«Профессиональные заболевания педагогов»

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества» (Конфуций)

Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”

Так что же такое здоровье?

До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.

Но в 80-е годы 20столетия ВОЗ дает такое определение: “ Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия”

Таким образом, наше здоровье можно представить в виде

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию “здоровье”.

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учёные провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:

Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр. среда +50% образ жизни.

Проблема сохранения психологического здоровья педагога

Основная причина, побудившая взяться за данную тему – неблагополучное состояние здоровья современного педагога. Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово “долг” является ключевым.

Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане, Но есть в его деятельности своя специфика;

  • во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровье разрушающая;

  • во-вторых, мы наблюдаем, кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, “постарели”, так как молодежь все реже идет в педагогику.

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

50% – образ жизни

“Работа съедает”, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь об учителях. Даже наш продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: мы проводим его дома, на грядках, ремонтируя школьные кабинеты, на все остальное нужны средства и немалые…

12 стр., 5706 слов

Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями ...

... поколение переживает важнейший этап в своей жизни - семейной и внесемейной социализации. [35] Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)" в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ...

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя.

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Глава 1. Самые распространенные заболевания.

Большую часть рабочего времени мы отводим на работу с детьми, изредка к нам приходят за консультацией родители, педагоги же чаще всего остаются совсем без внимания психолога. Причины для этого бывают разные: где-то администрация не склонна к организации такого рода работы, где-то не хватает навыков психологу. А вместе с тем, проблема эмоционального выгорания существует не на словах. Ведь на долю педагога каждый день выпадает немало стрессовых ситуаций, при этом выразить свои переживания, отреагировать их – негде. Вот и копятся негативные эмоции внутри многие годы, а отсюда ощущение измотанности, бессилия, опустошенности.

Специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (педагоги, психологи, социальные работники и др.), испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении. При достижении определенного уровня напряжения организм начинает пытаться защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с клиентами.

«Психическое выгорание» – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. (В.Е.Орел) Явление выгорания с данной точки зрения рассматривается как проявляющееся в виде целого ряда симптомов, которые делятся на аффективные, когнитивные, физические и поведенческие. «Синдром эмоционального выгорания» — отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека. Существует более узкая трактовка феномена выгорания, в центре которой лежат эмоции и чувства человека. Эмоциональное выгорание, по мнению доктора психологических наук Бойко Виктора Васильевича, — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов и предпосылок – внешних и внутренних.

5 стр., 2404 слов

Культура здоровья педагога

... вовсе отсутствуют. Педагоги как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья, и эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Существует профессиональная подверженность нервным срывам, стрессам, синдрому ...

Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

  1. сердечно-сосудистые;

  2. желудочно-кишечные;

  3. нарушения опорно-двигательного аппарата;

  4. болезни крови;

  5. нарушение функции щитовидной железы.

По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

  • после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
  • после 15-ти лет стажа – 40%;
  • после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

  • миопия (близорукость);
  • ларингит;
  • синдром хронической усталости;
  • гиподинамия;
  • остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

  1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;

  2. снижение двигательной активности;

  3. эмоциональная перенапряженность;

  4. большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;

  5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий,

  6. главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.

Глава 2. Что такое стресс?

Стресс — это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем.

Слово «стресс» в нашу лексику пришло из английского языка (stress), а в английский из латинского и в переводе означает «давление», «напряжение».

Стресс определяется как способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора, адекватного качественной и количественной характеристике раздражителя. Стресс — это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Стресс — это всегда состояние повышенного напряжения, вызываемое воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени. По словам канадского ученого Ганса Селье, сформулировавшего концепцию стресса полвека назад, «стресс — это не то, что с нами случилось, а то, как мы это-воспринимаем».

Стресс — это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привести человека к вершинам творчества.

28 стр., 13724 слов

Профессиональный стресс в педагогической деятельности

... понятия стресс; обозначены специфические особенности профессионального стресса, в том числе в деятельности педагогов ... предрасположенность к заболеваниям. - Педагоги-воспитатели с ... стресса, синдрома эмоционального выгорания. Теоретический анализ современной психологической литературы синдром эмоциональный выгорание стресс Стрессоустойчивость педагогов в профессиональной деятельности. Профессия педагога ...

Г. Селье указывал, что в определенных количествах стресс живому организму необходим, что стресс не только зло, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание [8].

Стресс — это не только то, чего можно избежать, но и сила, которую каждый человек может использовать себе на пользу. Люди не должны бежать от стресса без оглядки, иногда стоит и оглянуться, смело оглядеться по сторонам и предпринять действия, которые помогут с ним справиться.

Ответная реакция на стресс зависит от характера человека. Одних стрессовая ситуация порой взбадривает и придает сил. Некоторые вянут без постоянного стресса, но большинство справляется с ним какое-то время, а потом он приводит к тяжелому психическому и физическому расстройству — дистрессу.

Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека, но и ряда заболеваний внутренних органов. Стресс уменьшает сопротивляемость организма, вызывает головные боли, несварение желудка, бессонницу. Существует много заболеваний, вызываемых стрессом. К ним относятся: гипертония, сердечные приступы, инсульт, депрессия, синдром хронической усталости, синдром раздраженного кишечника и другие расстройства пищеварения, ожирение, мигрень и нарушения дыхания. Постоянный стресс поражает также и иммунную систему, делая человека более чувствительным к инфекциям, раку и аутоиммунным заболеваниям. Примеры аутоиммунных болезней — ревматоидный артрит, системная красная волчанка, аутоиммунный тиреоидит, многие типы анемий. Многие вредные привычки зачастую_обусловлены_стрессом.

Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. Эмоциональное «выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической зашиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотерапевтические воздействия. Эмоциональное «выгорание» — приобретённый стереотип эмоционального повеления.

Эмоциональное «выгорание» часто имеет и неблагоприятные, дезадаптационные последствия, поскольку отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с коллегами-и-окружающими.

«Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.

Синдром профессионального «выгорания» — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Профессия педагога относится к ряду специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе-с-людьми-ресурсы-своей-психики.

Известный специалист в области психологии учителя Л. М. Митина еще в начале 90-х годов обнаружила, что показатели степени социальной адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профессий. В результате у педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов активных форм реагирования (и, прежде всего, агрессии) в среднем значимо превышает реакции астеничного характера (депрессии)[5].

23 стр., 11145 слов

Особенности профессионального стресса менеджеров в зависимости от пола

... менеджеров разного пола таких последствий профессионального стресса, как эмоциональное выгорание, заключается в изучении взаимосвязи профессионального стресса и эмоционального выгорания с личностными особенностями, а также в разработке ... задачи (35 % рабочих). Наличие стрессовых факторов, связанных с работой, способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих имеют головную боль, ...

Явление «выгорания» проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального «выгорания». Условия работы педагога далеко не комфортные. Это связано не только с физиологическими факторами, связанными с условиями труда: повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Но и с психологическими и организационными трудностями: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При такой работе день за днем уровень напряженности накапливается. Возможными проявлениями напряженности будут: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с детьми, коллегами.

Обобщение данных, позволило специалистам выделить три основные стадии синдрома-профессионального-«выгорания».

Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, т.е. провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких- либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти-лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, их родителей); «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо»; нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли но вечерам; «мертвый сон, без сновидений»; увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия — собственно личностное «выгорание». Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

3 стр., 1133 слов

Взаимосвязь самооценки педагога и успешности его профессиональной деятельности

... самооценка учителя (это касается как настоящих педагогов, так и будущих) — это соизмерение своих достижений с идеалом себя как личности и как профессионала. Настоящие педагоги ориентированы на ... — поступательное становление профессионализма педагогов на протяжении всей профессиональной карьеры. Под влиянием внешних ... здоровье. Создавайте ситуацию успеха каждому ученику каждый день. Заключение Самооценка ...

Предпосылками формирования профессионального «выгорания» являются:

1.Чрезмерное общение, эмоциональный контакт с большим количеством людей;

2.Непредсказуемые-ситуации;

3.Творческий-характер-работы;

4.Необходимость контроля собственного эмоционального состояния.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгорания», можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При «эмоциональном сгорании» налицо все три фазы стресса.

Во-первых, нервное-напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные «объекты работы». Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, то есть выборочное выполнение профессиональных функций.

В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести.

Глава 3. Восстановление профессионального здоровья педагога.

Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени согласованности интегральных характеристик личности учителя.

В современных условиях выделяются основные направления в решении данной проблемы.

Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности – воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком.

Второе – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной.

Третье – психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни учителя.

И четвёртое направление – повышение профессионального самосознания учителя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее. Первым шагом на этом пути является необходимость изменения отношения общества к учителю. Необходимо также осуществить проведение профилактики «Синдрома выгорания» у психолога, педагога, руководителя учреждения образования; помочь им почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы, за сохранение и укрепление собственного здоровья. Со слушателями образовательной Федеральной программы за счет часов регионального компонента мною проводился семинар-тренинг «Психология здоровья учителя». Перед проведением тренинга «Психология здоровья учителя», проводится комплексная диагностика, позволяющая определить нервно-психическое состояние у слушателей. Нервно-психическое состояние – это комплексная характеристика человека, которая отражает как свойства нервных процессов и особенности их проявления у индивида, так и его эмоциональное состояние. Нервно-психическое благополучие – «положительный» полюс указанной характеристики, выражающийся в субъективных переживаниях комфорта, безмятежности, физического и душевного благополучия и отсутствия проблем.

5 стр., 2095 слов

Причинение тяжкой или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта

... 1. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта по УК РФ 1.1. Состав преступления причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта Объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 113 УК, состоит в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью лица, спровоцировавшего своим противоправным или аморальным поведением состояние аффекта у ...

В качестве психодиагностического инструмента в программе используются четыре методики, совместное применение которых позволяет получить наиболее полное комплексное описание нервно-психического состояния: — тест Люшера, — методика «Субъективное время», — школа личностной тревожности методики Спилбергера, — методика САН. Результаты диагностики свидетельствуют о том что у 47,1% слушателей нервно-психическое состояние определяется как плохое. У 34% — нервно-психическое состояние в целом в пределах нормы. У 18,9 опрошенных – в целом хорошее. Как профессиональная группа (в процентном отношении к другим профессиям) учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Вся работа со слушателями была направлена на формирование способности организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности, на формирование позитивного отношения к самому себе, к открытому взаимодействию с миром, к изменениям, принятию ответственности. В процессе работы рассматривались проблемы специалистов, связанные с общением и взаимодействием, определялись важнейшие качества профессиональной пригодности педагога. Основные темы лекционного курса: «Актуальность проблем психологии здоровья», «Психологически здоровая личность. Главная особенность уравновешенного человека», «Психологическая типология личности и здоровье. Взаимоотношения психологических типов», «Факторы, влияющие на эмоциональные трудности учителей. Пассивное участие в лекционных курсах не снимает психического напряжения у педагогов и не помогает в решении проблем, вызванных общением с клиентами, поэтому в программе большое внимание уделяется обучению психотехническим навыкам. Проводится оздоровительный комплекс трансово-медитативных упражнений, направленных на пробуждение целительных ресурсов организма для профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств, а также для устранения их симптоматики.

Заключение.

Профессиональная деятельность педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе сложного педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, постоянное проникновение в суть их проблем, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное-воздействие-на-здоровье-педагога.

12 стр., 5507 слов

Влияние физической культуры на психическое здоровье

... v по количеству больничных койко-дней и дней освобождений от уроков физкультуры; v физическое здоровье - соответствие возрастно-половой норме физического развития; v духовное (психическое) здоровье - соответствие возрастно-половой норме нервно-психического ...

Педагогическим работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным-донором».

Таким образом, умение педагога противодействовать стрессовым ситуациям, поддерживать и улучшать своё эмоциональное и физическое самочувствие занимает важное место в укреплении психического здоровья педагога, способствует профилактике синдрома «эмоционального сгорания», а осознанное управление собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции является важнейшим компонентом психологического-образования.

Список использованных источников литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/professionalnyie-zabolevaniya-pedagogov-i-ih-profilaktika/

1.Онишина В.В. Курс лекций “Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников”. – М.: ПАПО, 2006;

2. Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”.

3.Биология в школе – М.: Школа-Пресс, № 4, 2008.

4. Интернет-ресурсы .

5.Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).

— М.: «Дело», 2004. — 216с.

6.Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта, 2008. — 200с.