которые занимались изучением проблематики социальной работы следует отметить М.В. Фирсова, Е.И. Холостову, А.И. Капскую, П.Д. Павленка, Г.Ф. Нестерову и др.

Такие ученые как С.И. Григорьев, Е.И. Холостова, М.А. Гулина, Н.Ф. Дементьев, И.Г. Зайнышев, Л.А. Кайгородова, А.А. Козлов, Е.Г. Лозовская, Г.Ф. Нестерова, П.Д. Павленок, М.В. Ромм, Е.И. Холостова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки о помощи человеку в проблемных жизненных ситуациях. Предметное поле теории социальной работы, следовательно, формировалось как в рамках мирового опыта познания и социальной практики в этой сфере, так и в русле изучения специалистами особенностей функционирования и развития социальной сферы в России.

В трудах многих отечественных и зарубежных ученых, в частности, Н.В. Боровской, В. Дж. Брауна, В.А. Бурко, Л.Г. Воронина, А.А. Давыдова, Г. Парсонса, Я.В. Рейзма и др. изложены аргументы в поддержку того или иного конкретного подхода к определению социального благополучия. Однако в основном в этих работах изложены аргументы в поддержку того или иного конкретного подхода, но не рассмотрена взаимосвязь социального благополучия с технологиями социальной работы.

Объект исследования — церковное социальное служение как вид общественной деятельности, направленный в т.ч. на формирование социального благополучия людей.

Предмет исследования — взаимовлияние социального благополучия людей и течения их духовной жизни.

Цель исследования — рассмотреть роль социальной работы в формировании социального благополучия людей.

Задачи исследования:

  • Охарактеризовать социальную работу как особую форму общественной деятельности.

Сформулировать понятие социального благополучия (что Вами уже выполнено в курсовой за 4 курс).

  • Отразить технологии социальной работы и их МЕСТО в формировании социального благополучия людей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили современные подходы теории социальной работы к проблемам теоретической идентификации социальной работы и технологий социальной работы (М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, А.И. Капская, П.Д. Павленок, Г.Ф. Нестерова и пр.).

3 стр., 1449 слов

Социальное государство и социальное благополучие

... не воспринимают происходящее как должное. Поэтому такие люди любят работу, которую выполняют изо дня в день. Социальное благополучие Мы часто недооцениваем то, как влияет на наше благополучие ближайшее окружение. Наши ... Наши исследования показывают, что восприятие социального благополучия различными общественными группами имеет сложную цепь опосредовании и детерминаций. Результаты обследования ( ...

Реализация задач исследования осуществлялась путем комплексного использования общенаучных и специальных методов: логического, этимологического и сравнения — при углубленном анализе понятийного аппарата и формировании теоретической базы исследования; анализа и синтеза — для осмысления отдельных вопросов проблем социального благополучия и технологий социальной работы; категориального анализа — при уточнении таких понятий, как «социальная работа», «технология социальной работы», «социальное благополучие» и пр.; сравнительного анализа — при изучении источников по проблематике исследования, анализа и обобщения — для теоретического обоснования результатов исследования.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

I. СоциальнАЯ РАБОТА как особая форма общественной деятельности

1 Понятие и сущность социальной работы

Социальная работа как организованная общественная деятельность появилась в России сравнительно недавно. Появление социальной работы было вызвано масштабными изменениями в нашем обществе, связанными с социальным кризисом и, как следствие этого, появлением уязвимых групп населения, нуждающихся в профессиональной помощи и поддержки — и не только материальной. Социально-экономический кризис сопровождался идейным: разрушались идеологические принципы и догмы, привычные для общества, происходила утрата чувства внутренней определенности и стабильности.

В течение непродолжительного периода существования социальной работы в России можно наблюдать возрастающий интерес к ней. Об этом свидетельствует не только создание большого количества общественных организаций, предлагающих услуги по решению социальных проблем различных групп населения, но и возникновение почти тридцати кафедр, где готовят социальных работников. Сейчас уже мало кто сомневается в том, что социальная работа необходима в любом обществе, — а не только в том, где существуют сложные социально-экономические проблемы. Ведь она является одной из самых распространенных профессий в развитых странах Европы и Северной Америки.

Социальная работа относится к числу профессий, которые возникли и развиваются на основе заказа общества по созданию системы социальной помощи населению. История создания и формирования основных подходов, целей, принципов, методов и технологий социальной работы древняя и основывается на постепенном развитии и совершенствовании представлений общества и отдельных граждан о содержании, структуре, особенностях человековедческой деятельности. Система социальной помощи прошла путь от филантропического подхода в поддержке социально уязвимых слоев населения, людей, попавших в сложную жизненную ситуацию вследствие социальных или личностных проблем, до появления такого вида профессиональной помощи, как социальная работа, предназначенная не только создавать необходимые условия для социального обеспечения граждан, но и для развития их возможностей и умения выстраивать свою жизнь, мобилизации внутренних ресурсов в преодолении жизненных кризисов.

4 стр., 1905 слов

Формы социальной — культурной деятельности

... континууме -- прошлом, настоящем и будущем. Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 2.1 Понятие формы социально- культурной деятельности Форма социально-культурной деятельности (СКД) - внутренняя структура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и ...

Процесс становления социальной работы как вида профессиональной деятельности начался в начале XX ст. в странах Западной Европы и США. Попытка научно-теоретического осознания различных форм социальной помощи делалась уже в XIX в. как в нашей стране, так и за рубежом. Это нашло отражение и в работах, касающихся социальной жизни (условий формирования и реализации жизнедеятельности, свободы и равноправия, справедливости), и в конкретных направлениях социальной работы в современном понимании.

Исходя из того, что социальная работа сначала начала формироваться как общественная профессиональная деятельность без серьезной теоретической базы, можно отметить, что социальная работа зародилась как прикладная наука. Теоретическое осознание, обобщенная систематизация научных знаний о социальных процессах и явлениях, прогрессивные подходы по социальной поддержке личности в сложной жизненной ситуации определялись на основе эмпирических данных, фактов практической деятельности и опыта работы организаций и учреждений сферы социальной защиты населения, социальных служб, образования, специализированных учреждений.

При формулировании определений социальной работы как науки, теории, практической деятельности учитываются такие аспекты, как ответственность за проблемы общества; балансирующий характер общества, воспитание определенной социальной позиции по ближнему; прикладная теория христианства, особенности демократии. Целеполагание социальной работы зависит от социального регулирования в обществе, интеграции в общество отдельного человека, восстановления социальной значимости маргинальных, непривилегированных слоев населения, выявления христианских принципов, гармонии взаимоотношений в обществе как залога спокойствия общества, прагматических навыков демократии.

Среди ученых нет и сегодня единого мнения относительно определения социальной работы как науки. Так, по мнению автора учебника «Основы социальной работы» «социальная работа представляет сферу деятельности человека, функция которой предстает в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности».

По мнению А.А. Козлова, социальная работа как наука — сфера деятельности личности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, это одна из форм общественного сознания, включающая как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; освещения отдельных отраслей научного знания, касающиеся системы социальной защиты населения и поддержки личности в сложной жизненной ситуации. Непосредственная цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений социальной действительности, составляющих предмет ее изучения на основе законов, которые она открывает.

В научной литературе теория социальной работы определяется как:

логическое обобщение опыта общественной жизни, основанное на глубоком изучении сущности изучаемого явления и раскрывающее его закономерности,

комплекс взглядов и идей, которые дают возможность истолковывать и объяснять факты,

сама форма научного знания, которая дает целостное отражение важнейших связей определенной области действительности.

6 стр., 2666 слов

Клиент-центрированная терапия К. Роджерса

1. Основные понятия клиент-центрированного подхода «Поле опыта», «самость», «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации». Поле опыта ... можно рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность», «психологический климат». Эмпатия - особое отношение психолога к клиенту, при котором последний ...

Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат.

Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Социальная работа направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы.

Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

Социальная работа — это профессиональная практика, которая основывается на системе соответствующих теоретических знаний. Она имеет целью обеспечение гуманизма и социальной справедливости путем активизации и поддержки наименее защищенных групп и членов общества и противодействия факторам социального исключения.

Социальная работа является инструментом реализации социальной политики и может осуществляться через социальную диагностику, социальную коррекцию, социальную педагогику, социальную профилактику, социальную реабилитацию и другие механизмы.

Задачами социальной работы являются:

  • Расширение возможностей и самостоятельности клиентов в преодолении их жизненных проблем;
  • Установление связей клиентов с социальными службами и другими организациями, которые имеют необходимые ресурсы, оказывают соответствующие услуги;
  • Содействие развитию служб, которые отвечают потребностям клиентов, и влияние на формирование эффективной социальной политики.

Социальная работа как профессиональная деятельность выполняет такие основные функции:

  • Диагностическая — изучение, анализ и оценка жизненного поля клиента (индивида, группы, общества), оценка результатов, достигнутых в процессе работы;
  • Прогностическая — разработка последовательного плана решения проблемы клиента или социальной проблемы в обществе с учетом возможных альтернатив, перспектив и вариантов изменений;
  • Организаторская — деятельность социальной службы и ее работников относительно обеспечения взаимодействия всех участников и учреждений, привлеченных к работе с клиентом;
  • Коммуникативная — установление, продолжение и прекращение необходимых профессиональных контактов, обмен информацией;
  • Правозащитная — использование законов и правовых норм для обеспечения прав и интересов клиентов;
  • Превентивная — предотвращение возникновения негативных жизненных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
  • Корректирующая — конструктивные изменения в микросоциуме и системе жизнеобеспечения человека;
  • Социально-экономическая — удовлетворение материальных интересов и потребностей малообеспеченных клиентов;
  • Другие функции (правотворческая, исследовательская, учебная и тому подобное).

Согласно 3 статьи Конституции РФ, основными принципами социальной работы являются:

  • Уважение к достоинству личности: каждый человек является неповторимым и уникальным, что необходимо учитывать социальным работникам, не допуская ни одного проявления пренебрежения к клиенту. Каждый человек имеет право на самореализацию, которая не приводит к нарушению подобных прав других. Социальная работа несовместима с прямым или опосредствованным принуждением клиентов к любым действиям, даже в пользу клиента или его близкого социального окружения;
  • Приоритетность интересов клиентов: социальные работники направляют все свои усилия, знания и навыки на помощь отдельным гражданам, семьям, группам, сообществам и общинам для их совершенствования, а также с целью решения возникших конфликтов и преодоления их последствий;
  • Толерантность: социальные работники должны проявлять терпимость к разным эмоциональным проявлениям клиентов, при любых обстоятельствах сохранять равновесие, воспринимать проблемы и обстоятельства клиентов независимо от образа жизни последних, их поведения, социального и национального происхождения, пола и тому подобное;
  • Доверие и взаимодействие в решении проблем клиента: социальные работники сотрудничают с клиентами, пытаясь решать любые задачи, с которыми они сталкиваются, наилучшим образом с целью удовлетворения интересов клиентов;
  • способствуют добровольному участию клиентов в процессе предоставления социальной услуги, а также максимальной самостоятельности клиентов в решении их социальных проблем;
  • создают доброжелательную атмосферу общения с клиентом;
  • Доступность услуг: социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за защитой, поддержкой, консультацией или советом, без любой дискриминации на основании пола, возраста, физических или умственных ограничений, социальной или расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, имущественного состояния, сексуальной ориентации. Право на получение того или другого вида услуг гарантируется клиентам и регулируется соответствующим законодательством;

— Соблюдение норм профессиональной этики: социальные работники способствуют формированию и реализации мероприятий в пределах социальной политики, обеспечению благополучия человека, несут ответственность за развитие и использование профессиональных норм при решении практических задач социальной работы.

2 стр., 911 слов

Понятие социального благополучия и его обеспечение

... обеспечения своего социального благополучия. А для того, чтобы в регионах социальное благополучие во всех отраслях достигало значимых вершин, государству необходимо акцентировать внимание субъектов на результативность проводимой работы. Социально-обеспечительная ...

Таким образом, социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. Главной целью профессиональной деятельности специалиста по социальной работе считается забота о качестве жизни и раскрытия возможностей личности человека, семьи, общества.

социальный благополучие церковный молодежный

1.2 Социальная работа и социальное благополучие

В последние полтора десятилетия в стране был сделан существенный шаг по пути институционализации социальной работы как системы идей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и/или имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальной защиты, помощи и социальной поддержки. Поскольку именно социальная работа является одним из важнейших факторов социального благополучия общества, рассмотрим для начала понятие и составляющие социального благополучия общества.

5 стр., 2103 слов

Социальное неблагополучие жизни в рассказах Л.Н. Андреева о детях

... исполнителя. Социальное неблагополучие жизни с особой силой представлено в рассказах о детях. В наследии Л. Н. Андреева образы детей ... на Литераторских мостках Волкова кладбища. 1.2. Образы детей в произведениях Леонида Андреева Леонид Андреев - художник, которого трудно назвать детским ... поражение и при проверке силы любви к ближнему. «Жизнь человека», «Анатэма» и последующие за ними «Черные маски» ...

Ощущение социального благополучия связано с понятием субъективного благополучия человека.

Субъективное благополучие — понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности.

В понятие субъективного благополучия необходимо включать и конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество жизни (опять-таки во всех ее ипостасях), позволяют достигать высокой степени самореализации.

Благополучие личности представляет собой интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее в себе активное начало. Оно содержит все три компонента, психического явления, — когнитивный, эмоциональный, конотативный (поведенческий), и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения.

Благополучие общества — это прежде всего благополучие его членов. Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческого бытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны стать предметом деятельности специально подготовленных профессионалов — социальных работников.

Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с предоставлением разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое. В каждой ситуации, где нужна помощь, социального работника интересует актуальная или потенциальная проблема индивида. К числу основных проблем психологии социальной работы относятся вопросы:

  • психического здоровья отдельного человека;
  • психологического здоровья семьи;
  • проблемы их адаптации к различным изменениям в той или иной стадии жизнедеятельности;
  • психологические трудности воспитания детей и подростков;
  • основы взаимоотношений родителей и детей;
  • психологические условия предотвращения межличностных и межгрупповых конфликтов;
  • вопрос психологической помощи различным категориям населения;
  • психологический отбор, профессиональная ориентация и психологическая подготовка специалистов сферы социальной работы.

Социальная работа как практическая деятельность реализуется через взаимодействие социального работника с индивидом или какой-то общностью людей. Очевидно, что основные задачи социального работника в процессе оказания помощи непосредственно определяются необходимостью организовать и структурировать взаимодействие с клиентом таким образом, чтобы достичь взаимосогласованных целей и эффектных результатов социальной помощи.

Социальная помощь (защита) — забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Социальная помощь часто интерпретируется в более широком смысле, чем социальное обеспечение (включая, в частности, защиту на уровне членов семьи или членов местной общины).

7 стр., 3171 слов

Аристотель. Его жизнь, научная и философская деятельность

... всякий простой смертный. Но именно такой должна быть жизнь человека, умственная деятельность которого предназначена служить потомству и отдаленным векам. Жизнь Аристотеля служит живым выражением нравственного идеала, заключающегося в его ... что раньше посеял. Так поступил и сам Аристотель; большая часть его сочинений написана в Афинах в последние тринадцать лет его жизни. Это был такой труд, который ...

Этот термин иногда также используется в более узком значении, чем социальное обеспечение (включая только меры, ориентированные на наиболее бедных и наиболее уязвимых людей или социально изолированных членов общества).

Поэтому во многих ситуациях термины «социальное обеспечение» и «социальная защита» взаимозаменяемы.

Социальное здоровье населения характеризуется многими факторами (уровнем социализации, отношением к нормам и правилам, принятым в обществе, социальными связями с людьми и социальными институтами) и зависит от многих факторов, как на уровне социальных микросистем (семья, дошкольное учебное учреждение, школа, группа, класс), так и на уровне мезосистем (организации, функционирования которых обеспечивает быт, отдых и труд членов общества) и макросистем (популяция, этнос, общество).

Перечисленные факторы создают предпосылки социального благополучия человека, которое предусматривает «полноценные, здоровые отношения с близким (семьей) и дальним социумом (другие социальные организации), чувство безопасности, сбалансированность интенсивной деятельности (в том числе учебной, рабочей) и отдыха, веру в перспективность личностного и профессионального роста, материального достатка и духовного самосовершенствования».

Таким образом, понятие «социальное благополучие» учеными рассматривается как поликомпонентное образование личности, которое составляет определенную систему качеств и свойств личности, выступает в единстве трех компонентов: эмоционально-чувственного, мотивационно-ценностного, деятельностно-поведенческого.

Исследованиями педагогов и психологов доказано, что социальное благополучие человека во многом зависит от того, насколько он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его ощущения в ней. Для наиболее комфортного ощущения себя человеку необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Для мобилизации своих внутренних сил, резервов ему нужно пройти школу самопознания. Это особенно актуально для социально незащищённых слоев населения. Они должны достаточно точно и конкретно представлять свои возможности, чтобы адекватно ими пользоваться, адаптируясь к окружающей среде.

Понятие социального благополучия в целом имеет как объективные, так и субъективные аспекты, поэтому может быть определено как в дескриптивных (представленных в виде точного описания характера и последовательности каких-либо событий, явлений), качественных терминах, так с использованием эмпирических (основанных на опыте, изучении фактов, опирающихся на непосредственное наблюдение, эксперимент) показателей. Поэтому неудивительно, что в научном сообществе отсутствует консенсус относительно единого трактовки понятия социального благополучия. Подобные попытки предпринимаются постоянно, и, пожалуй, самый весомый вклад здесь внесли социологи, которые стремились и стремятся использовать в определении социального благополучия измеримые показатели, для чего применяют различные методы.

6 стр., 2575 слов

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

... 8. Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. - 2004. - №4. - С. 23-24 9. Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. - 2004. ... форма, которая помогает учителю детально анализировать свою профессиональную деятельность. Цель работы с формами по самооценке -- развивать в учителе осознанное, критическое отношение к ...

Один из таких методов основан на сравнении ключевых статистических показателей, или индикаторов, которые отражают социально-бытовые условия в разных сообществах и обществах (Н.В. Боровская).

Другой метод предлагает объединить различные подобные индикаторы в единый индекс социального благополучия (В.А. Бурко).

Кроме количественных методов рядом исследователей были задействованы и качественные (Л.Г. Воронин, И.А. Григорьева).

Так, была проведена серия социологических исследований в различных странах, регионах и сообществах, которые были направлены на выявление субъективного восприятия людьми социального благосостояния.

Но кроме социологического подхода, который является скорее эмпирическим, существуют и различные концептуальные подходы к определение социального благополучия. Обобщение ряда подобных подходов дает основание вывод, что социальное благополучие является производным от трех следующих составляющих: управляемость социальными проблемами, удовлетворение социальных потребностей, создания социальных возможностей.

Эти три составляющие касающиеся индивидов, семей, групп, сообществ и целых обществ. Таким образом, они должны быть присутствовать на различных социальных уровнях с тем, чтобы государство стало «государством всеобщего благосостояния».

Социально позитивная направленность ценностей социальной работы должна при всех обстоятельствах сохраняться в отношении всех членов общества.

Как социальный институт социальная работа должна всегда проявлять свою относительную самостоятельность вне зависимости от субъекта ее организации и не должна становиться проводником антигуманистических ценностей, направленным против человечности, трудовых слоев населения.

В условиях современной общественной ситуации в стране социальная работа не должна ограничиваться так называемой адресной (главным образом финансово-материального характера) помощью только людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ее объектом должен стать каждый человек независимо от физического, психического, экономического положения и социального статуса с момента рождения и до последних дней своей жизни.

Нетрудно предугадать, что место и роль социальной работы в формировании социального благополучия людей, несомненно, будут расти, она все больше будет выступать существенным фактором и критерием развития общества.

Социальная работа в России нуждается не только в общественном признании, но и в возведении ее на уровень общенациональной социальной политики сверху донизу относительно вопроса обеспечения каждому члену общества социального благополучия на принципах свободы и справедливости. Таким образом, формирование социального благополучия является необходимым условием развития здоровой личности. Социальная работа представлена как теория системной деятельности, которая органически присуща в наши дни человечеству, превратившись в важнейший социогуманный фактор его развития на пути всеобщего социального благополучия.

2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ и их МЕСТО в формированиИ социального благополучия людей, .1 Виды и формы технологий социальной работы

«Две противоположные тенденции характеризуют духовную ситуацию нашего времени — распространение натуралистических картин мира и растущее политическое влияние религиозных ортодоксий», — утверждает известный немецкий философ Юрген Хабермас. На смену секулярному обществу приходит постсекулярная эпоха, происходит возвращение религии в общественную и политическую жизнь, бурный рост новых, деинституционализованных форм религиозности. Религии вновь становятся субъектами мировой политики, предлагают свои проекты переустройства мира, политизируются и «социализируются». [2]

Святоотеческая традиция учит нас во всех делах иметь Евангельское обоснование для своей деятельности. В Древнем патерике, в одном из слов прп. Антония Великого об этом сказано так: «Что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании». [3]

И в Евангелии мы видим, что Господь, Который по собственному слову «пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние» (Мт.9:13) в дни Своего Земного служения общался с теми кто воспринимался как явный грешник и был отвергнут обществом, так что Его даже обвиняли: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мт.11:19).

Одного из таких мытарей Господь даже избирает для того, что бы сделать из него апостола. И в самом конце Евангельской истории Господь посылает учеников в мир, ко всем народам, крестить и учить, не ограничивая эту задачу какими-то социальными, временными или иными рамками. Эту миссию Церковь несет и доныне. Сегодня вокруг нас живут люди, никогда не слышавшие Божие слово, не знакомые с Евангельскими заповедями, не понимающие что такое Церковь и что она делает в этом мире. Это касается как взрослых, так и совсем молодых людей. Нам представляется очевидным, что нравственное оздоровление общества, возможно только тогда, когда человек обретает то знание о мире и человеке, которое заключено в Божественном Откровении — Библии. Именно тогда человек получает тот фундамент на котором можно строить свою жизнь. И особым откровением является Библейский взгляд на человека. Удивительным образом, Библейское воззрение на человека, оказывается в современном мире является актуальным.

Видение человека, таким его видит Церковь, есть таинственный образ Божий, ведь согласно Писанию «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1:27) И первый человек — Адам, и каждый, кто приходит в мир, несет на себе этот таинственный отпечаток Божества. Между тем дать четкое и всеобъемлющее определение понятия «образа Божия» в человеке достаточно проблематично. Ведь так же как Бог, Который, согласно апофатическому учению Церкви, выраженному, в том числе, и в евхаристической молитве свт. Иоанна Златоуста «неизреченен, недоведом, невидим, непостижим», так же и непостижим и Его образ — человек. «Образ Божий онтологически неопределим, можно говорить только об отображении совершенств Первообраза, или что тоже, о причастии Его благ» — учит свт. Григорий Нисский. [5]

«В душе нашей мы можем усмотреть: троичность ипостасий, единство стества, единовременность, нераздельность, несозерцаемость, нерожденность, рождение, исхождение, творчество, промышление, суд, творчество, промышление, неприкосновенность, бесплотность, нетление, неистребимость, бессмертие, вечность, необъяснимость, великолепие». В этом перечислении названы те божественные атрибуты, которыми наделена и наша душа. Конечно «это образ библейских типологий, а не абсолютного тождества». [6]

Также, по мнению святых отцов, в уже более определенных чертах, образ Божий находится в разумности, свободной воле, бессмертии души, господстве над творением, способности творить. Но человек есть существо как изначально духовное, так и психофизическое (дух — душа — тело), поэтому и тело тоже включено в понятие образа Божьего. Ведь стать человеком Бог благоволил еще прежде сотворения мира. «И потому — пишет о Христе Спасителе свщмч. Ириней Лионский, — Он и появился в последние времена, чтобы показать, что Его образ похож на Него». [7]

Антропологические взгляды Иринея Лионского имеют для нас особое значение, они как нельзя лучше подходят для теоретического обоснования церковной педагогической деятельности в среде подростков, и в частности, тех молодых людей, которых мы называем «трудными», или даже, говоря языком психологии и социологии, «деликвентынми», то есть совершившими правонарушения.

Вслед за апостолом Павлом Ириней Лионский учит что «Совершенный человек…состоит из трех — плоти, души и духа». При этом «дух спасает и образует; плоть соединяется и образуется, а средняя между этим двумя, т.е. душа, иногда, когда следует духу, возвышается им, иногда же, угождая плоти, ниспадает в земные похотения». [8] Комментируя эти слова прот. Иоанн Мейендорф пишет: «Предлагаемая Иринеем схема очень динамична, каждый элемент в ней несет свою особую функцию: духу принадлежит господство над телом, душа же подвижно располагается между ними; чем ближе к духу «поднимается» душа, тем более человек приближается к Богу, чем ниже она «спускается», тем ближе человек к животному. Когда св. Ириней говорит о Духе, его мысль ясно не различает между духом человеческим и Духом Божиим. Вполне вероятно, что он умышленно пользовался этим термином в обоих значениях сразу, не проводя четкой границы. Как бы то ни было, для Иринея не существует трудностей, связанных с общением между человеком и Богом. Дух в человеке есть не что иное как Дух Божий! Иными словами «образ и подобие» в человеке Богу следует представлять не в виде отражения или картинки, а в категориях единства, общей жизни, общения или участия». [9]

Такое понимание человека в современном богословии носит название «теоцентрической антропологии». Человек не предстает перед взглядом Церкви как автономное существо — человек зависит от Бога и человек приходит в мир для того, чтобы познавать Бога. А вне этого Божественного замысла человек не соответствует своему призванию.

И раз в центре жизни человека находится Бог, то несомненно и то, что подлинный воспитательный и образовательный процесс должен подразумевать духовную составляющую. Потому что без этого человек утрачивает свое, с точки зрения Церкви, уникальное призвание — быть образом Всевышнего Бога.

2.2 Влияние церковных технологий социальной работы на социальное благополучие через молодежную работу

Сегодня стало заметно, что православный приход значительно помолодел. Редко, особенно в городе, можно встретит храм, где средний возраст прихожан переступал бы за пенсионный порог. У современного человека этот факт не вызывает удивления, так как годы тотального богоборчества позади, оковы идеологического плена разрушены, и сегодня каждый, вне зависимости от возраста, социального положения или политических взглядов, без страха за свое будущее или будущее своей семьи, имеет возможность через приобщение к опыту церковной жизни задуматься о своем вечном предназначении, спасении души и полнокровно участвовать в церковной жизни.

Следует признать, что мотивировать свое воцерковление переживанием возможных загробных воздаяний больше склонны, по понятным причинам, люди преклонного возраста. Приближение к порогу вечности понуждает смотреть на внешнюю жизнь в прошедшем времени, концентрируя все свое внимание на жизни внутренней. В представлении же молодого человека жизнь оценивается в категориях будущего земного обустройства: образование, семья, карьера… Именно поэтому некоторые молодые люди, сочувствуя религиозным взглядам, тем не менее не считают необходимым «тратить свое драгоценное время» на церковный образ жизни.

Однако, как уже было сказано выше, среди нынешних прихожан все чаще и чаще можно видеть старшеклассников, студентов и молодые семьи. Видимо, причин, по которым молодой человек приходит сегодня в храм, значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. И задача священника попробовать во всем этом разобраться, войти в диалог и по необходимости помочь современной молодежи найти свое место в приходской жизни.

Для некоторых представления о православном приходе могут ограничиваться исключительно совместным присутствием на богослужении. В таком случае понятие христианской общины оказывается неполноценным, так как одна лишь молитва не дает возможности в полной мере ощутить причастность к общему делу спасения. Номинальная принадлежность к конкретному приходу не компенсирует возможное чувство отчужденности. Без деятельного внебогослужебного общения почувствовать себя полноценным членом христианской общины трудно.

Особенно остро это может переживать пришедший в храм молодой человек — недавний школьник или студент. Он еще не разучился жить и мыслить вне коллективного сознания, понуждающего его к постоянной деятельности, к сожалению, не всегда мотивированной добрыми намерениями. Современный пастырь должен помочь нынешней молодежи, неравнодушной к вопросам веры, направить свою энергию в нужное русло, найти свое место в приходской жизни, предоставив ей возможность послужить на благо Церкви через участие в общем деле.

Главное дело Церкви — спасение человеческой души, которое должно совершаться, по слову Христа, через служение ближнему. Поэтому одна из главных задач прихода заключается в организации деятельности, соответствующей главному принципу евангельского служения. Там, где эта задача уже успешно реализуется в виде просветительской, социальной или иной деятельности, недавно пришедший молодой человек может попробовать влиться в этот процесс. Также может появиться потребность в организации отдельного молодежного объединения, так как ровесники, движимые единой идеей, могут оказаться более способными к самоорганизации, а не успевший угаснуть или все еще пылающий юношеский задор, помноженный на искреннее желание принести пользу, может дать качественно иной результат.

При организации молодежной работы следует учитывать специфику каждой социальной группы: «Кому-то ближе дискуссионные клубы, кому-то спортивные состязания или иные практические мероприятия. Приходы должны держать в зоне внимания близлежащие учебные заведения любого типа: университет, техникум, профессиональный колледж, школу».[8, c.23]

Для решения задачи социализации на приходе разумно использовать те формы приходской деятельности, в которых ясно выражена воспитательная цель. Согласно [24, с.93] к таким видам деятельности относятся «миссионерско-просветительская, катехизаторская, культурно-образовательная (церковное образование и досуг) деятельность, приходская благотворительность (приходская диакония), комплексные виды деятельности».

Исходя из «Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви» [11], а также опыта общин различных приходов [7, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 23, 25] можно четко вырисовать реальные формы деятельности в работе с молодежью:

  • Катехизаторская деятельность:

1) Изучение Священного Писания и Предания

Приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь. Эта задача решается с помощью проведения внебогослужебных молодёжных собраний, кружков по изучению Священного Писания, а также путем создания условий для продолжительной беседы на духовные темы (подготовка к исповеди, причастию) с опытным в молодежных проблемах священником.

Совместная молитва, «молодежная» литургия, чтение акафистов, Псалтыри

Очень важны совместная молитва, совместное участие в богослужениях. Какие бы интересные, яркие площадки для встреч ни создавались, — если на них отсутствует совместная молитва, то не будет и основания, которое могло бы скрепить молодежь. На «молодежных» богослужениях, во время которых поют молодежные хоровые коллективы, ребята участвуют в богослужении, пономарят.

Лекции, беседы, круглые столы

Ни для кого не секрет, что на современную молодежь ежедневно обрушивается буквально лавина разнородной информации. В этом хаосе очень сложно сориентироваться без специальной подготовки, особенно в вопросах, касающихся духовной жизни. Отделить зерна от плевел самостоятельно для современного молодого человека — задача практически невыполнимая. Хорошим решением этой проблемы могут стать приходские православные семинары или курсы бесед для молодежи. Важно, чтобы эти занятия носили неакадемический, неформальный характер, лучше всего организовать их в виде совместного чаепития с участием священника. Необходимо тщательно продумать тематику встреч, чтобы обсуждать действительно значимые для молодежи проблемы (поиск смысла жизни и своего места в мире, вопросы семьи и брака, проблема «отцов и детей», современная молодежная культура и т. п.).

Поскольку семинары предполагают обсуждение серьезных духовных и психологических вопросов, активное участие священника в них является необходимым.

  • Миссионерско — просветительская деятельность:

Церковной молодежи зачастую нечем себя занять, хотя и желание реализовать на практике свои убеждения существует. Это отличный потенциал для миссионерской работы, для того, чтобы молодые люди несли в свою повседневную школьную и студенческую среду свет Евангелия и приводили своих друзей в Церковь. Но для этого надо не только быть верующими, но и занимать активную общественную позицию, быть носителями более сильной и живой культуры, созданной в церковной среде, на приходе, которая, по сути, могла бы стать альтернативой молодежной субкультуре и при этом быть адекватной обществу.

Издание книг, газет, журналов, интернет ресурсов, участие в работе газет, журналов, теле и радиопередач, обращенных к сверстникам

Еще одно очень полезное дело для небольшой группы ребят — это приходской пресс-центр. В нынешних условиях сверстать и заказать в типографии небольшой тираж приходского листка или газеты достаточно просто и материально необременительно для большинства приходов. Ребята могут брать интервью у настоятеля и прихожан, описывать приходские события, писать рассказы разного рода, обсуждать интересные проблемы, в том числе и острые. Эта творческая работа заставляет молодых людей глубже изучать церковные традиции, учит слушать и слышать других людей и с уважением относиться к их мнению.

Сотрудничество с государственными службами (Администрацией, полицией, пожарной частью, военными)

Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Благодаря такой деятельности укрепляются и связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном служении Церкви.

Сотрудничество с другими молодежными объединениями, участие в православных молодежных съездах, фестивалях, конференциях

  • Социальная деятельность:

Социальное служение

В современной жизни Церковь может предложить ребятам различные формы церковно-социальной деятельности. Примером могут служить здесь молодежные группы милосердия. Группа милосердия — это молодые люди, объединенные желанием помогать нуждающимся. Такие группы посещают в удобное время престарелых прихожан той церковной общины, к которой сами принадлежат, либо это может быть детский дом или дом инвалидов или иные социальные учреждения. Объем и характер оказываемой помощи зависит от уровня подготовки и реальной необходимости и может быть самый разнообразный — от помощи в покупке продуктов питания до уже профессионального, медицинского сестринского ухода. Эта форма работы очень сближает людей разных поколений и социальных статусов, помогает их взаимопониманию, формирует милосердное, внимательное и бережное отношение к окружающим людям.

Подготовка молодежи к созданию здоровой православной семьи, рождению и воспитанию детей

Эта работа очень важна, поскольку «подготовить людей к счастливой семейной жизни — значит подготовить к жизни вообще» [20, с.36]. Также это поможет «сделать счастливым следующее поколение людей, которые вырастут в религиозных семьях, окормляемых Церковью». [20, c.37] Например, в рамках ПМО «Колокол» существует семейный клуб. Его цель — помощь друг другу в создании крепкой семьи, как малой церкви. В семейный клуб входят молодые семьи, образовавшиеся в стенах молодежного объединения. В клубе развита взаимопомощь и взаимовыручка друг друга, проводятся общесемейные праздники.[13]

  • Досуговая деятельность:

Творческие вечера, школа ремесел

Все виды творчества приемлемы для верующего, лишь бы они были наполнены соответствующим духовным содержанием. И на приходах должны быть центры (кружки, школы, клубы — неважно, как они будут называться), где православная молодежь могла бы реализовывать свои творческие стремления и потребности. Готовые работы можно продавать на специализированных ярмарках, а собранные деньги вложить в благоустройство храма.

Спортивная, туристическая деятельность

В Концепции молодежного служения об этом виде деятельности сказано следующее: «Церковный приход не должен бояться организации такой работы, если она будет направлена не на соревнование, а на формирование характера молодого человека» [11].

Святейший Патриарх указывал на то, что необходимо «всячески поддерживать молодежь, занимающуюся спортом… Имеются в виду занятия физической культурой, которые обеспечивают выход преизбыточествующей энергии молодого организма, тренируют тело и дух…». По его словам, если дети будут получать спортивные навыки в общении с церковными людьми, то возможно «одновременно воспитывать их как физически развитых людей и как добрых христиан». Среди известных спортивных состязаний, объединявших московские молодежные объединения можно назвать такие как: «Ветка вербы», «Покровские старты», «Георгиевские старты».

Летний православный лагерь

В последние годы одним из самых динамично развивающихся направлений молодежной церковной работы является проведение летних молодежных лагерей. Организация лагерей требует значительных усилий и ответственности от прихода и настоятеля, но, с другой стороны, эта форма работы одна из самых эффективных. Устраивая лагерь, достигается сразу несколько целей — участники православного лагеря получают возможность длительное время жить насыщенной подлинной христианской жизнью, учатся общаться, нести ответственность друг за друга, много нового узнают о Церкви, ну и, конечно, отдыхают, занимаются спортом, участвуют в различных культурных и творческих мероприятиях. В практике приходов Московской епархии можно выделить несколько основных типов летних молодежных лагерей. Лагеря труда и отдыха, как правило, организуются на базе восстанавливающихся храмов, где ребята трудятся на реставрационных работах. Паломническо-краеведческие лагеря не стационарные, по сути — это туристический поход, целью которого является паломничество к какой-либо православной святыне. Военно-спортивные лагеря имеют целью духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи.

Паломничества, участие в реставрационных работах

Одной из серьезных задач многих приходов является проблема восстановления и реставрации здания храма. Наряду с работами, требующими участия профессионалов, немалый объем занимают работы, с которыми вполне могут справиться и непрофессиональные помощники. В этой ситуации именно призыв к молодежи зачастую приносит хорошие плоды. Возможность своими руками поучаствовать в восстановлении храма привлекает очень многих молодых прихожан. Ребята получают возможность изнутри увидеть, какие проблемы и трудности есть в их приходе, начинают чувствовать свою личную причастность к происходящему. Основное поле для деятельности — это уборка строительного мусора, приведение в порядок окружающей территории, неквалифицированная помощь профессиональным строителям в покраске, штукатурке, кладке и т. п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель — сформированы представления о влиянии социальной работы на социальное благополучие людей.

Социальная работа — это профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Как вид профессиональной деятельности социальная работа сформировалась на базе системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, социальных служб для молодежи, специализированных учреждений и учреждений. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. Главной целью профессиональной деятельности специалиста по социальной работе считается забота о качестве жизни и раскрытия возможностей личности человека, семьи, общества.

Социальная работа направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

Существенная значимость социальной работы — в ее побудительном, активизирующем характере, основанном на понимании того, что социальный работник не сможет прожить за клиента его жизни. Социальная деятельность предназначена найти позитивные сохраненные возможности личности, направить их в правильное русло, помочь ему осознать свою жизненную ситуацию и найти выход из нее.

Социальное благополучие выступает в качестве интегрального показателя роста материального благосостояния и качества жизни. Социальное благополучие населения является одним из предопределяющих показателей политико-экономической жизнеспособности общественной системы и реально показывает ее социальную продуктивность и историческую оправданность.

В современных условиях возникает необходимость совершенствования системы социальной работы, которая сможет адекватно обеспечить высокий уровень социального благополучия. Оно должно осуществляться в следующих направлениях:

.Совершенствование нормативно-правовой базы организации и функционирования учреждений социального обслуживания.

.Развитие научно-методических основ деятельности. Новые системы, инновации, международное сотрудничество.

.Укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания.

.Переход от сметного финансирования организации к финансированию установленного государством заказа.

.Достижение уровня социальных услуг, по объему и качеству соответствующего государственным нормам и стандартам социального обслуживания, обеспечивающий гарантированный государством уровень социальной защиты.

.Введение дифференцированных подходов к реализации права на социальное обслуживание в зависимости от потребностей и материальной обеспеченности граждан.

.Продвижение от централизованной системы социального обслуживания, в которой главенствует государство, к смешанным формам, где государственное обеспечение сливается и дополняется частными и общественными структурами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/duhovnost-kak-uslovie-sotsialnogo-blagopoluchiya-cheloveka-i-obschestva/

1.Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 2011. — 97с.

.Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»(с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

.Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995 в редакции от 25.07.2002 № 115-ФЗ, 10.01.2003 № 15-ФЗ.

.Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа 2004 г.)

.Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ.

.Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.

.Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ» № 122 от 22.08.2004 //. 05.09.2004.

.Боровская Н.В. Благополучие как социокультурный феномен : Дис. . на канд. филос. наук. — Тюмень, 2001. — 196 с.

.Браун В. Дж. Социальные неравенства и здоровье // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2009. — Том II. — Вып. 1. — С. 8-16.

.Бурко В.А. Социальное самочувствие в условиях трансформации российского общества : Автореферат дис. . канд. социол. наук. Пермь, 2010. — 19 с.

.Воронин Л.Г. Социальное самочувствие россиян//СОЦИС. — 2011. — №6. -С. 24-41.

.Григорьева И. А., Келасьев В. Н. Теория и практика социальной работы. СПб.: Питер, 2011. — 298 с.

.Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. Учеб. пособие для студ. вузов. 2-е издание доп., перераб. — М.: Издательский дом МАГИСТР — ПРЕСС, 2010. -164 с.

.Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер, 2010. — 395 с.

.Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение качества жизни. — М.: Наука, 2009. — 49 с.

.Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан — М.: ЦИЭТИН, 2009. -135 с.

.Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов / И.Г. Зайнышев — М.: ГИЦ ВЛАДОС, МГСУ. 2012. — 237 с.

.Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы. Учебное пособие для студентов заочного отделения факультета социальной работы. — Новочеркасск: Прайм, 2010. — 276 с.

.Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сборник научных очерков. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 224с.

.Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. — 230 с.

.Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России. — Волгоград: Наука, 2009. — 372 с.

.Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. — М.: Академия, 2009. — 312 с.

.Основы социальной работы Учебник. 3-е изд., испр. и доп. (Серия: «Высшее образование») (ГРИФ).

Под ред. Акмалова А.А., Павленок П.Д., Бабкин Н.И., ред., Аникеева О.А. — М.: Инфра-М, 2010. — 454 с.

.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. -М.: ИТК Дашков, 2011. — 568 с.

.Парсонс Г. Человек в современном мире. — М.: Академия, 2009. — 428 с.

.Рейзма Я.В. Качество жизни и общественное благо // Образ жизни в условиях перестройки (Динамика, тенденции, противоречия).

— М., 2009. — С. 75-103.

.Ромм М.В. Теория социальной работы: Учеб. Пособие. /М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. — 112 с.

.Социальная работа. Учебник. / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-н/Д.: Пресс, 2010. — 433 с.

.Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сервина. — М.: ИНФРА — М.: 2010. — 427 с.

.Социальная работа: история, теория и практика: Науч.-уч. — Метод. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и специалистов в области социальной педагогики, социальной работы / Харченко С. Я., Кратинов Н. С., Ваховский Л. Ц., Кратинова В. А., Песоцкая А. П., Покладов В. В. В 2 ч. — Ч. 1. — Луганск, 2009. — 158 с.

.Социология социальной работы: учеб. пособие / под ред. И.Г.Кузиной, Н.В.Осмачко. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2011. — 126 с.

.Справочник социального работника (под ред. Агапова Е.П., Шапинского В.А.) — М.: Феникс, 2010. — 336 с.

.Теория и методика социальной работы / под ред. В.И. Жукова, М., Аспект — Пресс, 2010. — 455 с.

.Технологии социальной работы / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 400 с.

.Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 240 с.

.Топчий Л.В. Возникновение теории социальной работы в России: научные пути и воззрения первых отечественных исследователей / Л.В.Топчий // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — №1. — С.8-17.

.Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2010. — 432 с.

.Холостова Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И.Холостова. — М.: «Дашков и К», 2009. — 692 с.

.Шанин Т.С. Социальная работа как культурный феномен современности / Т.Шанин // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / под ред. Ш. Рамон. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — С.18-43.